- А как должна действовать церковь в условиях откровенной информационной войны? Скажем, она много раз декларировала, что не занимает позицию ни одной из сторон в украинском конфликте. Но вы только что сказали, что в современном мире медийная подача может сыграть решающую роль, а на войне как на войне, причем для обеих сторон. Но если церковные СМИ будут действовать по этим законам, они практически сольются с государственными, станут просто ответвлением федеральных СМИ. Что должны транслировать церковные медиа в ситуации информационной войны? - Я думаю, что здесь есть несколько принципиальных моментов. Прежде всего церковные медиа транслируют церковную позицию, а она не политическая, но миротворческая. Любая война не навсегда, и во время войны надо готовиться к миру. И даже на войне люди должны оставаться людьми. Когда врач на войне видит раненого, его задача - перевязать, дальше пусть военные разбираются. И церковь то же самое: на войне у людей изранены не только тела, но и души, и кроме церкви никто их лечить не будет. Информационная война, как любая другая, тоже калечит. Но и она все равно кончится. Мы уже подзабыли - афганский синдром, чеченский синдром… Сейчас, возможно, появится еще какой-нибудь синдром. И кто будет с этим работать? Конечно, и родные братья могут схватиться друг с другом не на живот, а на смерть. И что будут делать отец с матерью? Все равно пытаться их помирить. И если церковные СМИ не могут лишить конкретных православных людей по обе стороны возможности свою позицию проявить, то уж точно не должны их раздор усугублять. - А что внутри страны? Весь этот год шло празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Помогло ли оно отвлечь людей от политики, направить их мысли в другое русло, заставить задуматься о вечном? - Мне кажется, что это празднование удалось общими силами - общества, государства и в первую очередь церкви, конечно, - провести неформально. И 18-километровый крестный ход в Троице-Сергиеву лавру, который народ - там было около 50 тысяч человек - прошел вместе с патриархом, стал символом этих торжеств.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-ria-interview...

—466— Люди, которые несерьезно относятся к вопросу о войне, обыкновенно представляют дело так, что на войне все непременно кого-нибудь убивают. Они тщательно стараются забыть или не помнить об «иеромонахах» и «Каратаевых». Они никогда не задаются, например, таким вопросом: как отнесся бы к войне «Отец Сергий»? Пошел ли бы он на поле брани, или ушел бы с поля брани? А ведь согласитесь с тем, что именно это, эти вопросы лежать в основе правильного отношения, христианского отношения к войне. Обдумайте серьезно суть и основу отношения к войне Церкви, антимилитаристов и толстовцев – и Вы должны будете признать, что при серьезном и всестороннем разборе вопроса и при условии обращения внимания на практическую сторону вопроса – отношение Церкви одно только находится в полном согласии с Благовествованием, – одно только ясно и понятно указывает путь спасения каждой индивидуальности со всеми ее особенностями – души. Я согласен с тем, что если мы забудем про эту индивидуальную душу и ее спасение, то точка зрения антимилитаристов и толстовцев имеет много «разумного». Но, ведь, дело в том, что Церковь не может этого забыть, ибо все дело ее состоит именно в спасении душ. Д. Х. XVIII 14 Августа 1914 г. Дорогой Я. И., только что получил Ваше письмо. Копию с письма П-ко оставьте пока у себя. С Вашим отзывом о «Провозвестии» я совершенно согласен. Я думаю, что это потому, что мы оба держимся Евангелия, а в Евангелии видим центр тяжести в личности Иисуса Христа. Но я все-таки думаю, что «Провозвестие» – книга полезная и хорошая. Я думаю, что именно к такого рода книгам относятся слова Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь». Кроме того, такая книга полезна, как проверка, как нечто такое, что позволяет уяснить самому себе свою концепцию христианства. —467— Еще она полезна в том смысле, что указывает нам на разнообразие в течениях мысли в Индии. Метафизическая часть книги, в ясной и простой форме, помогает нам уяснить себе метафизику христианства: догматы христианства и их значение. Я не знаю, читали ли Вы догматику, но представьте себе ту же догматику в изложении профессора богословия и Отца Церкви. Представьте себе, что Отец Церкви стал бы излагать догматику на базаре – простым людям. Само собою понятно, что форма изложения была бы не та, что в академическом учебнике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Частое рассмотрение способов откровений Мухаммеду в связи с окружающими обстоятельствами III. За что же признавать рассказы о способах откровений Мухаммеду, за чистый ли обман со стороны Мухаммеда, или за обман ненамеренный Ночное путешествие Мухаммеда в храм Иерусалимский и на небо. Сочинение студента 9 учебного курса (1858–1862 г.) Ефима Малова Выпуск 13 (1877) Обозрение мусульманских молитв по учению секты ханифитской. Сочинение студента 6 учебного курса (1852–1856 г.) Ивана Тихонова-Александровского I. Обозрение мусульманских молитв по учению секты ханифитской Предварительные ведения Условия молитвы Молитвы-фарз Молитвы-ваджиб Молитвы-сюннят Молитвы-мюстахабб Характер мусульманских молитв II. Мусульманская евхология Предисловие переводчика Символ; Бисмиллях; Тесмие; Тяхмид; Азан; Икамет; Салат; Салат витр; Тясбих; Кунут; Тахийят; Таравих; Тамжид; Ид-фитр; Ид-дуа; Текбир-Тешрик и др. Суры или главы Корана, которые употребляют в молитве Общественная молитва пятницы; молитва за умерших Фатиха или формулы молитв для испрошения у Бога какой-нибудь милости заслугами святых; Четки мухаммеданские (Тясбих) и др. Особенные молитвы при путешествии в Мекку Молитвы особенные при путешествии в Медину III. О мухаммеданской молитве О провозглашении к молитве Об условиях, предшествующих молитве, и о принадлежностях молитвы О пополнении пропущенного на молитве, о временах для молитвы и о разных родах молитв Условия молитвы; основания молитвы; необходимые принадлежности молитвы; предания молитвы и проч. IV. Мухаммеданское богослужение в начале ислама О бдении во время ночи Зикр Салат Выпуск 14 (1877) Мухаммеданское учение о войне с неверными (джигад). Сочинение студента 20 учебного курса (1875–1879 г.) Александра Агрономова Предисловие I. Происхождение мухаммеданского учения о войне с неверными 1) Характер и нравы древних арабов в отношении их влияния на учение Мухаммеда о «священной войне» 2) Обстоятельства жизни Мухаммеда, сопровождавшие его законодательство о «священной войне» 3) Личное влияние Мухаммеда на происхождение учения о «священной войне»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

К сожалению, церковные либералы им в этом помогают. Не думая, что отталкивают своими заявлениями от Церкви простой народ, который, несмотря ни на что, свято хранит память о Великой Отечественной войне, память о героях. У Владимира Мединского в последней книге о мифах, которые создают либералы о Великой Отечественной войне, есть глава о львятах и лисятах. Мединский приводит список генералов и высокопоставленных офицеров, чьи сыновья не стали прятаться за отцовскими спинами и погибли на Чеченской войне. Среди сыновей «элиты» и русской версии журнала «Форбс» на этой войне не было ни одного. Львята ушли на войну, а лисята спрятались в теплых норках на Рублевке, пишет Мединский. Так и протоиерей М.Максимов, совершенно справедливо замечая о невозможности канонизации всех, кто погиб на чеченской войне, т.к. люди себя ведут по-разному в различных ситуациях, одновременно заявляет: «Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?» Это очень циничное заявление. Протоиерей М.Максимов оскорбляет память всех погибших ребят, оскорбляет всех отцов и матерей погибших. Все, кто хотел «отмазаться» от армии и не попасть на чеченскую войну, смогли это сделать. Когда Любовь Васильевна отговаривала Женю ехать в Чечню, он отказался выполнить просьбу матери. Знаете, в первую чеченскую, когда матери приезжали забирать своих сыновей, чтобы увезти домой, подавляющее большинство ребят отказывались уезжать. Не хотели бросать товарищей, им было стыдно. Многие из них погибли. По логике лисят - они «лохи». Но странно, что священник не понимает, что есть такое понятие Священный Долг защиты Отечества. Есть понятие «святости товарищеских уз», как писал Гоголь. И Господь всех этих ребят будет судить, как «положивших души за други своя». А это высочайший подвиг, ибо «нет большей той любви». - В интервью «Комсомольской правде» протоиерей Максим Максимов говорит о том, что любую святую идею можно поставить с ног на голову: «Давайте еще Зою Космодемьянскую канонизируем... К тому же и она сама, наверное, против этого была бы.

http://radonezh.ru/monitoring/priimesh-z...

Святейший Патриарх Пимен, будучи монахом, был советским офицером — майором Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Этот потрясающий образ сопоставим с образами святых монахов Пересвета и Осляби. Хотя Святейший Патриарх Пимен, судя по всему, не вполне добровольно был отправлен на фронт, он, тем не менее, с честью прошел этот путь — путь воина, который жертвенно служил Отечеству. Он очень редко вспоминал о своих военных свершениях, об этом почти ничего никогда не публиковалось. О том, что Святейший Патриарх участвовал в войне, люди знали в основном из разговоров в церковной среде. Но сейчас становится очевидно, что для Святейшего Патриарха Пимена эта страница его биографии была очень органична. И сегодня вместе соединяются на Преображенской площади Москвы харизма молитвы и харизма жертвенного воинского служения. Эти две харизмы очень важны для понимания смысла истории России и всех православных народов, объединенных общей исторической судьбой в течение непростого ХХ века и ранее в течение многих столетий. Говоря проповедь о Великой Отечественной войне в храме святого великомученика Георгия Победоносца перед его мощами 6 мая — в день, когда в 1945 году фактически была поставлена точка в войне и когда праздновалась Пасха, — Святейший Патриарх Кирилл сказал следующие слова:  «Ни один народ не отдал на алтарь победы 27 миллионов жизней. И сегодня эти 27 миллионов вопиют к небесам, когда кто-то пытается украсть у них подвиг, украсть у них победу. Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу, перед которым отступила вся Западная Европа, и который только благодаря мужеству и жертвам 27 миллионов людей был сломлен, хотя во много крат превосходил нас своей военной мощью, организацией и международной поддержкой. Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо». Многие пытаются заставить нас смириться с навязанной нам мыслью о том, что история Великой Отечественной войны есть нечто недостойное, постыдное, и нам нужно оправдываться за то, что мы прошли через всю Европу, освободив народы от чудовищного зла. Никогда не будем поддаваться на призывы считать неправильным то, что было правильным в высшей степени, считать чем-то недостойным, то, что должно воспоминаться постоянно, в том числе в пространстве школы и СМИ. За последние несколько дней мне пришлось общаться одновременно с ветеранами и с молодежью — в университете МИФИ, в одном из научных учреждений, которое занимается космической метеорологией. Я видел, что ветераны относятся к молодежи по-доброму, видя в ней будущее, некое продолжение своего дела, своего подвига, стремления к свободе. И в молодежи присутствует огромное уважение к ветеранам, понимание правильности того, что они совершили.

http://patriarchia.ru/db/text/4077330.ht...

Я боюсь, что добрые мои слушатели с недоверием отнесутся к моим словам, когда я буду говорить о благодетельном значении церкви в истории нашей недавней войны с Японией. Конечно, война окончилась для нас, можно сказать, небывалым несчастием. Где же тут, скажете, помощь церкви? Да, церковь молилась о победе над врагом, и вдруг почти полное поражение... Но ужели только та война благодетельна, которая кончается победою? Говорят, нет худа без добра. Крымская война, окончившаяся для нас также печально, была началом обновления России, началом славной эпохи Императора Александра II, эпохи, полной великих реформ, поставивших вскоре затем Россию на высоту небывалого величия. Такая же пора исцеления и обновления русской жизни может наступить и уже наступает и после только что окончившейся нашей несчастной японской войны. Эта война смирила гордыню нашу и открыла нам глаза на нашу ужасную нищету духовную, на все наши застарелые язвы и раны нашей общественной жизни. Теперь, когда диагноз нашей всероссийской болезни поставлен, благодаря войне правильно, правильно же, Бог даст, начнётся и её исцеление. Только бы не употреблялись для сего средства противопоказующие. Но этим не исчерпывается помощь церкви в японской войне. При всём упадке в наших войсках духа геройства, верности и преданности долгу и родине, всё же и эта несчастная война обнаружила весьма многих истинных героев, память о которых никогда не погибнет. И все эти верные долгу и родине люди – воспитанники матери церкви Христовой. Напротив, люди порвавшие всякую связь с нею, и на войне заявили себя трусостью, изменой, грабежом, развратом, даже возмущением. Не забудем, что во время японской нашей войны церковь не только молилась, но и жертвовала на войну свои сокровища, собирала доброхотные жертвы в пользу больных и раненых воинов, на флот, посылала туда своих пастырей – героев, честь которых до сих пор еще ничем, славу Богу, не запятнана. Война кончилась несчастно. Но ведь не церковь же виновата в том, что мы были совершенно не готовы к войне. Не церковь обязана была содержать наготове войска на Дальнем Востоке, не она обязана была иметь наготове пушки, ружья и боевые снаряды, не она виновата в том, что некоторые наши генералы, интенданты и инженеры очень весело и приятно чувствовали себя на войне... Но несомненно то, что молитвы церкви спасли Россию от окончательного поражения всей нашей армии и на суше. Несомненно, Бог помог собрать старику Линевичу вокруг себя такую грозную армию, что сами японцы не верили в возможность одоления этой армии и поскорее согласились на мир. Я не стратег и не политик. Но думаю, что тот мир, которым закончилась наша японская войца, не так-то уж позорен для нас, если принять во внимание, что за всё время войны мы не имели ни одного успеха. Я глубоко убеждён, что молитвы церкви, слёзы оставшихся дома стариков, жен и детей сохранили нашу сухопутную армию, а вместе с ней и Россию, от окончательной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Как известно, каноны Церкви не допускают священников к участию в боевых действиях, а убийцам запрещается рукополагаться в священники ( 43 правило Василия Великого ; 5 правило Григория Нисского , 83 Апостольское правило ). Так, например, византийский юрист Константин Арменопул (сер. XIV в.) свидетельствует о следующем случае: в военное время православный епископ убил османского солдата при самообороне; позже его св. Синод низложил его на том основании, что лучше погибнуть от руки турка, чем убить его . Это само по себе доказывает, что, согласно православному каноническому праву, думать о войне как о святом деле было бы простым доведением до абсурда самой идеи священного. Невозможно получить мученический венец в Царствии Божьем за то, что делает невозможным предстояние перед престолом. Попробуем подвести итог. Убийство на справедливой войне не может являться христианской добродетелью или даже меньшим благом. Лишение жизни есть зло по своей сути, но зло меньшее и трагически необходимое. Это терминологическое разграничение имеет принципиальный характер для нравственной оценки православного отношения к убийству на войне. Безусловно, подлинное самопожертвование за ближнего есть высшая форма проявления любви. Ярким примером такой христианской жертвенности является, например,  монахиня Мария (Скобцова) , добровольно пошедшая 31 марта 1945 года в газовую камеру вместо другой заключенной в концлагере Равенсбрюк. Воин, добровольно жертвующий своей жизнью, защищая других и убивая агрессора, проявляет эту же жертвенность, но реализует ее посредством того, что делает его руки нечистыми. В этом и заключается трагизм христианского отношения к участию в войне: воин-христианин приносит в жертву не только свою жизнь, но одновременно с ней и свою нравственную чистоту: «Участие в войне, заполняющее душу невыносимой мукой и болью, может держаться как раз только на подвиге любви — когда люди идут на грех, как бы разлучаются со Христом, как на это, в великой скорби о своем народе, готов был апостол Павел ( Рим 9:13 ), чтобы помочь родине, близким», — пишет  прот. Василий Зеньковский  « По поводу книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой »).

http://azbyka.ru/ravnoznachno-li-mucheni...

Синопсис . Воюющий за благочестие, хотя и есть защитник (оного), пусть 3 года воздерживается от причащения. Аристен . Убийства на войне не считались древними отцами за убийства, как пишет и Афанасий Великий к монаху Аммуну , говоря, что доблестных в брани должно сподоблять великих почестей и воздвигать им памятники, возвещающие геройские их деяния: они убивают врагов и делают дело законное и достойное похвалы. И сей великий муж не отвергает мнения (древних отцев), имея в виду, что войны защищают целомудрие и благочестие. Впрочем, он советует, что хорошо было бы таковому воздерживаться только от причащения, потому что он имеет нечистые руки. Вальсамон . Настоящим правилом святый предлагает в виде совета, чтобы совершившие убийство на войне воздерживались от причащения 3 года, хотя (древние) отцы дали таковым прощение и не считали их наряду с убийцами, так как они подвизались за благочестие и целомудрие верных, которые иначе могли бы подвергнуться (варварскому) пленению. Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что войны, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей; никогда не будут причащаться, что невыносимо. А написано, что когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогдашние архиереи, воспользовавшись этим правилом, заставили царя отказаться от своего требования, говоря: « каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий устранил от таинств, как имеющих нечистые руки »? Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград. А многие за то, что убили людей во время игры в палки, были причислены к вольно-невольным убийцам, так как эта игра не принадлежит к числу тех пяти игр, которые признаются законом и называются состязаниями от (то есть кулачный бой, бег, прыгание, кидание диска и борьба); отчего те, которые убивают в этих играх, не подвергаются предосуждению.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Святые отцы указывали, что убийства врагов, совершаемые воинами в бою, а также убийства преступников, оказывающих сопротивление, сотрудниками правоохранительных органов (в древности эту обязанность также исполняли воины), не вменяется в грех убийства. Святитель Афанасий Великий (†373 г.) в «Послании к монаху Амуну», которое было утверждено как общецерковное учение на VI u VII Вселенских Соборах, пишет: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах» 7 . Но, с другой стороны, это дело не называлось и совсем чистым и безвредным для души солдата. На это указывает святитель Василий Великий в 13-м правиле: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года воздержались от приобщения святых Таин» 8 . О том же более подробно, говорит преподобный Исидор Пелусиот : «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же, если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно (умерщвление на войне) не невинно; поэтому Моисей и предписал убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями» 9 . Действительно, пророк Моисей, согласно откровению Божиему, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (см.: Чис. 31:19 ). Тем не менее, стоит обратить внимание на то, что данное правило о 3-х годах выражено святителем Василием скорее в рекомендательном ключе. Возможно поэтому, как пишут авторитетные канонисты Зонара и Вальсамон, «этот совет как будто не исполнялся» 10 , и период покаяния для воинов перед причастием обычно сокращался. Стоит упомянуть, что на Руси был благочестивый обычай вернувшимся с войны какое-то время жить в монастыре в качестве трудников, чтобы там как бы привести своё душевное настроение в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

По словам святителя Николая, основным правилом военной морали является то, чтобы «беречься от всякого зла в войне, особенно от прелюбодеяния» 77 . Поэтому, чтобы война была победной, нужно избежать как телесного, так и духовного прелюбодеяния (перемены веры, поклонения идолам), т.е. отпадения от Бога истинного и обращения к богам ложным, поскольку оба вида прелюбодеяния приносят несчастья в войне 78 . Святой владыка особенно подчеркивал, что в войне грабеж приносит поражение, поэтому грабеж не должен быть целью войны 79 . Это понимали даже язычники. Так, античный мудрец Эсхил 80 в «Агамемноне» устами своих героев говорит, что если воины стремятся одержать победу и счастливо вернуться домой, то не должны запятнать себя грабежами и мародерством 81 . Эта же мысль находится и в Коране, где от лица Божия о войне говорится так: «О, сколько же селений Мы погубили! А когда настигала их наша кара, они только стенали: “Воистину, мы были нечестивцами”» 82 . Эта же тема имеет продолжение и в 10 суре: «Мы погубили целые поколения, жившие до вас, когда они уклонялись от справедливости и не уверовали в Наших посланников, приходивших к ним с ясными знамениями. Так наказываем Мы грешных людей» 83 . Осмысливая судьбы воюющих народов, владыка Николай делает следуещие выводы. Во-первых, ни один народ не может, греша против закона Божиего, жить в мире. Во-вторых, грех – подстрекатель войны, и  как бы не представлялся миролюбивым грешный народ, война против него должна произойти. В-третьих, для наказания богоотступнического и богоборческого народа Бог использует иногда народы из очень дальних стран 84 . В «Охридском прологе» святитель обращает внимание, что царь Вавилонский, Навуходоносор, называется рабом Божиим (ср. Иер.25,9 ). Святой владыка дает этому такое объяснение: «Как только верные отступают от Бога, Бог сплетает бич из неверных, чтобы вразумить верных, и так неверные становятся рабами Божиими, бичом Божиим» 85 . Размышляя о войне, святитель задает вопрос: «Если христианство не одобряет войну, почему тогда оно ее не предотвращает?» Сам же святой владыка дает ответ на этот непростой вопрос. Каждый христианин, по заповеди Спасителя, может молиться за врагов и прощать им (ср. Мф.5,44 ). Но как Церковь , как одно общество, руководствуясь словами Сына Божия «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15,13 ), последователи Христовы борются с врагами за чистоту веры. Цель этой борьбы – не дать врагам воцариться над христианами и не попустить, чтобы враги вместе с телом убили бы и душу, заставляя христиан отречься от веры 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010