Благословение Алексия, митрополита всея Руси, ко всем крестьянам 1087 , обретающимся в пределе Червленого Яра и по караулам возле Хопор, до Дону, попам и дьяконам, и к баскакам, и к сотникам, и к боярам. Молюсь Богови и Святой Богородице, да будет душой и телом все добры, здоровы, да исполнивали бы есте заповеди Божьи: глаголет бо Христос: «имея заповеди мои, и сблюдет я, той есть любяй мя». Да возлюблены будете от Христа, исполнивайте заповеди его: имейте веру праву к святой и единосущной Троице, в нюже крестистеся, любовь и мир друг к другу, правду, целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих. Ибо Господь Бог Иисус Христос тако рекл своим учекикам и апостолам: «шедше в весь мир, проповедуйте евангелие всей твари; иже веру имет и крестится, спасен будет, а не веруяй осудится». И паки ту же благодать далими власть: «елико аще свяжете на земли (грех ради человеческих), связаны будут на небесех; елико аще разрешите на земли, будут разрешены на небесех». И паки тако глаголет: «слушая вас, мене слушает, а отметаяся вас, мене ся отметает». Ту же благодать Пресвятого Духа прияли аз грешный от пресвященного патриарха вселенского и от святого сбора, и приехал есмь к Святой Софии в митрополию всея Руси в Киев, и ко всем крестьянам, обретающимся во всей русской земли, пастух и учитель, и имею великую тягость на себе, что ми молвить и учить всех на все душеполезное и спасенное. И того ради многажды и Феогност митрополит писал к вам, к детям своим, елико есть на пользу душам вашим. Вы же, как то и время являет, что моих слов и моего поучения не слушаете, но исполниваете волю телесную и дела темные, а слова моего не слушаете. Не ведаете ли, что всей русской земли владыки под моею властью суть и в моей воли? И аз их ставляю от благодати Пресвятого Духа. Такоже и подана власть владыке 1088 вашему: вы пак как его слов не приимаете, но странных пастухов приимаете; и как то видится, несте от паствы истинного пастуха Христа, но противного духа: ибо овцы словесные Христовы гласа Христова слушают и последуют слова нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Не простого человека видя на Кресте висящим,/Солнце помрачается,/но Бога воплотившегося,/Которому мы и воспеваем:/“Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!” Крепкаго Божеством прием ад страшливый, нетления Подателя,/души праведных вопиющия изблева:/благословен еси, Господи, Боже отец наших. Сильного Божеством Подателя бессмертия приняв,/жалкий ад изверг с воплем души праведников./Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших! Богородичен: Сокровище многоценное благословения явилася еси, Пречистая,/чистым сердцем Тебе исповедающим Богородительницу:/ибо из Тебе воплотися Бог отец наших. Богородичен: Многоценным сокровищем благословения/Ты соделалась, Всечистая,/для исповедующих Тебя/чистым сердцем Божией Родительницей;/ибо воплотился от Тебя/Бог отцов наших. Ин, ирмос тойже Иже славы Господь, и держай горния силы,/Иже со Отцем седяй, девственныма рукама носимь:/благословен еси, Господи, Боже отец наших. Канон 3 Господь славы и властвующий вышними Силами,/со Отцом сидящий и носимый девственными руками!/Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших. Яра смерть, но сию Тебе беседовавшую погубил еси,/от Девы Богоипостасная плоть быв:/благословен еси, Господи, Боже отец наших. Неукротима смерть, но ее, к Тебе приблизившуюся,/Ты погубил, от Девы сделавшись плотью Богоипостасной./Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших! Богородицу вси Тя Бога рождшую, уведехом,/Единаго бо от Троицы воплотившагося из Тебе родила еси:/благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. Все мы Богородицею признаем/Тебя, во чреве Бога носившую;/ибо Ты, Чистая, родила одного из Троицы воплотившимся./Благословен, Пречистая, плод Твоего чрева! Песнь 8 Ирмос: Нестерпимому огню соединившеся,/Богочестия предстояще, юноши,/пламенем же невреждени,/Божественную песнь пояху:/благословите, вся дела Господня, Господа/и превозносите во вся веки. Песнь 8 Канон 1. Ирмос: Во огне нестерпимом находившиеся/предводители благочестия – юноши,/но не потерпевшие вреда от пламени,/песнь божественную воспевали:/“Благословляйте, все творения (Господни), Господа/и превозносите во все века!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Б. Несторианская церковь в Золотой Орде//Поволжский край. Саратов, 2000. Вып. 11. С. 84-93; он же. Христианство в истории Золотой Орды. Саратов, 2000; он же. Начало катол. миссионерства в Золотой Орде//Восток-Запад: Проблемы взаимодействия и трансляции культур. Саратов, 2001. С. 150-156; он же. Политические отношения золотоордынских ханов и Русской Православной Церкви//Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 141-166; он же. Православие в этноконфессиональных отношениях Золотой Орды, Византии и госудасрств Сев. Причерноморья//Рус. Правосл. Церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье. Волгоград, 2003 С. 5-30; он же. Золотая Орда и Иран: полит., эконом. и культур. связи//Нижнее Поволжье и Исламская республика Иран: Ист., культ., полит. и экон. связи. Саратов, 2004. С. 73-92; он же. Сообщения анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в.//Археология восточно-европейской степи. Саратов, 2006. Вып. 4. С. 183-189; Русина Е. В. Яголдай, Яголдаевичи, Яголдаева «тьма»//Славяне и их соседи. М., 2001. Вып. 10. С. 144-152; Флоря Б. Н. Орда и гос-ва Вост. Европы в сер. XV в. (1430-1460)//Там же. С. 172-196; Цыбин М. В. Археол. изучение Червленого Яра//Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси: События, памятники, традиции: (XV-XVII вв.). Тула, 2001. С. 17-23; Источниковедение истории улуса Джучи (Золотой Орды): От Калки до Астрахани, 1223-1556. Каз., 2002; Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М., 2002; он же. Золотая Орда в XIV ст. М., 2010; он же. Степные империи Евразии: Монголы и татары. М., 2015; Зайцев И. В. Астраханское ханство. М., 2004; он же. Между Москвой и Стамбулом: Джучидские гос-ва, Москва и Османская империя (нач. XV - 1-я пол. XVI вв.). М., 2004; Исхаков Д. М. Тюрко-татарские государства XV-XVI вв. Каз., 2004; Хан Н. А. Ярлык в традиции полит. культуры Вост. Европы в XIV в.//ВИ. 2004. 6. С. 139-144; Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. Edinb., 2005; Селезнёв Ю. В. «А переменит Бог Орду…»: Русско-ордынские отношения в кон.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

«Нареченный в святейшую митрополью Русскую…» Часть 2 Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси Для решения проблемы наречения владыки Ионы немаловажным является вопрос, почему именно его Москва избрала в качестве преемника митрополита Фотия. Здесь необходим некоторый экскурс в историю Рязани и Рязанской епархии. Время расцвета Рязанского княжества приходится на XIV век и особенно на годы правления великого князя Олега Ивановича (1350–1402). Тогда же усиливается могущество Рязанской епархии. Именно во второй половине XIV столетия «епископы Рязанские и Муромские» (таким было их официальное титулование) наконец выигрывают продолжавшийся в течение нескольких десятилетий спор с Сарайскими архиереями. Еще со времен митрополита Максима († 1305) владыки оспаривали право управления пограничными областями между епархиями: по рекам Воронежу и верхнему течению Дона, а также в среднем Подонье (район Червленого Яра). Возможно, одновременное усиление великого княжества и владычной кафедры Рязани было обусловлено взаимной поддержкой между местными архиереями и великим князем рязанским. О внимательном отношении Олега к положению духовенства говорит, например, то обстоятельство, что основанный Олегом Солотчинский монастырь превратился в крупнейшего, после владычного дома и великого князя, землевладельца Рязанского княжества. Этот монастырь вплоть до ликвидации независимости Рязани прослужил придворной обителью княжеского рода. Немаловажно и то, что рязанская церковная организация постепенно становится самым большим землевладельцем княжества, уступая по количеству находящейся во владении земли лишь великим князьям. При этом наибольшей долей в общем количестве церковных угодий располагала епископская кафедра. Впрочем, сила Рязанских владык не была безграничной. Во-первых, на иерархической лестнице епископы Рязанские и Муромские стояли только на четвертом месте после архиереев Великого Новгорода, Ростова и даже Суздаля, но выше епископов Твери. Во-вторых, земельных владений (ни купленных, ни даренных) вне границ княжества у местных владык не было ни в XIV, ни в XV веках, вплоть до 1589 года. Однако немаловажно, что область Мурома и Мещеры, изначально принадлежавшая Рязани, но попавшая к XV столетию в зависимость от Московского княжества, по-прежнему оставалась в церковном подчинении рязанских епископов.

http://pravoslavie.ru/3702.html

– Пойми, – сказал отец, – что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдешь в нашем кругу. При чем же тут тяжелые житейские впечатления? Мама помолчала и ответила: – Да, может быть, ты прав… Когда я выздоровел, она принесла мне «Принца и нищего» Марка Твена и сказала: – Вот… отнеси это сам… дочери шарманщика. Я не знаю, как ее зовут. – Лиза, – ответил я робко. – Ну вот, отнеси эту книгу Лизе. В подарок. С тех пор никто в доме больше не возмущался моими посещениями Святославского яра. Теперь мне не надо было тайком таскать из буфета сахар для моих новых друзей или китайские орешки для подслеповатого попугая Митьки. Я открыто просил все это у мамы. Она мне никогда не отказывала. Я был благодарен маме за это, и на душе у меня было так легко, как только может быть у мальчика с чистой совестью. Однажды ранней осенью шарманщик пришел к нам во двор без попугая. Он равнодушно крутил ручку шарманки. Она высвистывала польку «Пойдем, пойдем, ангел милый, пойдем танцевать со мной». Шарманщик обводил глазами балконы и открытые окна, дожидаясь, когда наконец полетит во двор медная монета, завернутая в бумажку. Я выбежал к шарманщику. Он сказал мне, не переставая вертеть шарманку: – У Митьки хвороба. Сидит, как еж. Твои орешки и то лущить бросил. Видать, подыхает. Шарманщик снял черную пыльную шляпу и вытер ею лицо. – Пропащее существование! – сказал он. – Одной шарманкой, без Митьки, не то что на хлеб – на водку не заработаешь. Кому теперь вытягивать «счастье»? Попугай за пять копеек вытаскивал желающим зеленые, синие и красные билетики с напечатанными на них предсказаниями. Билетики эти назывались почему-то «счастьем». Они были свернуты в трубочки и уложены, как папиросы, в коробку от гильз. Прежде чем вытащить билетик, Митька долго топтался по жердочке и недовольно кричал. Предсказания были написаны весьма темным языком. «Вы родились под знаком Меркурия, и камень ваш есть изумруд, иначе смарагд, что означает нерасположение и окончательное нахождение житейского устройства в годы, убеленные сединой. Бойтесь блондинок и блондинов и предпочитайте не выходить на улицу в день усекновения главы Иоанна Предтечи».

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Если кому-либо из лиц духовного звания в его пастве суждено преждевременно оставлять детей в сиротстве, то мысль о попечительном пастыре должна успокаивать его в минуту кончины: отцы и матери не оставляют детей своих круглыми сиротами, при существовании подобного заведения, которое охраняется неутомимой бдительностью архипастыря и его достойных сподвижников. В училище находится теперь до 70 воспитанниц; они живут в поместительном доме, пользуются прекрасным содержанием и находятся под совершенно родительским надзором». Как представитель исконного православия и церковной власти на отдаленной Русской окраине, переполненной в 1840 гг. раскольниками, сектантами, иноверцами, архиепископ Гавриил знаменит своей широкой миссионерской деятельностью. Один сухой перечень того, что им достигнуто на этом поприще, может убедить, какая в лице его крупная несокрушимая сила заправляла церковными делами юга. Еще в 1836 году, вследствие увещаний преосвященного Гавриила, обратились в единоверие часовенные раскольники города Николаева, приняв назначенного к ним священника. В 1838 г. примеру их последовали Херсонские безпоповцы, которых убедили простые, но кроткие и искренние наставления святителя. В 1841 году раскольники Бобринецкого уезда, селения Ровного, в числе 3537 душ обоих полов, обратились к епархиальному начальству с просьбой присоединить их к православию и дать им право иметь при своем храм священно- и церковно-служителей из среды их общества; просьба их была уважена. В 1845 году обратились раскольники города Новогеоргиевска и селения Клинцов. В отчете Обер-Прокурора Святейшего Синода за этот год сказано: «преосвященный сам отправлялся к ним и наставления его не оставались бесплодными; по просьбе раскольников, церкви их преобразованы в единоверческие церкви и получили священников». Вскоре потом, обращены были и раскольники селения Калиновки. В 1846 году приняли единоверие раскольники Елисаветградские; затем жители селения Красного-Яра. Часовня их обращена в церковь , прислан к ним священник из Москвы и антиминс древнего освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Барановке, близ г. Чёрного Яра (жен., основан в 1896 как жен. община, в 1902 преобразован в мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи: архиеп. свт. Феодосий (Харитонов; 1602 - 19.12.1606), архиеп. Онуфрий (15.02.1615 - 23.07.1628), архиеп. Макарий (13.01.1629 - 28.01.1638), архиеп. Рафаил (17.05.1638 - 20.12.1640), архиеп. Пахомий (17.07.1641 - 31.05.1655), митр. сщмч. Иосиф (4.05.1656 - 11.05.1671), митр. Парфений (25.02.1672 - 5.10.1680), митр. Никифор (26.06.1681 - 28.10.1682), митр. Савватий (4.03.1683 - 1.07.1696), митр. Сампсон (2.02.1697 - 3.04.1714), еп. Иоаким (22.01.1716 - 23.06.1723), еп. Лаврентий (Горка; 8.09.1723 - 22.05.1727), еп. Варлаам (Линицкий; 7.09.1727 - 7.06.1730), еп. Лев (Юрлов; назначен в июне 1730, в епархию не прибыл, 2.10.1730 лишен сана, расстрижен и сослан), еп. Иларион (15.08.1731 - 9.06.1755), еп. Мефодий (10.05.1758 - 29.05.1776), архиеп. Антоний (Румовский; 27.08.1776 - 10.11.1786), архиеп. Никифор (Феотоки; 28.11.1786 - 16.04.1792), архиеп. Тихон (Малинин; 18.05.1792 - 14.11.1793), еп. Феофил (Раев ; 6.02.1794 - 11.03.1794), архиеп. Платон (Любарский ; 11.03.1794 - 18.08.1805), архиеп. Афанасий (Иванов ; назначен 18.08.1805, умер в день назначения), архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко; 20.12.1805 - 7.12.1806), архиеп. Сильвестр (Лебединский; 25.01.1807 - 10.01.1808), архиеп. Гаий (Токаов; 10.01.1808 - 20.02.1821), архиеп. Иона (Василевский ; 22.04.1821 - 1.10.1821), архиеп. Авраам (Шумилин ; 29.10.1821 - 7.05.1824), архиеп. Мефодий (Пишнячевский; 27.06.1824 - 30.09.1825), архиеп. Павел (Саббатовский; 26.01.1826 - 7.02.1832), еп. Виталий (Борисов-Жегачёв 12.03.1832 - 4.12.1840), еп. Стефан (Романовский; 1.03.1841 - 4.12.1841), еп. Смарагд (Крыжановский ; 31.12.1841 - 12.11.1844), архиеп. Евгений (Бажанов; 12.11.1844 - 15.04.1856), архиеп. Афанасий (Дроздов; 15.04.1856 - 6.04.1870), еп. Феогност (Лебедев; 27.06.1870 - 7.12.1874), еп. Хрисанф (Ретивцев; 29.12.1874 - 8.12.1877), еп. Герасим (Добросердов; 8.12.1877 - 24.06.1880), еп.

http://pravenc.ru/text/76736.html

В 1703 году Камышинскую крепость захватили мятежные донские казаки. Причиной послужила перемена внешнего вида горожан, которые по указу Петра I брили бороды и надели немецкое платье. Казаки шесть недель тиранили жителей крепости: кому отрубили головы, кого бросили с яра в Волгу, кого жгли, кого расстреливали. Царю донесли, что якобы жители Дмитриевска изменили престолу и хотят бежать с донскими казаками на Кубань. Петр отреагировал немедленно: для уничтожения города из Астрахани был выслан отряд князя Хованского и 300 калмыков, чтобы город сжечь, а имение жителей отдать на разграбление калмыкам. Перед этими событиями трижды исчезала икона Димитрия Солунского из города и оказывалась на правом берегу Камышинки среди непроходимой топи и камыша. Князь Хованский почел сие особым знамением и вместо уничтожения города велел его перенести на другой берег. Указанное иконой " место болотистое, обросшее частым камышом, большим лесом и кустарником " . Топь засыпали камнями и, прежде всего, на новом месте выстроили часовню, а затем и деревянную пятиглавую церковь во имя Димитрия Солунского. Церковь Казанской Божией Матери была выстроена в крепости, в устье Камышинки и долгое время была соборною. Камышинская летопись доносит до нас еще один эпизод избавления города в 1717 году. На этот раз угроза возникла от крымских и кубанских татар, совершивших крупнейший набег на Русское государство. Ведомые булавинским атаманом Игнатием Некрасовым, они дошли до Пензы, грабя и разоряя русские земли. На пути их стала камышинская крепость: " но как еще город не был укреплен, то подступило под город великое множество татар и великое число кубанских, и хотели город в конец разорить. Но на другой день в татарском стане явился святой Димитрий в виде воина и говорил князю и всем татарам, для чего они пришли к городу и нападают напрасно на него. Я никак не допущу вас до разорения моего города и не дам в обиду своих горожан. Татары же, сколько ни старались схватить его, не смогли. Напоследок все татары были поражены слепотою, и сделалось в их полку замешательство и не стали они друг друга узнавать, и сами себя стали убивать. Горожане же, видя в татарском войске такие смятения, тот же час собрались и вышли из города, и напали на татар, и начали их бить и рубить, и всех разогнали. А многих живых в плен забрали и спрашивали, от чего они в такое смятение пришли, что друг друга убивали. Они начали рассказывать, что как мы начали к городу подходить, чтобы его разорить, то кругом объезжал ваш русский Бог, который имя свое сказал Димитрий, и на всех на нас такую слепоту навел, что мы сами своих не стали узнавать и такой на нас напал ужас и трепет. А какого он был вида, спрашивали горожане, они сказали: собою молод, волосы черные и кудрявые, росту высокого. После того уже никакого явления не видели " .

http://sobory.ru/article/?object=36662

Круг языческих праздников определялся годовыми поворотами солнца, – главного божества славянина-земледельца. Зимний солнцеворот сопровождался праздником коляды, когда праздновалось рождение летнего солнца, царство которого должно заменить царство зимнего солнца – Карачуна. Главными принадлежностями праздника были колядование – сбор на общую жертву юному богу – и общие взаимные благопожелания и гадания по поводу обилия и счастья на будущий год. За ним следовали весенние праздники: встреча весны, праздник красной горки, которая только лишь показалась из-под снега, радуница, которая оживляет даже покойников, и разных периодов возрастания и возмужания юного бога. Он является в обрядах и песнях то в виде Яра, Юра, Юрия, слившегося потом со святым Георгием, отмыкающего землю, выпускающего траву для скота, то в виде Власия, выгоняющего коров на пастьбу, с его масляным культом, то в виде юного Лада, влюбленного в прекрасную Ладу, ее жениха, воспеваемого особенно в праздник семика. Летний солнцеворот, когда вся природа приходила в полную, чародейную силу, ознаменовался торжеством купалы – праздником брака солнца и Лады, с очистительными кострами, с собиранием чародейных трав, поверьями о таинственных обрядовых сборищах ведунов и ведьм на Лысой горе. Последний праздник ярилы выражал уже обессиление и погребение ярого солнца. Кроме язычества, православная церковь в России должна была вести борьбу еще с латинством, которое в эпоху крещения Руси успело уже совсем отделиться от Греческой церкви и всеми силами старалось привлечь на свою сторону как можно больше земель в Европе. Внимание Римской церкви более всего привлекали новопросвещаемые славянские страны – Болгария, Моравия, Богемия, Польша, наконец, Россия. В Россию Рим засылал миссионеров еще при великой княгине Ольге, затем при Владимире. Поэтому и греческий миссионер, проповедовавший православную веру при дворе Владимира, и греческие пастыри, крестившие князя в Корсуне, считали нужным прежде всего предостеречь его от учения римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Памятная доска. 1998 г. (Манявский Крестовоздвиженский мон-рь) Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский Крестовоздвиженский мон-рь) О почитании И. и Феодосия (Княгиницкого) в Манявском скиту на рубеже XVII и XVIII вв. свидетельствует миниатюра с образами преподобных в Ирмологии 1684 г. из Манявского скита. В подписи подвижники названы «преподобные Иов и Феодосий Скитские» ( Яра. 2005. С. 133). На одном из образов иконостаса Крестовоздвиженской ц. Манявского скита имеется надпись 1705 г.: «За молитвами преподобных отцов блаженных старцев Иова и Феодосия, первых монахов скитских, великим старанием отца Савватия сей святой иконостасный алтарь закончили и поставили року Божего 1705, 5 мая» (НМ(Л)). Предания об основателе Манявского скита и о его сподвижнике и преемнике прп. Феодосии, бытовавшие в близлежащих селениях, записал Вагилевич в сер. XIX в. В 1785 г. Манявский скит, последняя правосл. обитель в Галичине, по распоряжению австр. властей был закрыт, Крестовоздвиженская ц., где почивали мощи И. и игум. Феодосия, разрушена, ее иконостас перенесли в церковь в с. Богородчаны, с 1923 г. он хранится в Национальном музее во Львове. Надгробная плита И. и игум. Феодосия из серого мрамора была перенесена в приходскую, к тому времени униат. церковь ближайшего с. Маркова. Там она находилась в алтаре, заменяя жертвенник. Плиту из черного мрамора местные жители закопали рядом с приходской церковью с. Маркова. Сильно поврежденная плита была обнаружена в 90-х гг. XX в. ( Kpaйhiй I. Полковник Степан - apxiдuяkohy Степану: Ректор юридичного ВНЗ Степан Сворак biдpoджybamu Манявський скит//Украïна молода: Газ. 2008. 28 янв.). После открытия в 1980 г. историко-архитектурного музея «Манявский скит» портреты и надгробная плита первых настоятелей скита стали частью музейной экспозиции. В 1981 г. Тысменицкая киностудия создала фильм «Гoмih bikib» (Разговор веков), посвященный И. как общественному деятелю и просветителю, церковные сюжеты в фильме почти не затронуты. Как установил в 1977 г.

http://pravenc.ru/text/578152.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010