Е. Грачева: Владыка, мы неоднократно в программе поднимаем тему сокращения числа христиан на Ближнем Востоке. И свежие статистические данные говорят о том, что доля православных среди христиан заметно снизилась за последние сто лет. Если век назад речь шла о цифре в 20 процентов от всего числа христиан, то сегодня это 12 процентов тех, кто себя называет православными. С чем Вы связываете такое снижение? Ведь после распада Советского Союза, например, число православных верующих в нашей стране значительно выросло — до 100 миллионов человек. Митрополит Иларион: Общее снижение процента православных христиан по отношению к христианам других конфессий связано, во-первых, с демографическими процессами, которые происходят на всей планете, а, во-вторых, связано с теми войнами и репрессиями, которые непосредственным образом затронули православных христиан. Если вспомнить, что происходило в Османской империи в начале XX века, когда практически все армянское население было либо уничтожено, либо изгнано, когда греческое население было тоже либо уничтожено, либо изгнано… Та статистика, на которую Вы ссылаетесь, учитывает православных христиан из нашей семьи Православных Церквей, а также из семьи так называемых ориентальных Церквей, то есть это армяне, копты, эфиопы. Кстати, эфиопские христиане, которые составляют несколько десятков миллионов (точную цифру я затрудняюсь назвать), в этих 12 процентах составляют значительную долю. Так вот, если взять две семьи, то есть, с одной стороны, Православные Церкви, которых сейчас 15, а, с другой стороны, ориентальные Церкви, то все они в течение XX века претерпели разнообразные гонения, многие из них стали жертвами геноцида. Это напрямую связано с тем, что уменьшилось число православных христиан. Это касается и Армении, это касается и России, потому что в России гонения на христиан продолжались на протяжении 70 лет. Действительно, в последние почти уже 30 лет мы наблюдаем совершенно противоположную статистику в таких странах, как Россия, Грузия, Румыния, где число православных верующих растет. И если, согласно тем же статистическим данным, на которые Вы ссылаетесь, в начале 90-х годов в России было 15 процентов православных верующих, то сейчас 65 процентов населения относят себя к Православной Церкви. Об этом в том числе речь шла и на встрече Патриарха Кирилла с архиепископом Кентерберрийским, который сказал, что разница между нами и вами заключается в том, что у нас, то есть у Церкви Англии, сейчас 15 процентов населения Великобритании относят себя к Англиканской Церкви, а у вас 65. То есть тенденции очень разнонаправленные. В целом число православных верующих в мире растет, но в процентном соотношении оно падает из-за тех процессов, которые я обозначил, происходивших в XX веке, а также из-за быстрого роста христианского населения в таких регионах, как, например, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и даже Африка.

http://patriarchia.ru/db/text/5083167.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В ПСТГУ открылась выставка христианского искусства Эфиопии 28.05.2019 27 мая в столице в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках III Ежегодного фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе» открылась выставка памятников материальной культуры христианской Эфиопии . Экспозиция включает более 200 крестов, икон, книг и богослужебных предметов, сообщат пресс-служба Историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата». «Начинающая работу выставка памятников христианской культуры Эфиопии - событие неординарное. Эфиопия - одна из самых интересных и загадочных стран христианской ойкумены. Фактически это даже не страна, а особая оригинальная субцивилизация, с не имеющей аналогов христианской традицией, которая и сегодня является живой и деятельной. Наша выставка представляет интерес не только для профессиональных эфиопистов и африканистов, но и для всех, кто интересуется христианским искусством, историей и культурой Христианского Востока», - сказал на церемонии открытия, заведующий кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей (ВХФиВЦ) ПСТГУ, доктор теологии протоиерей Олег Давыденков. По его словам, коллекция эфиопских древностей господина Андрея Ситникова, который любезно предоставил для нашей выставки десятки интереснейших экспонатов, на сегодняшний день является лучшей в России, подобным собранием не располагают не только частные коллекционеры, но и отечественные музеи. «Символично, но в то же время и закономерно, что площадкой для этой экспозиции выступает главное историческое здание ПСТГУ. В самые первые, очень непростые, годы становления руководство нашего Университета понимало значимость восточно-христианских исследований для отечественной науки, - отметил протоиерей Олег Давыденков. - Уже в 1994 году в нашем Университете было создано восточное отделение, позднее преобразованное в кафедру Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей, которая, таким образом, отмечает в этом году своё двадцатипятилетие». В рамках церемонии также прошла презентация каталога «Памятники материальной культуры христианской Эфиопии». Там описаны редкие предметы богослужебной утвари, классические образцы иконографии и эфиопской ставрографии. Кроме того, в каталог вошли различные примеры современного христианского искусства Эфиопии. Увидеть уникальные памятниками христианского искусства и материальной культуры Эфиопии можно с 28 по 31 мая в Главном здании ПСТГУ (Лихов пер., дом 6). Выставка бесплатная. Зарегистрироваться можно по ссылке: http://pstgu.timepad.ru/event/970748/ Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.05.2019 16:51:31

http://drevo-info.ru/news/24977.html

Дух отношения Кипрской Православной Церкви к Старокатолической Церкви можно выразить словами представителя Кипрской Православной Церкви на заседании Межправославной Богословской Комиссии в Белграде в сентябре 1966 г. по диалогу со старокатоликами архимандрита Хризостома Киккотиса. От лица своей Церкви он заявил тогда в своей речи: «Будем решительными, и с верой в успех диалога со старокатоликами не остановимся перед непреодолимыми препятствиями и побочными вопросами, не приносящими вреда вероучению. И не опуская ни одной йоты из православных догматов, будем стремиться, чтобы их лучше познать чтобы они нас познали. И я уверен, что достигнем введения их в православную паству»   . Еще более благоприятно смотрят деятели Кипрской Православной Церкви на контакты с Древними Восточными Церквами (Коптской, Эфиопской, Армянской, Малабарской и др.). Они считают, что между этими Церквами и Православием существуют в христологии различия по преимуществу терминологического характера и достижение единства с этими Церквами укрепит Православие в его общении и контактах с западными христианами и перед лицом последних сделает более сильным и авторитетным. Что касается отношения Кипрской Православной Церкви к борьбе за мир во всем мире, то следует отметить, что ее делегаты во главе с митрополитом Китайским Хризостомом были участниками деяний Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (июнь 1977, Москва). 10. Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей были всегда истинно братские, ни разу не омраченные какими–либо прискорбными событиями или недоразумениями. Посещая Святую Землю, многие русские паломники заезжали поклониться и святыням Кипрской Православной Церкви, о чем потом рассказывали в описаниях своих паломничеств (в «Хождениях»). Так, в начале XII в. русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нем людий, и обилен есть всем добром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

запретил хоронить верующих в церквах. Одна из церквей, где вопреки его воле был похоронен священник, была на нек-рое время закрыта, останки патриарха Макария были вынесены из ц. аль-Муаллака и перезахоронены в мон-ре св. Макария. Г. начал борьбу с симонией, рукоположил 53 епископа, не взяв за это денег. Общее состояние Египта при халифе аль-Хафизе было нестабильным, но для Коптской Церкви оно было благоприятным, поскольку пост везира получил армянин Бахрам. Во время его правления армяне заняли много адм. должностей в егип. провинциях, а копты практически монополизировали все высшие посты в департаментах налогов и финансов. Такое положение не могло продолжаться долго. Нек-рые мусульм. чиновники опасались того, что копты, принявшие ислам, могут отречься от новой веры и вернуться в лоно христ. Церкви. Возможно, это обстоятельство стало одной из причин восстания Хасана, сына аль-Хафиза, против отца, что привело к временному отстранению халифа от управления страной и репрессивным мерам против христиан. Г. был арестован и посажен в тюрьму, но богатые копты за тысячу динаров выкупили его оттуда. После восстановления на троне аль-Хафиза его кабинет проводил жесткую политику в отношении христиан. Было вновь законодательно запрещено их участие в адм. аппарате, возобновлены запреты на ношение определенной одежды и езда верхом на лошадях. Подушная подать (джизья) на христиан и иудеев была удвоена. Нек-рые христ. церкви в Каире подверглись нападению, был разрушен арм. мон-рь аз-Зухри. Нападения на христ. храмы были совершены и в др. городах. Однако внутриполитическая обстановка для коптов была терпимой: погромы церквей не носили целенаправленного характера и не пользовались поддержкой халифа, несмотря на запрещения, мусульм. чиновники прибегали к помощи копт. писцов и т. д. Это позволяло Г. успешно решать не только внутрицерковные, но и внешнеполитические задачи, в т. ч. касавшиеся отношений с Эфиопией. Эфиоп. царь хотел, чтобы патриарх как можно больше рукоположил епископов для Эфиопской Церкви, однако Г.

http://pravenc.ru/text/161345.html

Порфирий (Успенский) отлично понимал все сложности, в которыми Российская империя может столкнуться при продвижении своей африканской политики: усилившееся межимпериалистическое соперничество в регионе, активизацию римско-католического духовенства в Северо-Восточной Африке, серьезные обрядовые и вероучительные расхождения Православной и Коптской церквей. Однако он был уверен, что поскольку Российская империя никогда не преследовала в Африке колониальных интересов, у нее есть явное преимущество перед другими западными державами с точки зрения доверия и уважения со стороны эфиопской элиты. Как сильная европейская держава и покровительница восточного христианства, она могла бы поддержать начавшую процесс объединения Эфиопскую империю в ее борьбе за сохранение независимости и суверенитета. К тому же эфиопский негус Теодрос II (1855–1869) стремился к автокефалии Абиссинской церкви от Коптского патриархата в Каире и благоволил к великой православной державе. Сближению могли способствовать и тесные контакты членов Русской духовной миссии с эфиопской общиной в Иерусалиме: проявив внимание и заботу к абиссинцам в Вечном городе, русские заронили в их сердца зерна пиетета и благодарности к России, о чем не могли не знать правящие светские и духовные власти Эфиопской империи. Однако начавшаяся в 1853 г. Крымская война не позволила реализовать предложенные Порфирием шаги к сближению двух стран. Обострилось положение и в самой Абиссинии: Теодрос II, стремясь сосредоточить в одних руках бразды правления и ресурсы, начал, по сути, секуляризацию церковных земель и подчинение эфиопского духовенства светской власти, что вызвало массовое недовольство и обострило отношения светских и церковных феодалов. Неудачной оказалась и внешняя политика негуса: направленная на укрепление самостоятельности и независимости страны, она привела к открытому англо-эфиопскому конфликту 1867–1868 гг. Но идеи Порфирия (Успенского) легли на благодатную почву: они положили начало дискуссии о возможностях объединения Русской и Эфиопской церквей среди российской политической и церковной элиты , определенная часть которой считала вполне реальным подчинение эфиопских монофизитов Русской Православной Церкви. Многие последующие русские экспедиции в Абиссинию включали в свой состав священнослужителей и наряду с политическими имели цели установления тесных религиозных контактов.

http://bogoslov.ru/article/6195355

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Патриарший экзарх Африки: В храмах Москвы уже служат на африканских языках В ряде африканских стран людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Африки активно развивает свою деятельность на континенте. О вхождении в страны Африки, праздниках и буднях местных верующих, об обучении в России и возведении в сан новых африканских священников, необычных службах африканцев в Москве, преодолении раскола в Эфиопской Церкви и строительстве новых храмов в Уганде, Египте, а также в Ереване в интервью РИА «Новости» рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. – Владыка Леонид, что сейчас самое важное для Патриаршего экзархата Африки? – Патриарший экзархат Африки развивается динамично, позитивно. С основанием экзархата мы де-факто имеем клириков и совершаем богослужение в 21 стране. На подходе другие страны, которые также дают нам аккредитацию. Работа идет, и зависит она от разных факторов. Конечно, прискорбно, что некоторые наши братья и сестры весть о Воскресении Христа встретили под шум канонады и под разрывы снарядов. Но, тем не менее, мы понимаем, какая угроза нависла над миром – в прямом и переносном смысле этого слова, и над землей, и над миром духовным. Нужно это все пережить, и я думаю, что Господь со временем это управит так, как будет полезно человечеству. – Есть ли в Африке христиане, которые вынуждены жить в условиях военного конфликта? – Конечно, в Африке христиане постоянно подвергаются дискриминации именно по религиозным причинам, и многие страны Африки несут сотни и тысячи потерь в людях, убитых именно за то, что они исповедуют Христа. Это Африка южнее Сахары, в частности – Нигерия, Нигер, Камерун, Мали, Буркина-Фасо. К сожалению, Африка – это континент, который в данный момент особенно страдает от нападок по религиозному признаку. Мы постоянно озвучиваем это, приводим статистику, на различных площадках эти вопросы поднимаем, но, к сожалению, многие руководители государств, руководители Церквей, не слышат нас так, как бы нам хотелось.

http://mospat.ru/ru/news/90431/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление ИЕРАРХИЯ (греч. εραρχα – букв. означает «священноначалие») – термин, употребляемый в христианской богословской терминологии в двояком значении. Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей: Иерархические степени Белое духовенство (женатое или в целибате) Черное духовенство (монашествующее) III Епископат (архиерейство) патриарх митрополит архиепископ епископ II Пресвитерство (иерейство) протопресвитер протоиерей иерей (пресвитер, священник) архимандрит игумен иеромонах I Дьяконат протодьякон дьякон архидьякон иеродьякон Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие. Православные, католики, а также представители древних восточных («дохалкидонских») Церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская и др.) основывают свою иерархию на понятии «апостольского преемства». Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной (!) последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников. Таким образом, «апостольское преемство» – это конкретное («материальное») преемство епископского рукоположения. Поэтому носителями и хранителями внутренней «апостольской благодати» и внешней иерархической власти в Церкви являются епископы (архиереи). Протестантские исповедания и секты, а также наши старообрядцы-беспоповцы, исходя из данного критерия, не имеют иерархии, т. к. представители их «духовенства» (руководители общин и богослужебных собраний) лишь избираются (назначаются) для церковно-административного служения, но не обладают внутренним благодатным даром, сообщаемым в таинстве священства и единственно дающим право на совершение таинств. (Особый вопрос – о законности англиканской иерархии, давно дискутируемый богословами.) Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

П.В. Безобразов Архимандриту Филарету от 23 января 1866 г. Долго живя на Востоке, я, смею сказать, прилежно изучал как настоящее, так и прошедшее состояние тамошних христианских церквей. Особенное внимание мое по требованиям службы обращено было и на христианскую Абиссинию, которая для нас русских почти то же, что terra incognita. Я описал церковный и политический быт этой отдаленнейшей страны и сношения ее с Европой, имея под руками, кроме печатных путешествий по Абиссинии, летописи этого государства, переведенные с эфиопского языка на латинский известным ориенталистом Людольфом, и узнавая тамошние современные нам события от абиссинских монахов, живущих в Иерусалиме, и от других лиц, которые поименованы в этом описании моем. Представляю сей ученый труд мой просвещенному вниманию вашего высокопреподобия и членов конференции Киевской духовной академии, включившей меня в число корреспондентов своих, и прошу вас напечатать его сполна в издаваемом при сей академии ученом журнале. Посредством печати пора же нам, наконец, познакомиться с христианской Абиссинией, которая в наше время простирает руки к Европе. От вас и от конференции зависит сообщить студентам вверенной вам академии существенные понятия о церковном и политическом состоянии сего государства. А я желаю одного, желаю расширить круг наших познаний о христианском Востоке, где Абиссиния занимает видное место, и подготовить союз наш с ней, который рано или поздно установится. Ибо нельзя же нам, составляющим могущественную державу, тяготеющую к Востоку, нельзя не примкнуть к Англии, Франции и Австрии, кои недавно спознались с абиссинским правительством и становятся подле него твердо. Предполагается, что справщик печатаемых листов обратит зоркое внимание на собственные имена африканские и не допустит ошибок, которые были бы в моем сочинении то же, что оспенные язвы на лице. Наконец, позвольте заявить еще одно прошение. Пожалуйста печатайте сочинение мое так, чтобы каждая статья имела свой конец, а не переносилась бы разрывчато, напр., из февральской книжки вашего журнала в мартовскую или апрельскую. Что касается до 100 оттисков его для меня, то они ожидаются благодарно. Озаглавьте сочинение мое так: Восток христианский, Абиссиния. А рукопись мою возвратите мне по напечатании ее. Спасибо профессору академии Малышевскому за речь и за любимую мною идею об упразднении потомственного духовенства, устраняемого 33-м правилом св. вселенского шестого собора в Константинополе. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В ПСТГУ пройдёт второе заседание семинара по греко-византийскому наследию в традициях Христианского Востока 31 января 2022 – 31 января 2022 События 3 февраля в 18:00 состоится второе заседание открытого семинара кафедры восточно-христианской филологии и Восточных Церквей в рамках работы научно-исследовательской группы, специализирующейся по теме «Греко-византийское и латинское наследие в этно-конфессиональных традициях Христианского Востока: от сохранения к творческому развитию». На семинаре выступит выпускница кафедры, доктор философии (PhD), научный сотрудник Коллеж де Франс (Париж) Нафиса Валиева с докладом на тему «Вознесение Лалибэлы и Вознесение Исаии: сравнительный анализ неизданной части Жития Лалибэлы». Доклад посвящён рассмотрению раннехристианского апокрифа «Вознесение Исаии» (II век) и жития знаменитого эфиопского царя Лалибэлы (XIV век).  Исследованием агиографической традиции Лалибэлы Н. Валиева начала заниматься в ПСТГУ под руководством заведующего кафедрой протоиерея Олега Давыденкова. В 2013 г. она защитила дипломную работу по житию Лалибэлы на основании существующих изданий, затем продолжила изучение текста в Гамбургском университете уже с привлечением рукописей и в 2019 г. защитила докторскую диссертацию под руководством профессоров Алессандро Бауси и Мари-Лор Дера.   К участию в семинаре приглашаются преподаватели, студенты и все желающие, кому интересны проблемы сохранения, усвоения и трансформации античного и византийского наследия восточно-христианскими народами.  Семинар будет проходить на платформе ZOOM. Для получения ссылки на участие необходимо связаться с организатором семинара С. А. Меликян по почте: vost.moisseeva@mail.ru Источник: Pstgu.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6172203

Представитель ОВЦС принял участие в мероприятиях открытия Дней духовной культуры России в Эфиопии и встретился с руководством Эфиопской Церкви 14 июля 2023 г. 16:22 27-30 июня 2023 года в Аддис-Абебе состоялось открытие Дней духовной культуры России в Эфиопии. Проведение торжеств приурочено к 125-летию установления российско-эфиопских дипломатических отношений (1898 г.), приближающемуся 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина (2024), а также ко Второму саммиту глав государств и правительств «Россия — Африка», проведение которого запланировано на конец июля 2023 года в Санкт-Петербурге. Мероприятия организованы Министерством культуры Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел России, федеральным агентством «Россотрудничество» и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Центральным событием Дней России в Эфиопии стал круглый стол на тему «Близость духовно-культурного наследия как базис развития России и Эфиопии». Работу круглого стола возглавили Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Федеративной Демократической Республике Эфиопия Е.Е. Терехин и глава делегации Министерства культуры России, директор Российского этнографического музея Ю.А. Купина. Спикерами выступили представители органов государственной власти, руководители учреждений культуры, ведущие эксперты в области науки и искусства двух стран. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония в заседании принял участие сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов, представивший доклад «Духовные связи России и Эфиопии в прошлом и настоящем». В своем выступлении представитель старейшего синодального учреждения Русской Православной Церкви рассказал собравшимся о дружественных отношениях двух крупнейших Церквей восточно-христианского мира, которые имеют многовековую историю и сегодня вышли на беспрецедентно высокий уровень в определяющей степени благодаря роли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Эфиопского Абуны Матфия.

http://patriarchia.ru/db/text/6042339.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010