Глава 13 История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов. 3Цар.13:1 .  И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы «и был даже доволен тем, что его Бог , Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему» (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ( 2Пар.11:13–14 ). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В ( 3Цар.14:1–16 ) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Ахии, который некогда ( 3Цар.11:29–39 ) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего «человека Божия» – пророка из Иудеи 11 . Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ( ´Ιδων), видимо, отождествляя с Иеддо ( 2Пар.9:29 ), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ( 2Пар.13:22 ). 3Цар.13:2 .  И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. «Жертвенник, жертвенник» – метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его – царь Иосия ( 4Цар.22:1 ), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет ( 4Цар.23:14–18 ). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: «помогаемый Иеговою» (Кейль), и весь рассказ XIII гл. понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7-я. Воскресение Принципиально новое откровение божественной силы в Воскресении Христа. Аналогия «пшеничного зерна». «Ваптисматическое» возрождение. Воскрешение мертвеца. Преображение. Прославление. – Сущность Воскресения: принципиальное явление царства славы. Смерть Христова, как жертва миропрославления. Смысл евхаристической мистерии. Status славы. Особенности Воскресения Христова: первенство, тридневность и превосходство славы. Отношение Воскресения Христова к общему воскресению. Характеристика царства славы. Воскресшее тело. Проблема апокатастасиса. Анастасис. С достаточною ясностью, полагаем, обрисовывается теперь та позиция, которую, согласно, всего выше, изложенного, автор займет относительно «пасхального догмата». Мы смотрим на Воскресение Христа, как на принципиально новое откровение божественной силы. В этом первый «тезис» нашей «концепции». Как «принципиально новое откровение божественной силы», Воскресение Христово должно быть поставлено в один ряд с творением мира вообще, духовного, в частности, человеческого, в особенности и воплощением. Эта, объединяющая собою названные акты, «сила», по высшему опытно-динамическому или мистическому, представляемому Христианской доктриной, боговедению, есть бесконечная любовь, расширяющая и внутри – божественную жизнь до Триипостаси, и в ничтожестве полагающая новый ряд объектов со всё большим и большим обогащением их своим благом. Разница между «внутренними», в самом Божестве, – и «внешними», – в ничтожестве, – откровениями бесконечной любви то, что первые не требуют жертвы, а вторые без нее неосуществимы. Различие это обусловливается тем, что в Боге «субъект» и «объект» любви, или «содержание» и «форма» ее, равноценны, взаимно покрываемы. Наоборот, «мир» или тварь, как откровение божественной силы в абсолютном ничтожестве, не может иметь подобное тожество: иначе он был бы четвертой ипостасию Бога. Отсюда – «рождение» Сына Божия, «исхождение» Св. Духа и естественные, извечные самооткровения божественной жизни, тогда как творение мира, обожение, воскресение – благодатные, датируемые временем акты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Глава V Глава V продолжает противопоставление будущего духовного царства Израиля Божия теперешнему греховному. Подобное повторение одной и той же исторической темы при разнородном освещении фактов встречается не только в целых священных книгах (как, например, в книге Премудрости Соломона исход евреев из Египта подробно описывается три раза); но и в таких кратких священных творениях, как, например, псалом 77-й, где это событие воспроизводится дважды подряд. Так же точно и Михей. Именно в главе IV пророк описывает явление Мессии со стороны общественно-бытовой или, выражаясь определеннее, церковной; он объясняет людям, что духовное просвещение, общий мир и вообще сила чисто духовная и непреодолимая при кажущемся физическом бессилии будет характеризовать грядущее царство. Иначе в главе V-й. Здесь духовный взор пророка обращен уже прямо на личность Домостроителя этого царства, причем общею точкою зрения при изображении Его свойств остается излюбленное им и вообще всею Библией противопоставление физической силы силе нравственной, видимого ничтожества духовному величию. Глава а. градит­с дщ рать чин на вы, жезломъ поразтъ челюсть племенъ Глава 5. 1. Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева. Стих 1. Выше пророк говорил о современных мучениях Израиля и болях рождения его в Вавилоне, рождения духовного самосознания и следующей за ним всесокрушающей духовной силы. Затем он снова возвращается к современному осажденному положению Иерусалима и как бы говорит: «Да, это именно ты, погибающий, ничтожный народ, все это исполнишь; тебя будут заушать теперь, но ты же будешь победителем народов». Славянский текст – «дщи Ефремова», а русский – «дочь полчищ», блж. Иероним – «дочь разбойника», блж. Феодорит – «оградися дщи ограждением». Славянский «жезлом поразят о челюсть сынов Израилевых», а русский – «судью Израилева», прп. Ефрем переводит «пастыря Израилева», разумея Седекию, тогда как прочие, говорящие здесь о суде, разумеют Спасителя и Его предсмертные заушения. Контекст стоит за славянское понимание, ибо иначе мысль пророка являлась бы лишенною всякой последовательности и бросающейся без толку с предмета на предмет. И что бы это была за дщерь полчищ, когда выше речь о дщери Иерусалима? Восстановить же самый текст здесь решительно невозможно, потому что слово «оградись и ограждение» от (надад) – имеют несколько омонимов, означающих и бегство, и обращение, и осквернение, причем все эти значения подходят по смыслу, а авторитетные парафрасты все разногласят. Но всего лучше по смыслу чтение прп. Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава XVII Объяснительное видение блудницы и зверя (1–2); описание блудницы, сидевшей на звере в царской одежде, с чашею мерзостей в руке и упившейся кровью святых (3–6); объяснение символа зверя его самого, семи его голов и десяти рогов, которые обозначают царей, имеющих быть исполнителями приговора Божия над зверем и блудницею, т. е. великим городом (7–18). Откр.17:1 .  И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; В новом видении, не непосредственно, Иоанн дает объяснения предыдущим видениям. Пред Иоанном является один из семи Ангелов, в руках которых были чаши Бож. гнева. В выражении «подойди» можно усматривать указание на перемену направления мыслей и внимательности Иоанна. Он должен теперь обратить свой пророческий взор на суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. Под блудницею здесь нужно разуметь тот самый город Вавилон, о котором упомянуто в Откр.14:8 ; там он назван великим городом и охарактеризован как блудница. Над ним должен произойти и по словам Откр.16:19 . Великая блудница – это, несомненно, город ( Откр.17:18 ), и город будущего времени, город антихристианского царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы. Откр.17:2 .  с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. Под блудодейством нужно разуметь распространение безнравственных обычаев и боговраждебности через лицемерную политику и развратную религию и культ, общее развращение 78 (ср Иез 23:17 ). Но такого общего развращения, общего падения религии и распространения боговраждебности можно ожидать только от города и государства последнего антихристианского царства. Откр.17:3 .  И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Откр.17:4 .  И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава двенадцатая. Кончина мира После всеобщего страшного суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и нас последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: жатва кончина века есть, а жнецы ангелы суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают; тако будет в скончании века сего ( Мф. 13:39–40, 49 ). Не должно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствие тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Что действительно, рано или поздно, последует кончина века, конец мира об этом свидетельствует божественное откровение и наука. Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребывавши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я ( Пс. 101:26–27 ). Всё было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания, и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Новому духовному человеку должна соответствовать и природа. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновлённому человеку: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). Обновление мира совершится в последний день, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить сообразно их назначению: небо и земля прейдут, и в другом месте; доколе стоит мир, или скорее прейдёт небо и земля, скорее миру настанет конец ( Мф. 5:18 ). Из всех слов Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, но не уничтожатся, а, по словам Давида, как старая одежда изменятся в новую ( Пс. 101:26–27 ), что подтверждает и апостол Пётр, говоря: «мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет. 3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в откровении небо новое и землю новую; первое бо небо и земля первая преидоша ( Откр. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава четвертая. О втором прошении: Да придет Царствие Твое Царство благодати и славы В сем прошении под словом: Царствие, разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. Необходимость Царства благодатного Человек по падении своем находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни мыслить 54 , ни творить что-либо благое без Бога 55 ; душа его, как отломленная от древа ветвь, не может сама собою приносить, по слову Божию, никакого спасительного плода, если не будет на Животворной Лозе Иисусе Христе 56 . Очевидно, что одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к благочестивой и добродетельной жизни, и созидать все возможное благополучие в сем месте странствования; и вести к приобретению вечного блаженства. Понятно из сего, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное вселение в него Царя Небесного, Утешителя, Духа истины. Возможность приобрести Царство благодати Но сколь необходимо для нас Царство благодати, столь же возможно и приобрести оное. Ибо и Сам Всевышний благоволит жить не столько в рукотворенных церквах 57 , сколько внутрь нас 58 , избирая обителью своею сердца, любящия Его 59 ; и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена 60 ; поскольку посредством крестной жертвы Агнца Божия, Ходатая Бога и человеков, теперь умилостивлен к верующим Отец Небесный. Притом Сам Искупитель мира, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование умолить о них Отца, и послать им инаго Утешителя, да будет с ними во век, Духа истины 61 . Сие обетование Искупителя, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение оного продолжалось и потом во все христианские веки, продолжается ныне, и будет продолжаться до скончания века. Никто не должен сомневаться, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, то есть всем православно верующим и провождающим истинно христианскую жизнь: поскольку и Пророческое Слово о сем предмете весьма ясно: излию от Духа Моего на всяку плоть 62 ; и Сам Богочеловек столь же ясно говорит о сем во Святом Евангелии: Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже в небесе, даст Дух Свят просящим у Него 63 . Средствами же к приобретению даров Духа Святого служат: усердная молитва и таинства Церкви 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Заключение Храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается всё домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия… правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам» 1357 . Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского выражают суть православного богослужения как школы молитвы, богословия и богомыслия. Все элементы богослужения, включая убранство храма, возгласы священника и пение хора, подчинены единой цели – настроить верующего на молитвенный лад, способствовать тому, чтобы его ум и сердце соединились с Господом. Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная Литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях, явлением трансцендентного через имманентное. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «истее» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность пережить его по-новому, а следовательно, и заново пережить встречу с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царства земнаго лишение… Ответ протоиерея Александра Шаргунова на письмо читательницы о возможности восстановления православной монархии в России 19.07.2018 1252 Время на чтение 4 минуты Дорогой отец Александр! В последнее время, особенно с приближением скорбной даты - столетия убиения царской семьи - многие снова поднимают вопрос о восстановлении православной монархии в России. И даже уже предлагают для этого то одного, то другого кандидата. Я знаю, что Вы в свое время писали статьи на данную тему. Если не ошибаюсь, совсем недавно, в майском номере «Русского Дома», Вы снова затронули этот вопрос. Поскольку вопрос этот немаловажный, не могли бы Вы еще раз обозначить самое существенное в нем? Есть ли какие-то реальные возможности осуществления этой идеи? И что более всего препятствует ей? О.А.Портнова, г.Воронеж Православная монархия - это замечательно. Но хочется снова и снова повторить: ее еще надо заслужить. Подлинная царская власть, власть помазанника Божия должна быть связана со Христом Царем. Хотя бы в самой малой степени - в устремленности к единству с Ним. И для более глубокого прояснения ее сути необходимо лучше увидеть то, что происходило с Самим Господом. Вы помните, как в Евангелии Пилат задает Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» и хотели придти, нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 14-15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13). Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем перед римским прокуратором. На этот вопрос Господь отвечает двояко - и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он - не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, - все это не про Него. Все это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царем является Христос и каково Его Царство.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/19/ca...

Закрыть Воспоминание Адамова изгнания из рая Прощеное воскресение 26.02.2023 2223 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении с ближними, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому что, во-первых, Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения. Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа. Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божьих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам " . Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: " Мир вам! " . Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/08/...

Закрыть Раздумья о будущем России В Петербурге состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора Редакция РНЛ   Анатолий Степанов   15:33 24.10.2023 1480 Время на чтение 11 минут Фото: Олег Рукавицын В понедельник, 23 октября, как мы сообщали , в Мариинском дворце, Законодательном собрании Санкт-Петербурга, состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора, сообщает наш корреспондент. Во второй половине дня состоялось пленарное заседание, а в первой половине дня ему предшествовала работа семи секций: 1. «Русская Идея»; 2. «Русский Мир»; 3. «Идеология и внешняя политика России»; 4. «Идеологические основы экономического развития России»; 5. «Идеологические основы демографической и семейной политики»; 6. «Идеология и культурная политика»; 7. «Идеологические основы отечественного образования и просвещения». Пленарное заседание открыл заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВРНС, президент северо-Западного института РАНХиГС Владимир Шамахов. Он сообщил, что в работе идеологического форума ВРНС участвуют представители 19 отделений Собора. Затем с основным докладом выступил сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВРНС митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он напомнил об идеологии Российской империи, сформулированной графом Сергеем Уваровым, остановился на формуле «Православие. Самодержавие. Народность», отметив её связь с другой идеологемой – Московского Царства – сформулированной иноком Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем « Москва – Третий Рим». Владыка предложил своё прочтение триады, которая может быть приемлема для современной России: «Святость. Свобода. Справедливость». Он также напомнил, что аналогичная работа проводилась в Мордовии, где предлагали в качестве идеологической основы иную триаду: «Согласие. Порядок. Созидание». Митрополит Варсонофий напомнил слова апостола Павла о том, кто может наследовать Царствие Небесное, отметив, что попытки по иному интерпретировать эти слова Апостола, распространённые сегодня на Западе и касающиеся прежде всего гомосексуализма (Апостол, как известно, написал, что «мужеложники Царства Божия не наследуют») – это попытки исказить Священное Писание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/24/ra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010