Как отметил предстоятель РПЦ, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», – сказал Патриарх Кирилл, упомянув открытую поддержку, которую Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Предстоятель РПЦ также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление, в котором ситуация, сложившая на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата, названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, – также упомянул Патриарх Кирилл. – Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», – сказал далее Патриарх Кирилл. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей  Украинской Православной Церковью  и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное  заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий  Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Митрополит Андрей подчеркнул, что Грузия достигла своего расцвета при иверском царе Вахтанге I Горгаслане. В 455 году он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр. «С начала церковного кризиса об украинском вопросе было совсем непросто (как митрополиту Никифору, так и мне, и другим Кипрским архиереям) писать, говорить и вообще выступать на данную тему, — сказал в приветственном обращении к участникам конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. — Вы знаете, что геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евроамериканской политики со всеми вытекающими оттуда последствиями. Несмотря на это, мы говорим и пишем, а также умоляем Бога просветить нас " право править слово истины " так, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия». «Надеюсь, что святые и мученики православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезной церковной проблемы, которая не должна была возникнуть», — завершил свое видеообращение митрополит Исаия. Доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора по видеосвязи зачитал архимандрит Серафим (Гавриков). «Амбиции Вселенского Патриарха простираются теперь уже на всю Церковь: по сути, он выдвигает претензии на право вмешательства во внутреннюю жизнь всех Поместных Православных Патриархатов и автокефальных Церквей», — отмечает в своем докладе иерарх Кипрской Церкви. При этом с точки зрения истории и священных канонов на вопрос о главенстве в Соборной Церкви может быть только один не подлежащий сомнению ответ: «На протяжении двух тысячелетий своей истории Православная Церковь никого из своих епископов не наделяла титулом и компетенциями Главы Церкви». «Следовательно, яснее ясного — и это можно обосновать исторически, канонически, догматически, исходя из иконописной традиции и писаний отцов — что ни один из Предстоятелей, Патриархов или глав Автокефальных Церквей не может заменить единственного неизменного Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь в своей соборности и кафоличности не имеет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Высшей канонической властью в Церкви являются Вселенские Соборы, а не кто-либо из Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Издревле в Церкви верили во Вселенский Собор как непогрешимый и высший институт Церкви и экклезиологически трактовали его таким образом», — сказал митрополит Никифор.

http://patriarchia.ru/db/text/5844272.ht...

О том же предупреждает 12-е правило Святых Апостолов: «Если какой-либо клирик или мирянин, отлученный или отвергнутый, уйдет и будет принят в другом городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший, и принятый». 4-е правило Антиохийского Собора гласит: «Всех состоящих в общении с ними [с изверженными из сана Собором] следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение». Запрещают принимать в общение отлученных и многие другие канонические постановления (I Всел. 5; Апост. 11; Карфаг. 9 и др.). Вашему Блаженству хорошо известно, что справедливо наложенные на основателей украинского раскола и их последователей прещения были признаны всеми Святейшими Православными Церквами, в том числе письменно Вашим приснопамятным предшественником Патриархом Александрийским Парфением III, и в дальнейшем никогда и никем не подвергались сомнению в православном мире. Согласно священным канонам и многовековой церковной практике, принятие в Церковь украинских раскольников возможно только после их покаяния и воссоединения с той Поместной Церковью, от которой они отпали, то есть с Украинской Православной Церковью. Раскольники на Украине, как известно, не принесли покаяния и не воссоединились со своей Церковью. Объявив об их признании, а затем и вступив с ними в евхаристическое общение, Вы вслед за ними уклонились в раскол и по строгости приведенных выше канонов подлежите равному с ними отлучению. Именно по этой причине многие клирики Александрийской Церкви были вынуждены оградить себя от общения с Вами и искать канонической защиты у нашей Церкви. Что касается Вашей угрозы извергнуть из сана Преосвященного митрополита Клинского Леонида , которого Священный Синод нашей Церкви назначил экзархом Африки, то она лишена всяких оснований в церковном праве. Епископ или клирик одной автокефальной Церкви неподсуден суду другой автокефальной Церкви. Канонические правила, на которые Вы ссылаетесь (I Всел. 8; IV Всел. 12), не подкрепляют Ваши угрозы и неуместны, поскольку посвящены совершенно другим вопросам. Священные каноны строго запрещают епископу вмешиваться в дела другой епархии. И если они запрещают ему даже принимать чужого клирика, у которого не окажется представительной грамоты от своего епископа (см. Апост. 33; I Всел. 16 и др.), то как могут разрешить ему судить его, и притом накладывать высшую меру наказания, каковой является извержение из сана? В связи с этим заявляю Вам, что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5906354...

Е. Грачева: На этой неделе в политической новостной повестке главным событием был официальный «развод» Евросоюза и Великобритании, Brexit. И в этой связи все вспоминают, какой была Европа до того, когда в состав Евросоюза вошла Великобритания, что теперь будет. Если же по этому алгоритму говорить об Элладской Церкви, что она вообще из себя представляет и что будет такого прецедентного, если мы с ними оформим «развод», разорвем отношения? Митрополит Иларион: Христианство в Греции существует с I века. Но на протяжении многих столетий Греция находилась под властью турок и во многом благодаря России, русскому оружию она освободилась в XIX веке от турецкого ига. После этого власти Греции провозгласили Греческую Церковь автокефальной, то есть самостоятельной, поскольку Константинопольский Патриарх находился на территории Османской империи и воспринимался как союзник турецкого султана. Константинопольский Патриарх не сразу признал независимость Элладской Церкви, но в 1850 году такое признание состоялось. При этом территориальные границы Элладской Церкви не совпадали с нынешней Грецией, а составляли лишь примерно половину нынешней Греции. Когда впоследствии, уже в XX веке, распалась Османская империя, то к Греческой Республике прибавились еще так называемые северные территории. Если посмотреть на карту, это Салоники и все, что выше этого города, вплоть до границы с Турцией. Эти территории остались в формальной юрисдикции Константинопольского Патриархата. Архиереи северных земель входят в Архиерейский Собор Элладской Церкви, но поминают за богослужением Константинопольского Патриарха. И это значит, что практически половина епископата Элладской Православной Церкви позиционирует себя как епископат Константинопольского Патриархата. Поэтому мы в нашем заявлении Священного Синода сказали о том, что Элладская Православная Церковь не является полностью автокефальной, как, например, Русская Православная Церковь, потому что у нее очень сильная зависимость от Константинопольского Патриарха. Соответственно, мы также говорим, что полнота ответственности за признание Элладской Церковью украинских раскольников, если это признание окончательно оформится, лежит, прежде всего, на Константинопольском Патриархе, который на протяжении всего этого времени оказывал давление на Элладскую Церковь с тем, чтобы она признала то, что он совершил на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/5517293.ht...

Албанская Православная Церковь считает, что первостепенное значение имеет единство Православия и энергичное свидетельство о Евангелии как среди традиционно православных народов, так и по всему миру. Остальные вопросы необходимо решать с помощью проницательного рассуждения, сугубой молитвы и терпеливого диалога. Вышеизложенные взгляды мы еще раз с большим уважением и любовью изложили Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею во время нашей недавней личной встречи на острове Крит. Последние события, которые Вы описываете в своем письме, к сожалению, увеличили напряжение и обеспокоенность. Да будет нам позволено заметить, что решение Русской Церкви прервать поминовение Вселенского Патриарха Варфоломея и приостановить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, о чем было объявлено 14 сентября, опасным образом осложнило все дело и, прежде всего потому, что оно затрагивает суть православного единства — Божественную Евхаристию, во время которой мы возвещаем единство Православной Церкви и молимся о его сохранении. В отношении завершающей части Вашего братского письма мы заверяем Вас, что не прекращаем возносить горячие молитвы о единстве нашей Святой Церкви, которую ее Глава Господь наш Иисус Христос, «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Однако у нас есть серьезные опасения, а имеет ли в данный период времени первоочередное значение то, что мы возвысим свой голос: предпочтительней мы считаем настойчивую просьбу избегать поспешных действий. Кроме того, «всеправославное обсуждение» украинской тематики, о которой мы говорили во время Вашего благословенного визита в Албанию, стало особенно затруднительным после того, как Русская Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом. Кто возьмет на себя инициативу созыва Православных Автокефальных Церквей, когда прекращено поминовение Вселенского Патриарха? Какой будет повестка дня, как будут проходить работы? Каковы будут критерии принятия окончательного решения? В данных условиях желательно было бы запланировать для начала спокойный диалог между непосредственно заинтересованными сторонами с целью поиска общего решения, направленного на уврачевание ран многолетних безбожных гонений, расколов и стремительно наступающего прозелитизма. Если именно в таком направлении непосредственно заинтересованные стороны согласны на участие представителей и других Православных Автокефальных Церквей, тем лучше. Албанская Православная Церковь готова принять участие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5311576...

О нем никогда не упоминают. Это и стало причиной нашего особого беспокойства, так как, в то время как Русская Православная Церковь компетентным образом выдвинула серьезнейшие обвинения (некоторые из которых были опубликованы), компетентные органы как Фанара, так и новой «автокефальной» церкви в Киеве хранят молчание. Они не предоставляют никакого объяснения для опровержения обвинений, тем самым создавая почву для распространения беспокойства. Вселенский патриарх в объявлении об акте восстановления Макария говорит о прошении об апелляции Макария Малетича, которое (как известно) было подано с целью отмены обвинительного решения против епископа или иного священнослужителя. Однако Макарий Малетич не имел права подавать прошение об апелляции, так как он не был осужден церковным судом в качестве епископа. Макарий Малетич не имел права подавать прошение об апелляции, так как он не был осужден церковным судом в качестве епископа Он был протопресвитером канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), затем вышел из-под ее юрисдикции и вступил в раскольническую УАПЦ. Церковь Украины отстранила его от служения. 3 ноября 1996 года, состоя в раскольнической группе УАПЦ, он был «рукоположен» во «епископа» архиереями, не имеющими канонической хиротонии, а именно Димитрием Яремой, Игорем Исиченко и Мефодием Кудряковым. Все трое «рукоположивших» Макария не имеют Апостольского преемства, потому что приняли свою хиротонию от известного шарлатана – саморукоположенного Викентия Чекалина . Однако в связи с тем, что Макарий состоял в раскольной группе, в которой и был «рукоположен», Русская Православная Церковь не занималась его делом и, разумеется, никогда не судила его в качестве «епископа». Следовательно, возникают два крайне важных вопроса. С каких это пор Фанар правомочен исправлять отсутствие Апостольского преемства при епископской хиротонии?! Епископы УАПЦ (составляющие 30% Синода новой «автокефальной» церкви Украины) рукоположены двумя лицами: низложенным и саморукоположенным! Низложенным бывшим епископом Иоанном Боднарчуком и саморукоположенным шарлатаном Виктором (Викентием) Чекалиным, которые в 1990-е годы «рукоположили» первых «епископов», основав группу раскольников и неканоническую – не имеющую Апостольского преемства – иерархию УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/120370.html

По словам авторов документа, ни одна из организаций, поддержавших Порошенко, не признана мировым православием, поэтому «если будет идти речь об украинской автокефалии, то этот вопрос не может быть рассмотрен без участия Украинской Православной Церкви, как единственной канонической Церкви Украины». Что заявляют в Русской Церкви Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион заявил, что «создание автокефальной Церкви – это процесс, который не может быть инициирован светской властью». Он напомнил, что решение украинской церковной проблемы возможно только каноническим путем. «Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях», – подчеркнул митрополит Иларион. Он отметил, что на протяжении многих лет позиция Константинопольского Патриарха была неизменна: он всегда говорил о том, что единственным главой канонической Украинской Православной Церкви он признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия. «А каноническая Украинская Православная Церковь не имеет намерения разрывать отношения с Русской Православной Церковью», – отметил митрополит Иларион. Что будет, если автокефалию предоставят По мнению церковного историка Владислава Петрушко , умеренный оптимизм внушает то, что Константинопольский Патриархат уже объявил, что этот вопрос будет рассматриваться с учетом мнения других Поместных Православных Церквей, то есть и Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриархата. «Это дает надежду на то, что вряд ли Константинополь может легко отказаться от тех договоренностей, которые были приняты на совещании в Шамбези перед Критским собором и которые предусматривали, что консенсус всех Поместных Православных Церквей будет необходим в случае предоставления автокефалии», – заявил он. По мнению историка, этот эпизод показывает, что Константинополь отдает себе отчет в том, что, если в одностороннем порядке он предоставит такую автокефалию Церкви, это будет означать катастрофу внутри православного мира.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefali...

Для иллюстрации приведу постановление «Украинской рады доверия на Волыни» (УРДВ), которую возглавил С. Скрыпник (будущий епископ УАПЦ Мстислав). На учредительном собрании в Ровно 31 августа — 1сентября, ссылаясь на государственный акт «Украинской народной республики» (УНР) в Варшаве от 1 января 1919 г., который провозглашал автокефалию Украинской Православной Церкви, члены УДВР заявили, что Церковь на Украине как «мощный фактор национально-религиозного и морального воспитания народа» должна быть «национальной и украинской». В УДВР считали, что центру такой Церкви следует находиться на территории Украины, а ее иерархами должны быть этнические украинцы. В связи с этим украинские политики выступили категорически против оставления Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата, а также «против попыток подчинить украинскую церковь чужой Варшаве и печальной памяти Варшавской Как видно, украинские националисты в первые месяцы оккупации выступали за независимость Украинской Церкви от любых религиозных центров, рассчитывая в этом на помощь немецких властей. Несмотря на то что многие из членов УДВР (в их числе упомянутый С. Скрыпник) в недавнее время выступали инициаторами украинизаторского движения в Польской Православной Церкви и были близки к Варшавскому митрополиту Дионисию (Валединскому), они отвергали возможность распространения его юрисдикции на территории Украины. Опасения украинских активистов относительно возможного подчинения Украинской Церкви митрополиту Варшавскому оказались небезосновательны. Первые шаги в этом направлении митрополит Дионисий совершил уже на следующий день после нападения Германии на СССР. Поскольку отдельная гражданская администрация для украинских земель — рейхскомиссариат «Украина» — была создана оккупантами только в конце августа 1941 г., Дионисий рассчитывал вновь распространить свою митрополичью власть на ранее подлежавшие его юрисдикции территории Волыни и Полесья и еще дальше — на Восток Украины. Протоиерей Тимофей Миненко сообщает, что митрополит Дионисий делился планами расширения своей юрисдикции только в узком кругу приверженцев, поскольку среди духовенства и церковной общественности нашлось немало противников той церковной политики, которую он проводил в довоенное

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010