Возобновлена 22.08.1916. Владивостокское викариатство. Самостоятельная с 31.08(13.09)1922 (Вернувшийся домой. Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) . Т. 1. M., 2005. С. 456). «Епархия в эмиграции». Из телеграммы Святейшего Патриарха Алексия I митрополиту Мелетию в Харбин от 07.12.1945: «С отеческой радостью и любовью принимаем возвращение в лоно Матери-Церкви архипастырей, клира и мирян Харбинской, Камчатско-Петропавловской и Китайско-Пекинской епархий» (Указ 39 от 14(27)12.1945 о присоединении с 13(26)10.1945). Упразднена в 1946 г. Возобновлена 10(23)02.1993. Самостоятельная. Именовалась: Камчатская, Курильская и Алеутская; с 1916 г. – Петропавловская; c 05.10.1916 – Камчатская и Петропавловская; с 10(23)02.1993 – Петропавловская и Камчатская. Викарные кафедры: Якутская, Охотская. 15.12.1840 05.01.1868 18.03.1868 31.03.1873 Вениамин Благонравов 31.03.1873 25.05.1877 17.10.1877 11.05.1885 Мартиниан Муратовский 22.07.1885 24.10.1892 Гурий Буртасовский 25.10.1892 07.09.1897 04.10.1897 01.01.1899 Евсевий Никольский 16.10.1916 05(18)04.1927 13(26)10.1945 29.05(11.06)1946 10(23)02.1993 13(26)12.1993 13(26)12.1993 20.02(05.03)1994 21.02(06.03)1994 04(17)07.1997 04(17)07.1997 13(26)02.1998 13(26)02.1998 16(29)03.1998 16(29)03.1998 Игнатий Пологрудов Петропавловская (Омск.) Основана 06.11.1914. Омское викариатство, затем Алма-Атинское викариатство. Упразднена в 1937 г. Возобновлена в 1956 г. Именовалась: Петропавловская; Петропавловская и Атбазарская; Самостоятельная с даты 01(14)03.1957 – Петропавловская и Кустанайская. Упразднена в 1960 г. 06.11.1914 22.01(04.02)1921 17(30)09.1923 03(16)01.1924 06(19)07.1924 18.02(03.03)1925 28.05(10.06)1929 28.03(10.04)1932 28.06(11.07)1933 Артемон Евстратов 01(14)08.1933 10(23)09.1936 Вениамин Иванов 9.1936 03(16)10.1936 Александр Раевский 12(25)11.1956 02(15)09.1960 Петропавловская (Камч.), обн. Основана в 1928 г. (местопребывание – в г. Петропавловск-на-Камчатке). Упразднена в 1930 г. 27.10(09.11)1928 08(21)01.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цветаев Д. Дело Тверитинова//Прав. об. 1883. 11. Чистович И. Новгородский митрополит Иов, жизнь его и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 1. Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ, его внешняя история, устройство и деятельность//ОАМЮ. 1894. Т. 9. Глава II. Церковь и государство § 5. Отношение российских императоров к Русской Церкви Барсов Е. А. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство//Чтения. 1883. Кн. 1. Баршов Я. И. О религиозном, юридическом и историческом значении верноподданической присяги. М., 1882. Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888; 2–е изд. Казань, 1903. 2 т.; 3–е изд. 1913. 2 т. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Св. до конца XVII века. Пг., 1916. Верховской П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1. Верховской П. В. 65–я статья Основных законов//Церковная правда. Берлин, 1913. Градовский А. Начала русского государственного права. СПб., 1875–1883. 3 т. Заозерский Н. О священной и правительственной власти и о формах устройства православной Церкви. М., 1891. Казанский П. Е. Власть всероссийского императора. Одесса, 1913. Карташов А. В. Православие и Россия//Православие в жизни. Нью–Йорк, 1953. Карташов А. В. Церковь и государство//Там же. Катаев Н. О священном венчании и помазании царей на царство. СПб., 1847. Лазаревский Н. Русское государственное право. 3–е изд. СПб., 1913. Т. 1. Лопарев Х. О чине венчания русских царей//ЖМНП. 1887. Ч. 10. Милаш Н. Православное церковное право. СПб., 1897; 2–е изд. Пг., 1917. Нольде Б. Е. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. Острогорский Г. Отношение Церкви и государства в Византии//Seminarium Kondacovianum. 1931. Т. 6. Павлов А. С. Курс церковного права. М., 1897; 2–е изд. Сергиев Посад, 1902. Попов К. Чин священного коронования. 2: Чин коронования на Руси//БВ. 1896. Т. 4–5. Романович–Славятинский А. В. Система русского государственного права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Деревянная ярусная на высоком подклете церковь построена в 1783 г., частично перестроена и обшита тесом в 1840-х – начале 1850-х гг. В плане представляла собой восьмерик с двумя прирубами встроенный в клеть с восточной стороны. Основной восьмерик нес два широких восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, верхний из которых завершался граненым куполом под железом и главкой на малом восьмерике. Алтарь пятигранный, внутри «клетской» части сруба устроена круговая (трехсторонняя) галерея-паперть, декоративные детали тесовой обшивки храма имитировали классические архитектурные формы. Вход в храм располагался через боковые ниши " клетской " части церкви с севера и юга. Престол один - Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта церковь в 1930 г., долгое время помещение использовалось как складское, потом заброшено. 6 августа 2003 г. храм обрушился. Сохранившиеся нижние части основного восьмерика и клетской части храма законсервированы, планируется восстановление. http://svyatayarus.su/church/detail/52780/ Богородице-Рождественская Каликинская церковь состояла из двух зданий. Стояли они на высоком берегу небольшой речушки Ачки в деревне Поповка и видны были издалека. Оба храма построены на средства прихожан: деревянный – в 1783 году, каменный с колокольней – в 1823 году. Престолов было по одному: в деревянной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в каменной – во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При церкви была достаточно большая библиотека, работали две школы. Рядом с храмами находились двадцать деревянных лавок для торговли во время ярмарок. Деревянный четырехъярусный храм был одним из старейших, сохранившихся в районе. Богато украшенный внутри, он имел иконостас в семь ярусов с множеством образов. На прямоугольном объеме сруба - символе Евангелия, основаны три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика, завершенных куполом и главкой на барабане. В XIX веке церковь была обшита тесом и украшена аркатурными поясами, колоннами, пилястрами. В клировой ведомости за 1921 год сказано, что по штату в церкви положены священник и псаломщик. С 1916 года священником в церкви служил Алексей Константинович Фомин, 1886 года рождения. Его жена Александра Николаевна 1892 года рождения. Имеют четверых детей. Диаконом-псаломщиком служит Александр Николаевич Цветаев. Церковным старостой является крестьянин деревни Чичерино Юкомов, грамотный (Государственный архив Вологодской области). Каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Так, по клировой ведомости Богородице-Рождественской церкви за 1921 год, в приходе проживало (13 деревень): дворяне – нет; мещане – нет; число духовных лиц – 10 (из них 5 мужчин и 5 женщин); крестьянство - в 375 домах проживало 1094 мужчин и 1233 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=24071

«Как счастлив Смарагд, что нашел у Вас такого тщательного и заботливейшего биографа», – писал Глубоковскому Л. С. Мацеевич, также занимавшийся изучением деятельности этого иерарха. 967 Профессор Харьковского университета И. А. Бродович замечал, что Глубоковский не только пишет, но «учит», как надо писать 968 . С благодарностью принимая исследование об архиепископе Смарагде, управляющий Московским архивом Министерства юстиции Д. В. Цветаев замечал, что «научно вспомнить о таких деятелях всегда своевременно, а в наш век, столь бедный самостоятельными характерами, особенно полезно» 969 . Одну из первых статей – «Родословная Смарагда» 970 – Глубоковский послал главе униатов митрополиту Андрею (Шептицкому). Выражая благодарность, тот замечал: «Я высоко ценю Ваше внимание и уважение ко мне», – и сообщал, что отдал необходимые распоряжения для отыскания интересующих Николая Никаноровича документов, однако «ничего не было найдено» 971 . Митрополит Андрей напоминал и о предстоящем III Велеградском съезде: «Было бы весьма желательно видеть на нем Вас, как первого экзегета России и дружественного идее единения церквей» 972 . В архиве Глубоковского отложилось большое количество подготовительных материалов и обширнейшая переписка, связанная с разысканием свидетельств и документов о высокопреосвященном Смарагде (Крыжановском). В январе 1916 г., убеждая Николая Никаноровича отказаться от очередного порыва подать в отставку, один из его постоянных корреспондентов ( К. В. Харлампович ) замечал: «Рано еще, Н. Н.! М[ожет] б[ыть], Вам и не придется быть историографом СПб дух[овной] академии (...), а все же сколько еще можно ожидать от Вас при Ваших знаниях, приемах, трудолюбии и связях. Да, связях: те десятки людей, которые помогали Вам тем или другим способом, разве не облегчили Вам работы и разве не отличают только Вас? Кто другой из русских дух[овных] писателей может похвастаться таким обилием друзей?» 973 . Личность «пресловутого» Смарагда, «воспетого» Лесковым в повести «Из жизни архиерея» пользовалась широкой известностью, вызывая немало самых разных толков, нареканий, анекдотов и т.п. Не удивительно, что труд Глубоковского с самого начала вызвал повышенный интерес и многочисленные отклики в печати, как по интересу к личности Смарагда, так и именем автора, более известного своими экзегетическими трудами 974 . Автор рецензии на одну из статей Глубоковского о Смарагде, заметив, что С.-Петербургская духовная академия «должна не иначе как с низким поклоном принять подносимый ей профессором Глубоковским этот литературный подарок», далее выразил пожелание, высказываемое многими: «Что, если бы Бог привел Η. Н. заняться историей Академии? Право, это было бы, кажется, достойным и для такого профессора и достойно для Академии. Глубоковских на столетие полагается для Академии один, два и если они не напишут истории alma mater, то писания на эту тему других авторов стоит ли и читать?...» 975 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Она воздвигалась на собственные деньги тайного советника Ивана Ивановича Кушелева и его супруги Елизаветы Дмитриевны (в девичестве Ланской), фрейлины дворца императрицы. Храм строился в течение 10 лет вплоть до 1801 г. и был освящён во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца уже в царствование Александра I. Георгиевская церковь представляет собой образец каменного зодчества, один из наиболее ценных памятников архитектуры зрелого классицизма на Новгородской земле. Высокие художественные достоинства памятника, особенности стиля, а также влиятельность заказчика дают основания полагать, что автором проекта был знаменитый архитектор Николай Александрович Львов. Крестово-купольный храм в Юрьеве построен в стиле классицизма. Его основной объём вписан в прямоугольник стен, к которым примыкают 3 портика: западный (четырёхколонный с фронтоном) и два боковых двухколонных. Подпружные арки несут купол со световым фонарём без барабана. Здание лишено алтарных выступов и венчается четырьмя прямоугольными башенками-колокольнями и пятой, круглой двухъярусной, над входом. Колокольня закрывает купол со стороны главного входа и разрушает ясную классическую композицию памятника. Светлый и просторный церковный интерьер (купол, карнизы, порталы, ниши, тяги) украшает тончайшая лепнина. В 1864 г. священником в храме Святого Георгия служил Е.С. Желомский. В период с 1904 по 1916 г.г. - Тимофей Цветаев. В 1937 г., когда в стране начались гонения на церковнослужителей, расстреляли настоятеля Николая Алексеевича Успенского (1873 г.р.). Через год после этого, в 1938 г. закрыли и саму церковь. Новгородский музей-заповедник вывез отсюда иконостас и надгробие Александра Кушелева. Службы в ней возобновились лишь в 1946 г. В 1964 г. церковь была закрыта повторно. Приход - единственный на многие десятки километров, был ликвидирован. В храме разместили зерноток, а когда стала протекать крыша, здание совсем забросили. Вот тогда и появились здесь любители историй про сокровища и клады, одичавшие до такой степени, что в слепой ярости, не найдя золота, начали ломать надгробия и уничтожать ещё проступавшие тогда фрески. Со временем церковь стала рушиться, и в настоящее время находится в тяжёлом запущенном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=27529

В России, вопреки замыслу царя Федора, подчинения митрополитам архиепископов и епископов все еще не было.. Епископ Гедеон крайне обижался и протестовал, если его не именовали князем, даже в государевых грамотах. ПСЗ-1. Т. 2. 1144. С. 704; СГГиД. Т. IV. 172 и др. См.: Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. 1669—1707 гг. М., 1891. ПСЗ-1. Т. 2. 1198; СГГиД. Т. IV. 173 и др. СГГиД. Т. IV. 181—182 и др. Договор см.: ПСЗ-1. Т. 2. 1186. Богданов А. П. Летописец 1686 г. и патриарший летописный скрипторий//Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. Спб., 1994. С. 64—89; о торжествах: С. 88. Подробнее см.: Греков И. 5. " Вечный мир " 1686 г.//Краткие сообщения института славяноведения АН СССР. М., 1951. 2; Богданов А. П. Василий Васильевич Голицын//" Око всей Великой России " . С. 202—214 и др. Детали конфликта патриаршего представления о " единочинии " с привилегиями Киевской митрополии описаны: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 190 и сл.; Сумцов Н. Ф. К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия. Вып. 1. Киев, б./г. С. 76, 154, 160—180; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Спб., 1891; он же. История литературы Юго-Западной Руси. Спб., 1908—1911; Цветаев А. М. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. М., 1884. С. 214—236 и др. !!! Подлинники грамоты Гедеона и последующего его ответа на " Выклад о церкви " совместно с Варлаамом, а также список грамоты Лазаря относительно пресуществления см.: ГИМ. Синодальное собр. 991 (патриарший сборник I). Рук. 20, 21. В патриаршем сборнике II (Син. 992), между прочим, находится обширное сочинение " О Флорентийском соборе " (Рук. 8). Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. С. 21—69. ГИМ. Синодальное собр. 784—805 (986—997) — Успенские ВМЧ; 796—805 (174—183) — Царские ВМЧ. По всем трем спискам императорская Археографическая комиссия издавала их в Петербурге и Москве с 1868 по 1916 г., напечатав в 17 томах лишь месяцы апрель, сентябрь—декабрь и январь с 1 по 6 число.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

25.01(07.02)1928 11(24)05.1928 25.09(07.10)1932 23.10(05.11)1932 27.11(10.12)1932 23.11(06.12)1934 13(26)02.1937 Михаил III Свидерский 13(26)02.1937 07(20)10.1937 Соликамская Основана в 1916 г. Именование – по г. Соликамск (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1933 г. 01.07.1916 21.01.1917 Сергий Лавров 26.02.1917 11(24)12.1918 05(18)06.1919 Варлаам Новгородский 30.01(12.02)1925 01.1926 25.06(08.07)1932 03(16)06.1933 Глеб Покровский Солнечногорская Основана 03(16)11.1979. Именование – по г. Солнечногорск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 2003 г. 03(16)11.1979 12(25)11.1979 12(25)11.1979 03(16)07.1982 20.11(03.12)1982 16(29)01.1983 в/у Сергий Фомин 17(30)01.1983 24.04(07.05)2003 Сосницкая Основана в 1921 г. (?) Именование – по пос. Сосница (Черниговская область УССР). Черниговское викариатство. Упразднена в 1922 г. 1921 Спас-Клепиковская Основана в 1925 г. Именование – по г. Спас-Клепики (Рязанская область). Рязанское викариатство. 29.06(12.07)1925 09.1925 Спасская Основана в 1921 или 1923 г. Именование – по г. Спасск (Казанская губерния). Казанское викариатство. Упразднена в 1929 г. До 01(14)09.1921 (?) 21.08(03.09)1923 15(28)12.1923 15(28)12.1923 08.1924 30.03(12.04).1926 11 (24).04.1929 Варсонофий Лузин Спасская, обн. (Ряз.) Основана в 1931 г. (местопребывание – в г. Спас-Клепики, Рязанская область). Рязанское викариатство. Упразднена 1933 г. 04.1931 04.1933 Спасская, обн. (Хабар.) Основана ок. 1930 г. Именование – по г. Спасск-Дальний (Приморский край). Хабаровское викариатство. Упразднена в 1933 г. 08(21)01.1930 05(18)06.1930 Константин Соболев Ставропольская Основана 17.07.1842 (по др. 04.04.1842, 01.03.1843). Выделена из Астраханской епархии. Именовалась: Кавказская и Черноморская; с 30.07.1867 – Кавказская и Екатеринодарская; с 08.03.1886 – Ставропольская и Екатеринодарская; с 05.10.1916 – Кавказская и Ставропольская; с 1922 г. – Ставропольская и Кубанская; с 1935 г. – Ставропольская и Донская; с 01(14)09.1943 – Ставропольская и Пятигорская, паки;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петриковская и Туровская Николай Иванов Петровская 06(19).08.1912–16(29).12.1916: Дионисий Прозоровский 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Леонтий фон Вимпфен 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Никодим Кротков 03(16).07.1917–1918: Дамиан Говоров Николай Коноплёв Пётр Соколов 11(24).07.1921–1922: Николай Позднев 1922–1928: 16(29).01.1928–30.10(12.11). 1928: Андрей Комаров Петровская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Виктор Путята Петроградская см. Ленинградская Петроградская (обн.) см. Ленинградская (обн.) Петрозаводская (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–1936: 1936–1936: Виктор Путята Петрозаводская и Олонецкая 30 .11(13.12).1916–1918: Иоанникий Дьячков 1919–1919: Евгений Мерцалов 1920– 1924: Евфимий Лапин 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 1926–1928: 03(16).04.1928–05(18).05.1928: Сергий Гришин 06(19).05.1928–21.03(03.04). 1930: Артемий Ильинский 03(16).04.1930–14(27).03.1934: Феодор Яцковский 18 .02(03.03).1934–28.04(11.05).1934: Софроний Арефьев 14(27).03.1934–17(30).11.1935: Феодор Яцковский, паки 01 .1936–18(31).03.1936: Борис Шипулин 18(31).03.1936–1937: Палладий Шерстенников 1937–1944: 1944–1947: Григорий Чуков , в. у. Петропавловская (Омское вик.) 06(19).11.1914–04(17).02.1921: Мефодий Краснопёров 1919–1922: Гавриил Воеводин, в. у. 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. 1924–1924: Алексий Буй 1924–09(22).11.1932: Иоанн Троянский 1927–1928: Георгий Анисимов, в. у. 28 .03(10.04).1932–28.06(11.07).1933: Артемон Евстратов 14(27)08.1933–01.1936: Вениамин Иванов 09 .1936–03(16).10.1936: Александр Раевский 1937–1937; Тихон Шарапов, в. у. Петропавловская (на Камчатке) см. Камчатская Петропавловская (на Камчатке) (обн.) 27 .10(09.11).1928–08(21).01.1930: Константин Соболев Петропавловская (Казахстан) (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Алексий Кононов 1926–1936: 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Георгий Лапшин Печерская (Нижегородское вик.) 03(16).02.1920–1922: Варнава Беляев 24 .04(07.05).1922–1923: Леонтий Устинов 1923–1926: 1926–1926: Григорий Козлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

См.: Артоболевский С., свящ. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа. 1904; Ириней, архимандрит. Воспоминания о преосвященном Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском. СПб. 1851. 62, 129 Игнатьев Алексей Алексеевич. Окончил Пермскую ДС (1900). 28 июня 1901 определен и 22 июля рукоположен во священника к Спасской ц. с. Скородумского Ирбитского уезда Екатеринбургской епархии. 11 октября 1906 уволен за поступлением в Казанскую ДА, которую окончил в 1910, к. б. С 1 июля 1910 – законоучитель Слободского реального училища Вятской губ., с 1 июня 1913 – законоучитель Вятской гимназии и одновременно с 1 августа 1913 – Вятской 2-й женской гимназии. Впоследствии – законоучитель Екатеринбургской мужской гимназии, 27 августа 1916 назначен на штатное священническое место к Покровской ц. этой гимназии. 27 января – 17 февраля 1917 утвержден магистром богословия («Богослужебное пение Православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII в. по крюковым и нотолинейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки. (В связи с кратким очерком древней богослужебной музыки и пения и обзором русской литературы о богослужебном пении.)». Казань. 1916). Протоиерей. Член Поместного Собора 1917–1918. 182 Иезекииль, пророк. 62 Иероним; (ок. 340/350 – 420), бл. 362 Иерофей (Померанцев Димитрий Юрьевич); (5 марта 1880 – ?). Окончил Орловскую ДС (1900) и С.-Петербургскую ДА (1904), к. б. 13 ноября 1903 пострижен в монашество. С 10 сентября 1904 – помощник смотрителя Самарского ДУ, с 15–18 ноября 1906 – инспектор, с 19 марта 1909 – ректор Александровской Ардонской миссионерской семинарии, архимандрит, с 28 февраля – 3 марта 1911 – ректор Тифлисской ДС, с 12 августа 1914 – Самарской ДС, с 16 января 1916 – смотритель Белевского ДУ Тульской епархии, 22 февраля 1916 – 1 августа 1917 – ректор Волынской ДС, В 1919 – архимандрит Александро-Невском лавры, благочинный женских монастырей и подворий Петроградской епархии. 26 декабря 1919 хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирский епархии, с 1923 – епископ Иваново-Вознесенский, викарий той же епархии. В 1923 уклонился в обновленчество. С 27 апреля 1926 – митрополит Нижегородский, с октября 1929 – Симферопольский и Крымский, с ноября 1933 – Казанский и Свияжский, с 11 августа 1938 – за штатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этим именно источником служит для него, как ни неожиданно это, так жестко критикуемый им г. Соколов, которому и обязан г. Цветаев немалою частью «разносторонних научных выводов и положений», в том числе и таких, которые, при более критическом отношении к источнику, несомненно требовали бы исправления. Наконец, укажем на согласие г. Цветаева с Соколовым... по самому главному вопросу, который, как склонен думать г. Цветаев, впервые им только и поставлен на строго научную почву (см. брошюру г. Цветаева: «По поводу статьи профессора Д. И. Багалея», 1891 г., с. 27), – вопросу о культурной роли иноземцев-протестантов в России. Нетрудно видеть, что во взгляде на культурное служение немцев в России г. Цветаев идет по следам г. Соколова. Конечно, круг этого служения взят у г. Цветаева и очерчен несравненно шире: г. Цветаев обстоятельно указывает влияние иноземной культуры и на таких сторонах русской жизни, которых вовсе не касается Соколов, и в этом несомненное преимущество г. Цветаева; но, в общем, самое значение и результаты просветительной деятельности иноземцев для России г. Цветаев оценивает совершенно согласно с г. Соколовым. Разница только во взглядах того и другого на отношение самих иноземцев к русским. Но это уже другой вопрос, своеобразное решение которого г. Цветаевым нисколько не мешает ему в оценке культурной деятельности иноземцев в России (насколько он может мыслить ее при таком отрицательном условии – совершенном нежелании иноземцев содействовать просвещению русских) сходиться... с г. Соколовым. Значение книги г. Цветаева, по нашему мнению, не в «разносторонних научных выводах и положениях», вообще у нашего автора, как мы видели, мало самостоятельных, да к тому же еще в иных случаях и недостаточно определенных, сбивчивых и противоречивых, а в обилии материала, отовсюду трудолюбиво им собранного, частью им самим и открытого. Эта сторона работы г. Цветаева уже отмечена и оценена критикой. Мы, с своей стороны, находим возможным сделать на этот счет лишь несколько ограничительных замечаний, и прежде всего относительно того материала, которому сам автор дает наибольшее значение, то есть материала, им самим открытого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010