1. Ветхозаветные чаяния Царства Божия Исходным началом евангельской проповеди Спасителя, как известно, было учение о Царстве Божием. В первом же Своём обращении к народу Он говорил о Царстве Божием как о той цели, ради которой нужно «покаяться», т.е. перемениться, исправиться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Иисус Христос говорил также: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). И эту проповедь Он считал Своей неотложной миссией: «И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» ( Лк. 4:43 ). В последние сорок дней Своего пребывания на земле Спаситель преимущественно учил о Царстве Божием 2 . Раньше Его с таким же призывом обратился к еврейскому народу Иоанн Предтеча ( Мф. 3:2 ). В том и другом призыве говорилось о Царстве Божием, что оно «приблизилось», т.е. стало ближе. Где же было оно раньше и как представлялось? Оно находилось в сознании ещё первых людей на земле, когда они слышали голос Бога, «ходящего в раю» ( Быт. 3:8 ), и передавалось из поколения в поколение как священная идея, как лелеемая мечта о жизни под водительством и покровом Бога. Эта идея и оформилась впоследствии в идею Царства Божия, Царства Небесного. Она пережила несколько стадий (периодов) в своём развитии. Ещё первым людям дано было обетование о победном «семени жены», упраздняющем власть диавола ( Быт. 3:15 ). Обетование о «семени жены» явилось как бы Первоевангелием в ряде последующих обетований и пророчеств. «Семя жены» в дальнейшем стало называться «семенем Авраама», в котором «благословятся все народы земли» ( Быт. 12:3, 18:18, 28:14 ). Так было в первом периоде жизни еврейского народа, периоде патриархов, связанном с начальной стадией теократии. Теократический строй в жизни избранного народа сложился в период синайского законодательства 3 , когда Бог (Ягве) заключил с еврейским народом завет, по которому народ должен выполнять заповеди Закона Божия, данные через Моисея, и жить надеждой на исполнение обетований о Мессии, данных Адаму, Аврааму, Ною, а затем и Моисею: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих... воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

III. Понятие о царстве Божием. Царство природы. Проявление греха и его последствий в этом царстве. Роль человека – две обязанности: положительная и отрицательная. Орудия борьбы с грехом и его последствиями Раскрытие понятия о царствии Божием поможет нам уяснению сущности и объема пастырского служения. В Катехизисе м. Филарета при объяснении слов из 7-го члена Символа веры : «Его же царствию не будет конца», царствие Божие определяется как царство природы, царство благодати и царство славы. Под первым (царством природы) разумеется весь мир, под вторым – Церковь Божия, или общество верующих в Иисуса Христа на земле, под третьим – Церковь небесная. Это определение, раскрывающее, так сказать, органическую природу Христова или Божия царства, стало принятым во всей Православной Церкви. Поэтому мы считаем себя вправе на нем базировать дальнейшие наши рассуждения. М. Филарет, таким образом, в царстве Божием различает три ступени: низшую, среднюю и высшую. Остановимся сначала на первой составной части царства Божияцарстве природы, понимаемом в смысле «весь мир». К нему, конечно, относится не одна неодушевленная природа, хотя бы и взятая вместе с царством растительным и с царством неразумных животных, но и весь род человеческий, обитающий на земле и как принадлежащий, так и не принадлежащий к следующему, более возвышенному царству благодати. Основы и законы жизни этого царства от Бога, ибо не кто иной, как сам Господь Бог, неодушевленную природу наделил разнообразными силами, подчинив развитие и ее жизни и действие ее сил строго определенным законам. Тот же Господь и для существования, и для общежития животных установил определенные порядки и нормы. Наконец, тем же Творцом не только вложено в душу человека тяготение к Первоисточнику (религиозное начало), но также вложена и способность к различным формам творческой деятельности, как даны и основы для семьи, для общественной и государственной жизни. В царстве природы, таким образом, все Божие. Не от Бога только зло – грех и развившееся под влиянием греха ложное направление воли человеческой, отразившееся на жизни всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

архиепископ Серафим (Соболев) Содержание Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием § I     Книга проф. протоиерея П. Я. Светлова (изд. св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1905 г.) представляет собою капитальный труд в 467 страниц. К сожалению, этот труд, стоивший автору больших усилий, имеет в своей основе ложную мысль. Последняя проходит через всю книгу от начала до конца и, прежде всего, выражается в главных определениях Царства Божия.     Царство Божие,— говорит прот. Светлов,— есть единение каждого человека и всех людей вместе с Богом, дарованное нам во Христе, Царе и Господе нашем (С. 81). В другом месте книги мы находим такое определение: Царство Божие в общем или широком смысле есть постепенно устрояемый Провидением совершенный порядок вещей в природе и истории, в котором возглавляемое Христом человечество участвует во всех благах осуществленного Им Божественного совета об искуплении мира (С. 97).    К словам этих определений следует присоединить и ряд однородных им по смыслу заявлений, которые нами будут рассмотрены ниже.    Нельзя не отметить, какие великие заблуждения содержат в себе указанные определения Царства Божия. Остановимся своим вниманием на первом из них.    Прот. Светлов говорит, что Царство Божие даровано нам Христом и состоит в единении каждого человека и всех людей вместе с Богом. Но из первосвященнической молитвы нашего Господа мы знаем, что о единении со Христом, истинным Богом нашим, можно говорить, имея в виду не каждого человека и не всех людей, а только истинно-верующих во Христа. Не о сих же молю токмо, говорит Господь, но и о верующих словесе их ради в Мя. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал (Ин. 17:20—21).    По учению св. Симеона Нового Богослова, это единение наше с Богом происходит через внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа. Имея в виду слова св. Иоанна Богослова: В тот день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14:20), св. отец спрашивает, какой же это день или с какого момента, по свидетельству Евангелиста, было приобретено Апостолами, а после них стало приобретаться и верующими во Христа единение с Богом? С того момента, когда благодать Св. Духа снизошла на Апостолов, а затем стала преподаваться всем истинно-верующим людям (Слова св. Симеона Нового Богослова, вып. II. С. 71). Но эта благодать сообщается нам только в Православной Церкви — в ее таинствах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

Введение I 1) Точка зрения 1. Преобладающие черты национального характера греков. Борьба между эллинизмом и христианством. Общий ее вид и характер 2. Национальный характер римлян. Столкновение римского язычества с христианством. Общий вид и характер борьбы между христианством и язычеством Рима до времен Кон­стантина Великого 3. Христианские апологеты западно-римской церкви. Общий характер их апологий. Результат апологетической их де­ятельности 2) Внешнее положение христианства и язычества в Риме со времен Константина до Феодосия. Законодательные меры императоров в пользу христианства. Внутреннее отношение между христианством и язычеством Рима 1. Неоплатонизм и его отношение к язычеству и христиан­ству. Орфические и термические книги. Порфирий, Ямвлих и Юлиан 2. Мнимое обновление римского язычества под влиянием религиозной философии неоплатоников. Две партии неоплатонизированных римлян, – политическая и ученая Веттий Агорий Претекстат и Симмах – представители первой. Апулей. Последователи Апулея и Порфирия, – Максим модорский и Лонгиниан, – представители второй 3. Взятие Рима готами. Антихристианское движение римских язычников. Августин, как апологет христианства. Творе­ние Августина De civitate Dei, как апология. Цель, задача и план, заглавие и время написания этого творения II. Содержание творения «о царстве Божием» 1) Разбор языческих возражений против промышления Божия о христианах. Тема всего труда. Точка зрения и главные вопросы первой части (I) 1. Бедствия Рима и его провинций до рождества Христова, как доказательства бессилия и бесполезности языческих бо­гов для временного счастья их почитателей (II–IV) 2. Причины благосостояния и политического могущества рим­ского государства. Истинный Бог – податель того и другого (V) 3. Разбор политического, народного и философского бого­словия римлян в связи с вопросом об отношении языче­ских богов к вечному блаженству человека за гробом. Божеское почитание подобает только единому истинному Богу (VI–X) 2) Национально-римская государственная идея и идея всемирного царства Божия 1. Происхождение царства Божия и царства земного (XI–XIV) 2. Земное развитие того и другого (XV–XVIII) 3. Последние судьбы того и другого (XIX–XXII) III. Историческое и апологетическое значение творения «о царстве Божием». Ученые и литературные его свойства. Апологетиче­ский его результат  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Глава третья. Крещение Иоанново Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится. ( Лк. 12:50 ). § 14. Проповедь покаяния. Почему наступление царства Божия есть время суда Божия Общественное служение Господа Иисуса Христа было предварено проповедью Иоанна Крестителя. Он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. Он говорил: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Он действовал, как предтеча Мессии, и называл Его своим πρτοςом ( Ин. 1:31 ). Его задачею было приготовить народ к принятию Мессии и Его царства. Он проповедовал крещение покаяния именно потому, что «приблизилось царство небесное». Наступление царства небесного и деятельность Мессии представлялись Иоанну Крестителю вместе и временем сообщения народу высших духовных даров, и временем грозного суда. «Я крещу вас в воде в покаяние, – говорил он народу; – но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и о гнем» ( Мф. 3:11 ; Лк. 3:16 ), т.е. Его дар будет животворным духом для одних и огнем поядающим для других. Иоанн предвидел Мессию с лопатою в руках, которою вывевают хлеб: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ; Лк. 3:17 ). Это сознание близости наступающего гнева Божия и народной слепоты, закрывающей смысл времени, придавали Иоанну необычайную суровость 39 . Он видел уже секиру при корне дерева, не приносящего плода; он уже чувствовал дыхание неугасимого пламени, в котором сгорает солома. Значение своей деятельности он полагал в том, чтобы спасти от этого пламени то, что еще способно к жизни. Единственное средство к спасению от грядущего суда он указывал в покаянии, в смиренном сознании человеческого недостоинства; он преимущественно вооружался против самодовольства, самоправедности и национальной гордости иудеев; он называл порождениями ехидниными тех, которые думали избежать будущего гнева в надежде на свое происхождение от Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ I. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1784). ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Чтобы найти путь ко спасению, нам необходимо прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных отцов наших. Им дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царства Божия. Они открывают нам смысл Священного Писания . В их духопросвещенном учении мы найдем всё, что нам нужно для спасения. Мы же к такому прилежному чтению Писания и учения отцов себя не приучаем и потому далеки от знания Тайн Царства Божия. Прости нас, Господи. Премилосердый Бог соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная. Без этой веры Православной никому никак невозможно спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и добрые дела без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и добрые дела с верой Православной. И тогда при помощи Божий Благодати, споспешествующей нашим добрым делам, мы спасемся по слову Христа, сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже». Господи, мы постоянно забываем, что Ты соделываешь наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Мы же и веру Православную не исповедуем со всем вниманием, как заповедует Святая Соборная и Апостольская Церковь , и добрые дела в своей жизни отъединяем от Евангельских заповедей, отчего они становятся мертвыми. И к помощи Благодати Божией мы прибегаем с огромной долей забывчивости, оставляя без внимания слова Христа, говорящего нам: «Без Меня не можете делать ничего». Прости нас, Господи, за эту забывчивость и оплошность в делах спасения. Христос Спаситель, Истинный Бог наш, желая всем человекам спасения, поставил нам в закон добрые дела, именуя их Своими спасительными Евангельскими заповедями. От всех православных христиан, и от монахов, и от мирян, живущих с женами и детьми, Он требует самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших телесных трудов, а одного доброго произволения души. Ибо иго святых его заповедей благо и бремя делания их легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Часть II. Богослужение Глава первая. Храм В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог . «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» , – говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), – учил апостол Павел.Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–5 ). Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передаётся посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего. Он создаёт впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, всё небесное и земное соединяется под главою Христом ( Еф.1:10 ) и что в Нём мы все исполнены полнотою Божьею ( Еф.3:19 ). Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами – как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него – ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию – «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ) – присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего. Престол Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол:   он есть трапеза Царства Божия (см. Лк.22:30 ); на нём мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам даётся Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери. Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Часть вторая. Пророческие речи св. Захарии о временах благодатного царства Мессии Речь первая а) Предсказания о великих государственных переворотах, имеющих в видах, приготовления людей к достойному вступлению в духовное царство Мессии, совершиться в мир перед Его пришествием на землю (Гл. 9) Тяготеет 166 слово Иеговы над землею Хадрах 167 , и Дамаск есть покой его 168 ; ибо око Иеговы на человеков и на все колена Израиля ( Зах. 9:1 ). Настает время, когда дары благости Божией одинаково будут ниспосылаться на все человечество, так же, как и на израильтян. Господь предвозвещает через пророка об этом времени с тем, конечно, чтобы и язычники могли потом узнать его и, если вожделенно для них это время, приготовиться к нему, очистившись от мерзостей идолослужения 169 . Но нелегко бывает человеку расставаться с тем, с чем он давно сроднился. А потому, это блаженное время водворения царства Божия на земле будет бременем для земли Хадраха, – будет ли это бремя состоять в тягости, какой, первоначально, будет казаться закоренелым язычникам закон Божий, или же в лишении благодати Божией, отвергающихся ее, – пока, наконец, самый Дамаск, столица земли, войдет в состав царства Божия 170 . Распрострется это бремя и на Емаф, город смежный, и на Тир с Сидоном, потому что он очень умудрился; Тир обстроил себя крепостями, и набрал серебра, как песку, и золота, как грязи на улицах (ст. 2–3). Емаф 171 , и, в особенности, Тир с Сидоном 172 , как города, при своей изобретательности чрезвычайно богатые 173 , слишком самонадеянны для того, чтобы смиренно покориться водительству промысла Божия. В частности, Тир, как более других богатый и чрезвычайно укрепленный город, более других был и самонадеян 174 . Но вот, Господь сделает его, наравне с другими богатыми и, потому, самонадеянными городами, нищим, укрепления его повергнет в море, и сам он будет пожран огнем (ст. 4), чтобы почувствовал, наконец, слабость силы человеческой, не вспомоществуемой Богом 175 , и тем, послужил уроком для других самонадеянных городов 176 . В особенности, говорит пророк, увидит Аскалон и ужаснется; и Газа, и сильно вострепещет, и Екрон, потому что посрамилась надежда его 177 : города эти, находясь в союзе с богатым и, по-видимому, непреоборимым Тиром, и себя считали безопасными от всякого внешнего врага 178 . Но вот, падет опора филистимских городов, и они уже не в состоянии будут защищаться одной собственной силой, – они падут: и не будет царя в Газе, и Аскалот будет необитаем. – Чужестранцы поселятся в Азоте; и гордость филистимлян разрушу (ст. 5–6), говорит Господь 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Глава I Письмо (первое) палестинских иудеев к египетским (1–9). Второе письмо в том же роде (10–36). 2Мак.1:1 Братьям Иудеям в Египте – радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. Письмо Палестинских Иудеев Египетским начинается приветствием, которое выражается и в греческой форме ( χαρειν), и в еврейской ( ειρνην αγαθν – счастливого мира!). 2Мак.1:2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! «Да благодетельствует вам Бог…» – ближе определяется через дальнейшее выражение «да помянет завет Свой с… Авраамом, Исааком и Иаковом», т. е. относительно их потомков. 2Мак.1:3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! «Да даст… сердце, чтобы чтить Его…», т. е. «сердце, чтущее Его», преданное Ему. – «Волю Его» – τ θελματα αυτο, – слав.: хотение Его, выраженное в Его заповедях. – «Всем сердцем» – καρδα μεγαλη – слав.: сердцем великим. 2Мак.1:4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! «Для закона Его и повелений» – ν τω νμω αυτο – слав.: в законе Своем, т. е. в области Своего закона, в дни исполнения его. 2Мак.1:5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! «Во время бедствия» – ν καιρω πονηρω, слав.: во время лукаво, в несчастное время. 2Мак.1:6 Так ныне здесь мы молимся о вас. «Так ныне…» και νν (ср. ст. 9), и ныне, т. е. сообразно высказанным пожеланиям. 2Мак.1:7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 2Мак.1:7–8 . Сообщение, что скорбь и несчастие, постигшие Иудеев при Димитрии (в 169 г. э. Сел. – 144–143 г. до Р. Х.), о чем они прежде писали, теперь прекратились. Здесь разумеется Димитрий II Никатор, воцарившийся после смерти Александра Валаса и Птоломея Филометора в 167 г. э. Сел. (см. к 1 Мак XI: 15–19). – «От святой земли…» – αγα γη Зax II: 12 – так называется Иудея, как место преимущественного пребывания Божия и явлений силы Его. – «И царства», т. е. святого же, Божия: такое наименование усвояется ветхозаветному народу и местожительству его только в данном месте Ветхого Завета. – «Отложением», или отпадением Иасона с его соумышленниками от святой земли и царства – писатель называет известный поступок Иасона, когда он решился купить у Сирийского царя первосвященство за деньги и позволение ввести в Иерусалиме языческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало Церкви Христовой 23.01.2024 77 Время на чтение 24 минут Две тысячи лет назад Христос начал великое дело созидания Царства Божия на земле, призвав для первых делателей. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10: 1-4). Это было начало Нового мира. Конечно, израильской элите это представлялось утопией, неосуществленной идеей, невозможной в силу человеческого греха. Христос предлагал человека изменение его естества. Причем не через сто или двести лет, но немедленно, в тот день, когда Он обратился к личности. Первые вестники и драгоценные жемчужины Нового мира, избранные Господом, - Апостолы. Они были именно избранны Богом. Не каждому дано быть проповедником и учителем. Это были разные по характеру и темпераменту люди: их объединило общее стремление строительства Царства Божия (они, действительно, строили Новый мир, а не тот, который впоследствии будут строить под красным знаменем потомки фарисействующих иудеев). Среди них был и тот, который впоследствии предаст Христа. Возможно, некоторым покажется странным, что Господь, Который все ведает, избрал в свою среду предателя. Однако Бог предоставляет каждому человеку свободный выбор. Иуда жаждал прихода Мессии. Но его Мессия был победитель природы, властитель и владыка земных царей, Который дарует Богоизбранному народу освобождение от римского гнета, телесного рабства. Он не видел, что Господь пришел изменить всего человека, изменить, не насилуя его свободную волю. Иуда, как и иудейская элита, Царство Божие измеряло земными категориями. В этом аспекте кроется непонимание Учения Христова. Многие, излечившись от болезней, увидели в этом практическую выгоду для себя. К чуду стали подходить прагматически. Рим будет повержен, если пророк по имени Иисус с помощью невероятных чудес обратит римскую армию в бегство. На Христа смотрели никак на Бога, а как предводителя армии, которого по достижении определенных целей фарисейская элита планировала удалить от народа, от своего царства. Эти фантазии будоражили воображение фарисейской и саддукейской элиты. Они не могли и представить себе, что Рим будет повержен, только это падение произойдет несколько иным путем. И первый гвоздь в гробницу римской империи вобьет Церковь Христова, Которая обращалась к сердцу человеческому, сооружая в нем Царство Божие. И это была не утопия, но реальность, превосходящая все ожидания.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/23/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010