— «Поп» — это не агитка «за Родину, за Церковь», и ситуация, показанная в фильме, очень неоднозначна с исторической точки зрения. Как Вам кажется, меняет ли такая новая правда отношение людей, особенно молодых, к Великой Отечественной войне? — В истории и в нашей сегодняшней жизни правда всегда скрыта под многими неправдами. Сужу и по себе, и по зрителям, успевшим уже посмотреть фильм «Поп» — мало кто знал историю Псковской православной миссии. Но я слушаю отклики, и ни разу еще никто не сказал: «Лучше бы мы не знали этих фактов, уж больно они непростые для оценки». Люди хотят знать истину, особенно молодые. Мой двадцатилетний сын очень проникся этим фильмом, и, конечно, не потому, что я там играю, а потому, что картина действительно сильная и тема ее — важная, насущная для всех. Конечно, всей правды о войне нам, наверно, не узнать: когда уходят живые свидетели, тогда до правды уже никому не добраться. Удивительно: историки раскапывают все больше неизвестных фактов о войне, но каждое следующее поколение знает о войне все меньше. Я в прошлом году была на День Победы в Словении. И словенское телевидение, радио, газеты в один голос говорили: «Спасибо США за освобождение нашей страны!» А о советских войсках, которые освободили многие города Словении, — ни слова. Потому что такова политика их государства на сегодняшний день. Где тут правда? — А если молодые люди узнают реальные негативные факты о нашей армии в те годы — о мародерстве, о перебежчиках, не перестанут ли они уважать Победу? — Мне кажется, не должны — если хорошенько подумают, попробуют посмотреть на все это не как историки и политики, а как люди. Все было: и мародерство, и измена. Один становился героем, другой — предателем, и никто не рождался «хорошим» или «плохим». Все зависело от того, что ты выберешь в конкретной ситуации. Героями не рождались, и предателями тоже. Но даже расстрелянных за измену Родине можно… не оправдать, но просто попытаться понять, что побудило их поступить так. Конечно, я не имею в виду подлости, предательство и мародерство, когда на войне кто-то наживается или бросает ближнего умирать, чтобы спасти свою жизнь. Я имею в виду ситуации сложные, спорные, которые требовали тщательного изучения, но на деле решались просто: «тройки» без суда и следствия вершили судьбы. Помните фильм «Проверка на дорогах» Алексея Германа, который пролежал на полке двадцать лет? Там Ролан Быков играет солдата, которого разжаловали за то, что он не исполнил приказ: отказался взрывать мост, под которым плыли баржи с нашими пленными. В фильме его за это просто разжаловали, а как было бы на войне?.. Расстрел?

http://pravoslavie.ru/38264.html

так как война за церковь должна вестись от всех верующих, подобно тому, как совершается война государственная или гражданская, на которой иногда в крайних случаях и все подданные царю обязаны (по данной ему присяге) защищать свое государство или отечество от врагов, так же точно и на духовной войне за святую церковь все чада ея, по священной обязанности, должны быть защитниками церкви, потому что всякий христианин при купели святого крещения дал священный обет быть верным Царю Небесному и прославлять Его в духе и теле, по слову Апостола ( 1Кор.6:20 ). И как изменники на войне государственной не могут быть терпимы для царя и всего отечества, так и изменники в духовной войне нетерпимы для Царя Небесного и всех верных Его. Наконец, подобно тому, как на государственной войне, не одни только начальствующие ведут борьбу против врагов своего отечества, но и простые воины принимают участие в сражениях, совокупными силами побеждая врага, таким же точно образом и на войне духовной за церковь Божию, не на одних пастырях ее лежит эта священная обязанность, но и на всех верующих, которые, под руководством своих пастырей, должны твердо стоять против вражеского и еретического нападения, отражая те удары злых еретиков, которые они стремятся нанести нашей церкви Христовой. Посмотрите на первенствующих христиан и вы найдете там поучительный пример, ибо из истории их видно, что все они единодушно с пастырями подвизались на поприще брани за истину, и даже многие тысячи простолюдинов пали на духовной войне, претерпев от гонителей церкви – язычников и иконоборцев всяческие страдания и скончавшись мученическою смертью . У нас же ныне не только страдать за истину, но и слово защиты ея против еретиков сказать не хотят, и даже многие, называющие себя православными, на деле оказываются приверженными более к еретикам, нежели к церкви Христовой, совершенно забывая слова, сказанные Иисусом Христом к всеобщему нашему поучению: «всяко убо, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем Моим, иже на небесех, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и аз пред Отцем Моим, иже на небесех» ( Мф.10:33 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26 , + 12:8; 2Тим.2:12 ). Итак, изменники христианства должны подумать о себе, какова их участь должна быть на страшном суде. 4) Три примера исповедания Христа пред человеками и отречения от Христа

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

«Радонеж» . С этим трудно не согласиться. Но что же Вас все-таки заставило обратиться к теме Сталина в своих передачах? Неужели без разговора о Сталине невозможно говорить о духовном смысле Русской истории? Ведь эта тема не только смущает некоторых слушателей нашей радиостанции, но часто вызывает резкие споры. В.С. Давайте подумаем, какое самое великое и трагическое событие пришлось пережить России в ХХ веке? Мне кажется, все согласятся, что это Великая Отечественная война. После первой Мировой была разрушена Российская империя. После второй Мировой Россия должна была прекратить свое историческое существование. Кстати, многие историки согласны с тем, что это была одна Мировая война с небольшим перерывом в 20 лет мира. Какие силы развязали обе Мировые войны? Как мы выстояли и победили в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества? Смысл Великой Отечественной войны для России определятся двумя датами: начало 22 июня 1941 года - память Всех святых, в земле Российской просиявших, и Великая Победа на Пасху Христову 6 мая, которая в 1945 году совпала с памятью св. Георгия Победоносца. Поэтому для православного человека совершенно ясно, что, несмотря на богоборческую власть в СССР, для исторической России это была воистину Священная война. Как Вы считаете, можно говорить о Великой Отечественной войне, о том, как удалось выстоять и победить в этой войне, не вспоминая Сталина? И справедливо ли это? В 2005 году, я был поражен тем, как в канун 60-летия празднования Победы в либеральной прессе и на всех каналах ТВ была развязана невероятно злобная «антисталинская» компания. Поэтому и посвятил прямой эфир роли Сталина в Великой Отечественной войне. Кажется, любому вменяемому человеку понятно, что армия и народ не могут одержать победу в тотальной войне «вопреки» своему Верховному Главнокомандующему и руководителю государства. Считал, что наш долг вспомнить о настоящей роли Сталина в Великой Отечественной войне, противопоставив правду измышлениям различных Сванидзе, Млечиных и пр.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/06/...

42: 24–25). Святитель Иоанн Златоуст замечает об этих строках: «Смотри, Бог ясно открывает, что Он намеренно иных наказывает, Сам же ни от кого не терпит мучения» . Бог помогает в войнах праведным Однако если верующие верны Богу и против них выступили враги, то в таком случае Господь всегда помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. В таком случае война становится способом явить силу Божию и прославить Господа и истинную веру, в том числе и перед лицом врагов-иноверцев. Эта мысль ярко выразилась во время спора Давида с Голиафом, когда, после того как филистимский богатырь проклял будущего царя Израильского именем своих богов, «Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1 Цар. 17: 45–47). Так и случилось, и впоследствии царь Давид прославлял за это Господа: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня» (Пс. 17: 40). А вот как пророк Захария говорит о благочестивых ратниках на справедливой войне: «И они будут, как герои, попирающие [врагов] на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях» (Зах. 10: 5). Смиренное осознание своих сил и вклада в победу подается в Писании как единственно правильное для верующего воина, «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак. 3: 19). То, что сказано в общем применении ко всему войску, относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему: «Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча» (Иов 5: 20). О воинском деле Те протестанты, которые утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, не могут ответить на вопрос, почему нигде в Библии ничего подобного прямо и ясно не говорится.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Особенно сложно, а порой как будто бы и соблазнительно – для тех, кто не хочет изнутри понять это – отношение церкви к войне. В войне полнее всего выступает стихия саморазрушения бытия, напряженнее всего прорываются силы зла, и в то же время воины, эта «варварская форма прогресса», нередко являются переломами в жизни народов, знаменующими их действительный расцвет. Натуральная двойственность войны, это сочетание высочайшей неправды с бесспорной правдой ставят перед Церковью особенно трудную проблему. Конечно, по существу, христианство относится совершенно отрицательно к войне, призывая любить врагов наших. Поэтому на известной стадии духовной жизни прямо невозможно взять оружие в руки. Преп. Сергий мог благословить идущих на войну, но сам не мог бы уже взять оружие в руки... Вот отчего христианство не может осудить тех, для кого участие в войне стало внутренне невозможно. Однако христианство сурово осуждает то уклонение от участия в войне, в основе которого лежит двуличность и трусость. Нельзя, живя в мире, принимать его блага и уклоняться от его тягот. Война есть великое несчастье, страшная болезнь, и кто не хочет нести ее тяжести, тот и не может брать от государства ничего в нормальное время. Поэтому христианство, будучи величайшим противником войны, благословляет идущих на войну. Что значит этот факт, соблазнительный для одних, слишком воспеваемый другими? Пока мы не отдали себе отчета в нем, мы не поймем до конца отношения христианства к миру. Христианство отрицает всеми силами войну, зовет к любви и никакими софизмами нельзя доказать противного. Война всегда есть зло, есть скорбь и горе, она есть неправда. Но и весь мир, лежащий во зле, есть неправда и зло, – и христианство , пришедшее для того, чтобы победить это зло, не зовет нас от мира, не вырывает нас из него. Как это понять? Но вспомним, что путь христианства есть путь покаяния и просветления души через вхождение в Церковь ; путь христианина есть несение, а не отбрасывание своего креста. Когда возникло монашество, оно было удалением не от войны, а вообще от грехов мира и его соблазнов: для монаха его путь есть путь борьбы со злом в самом себе. Для тех же, кто остается в миру, кто берет его крест, крест плоти и страстей, чтобы быть распятым на нем, христианство несет свою помощь. Кто в миру – и на войне, и вне ее, – тот пребывает в цепких объятиях мира, тот в тисках его, и христианство шлет свой луч благословения и освящения, чтобы изнутри, любовью помочь на пути преображения мира сего. Пребывая в миру, любя его и живя им, христианин постоянно ощущает его иноприродность и нуждается в помощи Церкви – и для того, чтобы не захлебнуться в миру, чтобы сохранить в себе непрерывной и постоянной связь с Церковью, и для того, чтобы насаждать в мире полном неправды, начала правды. И эти усилия не остаются тщетными – в христианском мире за его историю есть много свидетельств одухотворения и преображения натуральных движений и отношений силами христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Например, Тертулиан в сочинении «О венке воина» («Liber de corona militis») пишет: «Как может христианин участвовать в войне и может ли служить даже в мирное время? Может ли сын мира быть втянут в битву, если для него незаконно идти на войну» (п. 19). В «Апостольском предании», памятнике III в., автором которого предположительно указывается святой Ипполит Римский , сказано: «Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога» (правило 16). Но уже в IV в трудах святых отцов и канонических правилах появляются либо противоречивые, либо прямо противоположные воззрения на участие христиан в войне. Так, в «Третьем каноническом послании свт. Василия Великого к  епископу Иконийскому Амфилохию» сказано: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения токмо Святых Тайн» (правило 13). С одной стороны, свт. Василий Великий не осуждает убийство на войне, и даже разделяет его от убийства вне условий войны, а с другой стороны, руки воинов осквернены пролитием крови, поэтому за этот грех стоит отлучить воинов на три года от приобщения Святых Тайн. Церковный собор 314 г. в Арле постановляет: «Те, кто сложит оружие, отлучаются от причастия», тем самым прямо указывая на то, что христиане могут участвовать в войне. Приблизительно с середины V века в римской армии служили уже преимущественно одни христиане, что было связано в первую очередь с широким распространением христианства, но вовсе не отменяло необходимости вести воины за империю. Императоры-христиане вели войны, а в армиях сражались воины-христиане. Так продолжалось и позже – христианские государства воевали за территории, ресурсы, власть, гораздо реже участие в войне обуславливалось исключительно необходимостью обороны собственных границ или защитой веры. В XII в. канонист Зонара отверг проблему кровопролития на войне: «зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену?». И сейчас Церковь , признавая войну неизбежным злом «не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством» .

http://azbyka.ru/psevdohristianskij-mili...

Александра Сергеевич Пушкина, как поэта, родила победа в войне 1812 года. А поколение гениальных русских мальчиков – Валерия Гаврилина, Николая Рубцова (это всё детдомовцы) родила победа в Великой Отечественной войне. Представляете, какое было общество, какой был народ «безбожный», если из детских домов выходили такие русские гении, такие глыбы, такие колоссы. А Татьяна Глушкова, Александр Вампилов, Никита Сергеевич Михалков!!! Георгий Васильевич Свиридов, как подлинный гений, любил Гаврилина, он плакал над его произведениями, писал ему: «Я никогда не смогу написать так, как ты». Он имел в виду, конечно, «Русскую тетрадь», потому что он не был в этих экспедициях, в которых был Гаврилин, не записывал все свадебные и поминальные плачи. Ответ на Ваш вопрос лежит в судьбе самого художника Алексея Валерьевича Артемьева. Потому что через судьбу этого человека проявляется судьба страны, как в лучших советских фильмах о войне (а лучше наших фильмов о войне нет ничего в мировом кинематографе, совсем нет). Это эталон величайшей культуры, воспитавшей очень многих подлинных режиссёров. Я говорю о тех фильмах, которые мы «видим», стоит только прикрыть глаза: «Отец солдата», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «На семи ветрах», «Альпийская баллада», «Пани Мария» с Бурковым и Крючковой, «Случай с Полыниным» – какой шедевр, какая там великая песня звучит!.. Гениальный фильм «На войне как на войне». – А какой фильм – «Двадцать дней без войны»! – Это одна из вершин и Юрия Владимировича Никулина, и Людмилы Марковны Гурченко. Это два великих трагических русских актёра. Чтобы это понять и так рискнуть, так головой в бездну окунуться, надо от многого отречься. Потому что то, что претерпел Герман и даже сам Симонов, который ногой открывал дверь во все кабинеты, чтобы отстоять «клоуна» на роль Лопахина, и Гурченко с её «Мэри, Мэри»… Все ведь считали, что она просто вторая Орлова, но она неизмеримо выше Орловой. Любовь Петровна никогда не была трагической актрисой, и потом она всегда была в руках Г.В. Александрова, своего супруга, режиссёра, она снималась только у него и участвовала только в мизансценах, которые он ставил. Она была красивой, обаятельной женщиной из дворянской семьи, а Людмила Марковна была только советской. В ней было то трагикомическое начало, которое заложено в нашем любимом с Алёшей литературном герое. Кто это? Конечно, это Илья Ильич Обломов. Он из почвенной, корневой, великой русской культуры.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

К. Имп. Александр I, его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3; Отечественная война и рус. об-во: Юбил. изд. М., 1911-1912. 7 т.; Военский К. А. Русское духовенство и Отеч. война 1812 г. М., 1912; Краткие ист. сведения о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отеч. войне 1812 г. СПб., 1912; Никольский А. В., прот. Лица «духовного чина» Моск. епархии в их служении Церкви и Отечеству в 1812 г. М., 1912; Розанов Н. Петр. Московские святыни в 1812 г. М., 1912; Смоленская старина. Смоленск, 1912. Вып. 2: 1812-1912: Юбил. изд./Ред.: П. В. Михайлов, Н. Н. Редков; Студитский И. М. Русское духовенство в Отеч. войну 1812 г. Кострома, 1912; Шавельский Г. И., протопр. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912; Тарле Е. В. 1812 г. М., 1959; Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 г. М., 1968; Пуцко В. Г. Калужское духовенство в Отеч. войне 1812 г.//Калужская губ. на II этапе Отеч. войны 1812 г.: Проблемы изучения. Персоналии. Памятники. Малоярославец, 1998. С. 108-114; Ивченко Л. Л. Бородино: Легенда и действительность. М., 2002; Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//ОИ. 2002. 6. С. 27-38; она же. РПЦ в Отеч. войне 1812 г. М., 2002; она же. Армия и Правосл. Церковь Рос. империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007; она же. Ангел и демон: Александр и Наполеон в восприятии современников//Родина. 2012. 6. С. 74-76; она же. Московская епархия в Отеч. войне 1812 г.//ЖМП. 2012. 10. С. 84-89; она же. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 138-147; она же. Правосл. Россия против «безбожной» Франции: Свящ. война имп. Александра I//Рос. история. 2012. 6. С. 103-116; она же. Церковь в войне 1812 г.//Рус. история. 2012. 1(20). С. 32-37; она же. Александр Благословенный: Свящ. война рос. императора//Эпоха 1812 г. в судьбах России и Европы: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2013. С. 390-400; она же. Антинаполеоновская пропаганда в России 1806-1814 гг.: Формирование образа внешнего врага//Французский ежег., 2013: «Русская кампания» Наполеона: События, образы, память.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

  ...Мы живем в мире втемяшенных представлений. Мы называем: Петра Первого - Великим, Александра Первого - Благословенным и Сталина - гением. Поставим вопрос по-иному. При Петре Первом - Швеция Карла XII, которая Германией Вильгельма Второго, конечно, никак не была,- дошла до Полтавы. Александр Первый, которого история называет Благословенным,- пустил французов в Москву - правда, Наполеон был не чета Карлу. При Сталине, Гениальнейшем из всех Полководцев Мира,- немцы опустошили страну до Волги. При Николае Втором, который не был ни Великим, ни Благословенным, ни тем более Гениальнейшим,- немцев дальше Царства Польского не пустили: а Вильгельм Второй намного почище Гитлера.   При Николае Втором Россия к войне готова не была. При Сталине она готовилась к войне по меньшей мере двадцать лет. О шведской войне Ключевский пишет: " Ни одна война не была так плохо подготовлена " . Я утверждаю: никогда ни к одной войне Россия готова не была и никогда готова не будет. Мы этого не можем. Я не могу годами собирать крышки от тюбиков, и вы тоже не можете. Я не хочу маршировать всю жизнь, и вы тоже не хотите. А немец - он может. В 1914 году Германия была, так сказать, абсолютно готова к войне. Это был предел почти полувековой концентрации всех сил страны. Это было как в спортивном тренинге: вы подымаете ваши силы до предела вашей физиологической возможности. Больше поднять нельзя, и нельзя держаться на этом уровне. Нужно: или выступить, или отказаться от выступления. Так было и с Германией Вильгельма.   С Германией Гитлера был почти сплошной блеф. Поэтому война с Германией была неизбежна. Это знал Николай Второй, и это знали все разумные и информированные люди страны - их было немного. И их травила интеллигенция... Войну с Японией мы прозевали и потом проиграли. В общем она была повторением Крымской войны: чудовищные расстояния между страной и фронтом, морские коммуникации противника - и - о чем историки говорят глухо или не говорят вовсе - фантастический интендантский грабеж. В Крымскую войну пропивалась даже " солома для лазаретов " , а в японскую целые дивизии сражались с картонными подметками к валенкам. В Крымскую войну этим промышляли сыновья декабристов, в японскую - их правнуки.

http://isihazm.ru/1/?id=450

У меня ощущение, что было что-то такое, чего мы не знаем. И возможно было именно на мистическом уровне. Возможно, что-то приснилось Сталину, может что-то еще. Не нужно забывать, что он имел духовное образование, и знал, читал, что что-то бывает. Думаю, что что-то произошло на мистическом уровне. Можно предположить, что в начале войны, когда всё было совсем плохо, он в молитве, как знать, говорил, что если выстою, выживу, перестану уничтожать Церковь. Я предполагаю, но у меня ощущение, что все материалистические объяснения, в них чего-то не хватает, чего-то нет. Уже мог всё задавить, пошел навстречу Церкви, не во всё, но всё-таки пошел, и разрешил избрать Патриарха. Много обсуждается сейчас вопрос о Власове. Как относиться к Власову? Скажу так, у Власова были только 2 дивизии в 1941 году, вначале, никакой большой силы он не представлял. Немцы использовали наших граждан на всяких подсобных работах, примерно миллион участвовал. Рыли окопы, и так далее. Власов предатель, и никаких шансов у него не было, и историческая правда такова, что или побеждал Сталинский Советский Союз, либо гитлеровская Германия, и ничего третьего, никакой Власов со своими 2 дивизиями, никакой Бандера, никто из них победить не мог. Поэтому даже антисталинисты, антикоммунисты шли в красную армию, выполняли приказы верховного главнокомандующего, и не потому что армия красная, а потому что они сражались за Россию, за свою Родину, и в конечном счёте в войне победил народ. Не Сталин, он сыграл свою роль, безусловно, но победил народ, победил солдат, победили люди, работавшие на нашу оборону в тылу, которые совершили подвиг – это общая победа. И кстати, сам Сталин, во время войны сказал: “Вы думаете, они за меня воюют? Они воюют за Россию”. И вот когда народ воевал за Россию, народ победил в Великой Отечественной Войне. В войне 1812, в войне 1914-1918, и в войне 1941-1945, огромную роль сыграла Русская Православная Церковь. Прежде всего, хочу сказать, что в 1937 году была проведена перепись, и Сталин своей рукой внёс 2 пункта:

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010