46:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к заголовку Пс. 41 . 46:6–9. Ритуал восшествия на престол на древнем Ближнем Востоке. Одной из наиболее значимых церемоний на Ближнем Востоке в древности был ритуал восшествия царя на престол и облечение его символами власти. Это засвидетельствовано в эпосе «Энума элиш» о сотворении мира, где описывается наделение Мардука атрибутами царской власти. Он объявляется царем, а затем получает свой скипетр, трон, облачение и оружие от других богов. Этот ритуал полностью воспроизводится в церемонии коронации ассирийского царя, в ходе которой все придворные смиренно преподносили ему атрибуты власти, слагая при этом с себя свои обязанности, а царь должен был далее решить, назначать ли их снова на прежние посты, или нет. В Месопотамии восшествие на престол также связывалось с величием и могуществом богов, поскольку считалось, что «царская власть даруется свыше». Так, например, в преамбуле к кодексу Хаммурапи вавилонский царь заявляет, что боги призвали его, чтобы он выполнял их повеления, включая восстановление городов и очищение священных ритуалов, а также для установления истины и справедливости. Во время празднования вавилонского Нового года (Akitu) право царя на власть подтверждалось заново, поэтому церемония возведения на трон повторялась. Многие исследователи полагают, что израильтяне использовали псалмы, подобные этому, при ежегодном праздновании восшествия царя на престол, но для подтверждения этого предположения требуются дополнительные данные. 47:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к заголовку Пс. 41 . 47:2. Святая гора. Сион неоднократно упоминается в Псалтири как «святая гора» Яхве ( Пс. 2:6; 3:5; 14:1; 42:3; 98:9 ). Однако следует иметь в виду, что это место обретает святость только тогда, когда там присутствует Бог. Другие священные горы связываются с богами: Ваал – с горой Цафон, а Мардук и другие боги – с искусственными горами, зиккуратами в Месопотамии. 47:3. Высоты Цафона. ( В синодальном переводе – «гора Сион»; гора Цафон упоминается в Нав. 13:27 .) Это название относится к горе Касиус (Джебел-Акра в Сирии, высотой 5807 футов), расположенной в 25–30 милях к северо-востоку от Угарита и связанной с пребыванием Ваала (см. коммент. к Ис. 14:13 ). В угаритской литературе гора Цафон рассматривается как гора богов, на которой происходят их собрания. В гимнах посланцев Ваала гора Цафон восхваляется за свою красоту и как гора победы. В контексте данного псалма ее упоминание указывает либо на северное направление, либо на храм Дана, т. е. на гору Ермон на северной границе Израиля. Возможно, впрочем, что в этом псалме Яхве выступает как Бог вселенной, Который заменит всех других богов в их местных святилищах, а Сион заменит собой Цафон, некогда считавшийся местом, на котором восседал Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:2. Солнце правды. «Солнце правды» символизирует здесь справедливость. По всему древнему Ближнему Востоку боги солнца связывались со справедливостью. Изображение деяний Яхве с использованием метафоры солнца – обычное явление в Ветхом Завете. В астральных религиях древнего Ближнего Востока солнце изображалось в виде крылатого диска. Это особенно характерно для персидской эпохи. 4:4. Хорив. Это другое название горы Синай – места, где Бог явил Себя Моисею и дал ему Десять заповедей. Ее местоположение точно неизвестно, и исследователи обсуждают, по меньшей мере, четыре варианта: Джебел-Муса, Рас-эс-Сафсафех, Джебел-Сербал и гора вблизи аль-Хроб. Более подробно эта тема обсуждается в Исх. 19:1,2 . ПРИЛОЖЕНИЕ Таблицы и карты Таблица 1. Основные клинописные материалы, связанные с Ветхим Заветом Наименование материалов Количество табличек Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией Тексты из Эблы Эблаитский Телль–Мардих Царские архивы с текстами различного характера XXIV в. Историческая информация о Сирии в конце 3–го тыс. до н. э. Эпос об Атрахасисе Аккадский Различные части находили многие Различные места Рассказ о сотворении мира, росте народонаселения и потопе XVII в. Параллели библейскому повествованию в Книге Бытие Тексты из Мари Аккадский (старовавилонский) Телль–Харири Царские архивы Зимри–Лима, содержащие тексты различного характера XVIII в. Ценная историческая информация и крупнейшее собрание пророческих текстов «Энума элиш» Аккадский (новоассирийский) Лэйярд Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) 1848–1876 Рассказ об избрании Мардука главой пантеона Параллели библейскому рассказу о творении в Книге Бытие Эпос о Гильгамеше Аккадский (новоассирийский) Рассам Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) Приключения Гильгамеша и Эн–киду в поисках бессмертия Параллели библейскому рассказу о потопе в Книге Бытие Тексты из Богазкёя Хеттский Уинклер Богазкёй Архивы хеттских царей периода Нового царства Хеттская история и примеры международных договоров

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

50:2. Вил и Меродах. Титул «Бел» (Вил) принадлежал верховному божеству аккадского пантеона, во главе которого до начала 2-го тыс. до н. э. стоял Энлиль (покровитель Ниппура). Возвышение Вавилона, ставшего главным городом Месопотамии, привело к тому, что этот титул перешел к Мардуку (Меродаху), его богу-покровителю. Свидетельства подобной преемственности богов и выдающейся роли Мардука можно увидеть в вавилонской поэме «Энума элиш» и в преамбуле к кодексу Хаммурапи. Имя «Вил-Меродах» далее закрепляется в Ассирии и в Нововавилонском царстве, а его праздник Нового года являет собой торжество обновленного плодородия и жизни (см. коммент. к Ис. 46:1 ). Даже персидский царь Кир рассматривал свое восшествие на престол и победу над Вавилоном как результат помощи Вил-Меродаха. Связь богов северо-западного семитского пантеона с Вилом удостоверяется именем Ваал, которое переводится как «господин». 50:9. Сборище великих народов от земли северной. В этом отрывке сквозит ирония, которая восходит к более раннему пророчеству Иеремии (1:14,15) о бедствии, которое угрожает Иерусалиму с севера, со стороны Вавилона. А здесь предсказывается падение Вавилона, который, в свою очередь, будет разрушен союзными силами с севера. Фактически это осуществилось в виде союза между Мидией и Персией, который сформировался за двадцать лет царствования Кира. 50:19. География. Возвращение пленников в Израиль должно было привести к возобновлению трудовой деятельности в области скотоводства и земледелия, а также к восстановлению плодородия почвы по обетованию завета. Васан и Кармил известны своими пастбищами, земля Ефрема – виноградниками и полями, а Галаад славился и пашнями, и тучными пастбищами. Эти географические названия полностью охватывают территорию Северного царства Израиль. 50:21. Merathaim ( в русском переводе отсутствует). Использованное по отношению к Вавилону слово Merathaim созвучно аккадскому понятию marratum, обозначающему заболоченную местность в Южной Месопотамии, где дельта Тигра и Евфрата сливается с солеными водами Персидского залива. Другое значение этого аккадского слова – «горький», что как нельзя лучше подходит для пророчества о судьбе народа, с которым связана горькая судьба Израиля, а ныне самого столкнувшегося с бедствиями и «горечью».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

54:11. Камни на рубине, основание из сапфиров. Вариант перевода слова «рубин» – «сурьма» (минерал, использовавшийся для приготовления строительных растворов, особенно для закрепления мозаики). Слово, переведенное здесь как «сапфир», обычно относят к лазуриту, красивому ярко-синему камню, который высоко ценился в Древнем мире. По краям дороги, по которой проходили процессии к знаменитым воротам богини Иштар в Вавилоне, были выложены синие глазурованные кирпичи, которые по виду напоминали лазурит. В «Пророчестве об Уруке» говорится, что будущий царь построит ворота Урука из лазурита. 54:12. Описание ворот. После описания подходов к воротам в ст. 11 здесь описываются сами ворота. «Окна» (иногда «стены») в действительности передаются словом, означающим «солнца», и, скорее всего, относятся к круглым, отполированным до блеска щитам, которые, вероятно, выглядели как зубцы на вершине башен по обе стороны ворот. Они были видны по всей длине стены, как это следует из описания фортификационных сооружений Сеннахирима в Лахисе (см. также пример ассоциации солнца и щита в Пс. 83:12 ). Слово, переведенное как «рубин» (в ряде переводов – «яшма»), встречается только здесь и в Иез. 27:16 , в списке товаров, которыми торговали арамеи (сирийцы). Красная отполированная медь часто использовалась для ворот и была вполне подходящим материалом для таких щитов. 54:17. Незыблемость. Во время ассирийского нашествия 701 г. до н. э. в Иудее возникло предание, что Иерусалим незыблем и устоит перед любым врагом. Это представление было опровергнуто вавилонским завоеванием и разрушением города (605–586 гг. до н. э.). Но Исайя утверждает, что отныне город будет непобедим. 55:1–13 Призыв взыскивать Господа 55:8,9. Разные пути богов и смертных. В древности на Ближнем Востоке существовали представления о постепенном переходе, неразрывной связи между сферой божественного и человеческого. Так, в месопотамском пантеоне существовал совет из семи богов на вершине иерархической лестницы, ниже них находись многочисленные божества, вплоть до личных богов, затем шли ангелы, демоны, герои (люди, имевшие статус полубогов) и, наконец, люди. Даже верховные боги напоминали людей по своему характеру и поведению и подчинялись тем же законам и ограничениям, что и люди. Они не возвышались над миром природы и не обладали свойственной Богу трансцендентностью. Напротив, они были неотъемлемой частью природного порядка. Тем не менее утверждения о различии путей богов и смертных встречаются и в месопотамских источниках. В «литературе премудростей» высказывается мысль, что пути богов непознаваемы. В эпосе «Энума элиш» возвещение пятидесяти имен Мардука служит цели определения его путей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:3. Сын Адама по его подобию и образу. В поэме «Энума элиш» между различными поколениями богов наблюдается такое же сходство. Аншар родил по своему подобию Ану, Ану родил по своему подобию Энлиля. 5:3–32. Долгие жизни. Хотя мы не располагаем удовлетворительным объяснением необычайно большой продолжительности жизни в допотопный период, в шумерском «Царском списке» перечислены цари, сроки правления которых доходили до 43 200 лет. Шумеры использовали шестидесятеричную систему счисления (сочетание оснований 6 и 10), и если перевести сроки правления шумерских царей в десятичную систему, то полученные числа будут вполне сопоставимы с продолжительностью жизни, указанной в родословиях Книги Бытие. Евреи, как и многие другие семитские народы, начали пользоваться десятичной системой счисления еще во времена зарождения письменности. 5:21–24. Бог взял Еноха. Енох, седьмой в роду, – наиболее известный представитель ветви Сифа. Вследствие хождения перед Богом (выражение, указывающее на благочестие), он был «взят», а не «умер», как сказано об участи всех остальных в этом родословии. В тексте не говорится, куда он был взят, – вероятно, потому, что автор не стал делать вид, что это ему известно. Мы можем справедливо предположить, что Еноха считали взятым в некое лучшее место, поскольку его участь рассматривается как вознаграждение за тесную связь с Богом, однако текст воздерживается от утверждения, что Енох попал на небо или к Богу. В месопотамских списках допотопных мудрецов о седьмом по счету, Утуабзу, сказано, что он вознесся на небо. В египетских «Текстах пирамид» бог воздуха Шу получил повеление взять царя на небо, чтобы тот не умер на земле. По существу, это выражение символизирует переход от смертности к бессмертию. Иудейские писания в период после Ветхого Завета содержат пространные рассуждения по поводу Еноха и изображают его как древнейшего провидца апокалиптических видений (1, 2 и 3 Енох.). 5:29. Утешит нас. Имя Ной, означающее «покой», подчеркивает значение этого мотива на древнем Ближнем Востоке (см. коммент, ко 2:1–3). Месопотамские боги наслали потоп, потому что шумное и беспокойное человечество мешало им наслаждаться покоем. Таким образом, в мифологии Месопотамии потоп принес покой богам. А здесь Ной скорее ассоциируется с утешением людей от проклятия богов. 6:1–4 Сыны Божьи и дочери человеческие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:7. Стражи. Вероятно, стражи приняли молодую женщину, которая появилась ночью одна, без сопровождения, за блудницу. Они сняли с нее покрывало (см.: Ис. 3:18,23 ), возможно, в соответствии с законом Среднеассирийского царства, который разрешал носить покрывала только «почтенным матронам, вдовам и другим свободным женщинам». По-видимому, она отправилась на поиски своего возлюбленного столь стремительно, что не успела одеться надлежащим образом, и выглядела как томимая любовным желанием женщина из египетских «Любовных песен». 5:15. Мраморные столбы. Теперь настала очередь женщины описать своего возлюбленного в изысканных выражениях. Сравнение ног возлюбленного с мраморными столбами, поставленными на золотых подножиях, напоминает описание стройных женских ног Иисусом, сыном Сираховым ( Сир. 26:23 ). Сходное изображение физического совершенства бога Мардука можно встретить в вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш». 6:4. Фирца. Хотя во время правления Амврия столица Северного царства Израиля была перенесена из Фирцы (Tell el-Far " ah) в Самарию, это не означает, что город полностью опустел. Возможно, автор избрал в качестве объекта сравнения Фирцу, чтобы избежать нежелательного напоминания о политическом соперничестве между Иерусалимом и Самарией. Кроме того, это название таит двойной смысл, так как его корень, rsh, означает «привлекательность», «красота». Таким образом, заявляя, что его возлюбленная «прекрасна, как Фирца», он придает своим словам еще большую выразительность. 6:8. Гарем. Царский гарем состоял из жен, которых называли «царицами» и чьи сыновья автоматически причислялись к наследникам, наложниц, чьи сыновья могли стать наследниками только по особому распоряжению царя, и девиц, которых еще не представили царю (см.: Есф. 2:8–14 ), или не имевших детей. В данном случае мужчина хвалится тем, что его возлюбленная красивее всех женщин царского гарема (шестьдесят плюс восемьдесят составляет бесчисленное множество). 6:11. Ореховый сад. В древней Палестине были обычными фисташковые и кедровые орехи, но не произрастали грецкие орехи (Juglans regia L.). Слово " egoz, которое в Библии встречается только здесь, было переведено в LXX как «грецкий орех», откуда явствует, что это дерево было завезено в Палестину из Персии или Индии до начала эллинистической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

62:8. В тени крыл. См. коммент. к Пс. 56:2 . 64:5. Во дворах храма. Хотя храмовый комплекс в первую очередь принадлежал сословию священников, каждый член еврейского общества мечтал «пребывать» в присутствии Божьем (см.: Пс. 83и 95:8). О важной роли храмовых пределов как места пребывания божества свидетельствует тот факт, что там проходили моления и судебные процедуры, когда кто-то произносил клятву «перед богом» (см. кодекс Хаммурапи). В данном псалме наряду с концепцией «избранности» подчеркивается близость к Яхве и Его могуществу. Более подробная информация приводится в коммент. к Пс. 22:6 . 64:8. Укрощающий моря. Это выражение относится к власти Яхве над водным хаосом (как в Быт. 1:2–10 и Пс. 92:3 ). Весьма вероятно, что израильский псалмопевец пользуется терминологией, заимствованной из религиозных эпосов Месопотамии (из эпоса «Энума элиш» о сотворении мира, в котором Мардук побеждает Тиамат, богиню первозданного океана) и Угарита. В угаритском эпосе описывается великая борьба Ваала с Йамму, богом моря. Использование сюжета космической борьбы в других псалмах (72:15; 88:9,10) служит еще одним свидетельством того, что израильские авторы использовали мифологию других культур, однако делали это с целью демонстрации превосходства Яхве над всеми остальными богами. См. коммент. к Пс. 106:29 . 64:13. Пустынные пажити. Воспевая дарованное Богом плодородие, псалмопевец даже в пустыне видит злачные пажити. В сезон дождей пустыня действительно покрывается однолетними и дикими цветами, тогда как в другое время там произрастают лишь карликовые кустарники, наподобие белого саксаула (Haloxylon persicum). Они растут на солоноватых и песчаных почвах вдоль русел временных потоков (вади) и на вершинах склонов, где содержится больше влаги. 65:10. Переплавил, как переплавляют серебро. См. коммент. к Прит. 17и 25:4. 66:2. Освети нас лицем Твоим. Сияние, свет, исходящий от божественного лика, в израильской и месопотамской традиции считался во многих случаях опасным для человека (см. коммент. к Исх. 16:10,11 и 33:18–23). В данном случае этот образ не таит угрозы, а явленная Богом сила дарует покой и умиротворение. Аналогичным образом, в гимне посвященном восшествию на престол Ур-Намму (3-я династия Ура, ок. 2000 г. до н. э.), монарх обретает право на власть, когда Энлиль обращает к нему «свой светлый лик». См. коммент. к Пс. 79:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

63:1. Эдом, Восор. См. коммент. к 34:5,6. 63:3–6. Божественный воитель. В образе божественного воителя выступает божество, которое сражается в битве и поражает богов враждебной стороны. В Ассирии Нергал был царем сражения, а Иштар – богиней войны. Хананейский Ваал и вавилонский Мардук были божественными воителями (более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Исх. 15:3 ; Нав. 3:17; 6:21; 10:11 ; 1Цар. 4:3,4; 7:10 ). В ассирийских анналах утверждения о потопленных в крови городах и шествии победоносной армии по окровавленным трупам врагов было обычной фигурой речи. В эпосе «Энума элиш» Мардук, победив в сражении Тиамат и ее оруженосца Кингу, втоптал в грязь тела своих поверженных врагов, в том числе нижнюю часть туловища Тиамат. 64:1–12 Молитва о милости 64:4. Отличие Яхве от других богов. Яхве отличается от других богов древнего Ближнего Востока во многих отношениях. Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром. Это кардинально отличает Его от богов Месопотамии, которые обитали в материальном мире. В отличие от богов других народов, которые делили между собой власть, Он – единственный Бог, не имеющий супруги или пантеона. В данном стихе особо подчеркивается желание и готовность Бога действовать во имя Своих верных последователей. Это самая сердцевина мотивации деяний Яхве. Он не нуждается в особых приношениях или принуждении к действию. В поверьях древних языческих народов верность богам выражалась в дарах, предназначенных для удовлетворения их нужд (напр., утоления голода). Если эти дары не приводили к благорасположению и ответным действиям богов, совершались магические ритуалы, вынуждавшие богов действовать в желаемом направлении. См. коммент. к 1Цар. 15:23 . 65:1–25 Новое небо и новая земля 65:3. Жертвоприношения в рощах. Священные деревья играли важную роль в повседневной религиозной жизни народа. По поверьям древних, камень и дерево могли служить местом обитания божества. В хананейской религии они рассматривались как символы плодородия (см.: Втор. 12:22 ; Иер. 3:9 ; Ос. 4:13 ), хотя практически нет ни археологических, ни литературных данных, которые могли бы прояснить роль священных деревьев. Раскопками в слоях позднебронзового века в Китионе обнаружен храм и священная роща с шестьюдесятью ямами для деревьев. В рощах, о которых говорится в этом стихе, вероятно, совершались ритуалы в честь хананейской богини Ашеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

65:10. Долина Ахор. Долина Ахор, скорее всего, находилась на северной границе Иудеи и отождествляется с современной Е1 Buqéah, небольшой равниной на севере Иудейской пустыни в окрестностях Иерихона. Три поселения железного века были обнаружены при раскопках в этом районе. 65:11. Гад и Мени. В хананейских и финикийских текстах Гад представлен как бог счастья и удачи. Мени, чье имя означает «доля», возможно, была богиней судьбы, тождественной древнеарабской богине Манат, которая упоминается в Коране. В вавилонском пантеоне бог Намтар («судьба, удел») был визирем подземного мира. Кроме того, в некоторых текстах наблюдается персонификация и обожествление рока. 65:17–25. Утопии. Хотя в древней литературе нет ничего подобного картинам будущего, нарисованным в Библии, апокалиптические (пророческие) видения встречаются в аккадских материалах 2-го и 1-го тыс. до н. э. Аккадские тексты не являются по своей сути истинными пророчествами, так как составлены после завершения соответствующих событий. Они, по всей видимости, были написаны, чтобы оправдать определенные события или нововведения. Для всех этих пророчеств характерно выражение «придет царь». Имя его обычно не называется, но его легко узнать по описанию. В одном из таких текстов, «Пророчестве Мардука», возвещается грядущий царь, который «начертает планы неба и земли» в святилище Эсагила. Он соберет рассеянные народы, принесет процветание земле, утешит свой народ и построит справедливое общество. Однако, как явствует из 66:1, небо и земля, космос, представляют собой храм Божий. Поэтому сотворение нового неба и новой земли можно приравнять к созданию новых святилищ или обновлению святилищ в древности на Ближнем Востоке. Это было весьма распространенным явлением. Новый Иерусалим – это новый столичный город, который избран Богом для Своего пребывания. Аналогичным образом, Мардук повелевает перестроить столицу богов, создать Новый Вавилон. 66:1–24 Мир, как река 66:1. Дом для божества. В угаритском эпосе Ваал изъявляет желание построить для себя дом, чтобы ему было где отдохнуть. Шумерский бог Нингирсу требует, чтобы ему построил дом Гудеа, царь Лагаша. Угаритский миф ближе к библейскому повествованию, поскольку Яхве, как и Ваал, строит дом сам. В эпосе «Энума элиш» Мардук после победы над Тиамат объявляет, что построит для себя обиталище, которое назовет Вавилоном и которое будет служить местом покоя для богов. Исследователи полагают, что таблица V, дошедшая во фрагментарном состоянии, повествовала о наполнении универсума «хорошими вещами», а также об установлении дней, ночей и месяцев, разделивших ранее слитное движение времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:7. Грех твой очищен. Перевод использованного здесь понятия вызывает споры (напр., некоторые предлагают вариант «прощен»). Информацию об идеях, положенных в основу ритуала очищения, см. в коммент. к Лев. 1:4 . В аккадских ритуальных текстах это слово означает «удаление» ритуальной нечистоты и относится преимущественно к очищению уст. В одном старовавилонском тексте прорицатель, готовясь предстать перед собранием богов, смазывает свои уста смолой. В вавилонских текстах заклинаний огонь рассматривается как основное средство очищения. В серии заклинаний, известной под названием Shurpu («сожжение»), описываются способы избавления от греха, вызванного религиозными нарушениями или осквернением. 6:8. Для Нас . Картина небесного престола, окруженного небесным советом, хорошо известна из угаритских текстов (самый знаменитый из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилки, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи хеттского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство. 6:9,10. Роль пророка. Описание состояния, при котором глаза перестают видеть, уши – слышать, а сердце огрубевает, находит со ответствие в медицинских текстах и в описаниях превращений, происходящих в человеке под действием страха. В 1Цар. 25 о Навале, у которого, по-видимому, случился инсульт, сказано, что его сердце «замерло». Герой вавилонской философской «Поэмы о невинном страдальце», описывая свое вызванное страхом оцепенение, говорит, что глаза его перестали видеть, а уши слышать. Трудно сказать, в чем причина невосприимчивости, с которой столкнулся Исайя – в болезни духа или в страхе. Назначение пророка состоит в том, чтобы донести до народа свою весть, независимо от того, будет на нее отклик или нет. Даже если весть не приведет к покаянию, грехи народа будут изобличены. 7:1–25 Еммануил

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010