В письмах Патриарха Александрийского Феодора от 12 января и от 14 февраля 2022 г. на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви содержались угрозы «извержения из сана» митрополита Клинского Леонида. На оба послания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил ответ (письма от 18 января и от 5 марта 2022 г.). В последнем письме Святейший Владыка, в частности, заявил Патриарху Феодору, «что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными». 22 ноября 2022 г. Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение «об извержении из сана» митрополита Клинского Леонида». Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. постановил: «Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными» ( журнал 129 ). Место работы: Александрийская Православная Церковь (Предстоятель)   E-mail: goptalex@tecmina.com Web-caйm: www.patriarchateofalexandria.com Portal publications Патриархия.ru Выступление Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора на заключительном заседании Архиерейского Собора [Greetings and addresses] Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского [Greetings and addresses] Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Соборов, подобных Критскому, будет еще много [Interview] Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор: Я отдал России свое сердце [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198241...

В апреле 2018 года (уже бывший) президент Украины Петр Порошенко обратился к патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении автокефалии поместной церкви на территории этого суверенного государства. Создание Украинской автокефальной церкви, находящейся в общении с мировым православием, стало одним из пунктов предвыборной программы президента Порошенко на предстоящих в 2019 году выборах. Как политик Порошенко реагировал на запрос части общества. Во-первых, той части православных верующих, которая находилась в расколе с мировым православием и ожидала установления евхаристического общения с ним. Существовавшие тогда общины Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) находились вне этого общения и не признавались ни одной поместной православной церковью. Во-вторых, президент Порошенко реагировал на запрос той части верующих, которая была недовольна тем, что каноническая Украинская церковь является пусть и автономной, но частью Русской церкви. В условиях длящегося с 2014 года российско-украинского конфликта выход Украинской церкви из формального подчинения Москвы был символически важен для этой части православных людей. Забегая вперед, можно сказать, что ставка украинского президента на православный электорат, желающий автокефалии, себя не оправдала. Порошенко проиграл выборы, а значительное большинство верующих Украинской православной церкви Московского патриархата не захотели обрывать связи с церковью-матерью и переходить в новую автокефальную церковь Украины. Но это стало понятно весной 2019 года, а летом 2018 года Константинополь сделал ряд осторожных жестов, которые были проинтерпретированы сторонниками автокефалии как намек на положительное решение вопроса. Церковная Москва тоже не сидела сложа руки, и 31 августа в Стамбуле состоялась встреча двух патриархов – Варфоломея и Кирилла. Однако, трудные переговоры не привели к какому-либо компромиссу, а, возможно, даже ускорили процесс предоставления автокефалии Украинской церкви. На следующий день после встречи патриарх Варфоломей заявил, что Вселенский патриархат берет на себя инициативу по решению вопроса об автокефалии.

http://bogoslov.ru/article/6021364

2. Суд над украинскими раскольниками Закат советской эпохи был ознаменован возобновлением сепаратистских тенденций на Украине, сказавшихся и на церковной жизни. Они привели к появлению и формированию двух раскольничьих группировок — Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. В ноябре 1989 г. определением Священного Синода (Определения Священного Синода от 14.11.1989) был совершён суд над еп. Иоанном (Боднарчуком). В мотивировочной части решения были приведены следующие факты. Бывший житомирский епископ Иоанн (Боднарчук) в последние месяцы постоянно подавал прошения о переводе его в Закарпатье, ссылаясь на проблемы со здоровьем. 13.09.1989 г. Синод почислил его на покой для лечения, однако вскоре он заявил о полном выздоровлении, в связи с чем решением Синода от 03.10.1989 г. был обязан предоставить медицинское заключение об этом. 09.10.1989 г. он предоставил такую справку, а 22.10.1989 г. самовольно отслужил литургию во Львовской епархии, совершил диаконскую хиротонию и объявил себя первоиерархом Украинской автокефальной апостольской православной церкви греко-украинского обряда. 01.11.1989 г. он отправил телеграмму в патриархию о выходе из состава Русской Церкви. Многочисленные увещания не имели результата, об отказе прибыть на синодальное заседание он сообщил двумя телеграммами. Резолютивной частью синодального решения со ссылкой на каноны еп. Иоанн был лишён сана и монашества, с дальнейшим именованием его Василием Николаевичем Боднарчуком. Каноны приведены следующие (приводятся по изданию: Книга правил, 2004): 13-е и 15-е правила Двукратного Собора, 6-е правило II Вселенского Собора, 10-е и 38-е правила Карфагенского Собора, 5-е правило Антиохийского Собора. Сущность этих правил показана в таблице 1. Как видно, большинство из них относятся к диаконам и пресвитерам, поэтому архиереи здесь должны пониматься по аналогии, при этом 10-е правило Карфагенского Собора подразумевает анафематствование таких лиц. Прямо про архиереев сказано лишь в 15-м правиле Двукратного Собора и 38-м правиле Карфагенского Собора, однако санкция последнего не совсем понятна. По толкованиям еп. Никодима (Милаша), имеется в виду потеря права апелляции (Правила Православной Церкви, 2008, 178). Правило II Вселенского Собора распространяется на всех членов Церкви, но санкцию устанавливает в зависимости от выдвинутого обвинения. Практически все правила посвящены учинению раскола. Следует отметить также, что по общеюридическим представлениям аналогия в уголовном праве не применяется, что свойственно всем современным демократическим правовым системам, поскольку уголовное законодательство исходит из идеи о том, что преступлением является только то, что прямо и заранее указано в уголовном законе [Матузов, Малько, 2004, 342–343]. Право церковных наказаний можно считать церковным аналогом светского уголовного права.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Мы и тогда не могли понять логику действий Святейшего Патриарха Варфоломея и сейчас не можем ее понять. Можно ли себе представить, чтобы президент Греции объединил в одну структуру две группировки старостильников, а потом Вселенский Патриарх выдал бы этой объединенной группе томос об автокефалии, объявив каноническую Элладскую Православную Церковь несуществующей и предложив всем ее иерархам перейти в новосозданную структуру? Однако на Украине произошло именно это: под руководством светского властителя прошел некий «объединительный собор» двух схизматических сообществ, а потом объединившимся раскольникам — даже без перерукоположения — был предоставлен томос об автокефалии. А ведь эти раскольники не имеют канонических хиротоний: основная их часть была рукоположена Филаретом Денисенко, находившимся под анафемой, а другая часть происходит от самозванца — диакона, выдававшего себя то за православного, то за англиканского епископа. Таких «иерархов» у нас в народе называют самосвятами. Мне думается, что Вселенского Патриарха на протяжении длительного времени дезинформировали относительно реального положения дел на Украине. Ему внушали, что чуть ли не все архиереи канонической Украинской Церкви желают автокефалии, но боятся Москвы: как только будет дан томос, они все присоединятся к новосозданной автокефальной Церкви. Но этого не произошло, да и не могло произойти. Патриарх Кирилл на встрече с Патриархом Варфоломеем в Константинополе 31 августа предупредил, что если и перейдут, то один или два архиерея. Так и вышло: лишь двое из девяноста архиереев Украинской Православной Церкви примкнули к легализованному расколу. Святейший Патриарх Варфоломей заявлял, что целью его действий было желание преодолеть раскол на Украине. Однако теперь уже совершенно очевидно, что путь к этой цели через оправдание раскольников в ущерб местной канонической Церкви, объединяющей большинство православных верующих, оказался ошибочным. Церковный народ остался верен Украинской Православной Церкви, а искусственно созданная новая структура уже начала распадаться вследствие обострения присутствовавших в ней изначально внутренних противоречий.

http://patriarchia.ru/db/text/5472458.ht...

Секретарь Священного Синода, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний прокомментировал решение внеочередного заседания Синода УПЦ МП, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. «Во-первых, - начал владыка, - Синод заявил о том, что на этом соборе были объединены две неканонические структуры — т.н. " Украинская автокефальная православная церковь " и " УПЦ Киевского патриархата " . То есть это объединение двух раскольнических течений, поэтому для УПЦ решение этого собрания не имеет никакого значения. Как и ранее, в Украине есть только одна каноническая Церковь — это Украинская Православная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий, и это признают все Поместные Православные Церкви». «Во-вторых, - продолжил он, - Священный Синод вынужден был принять решение относительно двух наших архиереев, которые, несмотря на решение Архиерейского Собора и Священного Синода УПЦ, все же приняли участие в собрании 15 декабря этого года. Поэтому Священный Синод освободил от управления епархией и запретил в священнослужении митрополита Винницкого и Барского Симеона, а также запретил в священнослужении и снял с должности викарного епископа Киевской Митрополии митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра. Также были приняты соответствующие решения в отношении тех священников и диаконов, которые принимали участие в соборе 15 декабря». «Священный Синод принял соответствующее Обращение к верным чадам Украинской Православной Церкви, в котором сообщил о своих решениях и поблагодарил за стойкость епископата, духовенства, монашествующим и мирянам и попросил молиться и за тех архиереев, которые, к сожалению, ушли в раскол, чтобы Господь вразумил и дал силы вернуться в лоно Православной Церкви. Украинская Православная Церковь — живая, она действует, служит своему народу. Поэтому Священным Синодом были приняты соответствующие кадровые решения. В частности был назначен новый викарный архиерей Киевской Митрополии — епископом Переяслав-Хмельницким и Вишневским стал клирик Киевской епархии архимандрит Дионисий (Пилипчук). А также был назначен викарный архиерей в Днепропетровскую епархию — избран на эту должность насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Андрей», - заключил митрополит Антоний.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/17/sh...

Хочу вновь повторить — не Русская Церковь несет ответственность за разрыв общения между нашими Церквами. Я даже больше скажу — Константинопольский Патриархат сам прекратил общение с Украинской Православной Церковью, ведь по его мнению такой Церкви больше не существует. Разве можно теперь представить, что Патриарх Константинопольский пригласит к сослужению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия? Со своей стороны мы были вынуждены прекратить общение с Константинопольской Церковью, руководствуясь церковными канонами, согласно которым вступивший в общение с отлученным сам отлучается от общения. Мы не теряем надежды, что общение между нашими Церквами будет восстановлено. Но для этого Святейший Патриарх Варфоломей должен отказаться от действий, которые являются не просто нарушением канонов, но отрицанием самой православной экклезиологии. — В годы президентства Порошенко мне приходилось бывать на Украине, встречаться с общинами, пострадавшими от захватов храмов. Видео захватов меня просто потрясли. Конфликты между общинами, массовые избиения духовенства и верующих — это было ужасно. Какова ситуация при новом президенте Зеленском? Снизилось ли количество конфликтов? — Да, захваты храмов — одно из самых тяжелых последствий предоставления украинской «автокефалии». Захваты оформлялись как «добровольные переходы» общин в «автокефальную» Церковь, но на деле храмы у общин отбирали часто силой, на основании поддельных документов, вопреки решениям судов. В сети немало видео, где крепкие молодые люди бьют старушек и ломают им руки, срывают кресты со священников и вышвыривают их из храма… Есть даже запись, на которой сторонник украинской «автокефалии» бьет епископа. Большинство участников захватов — люди радикальных убеждений, но я уверен, что они не ходят в церковь. Предоставление «автокефалии» спровоцировало их на насилие. Но к реальной жизни Церкви это не имело отношения. Зайдите в Интернет, посмотрите текущую хронику богослужений: у раскольников храмы стоят пустыми. Захваты храмов — это чистая политика. Основная волна захватов была организована к президентской кампании 2019 года. С уходом Порошенко и сменой подконтрольных ему местных властей напряжение спало. Захваты продолжаются в тех регионах, где Порошенко еще сохранил влияние.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5802927...

Важно и то, что при территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. Автокефалия. В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных (независимых друг от друга) поместных церквей. Значение термина «автокефалия» (гр. – самоглавие) в истории церкви неоднократно менялось. Сегодня автокефальной считают вполне самостоятельную поместную церковь , независимую, но всегда являющуюся частью Вселенской. Все автокефальные церкви равноправны, несмотря на то, что занимают разные места в диптихе 113 . Факторами, дающими основания для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть: полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь ; географическая отдаленность, этнические и языковые отличия региона от основной территории церкви кириархальной. Автономные церкви. Если автокефальные церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих церквей, то автономные церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной церкви. Из этого правила вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной церкви. Ее статус, устав утверждаются кириархальной церковью, что также служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных церквей подсудны высшей судебной власти кириархальной церкви. В автономной церкви обычно малое число епископов и один архиерей, как было до недавних пор в Православной Церкви Японии. Статус автономных церквей – промежуточный, переходный, и потому в истории наблюдаются две тенденции: одни церкви со временем дорастают до автокефалии и получают ее, другие же – утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии. В настоящее время известны четыре автономные церкви: Древняя Синайская (подчинена Патриарху Иерусалимскому); Финляндская (кириархальной для нее является Константинопольский Патриархат); Православная Церковь Японии в составе Русской Православной Церкви; Китайская автономная Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, которая была фактически уничтожена в 1960-е гг. в ходе культурной революции. Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу своему близка к автономии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

И Порошенко в Рим за томосом не ездит. Не занимается он и объединением протестантов, иудеев, мусульман и пр., хотя все имеют свои параллельные структуры, рассорились-расплевались. Что за дискриминация? Нам власти объясняют, что только православие является душой украинского народа, основой его национального самосознания, а все остальные верования (католики, протестанты, харизматы, кентавры типа унии и пр.) – неприродные для настоящего украинца духовные субстанции, а потому не пригодные для государственного строительства. Пусть так. Но почему все эти «неприродные и непригодные», парубии за шевчуками, шевчуки за гудзяками лезут во все дыры, бьют в стамбульский бубен, строят нам «поместную православную церковь»? Ведь согласно тому же патриарху Варфоломею украинская уния – «это экклезиологическая ересь, не имеющая права существования в христианстве». Ересь создает патриарху Варфоломею в Украине гнездо? Диво дивное! Крах сердечной церкви Канализационная составляющая расколов – автокефального и филаретовского – всегда была камнем преткновения для Украинской Православной Церкви в ее диалоге с ними. Ведь практически невозможно было отделить искренне заблудших, запуганных или загнанных властью в расколы людей от проходимцев, разложенцев, паразитов, политиков и даже мафии, обретшей в расколах «церковную» крышу для бизнеса и «криминального сокрытия доходов от налогообложения». Родоначальник автокефального движения на Украине «патриарх УАПЦ» Димитрий Ярема (его община во Львове первой в 1989 году вышла из Православной Церкви и стала центром автокефализма), помнится, объяснял мне, для чего организовывал раскол: мы хотели создать свою, украинскую, щиру, сердечную, народную православную церковь, без московского чванства, бюрократии, коварства, раболепия пред властью и чиновничеством, без лжи и Евгении Петровны. Все московские управленческие ужасы для него, как и для всех автокефалистов, воплощал в себе исключительно Михаил Денисенко (Филарет), тогдашний митрополит Киевский и Галицкий, в котором автокефалы не видели не только ничего украинского, но и церковного – гордыня, политика, властолюбие.

http://radonezh.ru/2018/11/13/epc-kak-ka...

Филофей и был хиротонисан 23 ноября 1941 г. во епископа Слуцкого. Он стал в основном следовать прорусской политике Владыки Пантелеймона. Финковского же архиепископ Минский запретил в священнослужении, и тот вместе с несколькими подобными священниками уехал в Полесскую епархию к архиеп. Александру (Иноземцеву). Именно здесь – на юге Белоруссии возник еще один конфликт. Архиеп. Александр указом Патриаршего Местоблюстителя Сергия в мае 1941 г, был уволен на покой, но с приходом Вермахта вновь вступил в управление епархией. После того как Пинская и Брестская области, частично населенные украинцами, были переданы в состав рейхс-комиссариата «Украина», архиепископ начал действовать совместно с украинскими националистами и в конечном итоге вместе с ей. Поликарпом (Сикорским) явился основателем автокефальной Украинской церкви. При этом архиеп. Александр стал претендовать и на приходы Брестской области, которыми управлял прорусски настроенный еп. Венедикт (Бобковский). 25 февраля 1942 г. еп. Поликарп, назначенный митр. Дионисием администратором автокефальной Украинской православной церкви, обратился с письмом к еп. Венедикту, прося передать управляемые последним приходы архиеп. Александру. В публикуемом ответе Владыка Венедикт рекомендовал администратору подождать результатов выбора архиерея духовенством или назначить в Брест уважаемого верующими еп. Иоанна (Лавриненко). Последнее было для Поликарпа невозможно, так как еп. Иоанн принадлежал к автономной Украинской Церкви, входившей в состав Московской Патриархии и отвергавшей власть администратора. В итоге именно Иоанн и стал епископом Брестским. 128. Из «Сообщения о событиях на территории СССР JV» 73» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД Берлин, 4 сентября 1941 г. [...] Религиозная жизнь. Согласно единодушным сообщениям интерес белорусского и русского населения к греко-православной церковной жизни растет и дальше. Открытия церквей постоянно воспринимаются как очевидные признаки произошедшей в результате германской оккупации смены эпох.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, именно с Патриарха Мелетия началось падение Константинопольского Патриархата в бездну обновленчества, экуменизма, пересмотра святоотеческого предания и канонического права. До этого Константинопольские Патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение России в 1917 году и убийство Православного Императора привело к серьезному ослаблению Православия на политическом уровне. Свидетельство тому - падение Константинопольского Патриархата, превращение его в " троянского коня " Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии. Придя к власти путем внутрицерковного переворота, Мелетий ввел новый стиль, что вызвало раскол в православном мире, подписал экуменическое послание, явно расходящееся с православной экклизиологией, помогал обновленцам в СССР - не только признал их, но и требовал от святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, уйти на покой. В Финляндии Мелетий насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь, устроил гонение на противников нового календаря, ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю. Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса. Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с католиками, что вызывает резкий протест у афонских монахов. Мало того, в 1995 году Патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т.н. " Украинскую Православную Церковь " в США, во главе с " митрополитом " Константином, а в марте 2000 года " митрополит " Константин, с ведома Патриарха Варфоломея, провозгласил себя " предстоятелем " т.н. Украинской Автокефальной Церкви во главе с " архиепископом " Игорем Исиченко. Здесь надо сказать, что лжеиерархия УПЦ в США и УАПЦ происходит от " липковской " " украинской автокефальной церкви " - самочинного сборища, созданного, при поддержке большевиков, маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским. В 1920 году решающее участие в создании этой группировки принял НКВД, который собирался использовать ее для борьбы с Русской Православной Церковью. Ни один епископ Православной Церкви не поддержал автокефалистской авантюры и Липковский сотоварищи решился на беспрецедентный и странный шаг - раскольники, миряне и священники, " рукоположили " Липковского в " митрополиты " . Естественно, что такое " рукоположение не имеет ничего общего с подлинной апостольской преемственностью. Подробнее об этом см. ( В.Петрушко " Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период " Из-во Свято-Тихоновского Богословского института, М.1998, стр. 11-13). Таким образом, в составе Константинопольского Патриархата оказалась группировка, " епископство " и " священство " которой не могут быть признаны.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010