– А что же думают об этом внутри Украинской Православной Церкви? – Как показала состоявшаяся недавно в Киево-Печерской лавре встреча архиереев с президентом Украины и последующий Архиерейский собор, этот вопрос неактуален и внутри УПЦ. Нас сегодня волнует в первую очередь комплекс застарелых церковно-государст­венных вопросов, которые препятствуют выполнению миссии в обществе. Это проблема статуса юридического лица, который с 1918 года так и не возвращен Церкви. И законодательное обеспечение ее социального служения, и реституция церковной собст­венности, и преподавание «Закона Божия» в школах, и проблема налогообложения и тарифов для приходов и монастырей – все приравнено к промышленным предприятиям. Понимаете, в чем парадокс: власть на протяжении пятнадцати лет не дает нам покоя со статусом УПЦ в православном мире, но мало интересуется реальным положением Церкви в родной стране. – Значит, вопрос расширения автономии УПЦ не будет подниматься ближайшее время? – С 1990 года, согласно томосу, наш статус больше, чем автономная (независимая), и меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая) Церковь. Мы имеем свой Священный Синод, сами поставляем епископов, решаем все вопросы церковной жизни. Главное в Церкви – не статус, не форма административного устройства, а то, выполняет ли она свою спасительную миссию, предначертанную Господом. – Возможно, статус все-таки имеет определенное влияние в этом вопросе? Самостоятельная Церковь может выполнять свою миссию эффективнее. – Несмотря на все сложности и даже кровавые гонения, наша Церковь уже тысячу лет осуществляет миссию на этой земле. Ее таинства благодатны и спасительны, что признано всем христианским миром. – Но «границы» автономии все время «плывут» – то говорят о «широкой автономии», то о ее «сужении»… Так где же они теперь пролегают, эти границы? – Томосом 1990 года нам дана широкая автономия. С тех пор «границы» ее не менялись. Все канонические правила, которые существуют в отношении автономных Церквей, соблюдаются в отношении Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5003.html

На Полтавском епархиальном съезде, проходившем 3-6 мая 1917 г., националистическая позиция протоиерея Феофила Булдовского и его единомышленников стала доминирующей. На съезде был представлен подготовленный Феофилом Булдовским доклад " Об украинизации Церкви " . По докладу съездом была принята резолюция, излагавшая программу переустройства Церкви на Украине и пробуждения национального сознания в церковной среде. Резолюция предусматривала: введение украинского языка в качестве богослужебного; возрождение в богослужебной практике древних чинов, обрядов и обычаев, ранее существовавших на Украине; строительство храмов в национальном стиле; украинизацию Киевской Духовной академии и других духовных школ на территории Украины; запрет на поставление великороссов на епископские кафедры Украины и т.д. Полтавский епархиальный съезд также постановил войти в сношение с другими епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. После того, как в ходе послереволюционных преобразований в церковной сфере духовная консистория Полтавской епархии была заменена епархиальным управлением, протоиерей Феофил Булдовский вошел в состав последнего и стал в нем лидером украинофильской группировки духовенства. Однако Булдовский испытал на себе значительное влияние архиепископа Полтавского Парфения (Левицкого), который, выступая за усиление национального украинского начала в церковном жизни, тем не менее призывал к проведению украинизации в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Близость позиции архиепископа Парфения и протоиерея Феофила обусловила резко негативное отношение обоих к Киевскому собору 1921 г., положившему начало т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ) и ее неканонической иерархии " самосвятов " -липкивцев. " Самосвяты " развернули на Полтавщине активную деятельность, поставив в 1922 г. Константина Кротевича " епископом Полтавским " , а Александра Ярещенко - " епископом Лубенским " . Оба самосвятских лжеархиерея стали пропагандировать среди полтавской паствы националистическо-модернистские идеалы УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Но помимо несостоятельности аргументов, показателен сам принципиальный подход Денисенко и ретранслирующей его позицию пресс-службы " УПЦ-КП " . В ответ на призыв Святейшего Патриарха Кирилла о невмешательстве государства в церковную жизнь и ненасилии по отношению к Церкви они начинают оправдывать подобные подходы. Их аргументы не состоятельны, но показательны – вожди раскола считают наилучшим именно силовой и политический путь решения церковных вопросов на Украине, для чего и понадобилось подводить всю эту надуманную " теоретическую базу " . Особым же цинизмом веет от следующего пассажа филаретовского пресс-центра: " Разве в своей собственной совести Патриарх Кирилл не знает, как он и покойный Московский Патриарх Алексий вместе со спецслужбами в 1991-92 годах растоптали единодушное решение Поместного Собора УПЦ 1-3 ноября 1991 г. об автокефалии, организовывали переворот в Украинской Церкви и ее раскол на так называемом Харьковском соборе? Разве участники этого так называемого собора и других событий, которые привели к существующему печальному разделению, в своей собственной совести не знают, какую негативную роль тогда сыграли российские и украинские спецслужбы, наполненные кадровым составом советского КГБ? Разве, наконец, Патриарх Кирилл и его подчиненные до сих пор не согласовывают свою деятельность, особенно за пределами России, с соответствующими " кураторами " от кремлевской власти? " . Тут все выстроено по принципу: с больной головы – на здоровую. Зададим же тогда Денисенко и адептам его " церкви " , а на деле – политической партии " УПЦ КП " вопросы и мы, православные люди. О какой борьбе российских и советских спецслужб с насаждавшейся политическим путем беззаконной " автокефалией " может говорить бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко, сам являвшийся всю свою сознательную жизнь агентом КГБ по кличке " Антонов " ? Это совершенно явственно указывается в рассекреченных советских документах. Не сам ли он до определенного момента, когда ему это было политически выгодно, усердно боролся с любыми намеками на отделение от Московского Патриархата, называя украинскую автокефальную " церковь " местом стока канализационных отходов? Неужели Денисенко забыл о том, что на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года все украинские архиереи свидетельствовали о том, что тогдашний Киевский митрополит выбивал их подписи под неканоническими деяниями ноябрьского Собора УПЦ 1991 г. шантажом, угрозами, давлением и прямым насилием? Очевидно, запамятовал он и о роли перекрасившегося партийного идеолога, первого самостийного президента Украины Кравчука, использовавшего весь аппарат государственного подавления для создания церковного раскола. Напомним ему и о штурме Киево-Печерской лавры вооруженными бандеровскими боевиками, о кровавых захватах храмов канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата филаретовскими головорезами, благословлявшимися " Филаретом " – анафемой Денисенко.

http://religare.ru/2_103963.html

«Служба патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев т.н. ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации патриарху Варфоломею», - подчеркнул он. «Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно – этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (т.н. Украинская автокефальная православная церковь – РНЛ) и УПЦ КП (т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата – РНЛ) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев», - сказал митрополит. «И еще один важный момент. Визит патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ», - добавил он. «Как отметил Думенко, приезд патриарха Варфоломея следует считать историческим. Более того, он окрылил т.н. ПЦУ в отношении вопроса " объединения " православных вокруг " Киевского престола " . Что именно вкладывал в эти слова глава так называемой православной церкви Украины, показали дальнейшие действия сторонников данной структуры. Приведу лишь несколько примеров: 12 сентября во Львове глава т.н. ПЦУ в окружении большого количества полицейских совершил так называемый чин освящения места строительства нового кафедрального собора своей религиозной организации. Сделано это было на захваченном у общины Украинской Православной Церкви земельном участке. При этом наши верующие выиграли все соответствующие судебные тяжбы у раскольников. Но, как мы видим, вердикты судов не стали каким-либо серьезным препятствием ни для местной власти, ни для т.н. ПЦУ на пути совершения незаконных действий», - отметил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/ko...

Таким образом, уже более восемнадцати лет наша Церковь существует как независимая и самоуправляемая. Не будет преувеличением сказать, что объемом своих прав Украинская Православная Церковь не уступает сегодня не только автономным, но и некоторым Автокефальным Поместным Церквам. Украинская Церковь сама избирает своего Предстоятеля. Этот выбор благословляется Московским Патриархом. Мы имеем свой Священный Синод, созываем свои Соборы, самостоятельно принимаем решение об открытии новых епархий, об изменении их границ и о поставлении епископов. При Священном Синоде действует целый ряд отделов, которые отвечают за разные направления церковной деятельности. В течение последних лет, благодаря самоуправляемому статусу нашей Церкви, мы стали свидетелями возрождения традиций ее самобытного бытия. Независимость Украинской Православной Церкви создала возможность для того, чтобы наша Церковь могла стать, по словам апостола, всем для всех, ни для кого не создавая препятствий ни по политическому, ни по идеологическому или ни по каким-либо другим признакам. Наилучшим свидетельством потенциала и духовной силы нашей Церкви стали юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси, состоявшиеся в прошлом году в Киеве. В них приняли участие Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также представители всех Поместных Православных Церквей мира. 27-28 июля в торжественных богослужениях на Владимирской горке и в Киево-Печерской Лавре приняли участие около 150 архиереев, прибывших в Киев со всего мира. В октябре 2008 года представители Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем приняли участие в совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре. Все эти события продемонстрировали единство нашей Церкви со всем мировым Православием, способствовали росту ее авторитета в Украине и мире.

http://bogoslov.ru/article/375587

Атлантистская антикоммунистическая кампания была за воссоединение Немецкого народа, но против воссоединения Русского народа, за раздробление Русской Церкви, державы, народа. Такую «духовную» доктрину дезинтеграции России и Русской Церкви открыто поддерживает и Цариградский Патриархат. Потому-то РПЦ и не участвовала в т.н. «Всеправославном Соборе» на Крите, ибо Критский собор организован в континуитете и контексте кампании евроатлантического экумензма по разделению Русской Церкви и Российской Федерации. ПТ: И все действия Фанара на украинском направлении, т.о. можно воспринимать всего-навсего в качестве мести? ОВ: Русская Церковь не согласилась участвовать в нарушении канонического православного порядка межцерковных отношений и смысла православной соборности. Намерения Цариградского Патриархата и Критского Собора недвусмысленно проявились в Украинском Вопросе. Коминтерновский концепт Критского Собора описан в самом первом Сообщении СПЦ, в котором обосновано решение СПЦ не участвовать в Соборе. Наряду с примечанием : «До сих пор не было примеров в истории, чтобы кто-то заранее определял и предписывал свод правил, по которым должен работать Собор. В силу своей соборности эти задачи реализовывал сам Собор», послание Св.Арх.Собора СПЦ в третьем пункте указано на вопрос статуса «четырнадцати автокефальных Церквей» и на основании которых «достаточно подтвердить их статус». МИ: Можно точную цитату? ОВ: «3.Учитывая, что вопрос о общения между автокефальными Церквями имеет решающее значение для миссии Православной Церкви в мире, мы считаем необходимым обсудить тему автокефалии, на чем наша Церковь постоянно настаивала. Этот Собор обладает достаточным количеством богословских и пастырских оснований для признания существования на сегодня четырнадцати Автокефальных Церквей, а также для подтверждения их статуса; этого было бы достаточно. Кроме того, в ходе подготовки к Собору тема автокефалии и её провозглашения была детально изучена, за исключением способа ее подписания. Поэтому вполне оправдано и уместно на Святом и Великом Соборе утвердить и провозгласить то, что обсуждалось в течение десятилетий, и было решено» (см. ссылку ).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/26/ko...

В связи с намерением Константинопольского патриархата даровать автокефалию непризнанной церкви Северной Македонии было сказано следующее: «По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской православной церкви и при всеправославной поддержке». Иными словами, решение данного вопроса является прерогативой Сербской церкви, в состав которой входит Македонская церковь. При этом может быть задействован механизм всеправославных консультаций. Единоличные действия Константинополя без согласия других Церквей способны лишь спровоцировать ситуацию, аналогичную украинской. - А как предлагалось на совещании решить проблему церковного раскола на Украине? - Об этом в своем выступлении очень ярко сказал блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Единственный путь возвращения в Церковь из раскола - это покаяние. Митрополит Онуфрий напомнил собравшимся о том, что Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского патриархата, имеет статус, максимально приближенный к автокефальному: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющейся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением». Глава Украинской Православной Церкви рассказал об истории расколов в украинском православии, подчеркнув, что в ходе своего вмешательства в украинские дела Константинопольский патриарх Варфоломей нарушил целый ряд церковных канонов, в результате чего раскол не только не был уврачеван, но еще более углубился.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Возьмем хотя бы «торжественную» встречу Патриарха Варфоломея в Михайловском монастыре. Как трубят однообразные по своей сути социологические исследования, тех, кто поддерживает ПЦУ, в Украине якобы в несколько раз больше чем тех, кто является верующими нашей Церкви. В соответствии с этими данными Киев должен был быть, по идее, под завязку забит толпами встречающих гостя, запустившего проект так называемой Православной церкви Украины. Однако жизнь посрамила такие ожидания. Как, впрочем, и результаты упомянутых исследований: на «торжественную» встречу пришла горстка людей. И это при том, что был выходной день. В целом, данный момент в очередной раз засвидетельствовал один непреложный факт — у ПЦУ нет большой паствы. Кстати, подобная ситуация повторилась и на следующей день после «торжественной» встречи. Служба Патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации Патриарху Варфоломею. Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно — этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь — ред.) и УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата — ред.) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5850277...

— Не могу не спросить о гонениях на Украине — УПЦ Московского патриархата подвергается преследованию. Что делается для того, чтобы поддержать верующих? — Каждый день приходят трагические сообщения. Так, в ночь на 27 января в Киеве сожгли храм — это уже предел расчеловечивания, когда атакуют храмы, места, служащие для объединения людей. В ситуации братоубийственной войны Украинская церковь пытается примирить враждующих. Обращается к своей пастве по одну и по другую сторону противостояния. Больше всего страдают люди на юго-востоке Украины, гибнут мирные жители. По благословению Святейшего патриарха Кирилла за каждой литургией в храмах Русской православной церкви совершается особая молитва за Украину. Любой, кто ее слышал, ощущает, насколько она пронзительна. Большая помощь оказывается беженцам: в храмах собирают деньги, средства первой помощи, продукты и вещи. Эта работа осуществляется Церковью и на Украине, и в России, где оказались сотни тысяч украинских граждан. Сейчас самое главное — это остановить военные действия. — Возможна ли автокефалия Украинской православной церкви? — Когда патриарх Кирилл в 2009 году посещал Украину, тогдашний президент Ющенко, обращаясь к журналистам и патриарху, сказал, что мечтает, чтобы на Украине появилась своя поместная церковь. Патриарх Кирилл сказал, что такая церковь есть — это Украинская православная церковь. Все вопросы о том, что УПЦ нужно предоставить свободу, которой у нее якобы нет, не имеют под собой канонических оснований. Трагедия раскола в Украинской церкви произошла из-за амбиций украинских политиков, с одной стороны, а с другой — из-за амбиций человека, который провозгласил себя патриархом Филаретом (так именует себя отлученный от церкви монах Филарет (Денисенко). — «Культура»). Аргументы, которые приводятся за автокефалию, не выдерживают критики. Никакой организационной, финансовой и прочих зависимостей УПЦ от Москвы нет. От раскола страдают в первую очередь простые люди, которые не понимают всех канонических тонкостей. Церковь не признает благодатности таинств раскольников. Ни одна из 15 православных автокефальных церквей не признала так называемый Киевский патриархат.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-kulturanewspa...

— Отец Александр, можно предположить, что снятие анафемы с Филарета Константинопольский Патриархат рассматривает его в качестве… — Константинопольский Патриархат, насколько понятно, рассматривает и Филарета (Денисенко), и главу другой части раскола Макария в качестве своих визави на Украине. — То есть глав будущей автокефальной Церкви? — В качестве тех людей, с которыми дальше Константинопольский Патриарх будет иметь дело в пути своего создания некоторой новой церковной структуры на Украине. Грубо говоря, люди были Церковью осуждены, и это осуждение приняло все мировое православие, в том числе, и Константинопольский патриархат. Извещение об анафеме и о лишении сана было разослано тогда еще, в 90-е годы, всем поместным Церквям, это решение было всеми акцептовано и принято, в том числе Константинопольской Церковью. Теперь, для того чтобы эти люди стали рукопожатными для Константинополя, эту руку сначала Константинополь вытирает салфеткой, а затем будет ее жать. — То, что касается митрополита Онуфрия — ч то будет с ним? — С ним и со всей канонической Украинской Православной Церковью все обязательно будет хорошо, потому что на нашей стороне правда, на нашей стороне истина, и миллионы православных верующих Украины знают, что они объединены вокруг своего Предстоятеля, блаженнейшего Онуфрия, который, как скала, как глыба в бушующем море  стоит и собирает вокруг себя свою паству. Вся Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Кириллом молится ежечасно, ежедневно о дальнейшем будущем Украинской Церкви, чтобы Господь устроил и управил в этом море все то, что происходит сейчас. Но вместе с этим надо сказать еще одну важную вещь, связанную со всеми действиями и теми решениями, которые предприняты сегодня в Константинополе, в Стамбуле – окончательную оценку всего того, что было принято сегодня, даст Священный Синод Русской Православной Церкви, который соберется на своем очередном заседании в Минске в понедельник. Именно постоянные и временные члены Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Кирилла оценят уже объективно, максимально глубоко и полно все те действия и решения, которые были приняты в Константинополе сегодня, и уже из этих решений Синода Русской Церкви мы в дальнейшем будем исходить.

http://pravmir.ru/press-sekretar-patriar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010