Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т.е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7-8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона. Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей. Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский. Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских – в 40-е годы ХХ в. – был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству " Ромфеа " . – Ваше Высокопреосвященство, сегодня начинает свою работу Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Ожидается, что на Соборе среди прочих тем будет обсуждаться церковная ситуация на Украине и связанный с нею кризис в отношениях между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Что Вы считали бы важным сказать в связи с предстоящим обсуждением украинской темы иерархами Элладской Церкви? – Вопрос украинской автокефалии был главной темой письма, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера направил Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму. В этом письме изложена позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу, и я могу предположить, что оно будет обсуждаться на Соборе Элладской Церкви. Со своей стороны, считаю важным обратить внимание на то, что все, предпринимаемое сейчас Константинопольским Патриархатом в направлении создания на Украине автокефальной церкви, никоим образом не касается существующей в этой стране и признанной всем православным миром канонической Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с прошением об автокефалии к Константинопольскому Патриарху не обращалась. Более того, ее епископат выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что нынешний статус Украинской Церкви – как самоуправляемой, но в составе Московского Патриархата – является для неё оптимальным. Тем не менее, мнение канонической иерархии Украины было проигнорировано, и в Киев были назначены экзархи Константинопольского Патриархата для воплощения проекта украинской автокефалии в жизнь. Поскольку, как я уже сказал, Украинская Православная Церковь не обращалась за автокефалией, то ближайшей задачей экзархов стала подготовка почвы для создания на Украине новой, параллельной ей структуры, которая включила бы в себя нынешних раскольников и которой будет предоставлен томос об автокефалии. Именно этой структуре предполагается усвоить наименование Украинской Православной Церкви, которое предварительно путем принятия специально подготовленных для этого Верховной Радой дискриминационных законов предполагается отобрать у существующей канонической Церкви, возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

http://religare.ru/2_116396.html

Сейчас это полностью самостоятельная и самобытная Церковь, с собственным уставом и богослужебными традициями, с внутренним укладом жизни и своим, особым взглядом на проповедь и место Церкви в мире. – У Московского Патриархата не было желания получить влияние на «самую богатую православную общину Америки», как об этом говорит Патриарх Варфоломей? – Я не вижу ничего дурного или унизительного в том, что греческая диаспора в США финансово поддерживает Константинопольскую Патриархию. Патриархия находится в стесненных обстоятельствах, и, во всяком случае, эта помощь свидетельствует о благочестии и патриотизме греческой диаспоры в США. Но было бы грубой ошибкой проецировать сегодняшние финансовые отношения Фанара и греческой диаспоры в США на историю миссии Русской Церкви в Северной Америке. Думаю, преподобный Герман Аляскинский, проповедуя в XVIII веке племенам алеутов в Кадьяке, всего менее думал о барышах. Кроме того, каким бы образом предоставление автокефалии могло обеспечить какие-либо выгоды Русской Церкви, даже гипотетически? – А уместно ли сравнение процесса признания Православной церкви Украины (ПЦУ), которая создана на базе украинских раскольнических структур и которой автокефалию дал Константинополь, с признанием автокефалии Православной Церкви Америки (ПЦА)? Ведь в интервью Патриарха Варфоломея ПЦА названа «псевдо-автокефальной церковью», которая «до сих пор никем не признана»? – Примечательно, что сказаны эти слова были грузинским СМИ. Между тем, Грузинская Православная Церковь признала автокефалию Православной Церкви Америки одной из первых. Автокефальный статус Православной Церкви Америки признает значительная часть Поместных Православных Церквей. И разумеется, ни у кого даже в Константинополе нет сомнений в каноническом достоинстве предстоятеля и епископата Православной Церкви Америки. Патриарх Варфоломей и главы других Поместных Церквей встречаются и служат с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном. А много ли Предстоятелей, помимо Патриарха Варфоломея, до сих пор сослужили с Епифанием Думенко (главой ПЦУ – ред.)? Даже те православные иерархи, кто под давлением согласился признать украинских раскольников, избегают сослужения с ними.

http://mospat.ru/ru/news/87278/

В области межправославных отношений Русская Православная Церковь, твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с Автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности. Архиерейский Собор благодарит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за его вклад в упрочение всеправославного единства, особо отметив важность состоявшихся встреч Его Святейшества с Предстоятелями Поместных Православных Церквей в ходе их визитов в Русскую Православную Церковь. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный. Собор поддерживает усилия, которые в соответствии со священными канонами предпринимают архиереи, пастыри и верные чада Украинской Православной Церкви для уврачевания раскола и урегулирования существующих нестроений, отмечая особую роль Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и иерархов Украинской Православной Церкви в деле сохранения богозаповеданного церковного единства, чистоты православной веры и канонического церковного строя. Признано полезным продолжение братского сотрудничества и консультаций с Поместными Православными Церквами для дальнейшей консолидации усилий мирового Православия в противодействии богопротивному расколу и для обсуждения вопросов канонического характера в контексте церковной ситуации на Украине. Собор призывает уклонившихся в раскол к возвращению в спасительную церковную ограду и воссоединению с Матерью-Церковью, которая терпеливо ожидает своих заблудших чад. Выражая удовлетворение в связи с регистрацией Министерством внутренних дел Эстонии Устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Собор отмечает, что данное решение открывает возможности для справедливого урегулирования вопроса о закреплении имущественных прав этой Церкви в отношении используемых ею церковных зданий.

http://bogoslov.ru/article/374016

Реформирование Отдела не снизило его роли и значения в жизни Церкви, а, напротив, только повысило эффективность деятельности этого ведущего синодального учреждения, позволив использовать имеющиеся у Отдела ресурсы более интенсивно в приоритетных направлениях внешней церковной работы. На сегодня таковыми являются: поддержание на высоком уровне межправославных отношений, продолжение диалога с инославными Церквами и международными христианскими организациями, сотрудничество с государственными структурами и органами власти зарубежных стран, взаимодействие с иностранными политическими партиями и институтами гражданского общества, международными организациями. В рамках работы по этим направлениям мы ожидаем серьезных результатов в сфере координации усилий с соотечественниками, проживающими за пределами стран канонической территории Русской Православной Церкви, продвижения проекта институционализации диалога мировых религиозных общин с международными организациями, достижения поставленных целей в деле поддержания межрелигиозного мира. Отдел внешних церковных связей прилагает усилия по большинству этих направлений работы уже не одно десятилетие, но современность ставит нам все новые вызовы, на которые мы надеемся дать достойный ответ. — Встреча Патриархов Кирилла и Варфоломея открыла новую страницу в отношениях Москвы и Константинополя. После этого визита Предстоятеля Русская Церковь ждала от Вселенского Патриархата конкретных шагов. Совсем недавно делегация Константинопольского Патриархата провела встречи с представителями как канонической Православной Церкви на Украине, так и с лидерами «Украинской автокефальной православной церкви» и «Украинской православной церкви киевского патриархата». Можно ли считать подобные переговоры тем решением, которое ждала Русская Церковь от Вселенского Патриархата? Насколько изменились отношения Церкви с другими Поместными Церквами, а также с представителями других христианских конфессий? Совсем недавно на встрече с Папой Римским Вы указали на проблемы православных христиан на Западной Украине. Можно ли считать, что именно положение православных на Украине станет лакмусовой бумажкой для дальнейшего выстраивания отношений с Римом и Константинополем?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210008...

В докладе Предстоятеля РПЦ были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность. В разделе доклада, посвященном межправославным связям, Святейший Патриарх, подчеркнув традиционно братские отношения РПЦ с православными Поместными Церквами, особо остановился на характеристике взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом, омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии. 20 февраля 1996 г. Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной православной Эстонской митрополии» в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме. Кризис во взаимоотношениях с Константинопольской Патриархией привел к тому, что «мы были вынуждены пойти на крайнюю меру — приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви... 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырехмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено» (Доклад Святейшего Патриарха Алексия//ЖМП. 1997. 3. С. 57). Действия РПЦ были с пониманием восприняты Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, украинский раскол не получил заметного распространения. 2 основные неканонические группировки — «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — обладали приблизительно одинаковым весом: на начало 1996 г. УПЦ КП имела 1332 прихода, УАПЦ — 1209, главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей. Большинство пастырей и мирян (свыше 6500 приходов) сохранили верность канонической УПЦ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Блаженнейший Владимир также отметил, что сегодня более ясно очерченными становятся принципы, на которых строятся церковно-государственные отношения. Сотрудничество Православной Церкви и Украинского государства должно строиться не на персональных симпатиях или антипатиях, не на эмоциях, а на правовых нормах, что соответствует в том числе и европейскому опыту, на который ориентируется Украина. Предстоятель высказал надежду, что Украинская Церковь получит статус юридического лица, а также, что государство проведет реституцию церковного имущества, конфискованного советской властью. Особое внимание в докладе Блаженнейшего Митрополита было обращено на деятельность православных братств и околоцерковных общественных организаций, которые «политизируют церковную жизнь и выступают по политическим вопросам от имени Украинской Православной Церкви, не имея на это соответствующих полномочий». Предстоятель подчеркнул, что современные церковно-общественные организации далеко не всегда соответствуют идеалам православных братств, которые действовали в Украине в XVII веке. Тогда деятельность братств была «борьбой за веру, а не за политические лозунги». Блаженнейший Владыка квалифицировал деятельность общественных организаций, создающих так называемое «политическое православие», как «очень опасное явление, которое уводит людей от Православия». Еще одна злободневная тема, затронутая Блаженнейшим Митрополитом - это продолжающийся раскол в Украинском Православии. Предстоятель признал, что преодоление раскола остается одной из наиболее актуальных задач Украинской Православной Церкви. Он также признал, что в этом процессе шаги навстречу «должна делать не только одна сторона... Нам вместе необходимо искать пути к преодолению раскола». Блаженнейший Владыка сообщил, что в последнее время заметно активизировался диалог с Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ), начатый по инициативе этой конфессии. Он также выразил надежду «на возвращение тех наших братьев и сестер, которые находятся в Киевском Патриархате».

http://bogoslov.ru/article/257415

Именно на основании этих законов был предан анафеме Филарет. В этом не было прихоти или симпатий-антипатий кого-то, кто принимал такое решение. В этом действии Церковь руководствовалась своими правилами, которые позволили ей просуществовать, как уже сказано, 2000 лет. Неканонической (то есть вне закона) Церковью на Украине является также т. н. " Украинская автокефальная православная церковь " . Единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это значит, что только с этой Церковью имеют молитвенное общение все остальные Православные Церкви во всем мире, в том числе и Вселенский патриархат. Со священником, например, из т.н. Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не будут сослужить православные ни в Греции, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, ни где бы то ни было, где существует Православие, разве что такие же раскольники, как они сами. Кстати говоря, действия Филарета по распространению своего раскола во всем православном мире являются беспрецедентными и не имеющими аналога в истории Церкви. История Церкви знает расколы, которые возникали в какой-нибудь отдельной Поместной Церкви. Филарет же пытается создать церковную структуру, параллельную Вселенской Церкви. Это выводит его раскол на совершенно новый уровень, на котором он начинает представлять опасность не только для одной какой-либо Поместной Церкви, но для всего Вселенского Православия. Исходя из этого, невозможно говорить о каком-то соединении Православной Церкви на Украине с раскольнической организацией Филарета. Единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине - это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол. Движение, связанное с т.н. " объединением Украинского Православия " , началось после смерти " патриарха " УАПЦ Дмитрия, который завещал своим сторонникам войти в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Необходимо отметить, что речь здесь не идет об автокефалии Украинской Церкви, а, наоборот, о потере " Украинской автокефальной православной церковью " своей, пусть и мнимой, автокефалии. Константинополь не заинтересован в том, чтобы предоставить еще одной Церкви автокефалию, но в том, чтобы присоединить к себе хотя бы часть Украинского Православия. Сторонники же " объединения Украинского Православия " мечтают об автокефалии. Сама по себе автокефалия как каноническое явление не несет в себе ничего плохого. Важно, чтобы она была получена законным способом. Согласно каноническому праву Церкви, ее не могут предоставить в одностороннем порядке ни Москва, ни тем более Константинополь. Предоставление той или иной Церкви автокефалии - это дело всех Поместных Церквей, всего Вселенского Православия. Это правило относится даже к предоставлению автономии.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

— Устав Русской Православной Церкви определяет существование канонических подразделений с разной степенью самостоятельности: самоуправляемые Церкви, автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Среди всех самоуправляемых Церквей Московского Патриархата Украинская Православная Церковь пользуется самыми широкими правами. Например, решение об учреждении новых епархий, равно как и об избрании новых архиереев, Украинская Церковь принимает абсолютно самостоятельно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лишь информируется о принятых решениях, но их не утверждает. Экзархат же обладает меньшей степенью самостоятельности. Для удобства сравнения с уже сказанным добавлю, что, в частности, избрание его архиереев и учреждение в нем епархий осуществляется Священноначалием Московского Патриархата по представлению Синода экзархата. Когда в 1990 году Русская Православная Церковь предоставила Украинскому экзархату статус самоуправляемой Церкви, это было связано с известными политическими процессами, приведшими к провозглашению независимости Украины, и было продиктовано соображениями пользы для развития украинского Православия. Аналогичные процессы протекали в те годы и в некоторых других бывших советских республиках: Молдавии, Латвии, Эстонии, где также были учреждены самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата. Как самая крупная из частей Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации, обладающая многими епархиями, УПЦ получила дополнительные права широкой автономии. Как неоднократно свидетельствовал новопреставленный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , именно такой статус является оптимальным для УПЦ, и он создал все необходимые условия для ее свободного развития. — Что Вы ждете после избрания митрополита от действующих на Украине, но не признанных мировым Православием раскольнических структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также от Украинской греко-католической церкви? Возможны ли, на Ваш взгляд, конструктивный диалог, взаимодействие, какое-то единство с ними?

http://patriarchia.ru/md/db/text/3702651...

Тот факт, что Элладская Православная Церковь не является полностью автокефальной, потому что находится в очень сильной зависимости от Константинопольского Патриарха, был принят во внимание в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод заявил, что «Если украинский раскол будет действительно признан Элладской Православной Церковью или ее Предстоятелем — в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот — это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье Поместных Православных Церквей. Полнота ответственности за это разделение ляжет, прежде всего, на Патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был «легализован» украинский раскол». «Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола», заявили члены Синода Русской Церкви, но напомнили также: «священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви». И вот последнее вызвало, вполне ожидаемо, всплеск раздраженного остроумия у тутошней общественности. Между тем, острить лучше было до того, сейчас несколько поздно. Раз активисты нового разделения практически открыто демонстрируют, что а) на канонические нормы и догматы веры им наплевать; и б) движут ими исключительно шкурные интересы и желание угождать «внешним политическим силам», то быть по сему. Возможно, что некоторое сокращение поступлений от паломничества, да и от туризма вообще, поможет произвести переоценку приоритетов. Грузии вот помогло, до некоторой степени.

http://radonezh.ru/2019/10/23/ob-interes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010