Архив Пн Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 12 апреля 2005 г. 15:30 6 октября 2001 года под председательством Святейшего Патриарха Алексия II  состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. Участники заседания обратились с братским посланием к членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, назначенного на 23 октября 2001 года. Всечестные архипастыри и пастыри участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1:2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10: 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://patriarchia.ru/db/text/4896310.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (6 октября 2001 г.) Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал... брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429496/

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Комментируя документ, представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «С одной стороны, в нем нет ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано. Он еще раз объясняет и дает христианскую оценку политико-правовой системы. С другой стороны, он отличается глубокой богословской формой».   Действительно, «Основы» в изобилии снабжены цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, касающимися греха и свободы. Именно грех, по мнению Церкви, разрушает подлинную свободу. Соответственно законы должны быть направлены на защиту нравственности. А в качестве нарушителей прав человека могут выступать художники, писатели и журналисты, прочие деятели, оскорбляющие религиозные святыни и попирающие традиционную мораль.   В этом просматривается принципиальное расхождение между православным подходом к борьбе за соблюдение прав человека и либеральным. Либералы рассматривают в качестве нарушителя прав человека исключительно государство. Православные к власти относятся иначе. В «Основах» об этом сказано так: «В истории народов, окормляемых Русской православной церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества властии общества». И хотя один из принципов правозащитной деятельности Церкви сформулирован как «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью»,его не стали подкреплять ссылками на Библию. А там о произволе властей говорил и Екклезиаст: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». И пророк Исайя: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

http://pravmir.ru/cerkov-rastolkovala-ch...

Закрыть Правда Православия и ложь «христианских» либералов Священная война России на Украине 22.04.2024 286 Время на чтение 20 минут В последнее время со стороны либерального интернационала поднялась волна даже не критики, а истерики по поводу всё более ясного исповедания со стороны Русской Православной Церкви ведущейся на Украине СВО как священной войны русского народа. Особый импульс данная истеричная критика приобрела после обнародования Наказа XXV Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) «Настоящее и будущее Русского мира», утвержденного на внеочередном соборном съезде Собора, состоявшемся 27 марта 2024 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В нем, в частности, было утверждено, что «с духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию “Удерживающего”, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада». Забегая вперед, скажем, что эта формулировка является безупречной в плане как отражения нравственно-исторической правды, так и соответствия каноническому Православию – библейско-апостольско-святоотеческому вероучению. Поскольку председателем ВРНС является Патриарх Московский, который председательствовал и на указанном съезде, то данную чеканную формулу (как и в целом весьма содержательный богословско-политический Наказ) автоматически приписали его личному авторству и повесили на нее ярлык «ереси» – то есть, мнения, суждения, учения, который противоречит учению Христа, Христовой Церкви. Причем эту «ересь» связали (вполне справедливо) с учением о Русском мире, за которое, в свою очередь, тем же самым либеральным интернационалом (с которым практически слился воедино стремительно набирающий силу интернациональный нацизм) уже давно подвергается нападкам Русская Церковь и составляющая ее ядро православно-консервативная общественность. Вначале следует дать более чёткие очертания указанного либерального интернационала. Несомненно, наиболее яростным ненавистником учения о Священной войне и о неразрывно связанных с ним учениях о Русском мире, о Святой Руси, об Удерживающем (Катехоне), о соединяющем их учении о Третьем Риме, является тот самый субъект, от которого, собственно, Удерживающий и удерживает. Что это за субъект?! «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес.2:7-10).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/pr...

Церковь открыта ко всем людям, и особенно к молодым, к тем, кто только делает первые самостоятельные шаги, которые могут определить все направление их дальнейшей жизни. Хотя молодые по-другому одеваются, по-другому говорят, слушают другую музыку, и люди старшего поколения нередко их не понимают, — мы знаем, что наша молодежь в большинстве своем сохраняет стремление к чистоте и добру. Важно ободрить юношей и девушек, сказать им: не бойтесь быть чистыми, честными и добрыми, не бойтесь быть идеалистами! Не бойтесь держаться правды! Молодость — время поиска. Поиска своего места в обществе, спутника жизни, друзей, соработников. И в этом поиске всегда оправдывает себя честное поведение. Не стоит ради материальных благ, ради славы или комфорта изменять себе, заглушать голос совести, марать грязью душу. Спаситель говорит: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10)». Порок, стремление к незаконному обогащению или к нездоровым удовольствиям могут казаться привлекательными — но в итоге всегда оставляют человека обманутым, опустошенным и ограбленным. Доверие Господу, хранение Его заповедей ведет к достойной жизни на земле и к блаженству в вечности. Древняя Псалтирь, обращаясь к молодому человеку, отвечает на очень важный для него вопрос: «Как юноше содержать себя в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (ср. Пс. 118:9). Именно такой путь ведет к полноценной и радостной жизни. Не случайно, обращаясь к Богу, Псалмопевец говорит: «Ты укажи мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (ср. Пс. 15:11). Не секрет, что человек, даже молодой, может чувствовать себя беспомощным, одиноким и никому не нужным. Это свидетельствует о нездоровье общества. Конечно же, государство и старшие поколения должны помогать молодым людям обрести жизненное призвание, найти и осуществить свое дело. Но судьба каждого человека зависит, прежде всего, от него самого. Вот почему молодые люди призваны становиться лучшими в экономике, политике, творчестве, других сферах народного бытия. Идеи и дела современной молодежи должны быть настолько убедительными, чтобы и власть, и общество смогли твердо опираться на молодое поколение в самых смелых замыслах и проектах.

http://patriarchia.ru/db/text/650715.htm...

Много обид терпела провинция от Москвы (терпит и сейчас, как это не прискорбно), и когда рушили только этот город, многие оставались к этому равнодушными и держались в стороне, но когда рука оккупантов занеслась над христианскими святынями, тут-то и восстал весь люд русский. Об этом и говорил отец Савва в своей речи: " Не утвердимся ль мы в соединении и не станем ли до смерти стояти за веру христианскую и за святую церковь Успения и за многоцелебные мощи московских чудотворцев? " . А уж после этой речи и вступил Минин со своим пламенным призывом " дворы продавать, жен и детей закладывать - и бить челом, - кто бы вступился за истинную православную веру " . Так что не столько страну, сколько веру свою спасали нижегородцы, а затем и всероссийское народное ополчение. В этом и состоит феномен этого движения. - В чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается? - Много можно говорить на эту тему, но как священник я могу сказать, что истинное, настоящее, непреходящее и вечное единство мы можем обрести лишь во Иисусе Христе, когда уже " нет ни эллина, ни иудея, ни скифа " , как писал апостол Павел. Вспомните последнюю молитву Господа Иисуса Христа: " Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин. 17. 21-23). Едиными с Ним мы становимся в Церкви, в таинстве Евхаристии. Эту мысль лучше всего выразил приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин): " Церковь Божия объединяет всех верующих таинственным общением и единством жизни во Христе. Объединяет в одно тело вкушающих от Хлеба, Иже есть Христос, от первого до последнего, объединяет и великого, и сильного, и немощного, и слабого, святого и грешного - всех объединяет Церковь, восполняет недостатки немощных и слабых своей святыней и святостью молитв тех, кто сумел во всей полноте отдаться Богу " ( " Слово в неделю святых отцов Седьмого Вселенского Собора " ). Мне кажется, что лучше и не сказать.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/01/...

Аккумулятором и тяжким «венцом» многих безобразных явлений не только в разговорной речи, но и всей жизни человека стало сквернословие или нецензурная брань, являющиеся наследием темного языческого прошлого. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: ««Есть речь, облеченная смертью… Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова. …Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится» (23.14-19). Несколько лет назад на страницах одного православного календаря я прочитал: «Сквернословие как массовое явление присуще нашему времени - периоду умножившегося нас­тупления сил тьмы на души людей. Матерная брань - это открытое проявление ада в человеке. С незапамятных времён матерщина в русском на­роде называется сквернословием. Словарь В.И. Даля - результат глубокого исследования живого народного русского языка, - даёт нам та­кое определение этого слова: «Скверна - мер­зость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотреб­ство, разврат, нравственное растление; всё бого­противное». Вот куда мы погрузились, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Грех скверно­словия был осуждён и на специальных церковных соборах, например, правило 71 Карфагенского Собора гласит: «Непотребными словами оскорб­ляют честь матерей семейств и целомудрие дру­гих. Употребляющий нецензурные слова человек, прежде всего, бесславит матерей, хамски ругается над богоустановленными законами рождения, забы­вая, что и сам рождён и воспитан матерью». Речь человека прямо отражает его внутреннее состояние: богатство или нищету его души, верность или извращенность чувств и мыслей, правильное или ложное мировосприятие. Об этом ясно сказано в Священном Писании: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6.45). Брань человека нам откровенно демонстрирует – какая грязь находится у него в душе! «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7.21-23). В сердце сквернослова – зло, мрак и невежество. Бедное сердце – и уста бедные.

http://radonezh.ru/analytics/est-rech-ob...

Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и через оное врачуем будет от того, в чем преткнулся " . Решения же Соборов Поместных Православных Церквей, созывавшихся после Вселенских Соборов, могли бы быть изменены только равнозначными Поместными Соборами. Как осуществляется выработка соборного решения? Проекты соборных решений, сама их необходимость и польза предварительно обсуждаются между совершенно равноправными участниками Собора, когда каждый может свободно высказать свое соображение. И оно в обязательном порядке рассматривается Собором, сколь бы " низкое " положение по отношению к другим Пастырям ни занимал высказывающийся. Протоколы этих высказываний назывались соборными деяниями или актами, они свидетельствовали, что решение принималось не силою чьего-либо авторитета, но свободным обсуждением, в результате которого соборяне пришли к согласию. Соборные решения, предназначенные для неукоснительного исполнения в Поместной Церкви, признавались принятыми при единодушии соборян, а не " демократическим " большинством, при наличии несогласного меньшинства. В расчет не принимались только мнения ересиархов, если Собор собирался по поводу их осуждения, то есть исполнял функцию Церковного суда, а эти пастыри выступали там в качестве обвиняемых. Церковный Собор есть выражение исключительного единогласия, единодушия и единомыслия. О необходимом единодушии и общем согласии на церковных собраниях, в свидетельствовании истины и при решении церковных вопросов неоднократно свидетельствует Священное Писание. Единство Ветхозаветной Церкви явлено нам в народном Соборе возле Синайской горы: И пришел Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно , говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу (Исх. 19, 7-8). Израильтяне были единодушны , чтобы воцарить Давида (1 Пар. 12, 38). Древние подлинные Божии Пророки предрекали единогласно (3 Цар. 22, 13; 2 Пар. 18, 12), а не противоречили между собой в своих поучениях и предсказаниях. По Вознесении Господа Иисуса Христа ещё до сошествия Святаго Духа при избрании двенадцатого Апостола вместо отпавшего Иуды Искариота все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении...И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двих одного, котораго Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от катораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1, 14, 23-26).

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

К гадалке вместо врача Тут в лучшем случае упущено время, в худшем – нанесен непоправимый вред. Но у меня больше было проблем не с откровенными знахарями, а с «народной медициной». Когда ребенка, который умирает от рака, поют водкой, смешанной с растительным маслом, от которой его рвет – это ужасно. Даже если человек неизлечимо болен, и медицина ничего не может предложить, знахарство может принести вред в виде необоснованных надежд. Человек упускает время, которого не так много осталось, в которое можно было бы переживать стадии утраты и к моменту смерти быть более подготовленным. Как не допустить пациента до гадалок или «все равно умирать»? Ответственность врача, думаю, достаточно велика. Есть способы внушить доверие и не потерять пациента. В 21 веке мы уже не имеет права говорить «все равно умирать», потому что есть паллиативная помощь и есть способы влиять на качество смерти. Один из важных путей к более хорошей смерти – своевременное принятие ее. Надо постараться, чтобы у человека было время на то, чтобы подготовиться. А когда его близкие возят по гадалкам и знахарям, каждый их которых обещает чудесное исцеление, то человек может застрять на стадии отрицания или торга. И тогда ему трудно помочь – он может, например, отказываться от обезболивания или от помощи хосписа – и уменьшаются шансы на «хорошую» смерть. Мнение Церкви Категорически отрицательное отношение Церкви к гадателям и знахарям имеет глубокие корни и опирается на ветхозаветную традицию и соборные правила. Ветхий Завет содержит прямой запрет на обращение к гадалкам: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт. 18:10-13). В соборных постановлениях запреты, касающиеся гадателей, ворожей и чародеев, также однозначны. Церковь категорически запрещает гадания. Текст 61 правила VI Вселенского собора с толкованиями епископа Никодима (Милоша) выглядит так:

http://pravmir.ru/tsyiganka-gadala-za-ru...

Молитва веры одолела вражью силу, бежали нечестивые. С великим торжеством возвращался благоверный князь в Великий Новгород, воспевая Богу благодарственный псалом: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошение уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословение навеки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». (Псалом 20-й, благодарственная песнь Богу за дарованную царю Давиду победу.) И прославлено было имя Александра во всех странах до моря Понтийского и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского и до Рима. С тех пор народное прозвание «Невский» соединилось с именем великого князя. А благодарная церковь запечатлила его этим именем в своих скрижалях. В то время умножился народ литовский, и начали они тревожить область Александрову. Он же стал их избивать. Случилось ему однажды выехать на них, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей и воевод, одних побил, других забрал в плен. Слуги же его привязали насильников к хвостам коней своих. И стали они бояться имени его. (...) Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь славный и храбрый, и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от двенадцати моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаем ученья их о Законе Божьем». Князь ж е Александр подумал с мудрецами своими и так ему ответил: «От Адама до потопа и до разделений народов и до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царства Соломона до Августа и до Рождества Христова, до распятия и воскрешения, от воскрешения и восшествия на небо до Константина-царя, от первого собора до седьмого обо всем этом я хорошо знаю». И добавил: «Учения Вашего мы не примем». Они же возвратились восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010