Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

После закрытия часть имущества монастыря была передана детскому дому (закрыт в 1930-е годы), часть – чухломскому и судайскому клубам. Часовня была передана на постройку одной из крестьянок. Предполагалось разместить на территории обители дом отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов. В 1930-е годы в храмовых зданиях монастыря разместилось зернохранилище, в 1935 году – Жаровская машинно-тракторная станция (закрыта в 1950-х гг.). В конце 1950-х годов в бывшем корпусе келий была размещена Жаровская семилетняя школа. В начале 1970-х годов в монастыре проводились консервационно-восстановительные работы. Реставрационные работы проводились с участием студенческих строительных отрядов Московского архитектурного института (МАРХИ). В 1975 году они были прекращены, а Жаровская школа выведена с территории монастыря. 1 августа 1990 года на территории монастыря был совершён молебен и заупокойная лития по почившей братии, у мощей преподобного Авраамия было пропето величание ему. В июне 1991 года начались восстановительные работы. В 1992 году был восстановлен Никольский надвратный Весной 1993 года был найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием. Осенью 1993 года был установлен и освящён крест на колокольне. Летом 1994 года был освящён собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», в 1996 году были освящены все три его престола. В 1997 году на территории монастыря была возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (в православии Юрия) Лермонта, похороненного на территории монастыря. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября Собор иконы Божией Матери " Умиление " - 10 августа

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Авр...

В результате храм был обезображен перегородками, лишился купола, стала разрушаться ограда. Только двадцать лет назад церковь Сретения Господня вновь стала действующей. И как дружно взялись прихожане за восстановление интерьеров любимого храма! Воссоздать купол с крестом помогла мэрия города. Спустя несколько лет при храме открылась воскресная школа для детей и взрослых. Многое ещё предстоит сделать... " Вы видите, как тусклы сейчас фасады здания, - говорит завхоз храма Николай Шаров. - Думаете, это от старости? Нет. Просто в дни Великой Отечественной войны яркие краснокирпичные стены специально зачернили, чтобы они не служили ориентиром для немецких лётчиков. Посмотрите на колокольню - с её очисткой нам посодействовало городское правительство, так должно выглядеть всё строение. Ещё необходимо заделать трещину в стене, отремонтировать окна, отреставрировать трапезную и бывший крестильный храм. Кроме того, нужны новые колокола. Не хватает рабочих рук и финансов, но с Божией помощью трудности будут, надеемся, преодолены " . Ярославцы считают Сретенскую церковь одной из самых нарядных достопримечательностей города. Одна из основных святынь храма - чтимый образ Божией Матери " Умиление " , написанный по типу Псково-Печёрского. Попал он сюда из затопленного в 1941 году при создании Рыбинского водохранилища Афанасьевского женского монастыря под Мологой. Ещё в январе 1930 года, очнувшись от новогодней гулянки, толпа безбожников заявилась в обитель и сразу после Литургии буквально пинками вытолкала всех верующих из Свято-Духовского и Троицкого храмов. Множество икон и утвари было вдребезги разбито, с колокольни сброшены и расколоты все колокола. Многие иконы были погружены на телеги о отвезены в городской музей, а икона Божией Матери " Умиление " оказалась в фондах Ярославского художественного музея, откуда была передана во вновь открытый Сретенский храм, настоятелем которого с 2012 года является протоирей Павел Рахлин. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск 2 (февраль), 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=00587

Припадки девочки сначала действительно затихли, однако не прекращались совершенно. Собирались отвезти ее в Ярославль к лучшим врачам, но накануне ночью отцу и девочке было открыто, что надо купать больную, добавляя несколько капель святой воды от водосвятия перед иконой. Это помогло, но семья еще долго таила чудо, пока несомненное и полное исчезновение болезни было очевидно. Тогда они открыто рассказали всем желающим дивное дело Божие и неизреченную милость Царицы Небесной. В знак благодарности, исцеленная девочка собственноручно прикрепила к иконе Божией Матери веночек из искусственных цветов, а ее родители стали давать деньги от своих скудных средств на свечи для возжжения пред иконой за всеми церковными службами. 5 февраля 1911 года Ростов посетил Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, (будущий Всероссийский Патриарх). Он изволил заехать в Благовещенскую церковь для поклонения святой иконе. На основании многих происшедших чудес святитель благословил прославить новоявленную чудотворную икону, получившую наименование «Умиление-Ростовская». Это совершилось 19 марта 1911 года при громадном стечении народа. Накануне перед иконой архиерейским служением была совершена торжественная всенощная со всенародным пением акафиста. Прославление провел ревнитель славы Пресвятой Богородицы – преосвященный Иосиф, епископ Углический. От множества богомольцев в храме загасли почти все свечи. Поминутно церковь оглашалась умиленным плачем и рыданиями изумленного чудом народа. «На образ Божией Матери, при воспоминании поразительных подробностей исцеления и особенно слов Царицы Небесной, невозможно смотреть без слез»,– писал современник». Несколько чудес Царицы Небесной из упомянутой книги: «Исцелена женщина крестьянка деревни Нелидова, Переславского уезда, Владимирской губернии, Евдокия Иванова Данилова, 44 лет, страдавшая своею ужасной болезнью четыре года. Много средств и усилий прилагала она к своему выздоровлению, но все было тщетно. Узнав о новой иконе Владычицы, она дала обет с мужем своим – сходить в Ростов, куда действительно пришла и в тот же день получила исцеление».

http://pravicon.com/info-708

Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель. В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери " Умиление " , храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия. В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери " Умиление " , называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых. В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушаема как Советской властью, так и потерявшими страх Божий местными жителями. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню. В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время - пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.

http://sobory.ru/article/?object=00158

Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая. Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение. Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение. Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая. Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 5 Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория, вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу: Аллилуйя. Икос 5 Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Ея и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением: Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая. Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления. Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего. Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей. Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 6 Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святыя иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертым над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу: Аллилуйя. Икос 6 Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святыя иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречистая, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник. В марте 1993 г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители. В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита. В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне. На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов. Использована информация с сайта Покровский Аврамиев Городецкий монастырь, заштатный, общежительный, на берегу Чухломского озера, в 12 верстах от города Чухломы. Основан в XIV веке пр. Аврамием (см. 20 июля), мощи которого почивают здесь в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находятся: местно чтимая икона пр. Аврамия и празднуемая 28 мая, 20 июля и 15 августа чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудесно Явившаяся около 1350 года пр. Аврамию и называемая Галичскою, Чухломскою и Городецкою. В Покровском храме монастыря хранятся вериги преподобного, а у подножия горы находится ископанный им колодец. Ежегодно 19 июля и в 7-е воскресение по Пасхе в монастыре совершается крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00158

В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть...» была написана после 1566 г. Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла. «В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям. В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа. Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «... образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской ... 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами». В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке».

http://sobory.ru/article/?object=02065

В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех святых, в верхнем – во имя Небесных Сил бесплотных. По дошедшим до нас воспоминаниям паломников «нижняя церковь теплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами позолоченными колоннами; иконы в нем отличной работы петербургского мастера В.М. Пешехонова. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные изображения светил монашества. За клиросами, в отделанных под орех резных золотом иконостасах находились: на правой стороне – образ Воскресения Господа Иисуса Христа с двунадесятыми праздниками, в серебряной позолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – Тихвинская икона Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами позолоченной ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой. Эта невысокая, освященная шестью окнами церковь, с ее скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых (памяти которых она посвящена) к небу, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым поминаются имена живых и усопших братий, благотворителей, усердствующих вписать свои имена для поминовения, вечного или временного». Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами. Верхняя церковь во имя Небесных Сил бесплотных имела характер Церкви торжествующей, Церкви небесной. Иконостас храма, выполненный трудами валаамской братии, был позолочен; резные Царские врата венчало большое сияние, в центре которого находилась икона Пресвятой Троицы. Все иконы в храме выполнены в иконописной мастерской Пешехонова. В резных позолоченных киотах находились иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери в серебряных ризах, на храмовых столбах – иконы Вселенских иерархов и Всероссийских святителей. В 1887 году монастырские живописцы расписали верхний храм масляными красками: в вершине купола – Господь Саваоф в сонме архангелов, под окнами купола – Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов; на четырех арках – святые евангелисты; на западной стене, над дверями, изображены мироносицы, пришедшие ко Гробу Спасителя, по стенам – лики преподобных. Пол церкви выстлан путиловской плитой. 19 июля 1850 года храм во имя Небесных Сил бесплотных освятил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор.

http://azbyka.ru/palomnik/Всехсвятский_с...

На первый взгляд ‚эти речи как будто правильны. Но в действительности они неверны и лицемерны. Почему верующие украшают свои храмы, почему они заботятся о благолепии Дома Божия. Этим они выражают свою любовь к Богу. Правда, Господь не нуждается в наших приношениях, но Ему угодны то благоговение и та благодарность души нашей, что выражается во вне в наших приношениях… Отчего многие святые иконы, например, Божией Матери, особенно чудотворные, так были осыпаны бриллиантами и другими драгоценностями. Это душа богомольца, получившая милость от Царицы Небесной, принесла в дар Божией Матери все самое ценное с человеческой точки зрения и тем выразила наиболее, насколько можно выразить вовне, свою любовь и благодарность Божией Матери. Также и все дорогое, что приносится верующими в храм Божий: облачения, митры, свечи, дорогие иконы, все это есть выражение нашего благоговения и преданности Богу и Его угодникам и внимание к храму, как дому Божию. Не осуждать нужно этих жертвователей, как и Господь не осудил добрую женщину, сестру Лазаря, Марию, а похвалить и благодарить, как и Спаситель принял дар Марии. Церковь Православная о всех таких людях молится за каждой Литургией Иоанна Златоуста или Василия Великого к Господу: ”Освяти любящие благолепие Дому Твоему, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою”. Но я хочу указать вам, возлюбленные, еще на одну сторону сего вопроса. Представьте себе благолепный храм православный: широкий, высокий, с прекрасной живописью, светлый, с дивным церковным пением, не театральным; идет служба Божия уставная, торжественная, архиерейским чином, – и вот в храм сей входит оборванный нищий. Никто его не может выгнать из храма Божия, ибо двери храма Божия раскрыты для всех: и богатых, и бедных, ученых и неученых, и женщин и детей… Как вы думаете, не испытывает ли здесь нищий духовный восторг и умиление? Где он получит такое художественное и святое настроение, как не в святых храмах Божиих? И нужно стараться всеми силами, чтобы бедняк имел и кров, и пищу.

http://azbyka.ru/video/pochemu-hramy-tak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010