В г. Астрахани, на углу Сапожниковской улицы, обители принадлежит подворье, состоящее из двух каменных двухэтажных домов. Управляет пустынью архимандрит. Пути сообщения, как пароходная пристань, железная дорога, так и почтовая станция, ближайшая от пустыни – есть г. Астрахань, в 60 верстах от обители, куда можно добраться летним временем на частных пароходах, проходящих в 5 верстах от обители через села: Большой Магой и Цветное. Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани. Иоанно-Предтеченский монастырь считается заштатной и необщежительной обителью и находится в самом городе. Основанный в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием, он в 1723 г. был упразднен, но через четыре года снова восстановлен. Храм один, во имя Св. Иоанна Предтечи, икона которого особо здесь чтится. Управление игуменском. Покровский Болдинский монастырь близ Астрахани. Расположен в 6 верстах от города, близ Казачьебугровской станицы. Обитель была основана в 1708 году Астраханским митрополитом Самсоном. В 1823 г сюда были переведены иноки из разрушенного половодьем Болдинскаго Воскресенского монастыря. Храм один, Покровский. Управление игуменское. Женские обители Благовещенский монастырь в Астрахани. Обитель находится в самом городе, на Запасной улице. Когда совершилось ее основание, – неизвестно, но в 1783 году она уже существовала. Храмов два: холодный Благовещенский и теплый во имя Иоанна Богослова. Управление игуменское. Верхне-Ахтубинское отделение Балашевского женского монастыря Саратовской епархии в Царевском уезде. Помещается в 50 верстах от уездного города Царева. Воскресенский Мироносицкий монастырь в Черноярском уезде. Обитель расположена в 12 верстах от Чёрного Яра, в дер. Барановке. Основана в 1897 г. в виде общины, которая в 1902 г. была переименована в монастырь. Храм один, заложенный в 1903 г. Управляет игуменья. Воронежская губерния Обителей мужских 9, женских 9. Мужские обители Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже. Этот монастырь расположен в самом городе, над р. Воронежем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Так они путешествуют, со всеми удобствами, не торопясь, останавливаясь раз десять на переходе. Да еще, нет-нет, Парфен Изотыч, вспотев и весь промокнув, возьмет и присядет в коляску. А как осудишь его? В мужчине десять пудов с походцем. И кроме того, враг рода человеческого, чем ближе к святым местам, тем он становится злобнее и предприимчивее. Удивительные бывают этому и поучительные примеры. Соберется иногда небольшая купеческая компания, так человек в пять, шесть, и все одни мужчины. С бабами, мол, возни и хлопот не оберешься, и тащатся они еле-еле, и в святых местах от них только суета, помеха и соблазн. Идут. Конечно, не пропуская ни одной остановки и скромно подкармливаясь кое-где на пути. И вот, совсем неизвестно почему, вдруг оказываются через пятнадцать дней в Москве, в трактире у «Яра», а у Троицы и не бывали… Как это могло случиться? Несомненно, по наваждению нечистого. Народ попроще и без затей едет к Троице-Сергию по железной дороге, в третьем классе. Езды всего час с небольшим. Многие слезают в Хотькове, где покоятся родители преподобного. Оттуда направляются в Сергиев посад либо пешком, либо в вагоне. На станцию Сергиево поезд приходит зимою под вечер. Еще не темно, но уже начинает темнеть. На выходной площадке трудно протолпиться, и вся она окружена санями: тут и простые одноконные извозчичьи сани, и пары в пристяжку – «голубки», и широченные тройки, запряженные неправдоподобно громадными косматыми жеребцами. Лошади гогочут. От них идут клубы пара. Извозчики и ямщики орут, наперерыв зазывая седоков. И откуда только эти шустрые кучера узнают мгновенно и безошибочно общественное положение всех людей, теснящихся на платформе со своими чемоданами, узлами, баулами и корзинами? – Ваше сиятельство, лихо прокачу на петушке! – Купец, пожа-пожжалуйте! – Мамаша! На него не садитесь, энтот мигом опрокинет. В полицию с ним попадете. – Ваше превосходительство, со мной в прошлый раз целую неделю ездили. – Эй, Володька! Ты что такую уйму насажал? Обвяжи веревочкой, чтобы не рассыпались!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Епархия эта возникла во время княжения св. Александра Невского по случаю тому, что в столице татарского хана, Великом Сарае, находилось множество русских, которым преемник Батыев, Беркай, дозволил отправлять христианское богослужение явно; посему митрополит Кирилл, в 1261 году, и посвятил туда первого епископа Митрофана. Последующие за тем епископы, имевшие в своем ведомстве и церкви, лежавшие от Черного Яра по Хопру и по Дон, стали именоваться Сарайскими, или Сарскими и Подонскими, в княжение Димитрия Донского, при митрополите св. Алексие, в XIV веке; на Крутицы ж перешли с тем же титулом не прежде начала упадка Ханского могущества, т. е. во второй половине XV века, при В. К. Василии Темном и Митрополите св. Ионе. После совершенного уничтожения Золотой Орды, при Иоанне III, или при Василии IV, образовалась Епархия Крутицкая из городов Калужской, частей Тульской, Орловской и Московской губерний. В этой обители церкви: 1) существующая и ныне, бывшая соборная, двухэтажная, в которой престолы: вверху Успения Богородицы, а внизу Петра и Павла. Церковь эта была сначала построена деревянная, во имя Апостолов Петра и Павла, св. князем Даниилом Александровичем (которого изображение находится на наружной стене нынешнего храма), и освящена прибывшим из Греции епископом Варлаамом, около 1272 года. – Нынешняя Успенская церковь , обращенная по уничтожении Крутицкой Епархии в приходскую, находится на том самом месте, где была некогда древняя Петропавловская деревянная. Она сооружена каменная сначала в один этаж, во имя Петра и Павла, Митрополитом Сарским и Подонским Варсонофием (Чертковым) , между 1682 и 1689 годами; а потом, около 1700 года, устроен над нею Митрополитом Трифиллием верхний ярус и престол Успения Божией Матери с ходовыми вокруг папертями, на стенах которых были изображены альфреско все русские государи от в. к. Владимира I до царя Алексия Михайловича, включительно. После Троицкого пожара, храм этот возобновлен императрицею Елисаветою Петровною. В 1812 году верхняя Успенская церковь выгорела, и хотя после приведена в первобытный вид; но живопись на стенах паперти погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1818 г. в Черном Яру открывается приходское училище, находящееся при Вознесенском соборе в каменном доме, а учителем предназначался черноярский дьячок Николай Кортнев. Вознесенский собор в 1830 г. с бывшим другим приделом во имя Николая был разобран в 1830 г. и перенесен на другое место, а придел св. Иоанна воина с могилой Боголепа, был пока оставлен нетронутым на прежнем месте. В 1843 г. при поддержке черноярского купца 9-й гильдии и кавалера Андрея Алексеевича Голощапова (1784-1859 г.г.) распахнула свои двери новосозданная богадельня. А в 1844 г. был построен великолепный Вознесенский собор на территории современной черноярской площади. В 1847 г. алтарь Иоанна Воина был разобран почти полностью, до самой могилы Боголепа. Именно в это время, в декабре, отправляется рапорт преосвященного владыки Евгения в Священный Синод об опасном состоянии могилы Боголепа. В 1849 г. 28 марта последовал указ Священного Синода о попечении могилы Боголепа. К сожалению, к тому времени часть берега, где находилась могила, обрушилась от сильного напористого течения Волги. Описание состояния постройки старого основания проиллюстрированы в Каспийской экспедиции К.М. Бэра 1853-1857 г.г.: «Я видел фундамент бывшего собора, который нависает над обрывом. По обе стороны фундамента мы откопали множество человеческих костей. Большие массы верхних слоев обрушились в долину Волги. На улицах Черного Яра заметна сеть трещин на поверхности почвы». По состоянию расписания на 1873 г, присланного Священным Синодом, в Черном Яру насчитывалось: 1 соборная церковь, 25 приходов. Но еще до получения расписания епархиальное начальство признало нужным открыть самостоятельный приход в Черном Яру при кладбищенской Петропавловской церкви, но в расписании о ней не было упомянуто. В книге «Спутник по реке Волге» 1908 г. издания упоминается: «На обрыве стоит колокольня, которую уже не раз приходилось переносить все дальше и дальше от берега, подмываемого Волгой, а от собора и следа не осталось, даже целая улица, бывшая еще в 1881 г., теперь оказалась в «нетях». К 1911 г. на обрыве осталась временная деревянная колокольня в память о когда-то стоявшем на этом берегу собора, перенесенного отсюда. Но и деревянную колокольню приходилось неоднократно переносить.

http://sobory.ru/article/?object=15407

В своих воспоминаниях 1990 г. дочь священника Магдалина Алексеевна Глаголева-Пальян подробно рассказала о подвиге их семьи: «Свято-Покровская церковь (ул. Покровская 7, сейчас ул. Зелинского) была в то время закрыта, там был архив, и папа добился у немцев открытия теплого храма Иоанна Воина при Покровской церкви - напротив разрушенной дедушкиной церкви Св. Николая Доброго. Также ему предложили и Варваринскую церковь, ту самую, в которой служил и жил дедушка. Обе церкви были превращены в общежития и разбиты на комнатки. Каждая комнатка имела свою плиту для варки и обогрева с общим дымоходом. Все комнаты были покрашены в разные краски – белую, розовую, голубую. Перегородки и плиты разваливали мужчины, мы выносили кирпичи и мусор. Вся наша семья и прихожане принимали участие в этом ремонте. Помню, я разбирала перегородки и плиты вместе с Марией Павловной. Вся церковная стена теперь получилась разной: розовой, зеленой, белой, – какой у кого был вкус. В Великий Пост за недорогую цену церковь побелил человек монашеского типа. Мама, Глаголева Татьяна Павловна, окончившая в 1940 г. географический факультет университета, стала работать паспортисткой в церковных домах. А управдомом был друг родителей – Александр Григорьевич Горбовский, работавший до войны по физиологии растений с академиком Вотчалом. Кроме того, он очень интересовался историей, географией, архитектурой. Эрудированный и талантливый в различных областях человек. Эти краткие сведения помогут объяснить, каким образом в дальнейшем, в период немецкой оккупации, удалось спасать людей от гибели и от посылки в Германию на каторжные работы. Огромную роль сыграла церковная печать, спрятанная после разорения церкви другом Глаголевых – врачом Троадием Ричардовичем Крыжановским, жившим тоже в церковном доме по ул. Покровской 3, а также старые бланки, оставшиеся еще от дедушки. Должна сказать, что не все люди, спасенные моими родителями от Бабьего Яра, были мне известны. В то время как раз нужно было поменьше знать, ввиду смертельной опасности как для спасенных, так и спасителей. Пишу только о людях, с которыми я соприкасалась или знала о них хорошо.

http://bogoslov.ru/article/2226184

IV) Село Дмитриевское, Болото тож, где также бывает ярмарка июня 23 числа. Описание Воронежской епархии Историческое известие о Воронежской епархии В Историческом описании Воронежской губернии и города Воронежа сказано было, что издревле сии места принадлежали Рязанскому княжеству. По сему отношению издревле также и церковное ведомство половины сих мест принадлежало Рязанской епархии. Ибо по летописям значится, что Св. Алексий митрополит Московский, когда в 1354 году при Великом Князе Иоанне Иоанновиче Красном, а по другим при Симеоне Иоанновиче Гордом, учредил Рязанскую епархию, то разграничил ведомство епископов Рязанского и Крутицкого от Черного Яра по реке Хопру и по Дону, так, что левая сторона реки Дона принадлежала Рязанскому, а правая Крутицкому, иначе называвшемуся Сарскому и Подонскому епископу. После, однако же, когда начали вновь строиться города и за Доном на Крымской степи, то и оные, по близости их к епархиальным Рязанским, приписаны были к той же епархии. Но когда государь царь Феодор Алексеевич распространил от Воронежа далее к югу великороссийские селения, то по причине удаления сей Украины от Рязани, вознамерился основать в сем краю особенную и отдельную от Рязанской епархию. На сей конец в 1682 году, по согласию со Святейшим патриархом Иоакимом апреля 2 указал быть Воронежской епархии, сперва из семи только городов, отделенных от Рязанской, т.е. Воронежа, Ельца, Костенска, Орлова, Урыва, Коротояка и Землянска с уездами. На сию епархию того же числа хиротонисан в первопрестольного епископа игумен обители Преподобного Макария Унженского именем Митрофан, о коем ниже подробнее говорено будет. Для архиерейского содержания тотчас приписан был ему Боршевский монастырь со всеми вотчинами и многие другие угодья. В 1696 году Патриаршею грамотой от 30 января позволено было Воронежскому епископу ведать в своей епархии еще поселившихся по рекам Осереду, Битюку и Икорцу с верховья и до устья. А когда бессмертной памяти государь Петр I расселил еще более Воронежскую Украину и начал часто посещать город Воронеж, то не оставил без внимания и Воронежскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 316; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 296-297; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 36-37; Саввинский И. И., свящ. Ист. записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902 г.). Астрахань, 1903; Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань//ИЗ. 1947. Т. 22. С. 132-166; Иосиф (Марьян), иером. Святые земли Астраханской. Астрахань, 2001. С. 5-45; Дубаков А. В., Пастухова И. Н. Астраханская епархия РПЦ в XVI - сер. XVII ст. Волгоград, 2003. А. В. Дубаков Иконография Наиболее ранние сведения о существовании икон К. содержатся в рассказе о чуде спасения в сер. XVII в. купца из Юрьев-Польского Емельяна Парфентьева, возвращавшегося домой из Астрахани (ГА Астраханской обл. Ф. 857. Оп. 1. Д. 69. Л. 49). На Волге, близ Чёрного Яра, началась буря, грозившая потопить судно. По молитве Емельяна и его спутников явился некий старец, утихомиривший водную гладь. На вопрос о том, кто он, старец ответил: «Азм есть Астраханского Троицкого монастыря начальник игумен Кирилл». Вернувшись в Астрахань летом следующего года (1677), купец в благодарность за спасение поставил «над гробом преподобного гробницу», заменив деревянную часовню каменной. Вместо прежней иконы, стоявшей у гроба К., он повелел написать житийный образ святого. По сведениям астраханского историка, краеведа и собирателя икон А. С. Маркова, житийная икона была почитаема как чудотворная, исцелявшая больных, но в Астрахани о существовании списков этой иконы неизвестно, не выявлено также «ни одного дореволюционного иконописного изображения преподобного Кирилла» ( Марков. 2004. С. 70). Прп. Кирилл Астраханский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Прп. Кирилл Астраханский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Указания о том, как писать образ К., появляются в иконописных подлинниках начиная с XVIII в.; благодаря деятельности старообрядцев по собиранию свода русских святых иконография была сохранена в подлинниках XIX в.

http://pravenc.ru/text/1840267.html

у нас отдел 7, статья 120). 277 По мнению учёного И.Никифоровского в «Ответах» Никифора, архиепископа Астраханского, слово «чудовищный» употреблено, вероятно, переводчиком вместо «странный, чудный, дикий для слуха» (И.Никифоровский. «Разбор ответов, данных беспоповцам пригорода Белого Яра», с.30, в примечании). 278 На названной странице такой цитаты нет, однако содержится та же мысль, с более резкими выражениями: «Но нын явишася, все ни во что ставятъ, имя Искупителя, на греческомъ пишемое и въ нашихъ древнихъ книгахъ обртаемое, именуютъ (ужаснися небо! трепещи земле!) антихристомъ!!! чернымъ и ругаютъ матернымъ словомъ!!! четвороконечный крестъ кумиромъ! антихриста!! и И это зло происходитъ не воˆуглу нкоемъ, но во обоихъ столицахъ великой Во юныхъ лтахъ жизни моей имлъ я охоту, или сильную страсть къ разнаго рода книгъ: б мн пища и Но нигд не случалось видть подобнаго ругательства отъ древнихъ еретикъ на Христа Спасителя; хотя зломудротвовали о Немъ, но все нсколько уважали Его. А наглые продерзатели, за (?) одной иты въ имени Его такъ дерзко ругаютъ, что и слышать нестерпимо. Зло ужасное и нестерпимое иметъ поборниковъ и защитниковъ и потатчиковъ даже изъ числа нкоторыхъ пастырей, кои, къ и знаютъ, что это зло, но помогаютъ кознотворцамъ и симъ даютъ ходъ злу». [Прим. электр. редакции.] 280 «Материалы для истории раскола», m.V, с.2, 130; m.IV, с.211, 269; m.VI, с.7–10, 13, 15–16, 20, 34, 139, 154–155, 269–271 и другие. 281 Предисловия к Кожанчиковским изданиям раскольнических сочинений, появившимся в начале шестидесятых годов, составлялись писателями той партии, которая состояла в сношениях с Герценом и Кельсиевым, тогда именно хлопотавшим о привлечении раскольников на свою сторону, и в России старались делать дело Герцена и Кельсиева, признававшими и церковь , и религию, и самого Бога порождением народных предрассудков и суеверий. Сам Кожанчиков, издававший сочинения о расколе, писал их в пользу и интересах раскола, как именно и поняли раскольники употреблённое в заглавии одного из этих изданий выражение: «В пользу раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

(† 11.11.1433 (1434?), Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) , Московский. Достоверных сведений о происхождении и житии М. нет. В поздних агиографических сочинениях, посвященных М., сообщается об утерянной «немалой книге» с описанием жития и чудес святого. Краткая запись о его преставлении содержится в церковном уставе: ГИМ. Син. 336. Л. 367, 20-е гг. или 2-я четв. XVI в. (опубл.: Мельник. 2014. С. 15). Вероятно, после Собора 1547 г., к-рый принял решение о канонизации М., было составлено краткое Житие святого: «Месяца того ж (янв.- Авт.) в 21 день преставление святого Максима, Христа ради уродиваго Московъскаго нова чюдотворца» (нач.: «Сей убо бысть предоблий и благий Максим, Христа ради уродивый, от великаго и славнаго во всей России царствующаго града Москвы» (РГБ. Рум. 397. Л. 358 об.- 359, XVI в.)). По мнению В. О. Ключевского, более позднее происхождение имеет Повесть о святом: «Месяца ноября в 11 день Сказание въ кратц о житии и страдании святаго и блаженнаго Максима, иже Христа ради уродиваго Московскаго и всеа Росии чюдотворца. Благослови, отче» (нач.: «Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповдати преславно есть» (РГБ. Рум. 364. Л. 326-329, нач. XVIII в.)). В кратком Житии и Повести о святом рассказывается, что он род. в Москве, круглый год ходил по улицам города почти нагой, страдая от холода и зноя, утешал людей в трудах и скорбях, удерживал торговцев от обмана; ночью М. пребывал без сна и молился. В службе святому, составленной в XVI в., упоминается прозвище М.- Благой московский («Месяца того ж (янв.- Авт.) в 21 день преставление святаго чюдотворца Максима, уродиваго Христа ради, нарицаемаго благаго московьскаго» (РГБ. Рум. 397. Л. 125 об.- 131 об.)). В Повести сообщается, что блаженный прожил «до старости маститы», незадолго до кончины «впаде в телесный недуг и мало поболе и преставися в лето 6942 (1434) месяца ноября в 11 день при митрополите Исидоре» (Там же. 364. Л. 328). Повесть ему приписывает поговорки: «Аще и яра зима, но сладок рай»; «Болезнено труждатися, да во веки с лики святых веселитися» (Там же. Л. 327 об.). В кратком Житии сказано, что святого «положиша на Варвары улице подле церкви святыа мученицы Варвары и преподобнаго Максима Исповедника. Последи же создана бысть церковь прекрасна камена над мощми святого во имя повелением великаго князя» (Там же. 397. Л. 359).

http://pravenc.ru/text/2561588.html

После оккупации Цецилия Игнатьевна Крыжановская познакомила с моими родителями еврейского писателя Ихила Фаликмана. Он интересовался их деятельностью. В своих книгах “Черный ветер”, “Огонь и пепел” он описывает православного священника, участвовавшего в спасении евреев от Бабьего Яра под фамилией отец Алексей Глаголевский, маму же называет Татьяной Авдеевной. Описываемые в этих книгах события не соответствуют тем, которые разворачивались у нас на Покровской улице, и остальные персонажи также. Но на книге “Черный ветер” он написал для папы дарственную надпись: “Гуманнейшему человеку”» 491 . После окончания Великой Отечественной войны протоиерей Алексий Глаголев служил в разных храмах Киева, преподавал в Киевской Духовной семинарии. В 1945 г. он, по просьбе архиереев, составил записку первому секретарю ЦК Компартии УССР Н.С. Хрущеву о том, как в годы оккупации его семья спасала от смерти в Бабьем Яру евреев. В период антирелигиозных «хрущевских» гонений начала 1960-х гг. протоиерей подвергался преследованиям (в 1960 г. была закрыта церковь , в которой он служил). Скончался отец Алексий 23 января 1972 г. в Киеве. Протоиерей Алексий Глаголев был одним из героев «Черной книги» Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. В 1992 г. институт Яд Вашем удостоил звания «Праведников народов мира» почти всех членов семьи Глаголевых: отца Алексия, Татьяну Павловну (1905–1980) и их дочерей – Магдалину и Марию, а 8 октября 2000 г. – и сына Николая. В начале 2000-х гг. в музее мемориальной синагоги на Поклонной горе в Москве появилась небольшая экспозиция, посвященная подвигу священника Алексия Глаголева и его семьи. Хотя отцу Алексию в течение нескольких лет удавалось спасать от гибели многие десятки людей, он, к счастью, остался жив. Однако несколько священников и мирян на Украине были убиты нацистами за попытки спасти евреев. Так, в донесениях полиции безопасности и СД от 16 января и 6 марта 1942 г. сообщалось о расстреле бургомистра г. Кременчуга Полтавской области Синицы-Верховского за то, что он с конца сентября 1941 г. с помощью местного священника крестил евреев, давал им христианские имена и таким образом спасал их от уничтожения: «Только при допросе чиновниками оперативной команды было установлено, что он умышленно воспользовался фальшивыми анкетными данными, и решение еврейской проблемы саботировал тем, что уполномочил главного священника протоиерея Романского крестить указанных им самим евреев и давать им христианские или русские имена. Немедленный арест помешал большому числу евреев уйти из-под немецкого контроля. Синица был казнен». Как был наказан священник, в донесениях СД не сообщалось, но, скорее всего, его также расстреляли 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010