Это еще и ответ на насущную потребность Украинской Православной Церкви. Ведь проблема церковных разделений является сегодня особо актуальной именно в Украине. За последние два десятилетия наш церковный корабль постигло немало потрясений. В результате сегодня в Украине наряду с канонической Украинской Православной Церковью, сохраняющей единство с Московским Патриархатом, существует и несколько неканонических образований, отделившихся от нашей Церкви. Из них наиболее крупными являются «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ). Чтобы мы могли оценить масштаб церковных разделений в Украине, я приведу данные официальной государственной статистики. По состоянию на 1 января 2010 года Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий было зарегистрировано 11 704 общины канонической Украинской Православной Церкви, 4 251 община УПЦ КП и 1 194 общины УАПЦ. Таким образом, сегодня вне общения с Вселенским Православием в Украине находится более пяти тысяч общин. Это существенная цифра. Фактически численность паствы неканонических церковных структур в Украине превосходит масштабы некоторых Поместных Православных Церквей. И это серьезный вызов для всех нас. Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой, которые требуют искусного и внимательного лечения. И как больно бывает слышать из уст верных чад нашей Церкви утверждения о том, что нас не должна волновать судьба братьев и сестер, находящихся вне евхаристического общения с нами. Больно слышать от людей, считающих себя христианами, слова презрения по отношению к нашим соотечественникам, пребывающих в составе неканонических объединений. Отказ от врачевания раны раскола противоречит самому духу Евангелия, вступает в противоречие с учением отцов Церкви. Вспомним слова Спасителя: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

http://patriarchia.ru/db/text/1123023.ht...

11 дек. 1941 г. Брестским еп. Венедиктом (Бобковским ; впосл. архиепископ РПЦЗ) назначен благочинным Брестского окр. и председателем епархиального управления (канцелярия размещалась в доме иерея). Фактически управлял полусамостоятельным Брестским викариатством в отсутствие еп. Венедикта, большую часть времени пребывавшего в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В период нем. оккупации прот. Митрофан противостоял попыткам белорус. и укр. автокефалистов утвердиться в Бресте, отказался перейти под омофор Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева), примкнувшего к неканоничной Украинской автокефальной Православной Церкви. Преподавал Закон Божий в брестской гимназии и на педагогических курсах, окормлял православных верующих в госпиталях и в сформированном немецким командованием 3-й Донском казачьем полку, расквартированном в Бресте. Добился от оккупационных властей пастырского посещения лагеря советских военнопленных. Протестовал против снятия по решению немецких властей колоколов с Николаевского храма. Оказывал помощь семьям бойцов, ушедших в партизаны, спас неск. евреев, выдав им справки о крещении. В мае 1942 г. еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ), назначенный на Брестскую кафедру Собором каноничной автономной Украинской Православной Церкви, освободил прот. Митрофана от должности председателя епархиального управления с сохранением в правах благочинного Брестского окр. и назначил его первенствующим членом духовной консистории. По просьбе еп. Иоанна, избегавшего контактов с оккупационными властями, вел трудные переговоры с представителями нем. служб, старался не допустить их вмешательства в дела Церкви. В сер. 1943 г. у прот. Митрофана ухудшились отношения с еп. Иоанном, т. к. он выступал против предложений архиерея, стремившегося к большей украинизации церковной жизни. Из-за этого, а также из-за конфликта с приближенным к еп. Иоанну прот. Михаилом Зеленецким прот. Митрофан ушел с должности первенствующего члена духовной консистории, а затем и с должности благочинного. В 1944 г. еп. Иоанн принял решение об исключении прот. Митрофана из клира Брестской епархии и о запрете его в священнослужении из-за критики решений архиерея о переводе богослужения на белорусский язык. Однако глава автономной Белорусской Православной Церкви Минский митр. Пантелеимон (Рожновский) отказался утвердить это решение, потребовав от еп. Иоанна в резолюции от 29 июня 1944 г. «не заграждать уста таких ревностных и достойнейших пастырей Церкви».

http://pravenc.ru/text/2563436.html

Во-первых, Константинопольский Патриарх четко и ясно заявил, что основополагающим принципом распределения церковной юрисдикции является принцип территориальный. Потому любые " сепаратистские, этнофилетические и националистические тенденции в Церкви " он квалифицировал как " экклезиологическую ересь " . Во-вторых, Патриарх Варфоломей изложил ставшее в последние годы традиционным для Константинополя учение о первенстве во Вселенской Церкви. Хотя Церковь Христова и выполняет свою духовную миссию " посредством созыва Вселенских или Поместных Соборов " , тем не менее " Вселенскому Патриархату, как Первому Престолу в Православной Церкви была предоставлена исключительная ответственность и обязательная миссия заботиться о сохранении веры в таком виде, как она нам была передана, и за соблюдение канонического порядка " . В подтверждение этого тезиса Патриарх сослался на третье правило Второго, девятое, семнадцатое и двадцать восьмое правила Четвертого и тридцать шестое правило Пято-Шестого Вселенских Соборов. Таким образом, Константинопольский Патриарх уже в течение семнадцати веков несет свое служение в этом качестве, и кроме того " он принял на себя исключительную миссию распространения Православной веры среди всех народов Восточной и Центральной Европы " . В-третьих, Вселенский Патриарх (в соответствие с указанными канонами) имел возможность " узурпировать исключительные полномочия Соборов " , но добровольно от этого отказался. Более того, ради церковной пользы Вселенский Патриархат готов был идти на умаление своих законных прав обладания теми или иными церковными областями. Предоставление автокефального статуса Элладской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквам Патриарх Варфоломей оценил исключительно как уступку воле национальных правительств. Однако лучшим примером икономии (или " самоумаления " ) Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей назвал согласие на переход Украинской Церкви под юрисдикцию Московского Патриарха (1686). Версия событий XVII века, изложенная Патриархом Варфоломеем, заслуживает внимания. Переход Киевской Митрополии в состав Московского Патриархата Святейший Варфоломей квалифицировал как " аннексию " , совершенную Российским государством. Присоединение Украины к России Патриарх Варфоломей также назвал аннексией. Тем не менее Константинопольский Патриархат (в лице Патриарха Дионисия IV) все же согласился на отторжение от него самой богатой из митрополий, чтобы " оказать Украинской Церкви всемерную церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на более полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления " .

http://religare.ru/2_56521.html

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ. Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5818280...

Константинопольская церковь, как мы понимаем, по уставу не является политической организацией. Ссылка же на «большинство приходов» лукава вдвойне. Большинство приходов раскольнической структуры (именуемой «Эстонская апостольская православная церковь») насчитывает около 7 (семи) тысяч человек. Но приверженцами Московского патриархата РПЦ являются 170 тысяч! Московский патриархат в 1996 году разорвал евхаристическое общение с Фанаром. Разрыв длился всего несколько месяцев (февраль-май) и после серии переговоров, когда был достигнут некий компромисс, евхаристическое общение было восстановлено. При этом Московский патриархат не признал церковные структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви. Очевидно, что Константинополь на Украине пошёл схожим путём, опираясь на желание политиков и раскольников. Вспомним, в апреле 2018 года президент Порошенко подписал Обращение к Варфоломею о предоставлении Томоса (указа) «об автокефалии Православной Церкви в Украине», которое поддержала Рада и главы двух не признанных вселенским православием структур - УПЦ КП (филаретовский раскол) и УАПЦ (революционные самосвяты). Каноническая церковь Украины - Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП) - открестилась от Обращения. Заявление архиереев УПЦ, под которым стоят подписи всех присутствовавших, гласит: «Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом». Более того, участвуя 14 сентября в заседании Синода РПЦ по скайпу, митрополит Онуфрий высказался по поводу появления двух «экзархов»: «Действительно, оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину. Один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой - со стороной «митрополита» Макария, главы " Украинской автокефальной православной церкви " . Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем...».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/18/...

4. Засвидетельствовать глубокую озабоченность в связи со вступлением в силу дискриминационного Закона Украины " О внесении изменений в Закон Украины " О свободе совести и религиозных организациях " " , на основании которого светские политики намерены добиваться лишения Украинской Православной Церкви ее канонического и законного наименования. Расценить это законодательное деяние как грубое нарушение принципа невмешательства государства во внутренние дела религиозных общин, закрепленного в Конституции Украины. Обратить внимание на противоречие данного закона основополагающим международным документам о защите прав и свобод человека. 5. Обратиться к Предстоятелям и Священным Синодам братских Поместных Православных Церквей с призывом поддержать митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, епископат, духовенство, монашествующих и верных чад Украинской Православной Церкви в связи с переживаемыми испытаниями, а также не признавать сообщество, учрежденное на так называемом " Объединительном соборе " 15 декабря 2018 года в Киеве, в качестве автокефальной Поместной Православной Церкви. ЖУРНАЛ 99 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о принесении десницы святителя Спиридона Тримифунтского в Россию. Справка: С 24 августа по 14 октября 2018 года с острова Корфу в Россию для поклонения была принесена святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского. За время пребывания в России мощи находились в следующих епархиях: Екатеринодарской (с 24 по 29 августа), Екатеринбургской (с 30 августа по 1 сентября), Красноярской (со 2 по 4 сентября), Кемеровской (с 5 по 6 сентября), Московской (с 7 по 9 сентября в областной части и с 21 сентября по 14 октября в городской части), Тульской (с 10 по 11 сентября), Санкт-Петербургской (с 12 по 14 сентября), Тверской (с 15 по 16 сентября), Саратовской (с 17 по 18 сентября), Чувашской (19 сентября), Ярославской (20 сентября). 21 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную встречу ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского в г. Москве.

http://religare.ru/2_116930.html

в ходе этих событий подвергся оскорблениям. Правосл. верующие смогли отстоять в Луцке лишь один Покровский храм, при к-ром с этого времени разместились епархиальное управление и ДС. Тяжело пережив разгром Волынской епархии, В. направил в Свящ. Синод УПЦ прошение о переводе на др. кафедру. 25 авг. 1992 г. он был назначен епископом Николаевским и Вознесенским, с 23 июня 1993 г. В.- епископ Сумской и Ахтырский, с 27 июля 1995 г. епископ Ровенский и Острожский, 23 нояб. возведен в сан архиепископа. Возглавляемая В. Ровенская епархия в наст. время является одной из крупнейших в УПЦ. В епархии возрождены 2 муж. и 4 жен. мон-ря, в т. ч. Дерманский во имя Св. Троицы и Межиричский во имя Св. Живоначальной Троицы . Открыты Корецкое регентско-катехизаторское уч-ще и Городокское уч-ще регентов-псаломщиков, ректором к-рого является архиерей. Действуют 97 воскресных школ и 2 братства, издаются 2 газеты. Положение епархии осложняется непрекращающимися попытками захватов храмов и др. враждебными действиями со стороны раскольников (на территории епархии действуют 217 общин УПЦ КП, 17 общин Украинской автокефальной православной церкви и др.). В. ведет затяжную борьбу за возвращение епархии Воскресенского кафедрального собора в г. Ровно; в наст. время в качестве кафедрального собора используется подвальное помещение нижнего храма Воскресенского собора, крайне тесное и неудобное для совершения богослужений. 28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) возведен в сан митрополита. В. награжден орденами РПЦ св. Владимира 3-й степени (2000), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2003), св. блгв. кн. Даниила Московского I степени (2008), орденами УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 2-й степени (2003), «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2001), орденом Польской Православной Церкви св. равноап. Марии Магдалины 2-й степени (1997), а также гос. орденом Украины «За заслуги» 3-й степени (2001). Лит.: Наречение и хиротония архим. Варфоломея (Ващука) во еп. Волынского и Ровенского//ЖМП. 1990. 8. С. 26-29; Архиерейский собор РПЦ, 31 марта - 1 апр. 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 6. С. VI, IX, XIII, XVI; Архиерейский Собор РПЦ, 11 июня 1992 г. Мат-лы//Там же. 1992. 8. С. II, VII-XII; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. 1989-1997. М., 1998. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ)

http://pravenc.ru/text/154399.html

" Также и митрополит Владимир, будучи главой Украинской православной церкви, сумел сохранить это единство внутри Русской православной церкви, своими угасающими слабыми силами, не позволил национализму возобладать над евхаристией " , – добавил он. УПЦ после Владимира: перспективы Говоря о будущем развитии ситуации внутри Украинской православной церкви, Щипков предположил, что окружение нынешнего местоблюстителя УПЦ митрополита Онуфрия будет оставаться " очень непростым и порой конфликтным " . При этом эксперт отметил, что пока что испытывает " оптимистические ощущения " . " Сегодня украинцы и русские, которые родились и живут в одной стране, в карманах которых лежат одинаковые паспорта, подтверждающие их общее украинское гражданство, которые принадлежат в своем большинстве одной религии, убивают друг друга. Во время гражданской войны неизбежно осложняется и внутрицерковная ситуация. Поэтому риски повреждения церковного сознания и внутрицерковного единства чрезвычайно велики. Но, наблюдая за последними реакциями и высказываниями и владыки Онуфрия, и его ближайшего окружения, мне кажется, что, в общем пока что это единство сохраняется " , – отметил собеседник агентства. " На новом руководстве УПЦ МП лежит огромная историческая ответственность – сохранение канонического церковного единства. Митрополит Владимир с этой задачей справился и таковым теперь останется в церковной истории навсегда " , – заключил Щипков. На Украине в настоящее время действует каноническая Украинская православная церковь, которая является самоуправляемой Церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры – УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Священный Синод УПЦ Московского патриархата 24 февраля постановил создать комиссию для диалога с этими структурами. Чем известен митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру – Виктор Маркиянович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье.

http://religare.ru/2_104657_1_21.html

— В своих выступлениях президент Порошенко очень жестко высказывается в отношении России и Русской Церкви. Как оценивает эти заявления Русская Православная Церковь? — На днях президент Украины Порошенко заявил, мол, у нас появилась церковь, которая не молится за Путина, за российскую армию и российский народ. Но на самом деле Украинская Православная Церковь никогда не молилась ни за Путина, ни за российский народ, ни за российскую армию. За каждым богослужением в каждом храме Украинской Православной Церкви возносится молитва «о стране нашей, о властех и воинстве ея». А для ее верующих «страна наша» — это Украина. И власти, за которых молятся украинские православные верующие, — это президент Украины, а не президент России. И армия, молитва о которой звучит в этих храмах, — украинская, а не российская армия. К сожалению, президент Порошенко не захотел это услышать, хотя каноническая Церковь неоднократно во всеуслышание заявляла об этом. И члены Украинской Православной Церкви — это люди, которые родились в Украине, которые имеют украинский паспорт и любят свою страну. Это не какие-то иностранные агенты, проживающие на территории Украины. Поэтому когда спикер Верховной Рады Парубий, который является по вероисповеданию греко-католиком, но участвовал в сборище в Софии Киевской, предлагает переименовать Украинскую Православную Церковь в Российскую Православную Церковь в Украине, надо понимать, что это наименование не соответствует самопониманию епископата, клира и верующих канонической Церкви. Они не являются членами Российской Церкви. Российской Церкви вообще не существует — есть Русская Православная Церковь, чья каноническая юрисдикция простирается на пятнадцать государств, и в каждом из этих государств молятся за свои власти, за свой народ и за свою армию. — Мы видим, что раскольнический патриарх Филарет продолжает сам себя называть патриархом. Как это может допускать Вселенский или любой другой Патриархат? Разве это не скандал для всего Православия? — Решение, которое было принято 15 декабря в Киеве и получило поддержку в Константинополе, стало следствием компромисса, достигнутого за счет очень сложных переговоров, которые вели разные стороны этого процесса. В частности, для Константинопольского Патриарха было важно отстранить от управления создаваемой «автокефальной церковью» лжепатриарха Филарета Денисенко, потому что это слишком скандальная фигура. Президент Порошенко взял на себя миссию не допустить его к руководству новой структурой, но сам Филарет вовсе не собирался и не собирается отказываться ни от незаконно присвоенного себе патриаршего титула, ни от других привилегий.

http://patriarchia.ru/db/text/5326907.ht...

— Отделение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, о котором иногда говорят сторонники ее автокефалии, — это зло или благо, по-Вашему? — Автокефалия имеет свои условия, исторические и церковные. Автокефалия — относительно новый феномен, который ведет свою историю примерно с IV века. Она придумана именно для того, чтобы обеспечивать единство Церкви, а не разрушать его. Сегодня те, кто все время говорит об автокефалии, ведут борьбу против единства Церкви, потому что в их понимании автокефалия — это не внутренняя свобода, не ответственность за управление местной Церковью, а как бы государственная суверенность. Нация с нацией не хочет соприкасаться. Но это невозможно: в Церкви все друг с другом связаны. Если кто-то является членом Московского Патриархата, он автоматически принадлежит и нам, сербам, мы все вместе — одно тело, один организм. Но нашим братьям-автокефалистам это непонятно, они мыслят категориями политики и земных ценностей, а не церковности. Автокефалия может произойти исторически как процесс нормального роста, созревания. Тогда это разрешается с согласия всех Церквей, а не насильственными методами. Такая автокефалия не признается. К сожалению, есть разные ложные автокефалии. У нас — так называемая македонская автокефалия, одна из группировок на Украине тоже называется «автокефальной церковью». Так же было в Болгарии несколько лет назад. К сожалению, это довольно частое явление именно потому, что люди рассуждают по-светски. Если это нужно и полезно, то когда-нибудь оно сбудется, но в результате конструктивного диалога внутри Церкви и созревания изнутри. Никто никогда ничего не исключает. Мы тоже сказали нашим раскольникам, когда вели с ними переговоры, что об этом мы должны разговаривать все — и Константинополь, и Москва, и если это полезно, то оно произойдет в свое время. А путем путча, путем насилия нельзя заставить Церковь дать вам то, что вам не дано. — Как Вы оцениваете миротворческие усилия Украинской Православной Церкви? — Конечно, для нас всех миротворчество — святая задача. Когда у нас была война, нам помогали наши православные братья: русские, греки и остальные, помогали и честные неправославные христиане. Много делал ныне покойный Патриарх Алексий II и тогдашний митрополит Смоленский, нынешний Патриарх Кирилл. Организовывали конференции, приезжали в Сараево, когда была война.

http://patriarchia.ru/db/text/3880830.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010