Вопрос о войне принадлежит к числу тех «проклятых» вопросов, которые как будто так и не поддаются окончательному решению, несмотря на свою кажущуюся простоту. Они снова и снова возвращаются к нам, терзая ум и совесть. Конечно, нет ничего проще моралистического осуждения войны, по примеру Толстого, или вообще абсолютизированного пасифизма, в связи с той или иной его доктриной. И, однако, оно оказывается столь же трудно и неисполнимо, как и противоположное: милитаристическое и безболезненное приятие войны. Вопрос о войне, очевидно, принадлежит к числу таких, которые не допускают абсолютного решения, а только относительное, и в этом вся его мучительность и трудность. Здесь, во всей жизненной его конкретности, одинаково возможны противоположные, однако и равно добросовестные его решения. Нельзя его исчерпать и заповедью «не убий» уже по одному тому, что Ветхий Завет , давший эту заповедь, сам совершенно не делает ее прямолинейного применения к войне, так же как и Новый: ни Предтеча, обращавшийся к воинам ( Лк. 3, 14 ), ни Сам Господь, отнюдь не требовавший ни от Иаира, 1 ни от сотника 2 отречения от своего служения, ни апостолы, ни Церковь , канонизирующая воинов, не давали ей такого истолкования, которое свойственно лишь прямолинейному сектантству. Не поддается он разрешению и если руководствоваться чувством жалости, которое легко приводит в тупик противоречий, потому что военное бездействие может оказаться столь же жестоким, как и действие. Мир с виду является, конечно, более приемлемой и бесспорной ценностью, нежели войны, однако и это отнюдь не всегда бесспорно. Не всякий пасифизм quand même, 3 который вытекает из естественного и даже неустранимого стремления человека к покою и безопасности, представляет собою нравственную ценность и может быть оправдан. Надо взять на совесть бремя этого вопроса целиком, не уклоняясь и не закрываясь отвлеченными принципами с их глухотой к действительной жизни. Вся недостаточность таких решений обличается перед лицом жизни, когда она в своей неумолимой логике ставит каждого лицом к лицу перед этим вопросом, от которого некуда «эвакуироваться», разве только в абстракции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Максим 16 мая 2014, 20:34 А почему служба была 10 мая? Ведь собор Новомучеников и исповедников Бутовских отмечается в этом году 17 мая. Владислава 16 мая 2014, 18:09 В войне между добром и злом невозможно сохранить нейтралитет (Митрополит Волокамский Иларион)- вот это истинная позиция Мольга 16 мая 2014, 17:31 р. Б. Сергий:Христос воскресе!Вот вы пишите,что хотите гибели и уничтожения бандеровцов.А кто по вашему бандеровцы?Интересно знать....В статье пишут,что многие удаляют,друг друга с соцсет.А как реагировать на то,что всех украино-говорящих людей называют бандерами лишь за то,что они говорят по украински?А ведь мы прихожане УПЦ МП.А вы ненавидете.Ведь ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС дал нам две совсем маленькие заповеди,ДДДВВВЕЕЕ.Одна из них ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА,а мы....Плачет моя душа,плачет.И не может успокоится. Елена 16 мая 2014, 14:56 Спаси, Господи, автора за статью. Очень точно сказано: " Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и... возложили свои надежды на что-то пустое и ложное. " Так будем изо всех сил держаться Истины, а Истина - это Христос и Его Святая Православная Церковь! Алексей Филатов 16 мая 2014, 14:47 Спаси Господи! Василий 16 мая 2014, 13:02 Я во многом согласен с позицией автора, но всё-таки он делает то же, в чём обвиняет других - проецирует свои политические взгляды на небо. Да, несть наша брань к плоти и крови, да, это не война неба с адом, но христиан с христианами - но то же относится и к почти любой другой войне в истории. Однако же миротворчество, нейтралитет - не единственная возможная позиция христианина на войне, и не все новомученики были нейтральны в гражданскую войну. Стоит вспомнить закон Афин, повелевающих изгонять тех, кто не принял ни одну сторону в гражданском конфликте. На войне умирают и убивают всегда за сиюминутные политические игры, но всё-таки военное ремесло не совсем табу для православного - и я не предпочту автора православным из окопов, даже если они стреляют друг в друга.

http://pravoslavie.ru/70727.html

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 6 апреля 2023 года   протоиерей Димитрий Василенков назначен исполняющим обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и главным военным священником духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне проведения Специальной военной операции. С 2006 г. за плечами протоиерея Димитрия Василенкова свыше четырех десятков командировок в горячие точки и в зоны боевых действий для духовного окормления личного состава подразделений различных силовых структур. Награжден двумя орденами Мужества, орденом Дружбы, ведомственными и общественными наградами.     Правила духовной безопасности на войне   (по книге протоиерея Димитрия Василенкова «На войне»)   1. Молитва «Молись Богу, от Него победа. Бог — наш генерал, Он нас водит». В  сформулированном генералиссимусом Суворовым тезисе имеется в виду победа не только над противником, но и над всевозможными превратностями войны вплоть до смерти. Воин должен молиться о своих начальниках, соратниках и родственниках. Воинским коллективом, где каждое дело начинается с молитвы, в котором командиры молятся о подчиненных, а воины друг за друга, руководит Бог. Пресвятая Богородица покрывает их Своим омофором, а святые угодники незримо пребывают в нем, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). 2. Грех ведет к смерти Совершая грех, воин отвергает Бога и становится беззащитным перед ангелами тьмы. Сила Божия покидает его, ангел-хранитель отходит от такого человека, и с ним может произойти все что угодно. И даже вернувшись с войны живым, но с израненной тьмой душой, он, ведомый и мучимый силами зла, придет к страшному концу, если только не одумается и не обратится к своему Создателю. 3. Корень греха — страсть. Руби корень — победишь грех Верующий человек понимает, что ненавидеть конкретного противника и мстить ему физически — путь к погибели. Он знает, что сходный с одержимостью страстный гнев ведет в адскую пропасть, поэтому с Божией помощью старается удерживать себя в рамках евангельских заповедей и каяться в совершённых грехах. Поэтому для военного человека первейшее значение приобретают духовное трезвение и постоянная борьба со страстью гнева.

http://e-vestnik.ru/interviews/na_voyne_...

Острова слагают коренные породы, называемые диабазами — аналог базальта, вулканическая горная порода. Севернее Валаама, на скалистом сортавальском побережье и на островах вдоль него, обнажены граниты. По аналогии и острова Валаамского архипелага часто называют гранитными, но это не так. В начале строительства Валаамской обители первые каменные кельи сделали из местного диабаза. В итоге, впитывая воду, камень стал отдавать ее внутрь помещений. В первую же зиму стало понятно, что жить в таких домах невозможно. Это похоже на то, как если бы в квартире постоянно протекал потолок. К какому государству отошел Валаам после заключения Столбовского мира? К Финляндии К Эстонии К Швеции К Норвегии На Валаамские острова за их многовековую историю чаще всего нападали шведы, захватывали их, сжигали монастырь дотла, разоряли острова... По условиям подписанного в феврале 1617 года Столбовского мира, который положил конец очередной кровопролитной русско-шведской войне, Корела и Ингерманландия, а с ними и Валаам, навечно отошли к Швеции. И только по итогам Северной войны Валаам вернулся под власть России. На Валаамские острова за их многовековую историю чаще всего нападали шведы, захватывали их, сжигали монастырь дотла, разоряли острова... По условиям подписанного в феврале 1617 года Столбовского мира, который положил конец очередной кровопролитной русско-шведской войне, Корела и Ингерманландия, а с ними и Валаам, навечно отошли к Швеции. И только по итогам Северной войны Валаам вернулся под власть России. На Валаамские острова за их многовековую историю чаще всего нападали шведы, захватывали их, сжигали монастырь дотла, разоряли острова... По условиям подписанного в феврале 1617 года Столбовского мира, который положил конец очередной кровопролитной русско-шведской войне, Корела и Ингерманландия, а с ними и Валаам, навечно отошли к Швеции. И только по итогам Северной войны Валаам вернулся под власть России. На Валаамские острова за их многовековую историю чаще всего нападали шведы, захватывали их, сжигали монастырь дотла, разоряли острова... По условиям подписанного в феврале 1617 года Столбовского мира, который положил конец очередной кровопролитной русско-шведской войне, Корела и Ингерманландия, а с ними и Валаам, навечно отошли к Швеции. И только по итогам Северной войны Валаам вернулся под власть России.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

Убеждать нас, что революция 17-го года была страшной катастрофой, которая обернулась для русского народа огромными жертвами, не стоит. Как не надо убеждать, что в ХХ веке Русская Православная Церковь перенесла гонения, сравнимые по жестокости и числу жертв с первыми веками гонений на христиан в Римской империи. Мы почитаем память всех новомучеников и исповедников Российских. Святых Царственных мучеников считаем великими святыми всей Вселенской Православной Церкви. Помним о страшных жертвах расказачивания и коллективизации и о невинно (подчеркиваем: невинно) пострадавших в годы репрессий. Но начиная с перестроечных публикаций журнала «Огонек», книг «Дети Арбата», передач Сванидзе и Радзинского, многочисленных теле- и кинофильмов, которые снимали в рамках очередных антисталинских кампаний, мифы, созданные идеологами компартии, постарались заменить мифами, созданными либеральными реформаторами. С 2005 года (год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда многие телеведущие упорно пытались объяснить непонятливым ветеранам, что победили они в войне вопреки Сталину, а упрямые фронтовики не соглашались) в своих передачах на радио мы говорили о роли главы государства и Верховного главнокомандующего в Великой Отечественной войне. И с тех пор убедились, что для некоторых слушателей не имеют значения факты, документы – настолько прочно закрепился в их сознании образ злодея, который только и делал, что уничтожал свой собственный народ, репрессировал великих полководцев, вроде Тухачевского и Якира, потому-то мы и понесли такие тяжелые потери в войне. О «великих полководцах» и героях гражданской войны, проводивших расказачивание на Дону, как Якир, и подавлявших восстания крестьян на Тамбовщине, как Тухачевский, будет отдельный разговор. И о том, что было бы со страной и как мы воевали под их руководством, тоже нужно говорить отдельно. Чтобы рассуждать о роли Сталина и его вкладе в Победу, о его действительных или мнимых ошибках, надо разбираться в истории Великой Отечественной, работать с источниками. И поэтому для нас, например, важнее оценка деятельности Верховного главнокомандующего и руководителя страны теми, кто ковал Победу: прославленные полководцы, конструкторы, ученые, государственные деятели, которые несли тяжелое бремя управления экономикой страны в военные годы, а не художественные домыслы Солженицына, Сванидзе и Радзинского.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/25/chaiko...

(Уверен, что точно такие же решения в этих сферах жизни современного общества необходимо принимать государственной власти сегодня. И принимать незамедлительно.) Убеждать меня, что революция 17-го года была страшной катастрофой, которая обернулась для русского народа огромными жертвами, не стоит. Как не надо убеждать, что в ХХ веке Русская Православная Церковь перенесла гонения, сравнимые по жестокости и числу жертв с первыми веками гонений на христиан в Римской империи. Я почитаю память всех новомучеников и исповедников Российских. Святых Царственных мучеников считаю великими святыми всей Вселенской Православной Церкви. Помню о страшных жертвах расказачивания и коллективизации и о невинно (подчеркиваю: невинно) пострадавших в годы репрессий. Но начиная с перестроечных публикаций журнала " Огонек " , книг " Дети Арбата " , передач Сванидзе и Радзинского, многочисленных теле- и кинофильмов, которые снимали в рамках очередных антисталинских кампаний, мифы, созданные идеологами компартии, постарались заменить мифами, созданными либеральными реформаторами.    С 2005 года (год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда многие телеведущие упорно пытались объяснить непонятливым ветеранам, что победили они в войне вопреки Сталину, а упрямые фронтовики не соглашались) я в своих передачах на радио говорил о роли главы государства и Верховного главнокомандующего в Великой Отечественной войне. И с тех пор убедился, что для некоторых слушателей не имеют значения факты, документы – настолько прочно закрепился в их сознании образ злодея, который только и делал, что уничтожал свой собственный народ, репрессировал великих полководцев, вроде Тухачевского и Якира, потому-то мы и понесли такие тяжелые потери в войне. О " великих полководцах " и героях гражданской войны, проводивших расказачивание на Дону, как Якир, и подавлявших восстания крестьян на Тамбовщине, как Тухачевский, будет отдельный разговор. И о том, что было бы со страной и как мы воевали под их руководством, тоже нужно говорить отдельно.

http://radonezh.ru/2021/06/28/chaykovski...

Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович) : «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? ( Иак. 4:1 )... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1 . В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями ( Иудиф. 5:18 ). Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях ( Зах. 10:5 ). Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19). Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча ( Иов. 5:20 ). Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии . Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры ( Лк. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

О самом главном и самом страшном для священника Донбасса сегодня — прот. Георгий Гуляев Здесь всеобщая Голгофа 27 февраля, 2015 Здесь всеобщая Голгофа О буднях священника, живущего под обстрелом, и о том, что самое страшное для священнослужителя даже не сами обстрелы. И почему участвовавшие в войне не хотят о ней говорить?  Какова реакция Церкви на военные действия в Донбассе? И что помогает «держаться», не унывать и не поддаваться общему настроению осуждения, а проповедовать вечное.  Об этом в интервью порталу «Православная жизнь» пресс-секретаря Донецкой епархии протоиерея Георгия Гуляева. Теперь я понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая войну в Венгрии, мало говорили о войне — Будни священника, живущего под обстрелом — Вы уже привыкли, или к этому невозможно привыкнуть?  — Признаюсь, как для любого мальчишки, образ войны с воинами – сильными крепкими мужчинами в красивой форме и оружием, с парадами военной техники и прочее — романтичен и привлекателен. Настоящую войну – грязную, страшную, разрушительную — в фильмах не прочувствуешь. Обстрелы… Всё происходит очень быстро. Это в кино про Великую Отечественную – сирена, все идут строем в бомбоубежище, пересидели, сирена, все выходят из бомбоубежища… А в реальности – обыденная жизнь, громкий хлопок и… трупы людей, пожар, разрушения… А ещё смешанное чувство – убили другого, а не тебя, прилетело в соседний район, а не к тебе домой… Вроде «Слава Богу», а на душе гадко. Война — это ещё и стыд, унижение, страх. Теперь я понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая войну на озере Балатон в Венгрии в мае 1945-го, мало говорили о войне. Нет в войне ничего хорошего. Реакция на войну у Церкви одна — идет братоубийственная война, никакой героизации, только скорбь о погибших — Работу ведь никто не отменяет. Как функционировала пресс-служба в этот сложный период? — Пресс-служба – это люди и события. Специфика церковной пресс-службы реакционна, т.е. есть события – есть реакция на него. Ну, в крайнем случае анонс. Реакция на войну у Церкви определённая – идет братоубийственная война – человек убивает человека, никакой героизации быть здесь не должно, только скорбь о погибших. Но мы бы хотели напомнить людям о нормальной, мирной жизни, к которой призван человек, поэтому наши новости кажутся такими «заоблачными» — престольные праздники и гуманитарная помощь. На самом деле среди «чернухи» военных сводок и «фейков» пропаганды слово о мире для многих становится надеждой на лучшее.

http://pravmir.ru/o-samom-glavnom-i-samo...

Но надо сказать, что с такой постановкой вопроса не все русские люди согласились, поэтому в истории Великой Отечественной войны есть и страница под названием «коллаборационизм», то есть помощь врагу. С этим Россия никогда прежде не сталкивалась, — ни в Отечественную войну 1812 года, ни в Первую мировую войну русские люди в таких количествах никогда не выступали на стороне врага. Как Вы думаете, можно ли говорить здесь о национальной жертве? Митрополит Иларион: Я думаю, что вся история нашего участия в войне — жертва, которую принес весь народ в целом и каждый человек в отдельности. Я уже говорил о том, что среди нас нет, наверное, людей, чьи предки не стали бы жертвами этой войны. Мой дедушка — он был профессором, историком — погиб на войне, умер от ран в 1944 году. Я думаю, что у каждого из нас с этой войной связаны подобные истории. Поэтому нам небезразлично то, что происходило тогда, и как наш народ откликнулся на эту беду. Действительно, были случаи коллаборационизма, были случаи предательства, власовское движение. Даже в казачестве существовали разные направления: были те, которые встали на сторону советской армии, и те, которые воевали на стороне врага. Но ведь все это тоже было связано с репрессиями против казаков перед Второй мировой войной. Картина была очень сложная, но самое главное — народ все-таки сплотился для защиты страны, Отечества, святынь, своих городов; сплотился вопреки действиям власти, несмотря на те гонения, которые власть развязала против собственного народа. Вот почему нам дорога эта война. Именно поэтому мы не можем говорить об этой войне без трепета, без преклонения перед памятью людей, отдавших жизни ради нынешних поколений. Ф. Разумовский: Русская Православная Церковь подошла к войне в почти разрушенном виде. Десятки, сотни пастырей, архипастырей были уничтожены или находились в лагерях. Но война в каком-то смысле спасла Церковь. Можно ли поставить вопрос таким образом? Митрополит Иларион: Церковь спасает Сам Бог. Исторические обстоятельства могут складываться по-разному, но, действительно, к тому времени Церковь была абсолютно обескровлена, практически физически уничтожена. Перед войной на всей территории Советского Союза оставалось около ста действующих храмов, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы; всего четыре архиерея, а до революции их было около 300. Практически Церкви, как таковой, не осталось. Но интересно, что в первый же день войны, когда еще Сталин молчал и руководство страны было в растерянности, митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился к народу с горячим призывом встать на защиту Родины.

http://pravoslavie.ru/70697.html

407. Sorder=Олег Давыдов 21.10. 2006 408. «Современное информационное поле активно осваивается силами, враждебными Церкви, и если мы упустим время, то будем окончательно вытеснены из этого информационного пространства. Поэтому мы просто не имеем права не использовать для проповеди новейшие информационные технологии» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. M., 2004. С. 66). 409. Автор статьи — В. Хорецкая; адрес в Интернете — http://www.baltwillinfo.com/mp12-03/тр-11 p.htm. 410. Митрополит Антоний. О миссионерстве//Церковь и время. M., 2004. (27). С. 90. 411. См. Откр 11:7 —Ред. 412. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия 11,3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 11 413. Святитель Григорий Богослов. О своих стихах//Творения. Т. 2.1994. С. 410. 414. СтамулисИ. Православное богословие миссии сегодня. M., 2003. С. 91. 415. Император Никифор Фока (963–969) «задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха (Николая Мистика) и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия» (Недостатки правления Никифора//Лев Диакон. История. M., 1988. С. 118119). «Совершенно также вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее, есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях, ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии, а находящиеся на войне идут на поражение противника, с явным намерением: не устрашить, и не вразумить, но истребить оных» (Первое каноническое послание святителя Василия святителю Амфилохию Иконийскому, Правило 8). «Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Тайн; если же клирики — да низложатся со своего степени. Ибо сказано: всякий, взявший меч, мечом погибнет (Мф 26:52)» (3-е каноническое послание святителя Василия Великого, Правило 55). «Убиение на брани отцы наши (См. послание Святителя Афанасия к Амуну монаху) не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн (Первое каноническое послание. Правило 13).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010