Мы знаем, как во многих местах мира развивается экономика, техника, и внешняя сторона жизни представляется очень привлекательной. Но если вглядеться в жизнь даже очень богатых людей? Как много там пустого, кризисного, как много того, что угрожает самой жизни человеческой через разрушение нравственного начала? Вот пример того, как научно-технические достижения или стремление к комфорту не обеспечивают самое главное — самосохранение личности. Никакие автомобили, никакие средства связи, никакие деньги в банке не могут оградить человека от саморазрушения — наоборот, чем больше возможностей, тем зачастую больше грехов он совершает. И в каком-то совершенно особенном положении оказалась наша страна. Может быть, потому так восстали на нее сегодня многие силы, поскольку мы стали очень отличаться от тех, кто на нас восстает. Может быть, мы не так богато живем, хотя здесь люди получают по труду своему и живут хорошо. Но, несомненно, Господь дарует нам в ответ на нашу веру великую благодать. Мы сохраняем в сердце самое важное и непременное для полноты человеческой жизни — веру в Господа и молитву, которые соединяют нас с небесами. Вот если так будет и дальше, если материальное, научно-техническое развитие нашей страны, которое сегодня набирает обороты, если улучшение жизни людей, материальный достаток будут не мешать, а, наоборот, содействовать развитию духовной жизни, высвобождая больше времени для молитвы, для паломнических поездок, для посещения храмов, — вот тогда мы действительно сможем взять многие высоты. Церковь не отвергает ни материальный, ни научно-технический прогресс. Церковь не осуждает, когда люди хорошо зарабатывают и хорошо материально живут. Церковь осуждает грех, который может совершать и богатый, и бедный. Церковь молится за тех, кто теряет веру или кто веру не нашел. Вот это и есть точки, в которых могут зарождаться очень опасные процессы для личной, семейной, общественной и даже государственной жизни. И если мы хотим, чтобы страна была сильной, чтобы и народ наш был действительно духовно сильным и сплоченным, нужно помнить, что забота о душе, посещение Божиего храма — это не 21-й пункт в повестке дня, а самый первый, самый главный, наравне с сохранением жизни.

http://pravoslavie.ru/153891.html

– Известно, что вы, ваше высокопреосвященство, направили письмо в гимназии и лицеи Восточной Аттики, в котором рекомендовали законоучителям один час занятий посвятить рассказу о преподобном Серафиме. Что побудило вас так поступить? – Преподобный Серафим – это святой, житие которого может особенно тронуть детские души, а в умы рационалистов внести соблазн. И потому для нашего времени житие этого святого весьма актуально. В его житии меня особенно воодушевляет сочетание суровых подвигов преподобного с той редкой нежностью, с какой он относился к детям. Это поистине величественно и трогательно: без страха жить одному в диком лесу, с медведем, – и с умилением обнимать малых деток, играть с ними; с непреклонной настойчивостью нести молитвенный подвиг, брать на себя тяжелейшие обеты – и отступить от своего правила для того, чтобы принять тяжелый крест неизвестного тебе брата, который пришел к тебе; всегда приветствовать всех словами «Христос воскресе, радость моя», кто бы ни был этот человек, что бы ни носил в душе своей, ибо ты уверен, что самая лучшая весть – весть о воскресении Христовом, а самая большая радость – видеть лицо твоего ближнего; преобразовывать мир, что в беспокойстве бушует вокруг, силой и спокойствием своего внутреннего мира; легко переливать Дух Святой, Который внутри тебя, в сосуд жизни твоего собеседника; 67 лет пребывать в безвестности и быть незаметным с тем, чтобы Бог явил тебя на несколько лет в старости твоей – и тогда к тебе обращаются надежды и воздыхание всей Церкви, всего мира. Дети должны это знать и должны понимать, что, когда они благоговейно прикасаются устами к мощам святого, их душа может воскреснуть к истинной жизни, их юность приобрести новый смысл, а их жизненный путь измениться. – Но многие сегодня почитание мощей и поклонение иконам воспринимают как некое преувеличение. – Наше время является вообще временем нездорового преувеличения, и вполне возможно, что болезнь преувеличения оказала влияние и на то, о чем вы говорите. И все же наша Церковь называет мощи «честными» и «благодатными», а иконы – «святыми». Уже с апостольских времен Церковь особо почитала мощи святых – над ними воздвигались все без исключения храмы, устанавливались праздники в честь перенесения честных мощей. Так, 2 марта мы празднуем перенесение мощей святителя Афанасия, 20 мая – святителя Николая, 2 августа – святого Стефана, 3 сентября – святителя Нектария и т.д. Церковь также установила празднования чудотворным иконам и священным предметам, таким как вериги апостола Петра, честные пояс и риза Божией Матери, честный Крест Господень. Все это не современные добавления, а освященная литургическая практика, опирающаяся на золотое предание нашей Церкви и ее проверенный опыт. Действительно опасным преувеличением нашего времени я считаю современное сомнение в благодати мощей и икон и то, что систематически провоцируется полемика по поводу поклонения им.

http://pravoslavie.ru/41473.html

В 2005 году в селе вновь образована приходская община, назначен в храм священник. Были проведены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время церковь полностью отреставрирована. Своеобразнейший памятник архитектуры Брянской области - усадебный храм периода зрелого классицизма, отличающийся монументальностью и лаконизмом архитектурных форм. Принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закруглёнными нишами-эскедрами, украшенными колоннами. Если заглянуть внутрь, то к удивлению своему замечаешь, что помещение в плане крестообразное. Образован такой план четырьмя полукруглыми нишами-эскедрами, которые с фасада эффектно украшены парными колоннами, выделяющимися на фоне глубоких ниш. Восточная ниша служит алтарём, в остальных по центру расположены проёмы входов. Композиция объёма храма, увенчанного сферическим куполом, проста и выразительна. Мощный и стройный цилиндр завершён приземистым куполом. Архитектурные детали - упрощённые капители колонн и простой карниз с небольшим выносом плиты, узкие, с полуциркульным завершением нижнего ряда и круглые над ними окна - вот и всё внешнее убранство храма. В церкви сохранились уникальные росписи... Роспись церкви выполнена в 1912 году художником А. М. Муравьёвым, о чём свидетельствует надпись в нижнем правом углу композиции " Распятие " . Мастер письма следует традициям позднего классицизма в довольно наивной интерпретации. Колорит выдержан в тёмных приглушённых тонах. Иконографический состав росписей включает в основном композиции евангельского цикла и изображения святых. В куполе написана Новозаветная " Троица " в окружении архангелов. На стенах северной и частично южной ниш изображены композиции на темы " Страстей Христовых " , среди которых наиболее выразительна сцена " Бичевание Христа " . В западной нише помещены " Умиление " , " Богоматерь с предстоящими " и изображение святых. На стенах между нишами под круглыми окнами написаны евангелисты. Из книг: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 и " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область " . - М.: Наука, 1998

http://sobory.ru/article/?object=06867

Монументальный одноглавый четырехстолпный храм сложен из кирпича открытой кладкой, в деталях ограниченно применен белый камень. Стилистически здание тяготеет к русско-византийскому направлению в культовом зодчестве XIX в. В соответствии с внутренней структурой наружные массы имеют ярусный, сильно расчлененнный характер. Над пониженными угловыми ячейками высоко поднимаются двусветные рукава креста, перекрытые коробовыми сводами. Центрическая общая композиция, завершенная массивным световым барабаном, уравновешенна, близкие по решению фасады симметричны относительно собственных осей. В декоративной обработке здания широко использованы мотивы древнерусского зодчества: мощные килевидные закомары ветвей креста, колончатая аркатура, ширинки, мелкие кокошники и разнообразные наличники крупных арочных окон. Белокаменные элементы убранства четко выделяются на фоне краснокирпичных стен, усиливая декоративный эффект. Рациональна внутренняя организация здания. Площадь опор предельно сокращена, увеличена высота и пролеты подпружных арок. Создано обширное центральное крестообразное пространство, хорошо освещенное преимущественно верхним светом. Обилие окон в барабане облегчает его конструкцию и создает эффект парения купола. Сохранилась историческая внутренняя отделка здания. Стены и своды покрыты росписью, неоднократно поновлявшейся. Главный иконостас в четыре яруса и трехъярусные в приделах характерны для начала ХХ в. Иконы выполнены живописцем Васильчиковым, участвовавшим в росписи Храма Христа Спасителя. Часть храмовых икон написана на Святой горе Афон: образы Божией Матери " Умиление " , Николая Чудотворца, Пантелеймона-целителя. Сохранились первоначальные паникадила и утварь. Пол был выложен метлахской плиткой. В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 г. 84/9 " Церковь Вознесения Господня " в пос.Городок является объектом культурного наследия регионального значения. Источники: Иллюстрированный научный каталог " Памятники архитектуры Московской области " , выпуск 4. Москва, ГУП МО " МОК-центр " , 2009; протоиерей Олег Пенэжко. " Павловский Посад и храмы Павлово посадского района " . Владимир, 2002 г.

http://sobory.ru/article/?object=02205

Проект небольшого (всего на 60 человек) православного храма составил в Петербурге акад. Л. Н. Бенуа, который вдохновился русским зодчеством XVII века, а его осуществление принял на себя местный архитектор Луи Якоби. Здание высотой 18 м выстроено из красного кирпича и украшено по лопаткам орнаментальными изразцами, изготовленными в Метлахе. Из изразцов сделан также фриз; борта искусно вырезаны из жести и позолочены. Крыльцо увенчано треугольным фронтоном, в котором находится мозаичное изображение Нерукотворного Спаса. Высокий барабан венчает золоченая луковка с двухметровым сложной формы железным золоченым крестом. В архитектурном отношении здание послужило прототипом вскоре заложенной русской церкви в Дармштадте. Одноярусный иконостас был привезен из Петербурга, где его вырезал из дуба А. Розанов. Шесть образов в нем написаны маслом на цинке. Кованое паникадило и церковная утварь тоже были изготовлены на берегах Невы. Автор первоначальной орнаментальной росписи интерьера не установлен. Горнее место украшает витраж, представляющий Воскресшего Спасителя. Справа от амвона помещается большой образ «Всех святых», слева — изображение свт. Николая и св. мц. Царицы Александры, небесных покровителей свв. Царственных Мучеников. В 1913 генерал О. И. Вендорф подарил иконы: прп. Серафима Саровского и Божией Матери «Умиление», генерал А. А. Горяинов — образ Спасителя. В ризнице прежде висела гравюра, изображавшая Анастасию Ивановну (урожд. Трубецкую) ландграфиню Гессен-Гомбургскую (1700–1755), которая в 1739 переехала в город и имела в своем дворце походную православную церковь, действовавшую несколько лет. Освящение курортной церкви в память коронования Их Величеств состоялось 10 сентября 1899, в присутствии Императрицы Виктории, при пении хора висбаденской церкви. Его свершил прот. Алексий Мальцев. В этот же день власти города назвали новопроложенную у церкви улицу именем Проворова (ныне — ам Елизабетбруннен), который, умирая, оставил 5 тыс. марок на поддержание храма. В 1909–1911 на этой улице по проекту Л. Якоби был выстроен двухэтажный просторный дом, первый этаж которого предназначался для священника, библиотеки и собраний, второй — для малоимущих приезжих из России. Ныне в доме, принадлежащем городу, живет прот. Димитрий Игнатьев, который с 1974 служит в храме, окормляя также приход во Франкфурте на Майне. Он унаследовал место своего отца — прот. Леонида, отдавшего храму без малого четверть века.

http://sobory.ru/article/?object=11357

13 апреля 1893 года состоялось торжественное освящение большого надкупольного креста. После молебна он был поднят и установлен, завершая этим возведение самого здания будущей церкви. При этом присутствовала устроительница общины Ея Сиятельство Е.Б.Мансурова. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на свои средства заказал резной дубовый иконостас рижскому архитектору И.Д.Фельско (1813-1902 гг.) Этот талантливый зодчий имел в конце XIX века достаточно широкую известность. Он учился в Художественной академии Копенгагена. В Петербургской Императорской академии художеств получил степень свободного художника. С 1843 по 1879 год он являлся главным архитектором Риги, был одним из авторов парковой зоны центральной части города. Иконостас, который был выполнен И.Д.Фельско для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, сохранился без изменений до наших дней, являя собой благословение и напутствие святого праведника Иоанна Кронштадского Рижской Свято-Троицкой общине. Среди бесценных даров, пожалованных общине, особое место занимали древние реликвии святого града Иерусалима. Они были присланны Его Блаженством, бывшим патриархом Иерусалимским Никодимом, который в то время находился на покое. Свой дар блаженнейший Никодим сопроводил дарственной грамотой, в которой писал: «Посылаем... через посредство любезного сына нашего во Христе г. Павла Борисовича Мансурова часть святаго камня от Пресвятаго Гроба Спаса нашего Иисуса Христа и другую часть святаго камня от горы Голгофской, где был распят Господь наш спасения нашего ради, и часть Честного Древа от святаго и Животворящего Креста Господа Бога нашего, и часть святых мощей святаго и славного апостола Андрея Первозванного в серебрянном ковчежце с изображением на нем лика Святого, и каждая из этих частей имеет на себе надпись и запечатана нашей печатью для верности». Для церкви была пожертвована точная копия Псково-Печерской святыни – икона Божией матери Владимирской «Умиление». Иконы для иконостаса были написаны художником А.П.Бабушкиным на средства Е.А.Камкина.

http://sobory.ru/article/?object=09010

Какое изобилие икон и картин священного содержания! Большинство, если не все, из них, вероятно, писаны его святительской рукой. «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце» – на полотне, Образ Спасителя во весь рост, Божией Матери – во весь рост на досках, «Богоявление» – на полотне, Образ святителя Тихона во весь рост – неоконченный немного, иконы св. Митрофания Воронежского , свв. Антония и Феодосия, св. Александра Невского... и много других картин и икон на полотне и досках. Есть и портреты, например, Серафима Саровского ... К двум предметам особенно часто возвращалось художественное творчество почившего: к изображению св. Тихона Задонского и Богоявления. И имя преосвященного, указывающее на Богоявление, и его картины Богоявления, и самый храм домовый в честь Богоявления, и его блаженная кончина в день Богоявления – случайно ли все это?.. Но особенно трогательно – это то, что в алтаре близ жертвенника, на стене можно видеть висящий мешочек, весь наполненный записочками к преосвященному с просьбами помянуть в своих молитвах у престола Божия... Глубокое умиление проникает в душу при обзоре келлии почившего святителя, не без тихой грусти об отсутствии того, кто оживлял ее своим присутствием... Мы слышали, что келлию святителя и его домовую церковь предполагается оставить в том виде, как все было найдено в день его кончины. Мысль прекрасная! Мы слышали также, что митры, панагии, кресты, облачения, священные сосуды и другие священные предметы останутся в Вышенской обители и будут храниться в особом шкафе близ его гробницы, которую изготовляет один из благочестивых почитателей почившего... Что ж? Пред нами только и есть, что одни безмолвные свидетели великого подвига? И никто не взойдет из близких лиц, чтобы поведать хотя несколько назидательных подробностей из жизни затворника? К сожалению, так. По кончине святителя произошло трогательное событие: служивший ему двадцать семь лет келейник Евлампий в течение, сколько мы знаем, девяти дней со дна кончины не принимал никакой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Меня также поражают на фотографиях лица православных священников-японцев — у них в глазах появляется то же выражение, что и у коренных русаков», — добавил священник. Он рассказал о том, как во время войны под сводами представленного на экспозиции собора «Николай-до» спасалось множество людей, в том числе неправославных: американские летчики не бомбили собор, потому что он служил удобным ориентиром. Отвечая на вопрос, почему масштабным выставочным проектом, посвященным юбилею со дня рождения Николая Японского, занялся именно храм святой мученицы Татьяны, настоятель отметил, что рядом находится не только факультет журналистики, но и Институт стран Азии и Африки, для преподавателей и студентов которого «это интересно и актуально». По его словам, с 24 октября выставку посетили уже около тысячи человек, и она открыта до конца года для всех желающих. Основу экспозиции составили редкие фотографии конца XIX — начала ХХ века. На одном из пожелтевших снимков — первая, деревянная православная церковь Японии, построенная при русском консульстве в 1859 году. На другом фото — большой каменный храм, возвышающийся сегодня на этом месте. Некоторые православные храмы Японии внешним видом напоминают пагоды, а многочисленные прихожане одеты в кимоно. С одного из снимков периода Русско-Японской войны в пространство выставочного зала словно вливается бескрайняя толпа русских военнопленных. В экспозицию вошли православные иконы с иероглифическими подписями, в том числе принадлежащие японским иконописцам, копии самых известных икон святителя Николая, написанные в России и США, а также портреты святителя разных лет. Уникальны икона Богородицы Умиление (Яхромская), вытканная в Киото на парче (дар епископа Сэндайского Серафима Цудзиэ), образ Троицы и Смоленская икона Божией Матери, выполненные на керамике японкой Евгенией Сираиси. На выставке можно увидеть свитки молитв (например, молитву Святому Духу) на японском языке. Представлены японские переводы Евангелия, Апостола, богослужебных книг и молитвословов, жизнеописания святителя Николая на японском языке, а также предметы культа и быта православных японцев, пасхальные яйца и другие дары.

http://patriarchia.ru/db/text/159207.htm...

Мы решили, что он должен быть таким, каким бы его построили в те времена, когда жил преподобный Серафим. Храм будет строгим, но очень изящным, по стилю похожим на Казанскую церковь. Кроме того, это будет единственный однокупольный храм в обители. Строящийся храм будет также и самым большим в монастыре – площадь его застройки составляет 2200 квадратных метров, на трех уровнях разместится несколько престолов. Работы по возведению храма идут с небольшим опережением графика – в этом году планируется закончить основное строительство и приступить к внутренней отделке. Работа по проектировке интерьеров храма предстоит серьезная – там будет и мрамор, и мозаика, и роспись, то есть все направления церковных искусств. Над возведением храма трудятся мастера из Нижнего Новгорода, Владимира, Белоруссии. Примечательно, что среди них нет случайных людей. Они все – профессионалы с большим опытом строительства храмов, которые осознают, какая ответственность на них возложена. К празднику иконы Божией Матери «Умиление» в 2013 году завершилось возведение алтарных апсид собора. Высота самой высокой, средней, апсиды равна 16 метрам. В ноябре 2013 года завершилось строительство собора. 21 ноября, на праздник Архангела Михаила, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил водосвятный молебен в конце святой Канавки и освятил крест для Благовещенского собора. 22 ноября крест был поднят на самый высокий дивеевский храм. Высота собора – 60 метров. В 2014 году впервые традиционное благовещенское отпускание на волю белых голубей состоялось на ступенях Благовещенского собора. В 2014 году происходила внешняя и внутренняя отделка собора, и теперь он стоит белоснежный, с кровлей стального цвета, увенчанный золотой главкой с платиновыми звездами. На фасадах – многочисленные колонки с виноградом, тоже белые, но с кремовым оттенком. О райском саде напоминают великолепные майолики. 27 августа 2015 года, в канун Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение главного престола в нижнем храме собора в честь этого праздника.

http://sobory.ru/article/?object=23402

Не всё так плохо. К примеру, как приятно видеть, когда Юрий Шишков привозит из Брянской области чудотворную икону Локотскую «Умиление». Она несколько раз была и у нас в редакции. Это чудо, когда у тебя на глазах стекает миро по иконе и другие иконы тоже начинают мироточить. Но многие люди не знают и не хотят знать об этих чудесах. Как сделать, чтобы люди задумались: для чего мы живём? Так называемая пандемия, как мне кажется, ещё больше открыла: кто с Богом, а кто нет. Я заметил, что упала посещаемость храмов не только потому, что в них якобы опасно ходить, а просто оказалось, что для людей их физическое состояние значит намного больше, чем духовное. Один монах в Псковской епархии как-то сказал: «Да, все мы в Бога верим, только Богу не доверяем». И чуть что, мы не в храм бежим, а к разным докторам. – Четверть века уже выходит газета «Русь Державная». Единственная – православная народная. Что удалось сделать посредством газеты за этот срок, когда страна едва выживает экономически, образование и медицина бьются в тисках реформ? – Иначе как Промыслом Божиим это назвать нельзя. Откуда у меня, журналиста-международника, который работал в газете «Правда» возникла идея создать православную народную газету? Само название пришло в молитве. Я не Бог весть какой молитвенник, но, когда я укладывал спать своего младенца сына, молился и думал над названием газеты. И вдруг услышал, как дочь на кухне читала урок, заданный в школе, строки Ивана Никитина: «Это ты, моя Русь державная, моя родина православная»! Слова «Русь державная» прямо в сердце ударили! Поехал я к своему духовнику архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру, и он благословил это название. Свёрстан и напечатан первый номер был в недрах редакции газеты «Правда». Отец Геннадий Сандаков освятил типографию и на станке вышел первый номер газеты. Помню, как красная река прямо полилась со станка. К сожалению, отец Геннадий был потом убит при невыясненных обстоятельствах. В первые годы мы получали изумлённые письма читателей. Люди видели узнаваемые храмы Кремля и двуглавые орлы на башнях. Молитва Державной Божией Матери была отпечатана уже, наверное, миллион раз.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/31/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010