426 Из этого III отдела имеют еще значение постановления, касающиеся средних учебных заведений и карловацкой богословии, постановления же о народных школах заменены новым «уредом за српске народне школе», изданным на основании императорских указов 6 апреля и 2 июля 1872 г. вместе с деклараторием впредь до одобрения нового руководства, выработанного собором 1879 года. От того же числа, когда были изданы эти два устава: о епархиях и советах: митрополичьем церковном и народно-школьном, был издан «изборниред за српски народни црквеви сабор» (порядок избрания сербского народного церковного собора) и обнародован на 25 заседании сербско-народнаго церковного собора, 13 июля 1871 г. В извлечении в Arthiv für Kirchenrecht. 43, 288–293. 428 lb. 8. 282–286. – Упомянутым выше (прим. 7 этого §) постановлением о сербских народных школах этот епархиальный устав несколько изменен и дополнен, а именно: XXXI его ст., которая говорит о составе епархиального школьного совета, не упоминая о том, кто должен быть председателем этого совета (председатель должен был быть выборным, что правительству было не угодно), дополнена постановлением, содержащимся в § 122 школьного устава, по которому председателями епархиальных школьных советов назначались епископы, а в архиепископии – архиепископ. XXXII ст. устава, которая говорит, что референта начальных и главных школ выбирает собор, а остальных членов собора епархиальная скупщина, была заменена сначала § 130 школьного устава, по которому епархиального школьного референта выбирает тоже собор, но представляет избирательный акт на утверждение правительству, а затем снова заменена § 20 соборного устройства 1875 года, по которому выбор главного школьного референта, равно как и епархиальных школьных референтов должен представляться на утверждение королю. Наконец, XXXIII ст. устава, о круге действий епархиальных школьных советов, оставлена без действия, вследствие § 124 школьного устава, в котором весь круг действий изложен в полном виде. В этом уставе есть и одно противоречие между XXIX и XXXIV статьями, касательно проставления нотариуса епархиального административного совета, ибо по первой статье нотариус избирается этим же советом, а по другой (XXXIV) предписывается епархиальной скупщине выбирать нотариуса для заведывания делами и в административном совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

На другой день, пред литургией, после обычного водоосвящения, совершено было мною, по церковному чиноположению, освящение храма и затем божественная литургия, при окончании коей произнесено было мною приличное торжеству слово о значении христианского храма 710 . При торжественном совершении обряда освящения храма и за литургией присутствовали Начальник губернии, Губернский Предводитель Дворянства и прочие городские власти. Из Московских благотворителей были И.С. Камынин, С.П. Оконнишников и Н.А. Молодцов. По окончании литургии в моих архиерейских покоях приготовлен был на значительное число лиц приличный завтрак, а в 5-ть часов здесь же сервирован был обеденный стол, к которому были приглашены Начальник губернии и многие другие почетнейшие лица. За столом после обычных тостов за здравие Государя Импе- —636— 1872 г. ратора и проч., возглашен был тост за здравие г. Министра Внутренних Дел А.Е. Тимашева, как ближайшего исполнителя Высочайшей воли о возобновлении и благоукрашении новоосвященного Собора, и вслед затем отправлена была к Его Высокопревосходительству, за моею и П.Я. Ростовцова подписью, благодарственная телеграмма, на которую тем и другим из нас получены были от г. Министра ответные телеграммы с выражением признательности. Более подробное и обстоятельное описание настоящего торжества заключается в напечатанной, по моему распоряжению, брошюре, под заглавием: «Торжество освящения Кафедрального Николаевского Собора, в г. Витебске. Витебск, 1873 г. 711 ». На другой день после освящения собора, 27-го числа, получено было мною из Москвы от Преосвященного Леонида письмо от 25-го числа: «Вседушевно поздравляю Вас с торжеством церкви древле-православного Витебска; духом Вам соприсутствую; исполняюсь преизбытком Вашей духовной радости; искренно сожалею, что не могу, по приглашению Вашему, быть у Вас сослужебником и гостем в этот благознаменательный день праздника Вашего града стольного и сердца Вашего Архипастырского. Чтобы кто-либо из епископов Московских был в этот день в Витебске, который со всей страной тянул некогда к Московскому Митрополичьему престолу, – это желание я понимаю. Вы знаете, как я сознаю необходимость живого между епископами общения для оживления церковно-народного быта; но это возможно было бы только при полуофициальном сношении Вашем со Владыкой Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но как бы для того, чтобы отклонить раз навсегда возможность такого пред положения, Римской епископ продолжает: „Поэтому мы приказали пресвитеру Максиму занять свое место. Прочих также приняли огромным большинством народного мнения“. (Киприан. Русск. пер. ІІ, 205, 206). Здесь встречаем указываемый Афанасием канонической состав собора т. е. „собравшийся народ и епископов“ или „апостолов“ (в лице их преемников), пресвитеров и братьев и сообразно составу апостольского собора. По делу о принятии падших римские клирики пишут Киприану, „В столь важном деле мы согласны с тем, что и ты утверждаешь, т. е. что прежде нужно дождаться мира Церкви (т. е. прекращения гонений), а потом уже, составив общий совет с епископами, пресвитерами, диаконами, исповедниками и твердыми в вере мирянами, рассудить о деле падших; ибо нам представляется весьма ненавистным и тяжким, что немногие рассматривают учиненное по-видимому многими, и что один произносит приговор, когда столь важное преступление учинено, как показывает дело, при участии многих. Да не может быть твердым, то определение, о котором будет известно, что не было на него согласия большинства... Лекарство не должно быть слабее раны; врачевание должно соответствовать бедственному положению. Падшие потому и пали, что по слепому безрассудству были слишком неосторожны. Посему те, кои стараются привести все в порядок, должны быть всячески осторожны в совещаниях, чтобы потом все не признали чего-либо не действительным, когда оно будет сделано не так, как должно. (Творения Киприана 1, стр. 221). Так пишут римские пресвитеры и диаконы в период вдовствования римской церкви. Но Киприан, которому пишут они, одобряет их мысль, приводить ее в подлинных выражениях, хотя и сокращенно, в ответном своем послании. Мы уже видели, что не иначе смотрел и избранный предстоятелем вдовствующей церкви Корнелий. До нас сохранились акты Карфагенского при Киприане собора de haeroticis boptizandis, начинающиеся словами: Когда в Карфаген в Сентябрьские Календы собрались во едино весьма многие епископы (87) из провинции Африки, Нумидии, Мавритании, с пресвитерами и диаконами, в присутствии также наибольшей части народа и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместе с тем, когда стало известно об убийстве царской семьи, Титлинов выступил на Соборе с критикой этого деяния советской власти, с которой ему вскоре пришлось очень тесно сотрудничать в рамках обновленческого раскола. Тогда же, 6/19 июля 1918 г., на третьем частном совещании членов Собора Титлинов заявил буквально следующее: «Преступление налицо, и на него нельзя не отозваться не только Собору, но и каждому человеку. Но мало отслу- жить по убиенному бывшему государю панихиду или даже, как некоторые предлагают, 40 панихид. Нравственное достоинство Собора обязывает его к тому, чтобы заклеймить это преступление и соответствующим словом. Долг Собора пред лицом русского народа и пред лицом всего мира возвысить голос против этого акта неслыханной жестокости» . После вынужденного закрытия СПбДА в декабре 1918 г. Титлинов какое-то время преподавал на кафедре истории религии историко-филологического факультета Петроградского университета, затем в Вологодском пролетарском университете и в Вологодском институте народного образования. С 1924 г. Титлинов уже профессор, позже проректор и ректор обновленческого Высшего богословского института в Ленинграде . Одновременно с этим в 1926–1928 гг. Титлинов работал помощником библиотекаря Русского отделения Публичной библиотеки. Сложно оценивать церковно-общественную и научно-исследовательскую деятельность Титлинова. К сожалению, серьезных исследований этой темы в настоящее время еще нет. Поэтому ограничимся весьма любопытным и примечательным свидетельством из монографии А. Краснова-Левитина и В. Шаврова, где о Титлинове говорится следующее: «Крупный эрудит в области церковной истории, человек острого, скептического ума и холодного темперамента, колкий и надменный, он представлял собой тип светского человека, случайно, помимо воли, благодаря происхождению и образованию, связанного с церковью. Он не переносил варварских нравов русского духовенства, из которого вышел. В качестве панацеи от всех зол он предлагал “демократические реформы”, в силу которых и сам не верил» .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Новости 5 ноября, 2009 Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью состоялась в рамках выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью состоялась 4 ноября в конференц-зале Центрального выставочного зала «Манеж» в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». 5 ноября, 2009 Панихиду по жертвам революции 1917 года и гражданской войны 4 ноября совершил протоиерей Всеволод Чаплин 4 ноября в Знаменском храме на Шереметевом дворе была совершена панихида по жертвам революции 1917 года и гражданской войны, а также русским людям, скончавшимся на чужбине. Панихида была совершена в рамках VIII выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». 5 ноября, 2009 Торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» возглавил Святейший Патриарх Кирилл В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». 4 ноября, 2009 Святейший Патриарх Кирилл возглавил праздничное шествие, посвященное Дню народного единства Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 ноября по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади возглавил праздничное шествие, посвященное Дню народного единства. Его участники прошли от Казанского собора через Воскресенские (Иверские) ворота к Манежу. 4 ноября, 2009 Президент России принял участие в открытии памятника-часовни князю Дмитрию Пожарскому в Суздале В среду, 4 ноября, в День народного единства, состоялась церемония открытия памятника-часовни князю Дмитрию Пожарскому в городе Суздаль Владимирской области. В ней принял участие президент России Д.А. Медведев. Выступая на церемонии, Дмитрий Медведев отметил, что сегодня Россия отмечает государственный праздник — День народного единства. «Особенно этот праздник чувствуется здесь, в Суздале, на владимирской земле, ведь именно здесь было создано ополчение, именно отсюда начиналось освобождение Москвы, и именно здесь служил своему отечеству князь Дмитрий Пожарский», — заявил глава государства.

http://pravmir.ru/category/news/page/580...

Конечно, народно-церковный собор, как созываемый сравнительно редко, не может постоянно наблюдать за выполнением своих решений и заниматься делами, требующими постоянного внимания. Для избежания этого неудобства, статутами 70 годов прошлого столетия учреждались вспомогательные и подчинённые конгрессу органы, которым народно-церковный собор как бы передавал на время своего отсутствия некоторые из своих полномочий. Эти органы: соборный совет и народно-школьный совет. Соборный совет 1484 является, так сказать, исполнительным комитетом народно-церковного собора. Он состоит из 9 лиц: из председателя – митрополита, одного епископа, двух духовных и пяти светских членов. Состав членов соборного совета сменяется через каждые три года. Избрание их принадлежит народно-церковному конгрессу, пред которым они и ответственны в своей деятельности. Председательствует в соборном совете, в случае отсутствия митрополита, епископ, а подпредседатель избирается из светских членов самим советом. Собирается совет на заседания четыре раза в году, при этом, смотря по надобности, могут быть и экстренные его собрания, созываемые митрополитом или его заместителем 1485 . Народно-школьному совету принадлежат 1486 управление и наблюдение над всеми начальными и средними, а также и надзор над высшими учебными заведениями сербского народа. Он состоит из главного референта сербских школ и 6 других членов. Референт и другие его члены избираются народно-церковным конгрессом, причём для избранного в референта необходимо ещё императорское утверждение. Председательствует в школьном совете митрополит, a подпредседателя избирает сам совет. Заседания школьного совета бывают по мере надобности. В своей деятельности школьный совет ответствен пред народно-церковным собором 1487 . Другим, после народно-церковного собора, учреждением с правами высшей власти в сербской церкви является, как было замечено, архиерейский синод. Ведению его подлежат чисто духовные дела, т. е. касающиеся догматов веры, богослужения и церковной дисциплины. Кроме этого, ему принадлежат право избрания епископов и совещательный голос по некоторым церковно-правительственным делам. Архиерейский синод состоит из всех архиереев сербской церкви. При нём, кроме того, состоит императорский прокурор, участвующий в его заседаниях, за исключением тех, на которых решаются строго духовные дела, и происходит избрание епископов. Председательствует в синоде сербский-карловицкий митрополит; он же и созывает синод после получения на то согласия от императора. Созывается архиерейский синод обыкновенно однажды в году 1488 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010