I. О обратившемся от суетного мира сего ко Христу и наченшем каятися Как грешник благодатию Божиею подвигшись, начнет каяться, то сретает его различное искушение: Чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир. 2:1 ). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различные простирает сети. Первое: Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно против того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: Иисус Христос пришел в мир грешников спасти. ( 1Тим. 1:15 ). Второе: Искушает различными помыслами злыми, и закону Божию противными. Надобно грешнику против всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг Христианский состоит. Третие: Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно против всего того подвизаться и отражать то все мечем слова Божия и молитвою. Четвертое: Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно против тех стоять, и как только оные возникают, тотчас пресекать, призывая на помощь Всесильного помощника Иисуса Христа, и хотя отойдет помысел злой, однако ж враг, как пес к своей ловитве, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно, и как воину на карауле стоять. К сему пользует всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему. Пятое: Прельщает враг любовью мира и соблазнами и отвлекает от пути скорбного. Хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости и принимать гостей и прочая. Сии его советы по-видимому сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгоришь. Слыши Христово слово: Никтоже возложе руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк. 9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Беседа в тринадцатую неделю. О причине отступления человеков от Бога «Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3:36 ). Так определяет неложное Божие Слово. Это определение Слова Божия совершается и в частности над человеками, совершается и над целыми народами. Совершилось оно с особенною очевидностью над народом израильским, который первоначально был избран Божиим народом, впоследствии сделался народом по преимуществу отверженным. В недре израильского народа вочеловечился и совершил спасение человечества Богочеловек; ни к какому другому народу Он не обращался со Своею божественною проповедью; все благодеяния Свои Он излил исключительно на народ избранный; народ избранный отверг Богочеловека. Тщетно за пятнадцать столетий боговдохновенный законодатель Израиля возвещал ему страшные казни, если он преслушает Бога. Тщетно царственный пророк Израиля за целое тысячелетие произнес к Израилю увещание о принятии дарованного Богом человечеству Искупителя: «приимите наказание – приимите Сына 135 – да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его» ( Пс.2:12 ). Тщетно читался Моисей каждую субботу, тщетно воспевались при каждом богослужении псалмы Давидовы, тщетно повторялись угроза святого законодателя и увещание святого царя: иудеи отвергли Спасителя, простерли на воплотившегося Бога богоубийственные руки. Всесовершенного Бога они причислили к разряду преступников и предали поносной казни как уголовного преступника, как преступника из преступников. После ужасного злодеяния, которому нет подобного между всеми злодеяниями человеческими, не замедлила возгореться ярость Божия: возгорелась она вскоре, как то предсказал Дух Святый. Обыкновенно наказания для человеков возникают из самого нарушения ими Закона Божия, из самого заблуждения их. Так случилось и с иудеями. Они, будучи всецело заняты своим земным значением, данным на время, мечтая о необыкновенном земном преуспеянии, ради этих значения и преуспеяния, ради одной суетной мечты о них отвергли Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Житие Алексия человека Божия Подготовка текста Н. Ф. Дробленковой, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой и Л. С. Шепелевой Житие Алексия человека Божия было известно на Руси с XI в. Самый ранний текст древнерусского перевода Жития сохранился в списке XII в. в составе пергаменного сборника «Златоструй» (точнее – в составе «Торжественника», включенного в «Златоструй»). Остальные списки древнейшей редакции, текст и перевод которой публикуются, представлены более поздними рукописями, датирующимися XIV–XIX вв. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексию (в переводе с греч. – заступник, защищающий от несчастья, спаситель), который в юности отрекся от богатства и мирской суеты и, следуя своим убеждениям до последних дней жизни, стоически свершил подвиг добровольного нищенствования. События происходят на рубеже IV–V вв. в Риме при императорах-соправителях Гонории и Аркадии и папе Иннокентии I, а также – во владениях Римской Восточной (Византийской) империи, Каппадокии, Киликии, Осроене и в Сирии. Легенды о Божием человеке известны всем христианским литературам: древнейшая из них – сирийская (еще безымянная), сложенная в районе Эдессы «сирьской», где начинал подвижничество святой (сохранилась в списках V–VI вв.); греческая версия возникла в середине VIII в. (известна в списках X–XII вв.); в IX в. появилась латинская версия, основанная на греческой; далее появляются переводы с греческого и латинского на другие языки, в том числе и на славянские. Как полагает в своем монографическом исследовании памятника В. П. Адрианова-Перетц (Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917), текст Жития пришел на Русь не прямо из Византии, а через южнославянскую письменность, тем не менее древнерусский перевод близок греческому оригиналу. (К византийской традиции восходит также и русская иконография, изображение лика святого Алексия в миниатюрах лицевых рукописей Жития). Особую популярность Житие приобрело в царствование Алексея Михайловича, небесным патроном которого был святой; тогда была составлена Служба святому Алексию человеку Божию (издана в 1671–1674 гг.). Вторая половина XVII в. – время возникновения лучших литературных обработок Жития, появления драматических произведений на житийную тему, украинской драмы «Алексий, Божий человек» (1672–1673), «Слов» Симеона Полоцкого , Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского , вирш. К XVII в. В. П. Адрианова-Перетц относит также и сложение духовного стиха о св. Алексии человеке Божием, органически соединившего черты книжного Жития с фольклорными, былинными традициями и до начала XX в. распространявшегося в России, Белоруссии и на Украине народными певцами-профессионалами, «каликами перехожими», сказителями-былинщиками, слепыми певцами, лирниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малосмысленный, неученый и ничего не стоющий человек намеревается написать и выставить всем напоказ прекрасную, величественную и привлекательную картину, то есть, подвиг святых мучеников; между тем как нет у него и красок, достойных такой картины, и персты его неспособны даже этой картине дать совершенное начертание. Как же он, ничтожный и неискусный, осмеливается составить картину, которая выше маломощных сил? Поелику знает он свое неискусство, не забывает и своего малосилия; то припадает посему и со слезами умоляет общего всех Владыку, Христа Царя, Который и мученикам Своим даровал силу в подвиге, терпение в скорби; почему превозмогли они различные ухищрение ненавиствующего добру врага, и увенчались неувядающим венцем, - умоляет, чтобы Сам благий и святый Бог даровал неискусному мудрость, и смысл, и силу, составить великую картину, достойную самого подвига святых мучеников, к созерцанию всем грядущим родам, да и они узнают прекрасное терпение и весьма великую твердость победоносных мучеников; потому что были они мужественны в своем намерении, и приобрели великие похвалы. Во время гонения, когда все братия бежали с поприща, не смея исповедать Христа, Сына Божия, сии доблестные со всем мужеством стали на поприще и, препоясав чресла свои искреннею верою, небоязненно, с великим дерзновением, исповедали Христа Сына Божия. И что говорю о боязливых, оставивших поприще? Не поприща, но небесного царства Божия, бежали сии малодушные, соделавшись оного недостойными. Итак сии доблестные святые устояли в подвиге с великою радостию, претерпев все истязания за имя Единородного Сына Божия и Спасителя миру. И точно, недоблестны ли были сии блаженные, когда своими очами увидели приготовленные для них страшные орудия мучений, горящий костер, пещь и котлы, которые в виде капель извергали из себя летевшие смолу и жир; увидели также колеса, с принуждением и скрипом вертевшиеся в горящем огне, и еще раскаленные в огне когти, пилы, тиски, буравы, оковы и узы, одним словом: орудия, какие враг всякой истины изобрел на исповедающих имя Спасителево? Все это разложил он перед мучениками, чтобы привести святых в страх и робость, и чтобы зрением сего удержать язык их от исповедания Христа Иисуса, Что ж делают сии боголюбивые и совершенные подвижники, при виде столь многих мучений, находящихся у них перед глазами? Вооружась готовностью на все сии истязания, с великим дерзновением, небоязненно, и нимало не колеблясь, исповедуют они Христа пред заседающими князьями и судиями. Ни шипение огня, ни клубящийся пламень в печах, ни клокотание котлов, ни обращения колес, ни железные когти, ни зубы пил, ни великая острота буравов, ни давление оков, ни тяжесть уз, ни угрозы мучителей, ни скрежетание князей, ни все ухищрения ненавиствующего добру врага и его служителей, не устрашили мужественных подвижников Христовых, и не побудили отречься от своего Бога и Спасителя; но все козни врага попрали они верою, и нимало не приблизилась к ним боязнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Письмо шестое I. Необходимость Голгофской Жертвы Бог, все определяющий мерою и числом и весом ( Прем. 11:21 ), когда приготовление людей к принятию Искупителя достигло возможной при их растлении полноты, ниспосылает на землю обетованного Мессию, единородного Сына Своего. «И Слово плоть бысть» ( Ин. 1:14 ). Цель воплощения Сына Божия есть спасение людей. Нас ради человеков и нашего ради спасения сшел Он с неба. Средство для этой цели могла найти только Божеская премудрость и средства, избранного Богом, никогда не мог измыслить никакой сотворенный ум, как бы ни был он высок. Домостроительство нашего спасения ясно свидетельствует о бесконечной премудрости единого премудрого Бога. Премудрый и всеблагий Бог не восхотел оставить падшего человека на безвозвратную погибель, тем более, что в падшем человеке при всем его растлении всё еще оставалась возможность восстановления. Образ Божии, основание духовной жизни человека и единения его с Богом, не был совершенно разрушен силою зла. Отпадение человека от Бога не было решительное и безвозвратное, как в начальнике зла. В помраченном уме оставалась еще мысль о Боге, искание Его, стремление к Нему, хотя стремление слепое, думавшее найти Бога в тварях. В человеческой воле не было непримиримой ненависти к добру, нераскаянной злобы, но сохранялась еще возможность раскаяния, оставалась ещё любовь к добру, хотя слабая и немощная, пересиливаемая влечением к злу. Такие останки добра делали человека не совсем недостойным милосердия Божия. Любовь Божия не восхотела оставить человека в жертву смерти и злу, но благоволила восстановить его. Для спасения падшего человека нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека. В царстве нравственном есть столь же необходимые законы, как и в мире физическом. Как жизнь и благоустройство внешней природы держатся на необходимых законах, так бытие и порядок нравственного царства держатся на своих законах, столько же для него необходимых, как законы физические – для природы и без которых невозможно никакое нравственное устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Скачать epub pdf 29. 21 неделя по Пятидесятнице О сеятеле. О сеянии слова Божия на поле нашего сердца (Лк. 8:5–15; Мф:13. 1–23; Мк:4. 1–20) «Живо слова Божие и действенно.» ( Евр. 4:12 ). Однажды, братия и сестры, Иисус Христос пришёл на берег Галилейского моря. Окружённый множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря ( Мф. 13:1 ). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Ещё дальше виднелись масличные зелёные рощи. А там, на самом горизонте, в лёгкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой. И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зёрна (притчи: 1, 2, 3), поле – сокровище – жемчужина (5, 6). Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя своё ( Лк. 8:5 ). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге, и было поклёвано птицами ( Мк. 4:4 ), потоптано людьми ( Лк. 8:5 ). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги ( Лк. 8:6 ). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими ( Лк. 8:7 ). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат ( Мк. 4:8 ). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, – сказал Христос, – огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат... и не уразумеют сердцем слышанное ( Мф. 13:14 ; Ис. 6:9–10 ). Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога ( Ин. 9:16 ). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идёт о нём самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Беседа 1-я. Проявление Царства Божия на земле Христианская жизнь как Царствие Божие внутри человека. – При каких условиях начинается христианская жизнь внутри человека и возрастает царствие Божие внутри его, как зерно горушичное. «Подобно есть Царствие Божие зерну горушичному» ( Мф.13:31 ). Зерно горушное принесено с небес на землю Божественным Сеятелем – Господом нашим Иисусом Христом. Оно теперь возросло в великое древо и наполнило землю. Плодами его питаются и под тенью его укрываются народы земли. Это есть Царствие Божие на земле. Оно преобразовало мир; озарило умы людей недоступным дотоле ведением Бога и дел рук Его. Оно соединило сердца людей узами любви, единства и братства. Оно облагородило нравы их, смягчило ужасы войны, плена и рабства; наполнило землю приютами, богадельнями и больницами. Оно и небо наполнило обитателями-пресельниками от земли. Скажем более: там, на небесах, пресельников с земли более, чем сколько остается обитателей на земле. Там лики апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных с сонмами ангелов, составляют одну семью Отца небесного. Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется, растет и приносит плоды; а плоды царствия Божия – правда, мир и радость о Дусе Святе. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе: ибо небо высоко от тебя. Не ищи его на св.Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя здесь оно и есть. Царствие Божие не приходит заметным образом. Ищи его в себе, «Царствие Божие внутрь вас есть». Царствие Божие укоренившееся, распространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на херувимах, как на разумных престолах, Обитающий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Слово в день Преподобного Сергия 53 Ищите прежде царствия Божия ( Лк. 12:31 ). Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царствие Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Кто не знает, что попечение о спасении души нужнее чем попечение о теле? Казалось бы, не нужно было занимать внимание настоящего собрания теми истинами, которые всем и каждому известны; не нужно бы говорить христианам о том, чему учит их христианство . Но что делать! Опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт понуждает намеренно внушать и повторять: ищите прежде царствия Божия. Иисус Христос не требует от нас только знания, но исполнения. Он требует подвига: ищите; заповедует искать преимущественно пред всеми благами мира: ищите прежде ( Мф. 6:33 ) и обнадеживает нас приобретением всего нужного для временной жизни: и сия вся приложатся ваш. Празднуя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, который действительно искал царствия Божия и искал прежде всего и паче всего, чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не подражанием его святому примеру в искании царствия Божия? Поучимся убо, где должно искать царствия Божия и как искать? Господь Иисус Христос, возвещая нам царствие Божие, показывает, где должно искать оного. Царствие Божие, говорит Он, внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Почему нет нужды переходить с одного места на другое, из одной страны в другую ради царствия Божия. Оно внутрь нас. Не нужно искать его в чувственных удовольствиях, в земных сокровищах, в почестях и славе: оно внутрь нас. Не нужно искать его в любви друзей, в благорасположении богатых, в милости сильных земли: оно внутрь нас. Но где царство, там, без сомнения, и Царь. Мы живем в Боге, как говорит Апостол, о Нем живем и движемся есмы ( Деян. 17:28 ), и Бог живет в нас, по слову того же Апостола, когда мы достойны того. Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:13 ). Мы во Иисусе Христе: вси бо вы Сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит Апостол ( Гал. 3:26–27 ), и Христос в нас: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). Видите, как понятие о царстве соединяется с понятием о Царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Имя Осии с еврейского языка значить спасение. Как видно из первых стихов книги, Осия был сын Бееры, по преданию происходил из колена Иссахарова ( Ефрем Сирин ) и пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских и во дни Иеровоама II, сына Иоасова, царя Израильского. Нужно предположить, что он начал служение свое в последние годы Иеровоама II (26 г. Озии), ибо в 1, 4 ст. он говорит о близком падении дома Ииуя, которое совершилось в 12 год по смерти Иеровоама II, – и пророчествовал до 1-х лет Езекии, ибо не говорит о падении израильского царства, бывшем в 6-й год Езекии. Деятельность пророка продолжалась более 60 лет. Следовательно, Осия выступил ранее Исайи, который был призван в год смерти Озии, царя иудейского. Пророк Осия действовал, главным образом, в Израильском царстве, ибо все речи его направлены против Израиля, царя Израильского он называет нашим (4, 5) и землю Израильскую этою (1, 2). Несколько странно, что, пророчествуя в Израильском царстве, он обозначает время своего служения годами царей иудейских. Некоторые, в объяснении этого, указывают на то, что Осия, хотя и действовал в Израиле, но в конце жизни перешел в иудейское царство, где и написал свою книгу. Другие правильнее думают, что пророк лишь иудейское царство считал истинным, так как отторжение от дома Давидова в своем глубоком основании было отпадением от Бога, и потому только правителей иудейского царства пророк признавал истинными царями. Отсюда же объясняется и то, почему пророк, говоря об Израильском царстве, часто обращается к иудейскому царству, как носителю идеи царства Божия. Но, указывая сначала иудейских царей, пророк счел нужным также указать и Израильского царя Иеровоама 2-го, чтобы точнее обозначить время своего служения, ибо без этого указания можно бы относить начало его служения к 52 г. Озии, когда уже началось падение Израильского царства, и потому пророчество Осии о падении Израильского царства могло быть предусмотрено одной предусмотрительностью человеческой. Следующих царей пророк не указывает еще и потому, что после Иеровоама 2-го цари Израильские царствовали очень непродолжительное время: сперва было междуцарствие, продолжавшееся 12 лет, затем Захария, сын Иеровоама 2-го, царствовал 6 месяцев, его сменил убийца его Селлум, который царствовал 1 месяц. Поэтому пророк и не считал нужным указывать царей после Иеровоама 2-го, тем более, что он был последний из рода Ииуя, которому дано было обетование царствовать до 4-го рода ( 4Цар. 10, 30 ). О других обстоятельствах жизни пророка Осии ничего неизвестно. Из малых пророков его современниками были Михей и Амос (у них есть сходство с ним); из больших – Исайя. О состоянии царства Израильского при Осии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

«В молитве терпите, бодрствующе в ней с благодарением.» ( Кол. 4:2 ) Среди скорбных обстоятельств жизни молитва подает и утешение печальной душе и надежду избавления от обдержащих зол. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс. 45:2 ). Но когда, не смотря на молитву, по видимому усердную, скорби или продолжаются или даже умножаются: как трудно тогда удержать от уныния душу, как легко поколебаться в надежде на успех молитвы. В это время и нужно усилие духа, нужна осторожность, чтобы не оставить молитву. Ибо молитва до времени не услышанная еще может быть услышана и исполнена; но молитва прекращенная служит признаком‚ что исчезла всякая надежда на успех ее. В молитве терпите, говорит Апостол. Кто хочет благоуспешно молиться, тот должен бороться с леностию немощной плоти, преодолевать в себе тайное и греховное отвращение от собеседования с Богом, возгревать усердие к молитве, блюсти сердце от уныния в исполнении сего долга. Нам заповедовано молиться: но нам не позволено, по произволу и лености, сокращать молитву, и не указан срок, по прошествии которого мы не могли бы ожидать, чтобы молитва наша была услышана и исполнена: напротив Апостол требует от нас бдительного терпения в молитве. Первый и важнейший предмет молитвы есть Царствие Божие, потому что Спаситель заповедовал нам искать оного прежде всего ( Мф. 6:33 ) Царствие сие, являясь в полном своем величии на небе, предначинается еще и здесь на земле, в таинственных учреждениях и животворных дарах благодати. Но кто может достигнуть Царствия небесного? Царствие Божие нудится, и только усильные искатели восхищают е, говорит Спаситель ( Мф. 11:12 ). Если же общий закон в достижении Царствия Божия тот, что ради его не должно жалеть никаких трудов, усилий, подвигов: то всякому, кто хочет быть истинным искателем сего царствия, нужно испытать усилие в употреблении всех необходимых средств к исканию и приобретению оного. А на пути к Царствию Небесному какое средство можно указать более важное и нужное, как не молитву? Она, по слову Дмитрия Ростовского (о молитв. соч. ч. 2 стр.204), есть ключ к небесным сокровищам. Итак, ежели в искании Царствия Божия нужны усилия, и между тем без молитвы совсем нельзя обрести оного: то можно ли сомневаться в том, что молитва наша о Царствии Божьем должна быть усильная, пламенная, неотступная? Что касается до других молитвенных прошений, предметом которых бывают блага временной жизни, то они тогда только богоугодны, когда целью удовлетворения временных нужд мы поставляем славу Божию и Царствие Небесное. Под сим условием неотступность молитвы о благах житейских не только не предосудительна для нас и не оскорбительна для Бога, но напротив бывает нужна; потому что сообразна с истинным взглядом на блага временной жизни и с главным предметом богоугодной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010