Подобные стремления только вызовут раскол: север, центр, юг, восток Украины. Сейчас существует другая опасность - автокефалия (обособление от Московской Патриархии - ред.). Все благоразумные люди понимают, что автокефалия Украинской Церкви - это предательство. Разделение никогда ничего доброго не приносило. Господь молился: да будут все едины (Ин. 17, 21). Но едины только в духе православном. К сожалению, есть и сторонники автокефалии. Они говорят о некоей поместной украинской православной, национальной, автокефальной церкви... Исторически, жители Киевской Руси - это русские. А разделение - явное злодеяние антихристовых международных сил... Я думаю, что это чисто искусственное явление, и оно тоже пройдет. У вас много сторонников? Сторонники, конечно, есть, и сочувствующие есть, но сказать боятся. А чего они боятся - не знаю. У каждого своя совесть. Меня, честно говоря, этот вопрос не волнует. Меня волнует вопрос послушания. Я монах и несу послушание, которое Господь на меня возложил. Архиерейство - это послушание Богу. Но, если бы не было сторонников, не знаю, что случилось бы... Вот, скажем, встал вопрос об экуменизме. Мы собрали 14 тысяч подписей против этой гибельной ереси и отправили Святейшему Патриарху Алексию II и нашему митрополиту Владимиру. Хочется, чтобы никто не погиб. Конечно, это зависит не только от милости Божией, но еще и от решимости людей. Если желают не погибнуть, то Бог им поможет. Мой старец, отец архимандрит Кирилл (Павлов), который духовно руководит и молится за меня, в свое время, еще десять лет назад, когда я был подвержен всяким гонениям, как-то просто сказал: " Я на автокефалию ни за что не соглашусь, это - предательство. Стойте за Истину, не мешайте Богу. Господь Сам соберет людей для блага Церкви, для славы Божией " . Поэтому каждому православному нужно просить у Бога силы и решимости стоять и выстоять за Русь Святую и Веру Православную. За единство нашей Святой Русской Православной Церкви. За чистоту Святого Православия, так как только оно спасет мир. Если не будет пресной воды на земле, наступит смерть. А Православие - это соль. Лаврентий Черниговский говорил: " Вот, купола золотят, а души чернят " . Чем? Экуменизмом, глобализмом, разделением. Люди впадают в безумие и забывают, что сила в единстве, а не в амбициях. Быть архиереем и носить архиерейское звание - это разные понятия. Подобно тому, как быть настоящим доктором или просто иметь диплом врача...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

— Причина в положении самих этих организаций. Появление самого так называемого Киевского патриархата было очень конфликтным, связанным с личными амбициями бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Ситуация в украинском Православии является заложницей амбиций этого человека. — То есть, причина именно в персональных амбициях? Или и в том, что значительная часть украинских православных хочет иметь абсолютно независимую, прежде всего от Москвы, Церковь? — Мы ориентируемся на людей церковных, которые переполняют наши православные храмы. Большая часть украинских православных являются членами канонической Украинской Православной Церкви. — Но по опросам Центра Разумкова на протяжении последних лет все большая часть граждан причисляют себя к УПЦ КП. Уже сейчас таких больше, чем тех, кто относит себя к УПЦ МП. — Если доверять этим опросам на протяжении последних, скажем, десяти лет, то мы вообще уже не должны были бы существовать. Но мы есть, и мы являемся самой большой Церковью в Украине. Результат таких опросов, в частности, зависит от того, как именно сформулировать вопрос. А реальность такова: зайдите в воскресенье в храмы Украинской Православной Церкви и храмы так называемого Киевского патриархата, и вы сразу увидите, где больше людей. Можно сравнить и масштабы крестных ходов. Возьмем наш ход 27 июля, который возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий , и на который пришли люди по зову своих сердец, и тот ход, который происходил на следующий день, организованный государственными учреждениями по разнарядке, куда пришли не только православные, но и греко-католики и неверующие. И все же в нашем ходе принимали участие 250 тысяч людей, на другом — 60-65 тысяч. Мы живем во время больших мировоззренческих и геополитических сдвигов, и, к сожалению, мы стали даже не стороной, а объектом этих движений, а иногда даже жертвой. — В любом случае, признания новой автокефальной церкви от вас не будет ни при каких обстоятельствах? — Это незаконные и антиканоничные действия. Я знаю, что не только наша Церковь не признает этого, но и другие Поместные Православные Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5269944.ht...

Вот только с тех пор этого никто так и не признал. " Македонская церковь " десятки лет находилась в изоляции, и до нее практически никому не было дела. А на просьбу Георге Иванова в 2018-м легализовать раскольников Фанар не ответил. Тогда он был занят Украиной. Те же тезисы Спустя два года украинский автокефальный проект забуксовал. ПЦУ признают всего три поместных церкви: помимо Константинопольской, Элладская и Александрийская. Сама раскольническая структура не расширяется — число приходов так и остановилось на отметке около семи тысяч. Более того, в результате внутренних разногласий ПЦУ покинул один из отцов раскола на Украине — " почетный патриарх " Филарет Денисенко. Автокефальная тема уже не интересует украинскую власть — Петр Порошенко не переизбрался на второй срок, а новый президент Владимир Зеленский демонстративно отстранился от религиозных вопросов. Все это идет вразрез с многочисленными обещаниями патриарха Варфоломея о " скором признании и укреплении " статуса " новой церкви " в мире. И в этот кризисный момент непризнанная " Македонская церковь " напомнила о себе. Правда, устами не верующих, а политиков. Причем абсолютно по схеме Порошенко: забросав Фанар письменными обращениями. " Православный народ нашей страны заслуживает церковной независимости и автокефальной Македонской православной церкви с благословения и по решению Константинопольского патриарха " , — написал патриарху Варфоломею премьер страны Зоран Заев. Такое ощущение, что текст Заеву подсунули советники Порошенко. Они же, видимо, подсказали схему, на которую должен клюнуть Фанар. Как сообщают греческие СМИ, македонские власти хотят отдать местную непризнанную церковь в юрисдикцию Константинопольского патриархата, чтобы тот ее легализовал. А потом даровать ей томос — грамоту об автокефалии. Какую-то часть приходов греки оставляют за собой. Точно такие же договоренности были два года назад между Порошенко и Варфоломеем. Камень преткновения Но, в отличие от Украины, с македонцами патриарх не торопится. Видимо, сильно обжегся в прошлый раз. Тогда его решение привело к крупнейшему за многие века расколу в православном мире. А разрыв с Русской православной церковью стоил ему десятков тысяч верующих, переставших ездить на Афон.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/fanar_...

Что касается медийного освещения действий Фанара на Украине. Интересно, что еще до возникновения этой проблемы в болгарском журнале «Христианство и культура» появились две статьи. Первая - доцента Богословского факультета Софийского университета Светослава Риболова, в которой говорится: « С ростом напряжения между все более радикализирующимися православными и традиционно православными, с большой долей вероятности в близком будущем предстоит разделение Православной Церкви на две Церкви – прозападную с центром в Константинополе, которая продолжит мирно сожительствовать с западной демократией, которая будет считаться с основными европейскими ценностями и правовыми нормами, и с другой стороны – прорусскую Православную Церковь с центром в Москве, отрицающую демократические права человека и европейский правопорядок» (январь 2017 г.).   Вторая статья (май 2018 г.) – юриста и политика Атанаса Славова «Два политических мира современного православия», где так же обозначены полюсы: прогрессивный Константинополь и зловещая Москва . « Современное православие глубоко раздвоено в своем отношении к политической современности, понимаемой как политический порядок, основанный на демократии, правах человека и верховенстве права. В общих чертах этот разлом может быть проиллюстрирован через отношение Поместных Православных Церквей к демократии, правам человека и международному правовому порядку. В свете проведения в 2016 г. Собора на о. Крит и неучастия в нем четырех автокефальных Церквей можно сделать критический анализ глубоких (гео-)политических разделений в рамках православия – между демократическими государствами, в которых Православная Церковь - активный партнер и участник демократического общества, и авторитарными государствами, где Церкви инструментализованы для поддержки режима». Освещение украинского церковного вопроса в СМИ в рамках «активного мероприятия» либеральных кругов Болгарии заключалось в представлении проблемы в нужном свете: как битва Москвы и Константинополя за лидерство в православии, как борьбу украинского народа (монолитного!) за независимую от России Церковь. О раскольниках - или ни слова, или (в православной среде невозможно об этом не упомянуть) - как о не таких уж раскольниках, как о прощенных раскольниках п. Варфоломеем (что без покаяния – тоже опускалось). О канонах – или ничего, или искаженно, Максимальное затуманивание проблемы и старание дезориентировать, запутать аудиторию. Для «озвучивания» использовался известный всем костяк вещателей и масса медийных площадок. Вот заголовки некоторых таких публикаций и телебесед в октябре 2018 г.:

http://ruskline.ru/opp/2021/12/22/deistv...

На самом деле, угроза нешуточная, учитывая вполне уголовную лексику Порошенко, который не так давно заявил, что после дарования автокефалии " … пальцы веером Московский патриархат тут расставлять больше не будет " . Надо заметить, впрочем, что широта души, такая, что из-за расставленных пальцев скоро в двери не смогут пролезать, свойственна многим участникам истории этой автокефалии. Не так давно, глава ныне как бы упраздненного " Киевского патриархата " Филарет Денисенко посоветовал отдать Константинопольскому патриархату Андреевскую церковь, бывшую дотоле в пользовании других раскольников – УАПЦ ( " Украинской автокефальной православной церкви " ). Что и было сделано, не спрашивая их согласия. Чуть позже уже представитель этой самой УАПЦ Гавриил Кризина призвал жителей Закарпатья передать Константинопольскому патриархату монастырь Архистратига Михаила канонической Украинской Православной Церкви в селе Грушево. Так сказать, аттракцион невиданной щедрости. Эти же щедрость и широта, надо заметить, и не только к церковным делам применяются. На днях секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Турчинов объяснял, что Украина должна доказать всему миру, что в Азовском море действует международное право. А как такое доказать? А вот просто: " не будет для нас проблемой, в случае угрозы, уничтожить любую переправу или мост, в том числе и тот, очень разрекламированный " . Непонятно, правда, как он, при таком-то умище, в райкоме ВЛКСМ работал. Или пастором. Странно, что столь широко растопыренные пальцы, при общении с вышестоящими сжимаются и быстро куда-то исчезают. Командующий Военно-морскими силами Украины Игорь Воронченко выступил с идеей уговорить Турцию закрыть для этих клятых м-м-м … северных агрессоров Босфор: " … будем пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике… " . Ага. Письмо султану, новая редакция – будем пытаться просить. Трогательно, да. Возвращаясь же к теме " как бы автокефалии " , итог на конец года таков – из двух раскольничьих сборищ – " Киевского патриархата " и УАПЦ создано одно новое, ничуть не менее раскольничье. Какая будет аббревиатура – ЕПУЦ, УПАЦ, ПЦУ – до сих пор непонятно, да и неважно. Никакой автокефалии реально предоставлено не будет – Варфоломей твердо настроен на приобретение себе в подчинение целой церковной области, и вовсе не собирается с кем-то властью делиться. Он ради этого с анафемой Денисенко и всем его раскольным сборищем в церковное общение решил войти. Правда, в самом раскольном сборище думают иначе – Денисенко столь же твердо намерен и дальше оставаться " патриархом " . Ну и что, что с приставкой " почетный " ? Это даже хорошо – почета больше будет.

http://radonezh.ru/2018/12/21/itogi-goda

Хочу вновь повторить – не Русская Церковь несёт ответственность за разрыв общения между нашими Церквами. Я даже больше скажу – Константинопольский Патриархат сам прекратил общение с Украинской Православной Церковью, ведь по его мнению такой Церкви больше не существует. Разве можно теперь представить, что Патриарх Константинопольский пригласит к сослужению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия? Со своей стороны мы были вынуждены прекратить общение с Константинопольской Церковью, руководствуясь церковными канонами, согласно которым вступивший в общение с отлучённым сам отлучается от общения. Мы не теряем надежды, что общение между нашими Церквами будет восстановлено. Но для этого Святейший Патриарх Варфоломей должен отказаться от действий, которые являются не просто нарушением канонов, но отрицанием самой православной экклезиологии.   – В годы президентства Порошенко мне приходилось бывать на Украине, встречаться с общинами, пострадавшими от захватов храмов. Видео захватов меня просто потрясли. Конфликты между общинами, массовые избиения духовенства и верующих – это было ужасно. Какова ситуация при новом президенте Зеленском? Снизилось ли количество конфликтов?  – Да, захваты храмов – одно из самых тяжёлых последствий предоставления украинской «автокефалии». Захваты оформлялись как «добровольные переходы» общин в «автокефальную» Церковь, но на деле храмы у общин отбирали часто силой, на основании поддельных документов, вопреки решениям судов. В сети немало видео, где крепкие молодые люди бьют старушек и ломают им руки, срывают кресты со священников и вышвыривают их из храма… Есть даже запись, на которой сторонник украинской «автокефалии» бьёт епископа. Большинство участников захватов – люди радикальных убеждений, но я уверен, что они не ходят в церковь. Предоставление «автокефалии» спровоцировало их на насилие. Но к реальной жизни Церкви это не имело отношения. Зайдите в интернет, посмотрите текущую хронику богослужений: у раскольников храмы стоят пустыми. Захваты храмов – это чистая политика. Основная волна захватов была организована к президентской кампании 2019 года. С уходом Порошенко и сменой подконтрольных ему местных властей напряжение спало. Захваты продолжаются в тех регионах, где Порошенко ещё сохранил влияние.

http://mospat.ru/ru/news/87095/

Такая позиция Поместных Православных Церквей мира совпадает с позицией нашей Церкви. Украинская Православная Церковь от начала возникновения раскола последовательно выступала за восстановление церковного единства. Однако, по нашему глубокому убеждению, путь к восстановлению церковного единства и к возможному автокефальному статусу не должен пролегать через легализацию раскола и замену им Церкви Христовой. В частности, в Постановлении Юбилейного Собора УПЦ, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 8 июля 2011 года, было отмечено, что  «…восстановление единства украинского Православия должно происходить согласно канонам Православной Церкви, без вмешательства политических сил и через возвращение тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской Православной Церкви»  (пункт 11). Главным критерием в принятии всех церковных решений является польза для Церкви, а метод принятия таких решений должен заключаться в соборном обсуждении важных и актуальных как для отдельной Поместной Православной Церкви, так и для всего мирового Православия вопросов. Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви. С новейшей истории Православной Церкви в Украине можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии. Дискуссия о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине длится уже почти 100 последних лет. Однако, за все это время всем инициативам в этом направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил, что привело к самовольным образованиям неканонических структур: сначала «Украинской Автокефальной Православной Церкви», а затем — «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». Таким образом, исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы — все это ведет не к церковному единству, а только к расколам. А потому, это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Так называемая автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом не канонической Украинской Православной Церкви — крупнейшей конфессии Украины, насчитывающей в настоящее время 108 архиереев, 12 381 приход, 12 513 священнослужителей, 260 монастырей и 4 630 монашествующих, — а группе раскольников, которые от нее отпали и продолжают против нее вражду. Именно из этих лиц, не имеющих законной хиротонии и благодати священства, и из их единомышленников Константинопольский Патриархат вопреки канонам образовал «автокефальную церковь». И именно с этой раскольнической безблагодатной структурой Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор вступил в общение. Священный Синод Русской Православной Церкви со скорбью отмечает искажение православной экклезиологии, проявившееся в реализации сценария так называемой украинской автокефалии. Однако это искажение допущено не Русской Церковью, как утверждается в коммюнике Александрийского Синода. Оно обнаруживается в деяниях Константинопольского Патриархата, беззаконно вторгшегося на Украину, а также в заявлениях его высоких представителей. Попытки утвердить первого по диптиху Предстоятеля в качестве «первого без равных» в Православной Церкви, который якобы обладает исключительным правом по своему усмотрению предоставлять и отнимать автокефалии, отторгать у Поместных Церквей их части, в одностороннем порядке отзывать документы более чем трехсотлетней давности, единолично отменять судебные решения Архиерейских Соборов иных автокефальных Церквей, произвольно «восстанавливать» в священном сане лиц, никогда его не имевших, — являются несомненным отступлением от святоотеческого учения о Церкви и многовекового православного Предания. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви помнят выступления Предстоятелей Александрийской Православной Церкви в поддержку канонической Церкви на Украине в лоне Московского Патриархата, включая заявления Блаженнейшего Патриарха Феодора, которые он неоднократно делал в прошлом вплоть до недавнего времени. Как свидетельствовал Его Блаженство в 2016 году в одном из интервью, он всегда занимал «такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви». В 2018 году, посещая Одессу, Предстоятель Александрийского Патриархата призывал верующих быть верными «канонической Церкви Украины, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий».

http://radonezh.ru/2022/01/28/zayavlenie...

Так называемая автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом не канонической Украинской Православной Церкви — крупнейшей конфессии Украины, насчитывающей в настоящее время 108 архиереев, 12 381 приход, 12 513 священнослужителей, 260 монастырей и 4 630 монашествующих, — а группе раскольников, которые от нее отпали и продолжают против нее вражду. Именно из этих лиц, не имеющих законной хиротонии и благодати священства, и из их единомышленников Константинопольский Патриархат вопреки канонам образовал «автокефальную церковь». И именно с этой раскольнической безблагодатной структурой Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор вступил в общение. Священный Синод Русской Православной Церкви со скорбью отмечает искажение православной экклезиологии, проявившееся в реализации сценария так называемой украинской автокефалии. Однако это искажение допущено не Русской Церковью, как утверждается в коммюнике Александрийского Синода. Оно обнаруживается в деяниях Константинопольского Патриархата, беззаконно вторгшегося на Украину, а также в заявлениях его высоких представителей. Попытки утвердить первого по диптиху Предстоятеля в качестве «первого без равных» в Православной Церкви, который якобы обладает исключительным правом по своему усмотрению предоставлять и отнимать автокефалии, отторгать у Поместных Церквей их части, в одностороннем порядке отзывать документы более чем трехсотлетней давности, единолично отменять судебные решения Архиерейских Соборов иных автокефальных Церквей, произвольно «восстанавливать» в священном сане лиц, никогда его не имевших, — являются несомненным отступлением от святоотеческого учения о Церкви и многовекового православного Предания. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви помнят выступления Предстоятелей Александрийской Православной Церкви в поддержку канонической Церкви на Украине в лоне Московского Патриархата, включая заявления Блаженнейшего Патриарха Феодора, которые он неоднократно делал в прошлом вплоть до недавнего времени. Как свидетельствовал Его Блаженство в 2016 году в одном из интервью, он всегда занимал «такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви». В 2018 году,  посещая  Одессу, Предстоятель Александрийского Патриархата призывал верующих быть верными «канонической Церкви Украины, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий».

http://foma.ru/zajavlenie-svjashhennogo-...

 Формально у нас много людей в церкви, а практически у нас мало людей. Вот эти «формальные» живут своим умом, со своими ветрами в голове. Откуда в голову надуло, туда они и побежали. Так что, конечно, это большой вызов для церкви, для ее внутренней работы над ошибками. - Не секрет, что в Украинской православной церкви Московского патриархата долгое время среди части архиереев и священников существовало автокефалистское крыло, которое ставило перед собой задачу церковного разрыва с Москвой и создания украинской поместной церкви. Считалось, что главой этой партии является нынешний митрополит Александр (Драбинко), но ведь мы же прекрасно понимаем, что он не мог бы так в открытую действовать, если бы не покровительство самого покойного ныне киевского митрополита Владимира. Почему в церкви не раздавались голоса против такого положения вещей? — Украинская церковь просто не нашла себя. Она не задавала себе вопроса: «Кто мы?» и соответственно: «Где мы?». Даже если бы он и был задан, то на него не было бы ответа, потому что одни бы начали относить себя к Западу, а другие — к Востоку. Вообще, украинская церковь обладает очень ограниченным ресурсом самооценки. Она должна признаться в этом, она должна понять, что у нее очень мало интеллектуальных и духовных сил для полноценной автокефалии. Но они себе в этом не признаются. Автокефалия — это детский бунт. Это бунт зарвавшегося прыщавого пацана против взрослых родителей. Он просто сам хочет «порулить». На самом деле, там, в этой автокефальной партии, мало потенций, мало ресурсов. Когда пена уляжется, когда начнется разбор эпохи Блаженнейшего Владимира, то поймут, что она характерна не только его личной праведностью, но она характерна и еще какими-то серьезными кадровыми просчетами. Об этом пока никто не говорит. Видимо, время не пришло. Так получилось, что он, праведный человек, окружил себя непонятно кем. И у меня вопрос: почему так происходит, что праведный человек часто окружает себя непонятно кем? - Может, это было связано с его болезнью и немощностью в конце жизни?

http://radonezh.ru/monitoring/evromaydan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010