Икона Божией Матери «Умиление ». [Именно с этой иконой «Умиление» 15 апреля, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в разгар пандемии коронавируса Патриарх Кирилл совершил крестный объезд города Москвы. По его призыву все верующие в это время вместе со своим Предстоятелем читали Акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия]. Инфографика (содержание материала): Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского; Где находится : Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке, Владимирская церковь; Умиление, или Елеуса (греч. - милостивая, милующая от греч. слова — сострадание, сочувствие) — один из типов изображения Богородицы в иконописи. Также «Умиление» - название отдельных икон Богородицы. Например, Старорусская икона «Умиление» или «Умиление» Псково-Печерская; История : По преданию святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. Об «Умилении» появились записи в 1815 году, когда преподобный Серафим вышел из затвора и стал принимать у себя посетителей — их святой помазывал маслом от лампады, которая висела перед иконой. Святой называл ее «Всех радостей Радость». Стоя на коленях перед иконой «Умиление», святой Серафим скончался 15 января 1833 года. А в 1903 году Русская Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых. После смерти святого Серафима икону передали в Дивеевский женский монастырь — это была его  главная святыня. В 1927 году монастырь закрыла советская власть, а икону тайно хранили у себя благочестивые люди. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II. Раз в год — в Великий  пост на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — ее привозят в Богоявленский Елоховский собор на богослужение, которое возглавляет Патриарх; Пояснения к особенностям Серафимо-Дивеевской иконы Божией матери «Умиление» : эта икона - « нехарактерное изображение Богородицы. ..»; Корона на голове Богородицы — символ Царицы Небесной...; На нимбе Божией Матери написаны слова из акафиста Пресвятой Богородице: « Радуйся Невеста Неневестная »...; Звезды на голове и плечах — символ приснодевства Богородицы; Сложенные крестообразно руки, наклон головы и опущенный взгляд изображают покорность воле Бога; Оклад иконы из драгоценных материалов подарил император Николай II. Он же был одним из активных инициаторов канонизации преподобного Серафима. Ил.: Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси; Здание Патриаршей резиденции в Москве. Фото; Русская икона «Умиление», XVI век; Серафим Саровский в своей келье, стоя на коленях, молится перед иконой «Умиление». Живописное изображение; Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» в окладе. Фото diveevo-monastyr.ru; Император Николай II. Фото. Материал подготовил Кирилл Баглай //Фома. - — июнь 2020. - С.20-21. - (раздел « Вера », рубрика « Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

В 1913 году, в связи с празднованием 300-летия дома Романовых, Ростов посетила святая семья Царя-мученика страстотерпца Николая Александровича. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где находилась чудотворная икона, находилась на пути следования из ростовского кремля. Государь записал в тот день в дневнике: «Возвращаясь в поезд, остановились у церкви Благовещения, где явилась в 1910 году Чудотворная икона Умиления Божией Матери». Спустя четыре года началась революционная буря. Подвигом мучеников запечатлела свое христианское служение царская семья. Святитель Патриарх Тихон в тяжелых условиях встал у кормила Русской Церкви, сохраняя в ней святыню Православия. После его кончины советская власть, намереваясь поразить Церковь, направила острие удара на богоданных преемников святых апостолов – церковную иерархию. Это был страшный удар, но Церковь выстояла! Власть увидела, что на место сосланных архиереев и священников Церковь ставит других пастырей, и церковная жизнь все равно продолжается. Тогда, чтобы попытаться остановить непрерывно текущую жизнь Церкви, стали закрывать, и по возможности, разрушать самые храмы. В период после 1928 года был закрыт, а затем в 1930 году разрушен ростовский Благовещенский храм. При закрытии храма погибала почти вся утварь и убранство храма, а в половине случаев и он сам. Однако небольшое количество самых ценных икон, все же передавалось верующим на руки. В те же годы, но чуть позже был закрыт, но не разорен храм Святителя Николая на Всполье, и уже в 1943 году был снова открыт. Сюда из разрушенного Благовещенского храма была перенесена чудотворная икона «Умиление-Ростовская». Когда и каким образом это произошло сказать очень трудно, однако, Божиим промыслом святыня сохранилась в Церкви, и это главное утешение для нас. Близость революционного времени помешала всероссийскому почитанию новоявленного Чудотворного образа и потому, он до сих пор не входит в число почитаемых в Русской православной церкви икон Божией Матери. Давно настала пора включить икону «Умиление-Ростовская» в этот список благодатных святынь.

http://pravicon.com/info-708

Прибыв на Афон в Пантелеимонов монастырь, он вскоре по прибытии опасно заболел, вследствие чего был пострижен в схиму и назван Нафанаилом (постригал его иеросхимонах отец Иероним). По выздоровлении своем отец Нафанаил с Русика перешел на Капсал. Там, вблизи Андреевского скита, он купил себе келью с церковью во имя святых архангелов, в которой и жил до самой своей смерти. Когда в конце сороковых годов посещал Святую Гору министр А.Н. Муравьев и был в Андреевском скиту (тогда еще келья Серай), то имел свидание с отцом Нафанаилом. Несколько раз он был у него в келье, причем весьма благосклонно и уважительно разговаривал с ним, отдавал ему честь как герою и старому русскому воину. Учеником у отца Нафанаила был иеросхимонах отец Мелетий, которому и досталась от него и келья, и святая икона в благословение, а затем, уже по смерти отца Нафанаила, в ученики к отцу Мелетию поступил послушник Сергий, который затем принял монашество с именем Саввы и был рукоположен в иеромонахи. Святая икона Божией Матери Владимирская, пожертвованная отцом Саввой, составляет незаменимое украшение церкви пустыни Фиваида. Ей присуща благодать укреплять силы иноков на предлежащий подвиг и терпеливое несение иноческих скорбей. Икона Божией Матери Казанская В 1896 году, марта 15 дня, по благословению игумена отца Андрея в пустынь Фиваиду прибыл на жительство монах отец Мина (в миру подполковник Василий Николаевич Котельницкий, потомственный дворянин Смоленской губернии). Вскоре по прибытии он пожертвовал от себя в соборную церковь преподобных Афонских собственно ему принадлежащую святую икону Божией Матери, именуемую «Казанская» и являющуюся точной копией с чудотворной иконы Божией Матери Казанской, находящейся в городе Казани в женском Казанском монастыре. Эта святая икона мерою вышины в 1/8 вершков, ширины 5 1/8 вершка в массивной серебро-позолоченной ризе с камнями и другими украшениями, при ней привешены два золотых венчальных кольца и военный орден Василия Николаевича, крест святого Владимира 4-й степени. Старцы и братство пустыни Фиваиды были очень довольны бесценным приношением отца Мины и благоговейно отнеслись к этому благодеянию. Святую икону поставили в церкви преподобых Афонских, впереди левого клироса, где она и ныне стоит в ценной раме в складном, очень искусно сделанном киоте с развернутыми дверками. Вместе с прочими келейными иконками отца Мины она составляет приличное по благолепию украшение для церкви. При входе в церковь внимание входящего останавливается на сем киоте, имеющем вид маленького иконостаса, а при взгляде на пречистый образ Владычицы, сияющей при ночном освещении, страх Божий и благоговение проходят в теле, и от них бывает в душе необъяснимая радость и утешение, как говорили о том многие из братий. Новый киот для этой святой иконы взамен прежнего был сооружен боголюбивейшим архимандритом Андреевского скита Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В актовом зале Предстоятель познакомился с юными участниками хора «Распев», существующего при воскресной школе прихода и участвующего в богослужениях. После выступления хора дети, собравшиеся в зале, преподнесли Его Святейшеству сделанные своими руками подарки — тарелку и дневник в обложке из кожи. В дар центру Святейший Патриарх Кирилл передал икону Архангела Михаила и интерактивный стол, каждому ребенку — шоколадное яйцо и иконку Спасителя. Вручая подарки, Святейший Владыка сказал: «Хотел бы передать вам образ Архангела Михаила. Вообще, ангелы — это явление Божией силы в человеческой истории. Библия говорит нам о том, что ангелы являлись людям в очень тяжелые моменты жизни, и Церковь верит в то, что у каждого человека есть ангел-хранитель. Расскажу вам одну историю из своей жизни. Я был на горе Афон, и кто-то из иноков предложил мне поехать на ослике в какую-то обитель в горах. Я сел на этого ослика, едем, и вдруг передо мной — настоящая пропасть, метров 250-300, камни внизу, и через эту пропасть брошено просто гладкое бревно. Но ослик двинулся к этому бревну. Я замер: ослик переступает тоненькими ножками, и стало понятно, что сейчас от него зависит моя жизнь. Но ослик спокойно прошел по этому бревну, как по широкой дороге, и мы оказались на той стороне. К чему я это говорю? К тому, что Ангел-хранитель был и над осликом, и надо мной. А ведь в каком-то смысле жизнь — тоже как бревно над пропастью. Всякое может быть, всякие обстоятельства могут сбросить человека с этого бревна. И дай Бог, чтобы Ангел-хранитель всегда был с вами и сохранял от всего, что могло бы привести к беде. Помогай вам Бог!» Храмовый комплекс преподобного Серафима Саровского состоит из главного храма преподобного Серафима Саровского, церкви в честь иконы Божией Матери «Умиление», Центра духовного и творческого развития с возможностью инклюзивного обучения «Перемена». Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» был построен меньше чем за один год. Освящение состоялось 27 ноября 1999 года, 28 ноября была отслужена первая Божественная литургия. Освящение храма и первые службы совершил митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.

http://patriarchia.ru/db/text/6028599.ht...

Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона. По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница - 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 - ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 - ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 - ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 - ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 - ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 - ?), Л. Козлова (1878 - ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 - ?), П. А. Головина (1890 - ?), М. Г. Богданова (1896 - ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 - ?) и др. Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц - в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=10526

Прошло два столетия после кончины Никейского пришельца, как иноки Иверской обители, однажды вечером, увидали на море пламенный столп, касавшийся вершиной своей неба. В ужас и удивление впали они, когда увидали это чудесное явление, которое повторялось несколько дней и ночей. Тогда из всех окрестных обителей иноки собрались на берег морской и увидели огненный столб, стоявший над иконою Божией Матери; но чем ближе подходили они к морю, тем более икона удалялась от них. Тогда все собрались в храм и со слезами молили Бога, чтобы Он даровал им сие неоценённое сокровище – святую икону Пречистой Его Матери. Господь услышал их молитву. В то время в Иверской обители был старец Гавриил, родом грузинец; он отличался строгой жизнью и кротостью нрава. Ему явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом: «возвести настоятелю и братии», сказала ему Матерь Божия, «что Я хочу даровать им икону Мою в помощь и покров, поди в море и ступай с верой по волнам морским». Старец, пробудившись от сна, впал в ужас от такого видения и немедленно объявил о сем настоятелю и братии. Тогда все иноки Иверской обители с пением и молитвословием вышли на берег морской и старец Гавриил вошёл в море, и к удивлению всех, чудесным образом, пошёл по водам, как по суше, и принял святую икону Божией Матери, стоящую на волнах морских. Как только принесена была на берег чудотворная икона, иноки три дня и три ночи совершали пред ней усердные молитвы и все были проникнуты глубоким чувством умиления к сему видимому покровительству Божией Матери. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре. На следующий день, пред заутреней, инок, зажигавший в храме лампады, не нашёл в нём новоявленной чудотворной иконы. После тщетного искания, иноки нашли её над вратами монастырскими. Такое перемещение чудотворной иконы повторялось нисколько раз. Наконец, Пресвятая Богородица снова явилась тому же старцу Гавриилу и сказала ему: «объяви настоятелю и братии, что Я хочу быть вашей хранительницей, как в настоящей жизни, так и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Братия, услышавши от старца Гавриила о таком чудном видении, построили над вратами обители храм во имя Пресвятой Богородицы и в нём поставили Её чудотворную икону. С этого времени она пребывает доселе на этом месте, потому и называется Портаитиссой или Вратарницей, а по имени обители – иконой Иверской. Эта чудотворная икона Божией Матери почитается самым драгоценным сокровищем не только Иверской обители, но и всей Афонской горы, которая покровительством Божией Матери всегда была спасаема и сохраняема от бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Откуда-то из гор все дальше и дальше уходят от притеснений языческих и мусульманских соседей потомки древних обитателей аула Марьямка в Кураттинском округе. В их колеснице стоит икона Богоматери. На ночлег они остановились в находящейся на их пути новосооруженной крепости Моздока. Ночью колесницу озаряет небесный свет, а на утро волы, впряженные в колесницу не могут совершить ни одного движения, несмотря на то, что были усердно стегаемы кнутами. " Видевше люди града Моздока Икону Твою, богомати, от места их не двигшуюся со умилением разумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою " . Со всей округи сошелся народ со своим епископом Гаем, совершив молебствие, приняли Икону и утсановили ее в часовне, а в 1797г. икона была перенесена в отсроенный для нее специально собор, ставший тогда же и кафедральным. Но уже через два года указом Св.Синода епархия была упразднена... Были зафиксированы и чудеса от этой иконы Богородицы: Армянская девушка Шогокана почуствовала сильную боль в глазах; очи ее покрыли два бельма, которые лишили ее зрения. Она пришла в Успенскую церковь, в которой стоял образ Богородицы, и приложившись к иконе, помазала пылью веки и отерла их покрывавшей икону пеленой. И тотчас стала видеть, - сначала как в тумане, а потом яснее и яснее и чрез какое-то время ни от одного бельма не осталось и следа. И по сей день можно увидеть множество паломников в Моздоке на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы - два дня, когда положено праздновать и память Моздокской Иконы Богородицы. Но нужно помнить, что и тот Великий дар, который мы ныне имеем - не есть та икона, о которой идет речь, а лишь список с нее. Оригинал утерян после революции 1917 года. Монах Феогност (Пушков) 24 / 05 / 2002 Смотри также: Встреча с Православием: Чудотворная Иверская Монреальская икона Божией Матери Заступница Усердная и Ее чудотворные иконы Икона Божией Матери " Курская-Коренная " Московские чудеса от украинской иконы Икона Божией Матери " Всех скорбящих радость " Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская " (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь) Явления и чудеса Пресвятой Богородицы: Часть 1.    Часть 2.    Часть 3.    Часть 4. Великая Аланская митрополия и наскальный образ Христа

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/mo...

Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня. Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям. 6 июня Пименовская икона Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление. 8 июня Урюпинская икона Богоматери Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Освящение нового каменного Софийского храма (в честь Софьи Андреевны - матери Ивана Малиновского) состоялось в 1832 году. Храм этот был одним из самых красивых в Харьковской губернии, как по самой постройке, так и по богатству украшений внутри него. Белоснежный и величавый храм имел пять ярко-синих куполов, в одном из которых находилась колокольня. В храме было три престола, главный - во имя Софии Премудрости Божией. В храме находились иконы Софии Премудрости Божией и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на Царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила - все работы знаменитого художника А.Г. Венецианова. Иконы его работы находились и на южных и северных дверях с изображением Праведных Симеона и Пророка Моисея, а также Василия юродивого и Мученицы Софии в южном приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, последние четыре - выполнены на медных досках. Южный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы был окончен в 1837 году и освящен по указу Архиепископа Мелетия 6 мая 1837 года. По своему богатству он не уступал двум остальным. Алтарная часть и сам придел освещались четырьмя окнами. Двери, ведущие в придел (северные и южные) были цельными из чистой меди. На первых маслом написано Сретенье Господа праведным Симеоном, а на вторых пророк Моисей несущий скрижали закона с горы Синай. Между южными и северными дверьми имелся «коридор» из шести пилястров, поддерживающих богато убранные резной работы и позолоченные с арабеском фриз и карниз. Выше карниза, над большими вратами имелась арка с резьбой и позолотой, а над аркой образ Божьей Матери в Умиление, окруженной Херувимами в облаках и сиянии. Престол был изготовлен из чистого липового дерева. На нём находились серебренная гробница, кипарисовый, покрытый серебром крест и Евангелие оправленное в малиновый бархат и серебром с изображением Воскресения Христова и четырех Евангелистов (1748 года Московской печати). Горное место украшали иконы Спасителя и Божьей Матери в позолоченных рамах. В углу алтаря находился жертвенник гладкой столярной работы с иконой Успения Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Деисусный ряд его, кроме большого образа Спасителя, включал еще девятнадцать икон. В первом ярусе находились иконы, написанные на золоте, это являлось большой редкостью для того времени. На золоте была написана храмовая икона, две иконы Богородицы, праведного Иакова в житии. Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и свт. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. праведного Иакова на средства, пожертвованные боровичанами, была построена надвратная деревянная церковь во имя святого. Святые ворота (главный вход в монастырь), расположенные в западной части монастыря, выходили к р. Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т. к. вода сильно подмывала в этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда были видны боровичские соборы. Монастырский ансамбль дополняла колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Монастырских храмов насчитывалось пять: соборный — в честь Святого Духа, второй — в честь иконы Божией Матери Иверской, третий — во имя праведного Иакова, а за монастырской оградой — храм в честь иконы Божией Матери Умиление и храм во имя святой великомученицы Параскевы. Каменную соборную церковь в честь Святого Духа построили в 1676г. на месте двух древних деревянных церквей. Вероятно, она была первой каменной постройкой в Боровичах, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола, имел еще два придела: с северной стороны — Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной — в честь пророка Божия Илии, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01908

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010