считается мертвым языком, предназначенным исключительно для литературы и богослужения. Геэз ближе всего к таким эфиопским (и эритрейским) наречиям, как тигре и тигринья; наиболее распространенный язык Эфиопии – амхарский – ему также родственен. Однако как сохранить традицию богослужения и поэтической импровизации на мертвом языке, когда в стране, к концу XIX в. нет таких элементарных вещей как мера веса, или собственная монета. По воспоминанию офицеров конвоя Русской дипломатической миссии в Абиссинии (в частности – тогда еще подъесаула П.Н. Краснова), эфиопы сваливали в кучу французские винтовки системы Гра, дабы взвесить что-либо, т.к. это был единственный предмет, примерно одного веса, распространенный по всей стране. В древнем Аксумском царстве была великолепная золотая монета; к XIX в. эфиопы признавали лишь австрийские талеры Марии-Терезы, с датой 1780 г. Эти талеры в Вене чеканили вплоть до Первой мировой войны, для нужд восточной Африки. И при подобной отсталости, в Эфиопии мы видим подлинную литургическую сокровищницу. Опять же, если мы будем говорить об истоках этой богослужебной традиции, мы увидим, что Александрийский обряд, воспринятой Церковью на землях Эфиопии, словно бы преломляется на новый лад; со средних веков, древний Александрийский обряд разделяется на собственно «коптскую» и новую, «эфиопскую» ветвь, т.н. «обряд Геэз». Причем обособление эфиопских богослужебных намечается достаточно рано; уже в V в. В IV в. св. Фрументий крестил Аксум и его царя – Эзану; в V в., после Халкидонского собора (451 г.), в Аксум приходят т.н. «Девять святых», отцы переводов Писания на язык геэз, творцы первых христианских памятников на этом языке, основатели первых монастырей на землях Эфиопии. В Эфиопии их иногда еще называют «Девять римских отцов» (или «Девять румских//ромейских отцов»), т.к. они пришли из пределов Римской империи, из Византии. Это были греки (ромеи) и сирийцы, не принявшие орос Халкидонского собора и бежавшие на юг, в Аксум, ко двору царя Эллы Амиды.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

К сожалению, географические данные, на которые не скупится пространное житие, для нас в большинстве случаев непонятны. Конечно, Банкуаль, Халелуйа, Цаада (вероятно Цаада-Амба в Агаме) – известные тиграйские монастыри, Вальдеба (по синаксарю) и Вали (по пространному житию) – также область, не нуждающаяся в ближайшем определении; „страну Саф“, я полагаю, можно искать где-либо к югу иди юго-западу от этой области в виду того, что приобщать Самуила приходили сюда с северного острова оз. Цана-Галила. Но где находились: обители Вайна и Лагасо, страны Ром, Барзала, Ценбело, Талазаг? Пустыня Барака вероятно тожественна с той, куда по синаксарю удалился и скрылся навсегда авва Губа, один пи девяти преподобных, и которая находилась, по всей вероятности, на реке того же имени на самом севере Абиссинии и даже вне ее пределов, что вполне соответствует северному положению „страны псов“. Интересуясь главным образом легендарной и чудесной стороной, житие нам ничего не говорит о вальдебском монашестве, столь интересном во многих отношениях, ни о деятельности святого, как его наставника и устроителя. Только из жития Такла-Хайманота мы можем узнать 172 , что он не был его насадителем здесь и что оно существовало здесь уже давно. Но относясь без должного интереса к исторической обстановке, житие все-таки имеет несомненную важность в историческом отношении. Его хронология совершенно правильна: царь Давид I (1380–1409) был действительно современником, как этой третьей генерации преподобных, так и коптского патриарха Mamфeя I (1375–1409). Но этого мало, житие дает нам о Давиде сведения, хотя быть может и не точные, но все же, если не считать глухих намеков в синаксаре на день памяти этого царя, единственные пока в эфиопской письменности о военных подвигах его. Хроника о них не упоминает и говорит только о перенесении в его царствование части Животворящего древа 173 , между тем, Макризи повествует о войнах его с мусульманами, окончившихся тем, что силы мусульман упали, хати и амхарцы, сделавшись господами страны, населили ее, и из разрушенных храмов правоверных настроили христианских церквей 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Препятствие рукоположения в православных Церквах : Согласно Уставам восточных Церквей византийского обряда диаконы, пресвитеры и Епископы не имеют права заключить действительный брак. Диаконы или священники, оставшиеся вдовцами, могут жениться только вследствие утраты священного сана и возвращения к статусу мирянина. У сирийцев, армян, эфиопов и коптов диаконы – но не священники – могут свободно жениться и после своего посвящения. В халдейской (несторианской) Церкви этого препятствия не существует – ни для диаконов, ни для священников. 2.2.6. Обет постоянного целомудрия Указанный обет должен быть публичным (т.е. приниматься перед лицом Церкви), постоянным и принятым в каком-либо монашеском ордене (кан. 1088). Препятствие публично данного обета целомудрия в православных Церквах : Принадлежность к монашескому чину в Церквах византийского обряда представляет собою, согласно положениям канона 44 Трулльского Собора, абсолютное отменяющее препятствие, не допускающее диспенсации. С XIX века православные Церкви разрешают монахам возвращение в статус мирян, чтобы они, таким образом, имели возможность жениться. Аналогичная практика принята также в коптской и эфиопской Церквах. В халдейской (несторианской) Церкви нет монашеских орденов. У сирийцев (яковитов) существует сомнение относительно того, приводит ли монашеский обет к последствиям, делающим брак недействительным. В армянской Церкви брак монаха является недействительным, покуда он остаётся монахом. 2.2.7. Похищение Это препятствие возникает в том случае, если женщина была похищена (или, по меньшей мере, удерживаема применением физической силы ) с целью брака (кан. 1089). Оно остаётся в силе до тех пор, пока женщина, отделённая от похитителя и помещённая в безопасное место, выбранное по её желанию, добровольно не согласится на брак. Препятствие похищения в православных Церквах : В православных Церквах похищение женщины не считается брачным препятствием. 2.2.8. Преступление На основе кан. 1090 недействительным является брак тех лиц, кто « с целью заключить брак с определённым лицом убивает супруга – либо данного лица, либо своего собственного ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Москву посетила делегация Эфиопской Церкви 20 ноября 2017 г. 16:09 14-18 ноября 2017 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по благословению Патриарха-Католикоса Эфиопии Абуны Матфия Москву с рабочим визитом посетила делегация Эфиопской Церкви. Ранее Предстоятель Эфиопской Церкви направил на имя Святейшего Патриарха Кирилла письмо с выражением заинтересованности в возобновлении существовавшего ранее между двумя Церквами активного взаимодействия. В состав делегации вошли глава епархии Южного Омо епископ Филипос и руководитель Департамента печати Эфиопской Церкви священник Элиас Абрха. В рамках поездки гости посетили Художественно-производственное предприятие «Софрино» , где были приняты его генеральным директором Е.А. Пархаевым. В ходе встречи состоялось обсуждение планов установления сотрудничества между ХПП «Софрино» и профильными структурами Эфиопской Церкви. Для членов делегации была проведена экскурсия по территории предприятия, в ходе которой они имели возможность ознакомиться с широким спектром выпускаемой «Софрино» продукции. Делегация Эфиопской Церкви также посетила Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. По благословению митрополита Волоколамского Илариона переговоры с гостями провел секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Стороны предметно обсудили возможную повестку двустороннего сотрудничества, которая весьма широка и затрагивает следующие сферы: общую озабоченность положением христиан, которые подвергаются преследованиям в разных регионах мира, отстаивание в современном обществе основ традиционной нравственности, молодежное служение, развитие академических контактов. Ценным является обмен опытом в сфере социального служения, взаимоотношений между Церковью и обществом. Одним из традиционных направлений взаимодействия двух Церквей, которое интенсивно развивалось в прежние годы, является практика студенческого обмена. В этой связи программа визита также включала посещение Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) рассказал гостям о деятельности этого учебного заведения Русской Православной Церкви и о работе Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена .

http://patriarchia.ru/db/text/5065359.ht...

Состоялась видеовстреча представителей синодальных учреждений Русской Православной Церкви и Эфиопской Церкви 30 сентября 2023 г. 10:27 29 сентября 2023 года в контексте деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью состоялась видеовстреча представителей синодальных учреждений двух Церквей. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече приняли участие сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата С.Г. Алферов и Д.Э. Аракелян. С эфиопской стороны — руководитель Департамента воскресных школ и молодежи диакон Синтайеху Мсганав и ряд сотрудников данного департамента, к компетенции которого относится организация катехизического, религиозно-образовательного и молодежного служения в Эфиопской Церкви. Участники встречи обсудили актуальные вопросы повестки отношений между двумя крупнейшими Церквами восточно-христианского мира и оказание содействия проектам, запланированным по линии двусторонней комиссии. Представителями Эфиопской Церкви была дана высокая оценка прошедшим в последние годы взаимным визитам делегаций двух Церквей в Москву и Аддис-Абебу, в том числе состоявшейся на днях поездке Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии в Эфиопию в рамках проходящих в этой стране Дней духовной культуры России. Были рассмотрены перспективы налаживания межцерковного сотрудничества в сфере молодежного служения и по некоторым другим направлениям, представляющим взаимный интерес. С.Г. Алферов рассказал представителям Эфиопской Церкви о работе специального учебного курса «Древние Восточные Церкви», реализуемого кафедрой церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с ОВЦС с целью подготовки специалистов в сфере внешних церковных связей, в том числе в области христианской ориенталистики. Была достигнута договоренность о проведении подобных встреч в онлайн-формате на регулярной основе. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6063909.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Краткий обзор истории Эфиопской Ортодоксальной Церкви в ХХ веке В данной статье Гладышева Г.Н. вниманию читателей предлагается обзор основных событий жизни Эфиопской Ортодоксальной Церкви в XX веке. Именно в этот период, впервые за шестнадцативековую историю Эфиопской Церкви, Патриарх был избран членами этой Церкви, а не поставлен извне. Статья Введение   Эфиопия — одно из первых государств мира, где христианство было объявлено государственной религией примерно в 338—346 гг. Согласно эфиопской традиции, крестителем страны стал Абба Салам, обративший царей Эзану и Сазану. Византийская традиция усваивает честь крещения Эфиопии подданным Рима родственникам Фрументию и Эдесию, родом из Тира . Фрументия поставил во епископа святитель Афанасий Александрийский, и традиция направления епископов в Эфиопию из Александрии не прерывалась до 20-го века – периода становления независимой Эфиопской Ортодоксальной Церкви (ЭОЦ). ЭОЦ признаёт только три первых Вселенских собора, являясь так называемой дохалкидонской Церковью, не состоит в евхаристическом общении с большинством Православных Церквей, включая Русскую Православную Церковь. ЭОЦ возглавляется Патриархом, резиденция которого находится в Аддис-Абебе. Несмотря на отсутствие евхаристического общения между ЭОЦ и халкидонскими Церквями, ещё на рубеже 19-го и 20-го веков российский офицер, путешественник и исследователь Эфиопии, а в последствии иеросхимонах А. К. Булатович (1870-1919) свидетельствовал об эфиопах как об «очень близких к православию. Они глубоко верующие христиане, сохранившие в себе много особенностей древней апостольской Церкви» . По убеждению ЭОЦ, различия между ней и традиционными Православными Церквями носят терминологический характер и со временем будут устранены . Многие исследователи отмечают богатство эортологии, литургических форм и текстов ЭОЦ, а также сохранение иудейских обычаев: обрезание, празднование субботы, пищевые запреты .

http://bogoslov.ru/article/4583626

Часть населения Эфиопии так и осталась верна исключительно иудаизму; это т.н. «бета Израель» или «фалаши» (т.е. «пришлые»), число которых ныне не превышает 150,000 человек. Само наименование их «фалаши» напоминает о том, что иудаизм был некогда привнесен на земли древнего Аксумского царства переселенцами. В лоне Эфиопской Церкви сохраняется целый ряд традиций, отражающих совершенно особую связь с ветхозаветными, иудейскими общинами. Это обрезание – пусть это и не церковный обряд, но это мера, обязательная для мужчин. Соблюдение субботы, как великого дня, во время которого нельзя работать. Звезда Давида – элемент, который имеет широкое распространение и в рамках храмового декора, и как нательного креста. И, конечно же, в лоне Эфиопской Церкви утвердилось совершенно особое почитание Ковчега Завета. Любой христианин, приобщенный к византийской традиции, будь он православным или греко-католиком, знает, что Евангелие на Святом престоле служит символом и воплощением ветхозаветного Ковчега Завета, возложенного в Скинии Завета и позднее – в Святой святых Иерусалимского Храма. В чем здесь уникальные отличия Эфиопской Церкви? Во-первых, эфиопы свято верят в то, что исконный Ковчег Завета был перенесен к ним, и ныне хранится в церкви Пресвятой Богородицы Сионской. Конечно же, нынешняя церковь была существенно перестроена в 30-х гг. XX в. К хранимому там Ковчегу не прикладываются, не припадают, не разрывают на реликвии. На этом Ковчеге служат как на святом престоле четыре раза в год. Т.е. что бы там эфиопы-христиане не хранили, они блюдут этот предмет с тем трепетом, который иудей воздавали Ковчегу Завета в Святой святых Иерусалимского храма. При этом, в каждом храме Эфиопской Церкви на Святом престоле находится т.н. «табот», т.е. словно бы малая копия (или «икона») скрижалей Завета. Этот табот является основной святыней храма; с момента возложения «табота» на святой престол, церковь считается освященной. Это, кстати, с одной стороны, свидетельствует о мощнейшем иудейском влиянии, а с другой стороны, отражает и определенные проблемы исторического развития Эфиопской Церкви.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Габра Манфас Кеддус. Роспись ц. Дебере Берхан в Гондэре, Эфиопия. XIX в. Габра Манфас Кеддус. Роспись ц. Дебере Берхан в Гондэре, Эфиопия. XIX в. Коптская Церковь даровала автокефалию Эфиопской Церкви в 1959 г. и Эритрейской (отделившейся от Эфиопской) - в 1993 г. Все три Церкви сохраняют духовную общность и каноническое общение друг с другом (Декларация 2007 г. о восстановлении отношений между Коптской и Эфиопской Церквами). Месяцеслов Эфиопской и Эритрейской Церквей включает в себя имена практически всех святых, почитаемых коптами (святые, жившие до 451 г., и средневек. копт. святые), т. к. в основе эфиоп. Синаксаря лежит копто-араб. (XIII-XIV вв.) Синаксарь, переведенный копт. мон. Симеоном в кон. XIV в. До XX в. к.-л. особой процедуры К. в Эфиопской Церкви не существовало, признание того или иного подвижника святым во многом зависело от народного почитания и наличия посвященного ему агиографического памятника. Подавляющее большинство национальных эфиоп. святых составляют монахи ( девять преподобных , Такла Хайманот , Георгий из Саглы , Габра Манфас Кеддус и др.) и цари Лалибала († 1225), Баэда-Марьям († 1478), Галавдевос († 1559) и др.). Повествования о нек-рых святых до сих пор сохраняются только в устной традиции. В наст. время К. святых входит в компетенцию Синода Эфиопской Церкви, однако случаев К. в новейший период не было. В Ассирийской Церкви Востока (АЦВ) и Сирийской яковитской Церкви не предусмотрено особой процедуры К.; признание того или иного лица святым происходит спонтанно, путем включения с согласия епископа его имени в литургический календарь конкретной общины, вслед. уже имеющегося народного почитания и распространившейся агиографической традиции. В АЦВ, следующей восточно-сир. обряду, праздники в честь наиболее почитаемых святых совершаются в пятницу каждой седмицы, поскольку большинство из них - мученики и воспоминание их страданий соединяется с воспоминанием крестной смерти Спасителя. В редких случаях нек-рые святые вспоминаются в др. дни недели (понедельник и воскресенье).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Главой Эфиопской Церкви 17 мая 2018 г. 22:12 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, по окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Главой Эфиопской Церкви Святейшим Патриархом-Католикосом Абуной Матфием. Во встрече, которая прошла в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, также приняли участие члены официальной делегации Эфиопской Церкви: Абуна Антонс, архиепископ Западного Харэра; Абуна Филипос, епископ Южного Омо; Абуна Арегави, епископ Южного Гондэра; иеромонах Кидане Мариам, Патриарший келейник и личный секретарь; священник Кирос Волдеаб, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии; Музи Хайлу, руководитель службы Патриаршего протокола. Со стороны Русской Православной Церкви участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) ; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин); заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе . Сердечно приветствуя высокого гостя и сопровождающую его делегацию, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Вы впервые посещаете пределы нашей Церкви, нашей страны. У Вас появляется возможность увидеть религиозную жизнь нашего народа. Последний раз Глава Эфиопской Церкви посещал нас 22 года назад, в 1996 году; это был Абуна Павел, Ваш блаженнопочивший предшественник. Я вспоминаю и визит Святейшего Патриарха Текле Хайманота в 1978 году, а также состоявшийся в 1974 году визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Эфиопию». Его Святейшество упомянул о том, что хранит в памяти свое первое посещение этой далекой африканской страны, состоявшееся в 1971 году. «Тогда в Аддис-Абебе проходило заседание Центрального комитета Всемирного совета церквей. Я принимал участие в этом заседании и, конечно, имел возможность посетить храмы», — рассказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/5206031.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Абуна Павел, патриарх Эфиопской Церкви. Фотография. 2006 г. Фото: С. Власов Абуна Павел, патриарх Эфиопской Церкви. Фотография. 2006 г. Фото: С. Власов [Абуна Павел; эфиоп.  ] (3.11.1933, Адуа, пров. Тиграй, Эфиопия - 16.08.2012, Аддис-Абеба), патриарх Эфиопской Церкви (с 1992). В миру Габра Мадхэн Валда Йоханнэс. Происходил из знатной семьи, тесно связанной с расположенным недалеко от Адуа мон-рем Энда-Абба-Гарима. Здесь П. получил начальное образование, к-рое продолжил в мон-ре Энда-Абба-Хадара в той же провинции. После рукоположения во диакона служил в мон-ре Энда-Абба-Гарима. Позднее принял монашество и священство (1957). После обучения в теологическом колледже Св. Троицы в Аддис-Абебе был отправлен для продолжения образования в США. В 1962-1965 гг. обучался в Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк), где слушал курсы прот. А. Шмемана , свящ. И. Мейендорфа , проф. С. С. Верховского и др., затем - в пресвитерианской Принстонской теологической семинарии. Революция в Эфиопии (1974) вынудила его прервать обучение и вернуться в Аддис-Абебу, где он возглавлял различные отделы Патриархата. 12 сент. 1975 г. был рукоположен во епископа с именем Павел и назначен ответственным за внешние церковные связи. Избрание П. и 4 др. епископов вызвало недовольство пришедшего к власти коммунистического правительства Дерга, к-рое стремилось держать церковные дела под своим контролем. 3 марта 1976 г. епископы были арестованы вместе с рукоположившим их патриархом Феофилом (казнен в 1979). Только в 1983 г. П. вышел на свободу и смог покинуть страну, найдя убежище в Принстоне, где и окончил прерванное обучение (степень доктора теологических наук в 1988). Там же в 1986 г. он был возведен в сан архиепископа патриархом Такла Хайманотом (1976-1988). За время, проведенное в США, П. основал для эфиоп. диаспоры ок. 10 церквей. В 1991 г. после падения режима Дерга к власти пришли демократы. По воле нового правительства или в силу иных обстоятельств патриарх Меркурий (с 1988) был вынужден покинуть Патриарший престол и эмигрировать в Кению, а затем в США. Его преемником был избран П., восшедший на престол 5 июля 1992 г. Однако значительная часть эфиопской диаспоры продолжала считать законным патриархом Меркурия (возникший в связи с этим раскол в Эфиопской Церкви был преодолен лишь в 2018, когда Меркурий был официально признан равноправным патриархом наряду с Матфием, правящим с 2013, и вернулся в Эфиопию).

http://pravenc.ru/text/2581927.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010