Возможность геройства и самоотвержения – в борьбе с естественным чувством самосохранения – остается и теперь, ими и определяются и действия человека. В человеческой жизни, в особенности при том напряжении, которое создается войной, конечно, неизбежно чередование подъема и упадка, с равной или неравной силою, это самоочевидно. Однако здесь надо сохранять пропорцию и соблюдать перспективу, в которой осуществляются эти состояния подъема и упадка, проявляют себя верх и низ человеческого бытия. В войне раскрываются его глубины, не только звериные, но и человеческие, здесь проявляются силы не только человеческие, но и нечеловеческие, духовные, которые вообще действуют в мире. Князь мира сего с воинствами бесовскими, конечно, празднует и свой собственный пир в военных действиях. Здесь действует бесовская злоба и ненависть, которые находят удовлетворение в человеческих страданиях и неизмеримом горе, как жертв войны, так и их близких. Можно ли даже говорить о тех страданиях, в которые ныне погружается мир. Однако, не менее чем в этих страданиях, совершается победа князя мира сего во взаимной злобе и ненависти, которые распаляются около войны и в этой связи с нею и отравляют человечество на долгие годы и после нее. Нужна особая аскеза духа, чтобы противостоять этому духовному самоотравлению человечества, помнить заповедь о любви и к ненавидящим нас недругам нашим. Конечно, в войне действует и сила сатанинская. Однако только ли сатанинская? Не проявляются ли в ней, вместе с силой греха и злобы (хотя где же в делах человеческих она не проявляется?) и чувство правды, веление долга и совести, жертвенность? Кто решится это отрицать. Есть ли правда в том, что Церковь канонизирует достойных воинов, как осуществляющих закон любви Христовой, и именует их – страшно и странно сказать – христолюбивыми? Если видеть в войне только принуждение, совершенно упраздняющее личную свободу, тогда одинаково нельзя говорить ни о христолюбивом, ни о сатанинском воинстве, а только об автоматах, это принуждение осуществляющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Должно сказать, впрочем, что в числе церковных канонов есть одно, резко выделяющееся своей особенностью по данному вопросу, правило, а именно – правило Святого Афанасия Александрийского , которое, между прочим, говорит: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие их превосходныя деяния. Таким образом, одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется» 23 . Достопримечательно, что признаваемые классическими комментаторы, на эти именно слова Святого Афанасия и указывают в объяснении начальных слов предыдущего правила: «отцы наши». Но, кажется нам, что это указание совершенно неосновательно, ибо, если бы это было так, то ничто не препятствовало бы Святому Василию так и выразиться: «отец наш Афанасий»; во-вторых, эта ссылка неудачна потому, что ссылка не на ту тему. Два отца говорят о двух разных предметах: Святой Василий о живых солдатах, возвратившихся с войны, а Святой Афанасий – о знаменитых полководцах, в память которых воздвигают колонны. Думается мне, наконец, что и сам Святой Афанасий имел в виду каких-либо римских полководцев древнего времени, о которых в его время вещали только эти колонны», поставленные, опять-таки, уже не отцами же Церкви 3-го века. Вообще, эти слова Святого Афанасия, вставленные в послание, так сказать, мимоходом, в качестве аргумента, удобнее будет вспомнить тогда, когда будет у нас речь об отношении Церкви именно к убитым на войне, а не убивающим. Итак, предоставив историкам решать вопрос, – каких отцов имел в виду Святой Василий (второй половины 4-го века), вопрос, представляющий, главным образом, исторический интерес, мы остановимся на решении другого вопроса, чисто практического: имело ли и имеет ли правило Святого Василия силу закона? К счастью нашему, имело и даже сослужило, спустя много веков, отцам Церкви большую службу, пособив умерить чрезмерное уважение к милитаризму в одном византийском императоре, а именно: «Когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогдашние архиереи, воспользовавшись этим правилом, заставили царя отказаться от своего требования, говоря: «Каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий на трёхлетие устранил от таинства, как имеющих нечистыя руки» 24 , – и Фока принуждён им был уступить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Следуя этому примеру Писания, и Василий Великий советует, что хорошо было бы убивавшим на войне воздерживаться от причастия три года, потому что они осквернились кровью сродных себе людей, а, пожалуй, еще и потому, что они оказались способными вредить творению Божию и уничтожать его (см. также примеч. к Апост. 66). Святой предлагает это правило без настойчивости и в виде совета, поскольку почитает и уважает древних отцов, которые оставили таких убийц без епитимии, и поскольку имеет любомудрое смирение и благоговение. А то, что это правило св. Василия принято Церковью как обязательное правило, определение и закон, а не просто как ненавязчивый совет, свидетельствует случай из истории, произошедший при императоре Никифоре Фоке. О нем рассказывают и оба толкователя правил (Зонара и Вальсамон), и Досифей (Двенадцатикнижие. С. 533). Этот император потребовал, чтобы воинов-христиан, убитых на войне с варварами, причисляли к мученикам и, подобно им, чтили и прославляли. Но патриарх и Собор архиереев воспротивились этому и, не сумев убедить императора, наконец представили это правило св. Василия именно как правило, сказав: «Как мы причислим к мученикам убитых на войне, когда Василий Великий отлучил их на три года от таинств как имеющих нечистые руки?». Кроме того, по мнению Вальсамона, сам Василий настоящее правило, изложенное как совет, в 55-м правиле излагает уже как определенное и обязательное, потому что отлучает от причастия мирян, которые убили напавших на них разбойников. Правда, Зонара говорит, что этот совет святого, точнее, правило, кажется тягостным и суровым, ведь для воинов-христиан, которые участвуют в непрерывных войнах, эти три года никогда не истекут, а значит, они никогда не причастятся. Тем не менее мы подтверждаем, что воины не могут причащаться на войне, а могут только спустя три года после нее. 154 Затруднение, которое разрешает св. Василий, заключается в грамматической сочетании слов греческого текста ( Пс.8:9 ): τ πετειν το ορανο, κα τος χθας τς θαλσστς, τ διαπορευμετα τρβους θαλασσν, где τ διαπορευμετα (проходящие), согласовано в роде с τ πετειν (птиц), a не с τος χθας (рыб).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Обратим внимание на главный посыл отца Георгия: убийство на войне по определению является грехом. Из правила святителя Афанасия Великого явствует, что убийство на войне не является грехом. Ясно и чеканно святитель определил, что убийство на войне – не есть убийство. Правда, есть еще знаменитое правило свт. Василия Великого, в котором он отмечает: «Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». Иоанн Зонара четко высказался о невыполнимости этого правила. Оно никогда не выполнялось. Тем паче, что сам святитель Василий Великий говорил : «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия». Иными словами, святитель Василия это принципиально понимал и с этим соглашался. Его совет не причащаться воинам оказался абсолютно нереальным и не был осуществлен. Иное дело, его совет оставался моральной директивой для того, чтобы воины не скатились к мусульманскому шахидизму, признавая всякого воина, погибшего на войне, мучеником. Тем не менее, перед нами важная проблема: действительно, убивать нехорошо, действительно, война сопряжена с грехом, но справедливая оборонительная война или война с целью защиты истребляемых народов или групп населения – грехом не является. Справедливая война ведется ради избежания большего греха, ради того, чтобы озверелые насильники не пришли в твой дом и город, не изнасиловали жен, матерей и дочерей, не осквернили наши храмы, не ограбили наш народ и не довели его до голода. Или хуже того – не вырезали народ под корень. Во время Великой Отечественной войны в Белоруссии было расстреляно, сожжено живьем 2,5 миллионов человек. А судьба блокадного Ленинг рада, где умерло от голода 800 тысяч человек, погибло в сражениях около миллиона. Отметим, что немецкое командование не собиралось принимать капитуляцию Ленинграда. И множество других примеров, когда временами население деревни вместе со священником сжигалось в храме.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/14/o_...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

Несколько особо стоит вопрос об убийстве, совершаемом во время военных действий. В первоначальном христианском сознании, как мы уже знаем, существовало довольно сильное течение против военной службы  . В эпоху Константина это отношение изменилось, но тем не менее у некоторых церковных деятелей прежнее отношение еще оставалось. Так, Василий Великий предлагал подвергать епитимий лиц, совершивших убийство на войне: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн»  . Из этого правила вряд ли можно вывести заключение, что совершенное на войне убийство служило препятствием к рукоположению. Надо добавить, что это правило не имеет категорического характера, а является скорее личным мнением Василия Великого. Зонара и Вальсамон свидетельствуют, что оно не соблюдалось на практике. Вальсамон указывает, что даже клирики, принимавшие участие в войне, «не только не извергались, но даже удостаивались наград». Возможно, что такого рода случаи были, но церковное сознание не допускало военную службу для клириков. Что касается убийства, совершенного на войне, то вряд ли этот вопрос открыто ставился, тем более что никаких канонических постановлений по этому поводу не имелось, хотя в церковном сознании как Католической, так и Православной Церкви существовала мысль, что всякое пролитие крови является препятствием к рукоположению. Миролюбие, которое требуется от епископа, исключает не только убийство, но вообще склонность к ссоре и драке. На это указывает требование — «епископ не должен быть бийца (πλκτης)» (1 Тим. 3, 3; Тит. 1,7). Это требование Пастырских посланий нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие степени священства, подлежат извержению, если бьют верных. «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющего верных согрешивших или неверных обидевших, и чрез сие устрашити хотящего, извергать из священного чина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

892 Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) – крупнейший римский историк, автор капитального труда «История Рима от основания города» из 142 книг. К сожалению, текст тех книг, в которых идет речь о событиях, излагаемых здесь Иосифом, не сохранился. 893 Фауст Корнелий был сыном Луция Корнелия Суллы (138–78 гг. до н.э.), известного римского государственного деятеля и полководца. В 83 г. до н.э. Луций Корнелий Сулла установил свою диктатуру в Риме, а в 79 г. Отказался от власти. Как полководец одержал ряд блестящих побед, в том числе над Митридатом VI. Фауст Корнелий Сулла в дальнейшем оказался среди противников Юлия Цезаря и погиб. 896 Здесь изложена более точная, чем в «Иудейской войне» (I, 7, 6), версия посещения Помпеем Иерусалимского храма. 897 Corona muralis – золотой зубчатый венок был традиционной римской наградой для воина, который первым взбирался на стену вражеского города. 899 Легион («legio» – «набор») – боевая единица римской армии. После реформы Мария (107 г. до н.э.) легион, состоявший из 5–6 и более тысяч человек, подразделялся на 10 когорт по 500–600 воинов в каждой. Когорты делились на манипулы. 900 Авл Габиний был консулом в 58 г. до н.э. Следовательно, став в 57 г. наместником Сирии, он управлял ею в качестве проконсула, а не претора. Управление римскими провинциями бывшими консулами и преторами было введено во времена диктатуры Суллы. 901 Эти события изложены и в «Иудейской войне» (I, 8, 3–4) причем Иосиф дает там еще более восторженную оценку храбрости Марка Антония, будущего союзника, а затем главного соперника Октавиана Августа в борьбе за власть в Риме. 902 По «Иудейской войне» (I, 8, 5), три вышеназванные крепости были разрушены по просьбе матери Александра. 903 Иерусалим (с ранее единственным в Иудее синедрионом) утратил, таким образом, свое значение столицы. В этой реформе был реализован типично римский политический принцип: «Разделяй и властвуй». 905 об этом говорится в «Иудейской войне» (I, 8, 7), но еще более кратко. Птолемей XII Авлет был изгнан александрийцами, но добился поддержки у Помпея и Красса, двух участников первого триумвирата (в этот негласный союз входил и Юлий Цезарь). По их приказу Габиний вторгся в Египет и снова возвел на престол Птолемея XII. Поскольку этим Габиний нарушил волю римского сената, он вскоре был отозван для суда в Рим, а наместником Сирии в 54 г. стал Красс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А воздух — он ведь прозрачен . Одно дело, когда ты видишь в себе, допустим, грех осуждения, борешься с ним, следишь за собой, каешься — и все равно срываешься. И совсем другое — когда ты вовсе не замечаешь в себе осуждения, потому что на привычном тебе языке это уже называется иначе: принципиальность, гласность, гражданская позиция, «не могу молчать», «на войне как на войне», «называть вещи своими именами», и так далее, и тому подобное. Ты привык к этим словам, они на слуху, на языке и в сердце. Умом понимаешь, что существует такой грех — осуждение, но тут же успокаиваешь себя, что когда ты называешь X садюгой-инквизитором, Y — тупицей и неучем, а Z — тайным обновленцем, ты не осуждаешь людей, а обличаешь зло , и успокаиваешь себя словами апостола: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). Думаю, здесь дело не в какой-то особой повышенной личной греховности (как известно, каждый из нас «из них же первый есмь аз»), а в тех стереотипах, что мы, воцерковившись, принесли с собой (и в себе) в Церковь. А принесли мы — партийное мышление. Печально, но факт: оно свойственно большинству из нас, причем молодежи — не в меньшей степени, чем тем, кому за сорок. И неважно, как мы двадцать лет назад относились к коммунистической идеологии — партийное мышление было у всех. У кого-то советским, у кого-то антисоветским, но чертилось оно по одним и тем же лекалам. Есть мы — правильные, знающие истину, вооруженные передовым учением, призванные всех сделать такими же. Есть они — враги, отщепенцы, темные силы, замышляющие козни, им присущи все мыслимые и немыслимые пороки. Они — это, по сути, все, кто не мы. С ними — война до победного конца. Если враг не сдается, его уничтожают. Если сдается, тоже — для вящей безопасности. Лес рубят — щепки летят. Цель оправдывает средства. Грядущие поколения нам спасибо скажут. Абсолютно неважно, какие конкретные формы такое умонастроение принимает. Неважно, коммунизм ли это, национал-социализм, демократия, либерализм, плюрализм, космополитизм, монархизм, постмодернизм или любой другой «изм». Важно, что мы, пропитавшись партийным мышлением, и Церковь мыслим по тому же принципу. Конечно, мы на словах всецело за любовь, милосердие, прощение, покаяние и так далее — но как доходит до дела, мы ощущаем себя «бойцами невидимого фронта», которые «на войне как на войне» и которым ради блага церковного все можно. Оскорбить, унизить, обмануть, предать — для блага же, не хухры-мухры!

http://pravmir.ru/o-xristianskoj-nelyubv...

И чтобы не делать рассказ слишком долгим, послал мне отец мой сюда письма, дабы я переправил их вам. И вот я послал их через посла его. И есть в них все, что случилось с ним, и все, что он сделал. То, что стало известно из послания его, то также и вы там сделайте известным, ибо было бы некрасиво для блаженства нашего скрыть и пренебречь всем этим. Гораздо лучше святейшеству вашему помочь святому отцу моему молитвами вашими святыми». Сию выдержку из письма царя нобадов здесь помещаем мы как подтверждение истории, дабы засвидетельствовать ею все происшествие божественное. Тогда же два других письма по тому же самому поводу он написал, но из-за длиннот повествования мы помещать их не станем... Сие же с помощью Бога в год 891 20 совершилось, и нами для памяти помещено. Глава 55. О Феодоре, который Лонгином был сделан папой Александрии Феодор тот, который Лонгином был сделан епископом в Александрии, в течение тех 4 лет ни разу не получил ответа от Павла. 21 Хотя он много раз писал ему, но ответа на письма свои не получил от него. И к тому же Лонгин ушел далеко к тем племенам, которые стали христианами во внутренней (области страны) Куш. Книга 6 третьей части экклезиастики, содержащая вкратце повествования о войнах. Оглавление шестой книги повествования о войне. Глава первая о начале этой книги. Вторая о войне патрикия Маркиана и о том, что с ним случилось впоследствии. Третья о причине гнева императора на Маркиана. Четвертая о том, что было написано императором Маркиану и Мундару. Пятая о походе персидского царя и о взятии им Дары. Шестая о пленении Апамеи и прочем. Седьмая о двух тысячах девушек, которые утопились. Восьмая о кратком мире, который был, и о войне Хосрова. Девятая о войне в Каппадокии и о сожжении Мелитены. Десятая о том, что случилось затем с ромеями в Армении. Одиннадцатая о персидских армянах, которые предали себя ромеям. Двенадцатая о ромейских послах и персидских и их переговорах. Тринадцатая об опустошениях, которые тотчас произвели персы. Четырнадцатая о комите Маврикии и о прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Неправда, что Россия, в отличие от её противников, не была готова к войне. К войне маневренной Россия заботами Государя была подготовлена не менее, чем её враги или союзники. К войне позиционной, окопной, требующей для победы еще не существовавших в то время видов вооружений и военной техники: танков, бомбардировщиков, химического оружия, никто готов не был, ни Антанта, ни австро-германцы (...) После героических битв 1914-1915 года, когда Россия воспрепятствовала разгрому англо-французских сил и избежанию Германией длительной войны на два фронта, наши деды и прадеды под Верховным командованием Императора Николая II остановили вражеские полчища, не пустив неприятеля в пределы коренной России. Скоро враг должен был оказаться на краю гибели. В 1917 году, при полном истощении ресурсов Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, Германская империя, сумевшая мобилизовать только тринадцать дивизий, да и то в основном из числа тех, кому уже было более 40 лет, Германия, объявившая для нужд войны сбор даже медных дверных ручек и металлической посуды, должна была быть повержена. В конце ноября 1916 года германское правительство выпустило ноту, в которой по сути дела, выступало с предложением мира. Русская же армия представляла собой грозную силу, хорошо обеспеченную вооружением и боеприпасами (...) Весной 1917 года должно было начаться генеральное наступление, последний победоносный порыв Русского народа в борьбе за независимость нашей Родины. Близок был день, в который над одной из величайших святынь, Цареградской Святой Софией, снова воссиял бы Православный крест. Недалек был час, когда братские славянские народы были бы освобождены от векового гнета, а под Высокую руку Русского Царя перешли бы Святая Земля и Гроб Господень. И не вина нашего славного христолюбивого воинства, что чаемая веками победа была вырвана из рук Русского солдата клеветниками и предателями, нанесшими подлый удар в спину нашему Отечеству " , - пишут авторы обращения. " Десятилетиями, дабы скрыть свою истинную, антинародную и богоборческую физиономию, советский режим делал всё, чтобы уничтожить в нас память о Второй Отечественной, как называли Первую Мировую её участники, войне, - говорится в заключение. - Сегодня, когда наследники позорной брест-литовской капитуляции, рядясь в одежды патриотов, продолжают цепляться за коммунистические фальшивки о неизбежности военного поражения Царской России, мы молитвенно поминаем миллионы тех, кто, оставаясь даже и до смерти верными долгу, в тяжелейшие годы Великой войны отдал жизни свои за Веру и Царя на алтарь Великой нашей Родины. Вечная им память. Россия помнит о вас, герои. Россия гордится вами! "

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/03/ro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010