В 1867 г. малолетнее отделение, а равно и летнее помещение сиротского института временно переведены были с Куракиной дачи в здание упраздненной александровской мануфактуры, но в 1868 г. Император Александр 2, удостоив, 5 июля, осмотреть это здание, Высочайше повелел: перевести воспитанниц в прежнее помещение, на Куракину дачу, и устроить здесь помещения как для малолетнего отделения, так и для летнего пребывания воспитанниц института. Летом 1868 г. составлены были и 14 августа Высочайше утверждены планы, как для перестройки прежнего каменного строения к помещению в нем 150 детей, малолетнего отделения и при нем церкви, так и для возведения, вместо старых деревянных зданий, нового деревянного дома, для летнего помещения 350 воспитанниц Николаевского института. 22-го сентября 1868 г. совершена была закладка каменного здания, в присутствии принца Петра Георгиевича Ольденбургского. В 1869 г. окончено было каменное, с церковию, здание, при неусыпной заботе и личном наблюдении директора хозяйственной части сиротских заведений, барона К. Н. Корфа и смотрителя дачи г. Завадовского. 28-го августа 1869 г. переведены сюда все, бывшие на лицо, воспитанницы малолетнего отделения, помещавшиеся минувшею зимою в Николаевском институте. 2-го ноября, преосвященным Павлом, епископом ладожским, освящена церковь и здание, в присутствии принца Ольденбургского и многих высокопоставленных лиц. Церковь освящена во имя св. Александра-Невского и устроена на средства петербургского 1-й гильдии купца и потомственного почетного гражданина Галова, ныне уже покойного. Она находится во 2-м этаже правого каменного флигеля. Длина ее, с алтарем, 17 саж. 4 в., ширина 4 саж. 2 ар. 14 в. На время службы алтарь закрывается устроенными на рельсах щитами и образуется рекреационное зало, на стенах которого помещены портреты Императора Александра 2 и Императрицы Марии Александровны, Императора Александра 3 и Императрицы Марии Феодоровны. 12 По стенам стоят стулья и скамейки. Алтарь возвышается на 10 вершков. Длина его 2 саж. 1 ар. 12 в.; ширина 4 саж. 2 ар. 14 в. Престол сосновый, квадратный, в 1 ар. 6 вер.; под престолом, в сребропозлащенном ковчеге, вложенном в деревянный ящичек, вложены частицы мощей. Антиминс освящен епископом Павлом 2-го ноября 1869 г. и подписан митрополитом Исидором. От престола до царских врат 1 аршин 14 вер. Запрестольный образ, «Спаситель, благословляющий детей», копия с Нефа, сделанная художником Петерсоном; образ в дубовой раме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По среднему выводу за 3 последние года доходу было 680 р. 25 к.; расход 665 р. 8 к. Кладбищенская церковь После катастрофы 1-го марта 1881 г., прихожане, из признательности к Царю–Освободителю, пожелали построить в память его храм, где бы возносилась молитва о упокоении души его. А так как, к этому времени, существовавшая с 1834 г. кладбищенская деревянная часовня пришла в ветхость, то и решено было вместо часовни построить церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, чтобы с совершаемым, 8-го июля, крестным ходом, соединялась молитва за погребенных на кладбище православных христиан. На постройку храма крестьяне села Рыбацкого пожертвовали 300 р., крестьяне Усть-Славянки 100 р., лесопромышленники, кирпичные заводчики и торговцы жертвовали деньгами и материалами; торговец села Рыбацкого, Николай Павлов Бушков затратил, на постройку и отделку храма, до 3000 р. Храм деревянный, в русском стиле, бревенчатый, с подшивным, по балкам, в виде свода, потолком, крестообразный. Начат 9 мая 1882 г. и освящен 1 ноября 1883 г. Построен по плану архитектора фарфорового завода Леонарда Шауфельберга и освящен благочинным, священником Васильем Петровичем Мудролюбовым, во имя Казанской Божией Матери. Антиминс его освящен 9 декабря 1882 г. митрополитом Исидором. Длина алтаря, от горнего места до царских врат, 2 саж. 8 верш., ширина 5 ар. 13 верш.; высота 5 ар. 7 верш. Длина храма, от солеи до выходных дверей, 2 саж. 1 ар. 4 верш.; ширина в выступах креста 3 саж. 2 арш. 11 вершков, а в остальных частях – 7 ар. 11 верш. Высота храма 2 саж.; высота купола 4 арш. 8 вершков. Иконостас резной, сосновый, выкрашенный под дуб. По левую сторону царских врат–храмовая икона Казанской Божией Матери, копия с чудотворной, находящейся в Казанском соборе. Все иконы в иконостасе – работы Паскина. Иконостас пред-алтарный и малые иконостасы за клиросами, с иконами св. Николая и св. Екатерины, а равно и деревянная решетка па клиросах, устроены усердием здешнего торговца Николая Павлова Бушкова. Резьбу иконостаса делал безмездно учитель столярного ремесла в здешнем училище Дмитрий Алексеевич Травин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Еще несколько шагов – и мы пред Гробом Господним. В него входят и спиною выходят люди разных исповеданий: и православные греки, русские и арабы, и армяне, и копты чернотелые, и католики, и протестанты разных наций. Какое дивное умилительное зрелище! Христос пролил кровь Свою за грехи всего мира. И весь почти мир, в лице своих представителей, усердных поклонников, приходит исповедать пред Гробом Его свою веру в бесценную Жертву, принесенную на Голгофе и положенную на каменном ложе в гробнице Иосифа. Тесна усыпальница Господня. Вход в нее требует согбенного положения посетителя. He видно в ней дикого природного камня усыпальницы, – все покрыто мрамором. Ее длина почти три аршина (2 ар. 14 верш.), а ширина почти такая же (2 ар. 11 верш.). Внутренность ее наполовину занята каменным погребальным ложем, на котором и почивало Пречистое Тело Спасителя нашего, так что для поклонения Живоносному Гробу остается места не более как четверым богомольцам и притом со стеснением. Ложе покрыто мраморными досками и сверху, и с лицевой стороны. Оно имеет 2 ар. 10,5 вер. длины и 1 арш. 5 вер. ширины и 14,5 вер. вышины. Пред ним на стене три священных, не особенно изящных, изображения Воскресения Господня, из коих одно принадлежит православным, другое католикам, третье армянам. Сверху с потолка спускаются 43 драгоценные лампады, принадлежащие разным вероисповеданиям: 13 православным, 13 латинянам, 13 армянам и 4 коптам. Но, прежде чем проникнуть в пещеру Гроба Господня, необходимо пройти через пристроенный к ней придел Ангела. Придел этот несколько более просторен: он имеет 4 арш. 15 верш. ширины и 4 ар. 1 верш. длины. Стены выложены белым мрамором с резьбою не древнего рисунка. В правой и левой стене находятся два небольших, но совсем круглых оконца, в которые в великую субботу раздают верующим свечи со священным огнем, а в другие часы богослужения кладут диаконы книгу Апостол и полотенце. Посреди придела имеется в каменном столбе часть камня, отваленного от двери Гроба Ангелом при Воскресении Господнем. Этот столбик служит во время литургии престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Св. муч. Ореста. Врач Тианский, скончался, влачимый диким конем, к коему привязан был по приказанию некоего Максимина, в царствование Диоклетиана, около 304 года. Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 9 nov.). Мес. В. 9 ноября. Март. Р. Священномуч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его. Св. Милий был рукоположен во епископа Сузы, но через три года принужден был оставить свою паству, с одним Евангелием, которому она не внимала. В Иерусалиме был на соборе 335 года, в Египте беседовал с Аммонием, учеником св. Антония, в Низибе со св. Иаковом. Возвратясь в отечество, пострадал от Ормизды в 341 г., во 2 год Сапорова гонения. (Act. SS. martii. od. ab ev. Assemano Romae, 1748. 66. Хр. Чт. 1827. XXVI. 66. Oriens Chr. II col. 1189). Мес. В. 13 ноября. Март. Р. 22 апр. Преп. Феостирикта, иже в Символах. Мес. всех свв. (Act. SS. martii. II. р. 609). 11 Св. великомуч. Мины. Египтянин, воин, страдал и усекнут в Котуании (Фриг.) от Пирроса, в царствование Диоклетиана и Максимиана. В Чет. Минее Страдание от Метафраста. (Lat. ар. Surium). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иоанна монаха. Св. муч. Виктора и Стефаниды мученицы. Виктор, воин из Италии, пострадал со Стефанидой, женой одного из сослуживцев, в Дамаске при Антонине. Он усекнут, мученица растерзана финиковыми древами, к коим была привязана. Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 14 maii. Act SS. maii. III 265). Март. Р. 14 мая, где Стефанида воспоминается под именем Короны. Мес. В. Имеют службу со св. Миной. Св. муч. Викентия диакона. Из клира Августопольской (Сарагос.) церкви в Испании, пострадал от Датиана в Валентии, при Диоклетиаие (ок. 304). Чет. Минея от Метафраста. (Lat. ар. Surium 22 ian. Act SS. ian. II. 393 sqq. Ruinart. II. 343). Март. Р. 22 янв. Имеет службу со св. Миной. Преп. Феодора Студита . Ревностный защитник иконопочитания, терпевший изгнание и раны при Константине Копрониме и Льве Армянине, восстановитель Студийского в Царьграде монастыря, племянник преп. Платона (5 апр.), брат Иосифа, митрополита Голунского (26 янв.), писатель, родился в 759, прест. в 826 году, 67 лет. »Был мал возрастом, блед лицом, плешив главою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Церковь в покоренной мусульманами Испании На севере полуострова завоеватели столкнулись с сопротивлением местного населения: готов и испаноримлян – беженцев из покоренной страны, а также басков. Наступление халифата захлебнулось, а в сражении под Ковадонгой герцог Астурии Пелагий, или Пелайо, одержал победу над войском завоевателей, после чего они отступили, и некоторое время спустя граница между исламской и христианской Испанией прошла по нижнему и среднему течению Дуэро, севернее реки Эбро, и по южным склонам Пиренейских гор, так что территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница эта была проницаемой с обеих сторон. Конные отряды мусульман совершали рейды в христианские области. Через горные перевалы завоеватели вторгались в Септиманию и южную Галлию, предпринимали попытки овладеть королевством франков, а христианские воины, готы, совершали набеги на владения мусульман. Перемирия лишь на время прерывали нескончаемую пограничную войну. Территория христианской Испании составила около четверти полуострова. Но граница была проницаемой с обеих сторон В 750-м г. в халифате произошел переворот – поменялась правящая династия. Власть перешла от Омейадов к Аббасидам, которые перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад. Почти все Омейады пали жертвой переворота. В живых остался Абд ар-Рахман ибн Муавийа, мать которого была из берберов. Он бежал от резни в Магриб, откуда затем перебрался в Испанию. Потомок халифов, Ар-Рахман объединил вокруг себя политические круги, тяготившиеся зависимостью от далекого Багдада, приверженцев свергнутой династии, а также мавританский элемент, ценивший происхождение Абд ар-Рахмана с материнской стороны от берберов, и всех тех мусульман, кто по разным причинам был недоволен сложившимся положением вещей. Сторонники Абд ар-Рахмана оказались сильнее своих противников, верных багдадскому халифу, и в 756-м г. он был провозглашен эмиром Аль-Андалуса, столицей которой стала Кордова, так что это государство с тех пор именовалось также Кордовским эмиратом. Первоначально эмир номинально признавал верховную власть халифа из враждебной династии, но в 765-м г. он запретил упоминать его имя в пятничных проповедях в мечетях.

http://pravoslavie.ru/129348.html

269 В богословском языке Булуса ар-Рахиба sift djawhariyya/dhtiyya (‘сущностные/субстанциональные свойства’) обозначает не свойства божественной природы, общие трем Лицам, как у греческих и латинских авторов, а, наоборот, то, что в греческом и латинском тринитарном богословии именуется личными или ипостасными свойствами. Также см. наст, изд.: Краткий рационалистический трактат XVIII. 42; Увещание к язычникам и иудеям. 28. 270 Перевод с арабского выполнен прот. О. Давыденковым по изд.: Булус ар-Рахиб. Трактат об общеизвестных разделениях среди христиан//Аль- Машрик. Бейрут, 1904. 7. С. 702–709 (на араб, яз.), а затем уточнен по изд.: Khoury Р Paul d’Antioche, eveque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. P. 84–98. 278 Как следует из приводимого далее образа раскаленного железа, под соединением по образу проявления ар-Рахиб понимает такой способ, при котором различные природы, не утрачивая своих естественных действий, пребывают в единой общей для них обеих ипостаси и, в силу теснейшего взаимного проникновения, проявляют себя одна через другую. 280 Излагая учение несториан, ар-Рахиб прибегает к их же терминологической системе, в которой ‘ипостась’ и ‘лицо’ не являются синонимами, и, следовательно, различие между ипостасью человечества Христа и ‘видимым лицом’ этого человечества вполне естественно. Бабай Великий, самый значительный догматист несторианства, писал: «Ипостась (hypostasis)... находится под видом и природой (sub specie et natura), к которой относится вместе с другими родственными ей ипостасями, от родственных же ипостасей она отличается [совокупностью] индивидуальных особенностей, которыми обладает в лице (in persona)...» (Babai Magni Liber de Unione/Interpr. A. Vaschalde. 1915. P. 129. (CSCO; 80). Согласно Η. H. Селезневу, для несториан «просопон – это совокупность явленных свойств, действий, отношений и состояний, уникальная для конкретной частной данной природы, позволяющих отличить одну ипостась от другой» (Селезнев Η. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005. С. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сначала слушателями М. были только члены его семьи: Хадиджа, Зайд и Али, которому тогда было 7-9 лет. Через нек-рое время участниками собраний М. стали еще неск. человек, среди к-рых были Абу Бакр, Абд ар-Рахман ибн Ауф и Джафар ибн Абу Талиб, брат Али и двоюродный брат М. Спустя 3 года после начала пророчества М. получил повеление от Аллаха сделать так, чтобы его ближайшие родственники приняли ислам (XXVI 214), т. е. стали мусульманами - людьми, вверившими себя единому Богу - Аллаху. Первой мусульманкой стала Хадиджа, а затем ислам приняли вольноотпущенник Зейд ибн Харис, к-рого М. публично объявил своим сыном, двоюродный брат М. Али ибн Аби Талиб, а также ближайший друг Абу Бакр ибн Аби Кухафа. Через год число участников тайных встреч, к-рые приняли ислам, превысило 30 чел., и молитвенные собрания были перенесены в дом аль-Аркама ибн Абу-ль-Аркама. Те, кто посещали собрания, принадлежали к различным группам мекканского общества, включая вольноотпущенников, следовавших за своими бывш. хозяевами и покровителями. Вскоре число сторонников пророка приблизилось к 40. В этот период к ним присоединились также молочный брат М. Хамза ибн Абд аль-Мутталиб и влиятельный человек Омар ибн аль-Хаттаб (585-644) (впосл. 2-й «праведный халиф»). После того как среди принявших ислам появились влиятельные курайшиты, такие как Омар ибн аль-Хаттаб, М. решил начать публичную проповедь. Он вышел на склон холма ас-Сафа и созвал курайшитов с помощью клича «Берегитесь!», обычно используемого для предупреждения о серьезной опасности. Когда жители Мекки пришли, М. обратился к ним с проповедью, в к-рой призвал отказаться от многобожия и почитать единого бога - Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого) и ар-Рахима (Милосердного). Так, по преданию, были названы первые из 100 «прекрасных имен Бога», 99 из к-рых могут узнать все, а одно - величайшее имя - знают только пророки. Впосл. эти 99 имен и предворяющее их слово «абд» (раб) составили основную часть мусульм. именослова (напр., Абдаллах, Абд ар-Рахман и т.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Симферопольская епархия готовится к проведению акции " Я – выбираю жизнь " Симферополь, 10 ноября 2005 г . 3 ноября Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, по приглашению министерства труда и социальной политики АР Крым принял участие в праздновании Дня работников социальной сферы. Торжества проходили в Русском академическом драматическом театре им. Горького (Симферополь). В рамках торжественных мероприятий были проведены награждение работников социальной сферы из разных регионов автономии и торжественный концерт, подготовленный труппой театра специально к Дню работников социальной сферы. С приветственными словами к собравшимся выступили: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, министр труда и социальной политики АР Крым – Виктор Иванович Чуриков, заместитель председателя совета министров АР Крым – Елена Асмолова, и другие официальные лица, сообщает пресс-служба Симферопольской епархии УПЦ. В своем приветственном слове к собравшимся Владыка Лазарь сказал: " Вы – работники социальной сферы как ни кто иной, по роду вашей деятельности, вашего служения, ежедневно имеете дело с проблемами сотен людей, от положительного решения которых, порой, зависит не только их семейное благополучие, но, зачастую, и сама их жизнь. Поэтому вас Господь призывает быть особо милостивыми и особо милосердными, снисходительными к немощам других, быть терпеливыми, и обещает за это награду на небесах, говоря: " Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). Конечно, когда каждый день видишь страдание и боль другого, то сердце может сделаться бесчувственным, покрывшись защитной коркой равнодушия, но Церковь в своих спасительных Таинствах может помочь избежать этого и духовно подкрепить человека. Поэтому сегодня я хочу молитвенно пожелать всем вам помощи Господней и благословения Божия на все ваши благие дела и начинания, чтобы в этом благословенном поприще социального служения и министерство труда и социальной политики АР Крым и Симферопольская и Крымская епархия УПЦ, которая уже работает над осуществлением нескольких крупных проектов в этой сфере, помогали друг другу, взаимно обогащали друг друга уже имеющимся опытом и приносили нашему обществу добрые и многие плоды.

http://pravoslavie.ru/15089.html

Корр.: И если вспоминать 1993-й, – как же тогда против Патриархии подло интриговали! Не давали доступа к СМИ, замалчивали и искажали заявления церковных представителей ... АР: Сейчас то же самое. Вокруг фигуры Патриарха пулом либеральных СМИ искусственно формируется искривленное пространство. Положительные вещи, результаты работы оставляются без внимания, а из любого незначительного повода надувается проблема. Корр.: ...или вовсе без повода. АР: Стандартная метода ведения идеологических сражений: разворачивается истерия по поводу якобы неверно выбранных целей, фатально-тотальных неудач. Дескать, всё пропало, мы сбились с дороги и прочее. Целенаправленно запутывают картину, валят, как говорят, с больной головы на здоровую, с надеждой наловить рыбки в мутной воде. Корр.: И для чего, как вы думаете, протоиерею Всеволоду Чаплину понадобились сейчас эти предложения реформ, сбор подписей и тому подобное? АР: Единственный шанс для него – это создать за собой видимость представительности. Поэтому он затеял игру в популизм, формирует лестные для аудитории предложения, которые якобы необходимо срочно поддержать, на будущее же надеется вернуться к спору с Патриархом, требовать, ставить условия, но уже в статусе " лидера общественного мнения " . Корр.: Но как можно дойти до вражды, ненависти?.. АР: Выходит, что можно. Парадокс, но на сегодня нет других противников, столь рьяно желающих неуспеха Русской Православной Церкви и Патриарху, кроме отвергнутых " стратегов " и " пророков " . О. Всеволод, по-моему, если мне память не изменяет, предсказывал бедствия в перспективе двух или – что-то около этого – лет. Опять-таки, в случае, если его, протоиерея Всеволода, не послушаются. Честно говоря, всё это смотрится безыскусно, неумно. Не хотелось бы останавливать лишнее внимание на подобных вещах. Все мы под Богом ходим, никто от кризисных ситуаций не застрахован. Разница в том, что одни молятся об избавлении от бедствий, другие же рассматривают неприятности как личный шанс для себя. Почти наверняка будут трудности, России и Русской Православной Церкви предстоит сложное время. Но именно теперь – встревать со своими мелкими обидами, создавать информационный шум, нервную, склочную атмосферу перекрёстных претензий, сиюминутных альянсов и мезальянсов – кажется особенно скверным. Спокойный деловой ритм, проповедь традиционных христианских добродетелей, как любил говорить преподобный старец Амвросий: " Никому не досаждать, никого не осуждать и всем – моё почтение " , – самое естественное и нормальное, что Церковь может в данный момент сделать.

http://religare.ru/2_108228.html

Недостающий ар-деко То есть вы совместили храм XXI века с Константинопольской Софией? Это получилось в процессе работы. Идея его внешнего облика уходит корнями в древнерусскую архитектуру XI–XII веков. Нас вдохновили такие шедевры, как храм Покрова на Нерли и Дмитровский собор во Владимире. Как и там, здесь в основу положен закомарный (закомара полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены. Прим. ред. ) принцип. Так получилось, что храмостроительство в России в начале XX века остановилось на модерне, а во всем остальном мире и в Америке, и в Европе, в том числе в храмовой архитектуре, модерн сменился ар-деко. Как раз в ар-деко и построен наш храм. Если бы не революция, то мы бы имели сейчас образцы этого стиля во всех направлениях российскойархитектуры. Отличия этих двух стилей в том, что в модерне преобладают более плавные линии, а ар-деко более жесткие, очевидная симметрия и местные этнические орнаменты. И в некотором смысле наш храм это мостик, перекинутый из начала ХХ века в XXI. Что касается внутреннего строения храма, то его «софийный» интерьер был выбран как  возможных вариантов. Работая над проектом, я сначала решил поставить внутри храма столпы, но они «съели» почти всё внутреннее пространство. Тогда, подбирая один вариант интерьера за другим (всё это делалось на компьютере), я остановился на пропорциях интерьера Святой Софии. И вдруг оказалось, что эта идея, эта эмоция высокого необъятного купола, огромного внутреннего пространства без всяких столпов, обрамленного лишь галереями по бокам, идеально подходит для нашего храма. Но, когда я начал трансформировать софийский интерьер в пропорции нашего храма, от интерьера самой Софии практически ничего не осталось, кроме самой эмоции, о которой я сказал. И в итоге получилось что-то свое, как мне кажется, уникальное решение храмового пространства. С какими сложностями вы столкнулись при воплощении проекта в жизнь? Например, выбор облицовочного камня. Первоначально планировалось использовать белый мрамор. Но в реальности выяснилось, что мрамор хорош для храма посреди площади, а в стенах монастыря эта облицовка будет выглядеть слишком «холодно». Тут больше подходит то, что визуально кажется «теплым». Мы полгода выбирали разные образцы камня, рассматривали даже иерусалимский известняк. Но в итоге остановились на владимирском известняке из Мелихо-Федоровского месторождения. Выбор определило то, что он был традиционным камнем в Древней Руси. А на цоколь пошел уральский мансуровский гранит.

http://e-vestnik.ru/interviews/hram_novo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010