Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Борисоглебской епархии), в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Д. м. и сам пещерный мон-рь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игум. Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании мон-рю хлебной руги от 20 сент. 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. ( Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33). Но местное предание, бытовавшее с кон. XVII в., относило устроение пещерного мон-ря к более раннему периоду. В нач. XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников» ( Никольский. 1910. Вып. 9. С. 180-181). По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Д. м. древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра , на землях к-рого впосл. располагался Д. м. (АИ. 1841. Т. 1. С. 1-4). Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Возможным свидетельством наличия монашеской жизни в XIV в. в районе Дивногорья является изображение неких пещер в меловом столпе на миниатюре из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.), иллюстрирующей «хожение» митр. Пимена в 1389 г. из Москвы в К-поль (см.: Бакланова. 1969. С. 126). Автор «хожения» оставил такое описание района Дивногорья: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною» (Пименово хожение в Царьград. 1984. С. 110). Возможно, под столпом автор сказания понимал башнеобразное жилище монаха-пустынника на миниатюре из Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 259). Изображенные художником столпы на правом берегу Дона могли соответствовать меловым скалам с пещерами в урочище М. Дивы при Д. м. Столпы на рисунке имеют узкие двери, над одной из к-рых расположен киот для иконы (Там же). Посетивший Дивногорье в 1696 г. ген. Патрик Гордон считал, что пещеры у М. Див выкопаны при визант. имп. Андронике (см.: Богословский. 1940. Т. 1. С. 310). Неизвестно, кого из 5 императоров, носивших это имя, имел в виду автор, но все они жили в XII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/171961.html

В кон. XIII в. неопределенность границы между Сарайской и Рязанской епархиями привела к возникновению длительного спора, касающегося степной местности Червлёный Яр (по одноименной реке, впадавшей в Дон; в XIV в. Червлёным Яром называли пространство между реками Дон, Воронеж, Хопёр и Вел. Ворона (совр. Ворона)). Спор был вынесен на суд первосвятителя Русской Церкви и был дважды разрешен в пользу Рязанских архиереев: сначала митр. св. Максимом (1283-1305), затем митр. св. Петром (1308-1326). Зимой 1313/14 г. свт. Петр лишил сана Сарайского еп. Исмаила и поставил на кафедру еп. Варсонофия (по мнению нек-рых исследователей, он в 1316 был переведен на Тверскую кафедру - см. Варсонофий , еп. Тверской), что могло произойти из-за спора о церковном подчинении населения Червлёного Яра. В последние годы святительства митр. Петра Сарайский еп. Софония на Соборе в Костроме дал письменное обещание признавать эту местность рязанской. При митр. св. Феогносте (1327/28-1353) вопрос был первоначально решен в пользу Сарайского еп. Афанасия I неким игуменом, к-рому митрополит поручил произвести разбирательство. Однако впосл., по предоставлении Феогносту грамот прежних митрополитов, Червлёный Яр вновь отошел Рязанской епархии (об этом сообщается в грамоте митр. Феогноста баскакам, сотникам, духовенству и всем христианам Червлёного Яра, составленной между 1334 и 1343 - Там же. 18. Стб. 163-166; АСЭИ. Т. 3. 312. С. 341-342; РФА. Вып. 6. 94. С. 302-303). Претензии Сарайской епархии на территорию «по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону» сохранялись еще при митр. св. Алексии, и только новой грамотой последнего (ПДРКП. 19. Стб. 167-172; АСЭИ. Т. 3. 313. С. 343-354; РФА. Вып. 6. 95. С. 304-306) в сер. 50-х гг. XIV в. Червлёный Яр был окончательно закреплен за Рязанью: Сарайский еп. Афанасий II, «покажнен от митрополита, писаньем отступился того передела» (ПДРКП. 18. Стб. 172). Выдача новой грамоты о принадлежности Червлёного Яра Рязанской епархии в начале правления свт. Алексия могла быть вызвана, в частности, желанием митрополита примирить правителей Москвы и Рязани, конфликтовавших из-за спорных владений в Поочье, а также тем, что к тому времени была образована Коломенская епархия, в состав которой вошли земли, ранее относившиеся к Рязанской епархии; т. о., окончательное признание за Рязанской кафедрой Червлёного Яра являлось компенсацией территориальных потерь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В 1261 г. Подонье перешло под управление новоучрежденной епископской кафедры в Сарае. В кон. XIII в. между Сарайским митр. Максимом и Рязанским митр. Петром начался спор из-за Червлёного Яра - территории между реками Воронеж и Дон, Ворона и Хопёр, достаточно плотно населенной правосл. татарами. Хотя Червлёный Яр входил в Золотую Орду, он считался частью Рязанской епархии. В относящихся к данному спору документах, свидетельствующих о развитой церковной жизни в Придонском крае, упоминаются диаконы, священники, монахи, игумены. Притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 г., с этого времени епископы Сарайские стали именоваться также и Подонскими. Однако в кон. 40-х гг. XIV в. из-за протеста Рязанского владыки и давления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого митр. Феогност (по др. сведениям, митр. свт. Алексий при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче Красном в сер. 50-х гг. XIV в.) вновь передал Червлёный Яр в ведение Рязанских архиереев. Правая сторона Дона осталась у Сарайских епископов, граница между епархиями проходила от Червлёного Яра по рекам Дон и Хопёр. С нач. XV в. резко уменьшилось слав. население в Ср. и В. Подонье, превратившемся в Дикое поле, где кочевали орды татар. В сер. XVI в. возобновилась рус. колонизация Ср. Подонья, восстанавливались старые города, строились новые. В 1585 г. была поставлена крепость Воронеж, по-видимому, в том же году в крепости возвели соборную Благовещенскую ц. с приделом во имя свт. Николая. В 1594 г. в Воронеже был учрежден воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Вскоре после основания города начали строиться храмы по инициативе горожан. Так, в 1587 г. свящ. Никита переселился в Воронеж из Ряжска и на собственные средства поставил Никольскую ц. в Стрелецкой слободе, снабдив ее необходимой утварью. Дозорная книга Воронежского у. 1615 г. содержит сведения о построенных в слободе полковых казаков священниками Афанасием и Космой Павловым на свои средства церквах в честь Рождества Христова, во имя вмч. Георгия (теплая), во имя вмц.

http://pravenc.ru/text/155256.html

При этом вероятно, случае он и написал учительное послание духовенству и мирянам предела новгородского и городецкого 323 . Второе частное учительное послание присоединено св. Алексием к деловой грамоте. Ему нужно было известить жителей области Червлёного Яра, что между двумя спорившими о них епископами рязанским и сарайским они должны признавать своим законным епископом первого из двух, – а к официальной грамоте об этом он и присоединяет обращённое к жителям области учительное слово 324 . В первом или общем учительном послании св. Алексия содержатся наставления – увещания «христолюбивым христианам»: любить друг друга; иметь в сердцах своих страх Божий; соблюдать заповеди Божии, принося ежедневное покаяние о своих грехах, творя милостыню и удаляясь от неподобных дел, каковы: блуд, пьянство, грабление, насилие, чародейство и всякие коби, несытость богатства и всякого злого имения иметь в уме своём смерть с воздаянием каждому по делам; князьям, боярам и вельможам судить суд право и милостиво и мзды на невинных не брать; всем мирянам («людской чади»): бояться Бога и чтить князя и священников; притекать на исповедь к отцам духовным, памятуя при этом, что истинное покаяние есть возненавидеть свои прежние грехи; усердно ходить в церкви за общественное богослужение, не думая заменять его домашней молитвой, и при этом – намереваясь идти в них, быть в мире со всеми, входить в них с боязнью и благоговением и страхом Божьим и стоять в них, помышляя о своих прегрешениях и не занимаясь говором. В послании игуменам, священникам и диаконам и всем христианам – нижегородским и городецким св. Алексий говорит игуменам и священникам об их обязанности учить мирян и увещевать их к этому. В частности наставляет учить страху Божию, исповеданию грехов и милостыне по силе, – чтобы сильные не обижали меньших, чтобы все имели между собой мир, любовь и правду, чтобы были, причастниками телу и крови Христовых и чтобы отсекли от себя «корень злобы, мятеж всякому беззаконию» – пьянство. За этим опять, увещевает игуменов и священников наводить мирян на путь заповедей и «на всю истину», представляя им, что великое они должны иметь попечение о словесном Христовом стаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В грамоте сообщается, что были потребованы о нём «представительные» или рекомендательные, т. е., как должно с вероятностно подразумевать, – поручительные, грамоты русских епископов, и что патриарх, – если только мы правильно понимаем его, – не прежде хотел отпустить Алексия из Константинополя, как получив эти грамоты. На своих испытаниях, о которых мы сейчас вели речь, св. Алексий прожил в Константинополе целых два года, – год до возведения в митрополиты и год после возведения в митрополиты. Он возвратился в Россию осенью 1355 года 320 . Митрополичью кафедру он занимал в продолжение 24 лет, с 1354 года по начало 1378 года. О церковно-правительственной деятельности его, несмотря на продолжительность последней, мы совершенно ничего не знаем, кроме того, сколько и каких в бытность свою митрополитом он поставил епископов. У первого биографа его Питирима читается весьма краткий общий отзыв об этой деятельности, который есть следующий: «пребысть (св. Алексий) во святительстве и во учительстве лета довольна, уча слову Божию и по благочестью поборая, правя слово истинное православные веры, поставляя епископы, иереи и диаконы» 321 . Сохранилось до настоящего времени от св. Алексия учительное послание или поучение к его пастве, обнародованное им, как это даётся знать в послании, при занятии им митрополичьей кафедры 322 . В начале послания святитель говорит, что обращается с ним к пастве, «понеже должен есть пасти и учити её». Но после этого вступительного послания писал ли он, подражая св. Петру, и другие общие учительные послания, адресованные ко всей пастве, остаётся нам неизвестным. Кроме одного общего учительного послания сохранились от св. Алексия, в свидетельство его архипастырской ревности к учительству, два частных учительных послания, из коих одно адресовано к духовенству и мирянам Нижнего Новгорода и Городца, а другое к жителям области Червлёного Яра, – нынешней воронежской губернии. В 1365 году, о чём говорим ниже, св. Алексий взял у епископа суздальского и присоединил к своей митрополичьей епархии Нижний Новгород и Городец с их уездами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Таким оказался результат работы Джунковского по разложению офицерского состава армии. Так он готовил почву для предательства Их Величеств армией в решающий момент. А меж тем, история, по свидетельству А. И. Спиридовича, имела продолжение: «В Москву для проверки сообщенных Джунковским сведений о скандале у Яра неофициально был послан любимец Царской Семьи флигель-адъютант Саблин. С той же целью туда выехал и вошедший в доверие к Анне Александровне Белецкий. Стали собирать справки. Уволенный московский градоначальник Адрианов сообщил оправдывающие Старца сведения». 203 Это утверждает не кто-нибудь, а начальник Дворцовой охраны, который относился к своим обязанностям в высшей степени ответственно. Можно сказать, что ему было известно все. Как будет видно на примере с Хвостовым, генерал Спиридович любую информацию, от кого бы она не исходила, принимал с осторожностью и все стремился перепроверить. И если он утверждает, что Адрианов сообщил оправдывающие сведения, значит, сведения действительно были благоприятные. Видимо, как контрудар, в ответ на благоприятное для Распутина завершение дела, Джунковский, спустя некоторое время, допустил разглашение сведений, имеющих сугубо должностной характер. Речь идет о сведениях относительно Распутина, представленных Джунковским на высочайшей аудиенции и, в конечном итоге, отвергнутых Государем. В результате, содержащаяся в докладе Джунковского информация «просочилась» на страницы газет вплоть до совпадения отдельных фраз. Этого оказалось достаточно - чаша терпения Государя была переполнена, и 15 августа 1915 г. со стороны Государя Императора Николая II последовало письменное указание министру внутренних дел Щербатову, сменившего Маклакова: «Уволить немедленно генерала Джунковского от занимаемых им должностей с оставлением в свите». 204 Стремясь до конца осветить историю с Джунковским, А. И. Спиридович продолжает: «Увольнение Джунковского вызвало много шума, и это было сразу же приписано немилости Императрицы и проискам Распутина. Дело в том, что о докладе генерала узнали многие. Говорили, что ездившие в Москву Саблин и Белецкий привезли неблагоприятные для Джунковского сведения, сообщенные будто бы Юсуповым [ граф Юсупов-старший (Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон)- отец князя Феликса Юсупова ] и уволенным градоначальником А.А. Адриановым. Последний искал теперь поддержку у Вырубовой и заявлял, что в знаменитом апрельском скандале у Яра Распутин ничего не делал и был оклеветан». 205

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/22/...

В этом же веке, сверх пожертвованных в XVI в. угодий, числились за монастырем упоминаемые еще в 1609 г. Андреевская слобода в Мерском стану (на расстоянии 2 верст от монастыря за р. Костромою) и села: Апраксино – в Сущеве стану (в 10 в.); Кривушево – в Андроникове стану (в 15 в.); Грудево (в 35 в.) и Филипцево (в 24 в.) – в Чижеве стану; село Ильинское (в 30 в.) – в Логинове стану; Шахово (в 40 в.) в Андомском стану Судиславского уезда; Закобякино (в 45 в.) – в Осецком стану Любимского уезда. Из описи же монастырского имущества, произведенной в 1764 г., видно, что к Богоявленскому монастырю еще приписаны были неизвестно когда поступившие: приселок Куломзино (в 25 в.) – в Андроникове стану; села: Юрьевское (в 65 в.) – в Соцком стану; Васильевское (в 90 в.) – в Которском стану; в Казанском уезде: Ильинское (в 6 в. от Красного-Яра) и Гиблое-Городище (в 400 в. от Яра) при р. Каме, и еще деревни Дьяконово и Алексино, Давыдково тоже, на которые в 1663 г. выменены у стольника Алексея Плещеева село Набережное и при нем деревня Талица (в 258 в.) – в Бохове стану Московского уезда; в Казанском уезде еще село Красный-Яр (в 800 в.) – при р. Волге и село Рождественское (в 800 в.). Известно также, что в 1722 г. монастырь имел в Москве прежде в приходе преп. Феодосия, а теперь в приходе Софиинском, подворье с каменными и деревянными строениями. Вообще же за Богоявленским монастырем в 1764 г. состояло всего 17 сел и 185 деревень; всех крестьян за ним числилось 4,581. Само собою разумеется, что при условии благосостояния этих сел и деревень обеспечивалось вполне безбедное существование этого монастыря. Получаемые с вотчин обильные средства отчасти деньгами и особенно натурою употребляемы были наряду с доброхотными даяниями на поддержание и благоукрашение монастырских храмов и зданий иноческих, на содержание братии, также на разные дела благотворительности. С началом XVIII в., когда по случаю многих реформ и продолжительных при Петре I войн, требовавших больших материальных средств, признаны были одним из источников для них недвижимые имущества духовенства и монастырей, наступили тяжелые времена и для Богоявленского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Самое интересное из этого документа следует, что местные большевики боялись арестовать Л. 3. Кунцевича, страшась возмущения народа. Арестован Л.З. Кунцевич был в 20-х числах июля 1918 года. Об этих событиях сохранились воспоминания СВ. Громова, находившегося с Кунцевичем в одной камере Черноярской тюрьмы: «Вся трагедия произошла в Черном Яре, на Волге, куда он пробрался со своей женой в надежде на то, что близость белых (ибо фронт тогда проходил сравнительно недалеко от Черного Яра, где оперировал отряд Корвин-Круковскаго) даст ему возможность перейти на их сторону и, таким образом, избежать всех большевистских ужасов. Но Господь ему судил совсем другое. От церковных властей он имел распоряжение в одно из воскресений прочитать послание Святейшего Патриарха Тихона, в котором последний анафематствовал большевиков. Об этом было широко оповещено среди населения, и в день, когда он читал послание, народа собралось такая масса, что ему пришлось читать не в церкви, а на паперти перед всем народом. Среди собравшихся было, конечно, много большевиков, которые донесли об этом в центр. Фронт перебросился под Царицын, Большевики бушевали, свирепствовали повсюду «чрезвычайки». Приехала ЧК и в Черный Яр. Населению было запрещено выезжать куда бы то ни было без особого разрешения последней. Но некоторым удавалось после тщательной проверки со стороны большевиков, выезжать из города. Об этом узнала жена Кунцевича и, желая помочь мужу выбраться из Черного Яра, тоже пошла в ЧК за получением пропуска. Надо сказать, что его жена была просто святая женщина; в полном смысле этого слова «не от мира сего». При своей святой простоте она не могла себе представить, что такое большевики. Она всем и всему верила, как может только верить самый чистый ребенок. Попав же в руки искусных мастеров сатанинского дела, она, бедняжка, и не представляла себе, что ожидает впереди ее мужа. Большевики, выслушав от нее просьбу и узнав от нее, кто ее муж, обрадовались такой находке. Они сказали ей, чтобы он сейчас же пришел, и они сразу дадут ему пропуск. На самом же деле большевики имели из центра специальное распоряжение об его розыске и аресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В мон. находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей. Чуркинская Успенско-Николаевская Высокогорская пуст., общ., в 60 в. от Астрахани и в 30 в. от г. Красного Яра, на высоком и крутом холме, на устье р. Чурки. Основана в XVII в. В Успенском соб. находятся: икона Спасителя, художественной живописи, в сребропозлащенной ризе, и древняя чудотворная Смоленская икона Богоматери по письму не позже XV в. Храмовая икона Успения Божией Матери имеет вид и подобие Киевской, кругообразная, и стоит над царскими вратами, украшенная сребропозлащенною ризою. Над святыми вратами устроено кругообразное металлическое сияние, весом до 90 пуд., в средине которого стоит глухой, двухсторонний чеканный образ – на внешней стороне Успение Божией Матери, на внутренней – св. Николая чудотворца. При мон. школа, больница и аптека. Женские: Благовещенский , 3 кл., общ., в Астрахани. Основан ранее 1783 г. При мон. школа. Воскресенско-Мироносицкий , общ., при дер. Барановке, в 12 в. от г. Черного Яра. Учрежден в 1902 г. из женской общины, основанной в 1896 г. При нем приют для девочек, школа грамоты и амбулатория. Благовещенская епархия Мужской: Успенский , общ., в Зазейском крае, при устье р. Бурунды. Учрежден в 1905 г. Женский: Богородично-Албазинский , в г. Благовещенске. Учрежден в 1908 г. Варшавская епархия Женский: Теолинский Спасо-Преображенский , при посаде Сопоцкине, в урочище Теолине, Сувалкской губ., в 25 в. от ж.-д. ст. Гродно. Учрежден в 1894 г., с передачею ему принадлежащих прежде Теолинскому костелу всех зданий, земель и угодий. При мон. двухклассная школа – приют, иконописная мастерская, больница и амбулатория для приходящих больных. Владивостокская епархия Мужские: Тифонтаевский , в местности под названием «Тифонтаевская Сопка», Приморской области. Учрежден в 1910 г. Уссурийский Св.-Троицкий Николаевский , общ., в 424 в. от г. Хабаровска и в 293 в. от г. Владивостока, в 19 в. от ж.-д. ст. Шмаковки, на лев. бер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и его ближайшими помощниками… Имея одно и то же стремление классовых врагов – подорвать и ослабить мощь пролетарского государства с целью свержения Советской власти и возвращения своего прошлого положения эксплуататоров и паразитов, кулаки и церковники связались между собою и объединившись к началу осенней путины в одну группировку, повели бешенную агитацию среди колхозников и ловцов, используя для этого и монашек, членов церковной группы, каковые на ряду с религиозной пропагандой вели к/р агитацию среди жен колхозников и ловцов, действуя на малосознательную верующую часть их угрозами расправой на земле и наказанием Божиим в загробной жизни. Для проведения своей к/р работы кулаки и церковники в Красном Яру собирались в доме Клюковского В.Г., посещая его по 2-3 человека, под видом писания им заявлений о восстановлении (в правах), также собирались на квартире дьякона Смирнова... На этих совещаниях они разрабатывали и намечали планы своей к/р деятельности». Всего по делу было привлечено: «кулаков 25, середняков (сыновей кулаков) 3, б/пристав 1, служащих 1, священнослужителей 3, церковников 5. Всего 38 человек». Священнослужители Николай Залесский, Николай Тарбеев и Михаил Смирнов оказались в числе «верхушки заговорщиков», которым грозила самое строгое наказание. 17 декабря 1930 года постановлением тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю их, а также еще четырех обвиняемых, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Но и после приговора их еще долго томили в тюрьме. Младший сын отца Николая Залесского все время ездил из Красного Яра в Астрахань, возил отцу передачки. Когда он приехал 9 января, охранник, взяв его передачку, сказал: «Больше передачек не носите. Они ему не понадобятся». После этого он отдал ему отцовские сапоги и мешочек, с которым отца Николая забирали в тюрьму. В нем лежали кружка, ложка... Вот и все, что осталось от отца. Вскоре дети узнали о трагическом конце их отца. Вместе с арестованными Красноярскими священнослужителями в одной камере сидел мужчина, тоже из Красного Яра.

http://pravicon.com/info-1931

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010