и палат лесных безмолвных жаль, жаль зверей моих, жаль тихих дум... Княжич Всеволод В городе престольном водворясь, о пустыне ты жалеть ли будешь? А зверей твоих стрельцы не тронут, будет лес сей навек заповедан. Будь здорова. Время восвояси. (Рога справа и слева. Княжич, отвечая, уходит направо. Стрельцы и Фёдор Поярок входят слева.) СТРЕЛЬЦЫ Выгонял он зверьё в поле чистое, из поднебесья птиц всех выпугивал. Настреляли стрельцы тут, натешились, а товарища и не вспомянули. ПОЯРОК Ты отколь взялася, девица? Имя как твоё, не ведаю; не видала ли ты молодца, рог серебряный у пояса? ФЕВРОНИЯ (показывая вслед Княжичу) Был, да вы его настигнете… А скажите, люди добрые: как зовут у вас товарища? ПОЯРОК Что ты? Аль не знаешь, девица? Господин то был наш, Всеволод, князя Юрья чадо милое.   Поярок И СТРЕЛЬЦЫ Вместе княжат в стольном Китеже. (Феврония всплёскивает руками.)   ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ (Город Малый Китеж на левом берегу Волги. Площадь с торговыми рядами. Тут же заезжий двор. Повсюду кучками толпится народ в ожидании свадебного поезда. Нищая братия – мужчины и женщины – жмётся в сторонке. Около заезжего двора Медведчик играет на дудке и показывает учёного медведя. Его обступили мужики, бабы и малые ребята.) МЕДВЕДЧИК Покажи, Михайлушка, покажи, дурачливый, как звонарь Пахомушка в церковь не спеша идёт, палкой упирается, тихо подвигается. (Медведь плетётся переваливаясь и опираясь на костыль. Народ смеётся. Медведчик играет на дудке.) Ха, ха, ха, ха... МЕДВЕДЧИК Покажи, Михайлушка, покажи, дурачливый, как звонарь Пахомушка прочь бежит, торопится, с колокольни вниз долой, поскорей к себе домой. (Медведь резво бежит вокруг мелкими шажками. Народ смеётся. Медведчик играет на дудке.) Ха, ха, ха, ха… (Появляется Гусляр - высокий, белый как лунь старик, собираясь петь.) Приумолкните, крещёные! Призатихните на малый час! Дайте песню нам повыслушать! аль святой Ерусалимский стих! ГУСЛЯР Из-за озера Яра глубокого прибегали туры златорогие, всех двенадцать туров без единого; и встречалась им старая турица:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Почитание Б. Ч. началось вскоре после его смерти. Заступничеству святого было приписано спасение Чёрного Яра от захвата его войском С. Разина, от набегов кубанских татар в 1689 и 1711 гг., от мора в 1727 г., а также ряд исцелений жителей города. Первый образ Б. Ч. был написан, видимо, в 1695 г. Его создание связано с чудом исцеления священника-иконописца Иоанна из астраханской ц. в честь Рождества Богородицы. Долгое время у о. Иоанна болели глаза. Однажды во сне ему явился Б. Ч., повелел написать свой образ, отправить его в Чёрный Яр и возложить на раку. Наутро полуслепой священник начал делать набросок иконы, недоумевая, как он сможет совершить эту работу, но постепенно стал чувствовать себя лучше. Выздоровев, о. Иоанн по небрежению работу не закончил и через год вновь заболел. После 2-го явления св. отрока он завершил написание иконы и, получив благословение архиеп. Савватия, отвез ее в Чёрный Яр. Жители города встретили образ крестным ходом и возложили его на раку Б. Ч. Память Б. Ч. указана под 24 июля в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.). В 1-й четв. XVIII в. по св. отроку в Чёрном Яре совершались панихиды. В 1722 г. Петр I, спускаясь на струге по Волге, приказал сделать остановку в Чёрном Яре и осмотрел могилу Б. Ч., после чего запретил петь панихиды над гробом святого и велел сравнять с землей часовню над его могилой, была уничтожена и икона св. отрока, написанная свящ. Иоанном. 13 янв. 1723 г. последовал указ императора о переводе архиеп. Иоакима из Астрахани «в какую пристойно епархию викарием». Распоряжения царя были связаны с воспоминанием о восстании в Астрахани в 1705-1706 гг.: когда царские войска подошли к Чёрному Яру, бунтовщики-старообрядцы распространяли среди горожан мнение, что от царя-антихриста их защитит Б. Ч. С др. стороны, местное предание сообщает, что 17 июня 1722 г. Петр посетил Чёрный Яр и расспрашивал о св. отроке черноярского свящ. Афанасия, после чего велел петь над гробом панихиды и поминать его.

http://pravenc.ru/text/149487.html

М.А. Глаголева-Пальян Скачать epub pdf Свидетели правды: от «дела» Бейлиса к делу Глаголевых Оправдание без вины осужденного человека (например, по фамилии Дрейфус или Бейлис) как исторически значимое, мировое событие – таков новый горизонт человечности, «просвет» на пороге XX века… В открытие этого горизонта внес свою лепту свидетель защиты Менделя Бейлиса профессор-гебраист Киевской Духовной Академии священник Александр Глаголев 1 . Избавление от клеветы ни в чем не повинного согражданина, киевского еврея, обрело правовую силу прецедента, обозначило предел беззаконию. Подсудимый (как это случается и сегодня) пассивно-«бездеятельно» претерпевал то, что на протокольно-тюремном языке именуется «делом». Снятие ложных подозрений и облыжных обвинений, оправдание человека: в такой отчетливой правовой форме приобрел широкую огласку, но, по сути, только приоткрылся смысл того большого исторического дела, с которым связано глаголевское имя. Прямой, «физический» смысл этой инициативы (еще не отчеканенный в правовых формулах) выразил отец Александр Глаголев, когда встал на пути погромщиков, шедших крушить подольские лавки. Тогда с ним вышли против бесчеловечности прихожане храма Николая Доброго, верные своему настоятелю и другу. Но насколько одинок был его путь в последующие глухие годы, вплоть до допросов и гибели в 1937 году? Настоятель разрушенного храма Николая Доброго не принимал навязываемого ему статуса одиночки, изгоя, «отщепенца» – не следует и нам сводить его дело к «исключению из правила». Первая мировая война годами фронтовой бойни, миллионами «оптовых смертей» (О. Мандельштам), казалось, изгнала лицо и личность с исторической сцены, заслонила приоткрывшийся горизонт новой человечности. Большевизм и гражданская война навязали тот взгляд на вещи (классы, группы, прослойки), который три четверти века не позволял ни различить размах глаголевского дела, ни вдуматься в его подлинный смысл. Свидетелем правды, ключевым свидетелем глаголевского дела спасения людей стал Алексей Александрович Глаголев: четыре года спустя после гибели отца в Лукьяновской тюрьме, он принимает крест служения священника 2 . С первого дня (точнее, ночи) трагедии Бабьего Яра в Киеве спасительным ковчегом для многих еврейских семей стал дом Глаголевых на Подоле и Варваринская церковь . 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Первое обращение только что прибывшего Предстоятеля сибиряки слушали внимательно. Потом еще долго стояли на улице, чтобы еще раз увидеть Патриарха Кирилла хоть издали. Радость на лицах можно разглядеть без лишних расспросов. " Как же мы без нашего патриарха, он же наша надежда " , – по-простому, без обиняков говорит Тамара. В Красноярске она живет уже почти сорок лет. На чисто московский вопрос о трудностях бытия в сибирском регионе смеется: " Это вы еще в тайге не жили, тут просто рай по сравнению с ней. Мы не думаем о трудностях, живем и живем, вот, теперь молиться чаще будем. Храм-то почти в квартире построили " , – улыбается женщина. " Храм в квартире " – это про только что отстроенный в одном из рабочих районов города собор Рождества Христова. Церковь действительно впечатляет масштабами – ее вместимость до тысячи человек. Золотые купола, покрытые особым составом, который применяется в космических технологиях, переливчатым огнем отражаются от ослепительно белых стен. На улице перед собором, по традиции – два огромных экрана. Хорошая, " золотоосенняя " погода собирает жителей этого и близлежащих районов в новой церковной ограде. Те, что поближе живут, пришли на службу и освящение храма со своими стульчиками. Некоторые даже взяли с собой театральные бинокли. Через дорогу от собора останавливаются те, кто пока не готовы прийти в церковь, но не могут превозмочь любопытства и не посмотреть на Патриарха " живьем " , а не по телевизору. Часовня святой Параскевы Пятницы сегодня известна каждому россиянину. Может быть не на слух, но визуально – точно. Достаточно взять десятирублевую купюру и внимательно к ней присмотреться. Вот она, часовенка, рядом с мостом через Енисей. Стоит на так называемой Караульной горе. Казаки-первопроходцы использовали ее, чтобы наблюдать за безопасностью сначала поселения, а потом и растущего города – Красного яра. Сегодня гора имеет другое название – Поклонная, однако местные жители все еще кличут ее Караульной. Часовня издавна считается символом города, здесь же и смотровая площадка, откуда вдоволь можно любоваться Красноярском. На Караульной горе Патриарха Кирилла ждали несколько часов кряду: Предстоятель захотел пройтись пешком по городу. Но когда московский пастырь все-таки приехал, его встречали аплодисментами.

http://religare.ru/2_96916_1_21.html

Прошло года три. Настя ушла из памяти. Но в один из моих приездов в Москву я решила наконец посмотреть, что за лавки против Охотного ряда. Ведь сколько раз собиралась и каждый раз, попавши в Охотный ряд, накупишь в одну минуту ворох любимых яств, и нет охоты, желания на ту сторону тащиться, да и расстояние широкое, не улицу, а площадь пересечь надо. Время было позднее, к закрытию близилось. Вхожу в огромнейшую лавку. Кадки, лари, большущие стеклянные банки, квашенки пузатые. А в них-то, в них-то! Ох, Господи, чего-чего не было! И брусничка, и морошка, яблочки всяких сортов, и моченые, и соленые маринованные, и клюква мороженная. Бочки рыжиков, груздей, белый гриб — да все мелкие, отборные, закусочные, к водочке. А вот бочки с крупными сочными груздями, рыжиками и с толстыми боровиками, ну, эти только на пироги годны, да еще со сметаной, с лучком на закуску подходящие. Да и всего не перечесть, все сорта ягод, и вареные, и сушеные и маринованные, и все-все, чем Господь Россию благословил, и всякая другая снедь. Да все такое вкусное, опрятно-аппетитное. Брожу я по лавке глазами… Смотрю, за кассой красавица, да какая! В бобровой шапке боярке (дело было зимой), бриллиантищи по чайной ложке в ушах, и такой же величины черные глазища, шубка бархатная; изящная чернобуркой оторочена. Не могла глаз отвести от нее, да сверх всего сверлит, что знаю я ее, видела я ее когда-то, где-то, только иначе, не в этом наряде… А вспомнить не могу. И она на меня смотрит, не отрываясь, ринулись мы друг к другу одновременно, заговорили, о чем не упомнишь. Минуты не прошло, потащила она меня в закуточек (отгородка в конце лавки, где приказчики чай кипятили, грелись зимой). Настя так бурно, радостно встретила меня, что я усомнилась в себе, не цыганского ли и я рода, и не прихожусь ли ей действительно сродни. В пять минут, перемешивая с поцелуями и придушением меня, она рассказала мне все, что случилось за эти три года. Как вскоре после встречи со мной ее выкрал Василий Васильевич, как у них было сговорено, из Яра прямо в церковь, и как она счастлива, что у нее двое детей, мальчик и девочка, и что шаль мою ей передали.

http://azbyka.ru/fiction/zabytaya-skazka...

Я поблагодарил епископа за приветствие и встречу и выразил ему надежду на то, что он скоро будет ближе к нам, чем теперь стоит. Благословив затем людей, откушав их хлеба-соли и вина, я пожелал, чтобы у них изобиловали эги продукты, и последовал пешком в Мамет Яр во главе громадной толпы народа. Сразу же по прибытии в Мамет Яр я проследовал в храм во имя святого великомученика Георгия. Храм бедный, из сырого кирпича, но более похож на наши православные храмы по своему внутреннему устройству, чем древние несторианскне храмы. Престол находится на середине алтаря, жертвенник – справа, вместо иконостаса – большая красная завеса с крестом посредине. Сооружение этой завесы есть уже дело отца Ионы и подвигнутых им на усердие прихожан. Храм снабжен православными иконами, к которым мы прибавили хоругви и святой крест. Я в присутствии громадной толпы народа отслужил благодарственный молебен и, произнесши многолетие Государю Императору и Царствующему Дому, Святейшему Синоду, православным архиереям Персии и всем православным христианам, сказал проповедь о мире Христовом, пожелать которого сульдузским христианам я прибыл. После скромного обеда в сопровождении стариков деревни и отца Ионы я осматривал селение Мамет Яр. Оно лежит в ровной местности на берегу большой многоводной реки Гадыр-чая, помутневшей от вчерашнего дождя. Обилие воды вообще было поразительное для человека, видавшего в Урмии недостаток воды в летнее время по целым дням. Тут же не только Мамет Яр, но и другие деревни, расположенные от него на запад, оказались окруженными густою сетью арыков (канав) замечательной ширины и глубины. Мне сказали, что из-за этих канав фаэтон не может проехать туда, да и верхом добраться туда трудно. Поэтому я решил отказаться от намерения посетить тамошние христианские деревни: Охсар, Каравансера, Гасанлуви, Нагада и Чианэ, тем более что и времени для поездки оставалось к мало: наутро мне предстояло поехать в Соуджбулаг для свидания с консулом господином Иясом, и дорога туда и обратно должна была занять не менее полутора дней. Однако осмотр окрестностей Мамет Яра оставил у меня приятное впечатление. Несмотря на совершенно деревенский вид, Мамет Яр считается столицею Сульдуза и служит резиденциею сульдузского губернатора Гусейн Али-хага Эмир Тумана. Из этой деревни открывается очень хороший вид на весь Сульдуз, который по своему пространству гораздо более Салмаса и немногим меньше Урмии. Местность кругом зеленеющая, прорезываемая серебристыми лентами канав, воздух чудный, мягкий и бодрящий. Все эти условия создали Сульдузу славу хлебной житницы для соседних областей Персии. Здоровье жителей и их выносливость тоже удивительны: за 6 месяцев своей жизни в Сульдузе отец Иона не видал ни больного, ни покойника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Начало 18 века знаменательно постройкой и освещением каменного здания Иоанно-Предтеченского храма в 1704 году. Вероятно, это была перестройка и расширение старого храма образца 1664 года. Задавшись вопросом: откуда в степном Царицыне появилось большое количество строительного камня для возведения Иоанно-Предтеченской и Троицкой церквей, директор Волгоградского краеведческого музея А. В. Материкин отвечает на него находкой в архивах писем выдающегося ученого и государственного деятеля XVIII века, автора «Истории Российской» Василия Никитича Татищева. Тот упоминает о множестве камня на развалинах второй столицы Золотой Орды — Сарай-ал-Джедид и на Мечетном городище. «Выше Черного Яра, — по словам Татищева, — на сей же стороне есть место от русских названо Царев Под, где великое каменное строение видно. Татары сказывают, что тут был Батыем построен дом. От оного в степь по речке Царевой есть есче больше того строение, где мечеть великая лет за 50 сказывают стояла». Остается только пожалеть, что более полные данные о старинных постройках погибли в огнях Булавинского (1708 год) и Некрасовского (1716 год) восстаний, когда сгорели церковные архивы. Строительство продолжается и во второй половине 18 века. В 1764 году к храму пристраивается придел во имя Корсунской иконы Божьей Матери. Антиминс для него освящает астраханский епископ Никифор в 1789 году. Относительно ценными можно считать реликвии, принадлежавшие церкви: иконы Иверской Богоматери и Смоленской Богоматери, датированные 1665 годом, четыре Евангелия: от 1677, 1685, 1697, 1698 годов. В 1694 году протоиерей Илья жертвует в Иоанно-Предтеченский монастырь книгу «Минеи». В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили: 1 иерей, 1 дьякон, 2 дьячка и 1 пономарь (всего до 1739 года в Царицыне было около трех десятков священнослужителей). В четырех храмах города служили 28 клириков: 1 протоиерей, 5 иереев, 3 дьякона, 9 дьячков, 4 пономаря. Первая половина 19 века оказалась для церкви тяжелой. В начале 40-х годов здесь служат о. Роман Разумовский, диакон Андрей Лопухин, дьячок Иван Михайлов и пономарь Павел Зорин.

http://sobory.ru/article/?object=50553

Яра смерть, но сию Тебе беседовавшую погубил еси, от Девы Богоипостасная плоть быв: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Ужасна смерть, – но Ты, от Девы сделавшись Богоипостасною плотию, поразил сию (смерть), приразившуюся к Тебе. Благословен Ты, Господи, Бог отцов наших! Богородицу вси Тя Бога рождшую уведехом, Единаго бо от Троицы воплотившагося из Тебе родила еси: благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. Все исповедуем Тебя Богородицею, родившею Бога; ибо Ты родила единого из (лиц) Троицы, воплотившегося из Тебя. Благословен плод чрева Твоего, Пречистая! Песнь 8. Ирмос. Нестерпимому огню соединившеся, богочестия предстояше юноши, пламенем же невреждени, Божественную песнь пояху: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите во вся веки. Представители Богопочитания – юноши, находясь среди нестерпимого огня, но не потерпевши вреда от пламени, воспевали Божественную песнь: все творения Господни, благословляйте Господа и превозносите во все веки. Тропари. Перваго канона. Раздрася церковная светлость, егда крест Твой водрузися на лобнем, и тварь преклоняшеся страхом, воспевающи: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки. Разодралась церковная светлая (завеса), когда на лобном месте был водружен крест Твой, и тварь от страха пришла в смущение, воспевая: все творения Господни, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. Воскресл еси, Христе, из гроба, и падшаго прельщением, древом исправил еси Божественною силою, зовуща и глаголюща: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки. Ты, Христе, воскрес из гроба и Своею Божественною силою чрез древо (креста) обновил по обольщению падшего человека, который восклицает и взывает: все творения Господни, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите Его во веки! Храм Божий явилася еси, Вместилище одушевленное, и Ковчег: Творца бо человеком, Богородительнице Пречистая, примирила еси, и достойно вся дела поем Тя, и превозносим во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иногда поют вирши и в честь святителя Николая: Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святый Никола на всяк час помогае. Николае! Кто к ему прибегает и на помощь призывает, тот не будет искушен и от грехов освобожден. Николае! Мы тя будем сохваляты, имя твое прославляты. Николае! и пр. 794 IV. Вирши на новый год и в новый год 1. «Ой, сив Христос та вечеряты. Добрый вечер! Та прийшла к Божа Маты. Святый вечер! Та дай сынку райские ключи. Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Одимкнуты рай и пекло, выпуститы праведныи души, тилько однией той не выпускаты. Одна душа тай согрешыла, отца, неньку (мать) тай прогнывыла. А она ж не лаяла, тилько ж подумала, той-то согрешыла. Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье». – Другая редакция: «Сив Христос та вечеряты. Тай добрий вечир, тай добрым людем, тай на здоровье. (Этот припев повторяется после каждого стишка). Прийшла к Ему Божа Маты... Дай мини райски ключи одимкнуты рай и пекло, повипускаты вси праведни души, тилько одну не випускаты. Одна душа тай согрешыла, отца и неньку тай не лаяла, тай не лаяла, тилько подумала». 2. «А в поли, поли сам плужок ходе, а за тим плужком сам божок ходе. Дива Мария исти носыла, Бога просила: зароди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашпицю». Потом добавляют четком: «з новым годом, з Васильем и з праздником». – Или: «у поле зерно, а в доме добро». V Вожак пел: «Го, го, го, коза; го, го, го, яра. Не ходи, коза, по темным лясам, по щедрым дворам: бо тебе убьют, шкуру издерут, чаботы пошеют, на ножки наденут и с ножки искинут, под лавку подкинут. Пуц коза, долу повалилася, на ёй жилучки затрусилися. Устань, козухна, устань, мотухна. Развеселися, старому пану поклонися. А той тобе мерочку овса, сверху колбаса, три куска сала, чтоб ты не схудала». 795 VI Вот несколько примеров леченья знахарей: а) От лихорадки. Прочитав над больным символ веры , знахарь произносит: «Був соби царь Гадеон. У него було симдесять сим дивыць и симдесять сим трасовыць от симыдесяты симы до симыдесяты симы колин, и вывив их на камину гору и став их быть крыминьнамы, каминьнамы и зализнымы ланцюгамы. Царю Гадеоне! Ни бый ты нас крыминьнамы, каминьнамы и зализнымы ланцюгамы. Хто сии слова буде знати, будет за дивятый двир мыкати. Грядет Аврам до сына Исакия. Сыну Исакие! Возмы меч Царя и Бога нашего Иисуса Христа и всих святых и зажыны ции Иродские полкы и цюю трясовыцю от хрещенного, нарожденного и молытвеного раба Божие N огнем, мечем, бурею, сылою Господнею и Духом святым, небесьнымы стрилами, зажыны ии в окиян море, в морскый высте».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Зловещий колдун, воплощение адской тьмы, описанный Гоголем в " Страшной мести " в очередной раз проявил себя на земле Украины. И собирает свою кровавую жатву, развязав братоубийственную войну на земле Южной Руси. Это война сатанистов с Православной верой, попытка уничтожить Православную Церковь на земле Южной Руси.   В Валхаллу не захотели... Заметим, что как и в частях СС, среди украинских нацистов распространен культ скандинавских языческих богов. " Азовцы " считали себя сверхчеловеками, достойными после смерти попасть в Валхаллу, где пируют павшие герои, которых с поля битвы в " чертоги Одина " приносят валькирии. Но известно, что скандинавы знали, что в Вальхаллу мог попасть только герой, павший на поле брани с мечом в руках. О монолите России, США и Европы против Украины И вот укрокаратели из " Азова " , все эти " сверхчеловеки " в полном составе, во главе со своими вождями, изображавшими из себя " свирепых воинов Одина-Перуна " , сложили оружие и сдались в плен. А перед этим " справжни герои " , прикрывавшиеся мирными жителями, как " живым щитом " , на протяжении месяца умоляли в многочисленных видеообращениях " экстрадировать " их из подземелий " Азовстали " всех, от Эрдогана, генерального секретаря ООН Гутериша и Илона Маска до папы Римского. Не успели попросить походатайствовать только, пожалуй, Грету Тумберг и обратиться в " Спортлото " . И хотя и оружия, и боеприпасов, а также запасов продовольствия и воды у них хватало еще надолго, почему-то эти " воины Одина " в Вальхаллу не захотели. А разгромили в ожесточенных городских боях, загнали эту нечисть в подземелье и заставили сложить оружие бойцы и командиры Российской армии и народных республик Донбасса. Наследники воинов-победителей, водрузивших Знамя победы над рейхстагом в мае 45-го, сломили наследников гитлеровских холуев-полицаев, палачей Бабьего Яра и Хатыни, потомков Бандеры и Шухевича. Весь мир мог воочию убедиться в победе духа русских воинов над этими " сверхлюдьми " , откровенными сатанистами, которых чеченские бойцы подразделений Российской армии называют " шайтанами " .

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/geroi_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010