е. людей (самих носителей целомудрия и благочестия), Православной веры и Христианских святынь. А это возможно только в оборонительной и освободительной войне, но не в завоевательной и не в войне за мирские интересы государства и страны. Поэтому, в документе следует указать, что не во всякой войне Христианин может участвовать, и не всякую войну Церковь может благословлять, но только оборонительную и освободительную. И то только в том случае, если речь идёт о защите целомудрия и благочестия, т. е. людей от насилия и нечестия, Православной веры и Христианских святынь. Но Христианин не может воевать против Христиан и не должен воевать и убивать ради суетных и мирских интересов страны и государства. По заповеди Бога " Не убивай " (Исх. 20, 13). Например, в войне равноап. Константина против Максенция те Христиане, которые были подданными Максенция, ясно, что не должны были защищать власть Максенция, но должны были стать на сторону Константина. Также, в войнах язычника Святослава и Владимира против Византии ясно, что Христиане из славян не должны были участвовать. Соотв-но, и в любую другую эпоху и в любой другой стране Христианин в войне должен вставать на сторону Христиан и правды Бога, даже если это является изменой земному " отечеству " . Короче говоря, следует заявить, что земные интересы страны и государства ещё не являются оправданием войны. Но только защита целомудрия и благочестия. Со стороны Церкви следует осудить войну, не связанную с защитой целомудрия и благочестия, даже если она соответствует земным интересам страны и государства. В документе следует заявить, что от участия в такой войне Христианин должен отказаться, пусть даже путём неповиновения властям. Именно отказ от участия в несправедливой войне означает мужество и является исповедничеством. Более того. Даже справедливый статус войны не является оправданием для всякого убийства на ней. Например, убийство мирного населения или военнопленного, даже в справедливой войне, – это не " убийство на брани " , но просто грех убийства, за которое положена не трёхлетняя (как в 13-м прав.

http://bogoslov.ru/article/6023973

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение. 3. Благодарить Святейшего Патриарха Болгарского Максима за оказанное гостеприимство делегации Русской Православной Церкви. 4. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Болгарской Православных Церквей на благо народов наших стран. ЖУРНАЛ 79 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за всещедрую Его помощь в период Великой Отечественной войны, а равно и в годы мира и даже до сего дня явленную народу нашего Отечествам. 2. Утвердить план проведения Мероприятий в честь 60-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне. План мероприятий по случаю 60-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне В ознаменование 60-летия победы в Великой Отечественной войне Русская Православная Церковь планирует провести следующие мероприятия: 1. Обратиться к полноте Русской Православной Церкви с Патриаршим и Синодальным посланием в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. 2. Наградить всех клириков Русской Православной Церкви, церковнослужителей и тружеников церковных структур, участвовавших в Великой Отечественной войне юбилейными патриаршими грамотами. 3. 6 мая в 10 часов утра совершить Патриаршую Божественную Литургию в храме-памятнике св. Георгия Победоносца Поклонной горе и панихиду с поминовением воинов, погибших на полях сражений. 4. 6 мая провести торжественный концерт в храме Христа Спасителя для священнослужителей, церковнослужителей, ветеранов и участников войны, на котором будет организована раздача праздничных подарков присутствующим. 5. 8 мая в 9 часов 30 минут совершить Божественную Литургию в храме Христа Спасителя и во всех остальных храмах города Москвы, по окончании которой отслужить Панихиду по почившим воинам. (Поскольку храм на Поклонной горе является памятником победы российского народа в Великой Отечественной Войне, а храм Христа Спасителя -памятником победы в Отечественной войне 1812 года, то все ветераны приглашаются на мероприятия проводимые в этих местах).

http://pravoslavie.ru/12254.html

Церковное сознание принципиально отделяет случай убийства врага на поле брани от всех др. видов убийств. По словам свт. Афанасия I Великого , «непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно... Одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах и благовременно, допускается и позволяется» (Афан. 1). В дисциплинарной практике правосл. Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия. Свт. Василий Великий неск. иначе судил об этом: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых таин» (Васил. 13). Здесь не содержится категорического требования, а только рекомендация, адресованная, вероятно, воинам с особо обостренной совестью, к-рым убийство, совершенное на войне, причиняет душевные страдания. «Не в виде обязательного предписания,- пишет толкователь канонов Иоанн Зонара ,- а в виде совета предлагает святой (Василий Великий.- В. Ц.), чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким, ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться Божественных Даров, и в особенности лучшие,- те, которые отличаются отвагой: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире… Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить рук своих, то все погибнут и варвары всем овладеют» (Толкование Зонары на Васил. 13//Правила ап. с толк.). Существует описание единственного случая обращения к этому правилу свт. Василия Великого: визант. имп. Никифор II Фока (X в.) потребовал, чтобы убитые на войне были причислены к мученикам и чтимы и прославляемы, архиереи воспрепятствовали этому, сославшись на правило свт. Василия Великого, говоря: «Каким образом мы можем причислить к мученикам павших на войне, когда Василий Великий отлучает их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки?» (Там же). В «Пространном христианском катехизисе» свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, о характере убийства на войне сказано: «Вопрос. Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Ответ. Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертию по правосудию, 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество» (Варшава, 1931. С. 115-116).

http://pravenc.ru/text/155071.html

21-й – «Каков должен быть брак, по учению Иисуса Христа?» 22-й – « Страшное падение » (Облик немецкого народа в нынешней войне). 23-й – «Современная война с Библейской точки зрения». 24-й – «Победа Русской души». 25-й – «Что такое война и откуда она, по учению Библии». 26-й – «Неизбежность войны, по учению Христа». 27-й – «Усердная молитва верующего помогает на войне». 28-й – «Видимая помощь молитвы верующего на войне». 29-й – «Голос пророков о войне есть голос Бога и предсказания пророков о судьбе всемирных завоеваний выражают непреложный закон Божественного мироправления». 30-й – «Война, распространяя опустошение кругом, несет погибель и самому опустошителю». 31-й – « Отношение первых христиан к войне и в военной службе». 32-й – «Взгляд Иисуса Христа на войну». 33-й – „О немцах и о сектах немецкого порождения». (Слово пастыря-миссионера к православной пастве по случаю нынешней войны). 34-й – «Неизбежная погибель мировых монархий, созданных мечом и неправдою, и вечное царство Христа как царство любви, святости и мира». 35-й – «Суд Божий над мировыми царствами древних язычников, как верный указатель исхода настоящей войны». 36-й – «Отношение Иисуса Христа к войне». 37-й – «Оборонительная война – долг христианина и выполнение заветов Христа». 38-й – «Война от диавола, по допущению Божию, в наказание и исправление людям». 39-й – «Святая Четыредесятница – время духовного обновления» (Слово Архипастыря). 40-й – «Христос Воскрес – воскреснем и мы». 41-й – « Духовное перерождение безбожника на войне, по молитвам умершей матери». 42-й – «Современная война есть повторение прошлого, а прошлое предрешает судьбу настоящего». 43-й – «О. Иоанн Кронштадтский – о причинах и цели войн». 44-й – «С земного удела Божией Матери». 45-й – «Война есть наказание Божие за беззакония людей». 46-й – «Святая скорбь по умершим сынам родной земли». 47-й – «Лживость современного неверия и его пагубные действия». 48-й – «Жизнь без Христа – погибель мира». 49-й – «Родословие Христа – золотая цепь, объединяющая между собою и с Богом всех людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Закрыть itemscope itemtype="" > «На войне я увидел феноменальный контраст в отношении к вере» 05.10.2023 504 Время на чтение 5 минут Один из моих подписчиков, вернувшийся из СВО, написал мне в личку комментарий к моему видео «Молодежь и Церковь». Я хотел бы им поделиться, это стоит прочесть. «На войне я увидел феноменальный контраст в отношении к вере. Те парни, которые вчера сидели на пабликах типа " атеист " и заявляли, что они ни во что не верят, оказавшись на войне, очень быстро прозревают. Что без Бога они просто кусок мяса, что все эти шутки и колкости в адрес Церкви, как и заявления о личном неверии это не более чем баловство. Вот твоя жизнь каждый день на волоске от смерти, и кто тебя, кроме Бога спасёт от летящего снаряда, который жаждет разорвать тебя на куски? На войне молятся все, молятся я думаю порой горячее чем монахи. После того как ты вырыл себе лежачий окоп который 1 в 1 похож на могилу, и следующие несколько часов тебя жестоко обстреливают из танков/миномётов/градов + над тобой зависает дрон-камикадзе. Тебе ничего не остаётся как только молиться, а возможно и более того - дать Богу праведные обеты. Есть случаи, как один парень из моей роты, он в детстве претерпел духовный надлом. Его отдали в церковно-приходскую школу, где как я понял с его слов, в воскресный день их (детей) заставляли подолгу молиться на коленях. И у него православная вера вошла в ассоциации с болью, надрывом и принуждением. Он заявлял что потерял веру, что неверующий. Но вот в одну из ночей нас хотели отправить в контрнаступление, с примечанием, что с большой вероятностью мы все погибнем. Так вот в эту ночь (а ещё и был сильный ливень), лютый страх объял всех. И молодых и старых и опытных и новобранцев. Нас перекинули в …, а уже оттуда мы должны были выезжать непосредственно на линию соприкосновения. И вот примерно за час до отправки, этот же самый парень (называющий себя атеистом) вскакивает и начинает говорить: «Надо молиться! Надо молиться, иначе мы погибнем " . То есть даже надломленная душа пробуждается на войне. В человеке невольно рождаются праведные стремления. Тут я сразу добавлю, что данный парень не трус и не новичок, он уже видел смерть, он убивал сам, он был также полевым медиком, который перевязывал изувеченных солдат, поэтому данный " призыв к молитве " , не был каким-то актом малодушия, или паники.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/05/na_voi...

Моя задача в том, чтобы показать, как должно решить этот вопрос именно с точки зрения канонов Православной Церкви. Что же говорят о войне каноны Церкви? Дозволительна она, или нет? Они говорят, должен я ответить, то же, что и Евангелие, т. е. не дают прямого и ясного ответа. Но зато они говорят о неизбежных последствиях войны – убийствах, о воинах, убивающих врагов, и воинах, убиваемых на войне, о лицах священного сана, участвующих в войнах. И вот, для решения этих то вопросов, каноны Православной Церкви представляют такое твёрдое основание, какое тщетно было бы искать в различных системах моралистов. Так, на первый, важнейший из этих вопросов – дозволительно или недозволительно убийство врага на войне – каноны ясно говорят: убийство никогда не дозволительно; убийство всегда есть убийство, т. е. грех . «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца; он ли первый нанес удар или отмщал», – говорит 43-е правило Святого Василия Великого . При столь ясном и категорическом тоне правила Святого Отца, по-видимому, уже нет нужды в дальнейших поисках, за какими бы то ни было, разъяснениями. Но это, однако же, далеко не так. Тот же Святой Отец в своём 13-м каноне говорит следующее: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистыя руки, три года удержалися от приобщения (токмо) святых таин». Первая половина правила наводит, как будто, на мысль, что убиение врага на войне вовсе не есть грех , потому что не вменяется за убийство. Но на это должно сказать, что понятие «вменения» или «невминения» на юридическом языке означает несколько не то, что этими словами обозначается на языке обиходном, общеупотребительном. На последнем весьма часто «не вменять» означает просто считать невинным, на языке же юридическом «не вменять» означает только «освобождать от наказания», определённого за вину. Так точно и в этом правиле. У отцов, о которых говорит Святой Василий Великий , сомнения не возникло о том, есть ли убиение врага на войне убийство, или оно не есть убийство; не этот вопрос они решали, а вопрос о том, наказывать их или же прощать, извинять совершенно? И решили – извинять, как покрывавшееся их подвигом в деле защиты оружием целомудрия и благочестия. Но Святой Василий Великий почитал такое отношение к убийству на войне слишком снисходительным и советовал удостаивать Святого Причащения только через три года покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Еще вспомните, как святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1836-1912) благославлял своих прихожан (православных христиан) на ЗАЩИТУ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА, т.е. воевать на стороне Японии против России в русско-японской войне (1904-1905) Цитата из комментария Валерия " На войне люди звереют " . Человек, ведомый дьяволом звереет где угодно. Люди, защищающие Отечество, исполняют заповедь Божию - в этом случае они становятся много лучше, чище и праведнее. Ознакомтесь с книгой Виктора Николаева " Живый в помощи. Записки Афганца. " http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=1206 Недавно довелось послушать его лекцию. Он говорит, что " война - вещь промыслительная, она приводит к покаянию, ко Христу " - " в миру и на войне очень много чудес, которые мы не замечаем " . Да поможет Вам Бог! Иван 27 июля 2009, 23:16 2 Валерий и Sergey: Детский лепет. Если бы не качественная подготовка воинов и Божие вспоможение в ратном деле, давно бы от России осталось пепелище, ибо " Сколько шакалов и псов Скалятся с разных сторон На золото наших хлебов, На золото наших икон. " Весьма печально, что это приходится объяснять. Василий 27 июля 2009, 22:58 Молодцы! Бог в помощь! Только странно, что есть еще люди (наверное, просто привыкшие жить при сильной армии), которые так безответственно реагируют на духовно-патриотическое воспитание нашей молодежи. Выходит, святой преподобный Сергий Радонежский, в свое время благословивший русское воинство и своих монахов (читал, что это были лучшие монахи) на битву, тоже не читал Нагорной проповеди Спасителя... Витя 24 июля 2009, 12:02 Молодцы, жаль,что по ТВ в основном противоположное показывают...А у ТВ сила! Жаль,но Русь пока вымирает. ,,Спасибо,, Тв за рекламу пива,блуда,обмана..... Валерий 22 июля 2009, 22:23 Для меня весьма странной представляется подобная военно-патриотическая закалка. Что это за православные каратисты? Лучше бы священник учил их созидательному труду, не готовил к войне с " неверными " . На войне люди звереют. А батюшка готовит юношей к войне, где агрессивных врагов его питомцы будут УБИВАТЬ играючи. Опасные игры.

http://pravoslavie.ru/31251.html

Исполняется теперь Божественное пророчество: на Дальнем Востоке ведется война России против языческой Японии, война тяжелая и скорбная. Нужно покориться воле Божией и принять тяжесть войны; нужно не жалеть ни сил, ни средств, ни жизни, чтобы не посрамить Креста Господня; так рассуждали предки наши, когда шли умирать за веру и родину, и так заповедали поступать нам: Претерпевший до конца спасется. Но в Божественном пророчестве о грядущих войнах Господь прибавил: «тогда многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ). Исполняется и это пророчество на наших глазах. Явились и у нас лжепророки, стали смущать соддат и запасных разными злыми и ложными речами. Появились они и в нашем крае, и подметными листками, в ожидании мобилизации и призыва воинов на войну, уже вперед смущают добрых людей. Они пишут такую «правду о войне», под которою подпишется разве только отец лжи – диавол. Уверяют лжецы, что войну затеяли Царь и правительство: но весь мир знает, как миролюбив был наш Царь, как Россия не хотела войны и не готовилась к ней, а Япония первая и обманом начала войну. Уверяют лжецы, что в русском войске перебиты все опытные офицеры, а назначены молодые и незнающие дела, что нет докторов, что в войске голод: но все это низкая ложь; ни в одной войне не было столько заботливости о солдатах, как в настоящую войну. Пугают лжецы солдат, что в Маньчжурии и жарко, и очень холодно, что война тяжелая, что там горы и пропасти, что у солдат нет казарм. Но разве этим можно запугать честного солдата? Разве бывает на войне безопасно? Разве на войну идут для веселья? Разве на войне строят казармы? Пугают еще тем, что у солдат останутся дома на родине семьи и дети. Но разве не на всякой войне так бывает? И притом: теперь можно за семьи и детей не беспокоиться, потому что Царь и правительство, как об этом много раз объявлено, твердо решили обеспечить их в случай несчастья. Учат ложные учители солдат не повиноваться офицерам... А Бог и совесть? А присяга Богу и Царю? Только трус и низкий человек может учить честных воинов такими речами, и только трус и низкий человек послушает таких речей. Как пастырю молитва, как ученому ученье, как земледельцу работа, так солдату свойственно повиновение. Без повиновения солдат – изменник и враг отечества. Если каждый будет рассуждать о войне по-своему, и один будет повиноваться, а другой не будет, то это будет не войско, а собрание бродяг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

7 мая в Красном зале палат Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Во встрече приняли участие ректор Общецерковной аспирантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов. 9 мая, в неделю 6-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В этот день Святейший Патриарх впервые совершил особое литургическое поминовение, установленное в Русской Православной Церкви в связи с празднованием 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Богослужение, которое отныне будет ежегодно совершаться 9 мая, включает особые прошения на заупокойной ектении во время служения Божественной литургии, благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и заупокойную литию о почивших воинах. Благодарственная молитва Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов составлена Святейшим Патриархом Кириллом на основе молитвы святителя Филарета (Дроздова) в память победы в Отечественной войне 1812 года. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении новопреставленного епископа Якутского и Ленского Зосимы (см. с. 7). Затем Предстоятель возглавил «Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемаго в день победы в Великой Отечественной войне» и заупокойную литию, за которой были совершены молитвы о вечном упокоении душ «вождей и воинов наших, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». 9 мая Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном приеме в Кремле, данном от имени Президента России по случаю 65-летия победы в Великой Отечественной войне.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

« Человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог, относительно и природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий и вообще средств для взаимного уничтожения); самые пути сообщения, чем особенно гордится современный человек, и те служат лишь стратегии или торговле, войне или барышничеству. Благая весть, что все средства, изобретенные для взаимного истребления, становятся средством спасения от голода, и является надежда, что разом будет положен конец и голоду, и войне. В настоящее время все служит войне, нет ни одного открытия, которым не занимались бы военные в видах применения его к войне, нет ни одного изобретения, которое не постарались бы обратить для военных целей. И если бы вменить войскам в обязанность все применяемое ныне к войне применять также и к управлению силами природы, в таком случае военное дело само собою обратилось бы в общее дело всего человеческого рода. На Вселенских синодах, в прениях о Св. Троице, нераздельной и неслиянной, раскрылся идеальный образец для всего человеческого общества. Истинный образец бессмертного общества был выработан именно тут, в этих, хотя и метафизических, спорах, касавшихся предметов, по-видимому, сверх-, вышеестественных, а не в конвентах, не в парламентах, не в декларациях прав человека, не в построениях или утопиях всех коммунистов и социалистов; ибо в этих последних заботились только о сохранении независимости и равенства личностей, а не об отечестве и братстве, хотя эти слова и употреблялись; образец общества был выработан не адвокатами, но Отцами Церкви. В выработанном сими последними представлении лиц Св. Троицы «нераздельными», т. е. неотчуждающимися, не отделяющимися друг от друга, не вступающими в борьбу, которая сама по себе ведет к разрушению общества и смерти, в таком представлении союз Божественных лиц являлся неразрушимым, бессмертным. Представлением же лиц Св. Троицы «неслиянными» устранялась смерть их, потому что неслиянность означает устранение поглощения одним лицом всех прочих, которые при нем теряют свою личность, делаются его бессознательными орудиями и, наконец, вполне с ним сливаются, обращаясь вместе с ним в полное безразличие, в ничто.

http://blog.predanie.ru/article/neskolko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010