На чертежах Ремезова отображена также часовня на р. Каче, возможно сторожевая деревянная часовня на Караульной горе; в исторической лит-ре характеризуется как дозорная (караульная) башня (вышка), которая «была выстроена (как идет предание) вместе с началом города Красноярска» (Город у Красного Яра. 1986. С. 261-262). После 1705 г. на ее месте был поставлен деревянный крест с перечислением памятных дат и осад Красноярского острога в XVII в., замененный в 1806 г. железным. Тогда же купцом И. Л. Новиковым по обету вокруг креста поставлена деревянная часовня с большими иконами. В 1852-1855 гг. на ее месте построена на средства городского головы мецената и благотворителя П. И. Кузнецова по проекту губ. архит. Я. И. Алфеева каменная часовня в честь Крестовоздвижения (ныне в честь Крестовоздвижения и во имя вмц. Параскевы Пятницы), ставшая символом города. В 1639 г. в 13 верстах от Красноярского острога, в устье р. Берёзовки, был заложен 1-й на совр. территории К. и А. е. Введенский муж. мон-рь; «основателями его были старец Герасим и красноярский атаман Милослав Кольцов, отдавший под монастырь полученные им незадолго до этого земли» ( Миллер. 2005. Т. 3. С. 106). Дальнейшее освоение Приенисейского края во 2-й пол. XVII в. способствовало развитию монастырской и приходской жизни. В 1653 г. в Енисейске для Христорождественского мон-ря были возведены деревянная ц. в честь Рождества Христова с приделом в честь Рождества Пресв. Богородицы (с 1872 приходская церковь) и монастырский корпус; в 1664 г. монастырь был официально утвержден, а в 1679 г. уже владел 1460 дес. земли, расположенными близ Енисейска. Спасо-Преображенский собор в Енисейске. 1750-е гг., 1809–1808 гг. Фотография. 2011 г. Спасо-Преображенский собор в Енисейске. 1750-е гг., 1809–1808 гг. Фотография. 2011 г. В 1657-1660 гг. близ Туруханского зимовья, в устье Н. Тунгуски, енисейский мон. Тихон Строитель (Тимофей Семёнов) основал туруханский Мангазейский во имя Св. Троицы мужской монастырь . Деревянная соборная ц. в честь Преображения Господня была построена в Туруханском зимовье в 1652-1653 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

http://sobory.ru/article/?object=15407

Не случайно в поддержку нынешнего  киевского режима выступили адепты американских сатанинских сект «Храм сатаны» и «Церковь сатаны». Проявление жестокости к мирному населению Донбасса и к военнопленным не только нацистов " Азова " и " Айдара " , но и военнослужащих ВСУ закономерно. Они следуют примеру национальных героев современной Украины палачей Бабьего Яра и Хатыни, кровавых упырей Бандеры и Шухевича. В том, что Рим не возмущался бомбежками Югославии нет ничего удивительного. Причисление к лику святых кардинала Степинаца многое объясняет. Но разве римские первосвященники возмущались погромом  Ирака и казнью Саддама Хусейна? А зверским убийством Муаммара Каддафи и разгромом, превращением в разоренную пустыню, терзаемую бесконечной войной, самой богатой и благополучной страны Северной Африки Ливии?  А может быть, Римский престол посчитал нужным возмутиться тем, что войска США, воюя с ими же созданным в России), стерли с лица земли иракские города Ракку и Мосул вместе с мирными жителями? На римском престоле сменяли друг друга первосвященники, но политика Ватикана остается неизменной. В 1998 году во время Рождественского поста в Вифлееме на столпе в храме Рождества Христова на Нерукотворенном образе из очей Спасителя полились слезы. Это было очень грозное знамение. О плачущих иконах Пресвятой Богородицы известно с древних времен. И всегда слезы Царицы Небесной предвещали грядущие потрясения и скорби. Матерь Божия делала видимыми для людей слезы, которые проливает о неразумных, погрязших в грехах людях,  чтобы таким образом призвать к покаянию. Но слезы из очей Спасителя появились впервые. Вифлеемский образ Спасителя находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками Греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

http://radonezh.ru/2022/12/15/hhi-vek-pr...

272 Как мешали произростанию и уборке хлеба дожди, видно, например, из следующего места Псковской Летописи. «зима была добре, снежна, a весне вода была велика в реках и не памятятъ люди таковой поводи, и мельниц много теряло, а на лето было дождливо в сенокосе к в жатву, а рожь жати починали в Богородицкий пост поздо, а рожь худа родилася, с весны были северные ветры и мразы и до Петрова говения, а яровой хлеб был добр, да не дало обряжати хлеба и ржи и яра дожжами, не сеяти хлеба ржи, после Успеньева дня Пречистыя да до Воздвиженьяго дня честнаго креста дожди. 273 Поиде дождь силен и потопе иное все в погребех, – иное на площадех (1337. г. Новг. II. 78); бысть вода велика в Волхове якова не бысть была такова николи же по велице дни на 3-й недели в среду и снесе великаго моста 10 городень,(1338 Новг. I 78); в 1421 г. бысть вода велика в Волхове и снесе Великий мост и Передичский и Жилотужской, а с Коломец и церковь снесе св. Троицю а в Щилове и на Соколнице и в Радоковицах и Въскресении в Людине конце; в тех церквах толко на полатях пели, а по концам хоромы и с животы снесе. (Новг. I. 109). 274 «Вшедши туча сильна с полудни, испущая гром страшен и молния огненная с небеси блескающе, яко несть мощно человеком видети, иˆпришедши ста над градом, и убо тученосный облок на огнено видение преложися, и в тацих же облацех помышляху людие всяко огнено быти или пламени пожигаа грешники, и убоявшеся людие от страха и ужасошася вопияху койждо: Господи помилуй! Бысть дождь силен и град убо, и камение являшеся из облока. Новг. II, 139. 275 Gudleikas cum quo contenderet pervenisse multa cimelia regi coliquae emit et sericum quod ornatui regio destinavit et alias vestes electiores et pelles pretiosas et eximiam mensae supellectilem concilavit (Historia de Olavo Sancta. Scripta Hist. Island. IV. 124–125). 283 Rutheni, Gothi, Normanni, et ceterl gentes orientales absque theleneo et absque gansa, ad civitatem saepius dictam veniunt et libere recedunt Sart. II, 9. 286 Ярослава Владимировича 1195 г., Александра Невского 1257–1259 гг., неизвестный, считаемый проектом, договор Ярослава Ярославича около 1270 г., договор Андрея Александровича около 1301–1302 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В самом Слове начертана подробная картина страдания и смерти святых сорока мучеников. Изображая при этом, как святые страстотерпцы утешали друг друга, будучи ввергнуты в озеро, проповедник влагает в уста их следующую речь: «Приимем в ум, о братие, како в толики брани входяще многажды за еже в едино дръжатися, и едино мудръствовати, и едино исповедовати, еже в Христа веру, полкы обращаху чужих, и всем страшни и ужасни бехом и тем самым бесом, от тленнаго же царя чюдими и честем сподобляеми, от другов и от велможей удивляеми и благохвалими, и сиа нам сладка являхуся тако в погибель ведущая; ныне же ли не победим съпротивныя полки, к коим нам брань, яко же рече наш учитель – церковныа очи – Павел: Яко несть нам брань к крови и плоти, но к началом, к властем, к миродръжителем тмы века сего, к духовным злобе поднебесным? Не възвеселим ли Небеснаго Царя, желающаго нас венчати нетленна венцы? Не снидут ли к нам аггели, укрепляюще и помогающе нам и конечное съотводяще Церкви силам? Мало претрьпим страждуще, да вечно радуемся; пренебрежем плоть, да одеемся нетлением; претрьпим мраз, яко да съгреет нас патриарха Авраама недро; яра зима, но приатен рай; болезнен лед, но сладко въсприатие; нужно разлучение еже от тела, но нужнейши еже от духа; всяко бо аще не умрем ныне, не умрем ли по последованью естьства помале? Темьже сътворим нужду любочестие, умрем похвалною смертию, ни на самой кончине не дадим порока славе нашей, не уничижим воинства имя – делы имянование запечатлеим, пройдем тесными враты и прискорбным путем, вводящем в живот, яко же нас учит в Евангелии Господь; погубим душа Его ради, яко да приобрящем я, да не како раслабившеся сими малыми и ничто же сущи, погубим душа своа – и что прочее дамы измену за душа своя? Но отпадет нога, да с ангелы ликовствуеть, всяко бо отпадеть растлеваема в гробе, аще сию и ныне съхраним; да отскочит рука, яко да речем с дръзновением: «Въздеание руку нашею жрътва не вечерняа, но всегдашняа», яко да въздеется к Богу, очищена водою и отсечена; такоже и око да затворится, яко да с многоочитыми взираем славу Единороднаго; но и язык да свяжется, яко да с серафимы въспевает. Но естьствено есть студу изгнати душю от тела нужно; сего ради паче того възлюбим, яко да наскоре нас в кровы небесныа отслет...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вот это воистину удивительно! Молебен был, очевидно, о даровании «успеха». Чему? Чтобы пили да не допивались до смерти? Или чтобы веселей пели цыганки? Или чтобы с большим удовольствием проводилось время в отдельных кабинетах? А что если о. Орлову надо было сказать на этом молебствии «слово»? Что бы он сказал, в напутствие г-ну Судакову, хозяину «Яра» 134 ? Я бы очень хотел послушать! И ведь не один, а «соборне». Да ещё с иконами из местных церквей! Ну, а что бы сказал отец Орлов, если бы недельки через две г. Судаков пригласил к себе в ресторан богомольного батюшку, часа в два ночи, посмотреть на успешные последствия «соборного» молебствия? Пошёл ли бы о. Орлов смотреть, как поют голые шансонетки и пьют в отдельных кабинетах шампанское московские купцы? Ведь не пошёл бы? Так почему же можно молиться за «успех» того, куда стыдно войти? Ведь о. Орлов наместник Христа на земле. Дана ему власть «вязать» и «разрешать». Да, Христос бывал с мытарями и грешниками, но для чего? Неужели для того, чтобы желать «успеха» ихнему пьянству, разврату, прожиганию жизни! И апостол Иоанн проповедовал на острове Патмос, но он обличал оргии, и пьяные, разнузданные люди каялись и шли за Христом, – апостол не служил молебнов, чтобы оргия была веселей и чтобы устроитель её имел успех! Неужели о. Орлов не понимает, какой страшный соблазн он вносит своим «молебствием»? Я знаю, не прекратится разврат и торговля женским телом от того, что священник не придёт с иконами в загородный ресторан, – и не будет иметь Судаков больше успеха от того, что к его эстраде были прислонены иконы. Но поймите, что всё это – и ресторан, и пьянство, и мерзость открытых сцен и закрытых кабинетов, – всё это делается как зло, всё это осуждается как недолжное. Людей удерживает это моральное сознание от окончательного скотства. Но если вы понесёте в дома оргии и безобразного издевательства над образом Божиим в человеке иконы и начнёте молиться о ниспослании на всю эту грязь «благословения Божия», подумайте, что же будет в конце концов?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В те же два последних десятилетия XVII века началось накопление старообрядцев вдоль нижнего течения Волги, от Саратова до Царицына, и дальше, до всегда бурной и готовой к бунтам Астрахани. В конце 1670-х и начале 1680-х годов они заселили Барынников и Мечев буераки у Саратова, начали устраивать там свои скиты и даже построили церковь . Эти новые поселения энергичных и твердых старообрядцев, постоянно пополнявшиеся беглецами из центра страны, стали первыми не городскими русскими поселениями края 903 . Дальше на юг и ближе к Царицыну, у Черного Яра, тоже образовались станицы казаков-старообрядцев, которые летом 1693 года в числе 500 бойцов даже напали на крепость Черный Яр 904 . Свою преданность старому обряду проявили и астраханские казаки. Их главари Якушка Федоров, Мишка Юрьев и многие другие были сосланы в начале 1690-х годов в Пустозерск, продолжавший оставаться местом ссылки старообрядцев и после казни Аввакума и его товарищей. Но казаки были проворнее и ловчее своих старообрядческих богословов; вскоре они бежали из Пустозерска, вернулись на Нижнюю Волгу и там осели со своими товарищами, усиливая уже сильно зараженное пропагандой старой веры население края 905 . С берегов Волги старая вера быстро распространилась на реку Урал, в то время называвшийся Яиком, и там она твердо укрепилась в сердцах и душах местных казаков, которые также остались ей верны до этого столетия. В середине прошлого века поголовно все уральские казаки были старообрядцами, и уральский губернатор А. Столыпин, отец П. А. Столыпина, отмечал единство и упорство в вере уральских и оренбургских казаков, сравнивая их за преданность старым русским идеалам с современными ему славянофилами 906 . Хотя казаки юго-востока, в частности, главная масса донцов и волжские казаки, в конце XVII и начале XVIII века попали под строгий контроль государства, тем не менее, не только сами казаки, но и часть их духовенства, формально признававшего патриаршую власть, остались верны старым книгам. Не только на Тереке, но и на Волге, и на Дону, в глухих углах казачьего расселения контроль правительства и церковной иерархии был очень слаб, и местные священники нередко продолжали креститься двумя перстами, провозглашать сугубую аллилуиа и не вводили новых " никонианских» обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

«Вот сейчас наши представители Церкви странным образом проявляют консерватизм, говоря об оружии массового поражения, через, извините, 70 лет, а если брать химическое и бактериологическое – через 100 лет после его создания… Этим документом вносится разделение. Оружие делится на " чистое " и " нечистое " . Любое оружие зло – с этим никто не спорит. Но по поводу освящения оружия – можно почитать текст молитвы из " Требника " середины XVII века святителя Петра Могилы, который почитается праведным епископом, а где-то даже местночтимым святым. Там же сказано только то, что сказано. А именно: если мы даем благословение, освящая оружие, то только на применение в оборонительных целях. И освящались ружья, штыки, броненосные суда, самолеты… Никакой геополитики. Никаких завоевательных походов. Никаких " южных морей " и прочего. В молитве речь только о защищении Церкви, сирых, вдовиц и, соответственно, державы, которая нуждается в защите... Мы же никому не угрожаем! Кому угрожаем мы?!» - вопрошает он. «Мне не раз приходилось участвовать в подготовке и проведении пусков межконтинентальных баллистических ракет, – конечно же, без ядерных блоков, с учебными болванками, – с разных полигонов – и Байконура, и Кура, и Плесецка, и Капустина Яра… И я знаю и видел, как это делается, как это все сложно и тяжело. И когда священник читает молитву, на нее порой собираются сотни, а иногда и тысячи людей, включая военных, конструкторов, представителей промышленности… И что, получается, десятки лет я занимался ерундой? Получается, усопший Патриарх Алексий II, как бы это сказать, ошибался? Как и другие православные пастыри и архипастыри – они все ошибались, они 350 лет освящали не так и не то?..» – задаётся вопросом отец Михаил. Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков назвал резонансный проект сырым.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/06/nu...

Следовательно самое городище было несколько ниже Красного Яра. Дети этого новокрещенного князя Якова Асанова, Казанцы князь Степан и князь Яким Асановы в 7189 (1681) году продали Казанцу же Федору Зеленому эту «родовую свою вотчину от Маинскова устья по Красной Яр и по Синбирское городище, рыбные ловли и бобровые гоны и пр., – и Зеленый, очищая ее от посторонних вступщиков, просил из Казани выписи на нее из писцовых книг, каковая и дана ему из Казани с означенных писцовых книг Болтина в тех самых словах о Синбирском городище, которые мы привели выше 47 . Олеарий, ученый Голштинец, путешествовавший по России в царствование Михаила Феодоровича 1636 г. и тщательно описавший виденные им местности, плыл от нас в Персию Волгою. В описании сего пути он говорит, что лежащая на правой стороне Волги Синбирская гора (Simberska gora) получила свое имя от прежде бывшего города, разоренного Тамерланом, но на карте самую эту гору (Simberska) полагает не на правой, а на левой стороне Волги ниже Ботмы реки, в том именно месте, где по писцовым книгам Болтина значится Синбирское городище. У Олеария при этом следующим образом очерчен, может быть, вид остававшихся еще здесь зданий Симбирск, основанный по Татарской летописи, как мы слышали, одним знатным Булгарским князем, от коего и получил свое имя, в древние времена был важный город Волжских Болгар, главный в особенной области этого царства, по нему названной Симбирскою. Шереф-еддин, Булгарский писатель, живший в первой половине XVI в. и написавший краткую Булгарскую летопись, вот что между прочим говорит в ней о распространении магометанства в Булгарском царстве: «в ауле Терберды-Чалли был из Булгар Идрис сын Зуль-Мугаммедов. Он отправился в Яркенд 52 , поступив послушником к шейху Гидает Улле, и 15 лет учился там магометанским уставам и созерцаю 53 . Потом, после кончины суфия 54 Иш-Мугаммеда, Идрис сей был послан на место его в город Булгар, Тубулгу и в области Уфимскую, Казанскую и Симбирскую (по Татарски Синбир), чтобы учить созерцанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

В те же два последних десятилетия XVII века началось накопление старообрядцев вдоль нижнего течения Волги, от Саратова до Царицына, и дальше до всегда бурной и готовой к бунтам Астрахани. В конце 1670-х и начале 1680-х годов они заселили Барынников и Мечев буераки у Саратова, начали устраивать там свои скиты и даже построили церковь. Эти новые поселения энергичных и твердых старообрядцев, постоянно пополнявшиеся беглецами из центра страны, стали первыми негородскими русскими поселениями Дальше на юг и ближе к Царицыну, у Черного Яра, тоже образовались станицы казаков-старообрядцев, которые летом 1693 года в числе 500 бойцов даже напали на крепость Черный Свою преданность старому обряду проявили и астраханские казаки. Их главари Якушка Федоров, Мишка Юрьев и многие другие были сосланы в начале 1690-х годов в Пустозерск, продолжавший оставаться местом ссылки старообрядцев и после казни Аввакума и его товарищей. Но казаки были проворнее и ловчее своих старообрядческих богословов; вскоре они бежали из Пустозерска, вернулись на Нижнюю Волгу и там осели со своими товарищами, усиливая уже сильно зараженное пропагандой старой веры население С берегов Волги старая вера быстро распространилась на реку Урал, в то время называвшийся Яиком, и там она твердо укрепилась в сердцах и душах местных казаков, которые также остались ей верны до этого столетия. В середине прошлого века поголовно все уральские казаки были старообрядцами, и уральский губернатор А. Столыпин, отец П. А. Столыпина, отмечал единство и упорство в вере уральских и оренбургских казаков, сравнивая их за преданность старым русским идеалам с современными ему Хотя казаки Юго-Востока, в частности главная масса донцов и волжские казаки, в конце XVII и начале XVIII века попали под строгий контроль государства, тем не менее не только сами казаки, но и часть их духовенства, формально признававшего патриаршую власть, остались верны старым книгам. Не только на Тереке, но и на Волге и на Дону, в глухих углах казачьего расселения контроль правительства и церковной иерархии был очень слаб, и местные священники нередко продолжали креститься двумя перстами, провозглашать сугубую аллилуиа и не вводили новых “никонианских” обрядов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439571/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010