Патриарх Варфоломей поддерживает личные контакты с предстоятелями нехалкидонских Церквей; он встречался с главой Эфиопской Церкви Абуной Павлом (1993, Стамбул; 1995, Эфиопия), патриархом Коптской Церкви Шенудой III (2001), главой Армянской Апостольской Церкви Гарегином II (в 2008 наряду с представителями др. христ. Церквей участвовал в освящении мира в Эчмиадзине), главой Сирийской яковитской Церкви Мар Игнатием Заккой I Ивасом (2011, Стамбул). Патриарх неоднократно выражал обеспокоенность насилием, направленным против христиан на Ближ. Востоке, в частности в Египте (2011) и Ираке (2014). КПЦ вместе с действующими на территории Турции нехалкидонскими Церквами борется за признание в новой конституции прав религ. меньшинств. Отношения КПЦ с протестантскими Церквами и сообществами развивались в рамках общих православно-англиканского и православно-лютеранского диалогов, которые осложнились рядом либеральных нововведений (напр., разрешение на священнические и епископские хиротонии женщин, а также лиц нетрадиц. сексуальной ориентации, венчание однополых пар и т. д.), принятых в последние десятилетия XX в. частью протестант. сообществ. Патриарх Варфоломей неоднократно встречался с главами англикан. Церкви при визитах в Великобританию (1994, 1995, 2002, 2007) и принимал их в К-польской Патриархии (в 1992, 2003, 2009, 2014 Фанар посетили Джордж Кэри, Роуэн Уильямс и Джастин Уэлби); совершил визиты в штаб-квартиры Всемирной лютеранской федерации и Всемирного альянса реформатских церквей в Женеве. КПЦ также поддерживает контакты с евангелическими Церквами Германии, лютеран. Церквами Норвегии и Швеции, протестантскими сообществами США. Визиты на Фанар совершали делегации Всемирной лютеранской федерации, Евангелической Церкви Германии, Евангелической лютеранской Церкви Америки, Всемирного союза баптистов, Всемирного методистского совета и др. В 2010 г. в Стамбуле прошла встреча совместного Комитета Совета католических епископских конференций Европы (КЕК) и Конференции Европейских Церквей (КЕЦ) с Патриархом Варфоломеем.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Но у Б.А. данное влечение в позднейшие годы его жизни было слишком могущественным, чтобы объяснять его так просто... Б.А. не просто любил его (богослужение. - Л.А.), не только высоко ценил его художественную сторону, не только признавал его громадное педагогическое значение в росте христианской жизни, но и относился к нему так же серьезно, как к теоретическим и моральным истинам христианства. Открывшись в юной душе Б. А-ча, интерес к богослужению по мере формирования его духовной личности, затем значительно расширился, отношение его к этому предмету параллельно с общим уклоном Б.А. к научной деятельности, приобретало все более сознательный, а затем и научный характер. Близкое знакомство со славянскими текстами перешло у Б.А. в редкостное знание его порядка и текстов, повлекло за собою тщательное изучение его греческого оригинала, интерес к богослужению в связи с ученой пытливостью уяснить его происхождение - привели Б.А. к сравнительному изучению богослужебных установлений различных христианских церквей и к широкой осведомленности в литературе по изъяснению и истории богослужения. И все это Б.А. успевал делать одновременно с напряженными занятиями в области своей ученой специальности. Мало того, помимо усвоительной работы, Б.А., пользуясь своими специальными знаниями, нашел возможность дать ряд весьма важных для литургики печатных трудов, главным образом изданий и переводов богослужебных памятников эфиопской и коптской церквей. Для литургиста богослужение этих церквей интересно в двояком отношении: во-первых, в нем привлекают внимание местные александрийские богослужебные обычаи, отличающиеся простотой и сохраняющие весьма много архаических элементов из первых времен христианской жизни... затем в коптском и эфиопском богослужении есть много заимствований из более позднего греческого и сирийского ритуалов, оригиналы которых до нас не сохранились или пока еще не найдены. Ценность тщательно выполненных трудов Б. А-ча возрастает еще от того, что вообще изданий памятников коптского и эфиопского богослужения не особенно много...

http://bogoslov.ru/article/953836

Сергунин В. А., прот . Краткий обзор истории и современного состояния Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. 3 (24). С. 118–132. В статье представлен краткий обзор истории, современного состояния и богословия восточных нехалкидонских церквей: Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской церкви Индии, Армянской церкви. Автор отмечает наличие у нехалкидонских церквей особенностей, сближающих их с православием, которые оставляют пространство для богословской дискуссии. Прочее Конь Р. М . Научно-богословская конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» (с международным участием)//Сретенское слово. 2023. 2 (6). С. 177–191. Р. М. Конь дает описание докладов на Второй сектоведческой конференции, организованной кафедрой богословия Сретенской духовной академии и посвященной теме пятидесятничества и неопятидесятничества. Среди прочего, доклады затрагивают темы триадологии, христологии и эсхатологии в неопятидесятничестве, соотношения вероучения и духовного опыта в неопятидесятничестве, природы глоссолалии и практики инкаунтера. Немшон С. В . Проблема осмысления западнорусского богословия в Московском государстве XVII века//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 26–34. В статье аспиранта Сретенской духовной академии С. В. Немшона анализируются богословские воззрения, лежавшие у истоков развития феномена западнорусского богословия в Московском государстве XVII века. В частности, исследуется развитие двух богословских путей в Московском государстве: православного «западнорусского богословия» последователей митрополита Сильвестра (Косова) и пролатинского направления последователей богослова Симеона Полоцкого. Автор изучает причины появления пролатинских взглядов в богослужебных текстах евхаристического канона и причины устранения ранее внесенных изменений, раскрывает ключевые аспекты противостояния латинскому влиянию. Святченко Н., свящ . Апокатастасис в западной теологии (70е гг. XX в. — наши дни)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (19). С.10–22.

http://bogoslov.ru/article/6194745

Представители Московского Патриархата приняли участие в саммите религиозных лидеров на тему сохранения планеты 7 ноября 2023 г. 17:32 6-7 ноября 2023 года в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби состоялся Глобальный саммит религиозных лидеров «Единение совести: сплотим религиозных лидеров ради возрождения планеты», посвященный проблемам защиты окружающей среды. Мероприятие приурочено к Конференции ООН по изменению климата (COP28), которая состоится в ОАЭ в декабре этого года. Организаторами форума выступил Совет мусульманских старейшин в партнерстве с ООН и государственным руководством ОАЭ. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в саммите участвовали председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов) и и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям диакон Илия Кашицын. В форуме также принимали участие делегации Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, Армянской, Сиро-Яковитской, Коптской и Эфиопской Церквей, протестантских общин, суннитских и шиитских мусульманских общин, иудейских, буддистских, индуистских и сикхских общин, представители коренных народов ряда стран, политические и общественные деятели, представители экспертного сообщества. Саммит открылся в Энергетическом центре Абу-Даби 6 ноября торжественным заседанием, которое началось с приветствия министра толерантности ОАЭ шейха Нахьяна бин Мубарака Аль-Нахьяна. Прозвучали слова приветствий Константинопольского Патриарха Варфоломея , Предстоятеля Сиро-Яковитской Церкви Игнатия Ефрема II. Обращение Папы Римского Франциска огласил Государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. К участникам обратились: генеральный секретарь Всемирного совета церквей д-р Джерри Пиллэй, председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, руководитель Съезда лидеров мировых и традиционных религий, глава Сената Парламента Казахстана Маулен Ашибмаев, президент Высшей всемирной буддистской конференции д-р Шинкай Кори, генеральный директор международной мусульманской организации ISESCO д-р Салим Аль-Малик, профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс, председатель Совета директоров Всемирного центра мирного сосуществования им. Короля Хамада (Байхрейн) Шейх Абдулла бин Ахмад Аль-Халифа, Генеральный секретарь крупнейшей индонезийской мусульманской организации «Нахдлатул Улама» Яхъя Холил Стакуф. Также было показано видеообращение Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби.

http://patriarchia.ru/db/text/6075194.ht...

Рубрики Коллекции Территорию рядом с местом крещения Иисуса Христа очистят от мин 1 мин., 19.05.2016 Поделиться Заминированную область Каср-Эль-Яхуд в Израиле, расположенную рядом с местом крещения Иисуса Христа на Иордане, разминируют впервые с 1967 года. Сегодня местность с семью древними недействующими церквями, через которую проходит дорога к месту крещения Спасителя, огорожена колючей проволокой. Это связано с тем, что в ходе войны Израиля с рядом арабских стран в 1967 году она была заминирована израильскими войсками, после чего доступ туда был закрыт, а соответственно, оказались в запустении и храмы, сообщает Русская служба BBC . Теперь эти церкви, построенные еще во времена Византийской империи, заминированные, опутанные проволокой и обезображенные из-за артобстрелов, продолжают разрушаться. Разминированием территории, по соглашению между правительством Израиля и властями палестинской автономии, а также представителей восьми Церквей - Греческой, Русской, Сирийской, Коптской, Румынской, Эфиопской, Армянской, займется британская благотворительная организация «Halo Trust». Патриарх Иерусалимский Феофил III назвал достигнутые договоренности «великим знаком примирения» и способом восстановить ход священной истории, связанной с данной местностью. По словам представителя Национального управления по разминированию Израиля Майкла Хеймана, ранее территория не была расчищена из-за опасений еще большего разрушения церквей, в том числе и от взрывов. Предположительно, в зоне минирования площадью 1 кв. километр находятся более 2600 противотанковых мин, 1200 противопехотных мин и неустановленное количество мин-ловушек внутри самих церквей, а также неразорвавшиеся во время боев боеприпасы. Область Каср-Эль-Яхуд находится в нескольких километрах от Иерихона, относящегося к палестинским территориям, занятых Израилем в 1967 году. В 2011 году власти Израиля открыли доступ к реке в этом месте, и с тех пор оно стало одним из главных мест паломничества христиан. К оборудованному для христианских богослужений и омовений месту на берегу Иордана доступен единственный прямой маршрут, по нему пропускают лишь под наблюдением израильской армии. Читайте также: Спецвыпуск " Святая Земля " Святая Земля - это живое Евангелие Протоиерей Игорь Пчелинцев: Пять советов тем, кто едет на Святую Землю Письма о Святой земле   Каср-Эль-Яхуд. Фomo: Vikmor Karppinen/ flickr.com Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/territoriyu-ryadom-s-mest...

   Дух отношения Кипрской Православной Церкви к Старокатолической Церкви можно выразить словами представителя Кипрской Православной Церкви на заседании Межправославной Богословской Комиссии в Белграде в сентябре 1966 г. по диалогу со старокатоликами архимандрита Хризостома Киккотиса. От лица своей Церкви он заявил тогда в своей речи: «Будем решительными, и с верой в успех диалога со старокатоликами не остановимся перед непреодолимыми препятствиями и побочными вопросами, не приносящими вреда вероучению. И не опуская ни одной йоты из православных догматов, будем стремиться, чтобы их лучше познать чтобы они нас познали. И я уверен, что достигнем введения их в православную паству».    Еще более благоприятно смотрят деятели Кипрской Православной Церкви на контакты с Древними Восточными Церквами (Коптской, Эфиопской, Армянской, Малабарской и др.). Они считают, что между этими Церквами и Православием существуют в христологии различия по преимуществу терминологического характера и достижение единства с этими Церквами укрепит Православие в его общении и контактах с западными христианами и перед лицом последних сделает более сильным и авторитетным.    Что касается отношения Кипрской Православной Церкви к борьбе за мир во всем мире, то следует отметить, что ее делегаты во главе с митрополитом Китайским Хризостомом были участниками деяний Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (июнь 1977, Москва). 10. Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей    Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей были всегда истинно братские, ни разу не омраченные какими-либо прискорбными событиями или недоразумениями.    Посещая Святую Землю, многие русские паломники заезжали поклониться и святыням Кипрской Православной Церкви, о чем потом рассказывали в описаниях своих паломничеств (в «Хождениях»). Так, в начале XII в. русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нем людий, и обилен есть всем добром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Это были, конечно, историки специалисты и ориенталисты всех стран. «Его работы по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей… говорит его коллега по Академии, проф. П. Н. Жукович, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. Имя В. Болотова стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он можно сказать, принимал меры против роста своей ученой славы (ни один из его коптских, эфиопских и сирийских этюдов не выходил даже в совет особым изданием, помимо печатания в «Христианском чтении» 34 . Этому же коллеге его по Академии, один Петербургский ориенталист рассказывал, возвратясь с недавнего Парижского конгресса ориенталистов, с каким любопытством расспрашивали его о профессоре Болотове из Петербурга двое итальянских ученых, мечтавшие в Париже лично увидет того, чьи ученые труды им были близко известны " … 35 . «К сожалению, весь длинный ряд работ его по коптским, эфиопским и сирийским источникам, особенно новейших работ, еще не стал предметом совокупного специального ученого изучения ориенталистов и церковных историков. Только специальное изучение его трудов, в связи с общим положением европейской церковно-исторической науки в переживаемый момент, может со всею ясностию показать и величайшую чуткость почившего церковного историка к живым, современным запросам его науки (особенно в виду столь могущественного в наши дни научного движения в области изучения древняго Востока) и положительную научную значимость для общей истории церкви его изысканий по истории не греческих древнехристианских церквей». 36 По содержанию своему научные и наиболее ценные работы Вас. В-ча (не считая его магистерского сочинения) касаются главным образом древней истории церквей Коптской, Эфиопской и Сироперсидской. Главнейшие из них следующие: I. Из церковной истории Египта. Ревилью и его издания. «Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе» (Хр. Чт. 1884, 11–12; 1885, 1–2); «Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского». (1886, 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Завершился второй день работы Всемирного саммита религиозных лидеров 4 июля 2006 г. 20:36 4 июля 2006 года, во второй день работы Всемирного саммита религиозных лидеров, состоялись три рабочих заседания, в ходе которых прозвучали выступления глав и представителей христианских Церквей, мусульманских, иудейских, буддистских общин и других мировых религий. Среди выступавших на втором и третьем рабочих заседаниях были: Абуна Павел, Патриарх Эфиопский; муфтий Еззет Камель, заместитель Генерального секретаря ОИК; Верховный муфтий, шейх-уль-ислам Шайхулла Талгат Таджуддин , председатель Центрального духовного управления мусульман России ; Адольф Шаевич, главный раввин России; Ричард Чартрз, епископ Лондонский; Пандито Хамбо-Лама Дамба Аюшеев; Юкка Паарма, Архиепископ Турку и Финляндии, Примас Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии; Иджаз-Уль Хак, министр по делам религий, ислама, закята и ушры Пакистана; кардинал Роже Эчегерай, Почетный Президент Папского совета «Справедливость и мир»; раввин Артур Шнайер, президент фонда «Призыв к совести», член Группы высокого уровня «Альянс цивилизаций» при Генеральном секретаре ООН; муфтий Абдуррашид Бахромов, председатель Духовного управления мусульман Узбекистана; Шри Сугунендре Тхиртхе Свамиджи, настоятель Шри Путидж Мата Удупи; Блаженнейший Христофор, митрополит Чешских земель и Словакии ; муфтий Абсаттар Дербисалиев, председатель Духовного управления мусульман Казахстана; Самуэль Кобиа, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей ; архиепископ Янис Ванагс, Глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии; Кардинал Теодор Маккарик; Омар Ахмед Фархат, заместитель генерального секретаря Всемирной ассоциации исламского призыва, Ливия; Андреа Риккарди, основатель Общины святого Эгидия , глава буддистов Монголии Камбо-Лама Чоигамц Дэмбэрэл, муфтий Киригизии Муратали Ажы Жуманов и другие участники саммита, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . По завершении рабочих заседаний состоялся благотворительный концерт Всемирного детского хора ЮНЕСКО — уникального музыкального коллектива, дающего возможность раскрыть свои таланты детям с ограниченными физическими возможностями. В обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви , опубликованном в специальном издании, выход которого приурочен к выступлению хора перед участниками Саммита, в частности, говорится, что организованное благотворительным фондом «Мир искусства» представление хора ЮНЕСКО привнесет в работу межрелигиозного форума особую атмосферу сближения и взаимопонимания. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/123262.htm...

Почивший церковный историк, обладавший замечательною способностью языкознания и собственным трудом достигший знания многих восточных языков, оказался в силах работать и в той области церковной истории, которая не только у нас, но и в Западной Европе доступна для самостоятельного изучения очень немногим. Поэтому его работы по истории древне-христианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе только то, что ново и до сих пор неизвестно в науке, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. Имя нашего почившего церковного историка стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он, можно сказать, принимал меры против роста своей ученой славы (ни один из его коптских, эфиопских и сирийских этюдов не выходил даже в свет особых изданием, помимо напечатания в «Христ. Чтении»), Пишущему эти строки один петербургский ориенталист рассказывал, возвратясь с недавнего парижского конгресса ориенталистов, с каким любопытством расспрашивали его о проф. Болотове из Петербурга двое итальянских ученых, мечтавшие в Париже лично увидеть того, чьи ученые труды ин были близко известны. Вообще не одна русская, но и вся европейская церковно-историческая наука в лице Василия Васильевича потеряла первоклассного ученого, избранника среди избранных. К сожалению, весь длинный ряд работ его по коптским, эфиопским и сирийским источникам, особенно новейших работ, еще не стал предметом совокупного специального ученого изучения ориенталистов и церковных историков. Только это специальное изучение его трудов, в связи с общим положением европейской церковно-исторической науки в переживаемый момент, может со всею ясностью показать и величайшую чуткость почившего церковного историка к живым, современным запросам его науки (особенно в виду столь могущественного в наши дни научного движения в область изучения древнего Востока), и положительную научную значимость для общей истории церкви его взысканий но истории не-греческих древнехристианских церквей. При свете новых специальных знаний его открываются более широкие горизонты в науке общей истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДУЛИС [греч. ρδβλθυοτεΑδουλις, ρδβλθυοτεΑδουλι, Αδολη, Αδουλ, Αδουλε, лат. oppidum Aduliton, эфиоп. поздн.   - возможно, искаженное ()  ] - крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); был тесно связан с международной торговлей; входил в состав Аксумского царства , являлся центром епархии Эфиопской Церкви . Возникновение А. восходит к доаксумским временам. Впервые он упомянут в источниках как перевалочный пункт, через к-рый при Птолемее III Эвергете (246-221 до Р. Х.) шла доставка в Египет боевых африкан. слонов. К сер. I в. по Р. Х. город являлся основным портом Аксумского царства: отсюда вывозили слоновую кость, черепаховые панцири, рога носорога, кожи гиппопотамов. Ввозили через него егип. ткани и одеяния, изделия из стекла, металлы (латунь, медь, железо), оружие и предметы роскоши. Горожане сами активно участвовали в морской торговле: в нач. VI в. местные купцы плавали на Шри-Ланку. Благодаря своему статусу центра транзитной торговли А. не нуждался в укреплениях и не имел стен. Его гавань, где размещалась таможня, называлась Габаза (Γαβαζ). В сер. 20-х гг. VI в. она стала сборным пунктом для войск аксумского царя Элла Ацбэхи перед его походом на Химьяр . По-видимому, ядро населения А. составляла особая этническая группа адулитов, отличная от аксумитов. В 1-й четв. V в. Моисей, еп. А., совершил путешествие в Индию. Судя по данным раскопок, город погиб в огне, вероятно, в результате мусульм. вторжения 640 г., а общий упадок в ту эпоху международных экономических связей не дал ему возродиться. А. стал объектом археологических изысканий раньше, чем любой др. город региона: в кон. 1-й четв. VI в. Косма Индикоплов со спутниками, выполняя повеление Элла Ацбэхи, скопировал там 2 греч. надписи на стеле и на спинке каменного трона (т. н. «Monumentum Adulitanum»), оригиналы к-рых пока не найдены. С А. надежно отождествлено находящееся приблизительно в 4 км от побережья городище Азули (Азоли) площадью ок. 20 га. Раскопки на нем были впервые предприняты в 1868 г. брит. экспедиционным корпусом Р. Нейпира. В 1906 г. швед Р. Сундстрём и итальянец Р. Парибени обнаружили там руины дохрист. святилища и 2 церквей (в т. ч. большой базилики) визант. эпохи; интерьер последних украшали типичные для Вост. Средиземноморья мраморные декоративные детали (ограды алтарей, амвоны и др.), к-рые доставлялись в виде полуфабрикатов и дорабатывались на месте (аналоги в Равенне, К-поле, храмах Палестины). Планы церквей - базиликальные, со скрытой в вост. стене апсидой, не выступающей наружу,- традиционны для Эфиопии и Палестины VI в. Было найдено также много золотых монет. В 1961-1962 гг. городище обследовала экспедиция Эфиопского ин-та археологии во главе с Ф. Анфре.

http://pravenc.ru/text/63636.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010