имел место ряд событий, свидетельствовавших о дальнейшем углублении автокефалистского раскола и продолжении агрессивных действий греко-католиков против правосл. верующих. В марте 1990 г. представители греко-католиков в одностороннем порядке покинули четырехстороннюю комиссию, призванную урегулировать церковное положение в Галиции. В течение 1990 г. галицкие униаты продолжали кампанию по насильственному отторжению правосл. храмов, кульминацией к-рой стал захват кафедрального собора св. Юра во Львове, осуществленный 12 авг. при попустительстве правящего архиерея Львовско-Дрогобычской епархии РПЦ еп. Андрея (Горака) (в 1992 ушел в раскол, ныне лжемитр. Львовский в юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата ). Вскоре после этих событий из Рима во Львов возвратился пребывавший ранее в эмиграции кардинал Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), митр. Мирослав-Иван Любачивский . Тем самым УГКЦ полностью восстановила свою структуру на территории Украины и дальнейшие усилия направила по пути количественного роста своих общин и орг-ций. Усиливалось и автокефалистское движение: к нач. 1990 г. в раскол перешло свыше 200 западноукр. приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к кон. 1990 - свыше 900 общин). В мае 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) , 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 г., раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», к-рым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник) , последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени второй мировой войны. Лишенный сана бывш. епископ РПЦ Иоанн Боднарчук был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким».

http://pravenc.ru/text/76512.html

Утверждение Константинопольского Патриарха о том, что его права были ущемлены, так как Киевский митрополит не поминает его имени за богослужением, несостоятельно, но используется как формальный повод для отмены документа от 1686 года. Но это положение не было оспорено в течение 300 лет. Три века православный народ Украины жил в полном единстве с Русской Православной Церковью и был ее нераздельной частью. С тех пор и до сегодняшнего дня Киевские митрополиты были членами Святейшего Синода Русской Церкви, имели право избирать и быть избранными ее Патриархами. В течение этих 300-лет украинские верующие признавали своим духовным Предстоятелем Московского Патриарха. Может ли через 300 лет появиться кто-то извне и сказать «я ваш отец»? Кто за ним последует, и кто ему поверит? Как может кто-то провозгласить себя духовным отцом народа, если этот народ помнит и почитает отцов, которые его родили и воспитали в вере? Священные каноны четко определяют эти взаимоотношения. — Но людям не всегда ясно, почему Украина как самостоятельное государство не имеет права на свою независимую Церковь? — Этот вопрос, действительно, задают. Но, прежде всего, надо понять, что говорит православный народ и его канонические архиереи на Украине, потому что это очень существенно. Созванный 13 ноября сего года в связи с этими событиями Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали 83 архиерея, определенно высказался против вторжения Константинопольского Патриархата в ее канонические границы и заявил, что «Украинская Православная Церковь имеет все права независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины». Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) имеет более 12 тысяч приходов, больше, чем две вместе взятые раскольнические группы — так называемые Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Автокефальная украинская православная церковь (УАПЦ). Поэтому в своих письмах Болгарскому Патриарху и Предстоятелям других Поместных Церквей с полным основанием митрополит Онуфрий выражает недоумение, почему никто не обратил внимания на обращения тысяч членов Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею, чтобы тот не предоставлял автокефалии этим раскольническим группам.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой частью Московского Патриархата. Украинская Церковь не просила ни о каком ином статусе, не обращалась в Константинополь за томосом об автокефалии (томос — это документ, в котором прописываются условия предоставления автокефалии). В Константинополь обратились президент Украины Петр Порошенко и две группы раскольников, которые хотят стать автокефальной церковью и тем самым, по сути, заместить собою каноническую Украинскую Православную Церковь. Украинская Православная Церковь — это 13 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих. У этих двух групп раскольников, вместе взятых, нет и половины такого количества приходов, у них фактически нет монастырей. Что же касается числа верующих, то его подсчитать довольно трудно, и статистические данные разнятся, однако совершенно очевидно, что большинство православных верующих Украины входят в каноническую Украинскую Православную Церковь и не хотят никакой автокефалии. Тот статус, который Константинополь предоставляет создаваемой сейчас структуре, в полной мере, конечно, автокефалией не является. Ее устав уже написан, причем не в Киеве, а в Стамбуле, и в нем прописана такая степень зависимости от Константинополя, которая, по сути, девальвирует само понятие автокефалии. Каноническая Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского Патриархата, гораздо более самостоятельна в своей деятельности и в своих решениях, чем создаваемая Константинополем структура. Достаточно сказать, что в Украинской Православной Церкви происходит канонизации святых, а в создаваемой структуре канонизации святых происходить не могут — они должны будут обращаться в Константинополь всякий раз, когда захотят канонизировать того или иного человека, и решение будет приниматься не в Киеве, а в Стамбуле. В отличие от Русской Православной Церкви, которая имеет приходы и епархии по всему миру, эта структура не сможет иметь ни того, ни другого за пределами Украины, а ее верующие за границей должны будут окормляться в приходах и епархиях Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/118226.html

Сейчас на Украине существуют три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская грекокатолическая церковь, которая подчиняется папе римскому. «Решение (о назначении экзархов.— “Ъ”) принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви (2-е правило II Вселенского собора; 20-е правило Трулльского собора; 13-е правило Антиохийского собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского собора),— говорится в заявлении Священного синода РПЦ.— Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православной церкви в Украине». Иерархи РПЦ указали, что «решение Константинопольского патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской православной церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса». «В оправдание своего вмешательства в дела иной поместной церкви Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал»,— сказано в коммюнике Синода. В Московском патриархате считают, что такие «действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия». Синод возлагает «всю полноту ответственности» за «антиканонические деяния» «лично на патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской церкви, которые их поддерживают»: «Ответные действия Московского патриархата последуют в самое ближайшее время». Какие именно действия последуют, в РПЦ не уточнили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- Не кажется ли вам, что нынешняя петиция спровоцирована властью и тоже работает на раскол? Отец Игорь (Якимчук): Думаю, что это попытки определенных политических сил набрать очки в сложной ситуации нестабильности на Украине. " Быть Европой " - из этой идеи вышла и петиция. Но, повторюсь, она вышла не из церковных кругов. - Сколько католиков и протестантов, которым было бы интересно отмечать Рождество в декабре, живет на Украине? Отец Игорь (Якимчук): Приведу данные РИСУ (Религиозно-информационная службы Украины). По состоянию на 1 января 2011 года 97 процентов зарегистрированных религиозных общин на Украине являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции. Остальные почти поровну делят католики и протестанты. На Украине действуют две поместные католические Церкви: Украинская Греко-Католическая Церковь и Римо-Католическая Церковь в Украине. Первая насчитывает 3 825 зарегистрированных организаций (приходов 3 646), в которых несут служение 2 424 священника. Римо-Католическая Церковь (официально зарегистрированная как Римско-Католическая Церковь) имеет 1 081 зарегистрированное религиозное объединение (из них 909 приходов). Служение совершают 579 священнослужителей. Среди протестантских деноминаций наиболее распространенными на Украине является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов - 2 705 зарегистрированных общин и Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников - 1 595 объединений. - А сколько верующих традиционно отмечает Рождество 7 января? Отец Игорь (Якимчук): Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. На сегодняшний день эта конфессия имеет 12 251 зарегистрированную религиозную единицу (из них - 11 952 общины). Служение несут 9 680 священника. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Она насчитывает 4 508 зарегистрированных объединений (из них 4 371 общин) и 3 021 священнослужителей.Третьей по величине Православной Церковью в Украине является Украинская Автокефальная Православная Церковь, которая насчитывает 1 227 зарегистрированных религиозных объединений (из них 1 190 приходов), в которых несут служение 699 священников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП. Об УПЦ в Уставе РПЦ Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе). Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…» Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов». Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич. И, наконец, отдельная глава устава « Украинская Православная Церковь ». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы. Глава X. Украинская Православная Церковь 3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». 4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10. 5. « Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения .

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

По моему скромному мнению, подобное деяние представляется антиканоничным, поскольку, согласно священным канонам, любое прещение, и в данном случае извержение из сана и отлучение вышеуказанных лиц, снимается тем органом, который и наложил его, при условии, конечно, предварительного деятельного покаяния осужденных. В этой связи только Православный Московский Патриархат, который изверг из сана и отлучил от Церкви, имел номоканонические полномочия восстановить и вернуть согрешивших в лоно Православной Церкви. Но есть и другая, по моему скромному мнению, серьезнейшая ошибка Вселенского Патриарха – пренебрежительное игнорирование кир Онуфрия, митрополита единственной общепризнанной Православной Церкви Украины, а вместо него – признание в качестве митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения самосвята Епифания и предоставление ему соборного Томоса об автокефалии во время сослужения с ним. Ваше Блаженство и святые собратья, в заключение я с сожалением должен подчеркнуть, что предоставление Вселенским Патриархом Варфоломеем раскольническому сообществу Филарета и Епифания статуса автокефальной Церкви не только не уврачевало существующий раскол в Православной Церкви Украины, но, напротив, опасным образом углубило и усугубило его, поскольку сегодня, после предоставления синодального Томоса об автокефалии, мы столкнулись на Украине с трагическим явлением, когда есть каноническая Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием и есть раскольническая во главе с изверженными из сана Филаретом и Епифанием. При этом, к сожалению, видна опасность того, что уже три года продолжающееся военное противостояние единоверного украинского народа выродится в религиозное противостояние. И есть еще большая опасность, что неуврачеванный украинский церковный раскол, как многие подчеркнули, проникнет в Тело всего Вселенского Православия с трагическими для него последствиями. На основании всего вышесказанного у меня сложилось убеждение, что мы, Священный Синод Кипрской Церкви, не можем признать в качестве канонического митрополита Киевского и всея Украины не имеющего канонического рукоположения раскольника Епифания. И тем более, с точки зрения канонов нам не позволительно иметь евхаристическое общение с раскольниками и, особенно, с самосвятами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Денисенко утверждает, что в настоящее время «все антиукраинские силы подключились на уничтожение в Украине Киевского патриархата». «Идет убеждение украинских архиереев не поддерживать существование в Украине Киевского патриархата. Вынашивается намерение на следующем заседании Священного Синода или Архиерейского Собора отправить на покой патриарха Филарета и этим навсегда решить существование в Украине Киевского патриархата», - заявляет он. «Такое решение будет незаконным и неканоническим, поскольку патриарх был избран не Священным Синодом и не Архиерейским Собором, а Поместным Собором пожизненно. Кроме того, в принятом уставе ПЦУ (УПЦ) на соборе св. Софии 15.12.18 г. предусмотрено пожизненное избрание архиереев на архиерейские кафедры», - пояснил Филарет. Между тем на днях Филарет заявил, что «Киевский патриархат» до сих пор существует. На вопрос, допускает ли он разделение ПЦУ, он заявил: «Допускаю. Но мы создадим единую церковь». Филарет утверждает, что, как и предстоятель ПЦУ, может созвать собор. В то же время в министерстве культуры Украины заявили, что информация о возобновлении деятельности «Киевского патриархата» не соответствует действительности. В обращении Денисенко также заявил о несогласии с названием «Православная церковь Украины» для «поместной церкви», так как оно исключает принадлежность к ней православных украинцев, проживающих за рубежом. «Почему мы не согласны на название Православная церковь Украины, или в Украине? Потому что все автокефальные церкви имеют прилагательное название… Только нашу церковь назвали не так, как другие - не Украинская православная церковь, а Православная церковь Украины. Что за этим скрывается? Это означает, что православные украинцы за пределами Украины не относятся к Украинской православной церкви. И об этом сказано в томосе», - говорится в обращении Филарета. По словам «почетного патриарха», православные украинцы, проживающие за пределами Украины, возмутились этим, поскольку хотят принадлежать к своей родной «церкви». «Все автокефальные Православные Церкви сохраняют за собой свою эмиграцию, кроме греческих церквей. Вся греческая диаспора канонически подчиняется Вселенскому патриарху. Поэтому и мы должны называться Украинской православной церковью, а не Православной церковью Украины, чтобы наша украинская эмиграция имела право принадлежать к своей родной церкви», - резюмировал Денисенко.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/fi...

Второе. Сегодня на Украине есть каноническая Церковь - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Есть две раскольничьи структуры: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - порождение второй русской смуты начала ХХ века, которую возглавляет «митрополит» Макарий (Малетич), и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) - порождение третьей русской смуты конца ХХ века, которую возглавляет «патриарх» Филарет (Денисенко). Есть также еретическое сообщество - Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) или проще униатская церковь - порождение экспансии Ватикана на русские земли в период подчинения Западной Руси Речи Посполитой, которую возглавляет архиепископ Святослав (Шевчук). Патриарх Варфоломей, судя по той информационной кампании, которая разворачивается сейчас, под надуманным предлогом готовится признать Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата такой же неканонической структурой, как и прочие. То есть, Варфоломей намеревается обнулить церковную ситуацию на Украине. А затем на территории, где существуют, по его утверждению, только неканонические церковные структуры для «спасения православия и преодоления раскола» создать новую, для чего и послал в Киев двух своих экзархов этнических украинцев архиепископа Памфлийского из США Даниила и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. Кстати, примечательно, что один из этих экзархов родился в Ивано-Франковске, учился в униатской семинарии, а потом в католическом университете в США, а второй родился во Львове, но закончил Киевскую духовную семинарию и православный университет в Салониках. Словом, план прост, как говорится, как хозяйственное мыло. И подтверждает древнюю русскую мудрость, выстраданную нашими предками, - «греки лукавы суть». Сейчас в православной среде идет оживленная дискуссия, - что же нам делать в этих условиях? Во-первых, нам нужно не поддаваться на уловку, в которую нас втягивают - обсуждать условия Томоса 1686 года. Мы не только увязнем в бессмысленной борьбе интерпретаций, но и будем действовать на том поле, на которое тянут нас апологеты разбойника Патриарха Варфоломея и киевского режима.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

Приходы Антиохийского Патриархата в В. являются частью Епархии Зап. и Центр. Европы и объединяют в основном арабов-христиан. Также в В. действуют общины неканонических деноминаций: Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат, 36 приходов). Римско-католическая Церковь в В. разделена на 7 митрополий (Бирмингем, Кардифф, Глазго, Ливерпуль, Сент-Андрус и Эдинбург, Саутуарк, Вестминстер) и состоит из 23 епархий, 1 военного ординариата, 1 апостолического Экзархата для украинцев визант. обряда (всего 3191 приход, 5 млн 653 тыс. чел.). В стране существуют также 30 приходов Армянской Апостольской Церкви, 7 - Коптской Православной Церкви, 10 - Эфиопской Православной Церкви, 6 - Сиро-Малабарской Церкви, 7 - Древней Ассирийской Церкви Востока. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англикан. Церкви в В. представлены Церковью Англии - 16 110 приходов, к-рая является гос. Церковью, Епископальной Церковью Шотландии - 312 приходов, Церковью Уэльса - 1500 приходов, Церковью Ирландии - 457 приходов (всего ок. 26 млн чел.). Среди пресвитерианских церквей В. ведущее место занимает также имеющая гос. статус Церковь Шотландии - 1593 прихода. Пресвитерианская церковь Ирландии включает 600 приходов, Объединенная реформированная церковь - 1700 приходов и Пресвитерианская церковь Уэльса - 1013 приходов (ок. 1,5 млн чел.). Методистские церкви представлены конгрегациями различных направлений, наиболее крупной является Методистская церковь Великобритании - 8222 прихода. Баптистские общины объединены в Союз баптистов Великобритании (550 тыс. чел.), Союз баптистов Шотландии (38 тыс. чел.) Союз баптистов Уэльса (60 тыс. чел.), Союз баптистов Ирландии (22 тыс. чел.); кроме того, существуют и независимые баптистские церкви. В стране также есть общины братьев (Христианские братья (Открытые) - крупнейшая орг-ция, 124 тыс. чел.), конгрегационалистов, пятидесятников (крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога, 135 тыс. чел.), квакеров (17 тыс. чел.), Армии Спасения (272 тыс. чел.) а также адвентистов седьмого дня (23 тыс. чел.), мормонов (174 тыс. чел.), свидетелей Иеговы (250 тыс. чел.), унитариев (28 тыс. чел.), сведенборгиан (т. н. Церковь Нового Иерусалима - 140 чел.), сайентистов (т. н. Христианская наука - 21 800 чел.), кристодельфиан (17 900 чел.). В последние годы в В. появилось большое количество харизматических общин, созданных выходцами из Африки и стран Карибского бассейна, поли- и моноэтнических. Законодательство В. о религии

http://pravenc.ru/text/150119.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010