Самое интересное из этого документа следует, что местные большевики боялись арестовать Л. 3. Кунцевича, страшась возмущения народа. Арестован Л.З. Кунцевич был в 20-х числах июля 1918 года. Об этих событиях сохранились воспоминания СВ. Громова, находившегося с Кунцевичем в одной камере Черноярской тюрьмы: «Вся трагедия произошла в Черном Яре, на Волге, куда он пробрался со своей женой в надежде на то, что близость белых (ибо фронт тогда проходил сравнительно недалеко от Черного Яра, где оперировал отряд Корвин-Круковскаго) даст ему возможность перейти на их сторону и, таким образом, избежать всех большевистских ужасов. Но Господь ему судил совсем другое. От церковных властей он имел распоряжение в одно из воскресений прочитать послание Святейшего Патриарха Тихона, в котором последний анафематствовал большевиков. Об этом было широко оповещено среди населения, и в день, когда он читал послание, народа собралось такая масса, что ему пришлось читать не в церкви, а на паперти перед всем народом. Среди собравшихся было, конечно, много большевиков, которые донесли об этом в центр. Фронт перебросился под Царицын, Большевики бушевали, свирепствовали повсюду «чрезвычайки». Приехала ЧК и в Черный Яр. Населению было запрещено выезжать куда бы то ни было без особого разрешения последней. Но некоторым удавалось после тщательной проверки со стороны большевиков, выезжать из города. Об этом узнала жена Кунцевича и, желая помочь мужу выбраться из Черного Яра, тоже пошла в ЧК за получением пропуска. Надо сказать, что его жена была просто святая женщина; в полном смысле этого слова «не от мира сего». При своей святой простоте она не могла себе представить, что такое большевики. Она всем и всему верила, как может только верить самый чистый ребенок. Попав же в руки искусных мастеров сатанинского дела, она, бедняжка, и не представляла себе, что ожидает впереди ее мужа. Большевики, выслушав от нее просьбу и узнав от нее, кто ее муж, обрадовались такой находке. Они сказали ей, чтобы он сейчас же пришел, и они сразу дадут ему пропуск. На самом же деле большевики имели из центра специальное распоряжение об его розыске и аресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В мон. находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей. Чуркинская Успенско-Николаевская Высокогорская пуст., общ., в 60 в. от Астрахани и в 30 в. от г. Красного Яра, на высоком и крутом холме, на устье р. Чурки. Основана в XVII в. В Успенском соб. находятся: икона Спасителя, художественной живописи, в сребропозлащенной ризе, и древняя чудотворная Смоленская икона Богоматери по письму не позже XV в. Храмовая икона Успения Божией Матери имеет вид и подобие Киевской, кругообразная, и стоит над царскими вратами, украшенная сребропозлащенною ризою. Над святыми вратами устроено кругообразное металлическое сияние, весом до 90 пуд., в средине которого стоит глухой, двухсторонний чеканный образ – на внешней стороне Успение Божией Матери, на внутренней – св. Николая чудотворца. При мон. школа, больница и аптека. Женские: Благовещенский , 3 кл., общ., в Астрахани. Основан ранее 1783 г. При мон. школа. Воскресенско-Мироносицкий , общ., при дер. Барановке, в 12 в. от г. Черного Яра. Учрежден в 1902 г. из женской общины, основанной в 1896 г. При нем приют для девочек, школа грамоты и амбулатория. Благовещенская епархия Мужской: Успенский , общ., в Зазейском крае, при устье р. Бурунды. Учрежден в 1905 г. Женский: Богородично-Албазинский , в г. Благовещенске. Учрежден в 1908 г. Варшавская епархия Женский: Теолинский Спасо-Преображенский , при посаде Сопоцкине, в урочище Теолине, Сувалкской губ., в 25 в. от ж.-д. ст. Гродно. Учрежден в 1894 г., с передачею ему принадлежащих прежде Теолинскому костелу всех зданий, земель и угодий. При мон. двухклассная школа – приют, иконописная мастерская, больница и амбулатория для приходящих больных. Владивостокская епархия Мужские: Тифонтаевский , в местности под названием «Тифонтаевская Сопка», Приморской области. Учрежден в 1910 г. Уссурийский Св.-Троицкий Николаевский , общ., в 424 в. от г. Хабаровска и в 293 в. от г. Владивостока, в 19 в. от ж.-д. ст. Шмаковки, на лев. бер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и его ближайшими помощниками… Имея одно и то же стремление классовых врагов – подорвать и ослабить мощь пролетарского государства с целью свержения Советской власти и возвращения своего прошлого положения эксплуататоров и паразитов, кулаки и церковники связались между собою и объединившись к началу осенней путины в одну группировку, повели бешенную агитацию среди колхозников и ловцов, используя для этого и монашек, членов церковной группы, каковые на ряду с религиозной пропагандой вели к/р агитацию среди жен колхозников и ловцов, действуя на малосознательную верующую часть их угрозами расправой на земле и наказанием Божиим в загробной жизни. Для проведения своей к/р работы кулаки и церковники в Красном Яру собирались в доме Клюковского В.Г., посещая его по 2-3 человека, под видом писания им заявлений о восстановлении (в правах), также собирались на квартире дьякона Смирнова... На этих совещаниях они разрабатывали и намечали планы своей к/р деятельности». Всего по делу было привлечено: «кулаков 25, середняков (сыновей кулаков) 3, б/пристав 1, служащих 1, священнослужителей 3, церковников 5. Всего 38 человек». Священнослужители Николай Залесский, Николай Тарбеев и Михаил Смирнов оказались в числе «верхушки заговорщиков», которым грозила самое строгое наказание. 17 декабря 1930 года постановлением тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю их, а также еще четырех обвиняемых, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Но и после приговора их еще долго томили в тюрьме. Младший сын отца Николая Залесского все время ездил из Красного Яра в Астрахань, возил отцу передачки. Когда он приехал 9 января, охранник, взяв его передачку, сказал: «Больше передачек не носите. Они ему не понадобятся». После этого он отдал ему отцовские сапоги и мешочек, с которым отца Николая забирали в тюрьму. В нем лежали кружка, ложка... Вот и все, что осталось от отца. Вскоре дети узнали о трагическом конце их отца. Вместе с арестованными Красноярскими священнослужителями в одной камере сидел мужчина, тоже из Красного Яра.

http://pravicon.com/info-1931

Почитание Б. Ч. не ослабевало, и, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. была совершена его местная канонизация. В 1736 г. на средства московского купца И. П. Красносёлова (Симонова) было начато строительство каменной Воскресенской ц. (освящена в 1750) вместо старой деревянной. Во время строительства (в 1741) часовню над могилой Б. Ч. включили в придел нового храма, освященный во имя св. мч. Иоанна Воина. О почитании Б. Ч. в XIX в. свидетельствуют ряд чудес, записанных в то время (в списке жития РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 приводятся сведения более чем о 50 чудесах, совершившихся до 60-х гг. XIX в.), и иконы с изображением Б. Ч., распространенные в Чёрном Яре и Астрахани. Видимо, не позднее 1-й пол. XIX в. были составлены тропарь и кондак св. отроку, записанные на одной их астраханских икон того времени. Берег Волги, на к-ром находилась Воскресенская ц., подмывало, и к сер. XIX в., когда состояние храма стало угрожающим, из него унесли все святыни. В 1848 г. благочинный Чёрного Яра свящ. Ефрем Зорин по распоряжению архиеп. Евгения (Бажанова) безуспешно пытался обрести мощи Б. Ч. Часть храма, где находилась могила святого, весной 1849 г. обрушилась в Волгу. Жители Чёрного Яра рассказывали, что некий судовладелец, проплывавший ночью мимо города, видел 2 мужей в светлых одеждах, уходивших из города. Это было истолковано как свидетельство того, что Б. Ч. решил покинуть Чёрный Яр. Местная канонизация Б. Ч. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование к-рого было установлено во 2-ю Неделю по Пятидесятнице определением Поместного Собора Православной Российской Церкви от 26 авг. 1918 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 256. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65; Лебединский Я. В. Отрок схим. Боголеп Черноярский//Астраханские ЕВ. 1877. 3. С. 11-15; 4. С. 4-8; 5. С. 5-11; 6. С. 7-14; 7. С. 7-11; 8. С. 6-9; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 69; Праведный отрок схим. Боголеп//Рус. паломник. 1893. 10. С. 145-147; Леонид (Кавелин). Предание в г. Чёрном Яре о схим. Боголепе//Астраханские ЕВ. 1899. 8. С. 391-395; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 552; Голубинский. Канонизация святых. С. 318; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380; Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64. 73.

http://pravenc.ru/text/149487.html

Разин сидел в своем гнезде, пока добыча стала показываться на Волге. Поплыл вниз большой караван: тут был казенный струг с ссыльными, ехавшими на житье в Астрахань, был струг знаменитого московского богача Шорина с казенным хлебом, был струг патриарший и струга других лиц. Стрельцы провожали караван: но стрельцы не тронулись, когда нагрянул на них Стенька с 1000 своей голутьбы. Ладья с государевым хлебом пошла ко дну, начальные люди лежали изрубленные, с почернелыми от огненной пытки телами, или качались на виселицах; старинный соловецкий Богомолец сам переломил руку у монаха патриаршеского; не тронули работников, ярыжек, дали волю куда хотят; 160 ярыжек пристало к Разину, и с ними патриарший сын боярский Лазунка Жидовин, ссыльные были раскованы, и стали они всяким людям чинить всякое разоренье, мучить и грабить пуще прямых донских козаков. Народное воображение разыгралось: счастливый атаман вырос, превратился в чародея, которого пуля не брала, которому ничто не могло противостать. Стенька плыл мимо Царицына, воевода велел стрелять по воровским судам: ни одна пушка не выстрелила, запалом весь порох выходил. Воевода обомлел от ужаса, и когда явился к нему есаул от Разина, то он исполнил все его требования: отдал наковальню, мехи, кузнечную снасть. Настращав царицынского воеводу, Стенька поплыл дальше; плыл он теперь на тридцати пяти стругах; вместо тысячи было уже у него 1500 человек, проплыл мимо Черного Яра, ограбил, прибил, высек плетьми встретившегося ему воеводу Беклемишева, выплыл морем к устью Яика, где уже ждали его свои: старый Богомолец, взявши с собою сорок человек, подошел к воротам Яицкого городка и послал к стрелецкому голове Яцыну, чтоб пустил их в церковь помолиться; Разин с товарищами был впущен, ворота за ним заперли, но он уже был хозяином в городке: товарищи его отперли ворота и впустили остальную толпу; Яцын с своими стрельцами не сопротивлялся, но и не приставал явно к ворам. Это не понравилось атаману: вырыли глубокую яму, у ямы стоял стрелец Чикмаз и вершил своих товарищей, начиная с Яцына: сто семьдесят трупов попадало в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В «записке к ближним» Дарья Ивановна писала: «Темное во мне творилось, воля была вынута из меня, и сердце во мне окаменело. Проводив Виктора Алексеевича, я отвернулась от него с озлоблением. В те дни я не могла молиться, сердце мое смутилось, и страсть обуяла тело мое огнем». Было же по рассказам вот что. Когда Вагаев растерянно сказал Дариньке у выхода с вокзала: «Опоздал, простите…» - она сразу подумала, что это была уловка, чтобы остаться одному с ней, что это умышленно им подстроено, один из его приемов «опасного обольстителя», о чем много рассказывал ей Виктор .Алексеевич и этим очень смущал ее. Сразу она сомлела, испугалась, но как-то собралась с силами и хоть и нерешительно, но отклонила любезное предложение Вагаева проводить ее, и ей стало легко и радостно, словно она избежала большой опасности. Прохор выпил, держал себя развязно, часто к ней оборачивался, подмигивал, пробовал даже утешать, что, мол, мало ли хороших господ… один отъехал - другой подъехал! «Ну. проводили, барыня, хозяина - и ладно, скучать не надо, гуляйте себе на святках… во как вас прокачу - размыкаю!..» И пустил вовсю. Метель утихла, сеяло снежком, теплело. «А вы, барышня, главное дело, с ними строже… - болтал Прохор, сдерживая рысака, - капитал требуйте. Энтот вон офицер - богач, князь, деньгами швыряется, строже с ними!..» Слова пьяного лихача кинули Дариньку в жар и стыд и подняли в ней больные мысли. Все ее принимают за т а к у ю… и пусть, не мужняя жена, т а к а я. Она вспомнила ласкающие глаза Вагаева, стройную его фигуру, как он стоял на лестнице вокзала без фуражки, смотрел ей вслед. Ей было его жалко. Думала, что ему, должно быть, очень больно, что она так резко отказала ему, не позволила проводить ее: «Нет… со мной наш Прохор, позовите его, пожалуйста…» - будто оборвала знакомство. Он ее несомненно любит… и он свободный, и она свободная, мог бы на ней жениться… он всегда был предупредителен и вежлив, а она даже не поблагодарила за любезность. Даринька вспоминала, какой он был задумчивый у «Яра», как говорил ей: «Вы - необыкновенная… вы - святая…» Святая!.. Вспомнила про чудесное избавление его от смерти… «Он хороший, у него сердце доброе, и преподобный его хранит»,- думала она, и ей показалось знаменательным, что «чудо в метели», которое случилось с Димой…- она так и назвала его в мыслях ласково - Дима…- произошло у монастыря и в метель, и он рассказывал ей об этом тоже у монастыря и в метель. Вспоминала о нем, и сердце ее томилось жалостью. «Почему мне его так жалко, как никого еще? - спрашивала она себя.- Неужели я его… люблю?..» И ей стало и стыдно и хорошо от этой мысли. «Хорошая у него душа, он славный…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Катя 14 апреля 2020, 05:28 Хорошая статья! Молодец Ярослава!С Божьей помощью всё получится. Мы знаем эту церковь и отца Виктора. Очень хороший приход и люди хорошие. Моя дочь тоже родилась в США, но хорошо говорит и читает по русски. Ярослава как солнечный лучик, полна света и доброты, и даёт надежду и радость людям. Мария 12 апреля 2020, 23:20 Молодец Ярослава! Это очень непросто знать родной язык родителей прожив всё детство вне России. И сразу преподавать другим молодым людям, это отличный опыт! Но непонятно что такое Яся? Можно назвать Яра или Слава, это как-то понятнее звучит. В статье есть пара ошибок. К примеру, лучше сказать ЛЮБОВЬ к русскому языку есть часть моей личности. Хотя о себе не говорят личность, это слово не используется в первом числе. Ирина 12 апреля 2020, 05:58 Игорю.М. Ну что Вам сказать, конечно точки соприкосновения есть, хотя бы на том основании, что мы все дети Адама и Евы, независимо от национальности и вероисповедания. И все, кто жил в СССР носит на себе этот отпечаток, серьезно, на улице наших сразу можно вычислить) Вопрос мой был именно про совмещение. Потому что невозможно это совместить. Или ты становишься американцем с русскими корнями (и может быть знанием русского языка, или православным вероисповеданием), или ты живёшь как рыба, которая не просаливается, хотя живёт в солёной воде.. Игорь М. 11 апреля 2020, 19:51 Ирина 11 апреля 2020, 05:27 Как эта девушка смогла совместить в себе (судя по её же словам из интервью) американскую, советскую и православную культуру? Я живу в США с семьёй и никак не получается это совместить...> > > > > А какую из этих культур удаётся воплотить в Вашей семье? Я это к тому,что " американский " -понятие географическое, " советский " -идеологическое, а " православный " -религиозное.Неужто совсем нет точек соприкосновения? Ирина 11 апреля 2020, 05:27 Всё понятно, и очень мило. Только одного не могу понять. Как эта девушка смогла совместить в себе (судя по её же словам из интервью) американскую, советскую и православную культуру? Я живу в США с семьёй и никак не получается это совместить, всё равно как попытка смешать масло и воду. Наверное кому как повезет... Хотелось бы всё-таки услышать чудесный рецепт этого смешения.

http://pravoslavie.ru/130142.html

Святитель Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Поучения христианам нижегородских и городецких пределов и Устава о новых постах. Послание и грамота связаны со спором между Рязанским и Сарайским епископами о епархиальной принадлежности Червленого (Черленого) Яра. Вопрос этот уже разбирался ранее митрополитом Феогостом и был решен в пользу Рязанского епископа, но при новом митрополите возник вновь. Святитель Алексий подтвердил решение своего предшественника, снабдив грамоту учительным посланием. Евфимий Чудовский, который в кон. XVII в. видел в Рязани оригинал грамоты, привел в своей редакции жития святителя Алексия греческую подпись святителя под нею: «Алексиос, милостию Божиею митрополит всей России и пречестной». Поучение жителям нижегородских и городецких пределов написано, по всей вероятности, в связи с княжеской усобицей в этой земле в 1365 г. либо в связи с посещением святителем Алексием Нижнего Новгорода в 1370 г. Оно известно в единственном списке рубежа XIV-XV вв. в дополнениях к Патерику поглавному (ГИМ. Чуд. 18. Л. 165 об.- 167). Устав (уставная грамота) о новых постах, датированный 18 февр. 1369 г. (мартовского 6876), известен в единственном белорусском списке последней четверти XVI в. (БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). 18. Л. 205). В нем митрополит, по согласию с князьями Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем, устанавливает новые седмичные посты перед днями памяти великомученика Димитрия Солунского (26 окт.), «осенним Юрьевым днем» (26 ноября) и перед памятью святых князей Бориса и Глеба (24 июля). Дата выдачи уставной грамоты в сочетании с выбором святых мучеников (Димитрий Солунский - небесный покровитель великого князя Димитрия Иоанновича, Георгий наряду с Борисом и Глебом традиционно считался покровителем русских. князей) заставляет предполагать связь учреждения новых постов с неудачным походом Ольгерда на Москву в ноябре- декабре 1368 г. и с надеждой на заступничество святых воинов-мучеников и в дальнейшем. Однако эти новые посты, установленные святителем Алексием, не вошли в практику Русской Церкви, возможно, отчасти это связано с общей тенденцией снижения интереса к наследию святителя Алексия в 90-х гг. XIV в.- 20-х гг. XV в. и с тем, что при распространении в Русской Церкви в кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иерусалимского устава Георгиевский пост был целиком поглощен более строгим для немонашествующих Рождественским (Филипповым) постом.

http://pravoslavie.ru/38316.html

А преподобный Сергей его возлюби, и во всем ему бысть помощникъ при его живот, и дарова ему путь спасения к вчному животу. И благонравия же его и безлобия многимъ повсюду вдомо, каков братолюбец и нищепитатель быв, яко никтоже от клии его отходя тощъ, не прием подаяния блага от избытков его или, слова благоувтлива не прием, скорбенъ отходя, но радовахуся душею и сердцем веселящеся, дивляхуся беззлобивому обычаю его, яко николи яра слова не слышано бысть; но всхъ со утшениемъ наказываше ко спасению душевному кроткими словесы от Божественнаго Писания; к содевающим же нкая пристойная винамъ немедленъ бысть к наказанию. Милостивъ же бяше и скоръ к прощению, воспоминая божественнаго апостола Павла слово и Златаустаго Иванна, глаголя: «Аще, – рече, – аз свяжу на земли, Богъ уже к тому не свяжетъ». 498 Сего ради неумолимъ показовашеся к печалникомъ. Мн убо гршному пребывающу у него в клии его шесть лтъ и прочихъ осмь братовъ, в клии его сожительствующихъ, и николиже не видехомъ его гнвнымъ лицемъ и не слышавше что скорбно от устъ его. Аще же что кому повелитъ, глаголя ему: «Аще, – рече, – восхощеши, сотвори тако». Мнозем же от нас не познавшимъ доколе нрава его пречюднаго, от такова повелния ослабеваеми, на свое мсто отходяще, от неискусу мнвше, яко на воли ми дал есть, и не хотя повелннаго сотворити. Онъ же, видвъ таковая небрежения в братии, помолчавъ мало, кроткими глаголы пригласивъ к себ, и глаголя: «Время настоитъ, брате, повелнное содяти; иди и сотвори», – и тако всегда беззлобивыми усты наказываше. А в клии своей меж соборныхъ пний и келйнаго общаго правила пребывая во псалтырнемъ пнии и поклонехъ мнозех, такоже от Апостола и от Евангелия части прочиташе по вся дни, развее великая нужда в царские приходы или в пути. А правило его келйное пречюдно бысть, якоже самъ глаголя: «Клия устава, – рече, – не имать». И молебновъ поя статьями, шесть или осмь и боле, не токмо, якоже по обычаю по вся дни, Исусовъ и акафистовъ канони, и своея обители чюдотворцевъ, и дневныя яже есть обычай глаголати, но и мнозем праздникомъ Господьским и Богородичным, и великимъ святым, еще же и Октай 499 на всю осмь гласов, и Мини мсечные 500 во весь годъ, и новымъ чюдотворцомъ службы выпевая вс, и Триоди обе, 501 яже в кое время настоить, все в клии своей в вечернемъ пнии правила своего с каноны вмсте, не оставляя, выговариваше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недавно, по поводу открытия нового помещения ресторана или, вернее сказать, кафе-шантана, «Яра» в Москве, в одной газете («Русское Слово») напечатана статейка под очень удачным и метким заглавием: «Храм чревоугодия». Да! именно храм, трансформированный языческий храм! во имя Маммоны и Венеры! Современные язычники от древних отличаются лишь тем, что блудодействуют без «посторонних» мыслей, без мыслей о богах, хотя и призывают кощунственно имя христианского Бога, через момент совершенно забывая о Нём и предаваясь неистовству плоти. Разве это не язычество?! не делание себе идола из ощущений?! О таковых «христианах» – язычниках Ап. Павел прямо говорит, что «их бог – чрево». 144 Конечно, проф. Тареев прав в том, что нельзя освещать христианством эти языческие формы. Поразительно жутко для христианского сознания такие явления, как молебствие перед открытием кафе-шантана; молиться о том, чтобы Христос, распятый за нас на кресте и заповедавший нам оставить мирские сокровища и взять крест свой, чтобы Христос, осуждающий нас в малейшем похотливом взгляде (на женщину), чтобы Божественный, Целомудренный, Небесный Христос Спаситель помогал нам откармливать себя на убой, объедаться и опиваться, похотливо любоваться на полу и даже более обнажённые женские тела, с целью разжечь себя и предаться безумному распутству – это можно только в состоянии обалдения, безумия, психоза – «спутанности сознания». Куда идти дальше в этом прогрессе «христианизирующегося» человечества?!.. Тут выход один, решение одно и колебания быть не может: «Оставьте! и не участвуйте в делах тьмы». Но где же, спросят, критерий для распознания светлых и тёмных сторон культуры и жизни вообще? Во-1): в совести своей, очищенной и соединенной в мистическом гнозисе с Источником Истины, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Этот вопрос составит предмет следующей части нашего труда, где будет дана положительная методология 145 преображения человека. Во-2): в соборном церковном сознании. Церковь должна обязательно иметь свое определенное мнение об отношении к тем или другим жизненным явлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010