А. Пичугин — Но в Синодальный период между Святейшим Синодом и Священным Синодом знак равенства ставить нельзя, поэтому, наверное, можно говорить, что заседания Святейшего Синода могло быть как бы заменой собора… В. Легойда — Тем не менее, соборы не проводились. Существовать может, но собор — это норма жизни Церкви. Если уж ставить вопрос о соборе, то нужно ставить вопрос не почему сейчас проводится собор, а почему они не проводились раньше. И тут тоже есть ответ, потому что были разные периоды. В том числе и в истории мирового Православия. Мы знаем, что… Хотя, кстати сказать, те, кто думают, что с эпохой Вселенских соборов соборная жизнь Церкви заканчивается, они тоже ошибаются. Потому что был собор и IX веке, которые некоторые, в том числе некоторые святые называли Восьмым вселенским собором. Тоже на минуточку для тех, кто считают, что восьмой будет. Были люди, которые считают, что уже прошел. Были соборы в XIV веке, связанные с учением святителя Григория Паламы. Был собор XVI века, на котором подтверждена была автокефалия Русской Православной Церкви. Соборы проходили. Другое дело, что сначала из ситуации, которая была в России, всеправославные соборы были невозможны. В 30 году, когда поставили вопрос о соборе, сербский святитель Николай (Велимирович), он сказал: «А как без Русской Церкви проводить собор». Если четверть (то, по-моему, четверть) всех епископов — это были епископы Православной Церкви. А. Пичугин — Для Советского союза он, наоборот, был очень выгоден. В. Легойда — Было невозможно. А. Пичугин — Да, но с другой стороны, Советский союз пытался утвердиться на мировых площадках… В. Легойда — Там не все так однозначно и просто было, но поэтому… Когда этот процесс стали готовить, то, повторяю, надо понимать, что: а) собор — это норма жизни, б) все-таки понимать, в каких условиях все это готовилось, понимать, что и документы есть результат консенсуса, и по поводу количественного представительств а есть разные точки зрения. Поэтому мне кажется, что очень много вот таких нездоровых ажитаций, как говорилось когда-то, они связаны именно с непониманием и природы Церкви, и того, что из себя будет собор представлять. Здесь ничего экстраординарног о ни по сути, ни по факту созыва не будет происходить.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

5. Concilium Constantinopolitanum II . Второй Константинопольский собор был созван сто лет спустя, в 553 г., императором Юстинианом без согласия папы для решения споров с упорствующими монофизитами. На нем председательствовал патриарх Константинополя Евтихий, присутствовало только сто шестьдесят четыре епископа и было выпущено четырнадцать анафем против так называемых трех глав или капитулов 646 – христологических взглядов трех епископов и богословов, Феодора Мопсвестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые были обвинены в склонности к несторианской ереси. Пятый собор не был признан многими западным епископами даже после того, как колеблющийся папа Вигилий выразил свое согласие с ним, вследствие чего возник временный раскол между Северной Италией и Римским престолом. В том, что касается значения, он стоит намного ниже четырех предыдущих соборов. Его постановления, на греческом языке, утрачены, кроме четырнадцати анафем. Кроме этих, было еще два собора, которые приобрели среди греков и латинян неоспоримый церковный авторитет: Третий Константинопольский собор, при Константине Погонате, в 680 г., на котором было осуждено монофелитство (и папа Гонорий, умер в 638) 647 и завершено формирование древнекатолической христологии; а также Второй Никейский собор, при императрице Ирине, 787 г., который санкционировал поклонение изображениям в католической церкви, но не имел догматического значения. Таким образом, Никее – а ныне незаметной турецкой деревушке Изник 648 – досталась честь открыть и завершить последовательность признанных вселенских соборов. После этого периода Греческая и Латинская церковь расходятся, и вселенские соборы больше не созываются. Греки считали Второй Трулльский 649 (или Четвертый Константинопольский) собор в 692 г., на котором не было принято никакого символа веры , но только каноны, собором вселенского характера (но не независимым Восьмым вселенским, а приложением к пятому и шестому, поэтому его называют Quinisexta, sc. synodus, Пятошестой собор), а Латинская церковь всегда протестовала против этого мнения. Латинская церковь, с другой стороны, возвышает до достоинства восьмого вселенского Четвертый Константинопольский собор 869 г. 650 , на котором был смещен патриарх Фотий, защитник Греческой церкви в ее спорах с Латинской. Для Греческой же церкви решение этого собора было аннулировано посредством последующего восстановления Фотия в должности. Римская церковь также, претендуя на свой исключительно вселенский характер, добавляет к семи или восьми греческим двенадцать или более латинских вселенских соборов вплоть до Ватиканского (1870), тогда как Греческая и протестантские церкви могут считать их лишь поместными. Между последним неоспоримым греко–латинским вселенским собором древней церкви (787) и первым латинским вселенским собором средневековой церкви (1123) прошло триста тридцать шесть лет. В течение этого промежуточного периода утвердилась папская власть 651 . §67. Книги церковных законов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На этом соборе Никейский символ веры был дополнен 5 членами. Так и составился Никео-Цареградский символ, который и доныне употребляется в православной Церкви. Третий вселенский собор 3-й вселенский собор был созван в 431 году, в Ефесе, против Нестория, архиеп. Константинопольскаго. Несторий учил, что будто бы Пресвятая Дева Мария родила простого человека Иисуса, с Которым уже после за святость Его жизни соединилось Божество и соединилось не ипостасно, а только обитало в Нем, как в своем храме; а потому Христос не Богочеловек, а Богоносец; Пресвятую же Деву Марию должно называть Христородицею, а не Богородицею. Осудив лжеучение Нестория, отцы собора определили: соединение двух естеств. во Христе признавать с самого зачатия и исповедовать в Нем одно лицо, Пресвятую же Деву Марию, на основании апостольского предания, именовать Богородицею. Четвертый вселенский собор Вслед за Несторием явился новый лжеучитель, Евтихий, архимандрит одного Константинопольского монастыря. Опровергая ересь Нестория и защищая Божественное достоинство И. Христа, он в то же время сам впал в противоположную крайность, именно он стал учить, что в воплощении человечество поглощено Божеством, как капля меда или желчи морем, почему тело Христово ни Деве Марии, ни нам не единосущно. Во Христе Иисусе, по его мнению, должно признавать только одно Божеское естество. Против этого нового лжеучения и был созван в 451 г., в Халкидоне, 4-й вселенский собор. Отцы собора отвергли лжеучение Евтихия и определили, что Господь наш И. Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему, по человечеству же Он во времени родился от Пресв. Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха, по воплощении Он имеет одно лицо и два естества, соединённые в Нем не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Последователи Евтихия стали называться монофизитами или одноестественниками. Пятый вселенский собор На 4-м вселенском соборе православными пастырями, несмотря на осуждение ереси Несториевой, ничего не было упомянуто о трех сочинениях или «трех главах» сирийских отцов Феодора Мопсуетского, Феодорита Кипрского и Ивы Эдесского, в которых ясно и резко выражались несторианские заблуждения. Несториане в споре с монофизитами ссылались на эти сочинения, как на неосуждённые собором, следовательно, как бы признаваемые им, а монофизиты находили в этом предлог отвергать самый собор и клеветать на вселенскую Церковь , будто бы она уклонилась в несторианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь: I) Своим 6-м Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом). II) Своим 28-м Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует или, как толкует только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) 3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году». И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании! Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию. К тому же это Деяние имело место не в 1589 году, когда тогдашний Патриарх Константинопольский Иеремия II попытался действовать самочинно, но в 1593 году на Всеправославном Соборе!

http://patriarchia.ru/db/text/5898762.ht...

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь: I) Своим 6-м правилом Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом). II) Своим 28-м правилом Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Трапезунта ), Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского Патриархата ) и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует Вальсамон , или, как толкует Зонара , только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) . 3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году». И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании! Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию.

http://pravoslavie.ru/144318.html

Отвечая на упрек в нежелании предоставлять западным епископам участие в обсуждении дел на Востоке, Константинопольский Собор в послании ссылается на " древнее установление и постановление никейских святых отцов, что в каждой епархии (=митрополии) хиротонии совершаются теми, кто в епархии, и, если они захотят, вместе с ними (епископами) сопредельными " . Здесь прямая ссылка на четвертое правило I Вселенского Собора , а также намек на второе правило II Вселенского Собора . В первом из них говорится о епархии (провинции), во втором - о диоцезе, включающем несколько провинций. В первом - призыв к возможно более полному участию епископов провинции в поставлении епископа, во втором - запрещение епископам вторгаться в чужой диоцез. Непосредственным поводом к изданию второго правила II Вселенского Собора была необходимость остановить каноническую экспансию Александрии, но это правило также могло служить преградой для западного епископата участвовать в восточных делах. Послание извещает, что на Константинопольскую кафедру " мы хиротонисали во время Вселенского Собора при всеобщем единомыслии, под надзором и боголюбезнейшего царя Феодосия, всего клира и всего города, одобрившего избрание, почтеннейшего и боголюбезнейшего Нектария во епископа " . И в Антиохии " почтеннейшего и боголюбезнейшего епископа Флавиана сошедшиеся [епископы] провинции и Восточного диоцеза канонически хиротонисали с одобрения всей Церкви... и эту законную хиротонию принял и весь Собор " . Участники Собора призвали западных епископов поздравить новых предстоятелей. Несмотря на чисто известительный характер этих сообщений, несколько десятилетий спустя Вонифатий I Римский (418 - 422) усмотрел здесь просьбу об утверждении . Также Собор принял два постановления, позднее включенные в состав правил II Вселенского Собора (правила 5 и 6). Использованные материалы   Ambros. Mediol. Ep. 12, 13, 14//PL. 16. Col. 987-995   Theodoret. Hist. eccl. V 9   PL. 20. Col. 782-783 Редакция текста от: 26.09.2020 20:19:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679031.h...

Что же касается Богоносных Святых Отцев, собиравшихся в Никее, Константинополе и Ефессе, то они идя по древним стезям доказали, что Он — Один и Три, Один — по Божественному естеству и Три — по ипостасям, образующим Троицу, завещали нам этот правый путь спасения и погубили во зле злых правой и левой сторон, побивая их словами истины, как каменьями. Между тем Феодор, Феодосий, Несторий, Барцума и Акакий, исповедники человечества, уклонились влево, отвергли Божество Единородного, признали в Христе два лица по числу двух естеств Его и Рожденного от Девы исповедали лишь человеком, признавая двух сыновей, одного по естеству и другого по благодати, Манес же и Манихейцы признали во Христе одно слитное естество, как сказано в его слове  . (пер. Г. С. Дестуниса и Н. Марра) Текст воспроизведен по изданию: Фотия, святейшего архиепископа константинопольского. О гробе Господа нашего Иисуса Христа и другие малые творения//Православный палестинский сборник. Т. 31. СПб. 1892 Письмо великого константинопольского Патриарха Фотия к князю князей Ашоту Препрославленный благочестием, сильнейший могугуществом, высочайший между одноплеменниками, князь Великой Армении Ашот! Милостию Божию, Глава епископов Нового Рима и вселенски Патриарх, мы проникнуты заботою поучать вас истиной, особенно зная, что ваша страна охраняема Высшею Благостию и была союзницею вселенской католической церкви, за исключением того только, что вы определили противным Богу и истине четвертый Собор, постановивши низвергнуть Нестория и уничтожить мерзкое его исповедание. Но кто в сущности не поймет, что непринимающие Халкидонского Собора — безумцы и сообщники поносителей Господа Нашего и Спасителя, надругавшихся над Тем, Который изгонял бесов, ибо нет разницы между вождями бесов и между хулителями Того, Который изгонял бесов из людей. Или так как Нестория вместе с его последователями проклял и отлучил этот Святой Халкидонский Собор, может быть кто–либо будет отрицать, что Несторий был слугою сатаны, возбудившим вражду против Святого Собора, собравшегося в Ефесе, и увлекшим за собою некоторых из участников этого Собора! Как решаетесь поносить и злословить четвертый Собор, когда он присоединился к третьему? Впрочем, так как мы вполне уверены, что у вас имеется богопознание, охраняемое высшими силами, и соплеменники ваши — народ Божий и выше неподобающих мыслей, доводы же [в объяснение] сказанного нами [по спорному вопросу] получились письменно от вас неуважительные, то все ложные мысли, присущие вам, исчезнут после того, как вы отречетесь от своего мнения [о Халкидонском Соборе], и этот четвертый Собор будет вами прославляем, признанный наравне с тремя [предшествовавшими].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010