Начавшиеся гонения на Церковь только умножили ревность о. Аркадия, и со всем пылом молодой, глубоко религиозной натуры он устремился на защиту православной веры. Его проповеди помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это страшное время. О. Аркадий часто служил и исповедовал. На исповеди никого не торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи. С каждым днем в его храме становилось все больше и больше прихожан и членов братства. В период Гражданской войны, во время пребывания на Украине Петлюры часть духовенства Житомира вошла в состав автокефальной Украинской церкви. Эта группа поддерживала петлюровское движение. С возникновением раскола в Православной Церкви о. Аркадий поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея и непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко отрицательно относился к раскольнической «автокефальной Украинской Церкви». В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание Святейшего Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского епископа Аверкия о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста. 6 мая священник Аркадий и его отец, священник Иосиф Остальский, были арестованы и заключены в тюрьму, где о. Иосиф вскоре и умер. О. Аркадий после Литургии при выходе из храма был арестован за «агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих». Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе с о. Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом. Но православные прижавшись друг к другу, затаив дыхание от страха, все же остались на месте. Наиболее активная часть протестовавших была арестована и помещена в подвалы ГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Так называемая " украинская автокефальная церковь " также не имеет никакого отношения к Украинскому Православию, – в ней даже нет канонически поставленного духовенства, потому и именуют эту группу самосвятами. Здесь необходимо сделать оговорку. Канонически поставленного духовенства в т.н. " украинской автокефальной церкви " не было до того времени, как ее взял под свое покровительство Константинопольский Патриархат. Но под Константинополем находятся " автокефальные " приходы, расположенные в США и Канаде, но никак не на Украине. Поэтому к Украинскому Православию отдельные религиозные группы, приехавшие из эмиграции и пополнившие на родине свои ряды " свидомыми " членами, никакого отношения не имеют. В связи с вышесказанным становится очевидным, что в Украинской Православной Церкви раскола нет. На территории государства существуют, поддерживаемые определенными политическими кругами религиозные группы – " киевский патриархат " и " автокефальная церковь " . Считать их раскольничьими можно в отношении их агрессивного поведения – захват храмов канонической Церкви, обман прихожан, в результате чего люди бывают лишены спасительных Таинств, в которых и состоит общение с Богом. Переход же духовенства в эти параллельные структуры обманом назвать никак нельзя, т.к. священники полностью отдают себе отчет в том, что делают. В отличие от тех простых людей, которым задают только кажущийся простым вопрос: " вы какую церковь хотите – московскую или киевскую? " Прозрение наступает поздно, когда храмовое помещение уже занято, а местные власти вовсю выслуживаются перед " своим президентом " , ратующим за отделение от " московской цэрквы " . Как хорошо известно, президент Ющенко ставит знак равенства между независимостью Украины и " незалежной цэрквой " . Только откуда представителю мимикрировавшей номенклатуры КПСС знать о том, что Украинская Православная Церковь – это самоуправляемая часть Русской Православной Церкви с правами, равноценными поместной? Ему понятнее, когда нечто совершенно отделено, – забором, стеной, колючей проволокой. Ну, как в деревне, где ясно: это – мое, а это – соседа. Пусть у созданной им структуры будет гораздо меньше самостоятельности и той же независимости, то тогда ему будет ясно – " цэ украинське " .

http://religare.ru/2_56613.html

Леонид Кравчук был так возмущен, что даже стал размахивать зонтом. — Вы считаете, что Москва использует церковь как инструмент политического влияния на Украину? — А вы помните, как сказал Путин: православие — это щит России. Мощно, да? Я не думаю, что это плохо. Это правильно. Но мы должны это помнить. — И как же вы хотите поменять ситуацию? — Насколько я знаю, Филарет (глава Украинской православной церкви Киевского патриархата.— " Ъ " ) и Мефодий (глава Украинской автокефальной православной церкви.— " Ъ " ) должны написать обращения к Варфоломею с просьбой принять их под свою юрисдикцию. В качестве митрополии. И будет две церкви — одна под Москвой, другая под Константинополем. А потом константинопольский патриарх сделает киевскую митрополию автокефальной церковью. Ну, это по крайней мере один из сценариев. Дождь все усиливался. — Но это ведь приведет не к объединению, а углублению раскола. — Мы стремимся к объединению церквей. А вы слышали, какие условия объединения ставит Московский патриархат? Покаяться. Приползти на коленях. Самораспуститься. Кто же начинает диалог с такими требованиями? Я думаю, что российские власти не хотят объединения церквей на Украине — потому что им надо иметь очаг напряжения! На этих словах колокола Софийского собора зазвонили — к площади подъехали президент Ющенко и патриарх Варфоломей. Виктор Ющенко сразу стал зачитывать свою речь. Она была длинной и сугубо историчной: к примеру, он рассказал, что в 988 году князь Владимир крестил Украину-Русь, а в 1648 году константинопольский патриарх Паисий объявил Богдана Хмельницкого единым русским правителем. Лишь в конце речи он дошел до самого главного — того, ради чего и было организовано все празднование 1020-летия Крещения Руси. — Я верю в то, что как Божий дар, как историческая правда и справедливость на Украине появится национальная поместная церковь. Я верю и прошу, ваше всесвятейшество, вашего благословения,— заявил президент. Патриарх ничего не ответил. В том смысле, что он произнес всего несколько приветственных предложений на греческом, а остальную его речь прочитал переводчик. И речь была весьма уклончивой — о том, что передача Киевской митрополии Московскому патриархату в XVII веке была продиктована политическими причинами, и о том, что " забота об охране и возобновлении церковного единства являются нашей общей обязанностью, и это перевешивает любые политические или церковные цели " . Впрочем, быстрого и конкретного ответа от патриарха никто и не ждал: если верить Леониду Кравчуку, он еще должен сказать свое слово после того, как к нему обратятся Филарет и Мефодий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Здесь абсолютно непонятен и нелогичен аргумент «ради достижения общего православного договора диалог будет продолжен, даже если какая-либо церковь не пошлет своих представителей на одно из заседаний». В действительности документ не может быть принят, если какая-либо автокефальная православная церковь не послала своих представителей на заседание комиссии, поскольку таким образом был бы нарушен принцип соборности, церковного единения. Объяснение профессора католического богословия Терезы Хаинтхалер представляется еще более нелогичным, если принять во внимание, что на заседании не присутствовал представитель самой большой Православной Церкви в мире – Русской Православной Церкви. Всё это указывает на существование тройственного союза, а именно: Варфоломей – ЦРУ – Ватикан, направленного на раскол единства Православной Церкви, с особым акцентом на Русскую Православную Церковь, которая представляет собой опору существования русского национального самосознания, российской государственности и Православной Церкви в целом. Диогенис Д. Валаванидис , Президент Центра защиты христианской идентичности, Белград, Сербия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. 2 Тут столкновение Цивилизаций , а все про эту украинскую лавру , в которой православных уже давно не было. Мелко. 1. Варфоломей и Зеленский выполняют общую задачу Цель их – раскол единства Православной Церкви Автор " открыл Америку " . Слова прошли, нужны дела. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Затонувшее авто с парнями нашли в реке на глубине 8 метров Кем была бабушка, задушившая своего внука: 2 месяца ареста Покойники во сне — опасно ли общаться с мёртвыми по соннику? Какой регион России объявил воздушную тревогу: подробности Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/27/va...

— А насколько отлажены взаимоотношения с Украиной?Украинская Православная Церковь — каноническая и является частью Московского Патриархата. Поэтому у нас отношения не двусторонние, а внутренние. В то же время Украинская Церковь обладает правом самоуправления, то есть там имеется свой Священный Синод, который может самостоятельно решать многие вопросы церковной жизни, например, избирать и рукополагать епископов. Одновременно глава Украинской Православной Церкви — митрополит Киевский — является постоянным членом Священного Синода Московского Патриархата. На Украине с начала 1990-х годов существует раскол. Там есть группа во главе с самопровозглашенным «киевским патриархом» Филаретом (Денисенко), который когда-то был митрополитом Киевским в Русской Церкви, а потом провозгласил независимость, учинил раскол, и за это был отлучен от Церкви. И еще есть группа неканонических православных приходов, которые не признают ни Московского Патриарха, ни Киевского лжепатриарха. Но каноническая Церковь составляет абсолютное большинство верующих, а это более одиннадцати тысяч приходов. Однако гражданские власти Украины пытаются слить эти три группы в одну автокефальную, то есть самостоятельную, независимую, Церковь. Хотя большинство верующих, клирики и епископат не хотят отделения от Московского Патриархата. Попытки создать автокефальную Церковь на базе канонической Церкви и неканонических групп могут привести к новому расколу. Поэтому считаю, что процесс исцеления ран, нанесенных расколами, должен осуществляться только церковными средствами, без вмешательства светских властей. — Наверное, усложняет ситуацию и Католическая Церковь? — Да, на Западной Украине очень тяжелая ситуация. Там вновь созданные структуры Греко-Католической Церкви насильственно захватили множество храмов, выгнав оттуда православных верующих. Это очень серьезная проблема. Надеюсь, что визит Святейшего Патриарха на Украину будет способствовать консолидации верующих в этой стране. Его очень хорошо знают и любят на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/689841.htm...

Доклад, текст которого приводится ниже, огласил архимандрит Серафим (Гавриков). Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия». Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимым сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как Предстоятель Первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право: 1) почётного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares); 2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес; 3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного Собрания, или Синаксиса Православных Предстоятелей; 4) предоставления автокефалии и автономии, с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, – и, наконец, 5) Вселенский Патриарх как Предстоятель первого Престола Православной Церкви является неизменным стражем и гарантом как канонического порядка, так и успешного функционирования соборного и демократического устроения (σστημα) Православия. Любое ложное толкование, любая попытка переиначить вышеперечисленные привилегии чести Вселенского Патриархата в «первенство власти» искажает православную экклезиологию, уничтожает её соборное и демократическое устроение и привносит единоначалие власти в духе папизма, а Вселенского Патриарха превращает в Папу Востока, который будет ex cathedra («с кафедры») изрекать позицию Православной Церкви, не считаясь с мнением других Православных Предстоятелей. В подобных случаях холодно равнодушным не может остаться ни один епископ Православной Церкви. Его долг – преобразить пассивную тревогу в ответственное действие, возвыситься над самим собой и, руководствуясь архиерейской совестью, бескорыстно и бесстрашно выступить на борьбу с любым произволом, коль скоро этот произвол направлен против соборности Православной Церкви и грозит разделением Вселенскому Православию.

http://mospat.ru/ru/news/88052/

Патриарх Варфоломей с момента избрания на Константинопольскую кафедру в 1991 году неоднократно совершал официальные визиты в пределы Московского Патриархата (в 1993 г., в 1997 г., в 2008 г. , в 2010 г. ), в том числе посещая и Украину. В ходе этих визитов глава Константинопольского Патриархата неоднократно подчеркивал, что на Украине существует лишь одна каноническая Церковь, находящаяся в евхаристическом общении с иными Поместными Православными Церквами — это Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом) , а после его кончины митрополитом Онуфрием (Березовским) . Принципиально важно иметь в виду, что канонический статус предстоятелей Украинской Православной Церкви и юрисдикция Московского Патриархата, равно как и канонические прещения, наложенные на бывшего митрополита Филарета (Денисенко), не подвергались сомнению и не оспаривались до 2018 года ни в одной Поместной Православной Церкви, включая Константинопольскую, также никем не признавались в качестве канонических церковных структур так называемая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и так называемая Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В своем ответе от 26 августа 1992 года на извещение о решениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, лишившего сана митрополита Филарета (Денисенко), патриарх Варфоломей, обращаясь к патриарху Алексию II , пишет: «мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша… Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей… Церкви (курсив — прот. И.Л.) , принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви» 1 . В ответе на извещение об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года, патриарх Варфоломей сообщает: «Мы с должным вниманием на заседании нашего Святого и Священного Синода прочитали… письмо… о каноническом решении Вашего Священного Синода относительно анафематствования Филарета (Михаила Денисенко)… Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь (курсив — прот. И.Л.) » 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/5410760.ht...

В письмах Патриарха Александрийского Феодора от 12 января и от 14 февраля 2022 г. на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви содержались угрозы «извержения из сана» митрополита Клинского Леонида. На оба послания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил ответ (письма от 18 января и от 5 марта 2022 г.). В последнем письме Святейший Владыка, в частности, заявил Патриарху Феодору, «что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными». 22 ноября 2022 г. Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение «об извержении из сана» митрополита Клинского Леонида». Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. постановил: «Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными» ( журнал 129 ). 16 февраля 2024 г. Синод Александрийского Патриархата принял решение об «извержении из сана» и.о. Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина . Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 12 марта 2024 г. постановил считать «незаконным и недействительным» это решение ( журнал 30 ). Страна: Египет Город: Александрия Web-caйm: www.patriarchateofalexandria.com E-mail: info@patriarchateofalexandria.com Предстоятель: Феодор II, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки (Хорефтакис Николас)

http://patriarchia.ru/db/text/134420.htm...

«Свершившийся акт вопиющего беззакония преподносится властями страны и Константинопольской Церковью как объединение украинского Православия, — обратил внимание Предстоятелей Поместных Церквей Святейший Патриарх Кирилл. — Однако объединения на самом деле не произошло. Раскольники как были раскольниками, так и остались вне Церкви. И даже объединившись друг с другом, они по-прежнему остаются меньшинством на православной карте Украины». Его Святейшество указал на то, что согласно государственной статистике, приводимой Министерством культуры этой страны, каноническая Украинская Церковь насчитывает 12348 приходов, что вдвое больше совокупного количества приходов, составивших новую псевдоцерковную структуру. Число священнослужителей канонической Украинской Церкви составляет 10424, количество монастырей — 211, а число монашествующих – 4721. «Украинская Православная Церковь — самая многочисленная религиозная организация Украины. Епископат Украинской Православной Церкви, имеющей в составе Московского Патриархата статус широкого самоуправления, на состоявшемся 13 ноября сего года Соборе епископов единодушно высказался за сохранение этого статуса, за сохранение многовекового единства с Русской Церковью, — засвидетельствовал Патриарх Кирилл. — Однако украинская власть делает все, чтобы разорвать эту историческую связь». Его Святейшество подчеркнул, что раскольники, объединившись друг с другом, не сделали самого главного шага — покаяния в грехе раскола и возвращения в ту Церковь, из которой они вышли и от единства с которой отпали. Вместо этого налицо легализация раскола Константинопольским Патриархатом под видом «автокефалии». Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Именно этих действий Святейший Патриарх Варфоломей на прошедшем в январе 2016 года Синаксисе в Шамбези в присутствии Предстоятелей Православных автокефальных Церквей обещал не предпринимать ни до Критского Собора, ни после его проведения». Нарушение данного им слова привело к трагедии в православном мире, резюмировал Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул: «Происшедшее 15 декабря беззаконное действо означает, что для Константинопольской Церкви девяносто епископов, более десяти тысяч священников, диаконов и монашествующих, десятки миллионов верующих Канонической Церкви по всей Украине более не существуют лишь потому, что не захотели быть участниками навязанного им извне проекта предоставления " автокефалии " и желают строить церковную жизнь в соответствии с церковными установлениями, а не политическими амбициями властей».

http://patriarchia.ru/db/text/5326894.ht...

«Из новейшей истории Православной Церкви в Украине, — говорится в обращении, — можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии». Указываются такие принципиальные причины образования неканонических структур на Украине, как «отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы». «Это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова», — заявляется в обращении. Особо подчеркнуты бесплодность попыток государственной власти и «посторонних для Церкви сил» искусственно объединить Церковь без учета реалий внутренней церковной жизни и возможные печальные последствия таких усилий: «Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе. Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории. В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда». Выход из ситуации обращение указывает «в восстановлении церковного единства в Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции». Особо подчеркнуто, что для успешного решения проблемы украинского церковного раскола «нужны другие условия, в частности, мир и стабильность в нашем государстве». Священноначалие Украинской Православной Церкви подтвердило свою «открытость и готовность к любому конструктивному сотрудничеству и диалогу с целью достижения церковного единства». Оно также обратилось с особым призывом к архипастырям, духовенству, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви беречь и отстаивать единство Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5210531.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010