Часовня, очутившаяся между домами, местных жителей, имела свой малый двор (длиною 10 ½ ар., шир. 4 ар. В правом углу и 4 ар. 12 вер. в левом), на который был проход (шириною от 1 ар. 12 вер. до 2 ¼ ар.) через калитку по правую сторону здания. Можно было на задний двор проникнуть прямо из сторожки, а в нее был ход и со двора, где обыкновенно складывались дрова, и из часовни. Промежуток (1 ар. шир.) по левую сторону, между стеной часовни и соседним строением, закрыт был с улицы досками. В 1814 г. 17 июня написано было в комиссию строений в Москве следующее, весьма трудно понимаемое прошение Спасо-Андрониевского архимандрита Феофана: «Часовню каменную, состоящую Рогожской части 1-го квартала в Ворониной улице 8 , принадлежащую Спасо-Андрониеву монастырю, сгоревшую от неприятельского пожара, да благоволит оная комиссия покрыть железом с крыльцом на улицу (покрыть, кроме шатровой крыши, деревянною к ней пристройку с навесом?), на четыре аршина, для постановления образа (под навесом, чтобы проходящие могли поклоняться и прикладываться к образу, не входя за недосугом в часовню), и о сем учинить надлежащее разсмотрение» 9 . Известно, что в 1812 г. загорелся наш монастырь от Сергиевской в Рогожской церкви, 4 сентября пополудни в 7 часов (Ист. Моск. Епарх. Управл., ч. III, кн. 2, примечаний стр. 22). Пожар распространился, конечно, в тот же день и на улицу, где монастырская часовня. Последняя едва ли могла вся сгореть, сложенная из старинного кирпича, а сгорел, разумеется, деревянный верх ее с таковою же пристройкой, может быть и св. иконы, если заблаговременно, еще до нашествия неприятельского не были начальством монастыря взяты из часовни. В последнее время, начиная с 1814 г., были помещены в ней: а). Древняя, большого размера (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар. 13 вер.) икона Спаса на убрусе, с двумя по сторонам Ангелами, держащими святый убрус, в древнем серебряном окладе. На той же иконной деке внизу поясныя изображения Спасителя, связанного по рукам, Божией Матери, св. Иоанна Богослова и лики Марии Магдалины, Лонгина сотника 10 . б). Иконы Божией Матери в посеребренных ризах: аа, Смоленская древняго письма (выш. 2 ар. 8 вер., шир. 1 ар. 9 вер.). бб, Толгская (выш. 1 ар., шир. 13 вер.), список с чудотворной, находящийся в Толгском мон., близ Ярославля. вв, Моденская (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 12 вер.), копия с чудотворной в селе Коссине (в 13 вер. от Москвы по Нижегородской дороге), принесенной туда в 1717 г. из Италии. Празднование в честь ее совершается в первое воскресенье после Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Феодосия, была погребена печерскими иноками в церкви св. Богородицы, на левой стороне, против гроба своего духовного отца 306 . С. Смирнов Безобразова Μ.В. Творения св. Дионисия Ареопагита 307 //Богословский вестник 1898. Т. 1. 2. С. 195–205 (3-я пагин.) —195— В Румянцевском Музее находятся следующие списки: 1 . 93 по каталогу Востокова. Д. Ар. Творения с толкованиями Максима Исповедника , переведены в 1371 г. Исаией, в 4-ку, полуустав XV в., 355 л. Л. 331 «Изящнаго въ философе» Кр Фера о еже ко ради вины глава внци въчинении быш писатис 308 . 2 . 94 по каталогу Востокова. Д. Ар. О божественных именах с толкованиями Максима Исповедника , переведено Исаией монахом в 1371 г., в 4-ку, полуустав. XVII в., 222 л. 3 . 178 по каталогу Ундольского. Д. Ар. Творения скоропись исхода XVI в., 312 л., в лист (в конце л. 312 об. припись подложная о написании сей книги якобы в 7013 (1504 г.). Ундольский, Славяно-русские рукописи, Москва, 1870, стр. 159). 4 . 479 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 327 л. (ркп., сходная с 93). 5 . 480 Творения Д. Ар. с толкованиями Максима Исповедника в переводе монаха Исаии, скоропись XVII в., в лист, 469 л. В Публичной библиотеке находится следующий список: 963 из Древлехранилища Погодина. Творения Д. Ар. ¼ XVII в., 672 л. В Троице-Сергиевской Лавре: Отд. III 123/1842 Творения Д. Ар. полуустав 1524 г. в лист, 429 л. В Синодальной библиотеке: 54, скоропись XVII в., в лист, 504 л. 55, скоропись XVII в., в лист, 381 л. В С.-Петербургской Духовной академии: 1187/4 полуустав начала XVI в., в лист, 322 л. —196— 1188/5 полуустав XVI в., в лист, 398 л. 1189/6 скоропись XVIII в., в лист, 371 л. (В Троицкой духовной семинарии 3 рукописи). В Истории России Соловьёва (Москва, 1855, т, V, стр. 251) находится следующее сведение: «Геннадий (XV в.) писал к Ростовскому архиепископу Иоасафу: „Есть ли у вас в Кириллове Монастыре или в Ферапонтове или в Каменном книги: Сильвестр папа Римский, Слова Козьмы цресвитера на ересь Богомилов, Послание Фотия патриарха к Болгарскому царю Борису, Пророчества, Бытия, Царств, Притчи, Менандр, Иисус Сирахов, Логика, Дионисий Ареопагит , потому что книги эти у еретиков все есть?» Сведение это указывает на то, что перевод произведший Д. Ар. является одним из древних памятников нашей письменности. Именно перевод творений Д. Ар. и толкований Максима Исповедника был совершён на Афоне сербским монахом Исаией уже в 1371 г. 93, л. 4). Весьма возможно, как это предполагает Востоков, что Исаия был посредником в примирении князя сербского Лазаря и патриарха Саввы с Константинопольским патриархом (Описание Рум. Муз., стр. 157). Но трудно представить себе, чтоб Исаия приезжал в Россию в 1417–19 гг. Весьма возможно, что, передавая это сведение, митрополит Евгений 309 смешал Исаию переводчика Д. Ар. со святогорцем Исаией, имя которого упоминается в летописях и который жил столетием позже 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому в церкви сохранилось много принадлежностей монастыря, именно: 1) напрестольный крест сребропозлащенный осмиконечный с частями животворящего древа и св. мощей угодников, сооруженный в 1703 году при игумене Софронии; другой крест осмиконечный же, обложенный тонким сребром без надписи. 2) Богослужебные сосуды: дискос, потир, лжица и звездица сребропозлащенные и при них два блюдца серебрянные; потир, дискос и тарелочки оловянные; кадило сребропозлащенное; все эти сосуды, кроме оловянных, пожертвованы при игумене Ефреме в 1700 году. 3) Богослужебные книги: Евангелие в лист, изд. 1698 г., евангелие в ½ листа, изд. 1662 г. таковые же, изд. 1701 и 1694 г.; апостол, изд. 1726 г. лествица, изд. 1647 г., скрижаль, изд. при патриархе Никоне; месячные минеи за весь год, изд. 1692 г., 1694 г., 1693 г.; триодь цветная и постная, издан. 1699 г. Из письменных памятников остался от монастыря синодик с подписью: " Синодик (сей) города Уржума, Спасского Чепоцкого монастыря, писан на Москве лета 7196 г. июля в 19 день при игумене Макарии " . Синодик писан частию киноварью с таковыми же орнаментами. Синодик очень объемистый, в нем записано несколько сот родов с различными вкладами (книгами, иконами, деньгами, животными и т. п.). В синодике запись велась с 1688 по 1770 год. 4) Иконы: Преображения Господня размера 1½ ар. х 1 ар. 5 в., половина серебряная, половина медная; Владимирской Божией Матери, пожертвованная Тихоном, митрополитом Казанским, при освящении им храма в 1718 г., в сребропозлащенном окладе с таковым же венцом, размера 7х6 в. с надписью кем и когда пожертвована: Смоленской Божией Матери в сребропозлащенной ризе с массивным чеканным венцом, размер 9х8 вер., пожертвована в монастырь Иосифом Архиповым на вечное поминовение; Пресвятой Живоначальной Троицы с небольшими серебряными венцами и медным окладом, размера 1 ар. 10 вер. х 1 ар. 5 вер.; Господа Вседержителя, древнего дорятского письма по золотому фону, размера 2½ ар. х 1 ар. 15 вер.; Тихвинской Божией Матери с медными венцом, подвескою и окладом, размера 1 ар.

http://sobory.ru/article/?object=35165

в). Икона Архангела Михаила (выш. 1 ар. 11 вер., шир. 14 вер.), в посеребренной ризе. г). Древняя, местно чтимая икона св. Николая, архиепископа Мирликийского (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 14 вер.), с сребропозлащенным венцом, правою рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие. Как он признается спутником для путешествующих (служба ему 9 мая, на хвалитех славная стихира), то и образ его поставлен в часовне, близ Рогожской заставы, в нескольких шагах от нее, так как часовня эта была прежде (до проведения Нижегородской железной дороги) местом молитвы для многих странников, отправлявшихся из Москвы пешком или на подводах рогожских ямщиков, во Владимир, Нижний Новгород, Казань и т.д. до Сибири. д). Икона священномуч. Антипы, епископа Пергамского в Асии (выш. и шир. 14 вер), в посеребренной ризе. Русский народ почитает его целителем разных человеческих болезней и в особенности утешителем зубной боли. Память его 11 апреля. е). В посеребренной ризе икона (выш. 1 ар. 9½ вер., шир. 11 вер.) св. великомуч. Георгия на белом коне, поражающего копьем змия, наводит на благочестивую мысль, что охраняемый Богом, через посредство Ангелов, на всех путях своих, кто бы он ни был, наступает на аспида и василиска, попирает льва и дракона ( Пс.90–11:13 ). ж). Икона (выш. 2 ар. 10 вер., шир. 1 ар.) преп. игумена Сергия Радонежского чудотворца, с сребропозлащенным венцом. Великий угодник, поминаемый у нас на отпусте каждой службы, сконч. 500 лет назад, 25 сент. 1391 г. (житие его, составл. Соборным иером. Никоном. М. 1885, прим. 158), а обретение мощей его было в 1422 г. з). Икона препп. Андроника и Саввы, первых игуменов нашей обители, в посеребренной ризе. Они написаны на одной деке (выш. 2 ар. 3 вер., шир. 13 вер.), в молитвенном положении пред нерукотворенным образом Спаса. Молебны в старой часовне служились изредка, в некоторые нарочитые дни. Ежегодный доход ее (с 1884 г.) составлял 350 р. и более. II. Новая часовня В донесении к епархиальному начальству от 6 июня 1889 г., настоятель Спасо-Андрониева монастыря архимандрит Григорий прописал, между прочим, что часовня в Москве, близ Рогожской заставы, издавна принадлежащая тому же монастырю, пришла в ветхость, а крестьянин – временно московский купец Василий Александрович Александров, движимый добротой сердца и благочестивым усердием, желает удовлетворить важной потребности названного монастыря, – в замене часовни ветхой (имело внутри с деревянною пристройкой 5¼ арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

в квадрате и 2 ар. 12 вер. высоты,так что было опасно зажигать налепки на больших подсвечниках), устроить новую каменную на том же месте, более удобную и пространную, на свои средства, с приличным внутри иконостасом и с жилым помещением для часовенного старца в нижнем этаже. Представляя рисунок новой часовни, составленный архитектором Александром Афанасьевичем Латковым 11 , архимандрит Григорий и просил разрешения преступить к постройке оной, каковое разрешение, по неимению препятствий со стороны строительного отделения Губернского Правления и Московского Археологического Общества, дано было указом из Московской Духовной Консистории от 28 августа того же года, за По разобранию старой часовни, бывшие в ней св. иконы, поставлены на время, для народного поклонения, в кладовой (для хлебных припасов) палатке смежного дома купцов Андреевых, выходящей на улицу; затем вскоре (21 сентября 1889 г.) совершена с водосвятием закладка новой часовни, в присутствии христолюбивого благотворителя В. А. Александрова. Наружная ее постройка произведена летом 1890 г. Здание новой часовни, освящаемой тремя полукруглыми окнами, состоит из четвероугольника, которого лицевая часть, украшенная 4 пилястрами (с капителями), поддерживающими три арки (закоморы), осеняется тремя главами. В упомянутых арках сделаны над карнизом 3 полукруглых клейма для священных изображений (деисус), а над самыми арками возвышается величественный купол в виде осмигранного шатра, украшенного кокошниками и увенчанного вверху главой. Новопостроенная часовня с осмиконечным крестом имеет от поверхности земли 27½ ар. высоты, да еще на 5 ар. углубленна вниз. Она заняла собой все пространство тамошней монастырской земли, так что внутри ее между стен длина 10 ар., ширина 8 ар. 11 вер., высота 11 ар. Внутренность ее имеет вид продолговатого четвероугольника, покрытого парусным сводом. Пол настлан плитами подольского мрамора. Под ее сводами сделаны для часовенных старцев две жилые удобные комнаты. Проектируя иконостас, временно – московский купец Василий Александров изъявил желание, в память и в ознаменование чудесного события 17 октября 1888 г., пожертвовать, для поставления в сооруженной им часовне, близ Рогожской заставы, икону с ликами святых, имена коих носят Особы Царственной Семьи; согласно ходатайству Александрова, епархиальным начальством разрешено настоятелю Спасо-Андрониева монастыря поставить вышеозначенную икону и совершать в той часовне ежедневно после вечерни благодарственное молебствие о здравии Государя Императора и всего Царствующего Дома, и по субботам панихиду об упокоении в Бозе почившего Императора Александра II, за исключением великой субботы и праздничных дней, случающихся в субботу (указ из Консистории от 3 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Необходима ревность к делу. Патриарх Иаков, поставив камень вместо жертвенника в Вефиле, обрек отдавать Господу Богу десятую часть из всего своего имения ( Быт.26:22 ). Такие жертвы приносили Богу и другие праведники, каков, напр., наш равноапостольный князь Владимир, построивший в Киеве десятинную церковь А между нами, если бы побольше нашлось таких ревнителей, которые бы отдали Богу не десятую, а хоть сотую часть своего имения и тогда бы средств на постройку нашу было бы вполне достаточно. Будем надеяться, что Господь подвигнет сердца людей своих и храм будет сооружен на похвалу великого Имени Пресвятой Троицы. – Молитву к Богу, мы положили в основание храма, с молитвой будем и созидать его. Боже Триипостасный! Призри с небесе на место сие, благослови основание созидаемого храма во Имя Твое и сподоби всех нас дожить до окончания его и узреть вполне радостное торжество – освящение его» 4 . После речи сделан установленный отпуст и возглашено многолетие – Их Императорским Величествам, Государю Императору и Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иоанникию, а также ревнителям, благотворителям и созидателям храма. После молебствия, церковный староста Михаил Павлович пригласил духовенство, некоторых почетных лиц и более известных прихожан к себе в дом. Там за трапезой прихожане благодарили хозяина за не легкий безмездный труд ведения постройки; благодарили Арсения Арсеньевича Глушкова, как за сбережение церковных сумм, так и за пожертвование своих 10000 р. на постройку; благодарили Александру и Клавдию Гавр. Поповых, подписавших 10000 р. и Ив. Гр. Простякова, подписавшего 2500 р. Богу благодарение, располагающему сердца людей Своих к таким крупным пожертвованиям. Есть надежда, что люди и с небольшими средствами уделят часть своего достояния на дело Божие. Священник Василий Руднев 3 A. А. Глушков, в июле 1869 г., принял от прежнего старосты 22017 р. 12 κ., а сам сдал в декабре 1884 г. новому старосте 68281 р. 71 к. Таким образом, в 15 лет своего служения, он скопил 46264р. 59 к., что в нашем приходе, сравнительно не богатом, могло быть только при самой усердной и благоразумной распорядительность его и несомненном пожертвовании им собственных сумм на покрытие церковных нужд. 4 Размеры заложенного храма: в длину по средине 38½ ар., в углах снаружи 33½ ар., ширина 36 ар. Высота внутри от пола до свода 37½ ар.; снаружи от земли и с крестом 67 ар. Читать далее Источник: Закладка храма во имя св. живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве./[Священник Василий Руднев] - Москва: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 14 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Во 2-й раз Творения Д. Ар. были переведены монахом Чудова монастыря Евфимием в 1675 г. Уже перевод Исаии отличался своей буквальной точностью. Евфимий же ещё более придерживается текста. В царствование Петра В. перевод этот был пересмотрен учителем эллино-славянской школы Фёдором Поликарповым, дополнен перифрастическим объяснением Георгия Пахимера (XIII в.) и напечатан в 1787 г. 311 . В 3-х списках Рум. Муз. 93, 178 и 479, л. 1) находится предисловие Исаии. —197— В предисловии этом Исаия передаёт некоторые подробности, касающиеся исторических событий: так, рассказывает о попытке Сербов изгнать Турок из Македонии, попытке, которая окончилась неудачей. Интересны рассуждения Исаии о «тяжести», сопряжённой с переводом творений Д. Ар. «со скупого языка греческого», который был дарован Богом в ином виде – прежде он был не скуп, а пространен. Таким же сделали его любомудрецы – благодаря их ухищрениям язык этот стал таков, что перевод на него со славянского весьма труден. Славянский же язык, как всё, дарованное Господом, «сотворён добре», но не удостоился ещё ухищрений любомудрецов, не сокращён ими и не обращён в язык скупой, как то греческий. А потому так и трудно переводить с одного языка на другой. Исаия передаёт также некоторые подробности из своей жизни, то, что он побывал во многих местах в течение тех многих лет, когда занимался переводом с греческого языка на славянский. Он упоминает и о том, что взялся за перевод творений Д. Ар., уступая желанию Константинопольского патриарха Феодосия, которому не мог отказать. Приступает же он к переводу «навыкнув мало греческого языка». Можно ли допустить, что это буквально верно? Скорее можно думать, что как в этих его словах, так и в том, что он боится говорить о том, что перевёл Д. Ар., выражается известная нам черта духовных писателей – скромность Исаии. Нельзя сказать, чтобы буквальная точность перевода способствовала пониманию оригинала, который и сам не отличается своею ясностью 312 . —198— Весьма важно уяснить себе: 1) что могло послужить мотивом для перевода произведений Д. Ар. и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его добродетели всем известны. Они достойны памяти, и я уже посвятил каждому из них особое повествование, хотя и был предельно краток. Чтобы восхвалять их, нам достаточного того, что они – твои насаждения. Твое ходатайство и их молитвы да будут нам покровом и спасением ныне, и присно, и до скончания века. Аминь. Прот. Олег Давыденков Булус ар-Рахиб и его творения Булус (Павел) ар-Рахиб является одним из наиболее значительных мелькитских писателей. Среди православных арабоязычных полемистов по степени известности и по своему богословскому уровню он уступает, пожалуй, только знаменитому Феодору Абу Курре, епископу Харранскому (ок. 750 – ок. 830). Несмотря на это, четких сведений о жизни Булуса практически нет. Никто из его современников и авторов более позднего времени не сообщает о нем никаких подробностей. Лишь отрывочные данные можно почерпнуть из трудов самого ар-Рахиба, из колофонов многочисленных рукописей, содержащих его сочинения, а также из единичных упоминаний о нем у некоторых арабских авторов, как христианских, так и мусульманских. Скудость сведений о Булусе ар-Рахибе представится особенно странной, если принять во внимание широкое распространение его произведений на Востоке и то уважение, которым было окружено имя их автора. Наследие немногих средневековых писателей представлено столь значительным числом рукописей: в настоящее время насчитывается не менее шестидесяти манускриптов с XIII по XIX в., в которых дошли до нас как его, так и приписываемые ему тексты 222 . Кроме того, многие рукописи, хотя достоверных свидетельств о церковном почитании Булуса и не сохранилось, называют его ‘святым’, ‘святителем’, ‘нашим святым отцом’ 223 . Еще в середине XVII в. говорит о нем как о святом известный арабоязычный писатель Антиохийский патриарх Макарий аз-3а‘им 224 . О высоком статусе произведений ар-Рахиба также свидетельствует тот факт, что его труды иногда включались в одно собрание с «Точным изложением православной веры» прп. Иоанна Дамаскина 225 . «Судя по числу рукописей, его творения должны были читаться на Востоке наряду с трудами Иоанна Дамаскина ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никакого состояния он не имел, родители, два брата и четыре сестры жили «в Черниговской губернии, селении Березки, где отец находится в услужении и занимается садоводством, чем и содержит живущее при нем семейство, помощи сыну не оказывает». Альфред Парланд, который всегда старался помочь выпускникам, поручил Отмару сделать иконы для резного из дуба с позолотою иконостаса Успенской церкви. Площадь иконостаса была большой и занимала центральное место в пространстве храма: иконостас в главном приделе был «длиною 3 с. ½ ар., высотою 2 с. ½ ар.; иконостас в правом приделе длиною 1 с. 2 ар., высотою 1 ½ с., иконостас в левом приделе длиною 1 с. 2 ар., высотою 1 ½ ар.». И молодой художник блестяще справился с задачей, – местные газеты отмечали красоту «живописи икон академической работы». Витиеватая резьба иконостаса дополняла живопись, служа ей богатой и пышной рамой. Также в интерьере присутствовал другой сильный акцент – витраж. Безусловно, он поражал опочан, никогда прежде не видевших в православных храмах подобного украшения. Ведь картина из разноцветных стёкол являлась деталью готических соборов, а населяли Опочку преимущественно крестьяне, которые никогда не покидали пределы родной Псковской губернии. Видимо, заказчик Барышников хотел превзойти все местные достопримечательности и удивить прихожан. В местной газете даже приглашали православных христиан посетить Успенскую церковь в определённое время: «Утром, от 5 до 11 час., в сей дом Божий и мы «во свете Твоем, Господи, узрим свет». В главном алтаре, на горнем месте, выше иконостаса, устроено пяти-аршинное окно с разноцветными стеклами, посреди коего на голубом фоне рельефно выдается трех-аршинный крест, окруженный златоблестящими стеклами в виде звезд, по бокам четыре таких же рамы с разноцветными стеклами и так устроены в полукруглой, овальной форме алтаря, что свет солнца зараз проникает во все эти окна, сливается в один разноцветный свет и поражает ваше зрение, ваши чувства и мысли и неподобною красотою, в сиянии солнца и звезд, и земным богатством: алмазов, бриллиантов, гиацинтов, яхонтов, изумрудов и проч., и проч.».

http://sobory.ru/article/?object=35469

И укоряет друга в пренебрежении дружества. Orat. 9, ар. Billi. 7. Вскоре за тем говорено Слово «в присутствии Григория Нисского ». Ort. II, ар. Bill. 6. А пред тем в Слове «на поставление в епископа» – так отзывался о Василии: «ты не позволил себе предпочесть дружество Духу: но как меня, может быть, предпочитаешь другим, так Духа много предпочитаешь мне». Orat. 10. Сл. Carmen, de vita sua p. 7, 9. Orat. 20, p. 356. Orat. 7, p. 142. 564 К тому расположили и самые обстоятельства: от Анфима получено письмо, где не только осыпали Григория бранью, но грозили ему многим. Epist. S. Gregorii 33, стих. о своей жизни 6, 17, 22. 565 Когда отец престарелый поручил Григорию управлять церковью, говорено Слово 8, ар. Billi. 42 ар. Clemen. 566 Слово 13. Clemen. В помощь Василию, осыпаемому клеветали (см. о Василии прим. 43) говорено Слово «в Василиде» – о нищелюбии – Слово 14. 574 В это время говорены Слова: а) в похвалу священномуч. Киприана, оно говорено пастве, известной для пастыря только с недавнего времени. Слово 24 б) в похвалу Герону (Максиму), страдавшему от ариан. Сл. 25, сл. Иеронима de vir illustr. 118. 578 О мире Слово 23–22. Первое по надписи говорено в Константинополе, а по содержанию – тогда, как Феодосий вел еще войну с готфами, что было в 379 г. Во втором упоминает об искушениях и поражениях камнями; о состоянии Церкви: «часть ее не подвергалась болезни, часть теперь выздоровела, часть начинает выздоравливать». В заключении говорит, что приготовляется к обширному изложению учения о Св. Троице. Последние слова показывают, что за тем следовали слова о богословии. 579 О своей жизни 6, 27, 36. Пред тем говорено: «Слово на прибытие Египетских епископов» – тех самых, которые прибыли с тайными намерениями посвятить Максима и о прибытии которых св. Григорий, мудрый для единого Господа, радовался, как о прибытии людей благонамеренных. Слово 34. В след за тем говорено Слово «о догмате и о постановлении епископов» (Слово 20): это показывает и надпись древней рукописи: προς το καταπλον – на приплытие (опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010