384. Слово на день торжественного венчания на царство и священного миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича (Говорено – неизвестно где; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) 1814 Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело ( Псал. ХХ. 2 ). Не будем ныне исследовать, слушатели, чья наипаче радость исходит из уст Давида в сем восклицании молитвенном: собственная ли радость Давида, когда он, в некоторый, подобный настоящему, день с торжественною благодарностию воспоминал, какою чудесною силою вознесен он был от стада на престол, и колико крат видел спасение Господне, явленное для себя и в себе для целого народа; или предвкушаемая радость Мессии, которого в пророческом духе созерцал он восшедшего на высоту и седящего, яко Царя, одесную силы Божия, да в Нем узрит всяка плоть спасение Божие. Будучи не только пророк Христа Богодухновенным словом, но и пророчественный образ его, Богоправимою жизнию, Давид мог слиять сию сугубую радость во едину. Как бы то ни было, мы не можем сомневаться в том, что Царь по сердцу Божию возвещает нам радость истинно царскую. «Сынове Сиони!» Вы предстоите здесь для того, чтобы пред Богом «возрадовать ся о Царе своем» ( Пс.149:2 ) от Бога помазанном, венчанном и превознесенном. Праведно, ибо истинная радость Царя и царства едина есть. Итак, вслушаемся прилежнее в священный глас радости сей, исходящий из уст Царя Пророка; последуем, сколько можем, его восхищению или, паче, наставлению; он ведет нас чрез радость Царя в радость Господа; он проповедует силу Божию и спасение Божие , как твердейшее основание и чистейший источник царственной радости . «Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). Радость и счастие Царя и царства начинается тогда, когда ощущается сила, отражающая страх коварств или насилий, в котором каждое общество естественно находится. Если закон гражданский ручается за безопасность частную, то спокойствие общественное и неприкосновенность самого закона охраняется силою. Сердце государства слабого потрясается от каждого движения, происходящего близ его пределов, и легкий ветр молвы кажется ему грозною бурею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 19 Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних В первых 10 стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом " брака Агнца " и участия праведников в " брачной вечери Агнца " (ср. Мф. 22:1-14; также Лк. 14:16-24). Тайновидец услышал на небе " громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " !.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! " — " Аллилуйя " , по объяснению св. Андрея Кесарийского, означает Божественное прославление; " аминь " — истинно, да будет. Это, говорит, ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу " троекратно " , по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. " Аллилуйя " — от еврейского " Галлему Яг " , значит буквально: " хвалите Бога " . " И дым ее восходил во веки веков " — это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться вечно. " Возрадуемся и возвеселимся и воздарим Ему славу, ибо наступил брак Агнца " — предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под " браком " , или " брачным пиршеством " разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец — Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Еф. 5:25).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

XXXIX. Царствование Соломона Юным остался Соломон; но едва умер родитель, как старший сын его Адония пришел к Вирсавии, матери Соломоновой, просить её ходатайства пред юным Царем, чтобы в замен утраченного царства, он отдал бы ему в супруги деву Суманитскую, Ависагу, которая покоила старость Давидову и служила ему в последние дни, хотя и не разделяла царского ложа. Благосклонно приняла Вирсавия прошение Адонии и поспешила к царственному сыну; но Соломон огорчился её ходатайством: «зачем не просишь ты еще и царства брату моему? Сказал он, ибо Адония старше меня, и друзьями его Авиафар Первосвященник и воевода Иоав; но клянусь Господом, посадившим меня на престол отца моего, что Адония сказал слово сие на свою гибель, и ныне умрет.» Тогда послал он воеводу Ванею умертвить Адонию, ибо не ожидал покоя от того, кто хотел взять за себя особу, столь близкую скончавшемуся родителю, и не забывал об утраченном престоле. Первосвященника Авиафара пощадил Царь, ради того, что носил он кивот завета Божия пред Давидом, и разделял все его бедствия, но велел бежать ему из Иерусалима; так исполнилась клятва Господня над последним жрецом из дома Илия. – Дошел слух до бывшего воеводы Иоава, о грозном решении нового Царя; он вспомнил свои неправды и, укрывшись в скинии, взялся за роги алтаря. Соломон послал Ванею умертвить его; но воевода убоялся святыни и возвратился к Царю с вестью, что не выходит Иоав из скинии. «Сними с души моей кровь, которую неправедно пролил Иоав, в доме отца моего, сказал юный царь, ибо от руки его погибли два безоружные воеводы, и нет мира дому Давидову, доколе жив Иоав.» – Тогда исполнил Ванея строгое повеление, и сам заступил место Иоава, как и Садок утвержден был на месте изгнанного Первосвященника Авиафара. Еще один опасный враг оставался Соломону, Семей, некогда проклявший Давида, и он понес заслуженную казнь: юный Царь призвал к себе Семея и позволил ему построить дом в Иерусалиме, под строгим запрещением не выходить из стен города. «Ты умрешь, если только перейдешь поток Кедрский, и кровь твоя будет на главе твоей,» сказал ему с клятвой Соломон, и Семей, приняв на себя клятву сию, поселился с миром в Иерусалиме; но через три года бежали два раба его к Анхусу, Царю Гефскому, и вслед за ними устремился Семей; когда же возвратился с погони, призвал его Соломон, и напомнив данную клятву и всю злобу его против Давида, велел воеводе своему Ванеи предать его заслуженной казни; так, истреблением внутренних врагов, укрепилось царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье… Что нам нужно знать? Самое главное, что нам следует знать о Крещении Господнем,— это несколько евангельских строк: Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоан­на в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 9–11). Всего лишь три предложения — но как много в них открывается перед нами! Из небольшого города Назарет приходит еще никому не известный человек по имени Иисус и сходит вместе с другими людьми в воды реки Иордан, внимая проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн, пришедший из пустыни за рекой, носивший грубую одежду и питавшийся самой незатейливой пищей, воспринимался людьми как пророк. Долго молчало пророческое слово в Израиле. Но вот словно древний пророк Илия вновь явился, неся слово обличения и надежды: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1). И видит Иоанн, что голубь сходит с небес на Иисуса Назарянина, и голос Божий свидетельствует, что чаяние ветхозаветных пророков исполнилось. Царство Божие здесь и сейчас Царство Божие не просто приблизилось. Сам Царь явился людям, чтобы освободить их от рабства в грехе. Но Царь был не таким, какими привыкли видеть люди земных царей. Не под сенью развевающихся на ветру знамен, не в сопровождении армии, не в окружении вельмож в золотых одеждах пришел этот Царь. Смиренно сошел Он в воды Иордана и преклонил голову под руку Крестителя. Принимая крещение как один из обычных людей, приносящих покаяние за свои грехи, безгрешный Царь Христос начинает восхождение на гору распятия, где вместо драгоценной короны Его ждет терновый венок. Но именно в этой жертве Христа явилась сила Царства Божия. И если мы ищем Царства Небесного, то не увидим его, пока, подобно Христу, не склонимся в смирении и не готовы будем принять всё, что дает нам Господь. Ибо Небеса открываются только тем, кто готов следовать за Христом до конца,— другой возможности войти в Царство Божие нет.

http://pravoslavie.ru/109994.html

А.П. Смирнов Покаяние ниневитян Приблизительно за восемь столетий до Рождества Христова, – хотя более точное определение времени невозможно, – мы видим израильского пророка со словом Иеговы в главном городе Ассирийского царства и резиденции царей – Ниневии. Это был Иона, сын Амафиин, пророк из Гаф-хефера в колене Завулоновом. ( Ион. 1:1 ; сн. 4Цар. 14:25 ). Миссия пророка была та, чтобы проповедовать Ниневии за ее злодеяния разрушение, спустя сорок дней со времени проповеди пророческой. По первому повелению Иеговы пророк, однако, не пошел в Ниневию, а думал бежать в Фирсис – Финикийскую колонию в Испании. Он не хотел возвещать угрозы и призывать к покаянию Ниневитян, потому что не желал милостей Бога миру языческому и, вместе, боялся, что Бог милостив и долготерпелив, помилует Ниневию, если ее жители, по его проповеди о грядущем бедствии и призыву к покаянию, покаются ( Ион. 4:2 ). В этом личном нерасположении пророка исполнить волю Иеговы отразилось общее нерасположение евреев к язычникам. И Иона, как человек своего времени и народа, разделял это нерасположение, являясь, таким образом, представителем, гордого своим избранием в народ Божий, Израиля. Чем ближе подходило время, когда Израиль за свое отпадение от Иеговы должен был подпасть наказующей и воспитывающей наказаниями власти язычников: тем более он думал, что язычники суть прямые враги народа и царствия Божия, а потому, не только отказывал им в возможности спасения; но и все пророчества о суде над ними понимал так, что мир языческий обречен на совершенную погибель, которой он достоин, и о которой предупреждать его нет нужды: Так воспитывалось заблуждение, имевшее мнимую поддержку в том, что только один Израиль – носитель и участник спасения; воспитывалась фарисейская уверенность, что телесной, внешней сопринадлежности к избранному народу, к семени Авраамову достаточно для вступления в новое царство со всеми его благами, даже надежд наслаждаться которыми лишен мир языческий, потому что он мир языческий. Глубокой целью посольства Ионы было, поэтому, указать самим Израильтянам, что восприимчивость к спасению у язычников есть, и что не одни только чада Авраамовы будут наследовать царство. Членов этого царства Бог может воздвигнуть и из тех, которых евреи считают так же мало отзывчивыми и восприимчивыми, как камни ( Мф. 3:9 ). Таким образом, посольство Ионы в Ниневию не имело целью произвести полное и действительное обращение этих язычников к Богу живому, – чего и не случилось; – но показать евреям, что и язычники восприимчивы в Божественной истине и есть возможность для них вступить в благодатное новое царство Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелы Ангелы предстоят Богу и вместе со святыми непрестанно поют Ему. Ангелы от начала не могут насытиться лицезрением Бога. Ангелы святые от удивления, от ужаса, от великолепной славы (Его) совершают особое служение пред Ним. Ангелы и вся небесные силы славы Божией трепещут. Ангелы служат СПАСЕНИЮ человека. Ангелы служат верным рабам и помогают в ИСКУШЕНИЯХ. Ангелы посылаются Богом охранять верующих. Ангелы защищают верных рабов Божиих. Слово Божие говорит, что есть ангелы добрые и злые. (8,с.8–10) Христос пришел на землю для искупления человека, но не Ангелов, которые не имели нужды в искупительной жертве Христовой. Ангелы и человеческий род в силу их разумности и свободы принимают участие в высочайшей божественной жизни. Они способны усвоить и развивать в себе те божественные дарования, которыми Бог их одарил (28, с.431). Предназначение Ангелов Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого – прославлять Творца и служить человеку (28, с.434). Ангелы – вестники и исполнители воли Божией Ангелы являются вестниками воли Всевышнего, исполнителями Его судеб и предначертаний. Песнопевец Давид восклицал: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» ( Пс.103, 4 ). (Там же) Через Ангелов Бог управляет вселенной Через Ангелов Господь управляет вселенной. Они, по Божию повелению, управляют стихиями мира иимеют власть над огнем ( Апок.14,18 ), водой ( Апок.16, 5 ), землей и ветром ( Апок.7,1 ) (Там же). Ангелы охраняют царства, святые Церкви По Божией воле Ангелы охраняют целые царства и народы, а также святые Церкви и общества верующих. В Священном Писании об этом много сказано. Их ревностное служение на благо людей не имеет пределов. (Там же) Ангелы приставлены Богом охранять человека Господь и ангелов приставил к человеку, которые бы охраняли его духовнуюи телесную жизнь (7, с.229). Ангелы хранители Каждый христианинот купели крещения и до последнего своего вздоха охраняется Ангелом хранителем. Но этим еще не оканчивается их миссия. Они и по ту сторону гроба лицам, пребывающим в вере и в Церкви Христовой, помогают пройти мытарства и возводят души в горние обители, как это видно из слов Священного Писания относительно Лазаря, который был несен Ангелами на лоно Авраама, то есть в Царство Небесное (28, с.434).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Беседа 8. Сардийская Церковь. О богатстве земном и мертвости духовной. Не ленись! О сватовстве. Как чистить сердце. Итак, сегодня продолжаются наши занятия воскресной школы для взрослых, и мы с вами изучаем по-прежнему Книгу Откровения Иоанна Богослова. И сегодня – послание Ангелу Сардийской Церкви, 3 глава с 1 стиха и ниже. САРДИС. В древности был очень крупным и богатым центром, это была столица могучего Лидийского царства. Известна пословица: «Богат как Крез». Крез жил в 560-м году до Рождества Христова, был царем этого могущественного государства и обладал всеми его богатствами. Сей царь хвастался своими богатствами, но один мудрец, Солон, сказал ему: «Не называй никого счастливым, пока он не умер». И хотя царь Крез был очень богатый человек и его царство процветало, на них неожиданно напали враги, и Сардийский царь всё потерял. И более того, он был приговорен к сожжению на костре. Жители Сардийского царства были обращены в рабство, и язычники, покорившие их, запрещали им заниматься воинскими искусствами, а, напротив, поощряли и мужчин и женщин к занятиям ткацким ремеслом. Сардийская шерсть была известна по всему Ближнему Востоку. Некоторые специалисты говорят, что Сардия – это первое место, где шерсть стали красить в разные цвета. Захватчики Сардии повелели, чтобы юношей и девиц обучали бы танцам, поэзии, литературе, но чтобы никакого отношения к воинскому искусству они не имели. Позже Сардия была захвачена Александром Македонским, а потом римлянами – и пришла в упадок. Проф. Глубоковский, пишет: «Христианство там распространилось довольно рано, и епископ Сардийский Мелитон (II век от Р.Х.) был одним из замечательнейших древних церковных писателей. Епископ Сардийский присутствовал и на I Вселенском Соборе (325 г.) в Никее. В настоящий момент Сардия – это маленький город под властью мусульман, в котором христиан практически нет. У архиепископа Аверкия мы находим такое пояснение: «Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне – это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города. Он быстро возвратился к идолопоклонству, за это и постигла его кара Божия – он уничтожен был до основания».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Выпуск первый. 1906г. Кто должен быть в Государственной Думе. 1 Люди русские, православные! Братья-сограждане! Снова открываются в отечестве нашем предвыборные собрания пред созывом Государственной Думы. Вы пригласили в настоящее собрание ваше служителя Церкви Божией, вы начинаете его молитвой. Господи, благослови! Припоминаются нам при этом случаи, когда первым христианам приходилось избирать из среды своей тех или других лиц, облечённых общественным доверием; во всех таких случаях мы видим горячую молитву христиан и пристрашливую, спасительную насторожённость, чтоб избранными оказались «люди изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» ( Деян. 6:3 ). Что же иное может сказать и пожелать пастырь Церкви в напутствие и вашему великому и ответственному делу? Но уместно ли в этом деле слово молитвы и особенно слово поучения пастырского? Вот вопрос, который слышится ныне нередко, вызывает тревогу и недоумение у многих. Ответ на него вместе с тем будет поучением и для вас, возлюбленные братья и сограждане, в настоящем собрании. Пастырь Церкви, призванный для молитвы и слова церковного учительства, как таковой, конечно, не может и не должен выступать, как член, служитель и радетель определённой той или другой политической партии: иначе слово его будет мало авторитетно и действенно; оно может быть, естественно, заподозрено и обвинено в партийной окраске, в вольном или невольном пристрастии. Пастырь есть служитель и радетель иного великого и вековечного союза – Церкви Христовой, сей скинии истинной, юже водрузи Бог , а не человек ( Евр. 8:2 ). Он провозвестник царства Божия на земле, по завету Пастыреначальника, Который с первого же дня служения Своего человечеству «начал проповедать и говорить: покайтеся, приблизилось царствие небесное» ( Мф. 4:17 ); посему и пастырь Церкви, прежде всего, и более всего есть слуга и гражданин этого именно царства. Значит ли это, однако, что для него уже совсем не существует царство земное, человеческое? Значит ли это, что все запросы, нужды и явления текущей человеческой жизни для него совершенно безразличны, так что ни думать, ни говорить о них, ни интересоваться ими для него не нужно, не полезно и даже непозволительно?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 12. Книга Пророка Ионы 49. Сведения о пророке Ионе и время его служения Пятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне Ионе, сыну Амафиину ( Ион 1:1 ). В четвертой книге Царств упоминается Иона, сын Амафиин, пророк от Гефаховера, предсказавший исполнившееся при Иеровоаме II восстановление древних пределов царства Израильского от входа Емафова даже до моря Аравитского или Мертвого ( 4Цар 14:25 1132 ). Отсюда очевидно, что Иона был сын Амафии или Амитая из Галилейского города Геф-Офера, в колене Завулоновом (Иис. Нав. 19:13 1133 ). Блаженный Иероним говорит, что этот город незначительный, лежит в двух милях от Диокесарии или Лидды на пути в Тивериаду; – и что там в его время показывали гроб этого пророка (Praefat. in Jonam). Турки чтут это место и никому не дозволяют в обуви спускаться в гробовую пещеру Святого Ионы. Поскольку пророчество Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского, по указанию четвертой книги Царств, исполнилось при Иеровоаме II (царств. 842–801 г. до Рождества Христова): то очевидно оно произнесено раньше сего времени, вероятно при отце Иеровоамовом Иоасе (858–842 г. до Рождества Христова), когда царство Израильское вступило в борьбу с царством Сирийским, но не могло одержать над ним решительного перевеса, и следовательно имело нужду в одобрении и подкреплении извещением о благополучном исходе начатой войны. К этому же времени надобно относить изложенное в сей книге путешествие Ионы в Ниневию с проповедию покаяния; потому что: 1) Ниневия была еще городом великим, на три дня ходьбы ( Ион 3:3 ), каковой она едва ли осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 л. до Рождества Христова; – и 2) жители ее и царь настолько еще сохранили чувство страха Божия, что по одному слову пришедшого вестника или пророка назначили всеобщий пост и исполнили его со всею строгостью не по внешности только, но по исправлению своей жизни; что едва ли вероятно после того, как Ниневия понесла самое суровое наказание от руки Арбака конечно за грехи, требовавшие небесного отмщения и воздаяния?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 13 1–4. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира. – 5–13. Повод к речи. – 14–27. Время, предшествующее концу. – 28–32. Последние времена и наступление конца. – 33–37. Увещания к бодрствованию. Мк.13:1 .  И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Мк.13:2 .  Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Мк.13:3 .  И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Мк.13:4 .  скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? (См. Мф.24:1–3 ). Евангелист Марк здесь точнее, чем Матфей, изображает события. «Один» (а не все) ученик указал Христу на камни и здания храма. Четыре ученика, ближайшие ко Христу (а не все), обратились с вопросом ко Христу на горе Елеонской. Камни, из которых был выстроен второй храм, были чрезвычайно велики: около 25 локтей в длину, 12 – в ширину, и 8 – в толщину. «Против храма». С горы Елеонской был хорошо виден весь храм. «Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей». Как в начале открытой деятельности Христа ( Мк.1:16–20 ), так и при окончании ее евангелист Марк выводит на вид эти две пары братьев. Тогда они слушали весть, что время исполнилось и что Царство Божие приблизилось, теперь Христос возвещает им о будущей судьбе этого Царства. «Когда это будет», т.е. когда будет разрушен храм. «Какой признак, когда все сие должно совершиться?» Апостолы, без сомнения, сливали в своем представлении разрушение храма с концом мира и открытием славного Царства Божия. Поэтому-то они и говорят «все сие». Значит, в первом вопросе речь идет о времени наступления конца, во втором – о признаке, по которому можно ждать этот конец. Мк.13:5 .  Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010