Преп. Софрония, архиепископа Кипрского. Жил, как полагают, в 6 веке. Славен нищелюбием. Пролог. (Act. SS. martii. II. 65. Or. Chr. II col. 1048). Мес. B. 9 дек. и 20 февр. 10 Свв. мучч. Мины, Ep могена и Евграфа. Мина, Афинянин ученый и красноречивый, послан был Максимином в Александрию для умирения язычников и христиан. Успешно исполнив сие поручение, он объявил себя чтителем Иисуса Христа. Царь для наказания Мины отправил епарха Ермогена, но и сей сделался христианином, и даже епископом. Максимин, прибыв в Александрию, после истязаний повелел их обезглавить с Евграфом, делопроизводителем св. Мины (ок. 313). Мощи их перенесены в Византию. Чет. Минея от Метафраста. (Latine ар. Surium). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Гемелла Пафлагонина, многострадальца. Узнав, что Иулиан находится в Анкире Галатской, предстал пред ним, и обличил его в отступничестве. После жестоких мук распят в Едесе, ок. 301 года. Пролог. Март. Р. Преп. Фомы Дефуркина. Сперва простой инок, потом настоятель монастыря, основанного Византийским вельможей Галоликтом, при реке Сангарии. Имп. Льву, сыну Василиеву, отвечал, не читав его послания. Скончался в глубокой старости (в конце 9 века). Пролог. 11 Преп. Даниила столпника. Родился в окрестностях Самосаты в 409 году; начал подвизаться, когда Симеон столпник уже преуспел в посте. Отошел в Фракию, в Анапле сначала затворился в идольском капище, потом взошел на столп, в самый год кончины преп. Симеона Столпника (459). Его святое житие часто приводило к нему имперр. Льва и Зинона для получения благословения и слышания его предречений, оправданных событиями. Скончался в 489 году, 80 лет. В Чет. Минее Житие из Метафраста сокращенно. (Latine ар. Surium. Act SS. Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. II. 225). Мес. B. Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Луки, нового столпника. В битве с Болгарами, спасшись от смерти, отрекся мира, сделался пресвитером, взошел на столп в Халкидоне, и на нем подвизался 45 лет, в 10 веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Далее на южной стороне икона Св. Троицы, а на северной - Св. Вел. Екатерины, Варвары и Димитрия Царевича. На обеих этих иконах имеются также серебряныя ризы, из коих одна весит 1 п. 1 фун. 18 зол., а другая - 1 п. 2 ф. 32 зол. Обе эти ризы - дар московской купчихи Наталии Соколовой. Кроме сего, могут быть упомянуты еще следующия иконы, находящияся в разных местах Троицкаго храма. Так, замечательна икона, находящаяся на восточной арке, по одной линии с иконостасом, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, имеющая 2 1/2 ар. высоты. На южной стене икона Иверской Божией Матери - дар Кириллова монастыря архимандрита Иннокентия, перемещенного потом в Валдайский Иверский монастырь. Икона эта имеет 1 1/2 ар. высоты, помещена в простой деревянной раме, по усердию сестер горит пред нею неугасимая лампада. На колонне, по правую сторону, икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и особом резном киоте. Вообще все стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих, кроме вышеупомянутых, многия отличаются как по богатству убранства и украшений, так и по особому почитанию их. Придел во имя Владимирской Божией Матери На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Иконостас здесь одноярусный с тремя фронтонами, поддерживаемыми шестью колонками, украшен приличною резьбою, вызолоченною на полимент. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа. Придел во имя Всех Святых Этот придел находится на северной стороне храма, на хорах. Он устроен в том же году иждивением монахини Феофании Готовцей. Иконостас такой же, что и в приделе Владимирской Божией Матери; царския врата состоят из сияния, устроеннаго вокруг клейма, находящагося в средине врат, с изображением Сретения Господня. Иконы также своего письма.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Поэтому он не хотел или не мог отстаивать своего бывшего любимца против общего суда местной иерархии. По низложении с кафедры Вихинг совсем пропадает из истории. 346 Так как одним из мотивов к походу было усмирение графа Исанарха, который, восстав против Арнульфа, потом, взятый им в плен, бежал из плена под защиту к Моймиру, продолжал не покоряться и правительству нового короля; то естественно, что усмирение мятежного графа и его защитника являлось ближайшим делом для нового правительства, решенным тотчас по возведении на престол Людовика. 347 Обстоятельство это, не лишенное значения в истории церковных отношений Моравии, будет пояснено ниже при речи о последних. 348 Главным источником излагаемых сведений о судьбе Моравии со времени кончины Святополка до 901 года служила для нас, как и для других исследователей, Фульденская летопись (ар. Pertz I, стр. 894–901), которая писана современником и оканчивается именно этим годом. 349 Стефан велел вырыть Формоза и в папском облачении посадить на папском престоле в базилике св. Петра, при большом собрании. Затем обратился к покойному со словами: «Зачем ты, портуенский епископ, простер дерзость до того, что восхитил папский престол?» За покойника должен был отвечать назначенный Стефаном адвокат-диакон. Подсудимый оказался виновным. Тогда сорвали с него облачение, труп повергнут и тащен по полу базилики и, по отсечении двух пальцев и головы, брошен в Тибр. В анналах ар. Pertz. I. 53, 412 и т.д. Baronius ad an. 896–897, где по поводу целого ряда безчинии и злодейств на папском престоле выражается: «En illa infelicissima Rom. Ecclesiae tempora... quando intrusi in cathedram Petri... homines monstrosi, vita turpissimi, moribus perditissimi, usque quaque foedissimi. Удивительно, что новейшие латинские писатели, имея подобные примеры в истории папства IX века, истощаются в усилиях омрачить нравственную честь византийской иерархии того века, перебирая, так сказать, по ниточке дело Фотия с Игнатием, чтобы всячески опорочить первого, хотя он не был повинен в несчастьях Игнатия и помирился с ним по-христиански.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

36 В 1817 г. Леонид перешел в Свирский мон. (олонецкой еп.) вместе с Феодором, который здесь и скончался, а с 1828 г. поселился в Площанской пустыне; отсюда в след. году возвратился в Оптину. Сконч. 11 октября 1841 г. 38 Из благотворителей достойна внимания графиня и фельдмаршальша Анна Иродионовна Чернышова, жившая в принадлежавшем ей селении Чичерске, могилевской губ. В пользу Рыхловского общежительного мон. она пожертвовала (в августе 1818 г.) 3,000 п. ржаного хлеба, 100 п. пшеничной муки, 50 четв. гречневых круп, 10 четв. пшена; разных круп овсяных, полбенных 10 четв., разной сушеной рыбы до 50 п., меду 25 п., чистого воску 7 п.; холста 3,000 ар., сукна 500 ар., кож 200 штук, 2 пары волов и несколько рублей денег. Провианты доставлены в монастырь на фурах и телегах. Дорога милостыня во время скудости; а в этом году была большая цена на все жизненные припасы. Мельхиседек езжал в Чичерск раза два, в 1818 и 1820 г. 40 Переведен в Чернигов 16 июня 1818 года; в след. году 17 сентября пожалован саном архиепископа и вызван для присутствования в Св. Синод; в 1820 г. 26 сент. переведен в Тверь, а отсюда (1821 г. 3 июля) в Ярославль. К Мельхиседеку он был очень расположен, и не раз писал к нему из Петербурга (поздравлял с переходом в Москву) и из Ярославля (напр. приглашал его (1823) в Ярославль на несколько дней). Чувствуя себя больным, он просил Св. Синод (11-го марта 1824) о дозволении пожить ему четыре месяца в Симонове мон., где настоятельствовал в то время Мельхиседек, и сделал это «в полном уверении любви» к нему о. архимандрита. Дозволение Св. Синода последовало, но преосвященный не мог им воспользоваться: 27 марта, в пятом» часу пополудни, он мирно скончался. Одно из писем его к Мельхиседеку приложено в нашей статье, а другая едва ли сохранились. 41 Директор придворной капеллы А. Ф. Львов испытывал певческие хоры в Москве (1849–50), и Симоновский хор заслужил особенное одобрение. Головщику, иеродиакону Виктору, дан аттестат на звание регента. 42 На полах дски изображены св. Тихон Амафунтский и Марфа сестра Лазарева. Из сего видно, что икона была келейною св. Тихона Задонского , имевшего сестру Марфу. На зиму она переносится в придел преп. Ксенофонта и Марии, находящейся в трапезе Тихвинской церкви («Моск. Симонов мон.» 1867, стр. 12 и 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В иконостасе этом, между прочим, помещены иконы тех святых, имена которых носят члены Августейшей семьи: Св. Благоверного Вел. Кн. Александра Невского, Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Св. Великомученика Георгия, Св. Чудотворца Николая, Св. Архистратига Небесных сил Михаила, Преподобной Ксении, Св. Равноапостольной Ольги и Св. Преподобномученицы Евгении. За левым клиросом, на аналое находится икона Св. Великомученика Георгия (12 вер. высоты и 8 вер. ширины), дарованная церкви в Бозе почившей Государыней Марией Александровной. Над жертвенником в алтаре помещается икона Св. Троицы, в виде 3-х ангелов (высота 2 1 / 2 ар., ширина 2 ар.), дарованная Ее Высочеством Государыней Княгиней Евгенией Максимилиановной. Кроме того, как драгоценные памятники, община свято хранит в молельне сестер икону Спасителя (высота 8, ширина 6 вер.), обложенную серебряным ободком и украшенную эмалированным Красным Крестом – дар Государыни Императрицы Марии Александровны, также икону Божией Матери (высота 7, ширина 6 вер.) в серебряной позолоченной ризе – дар и благословение высокопреосвященного митрополита Исидора. Как уже сказано выше, члены Августейшего дома были одними из первых покровителей и жертвователей общины и церкви; за тем более выдающимися жертвователями и сотрудниками являются: граф Е.Н. Гейден, т. с. Ф.Ад. Оом, графиня Е.Д. Милютина, ныне княгиня Шаховская, С.П. Боткин, Н.П. Богоявленский, граф А.Д. Шереметьев, граф П.А. Зубов, И.Ф. Громов, Г.М. Петров, Д.Н. Лебедев, И.Г. Харитоненко, С.С. Поляков, Е.И. Брагин, архитектор Н.А. Мельников, князь И.А. Накашидзе, протоиерей Л. А. Павловс кий и мн. др. Основными средствами общины служат: во 1-х, доход с неприкосновенного капитала, достигающего почти 200 тыс. р., во 2-х, ежегодная субсидия от Красного Креста по 15 тыс. р., в 3-х, членские взносы и случайные единовременные пожертвования, также базары и другие непредвиденные статьи дохода. Богослужение в церкви общины совершается, кроме праздничных, еще и в другие дни недели, ради нравственного подкрепления страждущих и труждающихся в этом учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

705. B.-C): epist. Ioannis Antiochen. ad imperat. Theodosium. 487 Mansi, V, 301–309. Деян., II, стр. 372–380. Mansi, VI, 655–673, Деян., III, стр. 219–227. Migne, gr. ser. t. 77, col. 173. 176. 177. 180. 181. 488 Время окончательного заключения мира между св. Кириллом и Иоанном опреде­ляется следующими соображениями: 1) Павел Эмесский, еще до окончания переговоров, произносил в Александрии проповеди 25-го декабря и 1-го января, т. е. в Рождество Христово 432 и в первый день нового, 433, года (Mansi, V, 293. 296. Migne, gr. ser. t. 77, col. 1433. 1437. Деян., II, стр. 360–363. 363–370). 2) Послание « Εφραινσθωσαν» явилось после этих бесед, может быть, в январе 433 года. 3) Св. Кирилл торже­ственно объявляет, что общение с «Востоком» состоялось 23-го апреля (Mansi, V, 289–290. Деян., II, стр. 354–355), а этого не могло быть ранее 433 года. 4) Иоанново посла­ние « Πρ ην κ θεσπσματος» было состовлено и отправлено или в конце 432 года, или в самом начале следующего. 493 Epist. Theodoreti 173: Μ. 83, col. 1487. Cnf. Migne, lat. ser. t. 48, col. 1079–1080. Synodicon, cap. CXXXIX: M. 84, col. 754–755. 500 Synodicon, cap. CV ( Μ. 84. col. 719), показывает, что там был между прочим Иоанн Германикийский. 501 Synodicon, cap. XCV: М. 84, col. 709–711. Cnf. Epist. Theodoreti 171: Μ. 83, col. 1484. Нельзя сказать, чтобы настоящее письмо представляло точное воспроизведение Зевгматийских постановлений, но других сведений о них мы не имеем. 507 Synodicon, cap. CXXVIII: М. 84, col. 742. Здесь Феодорит пишет Мелетию Неокесарийскому: memor sum eorum, quae mihi locuta est religiositas tua, quando mihi Antiocheni intentionem nunciasti, dicens quod pacem desideraret (Ioannes Antiochenus?), promittens nihil unquam, quod nos contristaret, se esse facturum. 519 Феодорит стоял в сношениях с комитом «Востока» Дионисием (epist. 17. 19 ар Σακκελων., σελ. 14. 15. 17; epist. 23 ар. Μ. 83, col. 1204). 520 Synodicon, cap. CXLII: M. 84, col. 758. Нам известен комит-доместик Тит, знакомый Феодорита (epist.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Блаженна душа, просиявшая в мире жизнью, подобной ангельской! 12 Евсевий о жизни Константина, кн. 4, § 26, 28. Св. Елена в Иерусалиме «дев, вписанных в списки церковные, приглашала к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яств». Сократа Ист. 1, 17. Послания св. Климента Римского к девственницам, известные Иерониму и Епифанию, известны и ныне. 14 Иночествующие приняли образ жизни от св. Евангелиста Марка, первого первосвященника Александры, жили не только так, как пишется в Деяниях Апостольских о первых верующих: «всё у них было общее, но стремились к высшей жизни, удалялись в скрытые загородные места и, проводя жизнь в строгом воздержании, изумляли язычников». 15 Первомученица Фекла за любовь к детству и вере страдала от матери и градоначальника, сент. 24. Св. м. Лукия принадлежала к «обществу посвящённых дев» (junii 24 июля 4). Евсевий о Палестинских мучениках гл. 5: «судия предаёт содержателям блудниц для посрамления – посвятивших жизнь Богу дев». В истории страданий Сатурнина св. Виктория, бросив жениха, «бежит в храм чистоты, в пристанище стыдливости, в церковь и, посвятив власы свои Богу, сохраняет в непорочности девство своё» (Ар. Ruinartum, Acta S. Saturnini § 16). В истории св. Феодота видим «трёх дев, которых апотактиты (отделённые, иноки), считают своими»; потом семь дев молятся: «Господи Иисусе Христе! доколе было в нашей власти сохранять непорочным девство, ревностно хранили мы до сего дня» (Ар. Aninartum, Acta S. Theodoti § 13, 19). Мученицы девы 2 века: Дросида (март. 22), Ермиония (сент. 4), (Евдокия март. 1), Гликерия (мая 13), Параскева (июля 25), Татиана дева, диаконисса (янв. 12); мученицы девы 3 века: Агния (янв. 21), Екнафа, Валентина и Павла (февр. 10 по Евсевию, украшенные венцом девства, о мучен, гл.3:9), Евгения (дек. 24), Анфуса (авг. 22) Пелагия (окт. 8), Иулиания (дек. 21), Пелагия (мая 4), Сосанна (авг. 11), Евфимия (сент. 16) и др. В Александрии при Диоклитиане «добровольные девственные подвижницы» (ατοπαρθεναι σκητριαι) преданы были на поругание (Евсевий о мучен. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

85 Подобную мысль высказывал между прочим знаменитейший богослов пятого века, бл. Феодорит , епископ Киррский. «Правда, – писал он (epist. 145 ар. Migne, gr. Ser. t. 83, col. 1385), – тело (Господа по воскресении) осталось телом, но оно есть уже нестрадательное и бессмертное, истинно божественное и прославленное божественною славою». 86 Рассматривая факт Преображения именно с этой точки зрения, бл. Феодорит кроме сего видел здесь «образ второго пришествия» Иисуса Христа (epist. 146 ар. Migne, gr. Ser. t. 83, col. 1385, p. 1253). 92 Weiss. Das Leben Iesu. S. S. 311–312. Bleeck (Op. cit. S. S. 66–67) и Meyer (Com. uber Matth. S. 335) разделяют визионерную гипотезу только наполовину, по отношению к явлению Моисея и Илии. Само собою понятно, что эти ученые подпадают тому же суду, какому подлежат и выдержанные последователи теории видения. Кроме того, к Блеку и Мейеру вполне применимы те замечания, какие были сделаны нами выше о Кейме (стр. 18–19) в Ольсгаузен (стр. 41–42) по другому случаю. 98 На это ссылаются: Herder (Vom Erloser nach drei ersten Evangelien. Riga. 1796. § 15), Wurm (Programma ad festum Paschale. Tubingen. 1821.) и многие другие экзегеты, особенно начала настоящего столетия. 100 August. Theolog. Blätter. Jahrg. II, S. 191. Rufswurm. Die neuen theol. Blatter, 1 Bad. 3 st. S. 76; Bibelcommentar für Prediger. Bnd. V. S. 137. 101 Paulus. Handbuch. S. 436–465. Cp. его Das Leben. Iesu Heidelberg. 1828 II. Bud. II. Abth. S. III. К такому объяснению склонен и Шлейермахер (Ueber den Lukas. S. 148). 102 Павлюс (Exeg. Handbuch. S. 460) и Газе (Op. cit. S. 494) высказывают это предположительно; Venturini же (Natürliche Gesehiohte des grossen Propheten von Nazareth. Bethlehem (Copenhagen). S. Bnd. 1800–1802. I, S. 370) – вполне решительно. 104 См критику этой гипотезы у Штрауса: Das L. I. S. 216–248 и у Кейма: Gesch. Iesu von Nazara. S. 588. 105 К теории мифа примыкают De-Wette Kritik der mosaischen Geschichte s. 250. Exeg. Handbuch. I, 1 § 146; Bertholdt. Ghristologia Iud. § 17; Credner Einl. in. das N. F. s. 241; Schulz. Ueber das Abendmahl. s. 319, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Само учение Господа Иисуса Христа и его разъяснение святыми апостолами ставит отношения супругов в браке на высшую нравственную высоту. Господь запрещает развод супругов и уравнивает мужчину и женщину в плане ответственности за распад семьи ( Мф.19:3–12 ; Мк. 10:2–12 ) чего, кстати, не было в Ветхом Завете (См. Втор.24:1 ). В апостольских посланиях также единственно возможной для христиан формой брака провозглашается моногамия, что однозначно следует из текстов посланий апостола Павла (См., напр.: 1Кор. 6:9; 7:1–11 ; Еф.5:22–23 ; Евр.13:4 ). Вдовы, которые получают помощь от Церкви, должны быть «женою одного мужа» ( 1Тим.5:9 ). В отношении епископов, пресвитеров и диаконов утверждается установление «муж одной жены» ( 1Тим. 3:2,12 ; Тит.1:6 ). Поэтому никаких иных вариантов, кроме как допущение только одного брака в отношении христиан в Новом Завете не существует. Мусульманские доводы относительно брачной жизни человека достаточно хорошо известны, все они сводятся к тому, что лучше современному, далекому от религии человеку иметь несколько жен, как это разрешается в шариате (до 4-х), чем иметь одну жену и несколько любовниц или пользоваться услугами проституток. 7 В данном случае в исламском вероучении провозглашается сомнительный принцип: вместо борьбы с греховной страстью и похотливостью, как причинами греха, предлагается ограничить действие греховной страсти не духовными, а юридическими средствами: определенным количеством жен. Именно поэтому действие греха в исламе регулируется посредством многоженства, что нельзя назвать собственно борьбой с грехом, а в этой борьбе полумеры не эффективны и даже опасны. Для православного христианина, очевидно, что в данном случае исламские методы борьбы с грехом или, если так это можно назвать, исламская духовность, свидетельствуют о фундаментальном незнании основ духовной безопасности и есть однозначный путь духовного самообольщения – прелести духовной. Всегда в подобных дискуссиях одной из центральных тем становится обсуждение семейной жизни основателя ислама – Мухаммада. Попытаемся и мы рассмотреть аргументацию мусульман в пользу многоженства своего пророка. В одном из современных жизнеописаний Мухаммада – «Ар-рахик аль-махтум» («Запечатанный Нектар») составленным профессором Сафи ар-Рахманом аль-Мубаракфури 8 содержатся некоторые апологетические высказывания по поводу оправдания всем известных историй из семейной жизни основателя ислама . Для человека мало знакомого с мусульманскими первоисточниками и трудами светских авторов по истории ислама, аргументы исламских апологетов могут показаться убедительными. Однако если серьезно заняться историей рассматриваемой проблемы, то мы сделаем для себя удивительные открытия: оказывается, все, что так убедительно излагают мусульмане в оправдание своего пророка, при близком знакомстве оказывается либо надуманными и очень натянутыми умозаключениями, либо откровенным обманом и подтасовкой исторического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Может быть, если бы у Рейтлингер хватило бы смирения сначала достичь известного уровня профессионализма под руководством Дени, а уж затем, очищая, выпрямляя, облагораживая свой стиль, сделать его пригодным для выражения православной истины, она сделалась бы достойным иконописцем – хотя и не «византийским». Но этого не произошло – и, надо думать, именно из-за той воинствующей абсолютизации «византийского стиля», из-за той ностальгической спёртой атмосферы, которая толкала иконописцев первой эмиграции во что бы то ни стало творить традицию из ничего. Воистину из ничего: единственной встречей Рейтлингер с классической русской иконой явилась выставка древнерусского искусства из собраний советских музеев в 1928 г. в Чтобы увидеть хотя бы однажды произведения, доступные любому советскому гражданину, ей пришлось пересечь пол-Европы и пожертвовать значительной по её скудным средствам суммой. Но увидеть – и даже поделать наброски в выставочных залах – вовсе не значит овладеть традицией. Выставочных впечатлений хватило на то, чтобы разочароваться в уроках старообрядцев и Мориса Дени – но не на то, чтобы овладеть стилем средневековых иконописцев. Дальнейшая – весьма долгая – творческая биография Рейтлингер представляет собою метания в поисках того, что сама художница называла «творческой Эта наивная тавтология не раздражала слух ни самой с. Иоанны, ни её окружения – очевидно, в этой среде привыкли к мысли, что икона сама по себе не есть нечто творческое, лишь под кистью с. Иоанны она творческой становится... Мечась от стилизации форм к реалистической их трактовке, от разбеленного колорита к сумрачному, от слащавости к нарочитой грубости, от иконографии канонической к никогда не бывалой, с. Иоанна пишет изобильно и разнообразно, оставаясь и вне традиции, и вне художественного профессионализма. Интересно, что единственной стабильной характеристикой, присущей всем её работам, является некий привкус позднего ар нуво: малонасыщенный цвет; условно и апатично закруглённые, как бы смылившиеся, силуэты; «усталые» зыбкие линии, подобные стеблям болотных растений; лишенные объёма, как бы ватные, лики... Это, вне всякого сомнения, влияние Дени – вернее, следы поверхностного подражания его стилю. Сам мэтр не злоупотреблял приёмами ар нуво и в зрелых своих работах преодолел первоначальные манерность и апатию, а вот его ученица была навсегда помечена парижской модой 20-х-30-х годов.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010