Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 13  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Царство Божие и царство кесаря Отблески света Христова в «тёмном средневековье» Земные образы Царства Небесного В поисках утраченного Эдема Спасение через смерть Пути Царства Божия в обезбоженном мире Распятие на кресте, или Усеченные полумесяцем Царство Божие и царство кесаря По фильмам “Гладиатор”, 2000, реж. Р.Скот и “ Quo vadis ” 2002 год, реж. Е. Кавалерович. Из цикла лекций протоиерея Георгия Митрофанова “История христианства в мировом кинематографе”. Творческое объединение “Крона”. См. также: Раздел «Кинолекторий» на форуме «Азбука веры» Расшифровка лекции протоиерея Георгия Митрофанова Здравствуйте, уважаемые телезрители. Сегодня в студии я, протоиерей Георгий Митрофанов, и мы начинаем цикл программ, посвящённых изображению истории христианства в мировом кинематографе. Первая наша программа ставит перед собой задачу рассказать о раннем периоде истории христианства, о первом веке христианской истории, используя при этом фрагменты из двух снятых совсем недавно художественных фильмов. Проиллюстрировать разговор об истории христианства кинематографическими фрагментами побуждает прежде всего то обстоятельство, что вот уже 2000 лет являющаяся одной из важнейших тем в европейской культуре — тема христианская, — в ХХ веке нашла свое яркое отображение в самом современном виде искусства — в кинематографе. И разговор наш сегодня будет посвящен фильмам, которые многим нашим телезрителям, я думаю, уже хорошо известны. Но прежде чем мы начнем нашу беседу, хочется сделать небольшой исторический экскурс и напомнить нашим телезрителям о том, что история христианской Церкви связывается, прежде всего, со спасительным подвигом Спасителя, пришедшего в этот мир. Казалось бы, распятие Христа, Его Крестная смерть и Воскресение оставили на земле очень немного — небольшую группу людей, которые ощущали себя христианской Церковью. Их было немного — несколько сотен, может быть, несколько тысяч, уверовавших во Христа христиан, не нашедших понимания в той среде, с которой многие из них были связаны. Я имею ввиду прежде всего среду ветхозаветных иудеев. Но апостолы двинулись в мир, ибо это был завет Спасителя. И перед ними предстала воплощённая в образе Римской империи земля–земля, которую должны были просветить словом ХристоваБлаговестия. Действительно, понятие мира в те времена связывалось прежде всего с понятием Римской империи, простиравшейся от Британии до Палестины, от германских лесов до африканских пустынь. Эта могущественная языческая империя готова была противостоять христианству, — тем более, что за плечами Римской империи была уже славная многовековая история.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

Разделы портала «Азбука веры» Почему Церковь против интимных отношений вне брака? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 5 Ответов Это воля Бога, ясно и недвусмысленная выраженная Им. Воля Бога направлена на то, чтобы человек обрёл истинное счастье, а не его суррогаты. Супружеские отношения рассматриваются церковью в первую очередь в самой их глубине. Семью именуют малой церковью . Почему? Потому, что отношения между мужчиной и женщиной играют большую роль в их спасении в вечности. Они могут возвысить до Царства Небесного, а могут привести к духовной катастрофе. О тяжести блудной связи свидетельствует Сам Бог и неоднократно. В Ветхом Завете нарушителю грозила смертная казнь: « да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка » ( Лев.20:10 ). — Апостол Павел свидетельствует : «Не обманывайтесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не наследуют»  ( 1Кор.6:9 ). — Апокалипсис свидетельствует о том, что блудники и прелюбодеи, не войдут в Небесный Иерусалим. — Прекращение блуда входил в число 4х условий для принятия язычников в  Церковь . В браке люди исполняют волю Божию. Живущий в блуде служит разврату, а значит, сознательно, избирает для себя другую сферу, демоническую. По словам апостола Павла « совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней? » ( 1Кор.6:16 ).  Он совершается действие, телесно похожее на брачное соединение, но духовно совершенно противоположное ему, демоническое. В браке плотские отношения являются лишь дополнением уже имеющихся душевных и духовных связей. Поэтому они – «на своём месте»; вне брака они попирают гармонию отношений между мужчиной и женщиной. Наличие брака – это одно из отличий нас от животных. Внебрачная связь ставит нас ниже животных, потому, что для них это не грех Плотские отношения могут привести к рождение детей. Если люди не доверяют друг другу, не готовы создать семью, то они потенциально обрекают свих детей на смерть от аборта, неполную семью или сиротство. Когда мужчина говорит: «какая ерунда, штамп в паспорте, он ничего не решает», то напрашивается вопрос: если «ерунда», то что тебе мешает его поставить? Очевидно, что это боязнь ответственности, которую пытаются замаскировать ненужностью.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-czerkov-...

Святой пророк Илия ЖМП 08 август 2018 /  1 августа 2019 г. 18:28 Святой Илия. Пророк с мечом в руке 2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов).  PDF-bepcuя. Культ Ваала Кем же был он, святой пророк Божий Илия, живший в Израильском царстве почти три тысячи лет тому назад, в IX веке до Рождества Христова? И что это было за время? Согласно повествованиям Третьей книги Царств, пророческое служение Илии пришлось на один из самых трудных периодов истории Израильского (Северного) царства — на эпоху правления злочестивого царя Ахава из династии Омридов (потомков Амврия). При этой династии ставший привычным для евреев (с заселением ими Ханаана и переходом к оседлой жизни) религиозный синкретизм, проявлявшийся в одновременном почитании Господа, Бога Авраама, Исаака и Иакова, освободившего Свой народ из египетского рабства и даровавшего им «землю, текущую молоком и медом», и Ваала, хананейского бога дождя, сменился откровенным ваализмом. Культ Ваала стал государственным культом Израильского царства. Это был типичный для оседлых жителей Ханаана и Финикии натуралистический культ плодородия, со всеми присущими ему элементами, включая так называемую культовую проституцию.

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_iliy...

Седмица 3-я по Пятидесятнице Воскресенье. О Царствии Небесном и царстве земном Неделя 2-я, Всех святых, в земле Российской просиявших. Мф.4:18–23 Рим.2:10–16 В прошлое воскресенье мы со всею Церковью праздновали память всех святых, от века угодивших Богу. А ныне – особо – творим память святых, в земле Российской просиявших. «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе»! Но, как истинная любовь ко всему человечеству начинается с любви к родным, так и истинное почитание всех святых невозможно без почитания, в первую очередь, тех, следы чьей жизни остались рядом с нами, на нашей земле. Мы можем посещать места их подвигов, которые доселе посещает их дух. Мы можем молиться у их мощей, прославленных многими чудесами. Мы благоговейно созерцаем предметы, когда-то освященные их прикосновением, и берем целебную воду из источников, возникших по их молитвам. Можно бы назвать не один город на месте бедной кельи, когда-то построенной одиноким отшельником. Преподобный уходил в пустынные леса работать Единому Богу, а мир смиренно тянулся за ним; люди селились вокруг его жилища, чтобы пользоваться духовным руководством. И постепенно возникал белокаменный монастырь, а потом и целый город. Смиренные иноки мечтали о уединенных подвигах и молитвах, но по послушанию становились епископами, митрополитами, патриархами. Они собирали народ вокруг Христа, и в трудные годы испытаний христианские воины знали, что они защищают не столько временное земное царство, сколько – спасительную православную веру, без которой невозможно наследовать и Царство Небесное. Так, наши святые старались угодить Богу, по заповеди, а Бог давал им послужить и всему народу. Они хотели трудиться лишь для Царства Небесного, а Господь через них оказывал блага и царству земному. Здесь действовал вечный закон Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Все это наши земляки, такие же люди, как и мы. Все они сначала занимались такими же земными делами, какими и мы занимаемся. Откуда же взялось в них то, за что мы их славим, и чему удивляемся?.. А просто каждый из них когда-то встретился с Господом, и Господь просто позвал его, как позвал первых Апостолов. «Идите за Мною» – «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Понедельник. О первом приближении Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Глава 37. Православие и общественная Жизнь отдельных христиан влияет на общественную жизнь, и, наоборот, общественное устройство оказывает воздействие на жизнь каждого христианина. Отсюда может встать вопрос: какими должны быть с христианской точки зрения государство, экономика, социальная структура, и могут ли они быть христианскими? Церковь не имеет догматических решений этих вопросов, и христианские мыслители решают их по-разному. Но отсутствие догматов в этой области предохраняет в некоторой мере людей от худшей формы тирании – тирании «во имя Христа». Это не значит, что Православие не может предложить некоторые беспорные данные, помогающие находить верные решения в каждом конкретном случае. Христос пришел основать не земное, а Небесное Царство. Царство Мое не от мира сего ( Ин. 18:36 ), – ответил Он Пилату на суде. Он не учил и не заботился об устроении общественной жизни. Но, открыв людям законы нравственной жизни, Господь их тем самым установил. Во многом Господь Иисус Христос подтвердил ветхозаветный Закон. Апостолы и отцы Церкви утверждают поэтому, что нравственный закон лучше беззакония. Однако христианский нравственный закон не веление, а призыв, несовместимый ни с принуждением, ни со ссылкой на авторитет. Это законы свободы и закон любви, это мораль принципов, а не мораль принуждения. Исполнимость и обязательность закона любви – плоды благодати; обретающий ее знает, что закон Христов есть закон жизни, a его нарушение – путь к смерти. В Царствии Божием не может быть иного закона, как и в Церкви, которая является начатком Царства Божия на земле. Церковь, мир и право В мире, кроме нравственных, имеются и правовые отношения. Евангелие не отрицает и не отвергает права. Господь сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22:21 ). Человеческое общество управляется на основании права, и «сыны Царства» подчиняются ему, если оно не противоречит закону евангельскому. Основной признак права – это связь обязанностей одной стороны с правом, принадлежащим другой. Например, чувствующий свою обязанность подать милостыню просящему сознает, что тот не имеет нрава ее требовать, но должник, знающий свою обязанность вернуть долг кредитору, признает, что последний вправе взыскать его. Первый случай показывает пример нравственного переживания и нравственных обязанностей, второй – обязанности и переживаний правовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА 1. Сведения о книге Откровение и ее писателе Откровение, или по-гречески Апокалипсис, – пророческая книга, заключающая собой Новозаветный канон книг Священного Писания . Это богодухновенная, возвышенная песнь о торжестве Агнца-Христа над древним змием – диаволом. В ней открывается судьба Церкви в продолжение всех времен до обновления мира и наступления Царства славы. В ней находим разрешение многих тайн Священного Писания; здесь оканчивается то великое действие промысла Божия об искуплении рода человеческого, которое началось еще в раю обетованием о семени жены, которое сотрет главу змия. Автор книги называет себя Иоанном ( Откр.1:4, 9 ), самовидцем Иисуса Христа ( Откр.1:2 ), находящимся на о. Патмосе ( Откр.1:9 ), где он и получил откровение (откровение возвещено Иоанну в «день Господень» (kuriakoz hmera), т. е. в воскресный день, а не в смысле эсхатологическом. Это день, следующий за еврейской субботой, ставшей уже в апостольское время праздничным днем у христиан). Эти краткие биографические данные, а также общность выражений Откровения и книг св. ап. Иоанна Богослова подтверждают древнее общецерковное мнение о нем как писателе этой книги. Подтверждают это также и многие Отцы Церкви: Иустин Философ , Ириней Лионский , Поликарп Смирнский и др. 2. Время и место написания Откровения По свидетельству самой книги Откровения, оно написано ап. Иоанном на о. Патмосе во время его заточения. Время же написания указывается различное. Западные Отцы и учители Церкви (св. Ипполит, св. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , блаж. Иероним) считают, что Патмосское заточение было при императоре Домициане (81–96 г.), и время написания относят к 96 г. Но, судя до тому, что в Откровении только предсказывается разрушение Иерусалима и храма ( Откр.11:2 ), случившееся в 70 г., а также по другим данным, большинство наших богословов считают, что эта книга написана в 68 г. при императоре Нероне или Гальбе. 3. Цель написания Откровения С самого начала существования Церкви Христовой с ней повели ожесточенную борьбу иудейство и язычество. Изображение воинствующей на земле Церкви, ведущей борьбу под водительством Христа с силами зла и неверия и наконец побеждающей их, предсказание и изображение наступившего Царства славы для всех племен и народов, сохранивших верность Христу, составляет главный предмет Откровения. Главная же цель книги – укрепить веру и стойкость христиан ввиду непрестанных гонений и преследований за веру. 4. Замечания о толковании Откровения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Прибавление. Кому уготованы райские обители?     Кто суть сии, и откуду приидоша, – так вопрошал некогда евангелиста Иоанна один из старцев, виденных им во время таинственного откровения на небеси, сии кто суть, и откуду приидоша, кои окружают славный престол Агнчий, облеченные в ризы белы, и финицы в руках их? И когда Иоанн не мог узнать их в божественной славе, их осеяющей, то сам вопрошавший старец сказал ему, что то дивные мужи, запечатленные крестом и кровью. Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя и убелиша ризы своя в крови Агнчи; сего ради суть пред престолом Божиим. Что если бы спросил кто-нибудь нас, кто те блаженные избранные, которые наследовали и наследуют Царство Иисус-Христово? Не ведав их в мире как отребье мира, может быть, отреклись бы исповедать их в славе. Господи, Ты веси, мы не вемы чело веков сих! Но вот как ответствует на это Апостол: сии суть, иже руганием и ранами искушение пряша, калением побиены быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени ( Евр. 11, 36–37 ). Сего ради сияют яко светила в Царстве Небесном ( Флп. 2, 15 . Мф. 13, 43 ).        Христиане, мы еще от купели призваны к наследию Царства Божия! Богатый в милости Бог, от дня избавления, в онь же знаменались мы Духом Святым, предъизбрал.нас к наследию святых во свете ( Еф. 2,4 ; Еф. 4,30 ; Еф. 1, 12 ). Кто же из нас те благословенные избранные, которые должны возлечь некогда с Авраамом, Исааком и Иаковом в славе небесной? ( Мф. 8, 11 ) О! Это одни только воинствующие под знамением креста Христова, одни верные до смерти крестоносцы, через всю жизнь свою носящиеязвы Господа Иисуса на теле своем ( Гал. 6, 17 ). Так, путь креста страшен для нашего ветхого человека; но он же и неизбежен для всякого, стремящегося к почести вышняго звания о Христе Иисусе ( Флп. 3, 14 ). Этот путь страшен, ибо тесен и болезнен; но он же и неизбежен; ибо если все наследники Небесного Царства не иначе удостоились причастия лику святых небожителей, выну предстоящих лицу Божию, как прошед сквозь очистительный огнь скорбей и страданий, то и для каждого из нас не иным путем возможно достигнуть града Бога живаго, как тем же путем креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Содержание Вводные замечания об Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова § 1. Апокалипсис и «откровение» § 2. Нормальный характер и обязательный предел истолкования Апокалипсиса § 3. Авторитет Апокалипсиса § 4. Апокалиптические письма к семи асийским церквам и их положение в целом составе книги откровения § 5. Апокалипсис как книга видений откровения Божия § 6. Способ литературного изображения в Апокалипсисе и метод экзегетического изъяснения его § 7. Общее содержание Апокалипсиса Экзегетическое обозрение Апокалипсиса Часть первая Апокалиптические послания к семи Асийским церквам Часть вторая. Видения Как предрешается и чем регулируется мировая история Видения семи печатей Видения семи труб с возвращением мук для неисправимых противников Христианского прогресса О тайне судеб Божиих при достижении несомненного торжества Царства Христова Победоносные восприемники Царства Христова Последняя жатва и ее плоды Часть третья Торжество обеспеченной христианской славы в вечном Царстве Бога и Отца Эпилог Общее заключение к обозрению Апокалипсиса Post scriptum     Вводные замечания об апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова § 1. АПОКАЛИПСИС И «ОТКРОВЕНИЕ» «Апокалипсис» св. Иоанна Богослова есть самая таинственная книга во всем новозаветном каноне. Дело касается не бесконечных о ней споров литературно-критического, экзегетического и догматического характера, но самого ее существа. По убеждению и предназначению писателя, она служит откровением во взятой области, раскрытием и приведением в ясность того, что было прежде темным, а теперь обрисовывается, показывается всем с достаточною отчетливостью, понятною для каждого. Естественно ожидание, что тут все должно быть наглядно и прозрачно, внушительно и вразумительно. Фактически же имеется, что с момента своего появления и доселе Апокалипсис остается загадкой, где – по меткому выражению блаженного Иеронима – столько тайн, сколько и слов, не говоря о том, что здесь вообще «целый лес пророчеств». Это истина, несомненная для всех, но... как тогда постигнуть столь вопиющее противоречие между названием и содержанием, между намерением и исполнением? Не буду вдаваться в разные предположения, которые всегда субъективны и убивают себя уже самою своею многочисленностью. Обращусь к принципиальному анализу, согласно библейским данным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Содержание Первая часть книги пророка Осии, прелюбодеяние Израиля (гл. I–III) Первое отделение первой части книги пророка Осии: (1, 2–2, 1) Второе отделение первой части книги пророка Осии (2, 2–23) Третье отделение первой части книги пророка Осии, гл. III Вторая часть книги пророка Осии гл. IV–XIV Первое отделение второй части книги пророка Осии. IV–VI, 3 Второе отделение второй части книги пророка Осии. VI, 4–XI, II а) Неизлечимость нравственного растления Израиля (6, 4–7, 16) б) грозный суд за отпадение от Бога (8–9, 9) в) Изначальная испорченность Израиля и погибель его царства (9, 10–77, 11) Третье отделение второй части книги пророка Осии. Вероломство Израиля и Божия верность, гл. 12–14 а) Уклонение Израиля от пути праотца своего Иакова и восприятие в себя естества ханаанского б) Глубокое падение Израиля гл. 13–74, 1 . в) Обращение Израиля и облагодатствование его (14, 2–9).     Воцаренный над десятью, отложившимися от дома давидова, коленами израилевыми, Иеровоам, сын Наватов, по сказанию ( 3Цар.12:26–33 ), думал: «теперь царство может возвратиться к дому давидову, если этот народ будет ходить для принесения жертв в дом Иеговы в Иерусалим, и обратится сердце этого народа к своему господину Ровоаму, царю иудейскому и убьют меня и возвратятся к нему». И вот, чтобы религиозную пропасть между обоими царствами сделать наиболее великой и вообще религию образовать в своем царстве по своему произволу, он ввел богопротивное почитание в Израиле Иеговы под символом тельцов, таким образом нарушил основной закон завета, заключенного между Богом с одной стороны и Израилем с другой при горе Синае и совершил формальное отпадение от Иеговы, истинного Бога ( Исх. 20:4 ). Но Иеровоам, сын Наватов этим не удовольствовался, он изгнал из своего царства законных левитов, которые противились его нововведению, и избрал себе для совершения богослужения священников из массы народа, следовательно, вопреки закону ( Чис.3:6–13 ), избрал таких лиц, которые не были сынами Левия, праздник кущей своевольно перенес с седьмого месяца ( Лев.23:24 ) на восьмой ( 3Цар.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Статистика Михей, прор. Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева. В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал: – Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война? И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:

http://lib.cerkov.ru/authors/63

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010