1:1,2. Иоаким. Иоаким, второй сын царя Иосии, был посажен на престол египетским фараоном Нехао, который стремился установить свой контроль над Сирией и Палестиной. Когда Иосия погиб в сражении, народ воцарил его сына Иоахаза, который принадлежал к антиегипетской партии. Иоахаз правил в течение трех месяцев (пока Нехао был занят в Харране), после чего фараон низложил его и отправил в качестве пленника в Египет. Его место занял Иоаким, известный своей проегипетской ориентацией, а это внушало надежду, что он станет послушным вассалом Египта. Ситуация коренным образом изменилась, когда после победы при Кархемише этот регион попал под контроль Навуходоносора. Иоаким исполнял роль вынужденного вассала в течение нескольких лет, но после неудачной попытки Навуходоносора вторгнуться в Египет в 601 г. до н. э. разорвал отношения с Вавилоном и стал искать поддержки Египта. Непокорность Иоакима оказалась роковой и привела в 597 г. до н. э. к осаде Иерусалима вавилонскими войсками (см. коммент. к 4Цар. 24:10,11 ). 1:2. Сосуды Дома Божия. Сосуды из храма считались прекрасными трофеями не только потому, что были сделаны из драгоценных металлов, но и потому что были посвящены Яхве и использовались в храмовых ритуалах. Захват вещей, имевших значение для божества, был демонстрацией силы и символизировал его подчинение. Описание некоторых из этих предметов см. в коммент. ко 2Пар. 4 . 1:2. Отправил в дом бога своего. Судя по текстам из Мари и надписи на «Цилиндре Кира», цари всегда стремились взять «в заложники» статуи богов завоеванной страны и захватить разнообразные сосуды, использовавшиеся при богослужении. Осквернение святынь было одним из способов демонстрации власти божества, покровительствующего победителям, над богами покоренного народа. 1:2. Его бог. Мардук был верховным богом Вавилона, его покровителем и главой пантеона. По существу, вавилонский эпос о сотворении мира «Энума элиш» – это миф, повествующий о его возвышении, что, как считают, произошло в конце 2-го тыс. до н. э. Мардук был сыном одного из членов самой августейшей древней триады – Энки, покровителя Эриду. Хотя в Библии главным соперником Яхве обычно выступает Ваал, не было в 1-м тыс. до н. э. божества, которое имело бы такое же политическое влияние, как Мардук. Его прославленный храм Эсагила вместе с зиккуратом Этеме нанки были самыми грандиозными сооружениями в прекрасном городе Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1–5. Вечер и утро. Рассказ о творении задуман не для того, чтобы дать современное научное объяснение происхождения всех природных явлений, а, скорее, для того чтобы осветить наиболее важные стороны окружающего нас мира. В этой главе автор рассказывает, как Бог установил чередующиеся периоды света и тьмы. Вечер в рассказе следует первым по той причине, что первоначальный период света уже подошел к концу. Автор не пытается анализировать физические свойства света и не интересуется его источником. Свет – это регулятор времени. 1:3–5. Свет. В древности люди не предполагали, что весь свет идет от солнца. Не знали они и того, что луна всего лишь отражает солнечный свет. Более того, в тексте нет и намека о том, что «свет дня» был вызван солнцем. Солнце, луна и звезды считались носителями света, но дневной свет существовал и тогда, когда солнце скрывалось за тучами или во время затмения. Свет появлялся до восхода солнца и не исчезал после того как солнце садилось. 1:6–8. Твердь. Небосвод (или «твердь»), созданный в день второй, является регулятором климата. В древних ближневосточных культурах космос представляли в виде трехъярусной структуры, включающей небо, землю и подземный мир. Климат зарождался на небе, и небесный свод рассматривали как механизм, регулирующий соотношение влажности и солнечного света. Хотя в Древнем мире небосвод представляли более твердым, чем его представляют в наши дни, главное здесь не физический состав, а функция. В вавилонской поэме о творении «Энума элиш» Мардук рассекает тело богини Тиамат, олицетворяющей космический океан, на две части, чтобы отделить верхние воды от нижних. 1:9–19. Функционирование космоса. Бог , Который запустил время и установил климат, ответствен и за все остальные аспекты человеческого существования. Полезность воды и способность земли приносить плоды; законы земледелия и смена времен года; особая роль, отведенная каждому из Божьих созданий, – все это приведено в порядок Богом, и этот порядок был благом, в котором не было ничего насильственного или угрожающего. Это отражает представление древних людей о том, что боги ответственны за утверждение системы действия мира. Функционирование космоса было для древних людей намного важнее, чем его физическое строение или химический состав. Они описывали то, что видели, и – что еще важнее – как они ощущали мир, будучи Божьими созданиями. То, что все это было «хорошо», отражает мудрость и справедливость Бога. В то же время текст содержит едва заметные признаки расхождения с мифологией древнего Ближнего Востока. Наиболее примечателен тот факт, что Бытие не пользуется названиями солнца и луны, каковые были для соседей израильтян именами божеств, а говорит вместо этого о светиле большем и светиле меньшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1. Елкосеянин. Географическое название Елкосея (Элкош) упоминается только в этой книге. Местонахождение родного селения Наума точно не установлено. Иероним помещает его в Галилее (el-Kauzeh или Капернаум). Согласно более поздним преданиям, этот пункт находился близ Ниневии или в Сирии. Ни одно из этих предположений не подкрепляется фактами, позволяющими произвести достоверную идентификацию. 1:2. Бог-ревнитель. Тема Яхве как Бога-ревнителя берет свое начало в десяти заповедях ( Исх. 20:5 ), повторяется в эпизоде обновления завета в Нав. 24после завоевания земли и вновь отражается в видении «идола ревности» ( Иез. 8:5 ), который закрывает доступ в Иерусалимский храм. Слово «ревнитель» подразумевает твердую решимость Бога защищать то, что принадлежит Ему по праву, от любых посягательств. Этот атрибут исключает всякую возможность сопоставления Яхве с другими богами или почитания Яхве наряду с другими богами. Отрицание единственности Бога служит основанием для возмездия. 1:3. В вихре и буре. Как и в Авв. 3:10 , Яхве изображается здесь как властелин бури и ветров, которые могут принести как жизнь, так и погибель. Образный язык, с помощью которого описывается величие и могущество Бога, используется также в сценах Богоявления (см.: Иов. 38и коммент. к 3Цар. 19:11–13 ) и, вообще, характерен для древней ближневосточной поэзии, особенно эпической. Так, например, в угаритском эпосе о Ваале и Анат бог Ваал именуется «восседающим на облаке», а его голос уподобляется раскатам грома и треску молнии. В вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш» бог бури Мардук побеждает древнейшую богиню водного хаоса Тиамат, управляя подчиняющимися ему ветрами и молнией. 1:4. Иссушение водных источников. Образ Бога, Который владычествует над источниками вод – реками и морями, – характерен для Древнего мира (ср.: Иисус успокаивает воды на море Галилейском в Мк. 4:39 ). Наиболее яркий пример в Ветхом Завете – разделение вод Красного моря. Угаритский цикл сказаний о Ваале посвящен грандиозному сражению бога бури за превосходство над Йамму, богом моря, чей образ, несомненно, сложился под впечатлением штормов на Средиземном море близ Угарита. Образ Яхве, «запрещающего» морю, встречается также в Ис. 50и в Пс. 103:7 . В каждом из этих текстов совершенно ясно проявляется господство Бога над силами природы и Его способность иссушить в целом плодородные районы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:26. Престол-колесница. Поскольку боги на древнем Ближнем Востоке часто «участвовали» в процессиях, для их перемещения использовались колесницы. На цилиндрических печатях конца 3-го тыс. до н. э. выгравировано изображение божества, стоящего на четырехколесной колеснице, которую везут крылатые четвероногие существа с головой льва. На ассирийских рельефах изображены престолы на колесах для царей и богов; интересно, что эти престолы были снабжены шестами и могли использоваться как носилки. 1:26–28. Подобие престола и подобие человека. Неописуемые блеск и красота этого видения можно сравнить лишь с сиянием цветов радуги или сказочной феерией. Это близко к месопотамской концепции melammu («облеченное в силу»), которая неизменно лежит в основе описания месопотамских богов (напр., Мардука в эпосе о сотворении мира «Энума элиш»). В целом в месопотамских источниках этого периода говорится, что свод среднего неба из лазурита (более точный перевод – из сапфира, как в ст. 26) поддерживает внутреннее помещение храма (целлу) и престол Бела. Целла своим сиянием напоминает прозрачное стекло или кристалл. Описание элементов этого видения во многом напоминает сюжеты, широко распространенные в Древней Месопотамии. 2:1–3:15 Призвание Иезекииля 2:6. Волчцы, терны и скорпионы. Рассказы о призвании пророков обычно следуют определенному образцу. Когда избранный пророк приводит свои доводы и опасения, стремясь отвести свою кандидатуру, Бог разубеждает его (см.: Мер. 1:7,8). В случае с Иезекиилем используются не совсем привычные аргументы (термины, переведенные как «волчцы и терны», встречаются только в Иез.), вызывающие некоторое недоумение. Однако это может означать, что Бог сооружает защитную стену из жалящих терний вокруг пророка. Высказывалось заслуживающее внимания предположение, что под «скорпионом» здесь подразумевается не жалящее насекомое, но особого рода кустарник. 3:1–3. Съедение свитка. Эпизод со съедением свитка, врученного Богом, составляет один из элементов рассказа о призвании Иезекииля на служение. Слова на свитке должны попасть внутрь и запечатлеться «во внутренностях» Иезекииля. Они наполняют его силой, как если бы Бог прикоснулся к его устам, вложив в них Свои слова ( Иер. 1:9 ). В ближневосточных источниках прямые аналогии не обнаружены. Возможно, съедение куска пергамента или папируса с заклинанием или именем бога было частью древнего ритуала в Египте или Месопотамии. Термин asakku, означающий «оставь, отдели для богов» (табу), встречается в текстах из Мари и в старовавилонских источниках в определенном контексте – не «поглощать» то, что предназначено для богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:6. Метафорический язык. В древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи. Такие метафоры встречаются в шумерских текстах, например, в «Проклятии Аккада», в угаритском эпосе об Акхате, в египетских текстах 19-й династии и в новоассирийских текстах. Здесь перед нами совершенно иная картина – стаи саранчи изображаются как нашествие вражеской армии (как явствует из 2:4,5). Обычное для ближневосточной литературы сравнение саранчи со львом объясняется сходством цвета и строения челюстей. День Господень В Месопотамии ежегодно (а нередко и дважды в год) отмечался праздник восшествия на престол царя богов, верховного божества. В процессе этого праздника akitu, бог определял судьбы своих верноподданных и вновь утверждал порядок, который он установил некогда, в некую отдаленную эпоху, когда он одолел силы хаоса. Во время торжеств обычно читался миф о сотворении мира из эпической поэмы «Энума элиш», которая повествует о победе Мардука над Тиамат и его инаугурации как верховного божества, главы пантеона богов. Хотя праздник akitu нигде не называется «Днем Мардука», нельзя не заметить его сходства с Днем Господним. День Господень описывает воцарение на престоле Яхве, Который обуздывает силы хаоса и приносит справедливость в мироздание. Судьбы Его народа определяются следующим образом: праведные получают награду, а нечестивым воздается соответственно их злодеяниям и греху. В Израиле, насколько позволяют судить имеющиеся данные, не было постоянного ритуала такого рода, скорее это было историческим ожиданием грядущего. Как это часто бывает в таких случаях, в Израиле обрело некоторые черты историчности то, что относилось к области мифологии и ритуалов. День Господень также несет в себе элементы теофании, обычно связанные с образом Небесного воителя, который одолевает деструктивные силы (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). Иногда теофания сопровождается космическими явлениями (см. коммент. к 3Цар. 19:11–13 ). В космических явлениях мир часто изображается в перевернутом виде (см. коммент. к Иер. 4:23–26 ). День Яхве был величественным событием, и подобного рода явления обычно сопровождают такие торжественные моменты. Все это помогает нам понять суть Дня Яхве с позиций древнееврейского мышления и пророческих посланий, которые тесно переплетаются с широким спектром особенностей культуры. Оригинальность литературы Израиля определяется не нововведениями, а необычными путями сочетания и применения известных идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:23–25. Образы. Образы предметов, используемых в повседневной жизни, например, гвоздя в кирпичной стене, на который вешают нужные вещи, указывают на некоторые особенности ритуала утверждения Елиакима в должности. Происхождение этих образов, вероятно, уходит корнями в сельскую культуру Древнего Израиля, а их общеизвестный характер делает понятными слова Господа (особенно в оригинале Иер. 1:10 ), когда Он назначал на служение Иеремию, поручая ему «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». Одной из самых известных в древней литературе церемоний вступления в должность является назначение Мардука верховным богом в эпосе «Энума элиш», где провозглашается, что его повеление не подлежит отмене и что установленные им пределы (для богов) незыблемы. 23:1–18 Пророчество о Тире 23:1. Тир в VIII в. до н. э. VIII в. до н. э. был периодом торговой и политической экспансии Финикии. Произошло становление колониальной империи с главным городом Западного Средиземноморья Карфагеном (который, по легенде, был основан Дидоной ок. 814 г. до н. э.). Распространение сферы влияния Ассирии в значительной мере сдерживало свободу деятельности городов Тира и Сидона. Ададнирари III (810–783 гг. до н.э.) взимал с них дань, но они не испытывали сильного давления со стороны ассирийцев вплоть до вступления на престол Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.). Ассирийский царь умело играл на стремлении Тира расширить свои торговые связи и заключить союз с городами-государствами на Кипре. Он также заставил Тир ежегодно выплачивать огромные суммы денег в ответ на обязательство ассирийцев не проводить военной кампании против Тира. О богатствах Тира ходили легенды (см.: Иез. 28:4,5 ; Зах. 9:3 ), и, чтобы защитить их, тирский царь Лулли заставил государства на Кипре подчиниться ему. Это привело к пятилетней осаде Тира Салманасаром V (726–722 гг. до н. э.) и его преемником Саргоном II. Были предприняты попытки со стороны Лулли провести переговоры, чтобы положить конец вражде, поскольку ассирийцы оккупировали всю прилегавшую к Тиру часть суши. Однако, когда Тир снова поднял мятеж во время наступления Сеннахирима, ассирийцы заставили Лулли бежать на Кипр и посадили на престол Сидонского царства Этбаала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:6. Пребуду в доме Господнем. Выражение «дом Господень» обозначает храм, но никогда не относится к небесной обители Бога (что совершенно ясно из Пс. 26:4 ). Если, следуя Септуагинте, переводить глагол как «пребуду», это будет означать, что псалмопевец занимал должность священника, потому что только священники могли постоянно находиться на храмовой территории. Если же, следуя древнееврейскому тексту, переводить эту строку как «я вернусь в дом Господень», то мы обнаружим здесь радостное предчувствие возможности снова и снова поклоняться в храме. Вавилонский царь Нергальшарусур выражает пожелание навеки быть со своим богом, повсюду, где бы он ни пребывал. В другом тексте говорится: «Да пребуду я пред тобой вечно в поклонении и преданном служении». В «Гимне Мардуку» высказывается пожелание, чтобы почитатель мог вечно предстоять перед богом в молитве, мольбе и прошении. В 3-м тыс. до н. э. шумеры пытались достичь этой цели, помещая в храме собственные статуэтки, изображавшие их в молитвенной позе. Таким путем они как бы постоянно присутствовали в храме. 23:2. Основал землю на морях. Согласно вавилонским космогоническим представлениям, Земля покоится на основании, которое называется apsu. Оно представляет собой первозданное водное пространство, которое управляется одним из главных богов, Энки (Эа). В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», идентифицирует этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. 23:4. Кто не божился ложно (букв.: «кто не возносил души своей к истукану»). Выражение «возносить душу» означает «удовлетворять желание», «потворствовать». Слово, переведенное здесь как «душа», соответствует, с точки зрения физиологии, горлу, а потому связывается с аппетитом или желанием. В ряде текстов это же выражение используется в контексте обращения к Богу ( Пс. 24:1; 85:4; 142:8 ). 23:7. Врата и двери вечные. В «Гимне Шамашу», вавилонскому богу солнца, говорится о том, что все части храма восхваляют Шамаша, в том числе ворота и двери. В анналах Набонида говорится о вратах храма, которые широко открыты для Шамаша. Это случалось во время ритуальных процессий, когда статуя божества вносилась в храм. Если «верхи» ворот – архитектурная деталь, то речь идет о верхней перекладине или выступе в верхней части ворот, который служит карнизом. Эта деталь характерна также для египетской и месопотамской архитектуры, а ее аккадское название, kululu, означает головной убор или тюрбан. Предположение о поднятии верхней части ворот, чтобы через них прошел крупногабаритный предмет, довольно оригинальное, но неубедительное, поскольку обычно на таких воротах не были предусмотрены съемные карнизы. Скорее всего, выражение «поднимите врата, верхи ваши» носит метафорический характер. В угаритской литературе боги склоняли головы, когда их огорчали, и поднимали головы, когда имелись причины для ликования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22 В русских библейских исследованиях и богословских трудах часто используется выражение «Книга Бытия», однако нам оно кажется неверным. Так как «Бытие» – название книги, то согласно правилам русского языка после слова «книга» ее название должно употребляться в именительном падеже: «Книга Бытие». Это замечание относится к обозначению всех книг Пятикнижия (то есть лучше говорить «Книга Числа», «Книга Второзаконие»). Кстати, те авторы, которые используют выражение «Книга Бытия», сами себе невольно противоречат, когда 2-ю и 3-ю книги Библии называют «Книга Исход» и «Книга Левит» (такое словоупотребление, например, имеет место в конспекте протоиерея В. Иванова). 23 «Энума элиш» – вавилоно-аккадский эпос о происхождении мира, названный по первым двум словам («Когда наверху») и датируемый 2-й половиной II тыс. до Р.Х. Фрагменты этого произведения обнаружены в знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. 25 Хотя до обрезания Авраам носил имя Аврам и именно это имя используется в тексте Книги Бытие до гл. 17, мы сразу будем использовать более привычное и известное имя Авраам (точно так же поступим и с именем Сарра, то есть сразу будем использовать Сарра вместо Сара). В пользу такого решения укажем на то, что в Евр.11:8 также используется имя Авраам, хотя речь идет о его призвании, то есть о том времени, когда он еще был Аврамом. 26 В Синодальном переводе Книги Бытие в указанных местах текст немного различается ( Быт.12:11 – прекрасная видом; 41:2 – хорошая видом), но в еврейском тексте в обоих случаях использовано выражение (йефат маре). 27 В Древнем Израиле, как и во всем Древнем мире, верили, что душа человека, не погребенного должным образом, не знает покоя в загробной жизни, и потому особое значение придавали надлежащему погребению, причем в гроб клали как необходимые предметы быта, так и драгоценности, которые должны были играть роль амулетов, отгоняя злых духов. 28 Олбрайт Уильям Фоксуэлл (1891–1971) – американский протестантский экзегет и библейский археолог, один из самых известных и авторитетных западных библеистов XX в. Его перу принадлежит около 1600 работ, из которых наиболее известными являются монографии «От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс» и «Археология Палестины». Говоря о значении работ Олбрайта для современной библейской науки, протоиерей А. Мень отмечает следующее: «Изощренной игре изобретателей модных гипотез он противопоставил твердые факты и тем существенно оздоровил атмосферу западной библеистики» [см.: 22, с. 303–304].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

26:7. Распростер над пустотою. Обширные, неизмеримые пространства первозданного океана – это и есть бездна, над которой «повисла» земля. В пользу такого толкования свидетельствует описание севера, который распростерт «над пустотою» – то же слово, которым обозначается водный хаос в Быт. 1:2 . В вавилонской литературе Шамаш восхваляется как тот, кто поддерживает с небес круг земли. Это описание соответствует восприятию космоса в древности и не содержит никакой аллюзии на современные научные представления. См. коммент. к Пс. 23:2 . 26:10. Горизонт. Согласно представлениям древних, солнце, луна, звезды и облака выходят на небо через ворота, а горизонт, таким образом, служит границей расположения этих небесных врат. Так, если солнце восходит или садится, оно проходит через ворота на горизонте, которые ведут в преисподнюю. Они верили, что в ночное время солнце проходит через преисподнюю, чтобы достичь противоположной стороны. «Черта над поверхностью воды» обозначает здесь границу света и тьмы. 26:11. Столпы небес. См. коммент. к 9:6. 26:12. Волнует море. Это описание указывает на типичную мифологическую сцену, в которой бушующие волны вселенского океана поглощают морских чудовищ, олицетворяющих силы хаоса и беспорядка. В эпосе «Энума элиш» бог неба Ану создает четыре ветра, которые достигают глубин бездны, повергая в смятение ее богиню Тиамат. В угаритской мифологии Ваал также наносит поражение богу моря, Йамму. 26:12. Дерзость. ( В оригинале здесь – «Раав».) «Раав» одно из морских чудовищ, уничтоженных Богом. В вавилонских и угаритских мифах о сотворении мира верховные боги (Мардук в Вавилоне и Ваал в Угарите), как и Яхве, сражаются и побеждают морское чудовище с его воинством. Иногда Раав символизирует Египет ( Ис. 30:7 ; Пс. 86:4 ). Во внебиблейских источниках имя Раав не встречается. 26:13. Быстрый скорпион. Скорее всего, это аллюзия на поражение морского чудовища и его воинства. Мардук победил Тиамат с помощью могучих ветров и сети, в которую уловил ее. Образ этого быстрого скорпиона появляется в Ис. 27 (но там это выражение передается как «змей прямо бегущий»; см. соответствующий коммент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:3–16. Царская корреспонденция. На древнем Ближнем Востоке существовало много образцов царской корреспонденции, в которых содержится просьба о строительных материалах (напр., ливанском кедре), предметах роскоши и об обмене дипломатическими представительствами. В письме XI в., которое имел при себе египетский священник Ун-Амун, содержалась просьба о доставке кедровых бревен и говорилось о длительных, в течение многих поколений, связях между фараоном и финикийскими царями на побережье Средиземного моря. Цари Мари регулярно переписывались со своими вассалами и союзниками, обменивались с ними новостями и сообщали о доставке промышленных товаров, животных и сырьевых материалов, которые они заказывали или покупали. В данном контексте обмен письмами между Соломоном и Хирамом, хотя и не в виде формальных писем, принятых в небиблейской корреспонденции, указывает на обычный деловой стиль их взаимоотношений. 2:4. Благовонное курение. См. коммент. к Исх. 30:7,8 об использовании фимиама в скинии собрания и в других местах на древнем Ближнем Востоке. Благовонное курение неизменно составляло часть ритуала поклонения богам по всему Ближнему Востоку в древности, и это, несомненно, было известно Хираму. 2:4. Хлебы предложения. См. коммент. к Лев. 24:5–9 о приготовлении и еженедельном представлении «хлебов предложения» в скинии. Эта жертва символизировала собой и присутствие Бога, и Его обетование о плодородии земли в рамках завета. Ритуал представления пищи богам был древним обычаем на Ближнем Востоке, хотя практика израильтян в корне отличалась от аналогичного ритуала их соседей (см. коммент. кЛев. 1:1,2). 2:4. Субботы, новомесячия, праздники. См. коммент. к Чис. 28 и 29, где обсуждается израильский религиозный календарь. Если празднование суббот было характерно только для Израиля, то для Хирама и финикийцев соблюдение новомесячий и ежегодных праздников было известным религиозным обязательством. 2:5. Основание для возвеличивания Яхве над всеми богами. Аналогичные заявления о превосходстве богов-покровителей можно обнаружить в ассирийских анналах, где возвеличивается Ашшур, а также в мифе о сотворении мира «Энума элиш», превозносящем вавилонского бога Мардука. В летописях всех народов практически всегда присутствует аналогичная риторика прославления. Когда один народ провозглашает превосходство своего бога (богов) над богом (богами) другого народа, это обычно опирается на военную мощь или действия с позиции силы. Такие заявления обладают величайшей силой, являются мощным свидетельством превосходства Бога, когда они исходят из уст тех, кто поклонялся другим богам, которые теперь обретают в их глазах низкое положение. Об этом свидетельствуют заявление Раав (см.: Нав. 2:11 ) и восклицание, которое вырвалось из уст Неемана после его исцеления ( 4Цар. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010