Прошло два столетия после кончины Никейского пришельца, как иноки Иверской обители, однажды вечером, увидали на море пламенный столп, касавшийся вершиной своей неба. В ужас и удивление впали они, когда увидали это чудесное явление, которое повторялось несколько дней и ночей. Тогда из всех окрестных обителей иноки собрались на берег морской и увидели огненный столб, стоявший над иконою Божией Матери; но чем ближе подходили они к морю, тем более икона удалялась от них. Тогда все собрались в храм и со слезами молили Бога, чтобы Он даровал им сие неоценённое сокровище – святую икону Пречистой Его Матери. Господь услышал их молитву. В то время в Иверской обители был старец Гавриил, родом грузинец; он отличался строгой жизнью и кротостью нрава. Ему явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом: «возвести настоятелю и братии», сказала ему Матерь Божия, «что Я хочу даровать им икону Мою в помощь и покров, поди в море и ступай с верой по волнам морским». Старец, пробудившись от сна, впал в ужас от такого видения и немедленно объявил о сем настоятелю и братии. Тогда все иноки Иверской обители с пением и молитвословием вышли на берег морской и старец Гавриил вошёл в море, и к удивлению всех, чудесным образом, пошёл по водам, как по суше, и принял святую икону Божией Матери, стоящую на волнах морских. Как только принесена была на берег чудотворная икона, иноки три дня и три ночи совершали пред ней усердные молитвы и все были проникнуты глубоким чувством умиления к сему видимому покровительству Божией Матери. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре. На следующий день, пред заутреней, инок, зажигавший в храме лампады, не нашёл в нём новоявленной чудотворной иконы. После тщетного искания, иноки нашли её над вратами монастырскими. Такое перемещение чудотворной иконы повторялось нисколько раз. Наконец, Пресвятая Богородица снова явилась тому же старцу Гавриилу и сказала ему: «объяви настоятелю и братии, что Я хочу быть вашей хранительницей, как в настоящей жизни, так и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Братия, услышавши от старца Гавриила о таком чудном видении, построили над вратами обители храм во имя Пресвятой Богородицы и в нём поставили Её чудотворную икону. С этого времени она пребывает доселе на этом месте, потому и называется Портаитиссой или Вратарницей, а по имени обители – иконой Иверской. Эта чудотворная икона Божией Матери почитается самым драгоценным сокровищем не только Иверской обители, но и всей Афонской горы, которая покровительством Божией Матери всегда была спасаема и сохраняема от бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона. По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница - 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 - ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 - ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 - ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 - ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 - ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 - ?), Л. Козлова (1878 - ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 - ?), П. А. Головина (1890 - ?), М. Г. Богданова (1896 - ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 - ?) и др. Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц - в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=10526

Откуда-то из гор все дальше и дальше уходят от притеснений языческих и мусульманских соседей потомки древних обитателей аула Марьямка в Кураттинском округе. В их колеснице стоит икона Богоматери. На ночлег они остановились в находящейся на их пути новосооруженной крепости Моздока. Ночью колесницу озаряет небесный свет, а на утро волы, впряженные в колесницу не могут совершить ни одного движения, несмотря на то, что были усердно стегаемы кнутами. " Видевше люди града Моздока Икону Твою, богомати, от места их не двигшуюся со умилением разумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою " . Со всей округи сошелся народ со своим епископом Гаем, совершив молебствие, приняли Икону и утсановили ее в часовне, а в 1797г. икона была перенесена в отсроенный для нее специально собор, ставший тогда же и кафедральным. Но уже через два года указом Св.Синода епархия была упразднена... Были зафиксированы и чудеса от этой иконы Богородицы: Армянская девушка Шогокана почуствовала сильную боль в глазах; очи ее покрыли два бельма, которые лишили ее зрения. Она пришла в Успенскую церковь, в которой стоял образ Богородицы, и приложившись к иконе, помазала пылью веки и отерла их покрывавшей икону пеленой. И тотчас стала видеть, - сначала как в тумане, а потом яснее и яснее и чрез какое-то время ни от одного бельма не осталось и следа. И по сей день можно увидеть множество паломников в Моздоке на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы - два дня, когда положено праздновать и память Моздокской Иконы Богородицы. Но нужно помнить, что и тот Великий дар, который мы ныне имеем - не есть та икона, о которой идет речь, а лишь список с нее. Оригинал утерян после революции 1917 года. Монах Феогност (Пушков) 24/05/2002 Смотри также: Встреча с Православием: Чудотворная Иверская Монреальская икона Божией Матери Заступница Усердная и Ее чудотворные иконы Икона Божией Матери " Курская-Коренная " Московские чудеса от украинской иконы Икона Божией Матери " Всех скорбящих радость " Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская " (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь) Явления и чудеса Пресвятой Богородицы: Часть 1.    Часть 2.    Часть 3.    Часть 4. Великая Аланская митрополия и наскальный образ Христа

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/mo...

Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня. Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям. 6 июня Пименовская икона Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление. 8 июня Урюпинская икона Богоматери Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8-го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Освящение нового каменного Софийского храма (в честь Софьи Андреевны - матери Ивана Малиновского) состоялось в 1832 году. Храм этот был одним из самых красивых в Харьковской губернии, как по самой постройке, так и по богатству украшений внутри него. Белоснежный и величавый храм имел пять ярко-синих куполов, в одном из которых находилась колокольня. В храме было три престола, главный - во имя Софии Премудрости Божией. В храме находились иконы Софии Премудрости Божией и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на Царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила - все работы знаменитого художника А.Г. Венецианова. Иконы его работы находились и на южных и северных дверях с изображением Праведных Симеона и Пророка Моисея, а также Василия юродивого и Мученицы Софии в южном приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, последние четыре - выполнены на медных досках. Южный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы был окончен в 1837 году и освящен по указу Архиепископа Мелетия 6 мая 1837 года. По своему богатству он не уступал двум остальным. Алтарная часть и сам придел освещались четырьмя окнами. Двери, ведущие в придел (северные и южные) были цельными из чистой меди. На первых маслом написано Сретенье Господа праведным Симеоном, а на вторых пророк Моисей несущий скрижали закона с горы Синай. Между южными и северными дверьми имелся «коридор» из шести пилястров, поддерживающих богато убранные резной работы и позолоченные с арабеском фриз и карниз. Выше карниза, над большими вратами имелась арка с резьбой и позолотой, а над аркой образ Божьей Матери в Умиление, окруженной Херувимами в облаках и сиянии. Престол был изготовлен из чистого липового дерева. На нём находились серебренная гробница, кипарисовый, покрытый серебром крест и Евангелие оправленное в малиновый бархат и серебром с изображением Воскресения Христова и четырех Евангелистов (1748 года Московской печати). Горное место украшали иконы Спасителя и Божьей Матери в позолоченных рамах. В углу алтаря находился жертвенник гладкой столярной работы с иконой Успения Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Деисусный ряд его, кроме большого образа Спасителя, включал еще девятнадцать икон. В первом ярусе находились иконы, написанные на золоте, это являлось большой редкостью для того времени. На золоте была написана храмовая икона, две иконы Богородицы, праведного Иакова в житии. Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и свт. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. праведного Иакова на средства, пожертвованные боровичанами, была построена надвратная деревянная церковь во имя святого. Святые ворота (главный вход в монастырь), расположенные в западной части монастыря, выходили к р. Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т. к. вода сильно подмывала в этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда были видны боровичские соборы. Монастырский ансамбль дополняла колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Монастырских храмов насчитывалось пять: соборный — в честь Святого Духа, второй — в честь иконы Божией Матери Иверской, третий — во имя праведного Иакова, а за монастырской оградой — храм в честь иконы Божией Матери Умиление и храм во имя святой великомученицы Параскевы. Каменную соборную церковь в честь Святого Духа построили в 1676г. на месте двух древних деревянных церквей. Вероятно, она была первой каменной постройкой в Боровичах, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола, имел еще два придела: с северной стороны — Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной — в честь пророка Божия Илии, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01908

Однако, во всех описаниях достопримечательностей Торжка икона именуется Муромскою. В своем описании Новоторжских храмов Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) предположил, что «Икона названа Муромскою ...потому что была взята в плен в г.Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск». В «Повести...» же указывается, что икона Божьей Матери Одигитрии Выдропусской возвратилась в храм «вместе с другой иконойУмиление Божьей Матери (Муромской)». Таким образом, вероятно, речь идет о разных иконах.   С сайта: www.spirovo.ru В XVIII веке в Выдропужске существовали две деревянные церкви: в честь Богоматери Одигитрии и Георгия Победоносца. До наших дней сохранилась каменная церковь Богоматери Одигитрии, возведённая в 1784 году тщанием С.И. Чевакинского, русского архитектора, уроженца с. Вёшки (бывший Новоторжский уезд). Закрыта церковь в 1931 г. Вновь открыта в 1995 г. Сегодня неустанными трудами настоятеля церкви о. Георгия (Беляев Георгий Иванович), прихожан и всех тех, кому дорого возрождение национальной культуры, храм восстанавливается. В селе бьют два святых источника, благодаря которым многие больные получают душевное и телесное исцеление. Один обустроен в честь Покрова Богородицы у трассы Москва - Санкт-Петербург, другой, с купелью, - в честь Георгия Победоносца на берегу Тверцы.  М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея. По материалам: От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001. и официального сайта Тверской епархии Архитектор С.И. Чевакинский «Сочинил на церковь нашу план». К 300-летию со дня рождения С.И. Чевакинского и 225 летию Смоленского храма с. Выдропужск. История Выдропужского храма Смоленской иконы Божией Матери связана со многими выдающимися людьми нашего края, среди них знаменитый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский, учёный Пётр Алексеевич Лавровский и мало кому сейчас известный дьякон Выдропужской церкви Лев Исаев, автор «Сборника слов дьякона Льва Исаева из Выдропужска, 1811 г.».

http://sobory.ru/article/?object=02065

Но это будет в ночь на воскресенье, а пока еще пятница, и я стою в храме «Взыскание погибших» и разглядываю иконы Божией Матери на стенах: «Умиление», «Одигитрия», Казанская, Державная, «Знамение», «Шестистрельная» - и на всех образах лик у Богородицы непривычно светлый. Это потому, объясняет иеромонах Роман, что он специально выбелил лики: ведь солнце так редко заглядывает в храм. - Иконы я начал писать, потому что очень хотел иметь настоящие, писанные, а стоят они дорого, - говорит отец Роман. - Но сейчас я икон не пишу: времени нет. Чтобы совершенствоваться в каком-то деле, нужно обязательно хотя бы немного заниматься им каждый день, а не браться за него раз в год. Поэтому иконопись я пока оставил. Справа от алтаря, на высоком четырехстороннем аналое, стоит икона, в честь которой освящена церковь. Это небольшой образ Божией Матери «Взыскание погибших», написанный в академическом стиле. - Эту икону я когда-то нашёл в селе Тёмкино, в сторожке, среди груды мусора, - говорит отец Роман. - Одно время я служил в этом селе, в Смоленском храме. Когда в Ветрово построили церковь, отец Роман попросил монахиню Рафаилу, келейницу старца Николая Гурьянова, узнать - в честь кого освятить храм. И отец Николай передал, чтобы храм освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Иеромонах Роман берет икону «Взыскание погибших» с аналоя, и мы по очереди прикладываемся к ней. Каждого отец Роман благословляет иконой, а потом прикладывается к ней сам. Стоял бы и смотрел, не отрываясь. Икона-чудо! Кротость и печаль. Взыскание погибших. Как живая! Струится покрывало по плечам, Дитя прильнуло в поисках защиты, Предчувствуя далекий Крестный час. Пока еще ручонки не пробиты, Но Ты глядишь на каждого из нас. О, Мати Света! Все мы виноваты. История кружит в который раз. Растут иуды, воины, пилаты, Ученики - кто пред Тобой сейчас? Матюшин-Правдин Ночью при свете большой свечи мы сидим за столом в домике, который здесь называют летней трапезной. Домик не отапливается, в стенах у него щели, и единственный источник тепла у нас - горячий чай, который мы пьём чашку за чашкой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

о.Леонид: Евгений Константинович, мне кажется, это все глубже и хуже. Хуже в чем? В том, что патриарх Никон здесь искал больше Вселенского патриаршества, и в связи с этим он так рьяно взялся за дело, начиная рубить лес, когда в щепу было обращено русское православие. И ту духовную катастрофу, которую пережила наша Церковь, мы не можем оценить даже сейчас. Потому что в дореволюционную эпоху об этом говорить было нельзя, все историки были под цензурой. Это очень сложный вопрос. Но мы недооцениваем то, что потеряла Святая Русь в результате этих реформаторских действий. По крайней мере, иконопись была утрачена. Е.Никифоров: Так ли это, Екатерина Дмитриевна? Е.Шеко: Не знаю. У меня не совсем такое впечатление, потому что если человек имеет чувство и смысл, вот то, о чем говорит Соломон в своих притчах, имеет чувство... Если оно есть, то любой стиль, будь он хоть академический...  о.Леонид: Вот здесь я с Вами не согласен. Не чувство. Если человек способен передать образ, если это будет образом, то это можно назвать иконой, как бы это ни было написано. Мы можем спорить, например, возможна ли обратная перспектива, когда икона сюда, к нам вносит пространство горнего мира. Да, действительно, это язык иконы. Но мы знаем много икон, например, образ Божией Матери «Умиление», перед которым молился преп.Серафим Саровский. Мы все-таки можем о нем сказать: «Да, это образ Божией Матери, мы ему поклоняемся». Но при этом тиражирование образцов, которые уже потеряли не только свойство образа, но уже становятся безвкусным, более того - даже опасными для употребления….. Вот этот мед в баночках - это же ужасное, чудовищное изображение, тут берутся образы святых, причем хорошие образы - Спаситель, святитель Николай, преподобный Сергий... А что будет с этими баночками после употребления меда? Куда они пойдут? В божницу встанут? Люди будут читать перед ними акафисты или молитвы? Нет, конечно, они пойдут в помойку. И сам факт того, что можно использовать икону настолько утилитарно, что она пойдет в нечистое место - это, конечно, грешное дело. Честно говоря, я бы, может быть, даже какими-то соборными решениями Церкви пресек бы это. И еще один вопрос - сейчас идет развитие иконописи, Вам, наверное, как никому известно, как молодежь обучается этому процессу, а вот в многострадальной Украине - там рождаются такие иконы! Они лично у меня вызывают просто ужас. Например, я видел (мне Святейший Патриарх прислал на оценку) образ Чернобыльской Божией Матери, буквально с ядерным грибом сзади, в мрачном атомном облаке!

http://radonezh.ru/analytics/durnovkusie...

Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь) Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. ( Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в. Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010