31:12. Падение Ассирии. В начале VII в. до н. э. Ассирия находилась в зените своей славы, и ей удалось завоевать Египет. Однако гражданская война 652–648 гг. до н. э. показала внутреннюю слабость огромной империи. К концу правления Ашшурбанипала (это мог быть 631-й или 627 г. до н. э.) все хозяйственные и другие письменные источники внезапно исчезают из Ниневии, ассирийской столицы. В 627 г. до н. э. халдеи в Вавилонии объявляют о своей независимости. В течение последующих четырнадцати лет все крупные города Ассирии были разрушены, царский дом нашел убежище в Сирии, а войско было дезорганизовано. Ассирийцы, возможно, принимали участие в битве при Кархемише против Навуходоносора, но больше о них не было никаких сведений. Таким образом, примерно через сорок лет после начала гражданской войны, некогда великая Ассирия была предана полному забвению. 31:16. Сравнение Эдема и Ливана. Это сравнение объединяет в себе два сюжета: библейский об Эдеме как охраняемой собственности Яхве и месопотамский о кедровом лесе как охраняемой собственности богов. См. коммент. к 31:8,9. 31:18. Необрезанные. Есть основания полагать, что египетские священники и цари подвергались обрезанию. В целом, израильтяне с презрением относились к необрезанным, и, возможно, подобные чувства испытывали и египетские правители. Презрение к необрезанным врагам со стороны египтян и израильтян выражалось в том, что они отсекали необрезанные пенисы у своих поверженных врагов. 32:1. Хронология. Дата – 3 марта 585 г. до н. э., через несколько месяцев после того, как сведения о падении Иерусалима дошли до Иезекииля. 32:2. Чудовище в морях. Чудовище в данном случае обитает не на Ниле, а «в морях». Вероятно, это одно из космических чудовищ, уничтоженных Богом (см.: Ис. 51:9,10 ; Пс. 73:13 ). В Библии, как и в небиблейских источниках древнего Ближнего Востока, море символизирует хаос. Борьба в природе между морем и землей, так же как и свирепая, кажущаяся неукротимой энергия морской стихии, легла в основу космологических мифов Ближнего Востока в древности. Вавилонский миф о творении «Энума элиш» описывает, как Мардук победил Тиамат, когда эта богиня водного хаоса была в обличье дракона. Многие истории из цикла сказаний о Ваале включают сцены борьбы Ваала против Йамму, бога моря. Аналогичным образом, в угаритском эпосе утверждается, что и Анат, и Ваал победили Литана, семиглавого дракона, и обрели господство над морями. В Пс. 103говорится, что Яхве играет с левиафаном, а в Иов. 40 – 41Бог спрашивает Иова, может ли тот властвовать над левиафаном. Царства, представленные этими животными, ассоциируются с силами хаоса, нарушающими гармонию Божьего мира и потому требующими искоренения (см. коммент. к Дан. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

33:22. Роль законодателя. Одним из атрибутов царей был титул «законодатель». Так, уже в конце 3-го тыс. до н. э. шумерские цари Урукагина и Ур-Намму обещали в своих царских надписях «не предавать вдовы и сироты сильному». Хаммурапи в преамбуле к своему знаменитому кодексу утверждает, что боги назначили его «вершить правосудие, дабы сильный не притеснял слабого». Сходная лексика этих текстов, равно как и 2Цар. 8:15 , где сказано, что Давид «творил суд и правду над всем народом своим», позволяет говорить о существовании общей ближневосточной концепции «справедливого царя». Однако, когда монарх не в состоянии воплотить в жизнь эту основную задачу, в дело вступает Бог, чтобы восстановить порядок и справедливость (см.: Иез. 34:7–16 ). 33:23. Метафора парусного судна, лодки. Аналогичная метафора встречается в ассирийской элегии о женщине, которая умерла при родах. Она сравнивается с лодкой, которая плывет по воле волн, потому что ее швартов отрезан, а сидение гребца разбито. 34:1–17 Пророчество о судьбе всех народов 34:4. Образ исчезающих звезд. Как Творец всего сущего, Яхве демонстрирует Свою власть над небесами и небесными телами, заставляя их «истлеть» в обращенном вспять порядке творения. В основе религии Месопотамии, с ее ярко выраженным астральным характером, лежало представление о принадлежности богам определенных участков неба. Например, в вавилонском эпосе о творении «Энума элиш» зоны календарного года отмечались «астральными подобиями» богов. В астрологических предсказаниях исчезновение звезды или планеты всегда означало, что связанное с ними божество потерпит поражение в битве. Астральные божества считались наиболее важными и сильными среди богов. Угасание звезд и падение звездного воинства – явления одного порядка. И небесные тела, и связанные с ними божества повергаются этим актом суда в прах. Кроме того, согласно толкованию снов в Месопотамии, увидеть во сне падающую звезду считалось дурным предзнаменованием. В «Мифе об Эрре и Ишуме» бог Эрра, задумав уничтожить мироздание, обещает лишить планеты их великолепия и вырвать звезды с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

37:2–4. Боги стихии. В угаритских мифах бог бури Ваал-Адад поражал врагов ужасом и повергал их в бегство силой своего голоса (см. также: Пс. 28 ). Аккадский эквивалент этого бога – Адад – также имел громоподобный голос. Эти боги обычно изображались с молнией в руках. 37:9. Хранилище ветров. Хананеи и вавилоняне приписывали проявления стихии в виде бури и ветра богу Ададу. В Израиле считали, что атмосферные явления контролирует Яхве, Который владеет хранилищами дождя, града и снега, приводимыми в движение ветром, возникающим от Его дыхания. В ст. 9 используется слово «хранилища» ( в оригинале), которое обозначает также сокровищницу, в которой хранятся драгоценности и царское оружие. Град, снег, ветер, гром и молния часто рассматриваются как оружие Бога, которым Он поражает Своих врагов. Кроме того, хранилища служат местом хранения урожая, например, ячменя, фиников, зерна или десятины. Точно так же Бог распоряжается при необходимости содержимым Своих хранилищ. Образ космических хранилищ не получил на древнем Ближнем Востоке широкого распространения. 37: 13. Дождь как суд Божий. Дожди использовались Богом и для благословения, и для суда, в зависимости от обстоятельств. Они орошали землю, питая посевы, но бывали и разрушительными. В Древнем мире люди верили, что погода находится под контролем богов и служит им для награды или наказания. Они не считали, что мир управляется законами природы. 37:18. Литое зеркало. Зеркала в древности делались из меди, а потому были прочными. Возможно, образ «литого» зеркала указывает на небо в сухой и жаркий летний день, когда солнце отражается на скалах и на высохшей почве через золотую дымку. Кроме того, в Древнем мире считали, что небо было твердым диском или куполом. 38:1–41:26 Речи Бога 38:1. Бог говорит из бури. Бог часто являл себя в буре ( 4Цар. 2:11 ; Иез. 1:4 ) и судил оттуда народы. Боги стихий на Ближнем Востоке (Ваал-Адад в Угарите, Адад в Месопотамии) проявляли себя аналогичным образом. Яхве изображался как Господь бури и владыка ветров, которые могут принести как жизнь, так и погибель. Образный язык, с помощью которого описывается величие и могущество Бога, характерен для ближневосточной эпической поэзии. Например, в угаритском эпосе о Ваале и Анат бог Ваал именуется «оседлавшим облака», а его «голос» напоминает раскаты грома и треск молний. В вавилонском эпосе о сотворении мира «Энума элиш» бог бури Мардук побеждает богиню водного хаоса, Тиамат, управляя ветрами и молниями. См. коммент. к Зах. 9:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38:4. Бог отвечает на вызов с помощью риторических вопросов. В одном вавилонском мифе Эрра (Нергал) бросает вызов Мардуку из-за потери своего божественного статуса. Пространные ответы Мардука разъясняют его позицию, после чего он задает Эрре ряд вопросов, на которые невозможно ответить, демонстрируя тем самым свою мудрость и верховенство. 38:4–6. Основание земли, краеугольный камень. В Древнем мире космос представляли как храм, а храм заключал в себе микрокосм. Здесь перечислены главные элементы храма, его основа, которые рассматриваются как конструктивные детали мироздания, которые использует Бог. Основание определяло размеры и ориентировку храма по странам света, а потому укладывалось очень тщательно. В этом строительстве большое значение имела ориентировка фундамента, которую определяли с помощью богов. В оригинале использовано слово, обычно обозначающее углубления, в которые вставляли столбы скинии. Краеугольный камень является одним из важнейших элементов строительной конструкции, в том числе при сооружении и восстановлении храма. Одним из наиболее детальных описаний древнего строительства на Ближнем Востоке служит описание сооружения храма Нингирсу ок. 2000 г. до н. э. Церемония заложения первого камня показывает важность этого момента в строительстве. 38:5. Производство замеров. Размещению и ориентировке храма придавалось огромное значение (см.: Исх. 26:1–36 ). Об этом также свидетельствуют мифологические и исторические тексты о строительстве в Месопотамии. В эпосе «Энума элиш» Мардук, готовясь к строительству своего космического храма, прежде всего измерил Апсу (пространство, в котором предстояло заложить храм). Со времен шумеров владение искусством измерения и наличие соответствующих инструментов было знаком божественного поручения для осуществления строительного проекта. Именно это оснащение давало вождю возможность получить божественное руководство. 38:7. Утренние звезды/сыны Божьи (ангелы). Заложение первого камня в строительстве, как правило, сопровождалось большим празднеством. Утренним звездам (обычно планетам Марсу и Венере) на древнем Ближнем Востоке поклонялись как божествам, и они олицетворяли собой часть небесного воинства в Израиле. В контексте Иов. 38 эти «звезды» соответствуют сотворенным ангелам. В угаритской поэме описывается рождение некоторых астральных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:18. Древо жизни. Древо жизни – традиционная тема литературы и искусства древнего Ближнего Востока. В эпосе о Гильгамеше одну из сюжетных линий составляют поиски растения под названием «старик становится молодым», которое произрастает на дне космической реки. Изображения деревьев часто встречаются в древнем ближневосточном искусстве, в том числе на месопотамских и хананейских печатях. Многие исследователи считают, что эти изображения представляют древо жизни, однако для подтверждения подобного толкования необходимы более убедительные доказательства из литературных источников. В Книге Притчей это дерево трансформировалось в образ Премудрости. Как и в Прит. 11:30 , мудрость, воплощенная в образе «древа жизни», предоставляет ключ к более полной и богатой жизни. Мысль об «объятиях» мудрости окрашена эротическими коннотациями, встречающимися в ряде мест (8:17; 18:22), и соотносится с размышлениями о добродетельной жене (31:10), безрассудной женщине (9:13–18) и чужой жене (5:3–14). Таким образом, плодородие и довольство, присущие и доброму браку, и цветущему дереву, изображаются как желанная цель. 3:19,20. Язык древней космогонии. Как и в Пс. 103:2–9 , Яхве предстает в Книге Притчей как Господь творения, Божественный Зодчий, который сконструировал и возвел мироздание (ср.: Иов. 38:4–7 ). Дополнительную глубину придает этим стихам отождествление Бога с Премудростью (см.: Пс. 103и Иер. 10:12 ). Если божественное «желание» можно приравнять к мудрости, то аналогичную концепцию можно отыскать в египетском «Гимне Атону», где сказано: «Ты создал мир по своему желанию, когда ты еще был один!» Согласно мудрецам, за творческим актом, призванным продемонстрировать присутствие и заботу Бога, следует акт поддержания мироздания – структур неба и земли. «Бездны» – евр. слово tehom, которое описывает первозданный космический океан. В вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш» Мардук рассек богиню этого вселенского океана Тиамат на две части, разделив тем самым воды на «верхние» и «нижние».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

40:11. Царь как пастырь. Представление о царе как пастыре своего народа восходит ко времени ок. 2450 г. до н. э. и связано с шумерским царем Лугальзаггиси. Его современник, царь Лагаша Урукагина, объявил, что бог Нингирсу владеет его государством, и что сам царь избран им как «пастырь» для управления городом от имени богов и народа. Эта концепция была воспринята и сохранилась на Ближнем Востоке в период израильской монархии. 40:12. Порядок мироздания. Порядок в космосе создавали и поддерживали верховные божества. В вавилонском эпосе о творении «Энума элиш» бог Мардук после победы над богиней Тиамат «установил год и очертил его границы, указал место для Нибиру, определил место для Энлиля и Эа, обозначил зенит по ее (Тиамат) середине». После этого он распределил созвездия и утвердил пути других небесных тел. 40:13,14. Представление о совете богов на древнем Ближнем Востоке. В древности на Ближнем Востоке считалось, что все важные решения принимаются на совете богов. Боги могли советоваться друг с другом, обмениваться информацией и мнениями. В вавилонском эпосе о творении советником Алсу и Тиамат – богов, от которых произошли все живые существа, – был Мумму, который часто обличал их. Когда верховный совет богов собрался, чтобы решить, как напасть на Тиамат, они напились до бесчувствия и впоследствии выбрали Мардука своим царем, подчиняясь его жестким требованиям абсолютной власти. Исайя же подчеркивает, что Яхве не нуждается в советниках и помощниках (хотя представление о некоем подобии божественного совета существовало; см. коммент. к Исх. 20и 2Пар. 18:18 о божественном совете определенного рода). 40:15. Пылинка на весах. Земной прах в Ветхом Завете служит образом уничижения, незначительности. В данном отрывке народы представлены пылинкой на весах, которая вообще не может повлиять на вес. Вавилоняне вряд ли обращали внимание на пыль на весах, когда взвешивали мясо или фрукты. 40:16. Ливан и его богатства. Израильтяне считали, что земля с самыми большими лесами и самым богатым животным миром – это Ливан. Из древесины ливанских кедров был построен не только храм Соломона, но и священные барки Египта, и корабли Тира. Ассирийцы брали древесину на строительство своих храмов в качестве дани.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

40:6,7. Смертная природа человека. Осознание преходящей природы человека было характерно не только для древних израильтян. В месопотамской поэме о Гильгамеше боги законодательным путем определили смертный удел человеку, а бессмертие оставили себе. Тем не менее шумерский царь Гильгамеш пускался в разнообразные рискованные предприятия во имя обретения бессмертия. Сначала он попытался «добыть себе имя», побеждая врагов, имевших нечеловеческую природу, затем отправился на поиски Утнапиштима, героя потопа, который мог даровать ему бессмертие с помощью богов. Хотя Гильгамешу удалось найти бессмертного героя и «цветок жизни», он проявил бескорыстие и захотел перенести его в свой родной город (Урук). Увы, цветок был похищен змеем, и Гильгамеш вернулся домой ни с чем. Однако читателю напоминают, что Гильгамеш построил стены Урука, которые стоят до сих пор, а тем самым он обрел своего рода бессмертие. Таким образом, этот эпос частично разъяснял то, что было известно каждому жителю Месопотамии: жизнь коротка и после смерти человек обречен на мрачное существование в преисподней. 40:8. Что остается навеки. Концепция «вечного» в древности на Ближнем Востоке включала в себя понятие о непрерывном и постоянном времени, а не о бесконечности. Месопотамские цари надеялись, что их имена сохранятся «навечно». Цари даровали собственность отдельным людям и их семьям «навеки» (т. е. навсегда). Согласно эпосу о Гильгамеше, только дни богов вечны (непрерывны), тогда как дни людей «сочтены». Представлению о вечно пребывающем слове соответствует концепция предопределения. В эпосе о Гильгамеше Энкиду проклинает Шамхат, «навсегда определяя» ее судьбу. В ассирийских надписях также говорится о богах, чьи установления нельзя изменить и чьи слова не теряют своей силы никогда. В эпосе «Энума элиш» судьбы мятежного лидера Кингу и бога Мардука предопределены, а потому их повеления не могут быть изменены, а их слова пребудут вечно. 40:10. Награда по возвращении царя с битвы. Слова, переведенные как «награда» и «воздаяние», являются специальными терминами, обозначающими дань и военные трофеи. Ассирийские цари особо упоминают крупные военные трофеи, захваченные у побежденных народов. Так, Сеннахирим оборудовал в своем дворце в Ниневии «Лахисский зал», где хранились трофеи, захваченные при разрушении этой иудейской крепости в 701 г. до н. э. Возвращение с победой домой давало возможность наградить приближенных и фаворитов царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

43:21. Простерли руки. Речь идет о положении рук при молитве или мольбе, обращенной к божеству. «Простертые руки» упоминаются также в Езд. 9и в Пс. 87:10 . Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. ко 2Пар. 6:13 . 44:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к Пс. 41 . 44:1,2. Песнь о Царе. Для Ближнего Востока в древности более характерны гимны, обращенные не к божеству, а к царю, но данный псалом – один из немногих таких примеров в Псалтири. Как и на египетской стеле, посвященной бракосочетанию Рамсеса II, брак представлен здесь как результат военной победы. Он являет собой политический союз, желательность которого обусловлена военными победами царя. 44:2. Скорописец. Книжники и мудрецы были официальными царскими летописцами на Ближнем Востоке в древности. Знание традиций и приближенность к государственному управлению давали им материал для сочинения песен и сказаний, призванных напомнить людям о роли царя как представителя Бога на земле, питающего свой народ и обеспечивающего его защиту. Так, в Вавилоне во время празднования Нового года воспевалась поэма о сотворении мира «Энума элиш», из других городов прибывали представители, чтобы воздать почести царю, а священная процессия следовала по улицам к храму Мардука, бога-покровителя Вавилона. Совершая церемонию обновления завета, Неемия читал народу закон, напоминая ему о священной истории Израиля ( Неем. 8:1–13 ). 44:8. Помазание елеем радости. По законам Среднеассирийского царства невесту во время брачной церемонии должен был помазывать отец жениха. В этом псалме помазание елеем составляет часть ритуала возведения царя на престол и символизирует помазание царя Богом (более подробную информацию см. в коммент. к 1Цар. 10:1 ). 44:9. Благоухающие одежды. Этот псалом использует язык, характерный для свадебного гимна или церемонии помазания царя ( Пс. 132:2 ). На древнем Ближнем Востоке то и другое объединялось в ритуале священного бракосочетания, описанном в текстах 3-й династии Ура. Как явствует из этого описания, царь, облаченный в великолепные одежды, совершал торжественное шествие в храм, где ему предстояло исполнить роль божества в ритуальном бракосочетании, призванном обеспечить плодородие. Вероятно, одежда участников этого ритуала была пропитана благовонными маслами. См. коммент. к Песн. 1и Прит. 7:17 , где описываются эти вещества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

44:19. Священные комнаты. См. коммент. к 42:14. 44:20. Установления о стрижке волос. Вероятно, брить головы или отпускать слишком длинные волосы запрещалось по той причине, что это вызывало ассоциации с языческими обычаями, связанными с хананейским культом мертвых. Подоплека этих запретов – в Лев. 21 (см. соответствующий коммент.). 44:21. Запрет на употребление вина. Этот запрет находит параллели в Лев. 10:9 . Хотя ритуальное опьянение хорошо известно, например, из вавилонского мифа о сотворении мира «Энума элиш», скорее всего, этот запрет был продиктован тем, что священник должен контролировать свои действия (см. коммент. к Ис. 28:7 ). 44:22. Постановления о браке. Ясный запрет, касающийся священника и его брака, сформулирован в Лев. 21:7,10–14 (см. соответствующий коммент). По-видимому, главная причина заключалась в стремлении сохранить чистоту священнического рода, хотя Иезекииль не указывает причину запрета. 44:29,30. Приношения священникам. Смысл этого установления не исчерпывается вопросом пропитания священников. По существу, священникам предлагалась пища, предназначенная Яхве. Дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 18:12–19 . Кроме того, священникам принадлежало «заклятое», herem. Очевидно, это означало, что им принадлежали все «заклятые» предметы использования, за исключением предметов культового назначения. 45:1. Священный участок. Священный участок – это земля, предназначенная для Бога на территории храма. Иезекииль изображает эту землю как дар, возвращенный небесному покровителю. Уже в начале 4-го тыс. до н. э. в городе Уруке в Южной Месопотамии в центре города были наделы священной земли. В Древней Месопотамии священные земельные наделы либо обособлялись стенами, либо одна большая стена цитадели окружала весь священный удел. Доступ в священные пределы был ограничен, существовал строгий порядок, регулирующий эти ограничения. Эта концепция продолжает развивать принцип священного пространства, разработанный в Израиле в период скитаний в пустыне, когда была установлена скиния (см. коммент. к Лев. 10и Чис. 18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46:1. Вил. «Вил» – не имя собственное, а аккадский эквивалент слова «господин» (евр. Báal). «Господином» называли Энлиля, бога шумерского города Ниппура, а в более поздние времена этот титул носил Мардук, бог Вавилона. В данном контексте Вил, по всей видимости, – имя Мардука. Мардук был верховным богом Вавилона, его покровителем и главой пантеона. Вавилонский эпос о творении «Энума элиш» фактически представляет собой миф о восхождении Мардука на этот пост, что, как считается, произошло в конце 2-го тыс. до н. э. Хотя в Библии основным соперником Яхве обычно выступает Ваал, ни один бог в 1-м тыс. до н. э. не имел политического веса, сравнимого с влиянием Мардука. Его главный храм в Вавилоне, Эсагила («дом с вознесенной головой»), был связан со знаменитым зиккуратом Этеменанки («дом основания неба и земли»). 46:1. Нево. Нево (акк. Nabu) – бог письма и мудрости, сын Мардука и покровитель города Борсиппы. Известность этого бога в нововавилонский период подтверждается тем, что его имя входило в состав имен многих царей (напр.: Навуходоносор, Набонид). Он был знаменит и во времена Исайи, о чем свидетельствует тот факт, что Саргон посвятил ему главный храм в своей новой столице, Дур-Шаррукине (Хорсабад). В одной надписи VIII в. до н. э. содержится призыв почитать Набу, и никаких других богов. 46:1,2. Идолы сами пошли в плен. В вавилонские праздники изваяния богов торжественно проносили по городу. Но в данном случае речь не идет о праздничной процессии. Известны многочисленные примеры захвата священных статуй в плен во время войны. Статую бога Мардука не раз захватывали в плен и вывозили из Вавилона. И хетты в 1595 г. до н. э., и ассирийский царь Тукуль-тининурта I (ок. 1244–1208 гг. до н. э.), и Сеннахирим (ок. 705–681 гг. до н. э.) – все они грабили в свое время Вавилон и похищали статую Мардука, которая каждый раз снова возвращалась на место. 46:6. Использование серебра и золота для изготовления идолов. См. коммент. к 40:19. 46:7. Обращение с идолами. В Месопотамии идолов кормили, одевали и даже ежедневно мыли. Приношения в жертву пищи производились ежедневно (и, несомненно, съедались служителями храма). Требовались и другие помощники, чтобы одевать и раздевать идолов, а также мыть и переносить их во время праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010