Догматические определения, каноны, а также судебные решения утверждались подписями всех епископов. Императорское утверждение принятых на Соборе постановлений наделяло их силой государственных законов, нарушение которых каралось светской властью. Веру в непогрешимость Вселенских Соборов выражали святые отцы Церкви: «Слово Божие через Вселенский (Никейский) Собор пребывает (остается) на веки» (св. Афанасий Великий ). «Исповедуйте веру, изложенную отцами нашими, сошедшимися в Никее, и не отвергайте ни одного из никейских изречений (постановлений), но знайте, что провозгласили это триста восемнадцать отцов по беспрекословному согласию и не без внушения Святого Духа» (св. Василий Великий ). Тексты догматических определений, канонов, судебных писем и посланий Вселенских Соборов сегодня помещены в сборнике под названием «Деяния Вселенских Соборов», а тексты канонов отдельно можно найти в «Книге правил». Православная Церковь признаёт семь В сел енски х Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 г. при императоре Константине Великом . Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 г. при императоре Феодосии Великом. Третий Вселенский Собор проходил в Ефесе в 431 г. при императоре Феодосии II Mлaдшeм. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане. Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 г. при знаменитом императоре Юстиниане I Beлukoм. Шестой Вселенский Собор проходил в Константинополе в 680 г. при императоре Константине IV Norohame. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 г. при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Символ веры Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1 u II Вселенских Соборах: Никейском и Константинопольском (иначе Цареградском), поэтому оно еще называется Никео-Цареградским Символом веры.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Дева-мученица Иулия, За Христа Владыку распятая, Призывала силу Божию, Силу Древа Всечестнаго. Из шести жестоких ран Кровью землю обагрила; На Владыку уповала, Свою веру не скрывала. И Христос ее не утаил, Всему ясно объявил, В Царстве горнего бессмертия Поселил в чертоге праведных. Испустила душу Иулия: Словно голубь белокрылый, Взмыв из уст ее правдивых, На высоты воспарил. Люди это наблюдали, Громогласно восклицали: «Горе судиям неправым, Кровь невинную пролившим!» 3. Святые 15 000 мучеников . Были обезглавлены в Персии за веру Христову. 4. Св. мученик Афиноген . Составитель вечернего песнопения «Свете тихий» . Скончался за Христа в огне и удостоился вечной славы в Царстве Божием. 5. Воспоминание шести Вселенских Соборов . Сие общее воспоминание первых шести Вселенских Соборов совершается на неделе с 13 по 19 июля. Рассуждение Вселенские Соборы суть величайшие арены борьбы Православия с ересями. Под сей датой Церковь творит общее воспоминание первых шести Соборов. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 году (в нем участвовало 318 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 29 мая и в седьмое воскресенье по Пасхе. Сей Собор опроверг ересь Ария против Бога Сына. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году (в нем участвовало 150 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 22 мая. Сей Собор опроверг ересь Македония против Бога Духа Святого. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году (в нем участвовало 200 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 9 сентября. Сей Собор опроверг ересь Нестория против Пресвятой Богородицы. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году (в нем участвовало 630 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 16 июля. Сей Собор опроверг монофизитскую ересь. Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году (в нем участвовало 160 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 25 июля. Сей Собор опроверг ересь Оригена [и Феодора Мопсуестийского. – Пер.]. Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680–681 и в 691 годах (в нем участвовало 170 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 23 января. Сей Собор опроверг монофелитскую ересь. Седьмой же Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году (в нем участвовало 367 святых отцов), вспоминается не в этот день, а 11 октября [однако празднование , согласно уставу, бывает в Неделю предыдущую или приидущую , то есть в предыдущее либо в последующее воскресенье. – Пер.]. Сей Собор опроверг иконоборческую ересь. На всех Вселенских Соборах действием Святого Духа осуждены все [в ту пору существовавшие. – Пер.] ереси и навсегда утверждена православная вера 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Второй Вселенский Собор был в г. Константинополе в 381 г. против лжеучения Македония, бывшего в этом городе епископом. Он учил, что Дух Святый ниже Бога Отца и Сына, называл Его тварью и силой их. На сем Соборе был дополнен Никейский Символ веры пятью членами. В восьмом члене против лжеучения Македония утвержден был догмат о равенстве и единосущии Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном. Третий Вселенский Собор был в г. Ефесе в 431 г. против Константинопольского патриарха Нестория при императоре Феодосии младшем. Несторий учил, что Пресвятую Деву Марию надобно называть не Богородицею, а Христородицею, потому что будто она родила человека Христа, с которым Бог был соединен только нравственно, обитал в Нем, как обитал в Моисее и других пророках. Поэтому и самого Господа Иисуса Христа называл он не Богочеловеком, а Богоносцем. Собор отверг ложное учение Нестория и утвердил веру, что Господь Иисус Христос есть Бог и человек, и наименовал Пресв. Деву Марию Богородицею. 3-й Всел. Собор утвердил Символ веры , составленный на первых двух Соборах, и запретил изменять или дополнять его. Четвертый Вселенский Собор был в г. Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане против Евтихия. Евтихий был архимандритом одного константинопольского монастыря. Опровергая Нестория, он впал в противоположную крайность и стал учить, что в Господе И. Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, и потому в нем следует признавать только одно Божеское естество. Собор отверг ересь Нестория и утвердил учение, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. По Божеству Он вечно рождается от Отца, а по человечеству родился от Пресв. Девы Марии и во всем подобен нам, кроме греха. Он имеет одно лицо и два естества – Божеское и человеческое. Пятый Вселенский Собор был в Константинополе, где был 1-й, в 553 г. при императоре Юстиниане по поводу продолжавшихся споров между несторианами и евтихианами. Пятый Собор повторил осуждение на ересь Нестория и Македония. Шестой Вселенский Собор был в Константинополе же в 680 г. при императоре Константине Погонате против ереси так называемых монофелитов. Эти монофелиты признавали в И. Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Собор осудил учение монофелитов и определил признавать в И. Христе два естества и по этим двум естествам две воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

V. История богословской мысли аа) преимущественно на востоке. – a) Завершение «богословской» стадии. 1. Первый вселенский собор. 2. Второй вселенский собор. 3. Заблуждения, возникшие под влиянием борьбы против арианства. α) Доктрина Маркелла анкирского. β) Доктрина Фотина сирмийского. γ) Доктрина Аполлинария лаодикийского. – δ «Христологическая» стадия. 1. Третий вселенский собор. 2. Четвертый вселенский собор. 3. Спор о догматическом авторитете вселенского четвертого собора, α) Твердая политика Маркиана и Льва I. Codex encyclius. β) Униональные попытки. «νωτικον» Зенона. «Акакианская схизма». γ) Распадение монофиситства на толки, δ) Торжество православия при Юстине. Осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима, ε) Спор о выражении: «Един святыя Троицы пострада», ς) Униональные стремления Юстиниана I . η) Спор о «трех главах». 4. Пятый вселенский собор, α) Итоги церковной политики Юстиниана I. β) Церковная политика его преемников, γ) Завершение «христологической» стадии; αα) Причины, объясняющие возникновение монофелитства, ββ) История спора. 5. Шестой вселенский собор, а) Следствия шестого•вселенского собора на западе и на востоке.–с) Иконоборчество. 1. Причины явления. Его характер. 2. Иконоборцы первой генерации – «христианообвинители». 3. Седьмой вселенский собор. 4. Причины возобновления иконоборчества. 5. Иконоборцы второй генерации. 6. Торжество православия. 7. Отношение запада к седьмому вселенскому собору. –бб) История богословской мысли на западе. – а) Споры «христологические». 1. Заблуждение пресвитера Лепория. 2. Адоптиане. – b) Спор о приснодевстве Богоматери. 1. Гельвидий. 2. Боноз. – с) Споры о взаимном отношении свободы и благодати. 1. Пелагианство. – d) Спор оригенистический между Иеронимом и Руфином. – е) Споры по вопросам церковного обряда и аскетики. 1. Иовиниан. 2. Вигилянтий. – f) Спор sui generis. 1. Прискиллиан. – вв) Борьба церкви против заблуждений с дуалистическою основою. 1. Манихеи. 2. Дуалистический элемент в заблуждениях Евстафия севастийского. 3. Ипсистарии. 4. Евхиты (мессалиане). α) в IV–V веке; β) в XI веке. 5. Павликиане. 6. Афинганы. 7. Аревурды. 8. Приложение: Богомилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Память 2-го Вселенского собора празднуется 22 мая/4 июня. Третий Вселенский Собор. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431-ом году и был собран против Нестория человекопоклонника. Несторий утверждал что Иисус Христос был человеком в котором обитал Бог, как в храме. Поэтому он называл Иисуса Христа богоносцем а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву Марию христородицею, а не Богородицею. Этот собор отклонил учение Нестория. Память 3-го Вселенского собора празднуется 9/22 сентября. (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Четвертый Вселенский Собор. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451-ом году и был собран против Евтихия и Диоскора монофизитов. Монофизиты утверждали что в Господе Иисусе Христе только божеское естество. Собор утвердил что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Кроме того собор составил 30 церковных правил и выработал права и указал округи пяти первенствующих епископов (патриархов). Память 4-го Вселенского собора празднуется 16/29 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Пятый Вселенский Собор. Пятый Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 553-ом году и был собран против трех учителей Сирийской Церкви. Эти три учителя писали еретические сочинения. Собор осудил одного из них как еретика, а двух других только их сочинения которые были еретические. Память 5-го Вселенского собора празднуется 25 июня/8 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Шестой Вселенский Собор. Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680-ом году и был собран против Монофелитов. Монофелиты утверждали что у Господа Иисуса Христа два естества, но одно действие и одна воля. На этом соборе было осуждено учение Монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, и по этим двум естествам две воли. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор состоялся через одиннадцать лет. Собор дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы и поэтому называется Пято-Шестым. Собор принял в руководство для Церкви восемьдесят пять правил апостольских, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Потом к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления и находятся в книге которая по русски называется " Кормчая " , а по гречески " Номоканон " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Нравоучение христианское превосходно раскрыто и объяснено у отцов Церкви 114 ; сверх того, для искоренения худых нравов и обычаев, многие правила постановлены на Соборах. Так запрещены христианам обычаи язычников, их клятвы, суеверие и волшебство (Шестой Вселенский Собор), их празднества и зрелища (Карфагенский Собор). Предписано хранение постов, установленных Церковию (Гангрский Собор). Постановлено причащаться Святых Таин, не вкушая пищи (Анкирский Собор), в чистоте душевной и телесной (Карфагенский Собор). Положены строгие правила против человекоубийства, отравы младенца в утробе (Шестой Вселенский Собо); против святокупства (Четвертый Вселенский Собор), мздоимства духовных (Седьмой Вселенский Собор), против лихоимства ростовщиков (Сардикийский Собор) и других пороков. Запрещено вступать в брак в близком родстве – до 4-й степ. Включительно (Шестой Вселенский Собор), и проч. История ересей § 28. В области чистого учения апостольского в сем периоде весьма часто возрастали семена ересей – плод мудрований человеческих и страстей. Всего больше терпела Церковь от ариан, македониан, монофизитов, монофелитов и пелагиан. I. Арий, возбужденный завистию к сверстнику своему епископу Александрийскому, учил противно ему, отвергая вечность Сына Божия, и произвел самое опасное разделение в Церкви. Осужденный Соборами, он успел однако преклонить к себе благоволение Константина Великого и довел Святого Афанасия до заточения, † 336. После Константина, соборы тщетно старались восстановить мир Церкви. Константий гнал православных; Юлиан дал всем свободу; Валент был арианин. Наконец Феодосий повелел держаться одной Никейской веры, а последующие императоры изгнали ариан из империи. Тогда арианство распространилось у готфов, вандалов, бургундов, лонгобардов, и уже в 7-м веке истребилось. Ариане разделялись на ариан чистых, или аномеев (νμοιοι) 115 , и полуариан, которые сына Божия называли подобным по существу Отцу (μοιοσιος), а не единосущным (μοσιος). II. Македоний полуариан, за ересь выгнанный из Константинополя, в заточении распространял новую ересь отрицая Божество Святого Духа. Последователи его (духоборцы) при Валенте были гонимы самими арианами. Осуженные на 2-м Вселенском Соборе, они изгнаны из столицы и после более не упоминаются 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ веры , который и служит руководством для Церкви на все времена. ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе , при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория , который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил : исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, – Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения. ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне , при императоре Маркиане . Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия , который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством , а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Первый Вселенский Собор 325 г. издал свой орос 77 в виде Никейского Символа Веры . Этот Символ составлен на основе крещального 78 символа Кесарийской (или Иерусалимской) Церкви, в который была внесена формулировка о единосущии Сына с Отцом. Символ пользовался вселенским авторитетом, как точное выражение веры, на последующих Вселенских Соборах до Четвертого включительно. Текст Никео-Константинопольского Символа является результатом переработки более поздних (после 370 г.) крещальных символов, возможно, антиохио-иерусалимских 79 . Впервые в соборных документах данный Символ встречается в актах Четвертого Вселенского Собора 451 г., который провозгласил Константинопольский Собор 381 г. Вторым Вселенским и назвал этот Символ «верою 150 отцов», т.е. фактически признал его памятником последнего 80 . Вместе с Никейским Символом указанный Символ был объявлен непогрешимой формулой веры. К концу V в. Константинопольский Символ повсеместно на Востоке признавался полным и окончательным выражением христианской веры и вытеснил Никейский и все прочие крещальные и соборные символы из литургической практики Церкви. Шестой Вселенский Собор 680 г. подтвердил непреложный характер так называемого Никео-Цареградского Символа веры 81 . Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем 82 . Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, (12-ти) святых отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане) 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Часть I → Содержание Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-ro Вселенского собора Спор о трех главах и пятый Вселенский собор I. Происхождение спора II. История спора о трех главах V Вселенский собор Монофелитство и VI Вселенский собор I. Монофелитство и поборники православия до VI -го Вселенского собора А. Монофелитство Б. Поборники православия II. Константинопольский VI Вселенский собор 680 года Иконоборство и VII Вселенский собор I. Происхождение иконоборства II. Господство иконоборства (741– 775г.) III. Никейский Вселенский собор 787 год IV. Последние времена иконоборства Приложения к «Истории Вселенских соборов» Никейский собор по тексту коптскому Константинопольский собор 448 года против Евтихия Собор разбойничий 449 года, руководимый Диоскором Собор Разбойничий 449 года, в Сирском текст Халкидонский IV-ый Вселенский собор 451 года 1) Обстоятельства созвания собора 2) Суд над собором разбойничьим и Диоскором 3) Догматические прения и вероопределение     Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-ro Вселенского собора Собор Халкидонский четвертый Вселенский восторжествовал над ересью монофизитской; для всех стало очевидным, чем отличается истина православия от ереси монофизитской, которая также выдавала себя за истину. Но это не значит, чтобы по окончании собора Халкидонского не стало более еретиков монофизитов в восточной Церкви. В умах многих монофизитство пустило такие глубокие корни, что их не мог истребить и собор Халкидонский. В некоторых местах еще продолжали храниться предания собора разбойничьего 449 года. Что действительно было так на самом деле, это показали беспорядки, нестроения и даже открытые возмущения в разных церквах, какими встречены были догматические определения Халкидонского собора, тотчас по его окончании. Первым местом на Востоке, где Халкидонский собор встретил себе сопротивление, была церковь Палестинская. Сюда пробрался один из Александрийских монахов Феодосий, который был в Халкидоне во время деятельности здесь собора; с ним явились в Палестину и другие монахи, также бывшие свидетелями торжества православия в Халкидоне; они то и посеяли первые семена раздора в Церкви иерусалимской 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Исихастская духовность не может дать ответ на каждую проблему нынешнего дня; его может дать только само Евангелие. Однако духовность эта столь актуальна для нас именно потому, что она соответствует библейскому пониманию Бога и человека и еще потому, что полная свобода ее благочестия от всего внешнего сосредоточена только на единственной реальности – на Иисусе, воплощенном Сыне Божием. Непрекращающаяся жизнь исихастской традиции в восточной Церкви – не деспотическая абсолютизация какой-то определенной школы духовности; она – абсолютная преданность единому на потребу в христианской жизни. Только в этом смысле мы и можем говорить об Иисусовой молитве как о проявлении православной духовной жизни. Синхронистическая таблица Восток Собор апостолов в Иерусалиме Путешествия св. Павла Мученичества Петра и Павла в Риме ок. 100 Кончина Иоанна Основание Константинополя, “Нового Рима” Первый Вселенский собор в Никее Второй Вселенский собор в Константинополе ок.400 Третий Вселенский собор в Эфесе ок. 435 ок. 450 Отделение монофизитов: коптов, эфиопов, сирийцев, армян. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне Конец Римской империи на Западе Кончина св. Бенедикта Пятый Вселенский собор в Константинополе Юстиниан завоевывает Италию и Африку ок. 587 590–604 680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе Трулльский собор (пято-шестой) Начало иконоборчества Седьмой Вселенский собор в Никее Карал обвиняет греков в ереси (Libri Carolini) Карл коронован как император в Риме Торжество православия над иконоборчеством Папа Николай отказывается признать Фотия патриархом Крещение болгар Папа Николай I осужден Фотием 879–880 Переговоры между Фотием и папой Иоанном VIII. Константинопольский собор Крещение Руси Филиокве добавляется к Символу вере в Риме Отлучение Михаила Керулария легатами папы Льва IX 1073–1085 Папа Григорий VII 1198–1216 Папа Иннокентий III Завоевание Константинополя крестоносцами Кончина Франциска Ассизского Монголы в Киеве Михаил VIII Палеолог освобождает Константинополь Уния Лионского собора; Кончина Фомы Аквинского; Кончина Бонавентуры

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010