Между тем, гр. Толстой говорит о патриотизме в смысле любви лишь к своему народу. Вот почему и мы будем рассматривать патриотизм преимущественно с этой стороны. 1377 Стр. 231 в сочинении протопресвитера И. Л. Янышева «Православно-христианское учение о нравственности» (Москва, 1887 г.) 1386 Стр. 286 в «Worin besteht mein Glaube». Некоторые толстофилы, вопреки заявлениях самого Л. Толстого, недобросовестно уверили, будто он признает любовь к Родине и к своему народу. Между тех, гр. Толстой в 1900 году снова излил свою ненависть к патриотизму в брошюре «Патриотизм и правительство», изданной в Англии услужливым Чертковым. 1411 Лев.20:26 . Уже из этого видна неосновательность мнения Канта, будто Бог, как Он изображается в ветхозаветных книгах Священного Писания, чужд таких нравственных свойств, какие предполагаются в Нем религиозным сознанием человечества (стр. 224 и 226 в 6-й части «Sämmtliche Werke»). 1418 Мф.11:11 . Кстати, гр. Толстой поставляет Иоанна Крестителя в ряду великих учителей, или мудрецов, человечества и не редко ссылается на его слева в доказательство своих мыслей. Значит, тем важнее для нас то, как судил Предтеча Христа о военной службе и о войне. 1430 Там же, стр. 91,96. См. также стр. 31в 1 части «Царства Божия внутри вас» и стр. 5 в брошюре «Об отношении к государству». 1433 Стр. 59–67 в сочинении Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский» (Москва, 1895 г.) 1438 Ведь даже и в родной семье люди различают хороших братьев от дурных и всячески, хотя бы и силою, ограждают первых от вредных действий последних. 1453 13-e правило. Имеется в виду, конечно, то, что воин не всегда может быть свободен от страстей и во время войны. 1454 Стр. 113 в 9 кн. «Православного обозрения» за 1890 г. (статья о. Светлова о войне). См. также стр. 205–210 в сочинении Вл. С Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (СПб 1900 г.) 1456 Ведь сам гр. Толстой называет человеческое тело источником зла, а человеческую личность объявляет чисто-животным элементом в нас. Между тем, этому я и его телесным потребностям и должны взаимно служить люди. Разве это не верх бессмыслицы и безнравственности? 1457 Чуть не демоническое самомнение и упрямство гр. Толстого лишает нас надежды на его возвращение в недра православной церкви, хотя и мы пламенно желали бы этого ради его вечного блага... Читать далее Источник: О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого/Проф. А.Ф. Гусев. - 2-е вновь перераб. и значит. доп. изд. - Казань: кн. маг. А.А. Дубровина, 1902. - 620 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Закрыть itemscope itemtype="" > О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне 29.10.2021 2212 Время на чтение 10 минут Книга архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017) с этим названием вышла в издательстве «Сибирская Благозвонница» (М., 2020, 222 с). В редакционном предисловии к ней говорится: «Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны, известный и почитаемый в России и за ее пределами Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин, 1927–2017). В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Красной Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях… Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией… В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонаха. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведён во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова). В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

Василий прибавляет, что если избитый не оправится после побоев, но умрет, то избивший его – убийца, но такой, который убил невольно, а не умышленно, потому что хотел не убить, а только избить. Смотри также Апост. 66. Правило 12 Второбрачных правило совершенно не допускает до служения. (Апост. 17.) Толкование Правилом здесь святой называет Апост. 17. Прочти его вместе с толкованием. Правило 13 Мне кажется, что наши отцы не считали убийства на войне убийствами из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, в продолжение трех лет удерживались только от приобщения. (Апост. 66; VI Всел. 91; Анкир. 21, 23; Василия Велик. 12, 43, 54, 56, 57; Афанасия Велик. 1; Григория Нис. 5.) Толкование Под отцами здесь Василий Великий имеет в виду Афанасия Великого и единодушных с ним. Так, Афанасий Великий в послании к Аммуну говорит, что убийство врагов на войне законно и достойно похвалы. А Василий объясняет и причину, почему древние отцы его прощали, именно потому, что убивающие на войне сражаются за веру и сохранение целомудрия. Ведь если варвары и неверные однажды захватят власть, то не останется ни благочестия, которое они уничтожат, утвердив собственное зловерие, ни целомудрия и хранения чести, поскольку варвары будут везде насиловать и растлевать девиц и юношей. И затем св. Василий прибавляет от себя не обязательное правило, но ненавязчивый совет: хотя древние отцы не считали убивающих на войне убийцами, однако же из-за того, что руки убийц нечисты от крови, лучше было бы им воздерживаться три года от одного лишь причастия Таин (т. е. их не изгоняют из храма, как прочих кающихся) 153 . Смотри также Апост. 66. Правило 14 Кто берет лихву, тот, при условии, что согласится неправедную прибыль издержать на бедных и впредь избавиться от недуга сребролюбия, может быть принят в священство. Толкование Настоящее правило определяет, что если кто-либо, будучи мирянином, получал проценты со своих денег, то при условии, что он издержит на бедных неправедную прибыль, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но и у Дворцова нет истерик и тщетных призывов «make love, not war!», потому что и без того понятно, что наслаждаться жизнью лучше, чем месить сапогами военную грязь и падать замертво в кровавую лужу. Однако вряд ли книги Василия Дворцова и Николая Иванова будут замечены критиками, обличающими нашу армию и благоговеющими перед армиями наших врагов. На защите дипломов в Литературном институте мне довелось быть оппонентом у выпускника Константина Алексеева, поразившего меня своим рассказом о чеченской войне, в котором главный герой, сражающийся на стороне федералов, по матери русский, а по отцу чеченец. Действующий сотрудник МВД, ветеран боевых действий, Константин Алексеев тоже пишет правдивую и непредвзятую прозу о горячих точках. За последние годы вышли в свет его книги «Рассказы о чеченской войне», «Кровный брат», «Серебряные нити», «Черная суббота», «Восприемник». Честным критикам стоит обратить внимание на этого писателя. Захар Прилепин, в отличие от предыдущих авторов, весьма раскручен. Благо, он получил раскрутку до того, как занял позиции, нелюбезные для нашей в основном либеральной литературной критики. Вскоре она станет и его замалчивать. Пока еще не может, поскольку сама же и раскрутила. Прилепин дважды участвовал в боевых действиях в Чечне, в 1996 и 1999 годах, то есть знает и первую, и вторую чеченскую, позорно проигранную и с помпой выигранную. Можно было бы ожидать нового обличителя, но, к счастью, не дождались. Роман Прилепина «Патологии», описывающий человека на чеченской войне, полностью лишен спекуляций на этой волнующей теме. В нем нет ни фанфар, ни улюлюканья, ни восторгов, ни истеричных воплей. Писатель с удивительной точностью показывает, как на войне обостряются чувства. И если у человека они - чистые и светлые, то в военных условиях он и будет вести себя по-человечески, а если он в душе своей - скот, то скотское вылезет во всем своем безобразии. Истина не новая, но Прилепин изящно ее раскрывает, и, пожалуй, роман «Патологии» - одно из его лучших произведений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Николай Сербский (Велимирович), свт. Война и Библия. Симферополь: Родное слово, 2016. С. 110. Дмитрий Анохин Протоиерей Димитрий Василенков родился в 1971 г. Рукоположен в сан диакона в 2003 г., в сан пресвитера — в 2004 г. В 2006 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию , в 2006-2009 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. Председатель Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии . Настоятель Преображенской домовой церкви в штабе Северо-Западного округа войск Росгвардии, часовни в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в отделе спецназа «Тайфун» Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 6 апреля 2023 г. протоиерей Димитрий Василенков назначен исполняющим обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и главным военным священником духовенства, окормляющего военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне проведения Специальной военной операции. С 2006 г. за плечами протоиерея Димитрия Василенкова свыше четырех десятков командировок в горячие точки и в зоны боевых действий для духовного окормления личного состава подразделений различных силовых структур. Награжден двумя орденами Мужества, орденом Дружбы, ведомственными и общественными наградами. Правила духовной безопасности на войне (по книге протоиерея Димитрия Василенкова «На войне») 1. Молитва «Молись Богу, от Него победа. Бог — наш генерал, Он нас водит». В сформулированном генералиссимусом Суворовым тезисе имеется в виду победа не только над противником, но и над всевозможными превратностями войны вплоть до смерти. Воин должен молиться о своих начальниках, соратниках и родственниках. Воинским коллективом, где каждое дело начинается с молитвы, в котором командиры молятся о подчиненных, а воины друг за друга, руководит Бог. Пресвятая Богородица покрывает их Своим омофором, а святые угодники незримо пребывают в нем, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).

http://patriarchia.ru/db/text/6025573.ht...

Иначе мыслили общепризнанные церковные учители, жившие во время господства христианства над угасавшим язычеством. Так Златоуст доказывал примером евангельского сотника, что военная служба не вредит набожности 293 . И достоинство военной службы святой учитель видел именно в пожертвовании жизнью за царя. «Скажи мне, вопрошает он, какая польза воину от того, что он состоит на военной службе, когда он недостоин ее и, будучи питаем на счете царя, не сражается за него? Может быть, хотя и ужасно слово мое, – лучше было бы ему не вступать вовсе в военную службу, чем, вступивши, не радеть о царской чести. Как может не подвергнуться наказанию тот, кто живет на счете царя, а за царя не сражается» 294 ? Бл. Августин, находившийся в дружеской переписке с полководцами Марцеллином и Бонифацием, в случае несправедливой войны, считал виновным государя, начавшего таковую, но не подданного ему воина. Вообще же Иппонийский епископ имел на войну взгляд ветхозаветный: считал ее благом и в воинском звании видел хорошее употребление даров Божиих, лишь бы силы воина не были направлены в войне против Бога 295 . Не столь оптимистически смотрел на войну, «человеческие обычаи» украсивший, архиепископ Василий Великий . Говоря об извинительности невольных убийств, св. отец относил убийство на войне к вольным, так как воины «идут на поражение супротивных с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных» 296 · Но здесь, разумеется, война наступательная и несправедливая. Вообще же св. Василий выражал желание, чтобы убившие на войне человека, «как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только св. Таин» 297 . Наказание легкое даже сравнительно с наказанием невольных убийц, которые наказывались одиннадцатилетним отлучением (Пр.11). Но высказывая пожелание о трёхлетнем отлучении убивающих на войне, сам св. отец оговаривается, что «убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя поборников целомудрия и благочестия». В силу оговорки, пожелание св. Василия мало было употребляемо в действие. Преобладало в Церкви убеждение, что «убивать врагов на брани, законно, и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

А дальше и начинается ложь, доказывающая действительного виновника этой молитвы – диавола, который есть отец лжи. «Истинно был слышен голос, говорящий...» Где? По-видимому: «верь, это было в Петрограде». А два года тому назад мне пришлось разоблачать в городе Омске такую же точно суеверную молитву, но там было сказано, что такой голос был слышен в самом святом граде Иерусалиме у Святого Гроба Господня. Кому же этот голос был слышен? Если многим, то почему же так таинственно это было, что никто и не знает об этом? Если же голос был одному человеку, то почему же неизвестен этот один, оказавшийся достойным слышать? Нередко Господь гласом Своим или через небожителей Своих объявлял Свою волю, но всегда это было известно и в Писании и в Церкви – кому именно был глас. Этого не скрывали, а, напротив, всем доказывали через слышавших бывший от Бога глас. Затем, почему же только за эту молитву Бог спасет от бедствия? Ужели не спасает даже и за послушание Его собственной Господней молитве? Какая самоуверенность! Она явно обличает того, кто даже Самому Спасителю нашему в пустыне дерзал утверждать искуситель-но: «Все царства мира и славу их дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Но услышал ответ от Христа Господа: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4, 8–10 ). Такими словами Господнего ответа диаволу нужно отбрасывать и эту самоуверенную безграмотную суеверную молитву сына диавола, дабы он вместе с отцом своим диаволом отступил от всякого христианина, как и от Христа, чтобы, как ко Христу в пустыне, и к верующему Ангелы приступили и служили ему. Далее. Почему непременно и только девяти знакомым нужно разослать эту молитву? А если десяти и множайшим? А если не только знакомым и тем, кто на войне, но и незнакомым и не находящимся на войне? Очевидно, тогда Бог накажет. Или Господь только об этих девяти и заботится, а остальных оставил на погибель? Кроме того, на войне христолюбивые воины, по заповеди Спасителя, живот свой полагают за ближних своих, следовательно, через это постоянно оправдываются перед Богом; убиенным же на войне за ближних Господь, как мученикам, венцы нетления подает во Царствии Своем, о чем мы и молимся постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Н. Бульчук: -  У нас два таких дела. Священника Константина Грозовского, который сейчас пребывает в заключении. И настоятеля Саракташского дома призрения для сирот Николая Стремского. отец Владислав: -  Знаю, что эти священники в уголовном порядке наказаны. Н. Бульчук: -  Тогда церковного суда не требуется? отец Владислав: -  Почему же? Уголовный суд сана не лишает. У судов гражданского и церковного совсем разные функции. Лишить свободы на какой-то срок или извергнуть из сана. Есть такой канонический подход: если по содержанию своему дело церковное, то и свидетелями и лицами, возбуждающими дело, должны быть безукоризненные церковно люди, если так можно выразиться. Ни раскольники, ни еретики, ни осужденные сами церковным судом. Если рассматривается общеуголовное преступление, которое само по себе являет основание для принятия санкций церковного суда, то тогда годятся и свидетельские показания любых лиц, даже не принадлежащих Церкви или церковно-сомнительных.  Дорожное происшествие со смертельным исходом не потребует свидетельства людей безукоризненной православной веры. Н. Бульчук: -  А все равно осуждаются такие священники? отец Владислав: -  Есть каноническая норма, по которой ненамеренное убийство влечет за собой для мирянина 10 лет отлучения от причастия. Другое дело, что на практике длительные сроки обычно не применяются. А для клириков ненамеренное и намеренное убийство – извержение из сана. Н. Бульчук: -  Что касается военнослужащих? Они вынуждены совершать непреднамеренные убийства. отец Владислав: -  Как они могут непроизвольно стрелять? Конечно, это произвольное дело. Другое дело, что они не убивают криминально. Убийство на войне неизбежно. В том война и заключается. Н. Бульчук: -  До революции были канонические меры. отец Владислав: -  Нет, невозможно. Если бы Церковь отлучала воинов, убивающих на войне, то невозможен был бы союз государства в Церковью. В государстве воины на самом высоком пьедестале, тем более во времена римских, византийским императоров, которые были как императоры-полководцы. Со стороны Церкви не было слышно призывов к тому, чтобы не брать в руки оружия. Тут есть недоразумение, конечно. Одно дело – правило Василия Великого, который рекомендует обагрившим руки кровью на войне три года воздерживаться от причастия. Но это рекомендация, это обращение к самим воинам с ранимой и болезненной совестью. Перекрыто это правилом, которое почерпается из послания Афанасия Великого одному монаху, где преподобный говорит, что ни о чем нельзя судить абстрактно, но всегда учитывать обстоятельства. Убийство это преступление, а убийство на войне меняется в славу. Это действует в Церкви с древних времен до наших дней.

http://radonezh.ru/2024/03/11/problemy-n...

Но когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогда епископы припомнили правило св. Василия и заставили царя отказаться от своего требования, говоря: «каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий на трёхлетие устраняет от таинств, как имеющих нечистые руки?» Об отношении христиан к воинской службе всего красноречивее свидетельствует тот факт, что христиане и в царствование гонителей почти не уклонялись от воинской службы, хотя в это время о любви к отечеству еще не могло быть и речи. Так, когда полководец Нумерий в царствование Декия прибыл на остров Хиос для набора воинов, то молодые язычники скрылись или разбежались; одни христиане спокойно ожидали своей участи и завербованные из них без прекословия последовали за Нумерием. Между ними был и св. Исидор. Несмотря на то, что военная жизнь окружена соблазнами, юноша умел соединять усердное отправление воинских обязанностей с благочестием. Он готов был пролить свою кровь за царя язычника, но когда от него потребовали поклонения идолам, он предпочёл претерпеть муки и смерть, чем отречься от Христа 299 . Как же чуткая совесть первохристиан мирилась с ужасами войны? Их взгляд на войну был нравственно-религиозный, а не гуманный только, какой замечается у новейших учителей непродуманного разоружения. Взгляд первохристиан на убийство в войне, думается, хорошо выражен св. Иоанном Златоустом : «должно не на дела только смотреть, но исследовать причину дел. Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и неугодно Богу, то, хотя бы казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими или дурными не сами по себе, но по Божию о них определению» 300 · Этого взгляда на убийство в войне не изменило и монашество, всегда наклонное относиться отрицательно к явлениям мирской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

199. Ответ на 198, дед: 1. Бывших офицеров не бывает. 2. Мои предки не были предателями Веры, царя и Отечества. 3. Я потомок поколения Победителей в Мировой войне Антанты и их прислужников-белогвардейцев против молодой Советской Республики и Советского народа в Великой Отечественной войне. 4. В том, что в 1985-1993 гг. был уничтожен не-людями Великий СССР и социалистические завоевания Трудового народа, есть и моя огромная вина.... 198. Ответ на 189, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Вы все время пытаетесь навязать моему Русскому народу какое-то покаяние. Вы отдаете себе отчет в этом? Мои предки, донские казаки-старообрядцы, вынуждены были уйти в Сибирь, спасаясь от романовских гонений. Моего деда, Васькина Матвея Егоровича, 1896 г. р., по приказу белогвардейской сволочи, прогнали через строй солдат, избивая шомполами. У меня спина болит... Я, советский офицер, ничем не обидел Русского солдата. Пайку свою отдавал " молодым " . Меня " дембеля " благодарили... Я тоже бывший советский офицер. И грешник еще тот. Знаю про свою историю, что мои предки не были монархистами в то критическое время. Иначе их бы просто уничтожили до того как родились мои папа и мама. Моим предкам - как предателям Веры Царя и жившим при комуняках есть в чем каяться, - будучи уже Там. Но и всем нам - как потомкам предателей и нынешним грешникам есть в чем каяться! И усердно молиться за усопших сродников. 197. Награды Патриарха Алексия I: четыре ордена Трудового Красного Знамени, орден Ливанского Кедра и Сирийский Орден ОмейядовОрден Святого Владимира III степени (1915). В цеом: четыре ордена Трудового Красного Знамени (16 августа 1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 6 ноября 1967). медаль «За оборону Ленинграда» (1943). медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946); орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (поднесён 15 июля 1961). орден святого апостола Марка (8 марта 1945; Александрийская православная орден «Святой Александр» (27 мая 1946;

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/11/za...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010