Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XII Всемирном русском народном соборе 20 февраля 2008 г. 13:12 Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил на открытии XII Всемирного русского народного собора: Собора детей и молодежи «Будущие поколения — национальное достояние России» . Ваше Святейшество! Дорогие братья и сестры! Сегодня на рассмотрение XII Всемирного Русского Народного Собора вынесена исключительно важная тема. Три дня будет длиться разговор между молодыми людьми и представителями старшего поколения о том, как молодому человеку строить свой жизненный путь. Молодость — пора кипучей энергии и больших скоростей. Думаю, именно поэтому молодой человек ощущает, что современный мир высоких технологий и быстрых темпов — это его стихия. На мой взгляд, не случайно именно в молодости человек обладает огромной жизненной энергией. В юные годы происходит активное созидание личности — ее самоопределение и развитие. В масштабах всего общества молодые люди являются энергетическим ресурсом, за счет которого оно развивается. Поэтому для общества молодежь — это бесценное достояние. Однако в повседневной жизни находится немало желающих воспользоваться гиперэнергией молодости в недобрых целях. Такое отношение больнее всего ранит юные души. В разные исторические периоды находились силы, стремившиеся подчинить волю и ум молодых, сбить их с верного пути, заставить их служить ложным целям. В наше время особенно часто приходится встречать утилитарное отношение к молодому поколению, когда в нем видят не цель, а средство. Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать людьми стало особенно легко. Сила влияния, исходящая от телевидения, интернета, безбрежного моря аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку — и молодому, и взрослому — стало непросто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязаны извне. Как разобраться в том, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо, для чего стоит жить и ради чего стоит умирать? Очень важно, чтобы молодой человек твердо знал ответы на эти базовые вопросы. А на них можно ответить, только зная Истину. К сожалению, сегодня многие, в том числе и молодые люди, ищут не Истину, а оправдания своих мыслей, желаний и поступков. Часто человек находится в плену безграничного доверия самому себе. Однако опыт показывает, что такое безграничное «само-доверие» нередко заканчивается трагедиями и разбитыми жизнями.

http://patriarchia.ru/db/text/366197.htm...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Россия и православный мир. 3-5 февраля 2004 года Соборное слово VIII Всемирного Русского Народного Собора Мы, участники VIII Всемирного Русского Народного Собора, объединившего иерархов, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, братских наблюдателей от других Поместных Православных Церквей, представителей органов власти, мира науки и культуры, общественных объединений - всего более 500 человек -обращаемся ко всем народам православной традиции. Происходящие в мире непростые процессы подвигают нас задуматься о месте в нем России, других стран православной традиции. Вот почему мы избрали для нынешнего Собора тему " Россия и Православный Мир " . Многовековая история восточнохристианской цивилизации показывает, что жизнь государства и народа может успешно строиться на основе духовных ценностей Православия: веры Христовой, жертвенности, самоограничения, соборности, приоритета духовного над материальным, верности евангельскому идеалу в повседневной жизни, рачительности и разумности в хозяйствовании. Эти ценности должны быть вновь осмыслены и осуществлены нами. Православные народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. Помимо этого, сейчас их объединяют проблемы, остро требующие разрешения. Это поиск должного места в международных отношениях, необходимость сохранить свою национальную и культурную самобытность, построить гармоничное общество и процветающую экономику. Нам нужно вместе дать достойный ответ на вызов секуляризации, на попытки построить однополярный мир, основанный на господстве лишь одной из цивилизационных моделей. Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической и экономической сферах - не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне.

http://mospat.ru/archive/86458-rossiya-i...

На конференции выступили с докладами известные церковные и общественные деятели: академик РАЕН д.ф.-м.н. Г.Н.Фурсей, д.п.н. профессор СПбГУ В.Е.Семенов, доцент СПбГУ к.ф.н. диакон Владимир Василик, руководитель Санкт-Петербургского отделения «Народного Собора» А.А.Артюх, руководитель ОД «Русское Собрание» А.Д.Степанов, духовник Собора православной интеллигенции, член Союза писателей России иерей Алексий Мороз, глава «Народного Собора» Украины , эксперт Российского института стратегических исследований И.М.Друзь и др., а также эксперты, предложившие конкретные методики замещения опасных тенденций и пакеты законодательных инициатив. В частности, представитель Координационного совета патриотических сил Петербурга А.Б.Цыганов озвучил пакет предложений по национализации основных федеральных телеканалов, ужесточению ответственности СМИ, получающих прямое или косвенное западное финансирование, запрету допуска к федеральному эфиру определенных категорий журналистов и редакторов, а также введению нравственной цензуры в СМИ через механизмы аттестации и аккредитации. Также на конференции прозвучали интересные предложения по противодействию внедрению ювенальной юстиции (в том числе с помощью признания иностранными агентами и изгнания из России учрежденных западными фондами т.н. «социально-ориентированных» НКО), реформе образования и русского языка, противодействию коммерциализации образования, здравоохранения, ужесточении контроля за деятельностью сект и др. По словам выступавшего на конференции представителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Андрея Новикова, охрана нравственных устоев не менее важна для государственности, чем оборонная промышленность и развитая экономика. Об этом же говорил И.М.Друзь, показавший на примере Украины, к чему приводит уход государства из гуманитарной сферы и передача ее под управление иностранным фондам и олигархам. В России, по оценке экспертов конференции, положение дел в сфере нравственности не намного лучше — хотя в последнее время и стали появляться такие документы, как Военная доктрина, относящая к числу основных военных угроз «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества», Закон о защите детей от вредной информации и др. Но для реального противодействия уничтожению нравственных устоев общества нужны усилия всего общества и заинтересованность власти. В Петербурге такая заинтересованность есть – об этом говорит сам факт вчерашней конференции, состоявшейся при поддержке комитета по делам молодежи местной администрации. По словам А.А.Артюха, губернатор Петербурга Г.С.Полтавченко очень заинтересовался Нравственной хартией и даже предложил создать на ее базе региональный закон, «Нравственный кодекс петербуржца».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/09/be...

Руководитель Московской татарской православно-христианской общины Динара Бухарова. Глава отдела Института стран СНГ по взаимодействию с Русской Православной Церковью Кирилл Фролов      Глава православной татарской общины Динара Бухарова поблагодарила руководство Всемирного Русского Народного Собора за предоставленную возможность проведения уникальной Татарской секции в рамках Собора. Ее доклад «Татары – строители государства Российского и необходимые участники евразийского интеграционного процесса» еще раз напомнил присутствующим о глубоких корнях Православной веры в истории татарского народа. Татары – один из двух государствообразующих народов России, и для татар Россия – это продолжение татарской империи, ордынской империи, которую они строили и продолжают строить. Это ярко продемонстрировали события 1612 года, когда, по имеющимся данным, гражданин Минин, православный татарин, и князь Пожарский, имеющий татарское происхождение, подняли ополчение, в котором приняло участие огромное количество татар, и совместно с представителями других народов освободили Москву от иностранных интервентов. Главный редактор «Руси Триединой» Сергей Моисеев описал историю крещеной ордынской элиты. Глава отдела исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев рассказал о националистических и сепаратистских настроениях казанской элиты. На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады о взаимоотношениях православных татар и татар мусульман. Важный доклад на данную тему прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид-Амир Садур. Он развеял миф о ненависти в среде татарского народа по религиозному признаку и призвал объединять усилия православных татар и татар мусульман в борьбе с секулярным обществом. Религиовед и член православной татарской общины Сергей Сидоров подчеркнул в своем докладе, что именно нахождение в Русском Мире способствует тому, что любая национальная идентичность не нивелируется, как это происходит в рамках современного американского глобального проекта. Православие также не идёт по пути большевиков, пытавшихся создать новую идентичность — «советский народ». Оно не пытается насильственно русифицировать выходцев из разных народов (что нашей Церкви зачастую приписывают её оппоненты), но позволяет быть православными, сохраняя аутентичную культуру и воцерковляя её.

http://pravoslavie.ru/117022.html

Наиболее серьезные последствия имело «Послание Мировой конференции от имени Русского Всезарубежного Церковного Собора». «Послание...» появилось в февр. 1922 г. и стало реакцией ВЦУЗ на приглашение на международную Генуэзскую конференцию по экономическому восстановлению Центр. и Вост. Европы советской делегации. «Послание...» категорически отказывало коммунистическим властям в праве считаться представителями рус. народа: «Какая же логика может признать право народного представительства за теми, кто поставил себе целью совершенно уничтожить народную культуру, т. е. прежде всего то, чем народ жил почти тысячу лет,- его религию?..» В «Послании...» выражено решительное осуждение признания международным сообществом советского правительства: «Если на Конференции или после Конференции выяснится, что большевицкая власть в России признана полноправной, то в одном государстве за другим начнутся большевицкие перевороты, которые, как это всем известно, настойчиво подготовляются интернационалом во всех народах». В заключительной части «Послания...» содержался призыв к военной помощи в борьбе рус. эмиграции с большевизмом: «Народы Европы! Народы Мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против Ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм - этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира». В «Послании...» говорилось, что оно составлено от имени Русского Всезарубежного Церковного Собора, который «единогласно уполномочил свой президиум обратиться к Мировой конференции». Во время работы Собора о буд. Генуэзской конференции еще не было известно, предложения о ее созыве появились только в янв. 1922 г. Зарубежное Церковное Собрание действительно уполномочило свой президиум составить послание «Ко всему миру», но это поручение было дано в связи с поднятым архиеп. Анастасием (Грибановским) вопросом о помощи голодающим. Такое послание было составлено, но в нем, повторяя известное воззвание патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку», говорилось исключительно о сборе средств для помощи жертвам стихийного бедствия - небывалой засухи.

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров вручил Святейшему Патриарху Алексию высшую награду республики — орден «Полярная звезда» за заслуги в духовном возрождении многонационального народа республики, вклад в укрепление дружбы, межнационального мира и согласия и ознаменование 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезными прошедшие мероприятия юбилейных празднований для дела православного свидетельства об Истине Христовой.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении в Москве VI заседания Совместной комиссии по диалогу «Ислам-Православие» (21 марта – 24 марта 2008 года) на тему «Учение о Боге и человеке в Православии и исламе». Справка: Совместная комиссия по диалогу «Ислам-Православие» создана по итогам визита в Исламскую Республику Иран в 1996 году митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей. Комиссия проводит свои заседания начиная с 1997 года. Встречи российских и иранских богословов проходят раз в два года в Москве и Тегеране. Пятая встреча комиссии прошла с 28 февраля по 4 марта 2006 года в Тегеране (Иран). Делегацию духовных деятелей Исламской Республики Иран (ИРИ) возглавлял председатель Организации культуры и исламских связей ИРИ ходжат-оль-ислам Мухаммади Араки. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Темой прошлого заседания стала «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь». ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении Соборных слушаний «Базисные духовно-нравственные ценности — основа единства семьи, общества и государства». Справка: 2 ноября 2007 года по благословению и под председательством Главы Всемирного Русского Народного Собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялись Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора в рамках проведения Церковно-общественной выставки-форума « " Православная Русь " — ко Дню народного единства». Слушания были посвящены теме «Базисные духовно-нравственные ценности — основа единства семьи, общества и государства».

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

У Ксенофонта δγμα – высочайший приказ по войскам 3 , у Городиана – определение сената 4 . Тоже в В. 3. У Даниила-царские указы 5 и законы 6 . В кн. Есеир. издание указа об истреблении евреев выражено глаголом δγματζειν 7 ; во 2 Мак. 8 народное решение об установлении праздника в память избавления от врагов. Такое употребление делает из слова, и ев. Лука, называя им указ о переписи 9 , а в кн. Деяний – императорские указы 10 . Но в слово издавна, тоже с классической древности, привходит, кроме этого, так сказать, практическая значения: закона, и чисто теоретическое значение – мысли. Этому последнему значению, когда слово было усвоено церковным языком, нужно было только выявиться, чтобы в соединении с первым значением дать ему настоящий его смысл – «узаконенной мысли». Так, уже Цицерон ссылается на употребление слова догмат о неоспоримых и несомненных философских положениях 11 . Употребление слова у Дееписателя в рассказе о том, как Павел с Тимофеем, проходя города М. Азии, «предаяше им хранити уставы, – δγματα, – сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме» 12 , где словом обозначаются, по-видимому, постановления апостольского собора в Иерусалиме, составляет переход к позднейшему христианскому смыслу слова – о постановлениях собора. Тем но менее и здесь слово имеет еще чисто практический оттенок, так как постановления апостольского собора были именно такого характера. И ап. Павел знает за словом только такой практический смысл. В выражениях: „закон заповедей ученми – ενδγμασι – упразднив“ 13 и „истребив еже на нас рукописание ученми“ 14 , он δγματα называет предписания закона Моисеева за их императивный характер. что подтверждается употреблением у него δογματζεθαι в том же несимпатичном апостолу смысле в контексте последнего места: «если вы со Христом умерли для стихий мира, для чего вы, живущие в мире, держитесь постановлений ( δογματζεσθε, слав, «стязаетеся»): не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» 15 . (В русск. перев. Библии несправедливо считается δγματα в указанных двух местах ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кто не знает неутомимых ревнителей царского самодержавия, организаторов черносотенных банд, погромов – Восторгова, Макария и даже бывшего либерала, теперь на церковном соборе открыто высказавшегося Это ведь лишь самые яркие имена, а ведь их легион! И мы же ставим их, наших открытых, заклятых врагов на почву какой-то экстерриториальности, вроде каких-то заграничных дипломатов. Между тем они пользуются этой нашей сентиментальностью вовсю, развиваю[т] под нашим же покровом самую бешеную агитацию против нас. Я считаю, что нам должно быть дано хоть право выемки документов и писем у духовных лиц, скажем, исключая Патриарха. Иначе мы затрудняем себе несказанно нашу задачу: борьбу с контрреволюцией. Аркадий Антонов. Следующее документальное упоминание фамилии Антонов относится к августу 1918 г.: «В Бюро По имеющимся в VIII Отделе Народного комиссариата юстиции сведениям, в Москве, в Лиховом переулке, в епархиальном доме происходят заседания церковного собора, который наряду с вопросами религиозного культа затрагивает вопросы политические. Ввиду полного отсутствия в советской печати каких-либо информаций относительно этого Собора, VIII Отдела Комиссариата юстиции настаивает на необходимости эти сведения иметь, а посему предлагает Бюро посылать на заседания Собора лицо, могущее информировать нашу прессу об этих черносотенных совещаниях. Заведующий Отделом [ неразборчивая Реакция руководства ВЧК был весьма оперативной: «Тов[арищу] Скрыпнику. 1) 17/VIII (послезавтра) открывается Собор Вселенский. Необходимо установить наблюдение, послать туда своего человека – интеллигентного и даже нескольких. Может быть, Антонов мог бы дать указания, как туда попасть. Он имел с попами связи. Ф. Дзержинский. 15/   Настало время задать вопрос, кто же такой Аркадий Антонов? Установить, был ли он сотрудником Отдела по борьбе с контрреволюцией ВЧК, не удалось. В немногочисленных сохранившихся до наших дней делопроизводственных документах Отдела эта фамилия не встречается. Вместе с тем известно, что летом 1918 г. в структуре ВЧК было создано подразделение, занимавшееся контролем столичных Функции заведующего отдела исполнял Аркадий Антонов (сведения от 15 ноября; 7, 13, 20, 22, 25, 26 декабря 1918 г., 3, 4, 7, 27 января 1919 В начале декабря 1918 г. в «Отделе контроля складов при ВЧК» была сформирована членами которой назначались Антонов и А. М. Трепалов, и небольшая следственная часть во главе с Э. Э.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Свою победную песнь отцы Собора кончили словами: “и не узриши зла ктому  (Соф 3:15) , и мир на тя во вечное время”. Но Православию предстояло пережить еще новый период гонения от иконоборцев. Причины воскрешения иконоборчества главным образом в том, что это движение было лишь отчасти церковным, но гораздо более политическим. Разбитое на церковной почве, оно сохраняло свою живучесть на почве политической. Болотов отмечает, что задача церковных деятелей была очень сложна. Строя свои отношения с императорами-иконоборцами, они не должны были забывать, что императоры были влиятельной политической силой. Защитники иконопочитания при неосторожности могли оказаться в непосредственном противостоянии живому благоговению перед императорами со стороны простого народа. Они должны были решить, насколько византийский народ привязан к своим императорам. А привязанность эта была весьма сильной. И особенно в народной памяти были популярны императоры-иконоборцы, чьи славные правления воспринимались как золотой век. Особенно это было актуально на фоне неудач нынешних правителей. Более того, восстановление иконопочитания, по всей видимости, большинством было понято и принято не как торжество только Православия, но и как политическая реставрация, как возвращение порядков до 716 г. Они стали влиятельной политической партией или, вернее, низвели себя до ее уровня. Но коли так, то и положение этой партии было не абсолютно прочным. Иконопочитатели должны были высказывать суждения и по вопросам вполне политическим. Это расширяло круг столкновений и недругов, тем более, что иконопочитатели зачастую принимали совсем не верные политические решения. После Собора продолжалось царствование святой Ирины. Ее пра­в­ление было не так славно, чтобы заставить византийских политиков забыть успехи времени Льва Исаврийца и Константина Копронима. Фаворитом императрицы был евнух Ставракий, который и управлял страной. В 781 г. Ирина обручила своего сына Константина с дочерью короля франков Карла Великого. Обручение (заочное) состоялось в Риме в присутствии Карла. Ратруда (по-гречески Эритро), совсем еще юная девочка, в столице Карла Аахене обучалась греческому языку. Константин был в нее влюблен (заочно) и переписывался с ней. Ждали, когда она подрастет, чтобы сыграть свадьбу. Но Ирина со временем потеряла нужду в упрочении союза с Карлом. После собора 787 г. мир с Западом был восстановлен и Ирина стала бояться роста влияния могучего франкского короля. В 788 г. она женила сына против его воли на армянке Марии.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства. Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже женитьба на вдове или женщине, оставленной своим мужем, то есть так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18-е апостольское правило гласит: Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную [актрису. – Авт. ] не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина. Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожительствовать с женой, уличенной в прелюбодеянии. В 8-м правиле Неокесарийского Собора об этом сказано так: Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может приити в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго. Брак кандидата во священство должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании 19-го апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей. А 36-е (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и вообще с неправославными женами. Все эти требования относятся к низшим клирикам, диаконам и пресвитерам, тогда как для епископов, согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие. Кандидат во священство должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением. Согласно 81-му апостольскому правилу, не дозволяется епископам или пресвитерам заниматься «делами народного управления», а 83-е апостольское правило гласит: Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева – Кесареви, и Божия – Богови.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010