Собором было определено, что Иисус Христос есть одно Лицо, Личность – совершенный Бог и Человек. Поэтому Деву Марию, хотя Она родила Христа по человечеству, Собор признал достойным именовать Богородицей. Третий Вселенский Собор запретил вносить в составленный на Первом и Втором Соборах Символ веры какие-либо изменения. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году и был собран против ереси монофизитов . Монофизиты утверждали, что в Господе Иисусе Христе только одна природа – божественная. Монофизиты считали, что даже сравнивать Христа с людьми – неблагочестиво. Тайна воплощения понималась ими неверно: отрицалось восприятие Богом человеческой природы во всей ее полноте, в то время как по учению Церкви это непременное условие для всецелого исцеления этой природы . Четвертый Вселенский Собор провозгласил, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему – кроме нерожденности, по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всем подобен нам – кроме греха. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе как едином Лице неслитно , неизменно , нераздельно и  неразлучно . Эти определения показывают, что, соединившись в Лице Спасителя, божественная и человеческая природы Несмотря на осуждение, монофизитство (как и несторианство) не исчезло; в некоторых странах (Египте, Армении) оно укрепилось и существует до настоящего времени. Пятый Вселенский Собор был созван императором Юстинианом Великим в Константинополе в 553 году. Главным предметом обсуждения на Соборе стали сочинения трех богословов Сирийской Церкви, связанные с несторианством и которые ранее не были осуждены, а также учение известного церковного писателя древней Церкви Оригена (ум. ок. 254 г.). Собор осудил учения Оригена и одного из сирийских богословов – Феодора Мопсуестийского. В отношении двух других церковных деятелей, Ивы Эдесского и Феодорита Киррского, соборное осуждение относилось только к некоторым их сочинениям.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Второй Вселенский Собор издал семь правил дисциплинарного характера, среди которых самые важные: о незыблемости канонических территориальных границ между Церквами (2), о критериях, которым должно соответствовать лицо, обращающееся с жалобой на епископа в церковный суд (6), и о разновидностях присоединений к Церкви из ереси и раскола в зависимости от заблуждения присоединяющегося (7). Третий Вселенский Собор (Эфесский) Третий Вселенский Собор был созван императором Феодосием II в Эфесе в 431 году в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория. Несторий искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. На Соборе было 200 отцов, большей частью восточных, которые осудили учение Нестория и предали его самого анафеме. Третий Вселенский Собор издал восемь правил. Первые шесть из них касаются прещений для епископов и клириков, приверженных к ереси Нестория и Целестия (пелагианство), 7е содержит запрещение вносить изменения в Никейский символ веры , а 8е утверждает автокефалию Кипрской Церкви. Четвертый Вселенский Собор (Халкидонский) Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в Халкидоне, в Вифинии. Он был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией для осуждения ереси Евтихия, который, в противоположность Несторию, учил об одном естестве Сына Божия, в Котором, как считал Евтихий, человеческое естество было совершенно поглощено Божеством. Число участников этого Собора было особенно большим – 630 епископов, которые осудили Евтихия. Известно 30 правил Четвертого Вселенского Собора. Важнейшие из них посвящены дисциплине клириков, монахов и мирян. Так, клирикам запрещается переходить из одной епархии в другую, а также числиться одновременно на двух местах службы; рукоположения духовных лиц без назначения на определенное место службы запрещены; вне зависимости от того, где они служат, все клирики должны пребывать под властью своего правящего епископа (5, 6, 8, 13, 20). Извержением из сана карается правилами составление заговоров против своих епископов или сослужителей (18). Клирикам запрещается заниматься попечительством и откупами, категорически запрещается симония (2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Второй Вселенский Собор собрался по поводу ереси Македония, который пошел дальше Ария, сделал следующий шаг и уже обрушился на Божество Господа Бога Духа Святого, утверждая также, что Дух Святый не равен Богу Отцу, а что Он только могучая служебная сила, которою Бог действует. Третий Вселенский Собор. Собрался, главным образом, из-за ереси Нестория. Причем, характерно, что Несторий, Патриарх Константинопольский, несмотря на столь высокий церковный сан, учил неверно о Божьей Матери, ибо он утверждал, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, не родился от Нее так, чтобы воспринять от Нее всю человеческую природу, а только утверждал, что Иисус Христос не имел Божественной природы полной, был не Богочеловеком, а просто Богоносцем, – в Нем Бог обитал, как в храме. Еретик Несторий пробовал учить народ, что нужно Божию Матерь называть не Богородицею, как Родившую Бога, а «человекородицею», как родившую человека. Но взрыв негодования народного был таков, что он поспешил от этого отказаться и предложил называть Ее «христародицею», т.е. Родившую Христа. Тогда Третий Вселенский Собор собрался. Святитель Кирилл, Патриарх Александрийский, был когда-то другом Несторию (занимали они равные кафедры: Несторий – патриарх Константинополя, Кирилл – патриарх Александрии), он по-дружески много писал писем, вразумляя Нестория. Письма эти становились все строже и строже, по мере того, как Несторий упорствовал и, в конце концов, собрался Вселенский Собор, который еретика осудил. Четвертый Вселенский Собор – самый большой по числу святых отцов, которые собрались на нем, ибо 600 епископов участвовали на этом соборе. Собор собрался, главным образом, по поводу противоположной ереси Евтихия. Евтихий, опровергая ересь Нестория, впал в противоположную крайность и поэтому утверждал, что в Господе Иисусе Христе было только одно Божественное естество, так как человеческое естество как бы растаяло, исчезло в божественном, подобно тому, как капля исчезает в воздухе. И это осудил Собор святых отцов. И последующие соборы собирались также по важным церковным вопросам, а также и по поводу ересей, потому что ересь Евтихия называлась ересью «монофизитской», это значит «одно-природной». Он утверждал, что в Христе Спасителе только одна природа. После того, как ересь эта была осуждена, появилась ересь «монофелитов», это тех, которые старались как-то перекинуть мост от ереси их к православию. И у монофелитов отмечалось, что у Спасителя было две природы, но воля была одна. Однако же, и эта ересь была осуждена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Еретики же македониане сидят особо и разговаривают между собою. Третий Святой Вселенский Собор,. бывший в Ефесе при Феодосии младшем, в 431 году, и состоявший из 200 отцов, против Нестория пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Феодосий младший на престоле, юный, с бородою едва показавшеюся, и по обе стороны его – святой Кирилл Александрийский , Ювеналий Иерусалимский и другие святители и отцы. Пред ними стоят Несторий пожилой, в архиерейской одежде и единомышленные с ним еретики. Четвертый Святой Вселенский Собор,. бывший в Халкидоне при Маркиане в 451 году, и состоявший из 630 отцов, против Евтихия и Диоскора пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Маркиан, старец, на престоле, окруженный сановниками, имеющими на головах златочервленые повязки (скиадии) и по обе стороны его – святой Анатолий, патриарх Константинопольский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Пасхазин и Луцензий и пресвитер Вонифатий – поверенные местоблюстители Льва папы римского и другие святители и отцы. Пред ними стоят Диоскор в архиерейском облачении и Евтихий и разговаривают с ними. Пятый Святой Вселенский Собор,. бывший при Иустиниане Благоверном в 551 году и состоявший из 165 отцов, против учения Оригена пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Иустиниан на престоле и по обе стороны от него – Вигилий, папа римский, Евтихий Константинопольский и другие отцы. Пред ними стоят еретики и разговаривают с ними. Шестой Святой Вселенский Собор,. бывший В Константинополе при Константине Погонате в 680 году и состоявший из 160 отцов, против Онория, Сергия и Пирра пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Константин Погонат, с проседью в длинной раздвоенной бороде, на престоле, за которым видны копьеносцы, и по обе стороны от него – св. Георгий патриарх Константинопольский и папские местоблюстители, Феодор и Георгий, и другие отцы. С ними разговаривают еретики. Седьмой, никейский второй, Святой Вселенский Собор, бывший при Константине и Ирине, против иконоборцев в 787 году и состоящий из 350 отцов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил сочинения трёх учителей сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского за их несторианские и евтихианские заблуждения. Из них лично был осужден только не раскаявшийся Феодор Мопсуэстийский, двое же остальных были помилованы, так как отреклись от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью . Собор повторно осудил Нестория и Евтихия, а также анафематствовал ряд положений оригенизма (учение о переселении душ, апокатастасисе и проч.). Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, 12-ти святых Отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане). Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем. 2. Вероопределения Поместных Соборов Из Поместных Соборов, проходивших в период Вселенских Соборов, в догматическом отношении наибольший интерес представляют два. Первый – это Карфагенский Поместный Собор 419 г., на котором были приняты правила, рассматривающие учение о каноне Священного Писания , первородном грехе, благодати и др. Второй – Пято-Шестой, или так называемый Трулльский Собор 691–692 гг. Результатом деятельности Трулльского Собора стали 102 канонических правила, которые составили основу Православного канонического права. На Соборе были утверждены догматические тексты, которые содержатся в правилах святых Апостолов, в правилах святых Отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Православная Церковь рассматривает Трулльский Собор как продолжение Шестого Вселенского Собора. Поэтому каноны Трулльского Собора часто называются Правилами Шестого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Впрочем, не только со стороны содержания, но и с формальной стороны Filioque – это нецерковное и антиканоническое нововведение, ибо не-апостольским, не-каноническим, не-соборным образом введено оно в завершенный Символ веры Вселенской Церкви. Еще Третий Вселенский Собор (431 год) за целых полтора столетия до появления Filioque в своем 7-м правиле запретил кому бы то ни было высказывать и составлять иную веру, кроме веры, уже утвержденной в Символе веры , ибо, по исповеданию святых Отцов Четвертого Вселенского Собора, «достаточно и этого премудрого и спасительного Символа Божественной благодати для полного разумения и утверждения благочестия, ибо он совершенно учит об Отце, Сыне и Святом Духе». Кто дерзнул бы обнародовать иную веру, тому Третий Вселенский Собор грозит анафемой, если это мирянин, и извержением, если это клирик. То, что 7-м правилом Третьего Вселенского Собора запрещено отдельным лицам и Поместным Церквам изменять, расширять или сокращать Никео-Цареградский Символ веры , видно из письма председателя Третьего Вселенского Собора, святого Кирилла Александрийского , Иоанну Антиохийскому. Святой Кирилл пишет: «Мы не допускаем ни себе, ни кому бы то ни было другому изменить хотя бы одно слово (λξιν) в Символе веры или выпустить хотя бы один слог (συλλαβν), помня сказавшего: «Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои» ( Притч.22:28 ). Ибо говорили не они, а Сам Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд и Сыну в смысле сущности». Решения Третьего и Четвертого Вселенских Соборов о неизменности Никео-Цареградского Символа веры подтверждают все последующие Вселенские Соборы. Так, Пятый Вселенский Собор повторяет решения Третьего и Четвертого Вселенских Соборов о неизменности Символа веры ; Шестой Вселенский Собор, говоря об этой неизменности, указывает, что «для совершенного познания и утверждения православной веры достаточно этого святого и православного Символа Божественной благодати»; а когда на Седьмом Вселенском Соборе был прочитан Никео-Цареградский Символ веры , Отцы Собора единодушно возгласили: «Все мы так веруем, все точно так же мыслим и все согласно подписываемся... Это – вера апостольская, вера отеческая, вера православная, вера, утвердившая вселенную... Мы следуем древнему решению Церкви сохранять определения отцов и предаем анафеме тех, которые хоть что-нибудь прибавляют или отнимают у Церкви». Имея в виду такое твердое и неизменное отношение Святых Вселенских Соборов к Символу веры, святой Фотий, патриарх Цареградский, пишет: «Из семи Вселенских и Святых Соборов догмат о том, что Дух Святой исходит от Отца, решил Второй, принял его Третий, считал его святым Четвертый, единогласно был за него Пятый, открыто его признал Шестой, блестяще его борьбой запечатлел Седьмой Собор. Очевидно, что каждый из них свободно выразил и сохранил благочестие и богословское учение о том, что Дух исходит от Отца, но не от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так как в богооткровенном учении о лице Иисуса Христа – три стороны, именно: учение о божестве и человечестве Иисуса Христа и об образе соединения в Нём того и другого; то и раскрытие этого учения состояло в точнейшем разъяснении его смысла в всех указанных отношениях. О божестве Иисуса Христа первый вселенский собор изложил следующее учение, направленное главным образом против заблуждения Ария: «веруем в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Тот же собор, продолжая исповедание истинной веры в Иисуса Христа, говорит о человечестве Его так: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечится». Слова: единосущный Отцу и вочеловечившийся, служат самыми точными выражениями означаемых ими понятий; ибо единосущный Богу есть истинный Бог и вочеловечившийся есть истинный человек. Об образе соединения божества и человечества в Иисусе Христе составлены догматические определения на третьем, четвертом и шестом вселенских соборах, против различных ересей, искажавших учение слова Божия об этом предмете. Третий вселенский собор (ефесский) осудил ересь Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком и Сын Божий вселился в Него как в храм, или соединился с Ним только нравственно, а не ипостасно. Вопреки такому лжеучению собором определено исповедовать в Иисусе Христе ипостасное соединение божества и человечества, то есть, соединение двух естеств в одном лице. Четвертый вселенский собор (халкидонский) осудил лжеучение Евтихия, который, в противоположность Несторию, сливал оба естества в Иисусе Христе, так – как бы человечество было совершенно поглощено в Нём божеством. Осуждая новую ересь, собор подтвердил осуждение и прежней и вопреки той и другой определил исповедовать соединение двух естеств в Иисусе Христе нераздельное, неслиянное, неизменное, неразлучное. Шестой вселенский собор (константинопольский 2-й) осудил ересь монофелитов, которые хотя отступали от последователей Евтихия, прозванных монофизитами, признавая в Иисусе Христе два естества, но оставались верными евтихианству в том, что признавали в Иисусе Христе одну только волю. Догматическое определение 6-го вселенского собора таково: «исповедуем в Нём два естественные желания или воли и два естественные действия; но две воли исповедуем не противные между собою, а говорим, что человеческая воля была покорна в Нём божественной и всеуправляющей Его воле».

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Упомянутый канонический принцип разделения церковных областей получил полное применение, когда было сделано новое разделение государства 1050 . Первый Вселенский собор сообщает законную силу разделению церквей, которое существовало в его время и было основано на обычае. Именно, он утвердил самостоятельные права и преимущества церквей в Риме, Александрии, Антиохии и Кесарии 1051 ; но из 6 канона того же собора видно, что существовали еще и другие церковные области ( ν λλαις παρχαις), пользовавшиеся с четырьмя названными церквами одинаковыми правами и преимуществами, что он за ними и подтверждает. Между этими областями с самостоятельным управлением известны: в восточной префектуре церковь в Ефесе, в префектуре западной Иллирии – церковь в Среме, в восточной Иллирии – в Солуне; в остальных двух префектурах самостоятельные церкви находились в Милане, Карфагене, Лионе, Толедо и Йорке 1052 . Второй Вселенский собор применительно к Константинову разделению государства устанавливает и церковное разделение восточных церквей, оставляя западные при прежнем разделении 1053 . Третий Вселенский собор, подтверждая то, что было установлено в этом отношении ранее, признает наряду с другими самостоятельными церковными областями, самостоятельность Кипрской церкви 1054 . Четвертый Вселенский собор также подтверждает прежнее разделение церковных областей на Востоке и к первенству чести, которым пользовался Константинопольский престол, на основании 3 канона второго Вселенского собора, вследствие того, что Константинополь был новою императорскою столицею, добавляет и власть над известною областью 1055 . Наконец, на Трулльском соборе было окончательно утверждено разделение церковных областей всего христианского мира и установлен иерархический порядок между властями этих областей 1056 . На Западе был только один главный иерарх, а именно первосвященник Рима. Из пяти гражданских диоцезов восточной префектуры, азиатский был соединен с восточною в тесном смысле, и осталось, таким образом, четыре диоцеза с главными городами: Антиохией, Александрией, Константинополем и Кесарией. Иерарх этого последнего города был подчинён иерарху Иерусалима, вследствие священных воспоминаний об этом городе. Имея в виду такое положение церкви, Трулльский собор своим 36 каноном подтверждает преимущества иерархов этих городов, а именно, чтобы первым был Римский, вторым – Константинопольский, третьим – Александрийский, четвертым – Антиохийский и пятым – Иерусалимский 1057 . О других самостоятельных церквах Запада собор этот не упоминает, а из восточных подтверждает самостоятельность Кипрской церкви 1058 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В 499 году епископ Селевкии, Бабей, несторианин, созвал в Селевкии собор, на котором было утверждено несторианство и формально заявлено об отделении персидской церкви от греко-римской империи. Несториане стали называться по своему богослужебному языку халдейскими христианами . У них был свой патриарх, называемый католикосом . Кроме догматических различий, несторианская персидская церковь допустила у себя различия и в церковном устройстве. Так, она разрешила брак не только священникам, но и епископам. Из Персии несторианство распространилось в Индии. Здесь они получили название христиан-фомитов , по имени ап. Фомы. Четвертый Вселенский Собор Четвертый вселенский собор – Халкидонский связан непосредственно с историей третьего вселенского собора – Ефесского (пишет еп. Иоанн Аксайский). Мы знаем, что главным деятелем в просвещении и охранении православного учения на 3-м вселенском соборе был св. Кирилл, архиеп. Александрийский. Главным виновником всех беспокойств был Евтихий, архим. Константинопольский, который являлся почитателем св. Кирилла. Святитель Кирилл, уважая Евтихия, прислал ему экземпляр деяний вселенского Ефесского собора. Но как случается в других случаях, что воодушевление переходит в крайность, так и здесь ревность к богословским суждениям св. Кирилла перешла границы. Высокое богословие св. Кирилла было не понято и выродилось у Евтихия в лжеучение, построилась новая система монофизитства, в котором утверждалось, что во Иисусе Христе было не два естества, но одно. Когда на соборе дошло до объяснений с Евтихием, то он выразил свое учение так: «После воплощения Бога Слова, я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога, воплотившегося и вочеловечившегося; исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество» (История вселенских соборов). Еретическое монофизитское учение разделял Диоскор , занявший после Кирилла Александрийскую кафедру. Диоскора поддерживал император Феодосий II, ценивший его как борца с несторианством. Евтихия почитала придворная партия во главе с императрицей Евдоксией. По совету этой партии, Евтихий перенес свое дело на суд церквей Римской и Александрийской, выставляя себя защитником православного учения, а Флавиана и Евсевия, еп. Дорилейского несторианами. Папа Лев Великий , осведомленный обо всем Флавианом, согласился на осуждение Евтихия. Диоскор же, приняв сторону последнего, просил императора созвать вселенский собор для утверждения мнимо-православного учения Евтихия и осуждения несторианства, якобы возрожденного Флавианом. Феодосий II назначил в 449 году собор в Ефесе, под председательством Диоскора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В-четвертых, потому, что четыре вселенских патриарха присутствовали на этом Соборе лично, а Римский папа – в лице своих местоблюстителей, и Собор принят всеми Церквами, что есть существенный и основополагающий признак Вселенских соборов. В-пятых и в-последних, потому, что правила этого Собора согласуются с Божественными Писаниями, апостольскими и соборными преданиями и постановлениями, что, как мы сказали в предисловии к I Вселенскому собору, само по себе есть признак и отличительная черта Вселенских соборов, хотя и не самая важная. 178 Я сказал, что в собственном смысле вернее называть этот Собор Шестым по следующей причине: хотя поздние толкователи правил и др. иногда называют его Пято-Шестым, как Собор, восполнивший упущение V и VI Вселенских соборов, т. е. принявший правила, которые совершенствуют церковное устройство и которых те Соборы не издали, однако этот Собор в прямом смысле слова и поистине есть Шестой и должен так называться. Во-первых, потому, что, по словам римского писателя в предисловии к деяниям настоящего Собора, архиереи, составившие VI Вселенский собор при Погонате, составили и этот Собор при его сыне Юстиниане. Согласно словам этого писателя, 43 архиерея из присутствовавших на VI Вселенском соборе были и на этом Соборе. Впрочем, из слов св. Тарасия, обращенных к VII Вселенскому собору, кажется, что их было больше. Во-вторых, потому, что VII Вселенский собор и в 4-м, и в 8-м деянии, а также в 1-м правиле называет его VI Вселенским собором. И Адриан I в послании к Тарасию принимает правила этого Собора как принадлежащие собственно Шестому собору (Синодикон. С. 748) и в письме Карлу, королю Франции, называет его святым VI Собором. Легаты папы, когда присутствовали на VII Вселенском соборе, также подтвердили, что этот Собор был Шестым, и Иннокентий III о 32-м правиле этого Собора говорит: «Установлено на VI Вселенском соборе», и Грациан упоминает об этом Соборе под именем собственно Шестого. Наконец, в-третьих, еще и потому, что этот Собор отождествляется более с Шестым, нежели с Пятым, поскольку более близок к нему по времени и проводился в той же Трулльской палате, где был собран и VI Вселенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010