Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

811 Английский официальный оригинал документа: doc_20160921_sinodality-primacy_en.html. Перевод на русский сделан составителем. 817 4 канон Первого Вселенского Собора (Никея, 325 г.): «Епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам. Если же сие неудобно, или по надлежащей необходимости, или по дальности пути: по крайней мере три в одно место соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершать рукоположение. Утверждать [kyros] же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту». Ср. также Апостольское правило, 1: «Епископ должен быть рукоположен двумя или тремя епископами». 818 Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 4; также канон 6: «Если кто без соизволения митрополита, поставлен будет епископом: о таковом великий Собор определил, что он не должен быть епископом». 819 Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 12: «Град же, который по царским грамотам почтен именованиям митрополии, единою честью да довольствуется, так как и епископ управляющий его церковью, с сохранением собственных прав истинной [kata aletheian] митрополии». 820 Седьмой Вселенский Собор (Никея II, 787 г.), канон 11 предоставляет митрополитам право назначать казначеев своих викарных епископов, если епископы не предусматривают этого. 821 Ср. Антиохийский собор (327 г.), канон 9: «Подобает епископам в каждой провинции [eparchia] подчиняться епископу, который председательствует в митрополии». 822 Ср. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 6: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества [presbeia] Церквей»; Второй Вселенский Собор (Константинополь, 381 г.), канон 3: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести [presbeia tes times] по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим»; Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 28: «Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества [presbeia]: поскольку то был царствующий град.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха . При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I . Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь , что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе , при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков – монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Рубрики Коллекции Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Свод, Нартекс (притвор). Источник: http://www.ruicon.ru Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них? 3 мин., 21.10.2017 Поделиться С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей. Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны. Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов. Читайте также: Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах Первый Вселенский собор Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария , считавшего Христа высшим творением Божиим. Важнейшие решения собора: Второй Вселенский собор Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр. Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим. Важнейшие решения собора: Третий Вселенский собор Третий Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики (фрагмент) Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог. Важнейшие решения собора: Четвертый Вселенский собор Четвертый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

http://foma.ru/7-vselenskih-soborov.html

Отец. Правил изложено 20. Он был – в 325 году. Второй собор вселенский – был при Феодосии великом, в присутствии Римскаго патриарха Дамаса; при патриархе Цареградском Григорие Богослове , в Константинополе, против Македония духоборца. Отцев присутствовало – 150. Правил преподано 8. Он был в 382 году. Третий собор вселенский – был при императоре Феодосие малом, или младшем, в патриаршество Целестина , при Кирилле Александрийском , вице-президенте папы, в Ефесе, против Нестория человекопоклонника. Отцев было 200. Правил дано 8. По времени собор был в 431 году. Четвертый собор вселенский – происходил при императоре Маркиане, при Римском папе Льве (его местоблюстители были – Пасхалин и Лукиан), при Цареградском патриархе Анатолии, в Халкидоне, на Диоскора – единоестественника. Отцев было 630. Правил постановлено 30; в год по Р. X. 451. Пятый собор вселенский – был при императоре Иустиниане великом, в самоличном присутствии папы Виргилия, при Константинопольском патриархе Евтихие, в Константинополе, против Оригинистов, баснословивших о конце мук. Отцев было 165. – В 553 году. Шестый собор вселенский – был при императоре Константине Погонате; в папство Агафона (коего местоблюстителями были Феодор и Георгий), при Константинопольском патриархе Евтихие, в Константинополе, против Сергия и Пирра и других едиповольников. Отцев было по одним 170, по другим 289. – В 680 году. Седьмый собор вселенский – происходил при императоре Константине и Ирине; в папство Андриана (коего местоблюстителями были Петр и Петр), при патриархе Константинопольском Тарасие, в Никеи, на иконоборцев. Отцев было 367. Правил издано 22. – В 788 году. Прим. Пятый и шестый соборы правил не излагали; для сего-то был собор в Трулле и назван пято-шестым, при царствовании Иустиниана Ринотмина, при Павле патриархе Константинопольском, в присутствии Василия митрополита Критскаго – местоблюстителя папскаго. Собор сей изложил правил 102. Отцев же было 227. Читай и почитай правила сих Соборов, продолжает святитель Тихон, а кроме того и – поместных, яже вся приемлет Православная наша Церковь , иное в научение, иное к сведению о состоянии первенствовавшия Церкви (Постановления поместных соборов также содержатся в Книге правил, от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

—252— ленского собора. Так, очевидно, 49 апостольское правило хотя определяет способ крещения, не дает канон равносильный, по своей обязательности, члену веры: крещение «не по Господню учреждению» в смысле крещения не во имя Троицы, а во имя трех бесконечных и проч. никогда не могло быть принято и не будет принято. 1717 Что только исключительные условия, при которых составлялись вероопределения после времени издания никеоцареградского символа, изменили терминологию так сказать основную, это видно из сопоставления следующих данных. «Веруем», «сия вера апостольская»; «мы содержим и исповедуем веру так, как приняли её: вот сия вера»: в таких словах первый вселенский собор выражается о своем вероизложении, известном под именем символа веры . Второй Вселенский собор, посылая свои правила императору Феодосию, свою деятельность определяет так: «сначала мы возобновили согласие между собою; потом изрекли краткие определения, в которых утвердили веру отцов». Это главное в деятельности собора. Но «кроме того постановили точные правила о благоустройстве церквей», или, как выражался относительно благоустройства третий Вселенский собор, правила, относительно того, «что полезно и необходимо для согласия и общения, и благоустройства». 1718 —253— В актах третьего же Вселенского собора видим, что правила в собственном смысле (каноны) собор озаглавливает как то, «что постановлено было на соборе», и постановленное собор формулирует в правила для того, чтобы «те, которые не были на соборе, не оставались в неведении о постановленном». 1719 Четвертый Вселенский собор символ I и II соборов называет «верою» и себя объявляет состоявшимся «преимущественно» ради утверждения веры, чтобы «учение о предметах веры было правильное». Поэтому, делая свое «определение», – чем, как мы сказали, вносилась особенность в терминологию, – относительно догматического вопроса, этот собор однако предпосылает определению такое рассуждение: последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедывати (μολογεν) Единого и тогожде Сына и проч. «яко же Сам Господь научи нас»: т. е. вера, строго говоря, исповедуется, а не определяется. Шестой Вселенский собор в отношении к рассматриваемому вопросу дает следующее: изложение учения о двух волях и действиях предваряется чтением «изложения веры» – символа Никео-цареградского. «Конечно – рассуждал собор после этого чтения – для познания веры достаточно и сего символа Божественной благодати». Но как появилась ересь одной воли и одного действия; то собор занялся этими заблуждениями и – «согласно определяя исповедует, что Господь наш Иисус Христос» и проч. И в заключение: «после того, как все сие установлено, определяем, что никому не позволяется проповедовать другую веру или иначе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Халкидонский, Вселенский IV Собор. Осуждением Нестория на Ефесском соборе еще не закончен был христологический вопрос. Евтихий, архимандрит одного монастыря близ Константинополя, воздвиг новую ересь, по поводу которой должен был собраться вселенский собор. Император Маркиан собрал этот собор, который состоялся и открыть был в Халкидоне 8 октября 451 года; имел шестнадцать заседаний и закрыт был 1 ноября того же года. Было на нем шестьсот тридцать отцов. Представителями западной церкви были пять Римских легатов. Руководящая роль на соборе принадлежала Анатолию Константинопольскому, Пасхазию и Лукентию, легатам Римского епископа, Максиму Антиохийскому и Ювеналию Иерусалимскому. После разбора учения Евтихия, собор провозгласил его еретиком и утвердил соответствующий догмат Православной Веры. На двух последних заседаниях собор издал тридцать правил, т.е. на этих заседаниях издано было двадцать восемь правил, а двадцать девятое и тридцатое правила изложены были на четвертом заседании собора, а теперь лишь присоединены к остальным. В Кормчей, Книге правил, Пидалионе и Indreptarea – одинаковое число халкидонских правил. В западных канонических сборниках приводится только двадцать семь правил этого собора. Последние два (двадцать девятое и тридцатое) не приводятся, по всей вероятности, потому, что изданы не совсем определенно в форме правил; а двадцать восьмое не приводится потому, что против него протестовали на этом соборе Римские легаты, усматривая в нем усиление примата Римского епископа. Трулльский, Вселенский V-VI Собор. Собор, известный под общим именем Трулльского, состоялся с целью дополнения правил V и VI вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван V-VI (Πενβεχτη, Quini-Sexta), а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил в том самом отделении царских палат, где были заседания этого последнего собора, то и правила, им изданные, называются правилами VI Вселенского Собора Трулльского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

5. Халкидонский собор.Четвертый собор – Халкидонский 451 г., при императоре Маркиане, собирался против архимандрита Евтихия и его защитника Диоскора архиепископа Александрийского, из коих первый, в противоположность Несторию, учил, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло 575 . На этом соборе присутствовало 630 епископов, в числе коих видное место занимали и три представителя папы Льва Великого 576 . Собор осудил предшествовавший собор, Ефесский 449 г., благоприятствовавший Евтихию 577 , и самого председателя этого собора, Диоскора Александрийского 578 ; затем собор составил определение истинного учения 579 и постановил 27 правил 580 . В особом заседании было изложено 28 правило. 29 и 30 правила суть извлечения из IV деяния. 6. Пятый вселенский собор. – Константинопольский второй, собирался в 553 году, при Юстиниане I, для решения спора о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуестского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, которые еще во времена третьего вселенского собора 581 в своих писаниях 582 выражали несторианские мнения. Так как собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил указанных трех епископов (равно как и третий вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского собора, Юстиниан (в 544 г.) издал указ, в котором в трех отдельных «главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и в частности в Африке), то и возник «спор о трех главах» 583 . Для решения этого спора и был созван пятый вселенский собор 584 . Папа Вигилий II (в 547 г.), находившийся в это время в Константинополе и заявивший свое сочувствие противникам собора, несмотря на приглашения, на собор не пошел, и собор составился вопреки его воле 585 . Но после нескольких колебаний он все-таки признал определение собора, осудившее Феодора Мопсуестского и некоторые сочинения Феодорита и Ивы Эдесского 586 . На этом соборе присутствовало 165 епископов 587 . Правил этот собор не издавал. Несмотря на признание этого собора папами Вигилием и Пелагием, он не был признаваем до конца 6-го века в Италии и Галлии, а испанские соборы даже и в 7-м веке не упоминают о нем 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Написа же константий со евсевием изображение веры по ариеве ереси, отъят единосущие отнего, и некая внем приложив. Собравже собор велик, хотя утвердити изложенное по ариеве ереси, еже написа со евсевиевою чадию изображение. Предложи сие собору иже в средце. егоже всятии отцы видевше отринута, утвердишаже правоверие. Потомже вторыи вселенский собор святый, таковое нечестие изтребив проклятию предаде, и заклят в прочая ниприложити ни отъяти что восвятем изображении правыя веры, от 318, в никеи собора написанием: ни писати иного символа, паче писанного в никеи в первом соборе, якоже дерзнул писати Константин со евсевием. Оттоле даниктоже дерзнет сотворити таковое писание, но твердо хранима будет православная вера, еюже апостоли научишя, юже мученицы исповедашя, и отцы святии утвердишя, от пророк проповеданная искони, безвсякого приложения и отъятия. Сице святый вторый вселенский собор утверди святую веру, а не после седмаго собора. Проклят же и македония, яко похуливша на Духа Святаго. Такожде святый вселенский третий собор, по первому и второму собору, несториа проклят, преступивша святую веру. Такожде святый вселенский четвертый собор, попервому собору, веру утверди. Такожде и святый вселенский пятый собор, попрежебывшим собором утверди. Иустиниан царь благочестивый зело теплейшею любовию ко Пречистей Богородице, сей восхоте приложити во святем символе, присно, едино токмо: еже, сошедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы. Иустинианже много моляше святыя сия отцы, пятого собора, приложити, присно: и глаголати, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии присно Девы. Святииже отцы, твердо храняще преданный символ первым вселенским собором, царево повеление отринушя, и символ невредим соблюдошя: не приложишя в него, присно: но цело, якоже и прежде утвердишя, воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы. Судивше праве, яко непредвигати предел, яже отцы положишя. И закляша, яко никомуже смети приложити, или отъяти что во святом символе: но тако соблюдати цело и не поколебимо, якоже в первом соборе написаша отцы святии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Страшные для Византии гунны, еще в начале правления Маркиана, двинулись на Запад, где произошла знаменитая Каталаунская битва. Вскоре сам Аттила умер, и его громадная держава распалась. Гуннская опасность для Византии, таким образом, миновала при Маркиане. Четвертый Вселенский собор Маркиан унаследовал от своего предшественника весьма сложное состояние дел в церкви. Монофизиты торжествовали. Маркиан, стоя на точке зрения первых двух Вселенских соборов, не мог с этим примириться и созвал в 451 году четвертый Вселенский собор в Халкидоне, имевший первостепенное значение для всей последующей истории. Состав собора был очень многочисленный; папа прислал на собор своих легатов. Осудив деяния Эфесского разбойничьего собора и лишив Диоскора епископского сана, собор выработал религиозную формулу, совершенно отвергавшую монофизитство и вполне согласную с воззрением римского папы. Собор признал «Христа, Сына Господа единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Определение веры Халкидонского собора, торжественно подтвердившее определения первых двух Вселенских соборов, сделалось одним из главнейших устоев вероучения православной церкви. Постановления Халкидонского собора имели для истории Византии также крупное политическое значение. Византийское правительство и константинопольская церковь , выступив в середине V века решительно против монофизитства, оттолкнули от себя восточные провинции – Египет и Сирию, где население было по преимуществу монофизитским. Египетские и сирийские монофизиты остались и после собора 451 года верными своим религиозным взглядам и ни на какие уступки не соглашались. Египетская церковь отказалась от употребления греческого в качестве языка богослужения и ввела в использование египетский (коптский). Религиозные смуты, вылившиеся вскоре после этого в Иерусалиме, Александрии и Антиохии, на почве насильственного введения соборных решений в форме серьезных народных восстаний, должны были быть подавляемы с большим кровопролитием при помощи гражданских властей и военной силы. Подавление всех этих восстаний, однако, не решало основные проблемы эпохи. И вот на фоне все более обострявшихся религиозных противоречий стали ярче выступать, особенно в Египте и Сирии, противоречия племенные. Египетское и сирийское туземное население постепенно приходило к мысли о желательности отпадения от Византии. Подобная религиозная обстановка в восточных провинциях, в связи с составом населения, создала в них к VII веку такие условия, которые облегчили переход этих богатых и культурных областей сначала в руки персов, а потом арабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010