Разделы портала «Азбука веры» дайджест 9 Июн 2023 В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Русской православной церкви активно развивает свою деятельность на континенте. О вхождении в страны Африки, праздниках и буднях местных верующих, об обучении в России и возведении в сан новых африканских священников, необычных службах африканцев в Москве, преодолении раскола в Эфиопской церкви и строительстве новых храмов духовных центов в Уганде, Египте, а также в Ереване в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев). – Владыка Леонид, что сейчас самое важное для Патриаршего экзархата Африки? – Патриарший экзархат Африки развивается динамично, позитивно. С основанием экзархата мы де-факто имеем клириков и совершаем богослужение в 21 стране. На подходе другие страны, которые также дают нам аккредитацию. Работа идет, и зависит от разных факторов. Конечно, прискорбно, что некоторые наши братья и сестры весть о Воскресении Христа встретили под шум канонады и под разрывы снарядов. Но, тем не менее мы понимаем, какая угроза нависла над миром – в прямом и переносном смысле этого слова, и над землей, и над миром духовным. Нужно это все пережить, и я думаю, что Господь со временем это управит так, как будет полезно человечеству. – Есть ли в Африке христиане, которые вынуждены жить в условиях военного конфликта? К сожалению, Африка – это континент, который в данный момент особенно страдает от нападок по религиозному признаку. Мы постоянно озвучиваем это, приводим статистику, на различных площадках эти вопросы поднимаем, но, к сожалению, многие руководители государств, руководители церквей, не слышат нас так, как бы нам хотелось. – Сталкивается ли экзархат с провокациями во время пасхального периода? – Бог миловал: все наши 200 с лишним священников отслужили пасхальные торжества. К сожалению, большой десант из наших клириков в те страны, где мы еще не присутствуем, не смог принести пасхальную радость. Из-за технических сбоев у «Эфиопских авиалиний» в 11 стран Африки не смогли прибыть священники из России для совершения богослужений для наших соотечественников. Я думаю, что со временем мы наладим нашу логистику соответствующим образом, сделаем организационные выводы. Экзархату всего год и четыре месяца, и поэтому мы действуем методом проб и ошибок: если раз оступились – значит, постараемся это исправить.

http://azbyka.ru/news/v-moskve-mozhno-po...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Аналитики склонны связывать усложняющуюся ситуацию с победой на январских парламентских выборах радикальной исламской партии " Хамас " . Многие палестинские христиане, которые составляют тонкую прослойку - всего 2% автономии, опасаются " Хамаса " , так как эта группировка добивается создания государства на основе законов шариата. С точки зрения исламистов, к этому уже есть все предпосылки. Приблизительно 98 % палестинских арабов на этой территории - мусульмане-сунниты. По явно заниженным данным Палестинского статистического бюро, число христиан в автономии непрерывно уменьшается и составляет сейчас 39 560 человек. Однако, согласно внутренней статистике ряда деноминаций, число христиан в действительности может достигать приблизительно 200 тысяч человек. В основном это православные - 120 000 человек. Имеются также греко- и римо-католики, протестанты, сиро-христиане, армяно-григориане, копты, марониты и последователи Эфиопской Православной (нехалкидонской) Церкви. Христиане сосредоточены, прежде всего, в районах Иерусалима, Рамаллаха и Вифлеема. И жизнь их легкой не назовешь. По данным муниципалитета Вифлеема, с 2002 года более 2 400 христиан из этого города эмигрировало в другие страны. Лидеры христианских общин при этом утверждают, что большинство их единоверцев покинули родные места по причинам экономической неустроенности и небезопасности, а также религиозной дискриминации со стороны исламистов. Легко заметить, что объектами своих атак исламские экстремисты выбирают храмы и дома христиан независимо от их конфессиональной принадлежности. При этом христианский мир оказался полностью разобщен по отношению к вопросу о защите своих единоверцев в Святой Земле. Из-за малочисленности Христиан в Палестине, ни одно из христианских государств не намерено ссориться с влиятельными мусульманскими общинами. Или проявлять хотя бы заботу о своих братьях во Христе. В итоге, за последнее столетие в десять раз уменьшилась численность христиан, живущих на Святой земле, как заявил недавно префект ватиканской Конгрегации восточных церквей кардинал Игнатий Муса Дауд. По его словам, если в конце XIX века христиане составляли более четверти местного населения, то сейчас этот показатель составляет менее 2,5%.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Святой Ипполит – один из выдающихся церковных писателей эпохи гонений. Большая часть его сочинений посвящена полемике против ересей: маркионитов, монтанистов, ноэтиан и феодотиан. Среди них особое значение имеют три обобщающих полемических труда: «Малый лабиринт», «Вивлидарион» и «Философумены», ранее утраченные и обнаруженные в 1842 году. В «Философуменах» представлены в полемическом изложении не только христианские ереси, но и древние философские системы. При этом автор приводит обширные цитаты из философской классики, в частности, из этого труда известны некоторые изречения Гераклита, нигде более не сохранившиеся. До нас дошли отрывки из экзегетических сочинений Ипполита, его проповеди. Около 220 года он составил сборник дисциплинарных правил, или канонов, который известен по его переделке, выполненной в III веке в Египте, где он получил название «Церковные каноны святых апостолов». В основу этого памятника легло «Дидахи» с его учением о двух путях жизни и смерти. В «Церковных канонах», однако, в отличие от «Дидахи», упоминаются уже не только епископы и диаконы, но и пресвитеры, зато уже ничего не говорится о странствующих пророках и учителях. «Церковные каноны святых апостолов» поныне входят в состав действующего права Коптской и Эфиопской Церквей. В первой половине III века появилось и «Наставление апостолов» («Дидаскалия тон апостолон»), усваиваемое апостолам, в действительности составленное, по предположениям большинства исследователей, одним из епископов Сирии. В христианских Церквях этой страны «Дидаскалия» пользовалась особым авторитетом. Греческий подлинник «Дидаскалии» сохранился лишь в переработанном виде в составе более позднего памятника – «Апостольские постановления», но до нас дошли переводы «Дидаскалии» на сирийский, эфиопский и арабский языки, а также латинские фрагменты. «Дидаскалия» представляет собой пространное сочинение религиозно-нравственного и дисциплинарного содержания. В нем в виде соборного послания апостолов излагаются поучения о разных сторонах церковной жизни, в основном богослужебной и дисциплинарной. В этом памятнике, помимо трех иерархических степеней, упоминаются церковные вдовицы, диакониссы, чтецы и иподиаконы.

http://pravoslavie.ru/38843.html

В ноябре 2017 года в Россию приезжал Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. На его встрече со Святейшим Патриархом Кириллом была подписана совместная декларация в защиту гонимых христиан. На эту же тему Предстоятелем Русской Православной Церкви совместно с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, посетившим Москву в мае 2018 года, принято коммюнике . В течение последних лет Московским Патриархатом совместно с христианскими и мусульманскими общинами России был осуществлен целый ряд акций по доставке гуманитарной помощи на Ближний Восток. В апреле 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, куда вошли и христиане, и мусульмане России. Проведено несколько крупных гуманитарных акций. Помощь раздается в храмах и мечетях сообща христианами и мусульманами Сирии и России. Акции, проводимые по линии Межрелигиозной группы, сопровождаются круглыми столами с участием лидеров христианских конфессий и мусульманских общин Сирии. В ноябре 2018 года во главе межрелигиозной делегации я посетил Дамаск. Было проведено совещание высокого уровня, в котором приняли участие главы всех религиозных конфессий страны. За время работы Русской Православной Церкви на сирийском направлении нами накоплен уникальный ресурс доверительных связей со всеми религиозными общинами Сирии. Очевидно, что процесс гражданского и политического урегулирования как в Сирии, так и на всем Ближнем Востоке невозможен без проведения подробных и регулярных консультаций с иерархами церквей и лидерами местных христианских общин. Именно поэтому в Русской Православной Церкви столь большое значение придают развитию связей с христианскими общинами на Ближнем Востоке: любые наши действия мы координируем с местными церковными иерархами, поскольку считаем, что игнорировать их точку зрения недопустимо. Совершенно очевидно, что сегодня ни одна страна не сможет в одиночку способствовать восстановлению Сирии и урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Поэтому Московский Патриархат призывает мировое сообщество и христианские конфессии сплотить усилия ради этой работы.

http://patriarchia.ru/db/text/5383961.ht...

Каллист, очевидно, отверг эти обвинения, и святой Иппо­лит пошел на раскол с ним, возглавив немногочисленную общи­ну своих единомышленников. Раскол продолжался и после смер­ти Каллиста при его преемнике епископе Урбане, но он не дожил до появления нового, новацианского раскола в Риме, относящего­ся уже к середине III столетия. О святом Ипполите известно, что он был сослан на Сардинские рудники и вероятно там закончил свою жизнь исповедником, при этом ни точная дата его престав­ления, ни обстоятельства его кончины не известны. Святой Ипполит – один из выдающихся церковных писателей эпохи гонений. Большая часть его сочинений посвящена полеми­ке против ересей: маркионитов, монтанистов, ноэтиан и феодотиан. Среди них особое значение имеют три обобщающих полемиче­ских труда: «Малый лабиринт», «Вивлидарион» и «Философумены», ранее утраченные и обнаруженные в 1842 г. В «Философуменах» представлены в полемическом изложении не только христианские ереси, но и древние философские системы. При этом автор приво­дит обширные цитаты из философской классики, в частности, из этого труда известны некоторые изречения Гераклита, нигде бо­лее не сохранившиеся. До нас дошли отрывки из экзегетических сочинений Ипполита, его проповеди. Около 220 г. он составил сборник дисциплинарных правил, или канонов, который известен по его переделке, выполненной в III веке в Египте, где он получил название « Церковные каноны Святых Апостолов». В основу этого памятника легло «Дидахи» с его учением о двух путях жизни и смерти. В «Церковных кано­нах» однако, в отличие от «Дидахи», упоминаются уже не только епископы и диаконы, но и пресвитеры, зато уже ничего не гово­рится о странствующих пророках и учителях. «Церковные кано­ны Святых Апостолов» поныне входят в состав действующего пра­ва Коптской и Эфиопской Церквей. В первой половине III века появилось и «Наставление апо­столов» (Дидаскалия тон апостол он), усваиваемое апостолам, в действительности составленное, по предположениям большин­ства исследователей, одним из епископов Сирии. В христианских Церквах этой страны «Дидаскалия» пользовалась особым авто­ритетом. Греческий подлинник «Дидаскалии» сохранился лишь в переработанном виде в составе более позднего памятника – «Апостольских постановлениях», но до нас дошли переводы «Дидаскалии» на сирийский, эфиопский и арабский языки, а также латинские фрагменты. «Дидаскалия» представляет собой простран­ное сочинение религиозно-нравственного и дисциплинарного со­держания. В нем в виде Соборного послания апостолов излага­ются поучения о разных сторонах церковной жизни, в основном богослужебной и дисциплинарной. В этом памятнике, помимо трех иерархических степеней, упоминаются церковные вдови­цы, диакониссы, чтецы и иподиаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Адифа не упомянут в этом последнем; следовательно (предполагая, что Константию положение дел в Аксуме было хорошо известно), в 357 г. Адифа уже умер (inscriptio прежде послания), или же он был еще так молод, что не было и речи о его соправительстве с Аизаною (inscriptio позже послания). То и другое предположение нелегко согласить с подробностями рассказа Руфина и послания Константия. Возможно, однако, и то, что Константий ошибочно считал аксумских «τραννοι» христианами, и то, что Аизана отпал от христианства. Во всяком случае, следует иметь в виду, что о воспитании Фрументием царька (или царьков, названных «Ылла-Азгвагва») в христианской вере говорится лишь в эфиопском синаксаре; а у Руфина об обращении царя не сказано ничего, и миссионерская деятельность Фрументия (до епископства) выражается в том, что он предложил христианским купцам в «Индии» открыто совершать христианское богослужение, построил несколько церквей («ecclesiis constructis») и расположил к принятию христианства многих туземцев. Важнее другой вопрос: удержалось ли христианство, посеянное Фрументием в Эфиопии? Или – в другой постановке: сохранили ли абиссины живое предание о св. Фрументии как их просветителе? Обыкновенно отвечают: да, а) они чтут св. Фрументия под именем «абба Салама», b) чтут и Айзану и Сазану – своих первых царей-христиан – под именем «Абрыха и Ацбыха, братьев возлюбленных». Ad а). Синаксарный рассказ об абба Салама=св. Фрументии заимствован из греческих памятников (которые в свою очередь зависимы от Руфина), и в этом виде о живом предании не свидетельствует ничего. Остается лишь имя «абба Салама» (сокращенное из «абба Саламави»=«отец мирный»; о связи понятия «мир» с понятием «религии» говорит арабское слово «ислам», которое происходит от корня «салам»=мир). Но абиссинские предания (вообще смутные) знают трех древних митрополитов с именем «абба Салама»; и, следовательно, к Фрументию ли они прилагали первоначально имя «абба Салама», это еще вопрос. Ad b). 1) Что абиссины царей Абрыха и Ацбыха считают своими, так сказать, просветителями, это лежит в лексическом значении этих имен. «А-брыха» глагол в кавзативной форме и значил «заставил светить»=«осветил»; «А-цбыха» – также verbum causativum=«заставил рассветать, привел с собою утренний рассвет». 2) Об Аизане и Шадзане, как таких, абиссины, по-видимому, не помнят ничего. 3) Под именами Абрыха и Ацбыха скрывается, видимо, совсем другая пара исторических деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Стоит отметить, что монахи, так же как и первые действующие по собственному порыву свидетели христианства, были мирянами. Большая часть повествований говорит, что епископы и духовенство не имели значения в начале миссии, но были необходимым последствием, закрепляющим ее успех. Мирянин–просветитель в некоторых случаях впоследствии получал епископскую хиротонию (святой Григорий Армянский, святой Фрументий Эфиопский); бывали случаи, когда местные новообращенные вожди просили почитаемую ими христианскую власть прислать епископов из–за границы (самого императора Константина— для Грузии, Александрию—для нубийцев, Селевкию–Ктесифон—для индийцев). Отсюда явствует, что, следуя изначальному христианскому пониманию служений, епископы и священники отождествлялись с сакраментальными и учительскими функциями внутри уже установленной местной Церкви, тогда как непосредственно миссионерская и апостольская ответственность присваивалась скорее мирянам. В каком–то смысле эти прерогативы мирян принадлежали христианскому равноапостольному императору. Более поздние легендарные предания отражают естественное желание местных церквей утвердить «подлинность» своих христианских традиций, доказывая их связь с проповедью самих апостолов. Так было на Кавказе, в Индии и Африке, но все это, конечно, недоказуемо, и лишь одна только сирийская традиция, вероятно, имеет непосредственное иудео–христианские корни. Различные факторы, способствовавшие распространению христианства на Востоке, показывают две важные особенности восточного христианства: его быстрое отуземливание и его разнообразие. Этому мало способствовали носители имперской культуры, стремившиеся (как это часто случалось в более поздние времена) интегрировать новообращенные народы в собственную цивилизацию. Возможность и даже необходимость переводить Писание с греческого или сирийского на местные наречия никогда не ставилась под вопрос; иногда перевод лишь откладывался на несколько десятилетий из–за отсутствия умелых переводчиков. В Индии, где сирийский язык был в употреблении в течение столетий, это может быть объяснено тем, что сама община по большей части состояла из сирийцев, эмигрировавших из Персии. Только позже на Ближнем Востоке христианские общины, загнанные в гетто зороастрийским или мусульманским окружением, займут своего рода оборонную позицию, застыв в своей приверженности древним языкам, и тем самым утеряют изначальный миссионерский дух и чувство ответственности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

И Моисею снова нужно было за нее молиться. И когда ее грех был прощен, она снова почернела. Знаете, почему вы белые? Это из-за вашего греха. Когда Бог простит ваш грех , вы станете, как я!» Это «помазанное слово» в жизнь «Нового Поколения», также как и идеологема «религия – зло», имеет свою богословскую предысторию. Национальное самосознание африканцев в конце XIX – первой половине XX века формировалось в противостоянии колониализму и одновременно под влиянием христианских миссионеров. Христианство , как и технические достижения, были для африканцев привлекательной стороной западной цивилизации. Христианство унифицировало религию разрозненных племён, создавая почву для объединения, а представление о равенстве перед Богом позволяло смотреть на самих белых колонизаторов как на недостойных носителей их собственной религии. «Культурный национализм» африканцев породил синкретические культы, которые вместе с христианскими идеями впитали значительное число местных поверий. Они получили название «афрохристианства». Сегодня в мире насчитывается около 7 тысяч подобных культов (общей численностью около 40 млн человек), распространённых как в Африке, так и на других континентах. Исследователи выделяют среди них пять направлений: адаптированно-христианские, мессианские, языческо-христианские, эфиопские и ветхозаветные. Например, растафарианство является разновидностью эфиопских сект («черных» церквей), которые проповедуют богоизбранность эфиопов «Характерна для афрохристианских течений и своеобразная интерпретация библейских сюжетов и, прежде всего, объявление всех библейских пророков и даже самого Иисуса Христа неграми. Дьявол же и бесы, наоборот, нередко рисуются с белой кожей» По словам бывших новопоколенцев благовещенской общины, семена афрохристианского учения чёрного пастора А. Мадубуко падали на подготовленную почву. Новопоколенцы и раньше воспринимали склонность африканских харизматических лидеров к пластическому выражению и их природную ритмику как знак непосредственности, свободы в духе, открытости Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

– Скажите, пожалуйста, каковы Предание и Писание, догматы дохалкидонских Церквей – армянской, коптской? Похожи на наши? – Я о них на самом деле практически ничего не знаю, поэтому не буду говорить. Вот про Эфиопскую (она одна из дохалкидонских) я сказал. Новый Завет, насколько я могу судить, в остальных дохалкидонских Церквах тот же, что и у нас, – двадцать семь книг, а про Ветхий просто не знаю. – К вопросу о том, когда установился еврейский канон. Какие все-таки есть основания считать, что он установился действительно в конце первого века? Я имею в виду не дополнения, которые существуют на греческом языке, а именно то, что существует на древнееврейском языке. – Вопрос хороший, но долго я об этом рассказывать не буду, потому что надо для такой беседы готовить отдельный материал. Во-первых, история христианского канона нам известна неплохо, потому что этот вопрос периодически обсуждался. У нас около двух десятков источников из ранних веков, где перечисляются книги Нового Завета, есть много рукописей, из которых видно, что входило, а что нет. И мы себе неплохо представляем историю новозаветного канона, по аналогии и историю ветхозаветного канона христианской Церкви. Что касается иудаизма, то ничего этого не сохранилось. У нас, конечно, есть иудейские источники, но Талмуд – это намного позже, а самое главное – у нас нет абсолютно никаких рукописей между Кумраном (а это максимум I век нашей эры) и Каирской генизой (это IX век нашей эры). Вся эта эпоха становления канона у нас прошла без сохранившихся до наших дней рукописей. Мы не можем посмотреть и сказать, как выглядела еврейская Библия. В Кумране много всего, в Каирской генизе только масоретский вариант, то есть уже сложившийся определенным образом. Самая древняя полная рукопись – это вообще Ленинградский кодекс около 1000-го года. У нас нет ни одной полной еврейской Библии, которая была бы древнее, чем 1000-го года нашей эры, а это очень поздно. И она полностью масоретская, со всеми особенностями масоретского текста. Поэтому это во многом реконструкции, но реконструкции исходят из разных исторических источников, в том числе из талмудических, о том, что происходило после Иудейской войны.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010