Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения. Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным. Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров. Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку. Славник, с одной стороны, написан по образцу кондака Покрова («Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу …»), восходящего, в свою очередь, к кондаку Рождества Христова («Дева днесь Пресущественного раждает…»), с другой — цитирует тропарь Казанской иконы, к обретению которой святитель имел непосредственное отношение: «Днесь священномученик Ермоген предстоит Божией Матери и невидимо за ны молится с нами: Заступнице усердная, заступи, спаси и помилуй Русь православную и сохрани ю покровом Твоея благости». Отдельные выражения из довольно объемного тропаря Казанской неоднократно встречаются в службе. Стихиры на стиховне имеют в качестве подобна «Доме Евфрафов…», благодаря чему они очевидным образом перекликаются со знаменитыми стихирами службы Всем святым, в земли Российской просиявшим.  Стихира на «Слава, и ныне», как и аналогичная строфа в предыдущей группе стихир, также содержит обращение «Заступнице усердная», вновь напоминая нам о Казанском образе Богоматери, в сознании нашего народа навсегда связанном с победой над польскими интервентами. Великая вечерня Стихиры на «Господи воззвах» построены здесь по древнерусскому (средневековому) принципу, который в наши дни может быть переосмыслен как элемент постмодернистской культуры: берутся фрагменты общеизвестных текстов, однако часто вне связи с исходным контекстом, а просто как готовые выражения. В этой группе стихир можно усмотреть разной степени точности цитаты и аллюзии на тексты из разных богослужебных книг. 1-я стихира «Глас святыя Церкве… взывает: приидите, чада…» может быть соотнесена со стихирой на водоосвящении 19 (6) января: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси…» 2-я стихира «Кто сей, колена телесе и души со умилением преклонивый?..» явным образом отсылает на к Октоиху (гл. 1, в неделю утра, канон крестовоскресный, песнь 4: «Кто Сей красен из Едома, и Сего очервление ризное…»).

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Слух о чудесах от новоявленной иконы дошел до Пскова. Царский наместник этого города, князь Георгий Токманов, немедленно донес об этом в Москву царю. Царь Иван Васильевич, заинтересованный донесением о явленной иконе, отправил на место явления особых следователей, которые, ознакомившись со всеми обстоятельствами этого дела, удостоверились в действительности происшедших здесь чудесных знамений и исцелений. Тогда по приказу царя была сооружена часовня на месте явления иконы, на Синичьей горе, которая с той поры стала называться «Святой». В эту часовню были поставлены свв. иконы Одигитрии и «Умиления». Но на следующий год, осенью, после крестного хода сюда в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, часовня эта сгорела дотла, однако святые иконы остались совершенно невредимыми. Царь, узнав об этом, повелел устроить на Святой горе вместо сгоревшей часовни каменный храм в честь Успения Богоматери и основать здесь монастырь. По плану царя, церковь Успения была устроена так, что алтарь занял то место, где на сосновом дереве явилась икона Одигитрии, а престол был поставлен на пне срубленной сосны. Когда новосозданный храм был освящен, обе святые иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: икона Одигитрия на правой стороне, а икона «Умиление» — на левой. В этом храме иконы находятся и до настоящего времени. Святогорский Успенский монастырь, в котором хранятся эти свв. иконы, находится в 110 верстах от города Пскова и в четырех верстах от древнего псковского пригорода Воронича, на берегу живописного озера Тоболенского. Свв. иконы «Умиление» и Одигитрия ежегодно, в пятницу второй недели Петрова поста, переносятся отсюда во Псков, в кафедральный Троицкий собор. В следующее затем воскресенье совершается с ними торжественный крестный ход вокруг внутренней второй городской стены. В течение целого месяца, с 28 августа по 28 сентября, совершается хождение с этими святынями в ближайшие уездные псковские города Новоржев и Опочку с принадлежащими к ним селениями. Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается два раза в год: 19 марта и в девятую пятницу после Пасхи. Иконе Одигитрия празднование бывает тоже дважды в году: 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Икона «Умиление» имеет следующие размеры: 1 аршин 6 вершков высоты и 1 аршин 2 вершка ширины; размеры же иконы Одигитрия таковы: 5 1/2 вершков в высоту и 4 1/2 вершка в ширину. Чудеса от этих святых икон не перестают совершаться по благодатной силе Богоматери и доныне.

http://pravicon.com/info-1446

За время пребывания иконы в храме в честь Всех святых образу поклонились многочисленные паломнические группы из других городов Украины, священники и прихожане многих храмов и монастырей Киева, представители казачьих организаций. 25 ноября у чудотворной иконе Божией Матери «Умиление» молились маленькие пациенты Института рака. Вечером 25 ноября храм в честь Всех святых и Галерея «Соборная» традиционно принимали детей, проходящих лечение в Киевском Институте рака. Дети и их родители молитвенно поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Умиление», затем малышей и школьников пригласили в Галерею «Соборную» на маленький праздник, подготовленный постоянными партнерами Церкви — Всеукраинским благотворительным фондом «Дорога будущего» и благотворительным театром «Город солнца». Детям предоставили кукольное представление «Три поросенка». Пресс-служба Донского монастыря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/serafimo-diveevskaya-i...

Вскоре Икона Богородицы «Умиление», пришедшая вместе с иконой Выдропусскою, скрылась и явилась снова в вотчине боярина, в храме святителя Николая Чудотворца. Между тем, после чудесного отшествия икон, боярина-воина стало мучить раскаяние. Всюду отыскивал он скрывшиеся иконы и не находил их. Боярин плакал горькими слезами, раскаиваясь в том, что во время похода забрал икону Божией Матери из храма. Но вот он услышал, что икона «Умиление» снова явилась в храм Святителя Николая. Поспешно пришёл он в церковь, пал пред святою иконою и со слезами стал испрашивать у Божией Матери прощения. После многих слёз и усердной молитвы покаяния боярину пришло вразумление, что икона возвратилась в свой храм, откуда он её взял. Боярин, не возвращаясь домой, взял благословение у священника, оделся в убогие одежды и объявил, что отправляется пешком в Новгород. Напрасно жена и дети со слезами умоляли его отменить свой обет – грех тяжело лежал на его душе, и он в сопровождении своего верного слуги пустился в путь к Новгороду. В посте, молитвах и слезах совершил он путь до Выдропусска, а когда вошёл в храм, то увидел образ Одигитрии, прежде пленённый им. Боярин упал на колени перед иконой и так пребывал три дня, не принимая пищи, и всё плакал. Труды поста и душевной скорби так обессилили воина, что он стал падать без чувств. Жители села, видев его раскаяние, попросили священника отслужить Литургию. После службы боярин вкусил просфоры, принял пищи и почувствовал прилив сил, после чего всенародно попросил прощения у жителей села за то, что в своё время похитил их святыню. Ему же в свою очередь рассказали, как явилась в село похищенная им икона Божией Матери. В 1565 году икона была поновлена, обложена серебром, вызолочена, благолепно украшена. Впоследствии эту икону ежегодно приносили в Торжок и ставили для поклонения в соборный храм Преображения, а оттуда носили по домам, затем икона возвращалась в Выдропусск. Позже, по невыясненным причинам, в Выдропусск был возвращён список иконы. Сам же чудотворный образ остался в Торжке навсегда. Древний список Выдропусской иконы Пресвятой Богородицы до сих пор находится в селе Выдропужск Тверской области в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери.

http://pravicon.com/info-420

Риза и уникальный киот иконы (вклад Демида Черемисинова, сделанный в 1590 году) были украшены множеством драгоценных камней. В сочинении иеромонаха Иоасафа, изданном в 1857 году, сообщается: «Икона Божией Матери Умиление, известная более под названием Корсунской, почитаемая местно чудотворной; на ней риза золотая, украшенная камнями и жемчугом довольно крупным. Икона вставлена в небольшой киот, по краям которого искусно изображены на сребровызлащенной деке, с чернью, Господские и Богородичные праздники. Потом этот киот вставлен в другой, больший, тоже весь покрытый сребровызлащенною, чеканной работы декою. Первое украшение неизвестно когда и кем сделано, а на втором киоте есть надпись следующая: " Лета 7098 (1590 года) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесныя Ея иконы, зделан сей киот серебрян по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова " ». Последний являлся крупным жертвователем Спасо-Евфимиева монастыря. Сведений о том, как оказалась Корсунская икона в Спасо-Евфимиевом монастыре и кто её написал, не сохранилось. В самом раннем источнике - монастырской описи 1660 года - икона именуется «Умилением», название «Корсунская» впервые появляется в XVIII веке. Возможно, эта икона как-то связана с принесенной на Русь в X веке равноапостольным князем Владимиром иконой из греческого города Корсуни (или Херсонеса — ныне территория Севастополя). Манера письма суздальской Корсунской иконы очень близка к греческим образцам. Корсунская икона находилась в Преображенском соборе монастыря на первой южной колонне при входе с западных дверей, а в зимнее время её перемещали в теплую Успенскую церковь и ставили на специальную тумбу за правым клиросом. В XIX веке при арестном отделении обители существовала домовая церковь в честь Корсунской иконы Божией Матери. После закрытия Спасо-Евфимиева монастыря значительное число его икон и большая часть церковной утвари было взято в формировавшийся тогда Суздальский музей. С 1977 года

http://pravicon.com/info-1551

После смутного времени монастырь пришел в запустение и вскоре (до 1645 года) был упразднен, но потом вновь восстановлен. Возрождение обители в первую очередь связано с именем государя Алексия Михайловича. По духовным штатам 1764 года монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. В 1828 году Никольский храм пришел в ветхость: упали своды в притворе, открылась течь, так что служить там стало невозможно. Ремонт храма производили Антипа Иаковлев; Молчанов — дворовый человек помещика села Березки Деденева. Живописец П.И. Безродный поновил иконостас. До 1832 года в храме был каменный престол, который обветшал и был признан непригодным для священнодействия. По благословению архиепископа Мефодия он был уничтожен, а новый освящен 4 июня 1833 года и на нем оставлен прежний древний антиминс. В церкви св. Николая Чудотворца до революции находилась особенно почитаемая святыня — чудотворная икона Владимирской Божией Матери (первая половина XV века; по описи монастыря называлась «Умиление»). На обороте иконы вырезан мощевик. Однако мощи не сохранились. В 1928 году чудотворная икона была вывезена из монастыря, и с 1930 года до настоящего времени она находится в собрании ГТГ (г. Москва). Церковь св. Николая Чудотворца в Любятово — одна из немногих церквей Пскова, которая не закрывалась после революции, однако это не помешало ее неоднократному ограблению. Некоторые иконы были вывезены из церкви в 1928 году (в т.ч. и чудотворная икона Умиление). В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разграбили церковь, древние иконы были вывезены в Германию. После 1945 года иконы были возвращены в Псков, часть из них была передана в Никольскую церковь. Древний праздничный чин XV века в 1948 году поступил в собрание Псковского музея-заповедника, где и находится в настоящее время. Современное состояние [ править править код ] При храме с 1988 года существует воскресная школа для детей. Школа работает по воскресеньям, занятия с детьми проводят опытные педагоги. В школе дети изучают Закон Божий, Священное Писание и другие предметы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список иконы Божией Матери «Умиление». От лица прихожан протоиерей Георгий Булеков преподнес Его Святейшеству список чтимой храмовой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил на Скорбященском кладбище могилу матери митрополита Никодима — Елизаветы Михайловны Ротовой. Была пропета «Вечная память», после чего Святейший Патриарх Кирилл возложил к могиле букет цветов. Деревянная кладбищенская церковь была построена вскоре после того, как в 1784 году в Рязани была отведена земля под очередное городское кладбище. Строилась Скорбященская церковь по образцовому проекту, прилагавшемуся к первому генеральному плану Рязани 1780 года. В 1807 году при архиепископе Амвросии (Яковлеве-Орлине) на пожертвования надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина была построена вместо деревянной новая каменная церковь, в которой находились три престола: главный — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый — в честь праведного Алексия, человека Божия, и левый — в честь преподобного Онуфрия Великого. По соседству одновременно с возводимой церковью был построен жилой дом для служителей храма. При храме Мальшин хотел построить и богадельню, но по просьбе городских властей она была перенесена на другое место (угол улиц Курганской и Мальшинской, ныне улиц Маяковского и Свободы). В храме пребывает чтимый список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Эта икона впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, где хранилась с давних пор, исцелением Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима. Немалый интерес представляет и Тихвинская икона Божией Матери, оклад которой мастерски вышит бисером неизвестными мастерицами. К числу святынь храма относится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частью мощей святого. Иконостас храма написан в 1878 году. Стены храма были расписаны известным рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым.

http://patriarchia.ru/db/text/3673257.ht...

Историческая архивная справка церкви, существовавшей до революции на сайте Церкови в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» http://www.umilenienn.ru/history-information Архивная справка     В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в клировой ведомости церкви Преподобного Сергия при Молитовской льнопрядильной фабрике в сельце Молитовке Балахнинского уезда значится: церковь построена в 1905 г. на средства Товарищества Нижегородской льнопрядильной мануфактуры, находилась в каменном здании общежития рабочих фабрики, колокольня деревян­ная. Престол в ней один, в честь Преподобного Сергия, Игумена, Радонежского Чу­дотворца. По штату положены 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Усадебной земли, церковных домов не имеет.    В церкви служили священники Никольский Иоанн Николаевич, Любимский Иоанн Иоаннович, Лотоцкий Прокопий Иванович, диакон Архангельский Алек­сандр Николаевич.    В документах архивного фонда Нижегородского губисполкома за 1921 г. име­ется сообщение отдела юстиции в фабричный комитет Молитовской льнопрядиль­ной фабрики о закрытии церкви при фабричной казарме.Основание: ф. 570, он. 559, д. 95, 191 1 г., лл. 87-92; д. 103, 1916 г., л. 180. Основание: ф. 56. on. 1, д. 507, лл. 56, 60.    В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории за 1921  г. имеются сведения о строительстве в с. Молитовке храма на средства церков­ной общины. Церковное имущество закрытой Сергиевской церкви было использо­вано в строящемся храме.    В документах архивного фонда Нижегородского епархиального совета за 1922  г. церковь в с. Молитовка именуется Покровской. Основание: ф. 570, оп. 4, д. 1574, л. 40; ф. 1016, on. 1, д. 68, лл. 1,2.    В документах архивного фонда Нижегородского губинженера имеются обме­рочные чертежи Покровской церкви в с. Молитовка (см. приложение ). Основание: ф. 1 679, оп. 2, д. 651.    В документах архивного фонда Нижегородского крайисполкома за 1929 г. имеются сведения о расторжении администрацией г. Канавино договора с общиной 1 кжровской церкви в нос. Молитовка, закрытии церкви и дальнейшем использова­нии здания под детские ясли.

http://sobory.ru/article/?object=16056

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010