Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве. В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

Через неск. лет, когда число братии сильно увеличилось, А. С. отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, к-рые получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья (РГБ. Троиц. 694. Л. 29 об.- 30), Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» вел. княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресв. Троицы, местный храмовый образ для к-рого был написан неизвестным иконописцем при помощи А. С. Житие сообщает, что сам преподобный хотя и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Св. Троицы, к-рую нашли посреди мон-ря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая - с трапезной в честь Благовещения Пресв. Богородицы и надвратная - во имя прп. Сергия Радонежского . Чудесно спасенный образ Св. Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий - слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижемского, Силуан - слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др. Сохранились упоминания об иконах письма А. С.: в Троицком храме Сийского мон-ря, Благовещенской Ямецкой пуст. и др. ( Кольцова. С. 36-37), в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ свт. Николая «чюдотворцева письма» (Архангельский патерик. С. 209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери «Умиление» (АОКМ), по преданию написанная А. С.; об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная, очевидно, при поновлении иконы в 1882 г. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. сообщается, что А. С. был «иконописец преизряден, написа же образ Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть, и инех много икон» ( Филимонов. С. 208). В 1543 г. А. С. получил грамоту царя Иоанна Грозного, по к-рой двинский сотский Василий Бачурин должен был отмежевать Сийскому мон-рю пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии. Т. 1. 97. Стб. 98-100). Через 2 года царь пожаловал мон-рю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии А. С. (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что А. С. лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной .

http://pravenc.ru/text/116108.html

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других - на правом и левом столпах храма. К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями. Третий храм обители - двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря. К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел - один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

В скором времени были разработаны проекты всех часовен. В настоящее время построены часовни в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Умиление», остальные строятся, и что очень важно, решены юридические вопросы по передаче в аренду на 49 лет Сурскому монастырю всех земельных участков под храмами и часовнями «Пояса Богородицы» и прилегающих территорий (примерно по 20 соток). Строительные работы должны быть завершены к маю следующего года, и освящение всех часовен и храмов планируется совершить в середине июня 2020 года, когда Русская Православная Церковь будет праздновать 30-летие со дня прославления Иоанна Кронштадтского в лике святых. Будем надеяться, что появление таких небольших часовен и храмов поможет приблизить Церковь к народу и помочь оживлению церковной жизни во всех девяти поселениях Сурского куста. В частности, благодаря тому, что, во-первых, в каждом поселении появляется свой Престольный праздник, а во-вторых, благодаря требам и службам, которые могут совершать местные священники. Так, в августе этого года в небольшой деревеньке Засурье, в часовне Казанской иконы Божией Матери одновременно крестились 13 человек – семеро детей и шестеро взрослых. Будем надеяться, что также появится добрая традиция проведения ежегодного крестного хода от одной часовни к другой по всему «ПОЯСУ БОГОРОДИЦЫ». Этот большой крестный ход, протяженностью около 12 км, может совершаться по благословению правящего архиерея в день церковного праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы 13 сентября/31 августа и стать большим церковным событием для многих жителей Северного края. После завершения строительства часовен открывается широкое поле соучастия всей Иоанновской семьи в благоустройстве территорий вокруг часовен «ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ». На первом этапе предлагается приведение в порядок земельного участка вокруг часовни: подсыпка грунта, посев травы, посадка цветов и кустов. На следующем этапе – строительство резного ограждения вокруг выделенного часовне участка, сооружение навесов и скамеек для отдыха, возможно, сооружение колодца и т. д.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

Г. Тряпкиной В храме-усыпальнице великого князя Сергия в Чудовом монастыре (перед панихидой) О христианской любви Память святых отцов I Вселенского Собора О ниспослании даров Духа Святого В неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых О причащении Святых Христовых Таин Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное О причащении Святых Христовых Таин и о помощи Божией Матери По случаю празднования 500-летия со дня кончины преподобной Евфросинии, княгини Московской, и 300-летия со дня кончины святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси В День Святого Духа Под сению великого дерева О святых Божиих О даровании терпения Символ победы над злом Чудо укрощения бури В праздник Рождества Пресвятой Богородицы О несении своего креста На 200-летие военного госпиталя О страданиях святой великомученицы Екатерины и о святителе Иоанне Златоусте О воскрешении дочери Иаира и об исцелении кровоточивой О Братстве во имя Царицы Небесной и на погребение Оптинского иеромонаха Даниила Забота о душе Христос пришел на землю, чтобы спасти нас …1908… На Новый, 1908, год Новое начало жизни; о Христовом смирении О грехе осуждения Церковь призывает нас ко смирению О воскрешении Иисусом Христом сына наинской вдовы На обновление храма в селе Орлове На обновление храма в селе Батюшкове Воспитанникам 2-го Кадетского корпуса – будущим воинам О смертном сне Слово к сестрам – служащим московского приюта Братства во имя Царицы Небесной для детей-калек О христианской благотворительности На упокоение благочестивой старицы Марии В день Ангела старца иеросхимонаха Амвросия При отпевании Д. И. Филиппова Будем просить у Господа духовных благ О мире Христовом и по поводу кончины протоиерея Иоанна Кронштадтского В девятый день кончины протоиерея Иоанна Кронштадтского …1909… На Новый, 1909, год О великом освящении воды О Богоявлении …1911… Проповеди, произнесенные на первой седмице Великого поста 21–26 февраля 1911 года. Приготовление ко Святому Причащению Во вторник вечером Ненавидящих нас простим Помни час смертный О Таинстве Покаяния О причащении Принятие Святых Христовых Таин Идти христианским путем среди скорбей О расслабленном О благоразумном разбойнике При отпевании Анны Васильевны Териховой О чуде, бывшем от иконы Божией Матери «Умиление» Пример святых первоверховных апостолов Благодарность братии Богоявленского и Афонского Пантелеимонова монастырей О путешествии в Соловецкую обитель При отпевании Николая Ивановича Пастухова По случаю 50-летия прославления святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца, и о колокольном звоне Средство от недугов Непрестанно помнить о небе Имя праведника живет По случаю церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского По случаю церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского При освящении храма на Сходне У образа святителя Иоасафа, епископа Белгородского Святитель Божий О грехе осуждения Слово при отпевании Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери «Умиление» с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда: 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей. Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук. Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли «черная смерть». Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора. Труды: Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921, т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908, т. 1. – С. 480; Собрание летописей, т. 6. – С. 46–80; т. 7. – С. 212–214. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1. – С. 165–190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 138, прим. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Длительное строительство церквей объясняется не только сложностью сооружения, но и отсутствием денег. Кроме того, требовалось много времени для выполнения работ внутри храма - произвести отделку, покраску, расписать стены, потолки. Немалые деньги нужны были для приобрения икон, колоколов и другого имущества. Храм на погосте Витожетка был построен на деньги дворян Корбутовских и прихожан. Эта церковь в советское время по разным причинам несколько раз закрывалась. Однако по просьбе жителей она открывалась вновь. Приведу часть материалов, связанных с открытием этой церкви в 1944 году. «Председателю Пеновского райисполкома тов.Михееву. Мы, нижеподписавшиеся, старые и осиротелые отцы, матери и жены обращаемся к Вам с просьбой войти в наше тяжелое и удручающее положение и дать нам единственное необходимое утешение в переживаемом нами горе - содействовать в открытии богослужения в нашем родном храме в погосте Ветожетка - где бы мы могли со слезами умиления вознести свои молитвы о упокоении душ наших милых, дорогих и незабвенных детей, мужей и внуков, положивших геройски жизнь свою на поле брани - в защите злобного, коварного врага - немца, мытарства коего мы к несчастью испытали и на своих плечах. В молитве за них мы подкрепим свои силы, поддержим бодрость духа в несении столь тяжелого креста и найдем в этом подвиге душевное спокойствие, бодрость и силы в трудах на пользу дорогой Родины, чтобы скорее освободить свою Родину от зверя, врага. Будем с глубоким умилением молиться о здравии как своих родных так и о всех еще живых наших воинов о скорейшем уничтожении врага. Не лишайте нас, просителей, об открытии нашей родной церкви и не убивайте нас до конца переживанием тяжелого горя... С глубоким к вам уважением, скорбные и осиротелые граждане Витожетского прихода. 4 апреля 44 года». Председатель исполкома Пеновского райсовета Н.А. Михеев обратился с письмом в Калининский исполком облсовета к уполномоченному Совета по делам русской православной церкви, в котором, в частности, говорится: «...данная церковь не закрывалась органами Советской власти, но с 1941 года она не функционирует по причине того, что не было служителя культа. Здание находится в удовлетворительном состоянии... В районе действующих церквей нет».

http://sobory.ru/article/?object=03717

Радуйся, благоухание Христова смирения; Радуйся, Пречистая Дево, всех дев чистейшая; Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная; Радуйся, яко призре Господь на смирение твое; Радуйся, благодатная, ликуй ныне и веселися, яко Господь с Тобою; Радуйся, благословенная, слыши ныне и приклони ухо Твое; Радуйся, обрадованная, яко благословенна Ты в женах; Радуйся, препрославленная, яко велия слава Твоя на небесах; Радуйся, кроткая агнице, яко возвеселится о Тебе весь собор ангельский; Радуйся, богоизбранная отроковице, яко спасется Тобою весь род человеческий; Радуйся, боготканную порфиру от пречистыя плоти Твоея Слову Божию исткавшая; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 4 Буря суетных помышлений людских не возможет поколебати тишины душевней Чистой Девы, в вертепе, посреде твари безсловесной ожидающей явления обетованного Богомладенца. Мы же, сорадуяся с Нею имеющему быти и зрящи таковое исполнение предреченнаго, в умилении сердечнем поем Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша пастырие ангелов, поющих плотское Христово пришествие, и текше, яко к Пастырю, видят Сего, яко агнца непорочна, и поклонишася Ему, и принесоша дары своя яко Владыце и Богу. Пренепорочней же поюще, реша: Радуйся, благоуханием рождества Сына Божия осиянная; Радуйся, храме Бога Живаго; Радуйся, жилище Духа Святаго; Радуйся, Спасителя мира рождшая; Радуйся, вскормившая Силу Божию, во плоти явленную; Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; Радуйся, видимых врагов устрашение; Радуйся, невидимых врагов мучение; Радуйся, райских дверей отверзение; Радуйся, твердое веры утверждение; Радуйся, светлое благодати познание; Радуйся, от всех бед скорое избавление; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 5 Богосветлая звезда возсия, егда прииде Духом в Церковь святый старец Симеон, и исполнися духа пророческаго, многая рече о Божественнем Младенце. И, обратив взор к Марии, Матери Его, рече: «Се, лежит Сей на падение и на возстание многим во Израиле, и в знамение пререкаемое. И Тебе Самой оружие печали пройдет душу, егда узриши Сына Твоего на Кресте пригвождена». Мы же, с трепетом взирая на кротость и смирение Божией Матери, зовем о ней Богу: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-4002

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010