182 Что Филипп был таковым, – показывают epist. 47 ар. Migne (col. 224) et epist. 16 ap. Σακκελων., σελ. 15. 183 Epist. 43: M. 83, col. 1220. Cnf. epist. 42. 44. 45. 47 (M. 83, col. 1217. 1221. 1224. 1224–1225). На основании представленной Феодоритом характеристики епископа, Тильмон (Mémoires, XV, р. 261–262), – впрочем, с некоторою нерешительностию, – и Мартэн (Pseudo-Synode. Р. 67, note 3) признают в нем Афанасия Перрскаго (Перргийского). Обвиненный пред митрополитом Евфратисийским, епископом Иерапольским и своим другом, Нанолвием, в 443 году, – он предпочел защите отказ от кафедры. Не смотря на это, впоследствии Афанасий снова вступил в права епископа Перрского. Когда в 445 году Домн составил собор в Антиохии, он не явился сюда и был признан низложенным, но потом восстановлен Диоскором, изгнавшим Савиниана ( Act. XIV syn. Chacedon.: Mansi, VII, 313. sqq.. Дeяh. IV , стр. 286 сл.). Обстоятельства дела несколько подходят к упоминаемой Феодоритом личности; к сожалению, он не сообщает нам имени недостойного интригана, и потому мы не можем сказать ничего положительно опре­деленного по этому вопросу. Можно прибавить разве еще то, что сам Киррский епископ упоминает некоего Афанасия (epist. 147. М. 83 col. 1409, р. 1277), – очевидно, опять Перрского, – который был принят разбойничьим собором, между тем он был запят­нан многими и тяжкими пороками. 184 Epist. 47 ар. Σακκελων., σελ. 41–42. Настоящее письмо относится нами именно сюда по догадке. 191 Epist. 42. 44 (М. 83, col. 1220, р. 1102. 1221, р. 1104); epist. 20 ар. Σακκελων., σελ. 17. Здесь разумеется Иаков Киррский или Младший, о котором Феодорит повествует в 21 гл. «Истории Боголюбцев», бывший в живых еще во время написания этого со­чинения; полагают (см. Полный Месяцеслов Востока Архим., ныне епископа, Сергия. Т. II. Москва. 1876. Ч. I. Стр. 313: 26-ое ноября), что этот святой скончался после 457 года. 196 Comment. Theodoreti in epist. 1 S. Pauli ad Timoth., VI, 20: Migne, gr. ser. t. 82, col. 829. Творении блажен. Феодорита в русском переводе. Т. VII. Москва. 1861. Стр. 709.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

4) В беседе на новый год, с ревностью христианского пастыря обличая языческое празднование новаго года, говорит: «Что это за праздник? К чему эти издержки? Я не знаю. Скажите вы, которые празднуете. Дайте причину, как мы представляем причины истинных праздников, праздников Божиих. Вот мы празднуем Рождество (Христово), потому что в сие время Бог явился во плоти. Празднуем праздник светов (φωτων πανηγυρισιν – Крещение Христово), потому что прощением грехов возведены из мрачной темницы прежней жизни к свету и славе. Еще украшаемся и светло радуемся в день Воскресения; ибо он показывает нам, что мы будем бессмертны и нам надобно преобразоваться для лучшей жизни. Как празднуем мы эти праздники, так и прочие праздники». И за тем показывает, что языческие обряды новаго года бессмысленны. 1261 Слова Собора Никейского 2. Act. 4 . с. 14. Act. 6 et 8. Ар. Binium. T. 3, 544. 659. 570. Один из Собора Феодор, епископ Команский, называет его «учителем блаженным и богоносным». Св. П. Никифор говорит о нем в Антирретике ар Combefis. in Auctar. p. 267. П. Фотий in Amphilochia quest. 125. ар. Montfauc. Bibl. Coisliana p. 346. 1262 14 Бесед Астерия изданы Комбефизом in Τ. 1. auctarii novissimi Paris. 1648. 1672. я Дуцеем: Avetarium, Paris. 1624. Тем же Комбефизом напечатаны извлечения Фотия из бесед Астерия. В числе этих бесед, которые оставляет за Астерием частью Фотий, частью и другие древние, (cod. 271), находятся: изданная в числе бесед св. Прокла Бес. на первом. Стефана, Combefisi Avct. nov. T. 1. p. 283); б) увещание к покаянию, которое следуя некоторым рукописям издали между сочинениями Григория Нисск. Т. 2. ed. 1638. р. 165; в) Слово о посте, которое издавали также в числе сочинений св. Григория, Т. 2. р. 247. Котельер издал еще (Т. 3. monum Graec. Eccl.) 4 беседы Астерия на псалмы 4. 5. 6. и 7. Слог не препятствует признать их сочинением Астерия Амасийского ; они говорены на известные дни, а это опять показывает, что они скорее могут быть признаны произведением Амасийского проповедника, чем Астерия Скифопольского толкователя X псалмов (см. зам. 1). Гекшением издано Астериево похвальное слово Василию Амасийскому, Acta Sanct. ad 86 April). Несколько отрывков ив Астерия приводится in Catena Patrum in Lucam ed. a Corderio, Antwerpiae 1628. У Миня Patrol Т. 40. изд. 21. Беседа Астерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11 Иккита каптар ёки иккита мусичани урбонлик илишга урбингиз етмаса, илган гуноингиз учун коса сифатли унни гуно назри учун олиб келинг. Унга зайтун мойидан устига тутатидан ам зотан бу гуно учун келтириладиган назрдир. 12 Назрингизни руонийга олиб келинг. Руоний уннинг бир овучини олиб, Эгамизга атаб, оловда куйдириладиган назрлар билан бирга урбонго устида куйдирсин. Бундай илиш, уннинг аммаси Худога тегишли эканини билдиради. 13 Шу тариа руоний сизни илган ар андай гуноингиздан поклайди, шунда гуноингиз кечирилади. Гуно назрининг ортиб олган исми дон назри сингари руонийга тегишлидир.   Зарарни оплайдиган урбонликлар   14 Эгамиз Мусога уйидаги оидаларни берди: 15 агар бирортангиз билмаган олда гуно илиб, эсонларга оид бузиб айб урбонлигини келтиринг. Айб урбонлиги сифатида Эгамизга нусонсиз бир ёки ийматига кумушни олиб келинг. Бу айб урбонлигидир. 16 Эсонларга келтирган зарарни оплаш учун руонийга товон Бунинг устига эсон ийматининг бешдан бир исмини беринг. Руоний айб урбонлиги илиб, сизни гуноингиздан поклайди, шунда гуноингиз кечирилади. 17 Агар бирортангиз Эгамизнинг амрига таиланган бирор ишни билмасдан илиб гуно орттириб олсангиз, илган ишингизни англаганингиздан кейин жазога тортиласиз. 18 Бундай олда руонийга айб урбонлиги сифатида нусонсиз бир ёки ийматига кумушни олиб келинг. Руоний сизни гуноингиздан поклайди, шунда билмасдан илиб гуноингиз кечирилади. 19 Бу айб урбонлигидир. Сиз аиатан ам, Эгамизнинг олдида айбли иш илиб эдингиз.   6–БОБ   1 Эгамиз Мусога уйидаги оидаларни берди: 2 агар бирортангиз Эгамизга хиёнат илсангиз, яъни сизга омонатга берилган ёки гаровга нарса аида алдасангиз, ёки бирор нарсасини ёки товламачилик илсангиз, 3 ёки нарсани топиб олиб, топмадим, деб айтсангиз, ёки асам ичиб туриб ёлон гуволик берсангиз, сиз гуно илган 4 Гуно илиб, айбингизни тан олганингиздан кейин товламачилик илиб киритган, омонатга берилган, топиб олган, 5 ёлон асам ичиб олиб олган ар андай нарсани эгасига айтариб беринг. Устига нарсанинг бешдан бир исми ийматини ам беринг. 6 Бундан ташари, айб урбонлиги учун Эгамизга нусонсиз бир ёки ийматига кумушни олиб келинг. 7 Руоний Эгамиз олдида сизни гунодан поклайди, шунда илган ар андай айбингиз кечирилади.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Приезду жениха предшествует приезд одного дружки: его сначала принимают, как чужого; спрашивают, есть ли паспорт, и он подает какой-нибудь лист бумаги. Когда дружка получит согласие, он возвращается к женихову поезду и привозит жениха с гостями. Тут опять – угощение, подарки от невесты и одаривание деньгами. Во время угощения приданое невесты, преимущественно одежда, складывается в мешки или кули, в жених, выкупив это деньгами, едет домой с невестою, а дружки везут приданое. В доме жениха опять угощение, подарки жениха и одаривание. При этом подруги невесты поют песни, танцуют и все веселятся до утра. В числе угощений неизбежно бывает яичница, или картофельная каша. Во время еды бросают деньги в поставленный на столе горшок и каждый старается, бросая деньги, разбить горшок. Священник Александр Быстряков 18) Церковь Воскресения Христова, при временной загородной (Удельной) больнице Временная загородная больница, бывшее земледельческое училище, находится на 10 версте от Петербурга, подле «Удельной» станции Финляндской железной дороги, в Лесном пригородном участке. Церковь больничную окружают здания бывшего земледельческого училища, устроенные подковообразно. Церковь составляет двухэтажное здание. Пред алтарем устроена чугунная решетка, на каменном фундаменте, обращенная к железной дороге и к шоссе, идущему на почтовый выборгский тракт. Кроме больничных зданий, к церкви прилегают, в разных расстояниях, дачи, удельная ферма и лес, принадлежащий, частью удельному ведомству, частью – коломягскому помещику графу Орлову-Денисову. На юг от церкви, в полуверсте находится больница душевных болезней. Церковь устроена в 1-м этаже среднего здания, а подле нее находится «зало собраний», отделенное от церкви большими створчатыми дверями, которые, при существовании училища, открывались для богослужения, дабы стоящие в зале воспитанники могли видеть службу. Церковь , во имя Воскресения Христова устроена под наблюдением министра уделов Льва Алексеевича Перовского. С устройством больницы зало составило часть самой церкви. Ширина церкви 3 саж. 2 ар. 14 вер.; длина 12 саж., высота – 2 саж. 1 ар. и 12 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Консистория прислала вам указ об Анне. И это пошлем в Киев. Молите Бога о нас! После вас скучно стало и с о. Никандром 78 катанули к С. О. Бурачку 79 Всякого вам благополучия желаю. Ваш Ар. Феофан. P. S. Не подумайте, что так и ноги криво ходят, как перо. Некогда. Надо за дело. 320. О пути в Константинополь. Об избрании архимандрита Петра О пути в Константинополь. Об избрании архимандрита Петра в корреспонденты С.-Петербургской духовной академии. 30 июня 80 . Бог в помощь! Спасайтесь! Полагаю, что Вы теперь уже в богоспасаемом Киеве. Нескоро движитесь. Подождите, пока дойдет вот этот пакетец! Благодарствую за некие вести из Москвы. Жаль, еже о К[онстантинопо]ле. Но воля Божия да строится. В Ивере мне не пришлось быть. – Одно за другим; а теперь столько дела, что думать не след. Верно, в другое время. Владыка давно у нас – и начались у нас дела. – Впрочем, все по-старому. Особенностей никаких. – Напрасно Вы тревожились некиим писанием тупо-возносным. До Владыки оно, может быть, и не дошло. А если и дошло, то им презрено как пустое. Из чинов никого не видал. – Владыка только, когда представление надлежало утверждать о вашем корреспондентстве 81 , спросил: уж уехал? – и призадумался, – бумаги-то, дескать, и не поспели. – Не спешите. Ступайте из прохвала... шажком. – Еще успеете насмотреться на к-ц к-их (так! – Ред.). Тут прилагаются пакетцы – все Вам... один консисторский. Не знаю, писал ли я Вам – о счете Кораблева, книгопродавца. Кажется, писал. Так и толковать нечего. Из Ивера ничего не слышно. Там начинаются ходы. Господь да благословит путь Ваш. Поклонитесь всему Киеву. Преосвященный да благословит меня. О. Иоанн да помолится о мне. Простите, и проч. Виктор 82 – листки начинает издавать – и дело. Молите Бога о мне. Ваш Ар. Феофан. 321. Что у вас на чужбине? О грехах. О начале издания «Домашней беседы» Что у вас на чужбине? О грехах. О клире: живы ли знакомые. О выписке газет и журналов. О переводах. О начале издания «Домашней беседы». 28 сент. 1858 г. Воскресенье. Спасайтесь!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Троицы и заменяли эти выражения своими, а православные, удерживая выражения Писания, принимали их в буквальном смысле. Св. Афанасий, убеждённый в воззрении православных на Лица Св. Троипы, как в непреложной истине, выступил на борьбу с савеллианами не путём прямого разбора их положений, а путём сопоставления их воззрений с воззрениями православных. Оттого у него получилась довольно странная постановка вопросов в полемике против савеллианского разделения Слова и Сына, против временности Слова, Сына и Св. Духа и против способов их происхождения, и столько же странная и запутывающая смысл учения еретиков смесь терминов православных с савеллианскими при представлении чисто савеллианских воззрений, напр. Монада=Отец, родился=глаголал, расширился. – Сведения о савеллианстве у св. Афанасия рассеяны по разным сочинениям; их можно находить: пр. ариан. 4, 2. 9. 13. 14–25 и др. О собор. с. 16; Излож. в. 2 гл. 650 Orat. de sab. et adv. Σαβλλιος το Σαμοσατως Παλου α τν ατ ατο πιδδειται τν γνμην. 652 В русск. переводе твор. св. Афан. слово «Μνας» везде переведено словом «Единица». Мы предпочитаем этому переводу буквальное выражение «Монада». 654 Хотя у св. Афанасия есть замечания, противоречащие этому: «если Отец не мог творить молча, то необходимо заключить, что, родив, т. е. возглаголав, он восприял силу». Пр. ар. 4, 12; 490 стр. 655 «Они хотят, чтобы Бог молчал; пока молчит, был бездействен, и тогда только имел силу, когда издаёт Слово». Пр. ар. 4, 11 гл., 490 стр. 657 Постепенность в представлении верховного бытия сначала неопределённым и бескачественным, потом с признаком мысли и, наконец, с признаком энергии, – такое представление было едва ли не общим во всех древних философских системах, откуда оно перешло и в еретические системы. 661 Σαβλλιος νυπστατον τν ϒν ννοσας α νπατονv τ γιον Πνεμαа. c. arn. 1, 21 гл. Рус. пер. ч. 3, 189 стр. 663 Ср. пр. ариан. 4, 13 гл. 492; 4, 25 гл. 509 стр. Передавая в таком виде сообщения св. Афанасия о Монаде и Отце, как о различных между Собой субъектах, мы тем самым оправдываем господствующее ныне Шлейермахеровское воззрение на этот пункт учения савеллиан, но в тоже время становимся противниками Шлейермахера во взгляде на сообщения об этом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Повидимому, круг враждебных Никону бояр ограничивался несколькими семьями, особенно близкими Царю по родству женских линий (Стрешневы, Милославские) и связанных с ними (мать Богдана Хитрово была у Морозовых кормилицей). Милославские и Хитрово были выдвинуты Морозовыми ко двору; все они занимали главные посты в государстве и тяготились влиянием Никона на Царя. И другия лица, встречающияся в деле Никона – все представители власти. Илья Данилович Милославский († 1668) отец Царицы, он во главе Иноземного Приказа и Приказа Большой Казны. Окольничий Иван Андреевич Милославский († 1663) во главе Ямского Приказа, Богдан Хитрово (умер не ранее 1677) во главе Земского Приказа и новой Чети (1654–1665). Он был креатурой Морозова и Милославских (об его безнравственной жизни сообщает доктор Коллинс (между 1664 и 1668): «его жена однажды была найдена мертвой в постели; так как его измены были общеизвестны, и ревность жены его тяготила, то были подозрения на него. Царь потребовал от него или прекратить порочную жизнь с польскими девками, или оставить дворец»). В 1663–1664 г. он ведал Приказом Большого Дворца; 1 сентября 1667 г. Он сделан боярином (V ар. 204). Дьяк Алмаз Иванов – секретарь Боярской Думы, главный секретарь Посольского Приказа и Председатель Новгородской Четверти. Также представители родовой власти – враги Никона – Никита Иванович Одоевский председатель Казанского и Сибирского Приказа от 1643–1646 г. и А. Н. Трубецкой († 1663 г.) в нем от 1646–1663 г. Одоевский (умер после 1676 г.) был председателем Монастырского приказа, созданного Уложением (II, 403–405); боярин Петр Михайлович Салтыков был председателем Малороссийского Приказа (V, ар. 216); Боборыкин – родственник Романовых и Шереметевых (ib. 218). lxi) Участие Никона в государственной политике его времени Посвящая свой труд изучению воззрений Никона, мы не можем пройти молчанием его участия в государственной политике его времени, ибо он был советник Царя. В смысле неодобрения боярского местничества и существования и расценки людей по породе, Никон был, как государственный регент и советник Государя, прямым предшественником Петра I вместе с Ордын-Нащокиным; у него не было преклонения перед стариной только потому, что она старина; из этой старины он почитал только то, что проходило через испытание его критической оценки: так в отношении положения Церкви в государстве он был консерватор, но он почитал просвещение, знакомство с иноземными усовершенствованиями технического рода и в этом отношении был из числа людей новых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Такой мирный исход дела побудил многочисленных беженцев, укрывшихся в Александрии, обратиться к Киру с просьбой договориться с арабами о разрешении им вернуться в родные места. Разрешение было дано, и Александрия освободилась от значительной части беспокойного элемента. Кир и его сторонники могли считать первую половину своего замысла – получить передышку – успешно выполненной, но повернуть эту передышку в свою пользу не смогли. Наоборот, арабы за год без особых усилий подчинили себе весь остальной Египет, за исключением некоторых заболоченных, труднодоступных районов Дельты. В разной связи упоминается договор с Баруллусом, Рашидом и Агну, Кафртайсом и Султайсом 477 . Местная администрация сразу нашла общий язык с завоевателями: префект Нижнего Египта Мина (которого Иоанн характеризует как человека необразованного и надменного), назначенный Ираклием, остался на своем посту; префектом ар-Рифа был назначен Синода, а префектом Аркадии и Файума – Филоксен 478 . Двое первых, судя по именам, были коптами, а не греками. Параллельно с завершением завоевания Египта арабская армия стала обустраивать свой лагерь, сложившийся вокруг Бабалйуна и получивший название ал-Фустат, т. е. «лагерь». Амр со сподвижниками пророка поселился севернее Бабалйуня Здесь же в 21/642 г, была построена небольшая мечеть размером 50х30 локтей (27х16 м), которая могла вместить от силы 600 – 700 человек. Поэтому большинство молящихся располагалось на площади перед мечетью. Здесь, между мечетью и коптским Бабалйуном, уже в первые годы застройка приобрела городской характер. Остальное пространство к югу, востоку и северу в радиусе примерно двух километров было поделено между различными племенами; здесь палатки и наскоро слепленные домики и загоны для скота одного племени отделялись от другого обширными пространствами пустырей. Часть воинов, при осаде города стоявших лагерем в садах на острове ар-Рауда, пожелала остаться на этом месте, и около их поселения в 22/643 г. было построено укрепление (а может быть, просто восстановлено существовавшее прежде) 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

персона святейшего Никона патриарха , сакос и омофор и понагия, наклеенные разных цветов объерми» (Домашний быт Русских Царей с XVI ст., соч. И. Забелина. М. 1862, ч. 1, стр. 171–172). Из Царской казны портрет сей отдан был в Петровский монастырь. В 1774 г. (см. опись сего года) находился в трапезе Боголюбской монаст. церкви, на правой стороне, меж окон, в столярном киоте. В позднейших описях не значится почему-то. Ныне (с 1863 г.) находится в зале Епархиальной Библиотеки, открытой в Петровском же монастыре. 9 Отец Иоанникий, из Московского купечества, в монашество пострижен в Симоновом монастыре 1772 г. 15 августа, посвящен в иеродиакона того же года 22 сент., во иеромонаха 1773 г. 1 марта. Был казначеем с 1772 г., наместником с 1773 по 1776, в каковом году переведен в Троицкую Сергиеву лавру на должность казначея, исправлял и должность эконома. Переведенный опять в Москву, на вакансию настоятеля в Петровском мон., посвящен в архимандрита 21 ноября 1788 года. Он состоял членом консистории и (до 1805 г.) благочинным над мужскими монастырями Московской епархии, † 1816 г. 9 апреля, на 87 году от рождения. (Из его послужного списка за 1805 г., найденного в монаст. архиве). 13 Крест со св. мощами внутри его, в 1812 г. был утрачен, а в следующем году заменен другим без мощей. 14 Ближний стольник. Жена его Акилина Петровна в 1711 г., в вечное поминовение схимонаха Илариона и мужа своего, пожертвовала в Новгородский Софийский собор тоже плащаницу. См. „Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях“, соч. архимандрита (ныне архиепископа Донского) Макария. М. 1860, ч. 2, стр. 302. 15 Подобной же работы образ Богоявления Господня, в вышину 4 ар. 13 вер., в ширину 2 ар. 10 вер., и такой же меры картина, изображающая проповедь Иоанна Предтечи в пустыне Иудейской. 17 Того же года, 28 сент, взята у г-жи Кутузовой другая Казанская икона в гладком серебро-позолоченном окладе и с жемчужным ожерельем. К ней было привешено до 14 серебряных крестиков, мужских и женских, несколько серег, один перстень, да прикладных денег было рубль 12 алтын 4 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

17. Царская денежная награда 26 июня 1839 года занесена в формулярный список Его Высочества, который с этого дня считается вступившим в ряды кадет I кадетского корпуса. 18. В Петергофе, среди роскошных фонтанов, одна из покатых площадок, постоянно омываемых водою, падающею в виде каскада (водопада), должна была преодолеваться кадетами. Они с восторгом ходили на каскад в атаку, в особенности в присутствии Императора Николая Павловича, который чрезвычайно любил кадет и даже принимал участие в их играх. 20. Гр. Олсуфьев. «Потешные Императора Николая Павловича». Русск. Архив, 1910 г., 11, стр. 443 - 448. 21. Это было в день бракосочетания Великой Княжны Ольги Николаевны с Наследным Принцем Виртембергским, причем Его Высочество получил от Короля Виртембергского орден Короны. 22. Нынешнее Николаевское кавалерийское училище преобразовано из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 23. В Музее Имени Великого Князя Михаила Николаевича хранится деревянный шест, на котором поперечными чертами сделаны отметки, указывающие рост Великих Князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича в разные годы Их жизни. Как известно, Их Высочества оба отличались высоким ростом, о котором у старшего из Августейших Братьев имеются следующие отметки: 21 октября 1841 г. - 2 арш., 30 октября 1842 г. - 2 ар. 1 ¾ вер. и 14 ноября 1848 г. - 2 ар. 9 ½ вер. 24. 30 августа того же года получено было из Варшавы печальное известие о кончине Великого Князя Михаила Павловича. В отдании почестей телу своего Крестного Отца Его Высочество принял затем участие. 19 сентября 1849 г. Великий Князь Николай Николаевич назначен был Шефом полков, носивших Имя Его почившего Крестного Отца, Великого Князя Михаила Павловича, - Тверского драгунского и Сибирского гренадерского, коим повелено было именоваться по Имени молодого Шефа. Незадолго перед тем (30 августа) Его Высочеству был пожалован орден Нидерландского Льва. 26. Объявлен был следующий маршрут: Петергоф, Царское Село, Ям-Ижора, Шлиссельбург, Ладога, Тихвин, Рыбинск, Углич, Ярославль, Кострома, Юрьевец-Повольский, Нижний-Новгород, Вязники, Владимир, Москва и Петербург. На это путешествие назначены были только три недели, с 1 по 21 августа, с тем, чтобы возвратиться 22 августа к 150-летнему юбилею полков л.-гв. Преображенского и Семеновского.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010